МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР - ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Ансамбль «Сапфир»
Уровень программы: углубленный
Срок реализации: 1 год (180 часов)
Возрастная категория: от 14 до 18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Харлампиди Лариса Николаевна
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Ансамбль «Сапфир»
Уровень: углубленный
Срок реализации программы: 1 год: 180 часов
Возрастная категория: 14-18 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НАКУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул,
д. 271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.09.23 16:30:53 +03'00'
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 750
Автор-составитель: Харлампиди Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки
программы
Направленность, уровень программы
Актуальность,
новизна,
педагогическая
целесообразность программы
Отличительные особенности программы
Характеристика обучающихся по программе.
Объем и сроки реализации программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
4
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Календарный план воспитательной работы
2.3 Условия реализации программы
2.4 Формы аттестации
2.5 Оценочные материалы
2.6 Методические материалы
18
2.7
31
Список литературы
4
4
6
6
7
8
9
10
11
12
18
20
23
24
25
26
3
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография – вид деятельности, способствующий успешному
художественно-нравственному воспитанию обучающихся, она сочетает в
себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость,
как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в
достижении результата, уверенность в себе, самостоятельность, открытость,
помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в
процессе обучения по программе.
В этой связи, одна из основных задач педагога - выявление и развитие
творческой индивидуальности каждого учащегося.
Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом
мероприятии
любого
формата
(развлекательное,
познавательное,
патриотическое), востребованы на общегородских праздниках. Высокая
потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов на любом
культурно-массовом мероприятии любого формата (развлекательное,
познавательное, патриотическое), продиктовала необходимость создания
программы «Ансамбль «Сапфир», ориентированной на подготовку учащихся
к концертной деятельности – публичным выступлениям на концертных
площадках города и района, участие в различных фестивалях и конкурсах и в
других различных сценических мероприятиях различного уровня.
Воспитательная компонента в студии реализуется согласно календарному
плану воспитательной работы (Раздел № 2). Планом предполагается
проведение мероприятий, направленных на нравственное, эстетическое,
трудовое, патриотическое и физическое.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
4
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
6
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Данная образовательная программа имеет художественную
направленность, поскольку нацелена на воспитание и развитие у детей
танцевальной техники.
Уровень программы: углубленный.
Программа является модифицированной. При составлении программы
автором программы использовалась методическая литература, базовые
программы,
личный
опыт
работы
хореографа
по
программе
«Хореографическая студия «Сапфир»», разработчиком, которой является
автор – составитель данной программы. Также был использован опыт
специалистов хореографии (образовательная программа дополнительного
образования детей художественно-эстетической направленности "Студия
танца.
Хореография",
Антипова
О.
Б.,
и
дополнительная
7
общеобразовательная общеразвивающая программа «Экзерсис», Цвингер
В.А. ГБОУ ДО ДДТ «Олимп» Выборгского района Санкт – Петербурга).
Актуальность программы. Актуальность программы заключается в
том, что она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально
значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее,
развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие,
способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности,
приобщает детей к творчеству.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Занятия танцем формируют
правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры
поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец
имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания.
Хореография оказывает не только коррекционное действие на
физическое развитие, но и создает благоприятную основу для
совершенствования таких психических функций как мышление, память,
внимание, восприятие.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих
характеру мелодий, вызывают у ребенка активность и воображения,
координацию и выразительность действий.
Новизна программы заключается в том, что она соответствует
тенденциям развития современной хореографии. В связи с тем, что в
программе используется дидактический материал наших дней, это даёт
возможность быть актуальной в современных условиях и удовлетворять вкус
и эстетическую потребность подрастающего поколения.
Программа адаптирована к конкретным условиям образовательного
учреждения, а также к способностям и возможностям детей. Одним из
важных направлений работы объединения является подготовка учащихся
концертной деятельности – публичным выступлениям на концертных
площадках города и района, участие в различных фестивалях и конкурсах и в
других различных сценических мероприятиях различного уровня.
Педагогическая
целесообразность
программы.
Программа
предполагает специализированные занятия для детей, проявивших в
предыдущие годы обучения определенные способности к танцу.
Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают
репертуар. Педагогу на этом этапе работы необходимо либо осуществлять
самостоятельные постановки, либо прибегнуть к помощи специальной
литературы и видеоматериалов. Предлагаемая программа, с этой точки
зрения, будет инновационной. Она сориентирует педагога на работу с
детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на
воспитание хореографической культуры и привитие навыков в искусстве
танца. Обучение предполагает специализированные занятия в избранном
жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара и
8
совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и
развиваются полученные хореографические навыки, идет интенсивное
пополнение знаний.
Занятия организуются в форме детских хореографических коллективов.
Работа коллектива строится на стабильных и периодичных учебных
занятиях.
Наиболее сложной задачей для педагога является постановочная
работа. При создании постановок, новых номеров, следует помнить об
основных
законах
построения
хореографического
произведения.
Первостепенное значение имеет музыкальный материал. Грамотно
выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие
экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Логике
драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция и
хореографический текст. Все эти слагаемые в сумме приведут к наиболее
точному пластическому выражению хореографического образа, смысла и
содержания танца.
Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским
возможностям и возрастным особенностям учащихся. Репертуар –
вариативный компонент программы и может быть изменен, дополнен в связи
с календарными событиями и планом реализации коллективных и
индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Для выполнения поставленных в программе задач, в соответствии с
методологическими позициями программа предусматривает следующие
формы занятий:
- обучающее занятие,
- тренировочное занятие,
- коллективно – творческое занятие,
- контрольное занятие,
- индивидуальное занятие,
- беседы по истории танца и истории балета,
- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала,
беседы о музыке, музыкальные игры),
- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий,
досуг внутри коллектива).
Отличительная особенность программы
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу
могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала
9
по определенным темам, может меняться последовательность прохождения
разделов программы.
Характеристика обучающихся по программе
Адресат программы - учащиеся в возрасте 14-18 лет, желающие
совершенствовать
свои
творческие
способности
в
области
хореографического искусства. Освоившие программу смогут самостоятельно
воплощать образ и характер танца на сцене, участвовать в концертах,
конкурсах и фестиваля различного уровня.
Программа составлена, с учетом психофизических, возрастных
особенностей детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы.
Дети среднего школьного возраста обладают в основном наглядно –
образным характером запоминания, поэтому личный показ движений
педагогом наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети
уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой
определенные цели.
Учащиеся старшего школьного возраста легко усваивают материал на
первых занятиях. Основная задача: следить за легкостью усваивания
движения поначалу в медленном темпе, переходя в более быстрый темп,
чтобы при этом в движении сохранялись чистота, четкость и пластика
исполнения.
Условия приема: основной костяк объединения - учащиеся
Образцового детского хореографического ансамбля «Сапфир», прошедшие
обучение в течение 3 лет по программе «Хореографическая студия
«Сапфир».
Принимаются и дети с разной степенью одарённости и различным
уровнем подготовки, успешно прошедшие обучение по любой базовой
программе данной направленности в данном учреждении или, прошедшие
обучение в учреждениях тематически близким к данной.
Степень предварительной подготовки при приеме в группы первого
года обучения: имеющиеся специализированные знания у учащихся,
проявивших определенные способности к танцу.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
просмотром, собеседованием.
Условия приема - добровольная основа, желание ребенка, личное
заявление родителя (законного представителя).
В объединение могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении детей категории ОВЗ рекомендовано наличие
медицинской справки об общем состоянии ребенка, позволяющая заниматься
данным видом деятельности.
В течение учебного года можно проводить дополнительный набор в
объединение, при наличии вакантных мест, могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
10
просмотр с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей.
Количество детей в группах из расчета площади одного занимающего
в соответствии с требованиями строительных норм и правил 10 - 12 человек.
Эта норма позволит педагогу держать группу в поле внимания и, хотя бы
короткое время проводить индивидуальные работы с каждым учащимся,
давая советы и оценивая работу каждого.
Объем и сроки реализации программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы, составляет 180 часов.
Недельная нагрузка - 5 часов.
Формы
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Режим работы
Занятия проводятся два раза в неделю: один день – три
академических часа (один час – 40 мин.), второй день – два академических
часа. Перемены – по 10 мин.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы организации занятий: работа в парах, индивидуальная,
групповая формы проведения и организации занятий.
Виды занятий: практические занятия, выездное тематическое занятие,
концерты, творческие отчеты.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от
простейших
упражнений
до
самостоятельно
выполненной
художественной работы. Основной формой образовательного процесса
является занятие в соответствии с календарным учебным графиком, которое
включает в себя часы теории и практики.
Теоретический курс. Хореографическая терминология.
Групповая работа. Специальная подготовка, постановка массовых
танцевальных номеров.
Индивидуальная работа. Постановка сольных номеров.
Как результат работы: концертная деятельность, выступление на
конкурсах, мероприятиях и концертах.
Для подготовки номеров к концертам, конкурсам, фестивалям и
мероприятиям различного уровня также предполагаются занятия в форме
сводных репетиций всех групп и работа с подгруппами (дуэты, трио,
квартеты и т.д., одновозрастные, разновозрастные).
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и
открытые.
11
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности
обучающегося посредством погружения в процесс подготовки концертных
хореографических номеров, формирование хореографических навыков
учащихся, раскрытие их творческих способностей в избранном виде
деятельности на уровне высоких показателей.
Задачи программы.
Образовательные задачи:
- развивать выносливость, силу и устойчивость за счет ускорения
темпа, увеличения количества движений в упражнениях;
- развивать исполнительскую виртуозность и артистичность;
- развивать навыки самостоятельной работы участника коллектива.
Личностные задачи:
сформировать осознанное отношение к занятиям, ценностносмысловые компетенции успешной личности;
содействовать гармоничному развитию творческой личности
ребенка;
развить чувства гармонии, чувства ритма;
совершенствовать нравственно-эстетические, духовные и
физические потребности.
- сформировать ценностное отношение к Родине, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам
Российской Федерации.
- воспитать ценностное отношение к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях; умения видеть красоту
в окружающем мире. представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры; формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах творчества;
Метапредметные задачи:
сформировать навыки контролировать собственное исполнение;
развивать зрительную память;
научить направлять свои усилия в русло правильной мышечной
работы;
учить совместно работать в ансамбле с другими исполнителями;
научить мысленно представлять движения;
научить визуально определять характер и особенности
мышечных усилий, их распределение во времени и в пространстве при
показе и во время исполнения другими участниками;
сформировать умение самостоятельно и творчески работать над
исполнением изучаемого материала.
12
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
бл Название
ок раздела, темы
1 Вводное занятие
Количество часов
Всего Теория Практика
3
1
2
2
Занятия
по
направлению
джаз-модерн
Занятия
по
направлению
«Стилизованный
народный танец»
Постановка
танцевальных
номеров
Концертносценическая
деятельность
18
3
15
43
6
37
Дневник
наблюдений
65
15
50
Педагогическое
наблюдение
48
0
48
Итоговое занятие
3
0
3
Участие
в
конкурсах,
концертных
выступлениях,
проявление
авторской позиции
Творческий отчет
Итого
180
25
155
3
4
5
6
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Дневник
наблюдений
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие
Теоретическая часть. Вступительная беседа «Что за лето
изменилось?». Повторение материала: понятие «танец», «темп», «ритм».
Цели и задачи программы. Основные правила этики, и гигиены. Инструктаж
по технике безопасности.
Практическая часть. Проведение тестирования.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
2.
Занятия по направлению джаз-модерн танец.
Теоретическая часть. Повторение терминологии
Практическая часть. Исполнение всех разделов занятия:
- разогрев (все виды разогрева в комплексной форме);
- изоляция (полиритмия, полицентрия);
- партер (развернутые комбинации с использованием движений
изолированных центров);
- упражнение для позвоночника (соединение всех возможных
движений торса в единые развернутые комбинации с использованием
падений и подъемов);
13
кросс (использование всего пространства класса, соединение шагов,
прыжков, вращений в единые комбинации, вращение по кругу и со сменой
уровня).
3.
Занятия в направлении «Стилизованный народный танец»
Теоретическая часть. Характер и сценический образ народных танцев
в современной пластике Техника исполнения и базовые навыки
хореографической композиции стилизованного народного танца.
Практическая часть. Постановка танцевальных номеров в направлении
«Стилизованный народный танец».
4.
Постановка танцевальных номеров
Теоретическая часть. Просмотр видеокассет, дисков, разбор рисунка
танцевальной композиции. Знакомство с музыкальным материалом. Разбор
базовых движений.
Практическая часть. Отработка движений, изучение рисунка
танцевальной композиции. Постановка танцевальных номеров, на основе
изученного материала на импровизационном материале участников
коллектива. Подготовка к массовым мероприятиям и концертам.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
5.
Концертно – сценическая деятельность.
Практическая часть. Концертно–сценическая практика, участие в
районных,
зональных,
городских,
международных,
федеральных
хореографических конкурсах, фестивалях. Участие в учебных концертах,
концертах для родителей, открытых занятиях для родителей, массовых
праздниках и мероприятиях, акциях. Исполнение музыкальных произведений
из репертуарного плана.
Форма контроля. Участие в конкурсах, концертных выступлениях,
проявление авторской позиции.
6.
Итоговое занятие
Практическая часть. Диагностика усвоения программного материала,
физических возможностей детей (освоение программного материала,
результаты участия в конкурсах, личностный рост учащихся); перспективное
планирование. Отчетный концерт для родителей.
Форма контроля. Творческий отчет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные результаты:
- развиты выносливость, сила и устойчивость за счет ускорения темпа,
увеличения количества движений в упражнениях;
- развита исполнительская виртуозность и артистичность;
- развиты навыки самостоятельной работы участника коллектива.
Личностные результаты:
сформировано осознанное отношение к занятиям, ценностносмысловые компетенции успешной личности;
14
проявляют признаки гармонично развитой творческой личности;
развиты чувства гармонии, чувства ритма;
совершенствованы нравственно-эстетические, духовные и
физические потребности.
- сформировано ценностное отношения к Родине, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам
Российской Федерации.
- воспитано ценностное отношение к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях; умения видеть красоту
в окружающем мире. представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры; формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах творчества;
Метапредметные результаты:
сформированы навыки контролировать собственное исполнение;
развита зрительная память;
научены направлять свои усилия в русло правильной мышечной
работы;
умеют совместно работать в ансамбле с другими исполнителями;
умеют мысленно представлять движения;
научены визуально определять характер и особенности
мышечных усилий, их распределение во времени и в пространстве при
показе и во время исполнения другими участниками;
сформировано умение самостоятельно и творчески работать над
исполнением изучаемого материала.
15
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
Календарный учебный график к программе «Ансамбль «Сапфир»
Всего часов по
программе
январь
май
Апрель - май
декабрь
март
Март - апрель
Декабрь - январь
ноябрь
Ноябрь - декабрь
Сентябрь - октябрь
Год обучения
апрель
февраль
15
16
17
18
19
20
21
22
23
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5 5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
180
14
5
36
13
5
35
12
5
34
11
5
33
10
5
32
9
5
31
8
5
30
7
5
29
6
5
28
5
5
27
4
5
26
3
5
25
2
24
1
5
1 группа
Базовый уровень программы
(кол-во часов)
Недели обучения
октябрь
Октябрь - ноябрь
октябрь
Год обучения: с 1 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.
Сентябрь
16
Занятия,
непредусмотренные
расписанием
Каникулярный
период (К)
Промежуточная
(П) Итоговая (И)
аттестация
П
К
К
И
К
К
17
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Наименование
мероприятия
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
Тематические беседы и
акция, посвященные
Дню образования
Краснодарского края
13.09.2024
Харлампиди
Л.Н.
Тематические беседы в
объединениях,
посвященные
Дню народного единства
Акция «Посылка
солдату»
Танцевальные
постановки
патриотического
характера
Концертные
номера,связанные с
духовным
ноябрь
Харлампиди
Л.Н.
февраль
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Февраль-май
Ноябрьфевраль
Харлампиди
Л.Н.
Планируемый результат
Примечание
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений
о
государственном устройстве и
социальной
структуре
российского общества, наиболее
значимых страницах истории
страны.
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
18
развитием(Рождество
Христово,день
матери,день защитника
Отечества)
3
4
Трудовое
воспитание
Эстетическое
воспитание
Уборка кабинетов
сентябрь
Харлампиди
Л.Н.
Ремонт костюмов
Сентябрьмай
декабрь
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Оформление зала к
новогодним утренникам
Участие в тематических
мероприятиях(
концертная
деятельность)
Сентябрьмай
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения
к
труду
и
творчеству,
трудовым
достижениям
России
и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений
об эстетических идеалах и
ценностях;
умения
видеть
красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей;
представления об эстетических
и художественных ценностях
отечественной
культуры;
формирование потребности и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
19
5
Физическое
воспитание
Акция «Курить
здоровью вредить!»,
посвященная
Всемирному дню отказа
от курения
ноябрь
Харлампиди
Л.Н.
Акция : «Мы выбираем
жизнь!»
Комплекс физических
упражнений в рамках
занятий на укрепление
физического здоровья!»
март
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Сентябрьмай
пространстве образовательного
учреждения и семьи.
Формирование
ценностного
отношения к здоровью и
здоровому
образу
жизни;
представления
о
роли
физической культуры и спорта
для здоровья человека, его
образования,
труда
и
творчества; знания о возможном
негативном
влиянии
компьютерных
игр,
телевидения,
рекламы
на
здоровье человека.
20
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы.
Важным условием выполнения учебной программы является
достаточный уровень материально - технического обеспечения:
- наличие специального хорошо проветриваемого зала, оснащенного
зеркалами для самоконтроля, тренировочными станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером коврик);
- костюмы для занятий (ласины и купальник) (решение подобных
вопросов осуществляется совместно с родителями);
- костюмы для концертных номеров в соответствии с репертуаром
(решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями);
- сценическая площадка для репетиций;
- Оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления),
бутафория;
- обувь для сцены (каблучная) и для занятий.
Перечень оборудования, инструментов, необходимых
для
реализации программы.
Для обеспечения занятий используются:
- средства ИКТ;
- средства ТСО (музыкальный центр, усилитель, динамики, микшер,
проигрыватель, системы аудио-видео караоке, синтезатор, микрофоны,
музыкальный пульт и т.д.);
- музыкальные инструменты;
- музыкальная библиотека;
- фонотека; музыкальное оформление номеров: аранжировка
музыкального материала с возможными материальными затратами;
- видеотека;
- наглядные пособия;
- специальная обувь (балетки);
- для занятий партером – коврик;
- видеокамера, фотоаппарат для фиксирования учебного процесса и
сценического материала.
Информационное обеспечение.
Единая коллекция образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru).
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm.
мультимедийные презентации: «Хореографическое искусство танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях». «Стили и
направления ХХ века».
Кадровое обеспечение.
21
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, владеющий навыками хореографического
искусства.
Харлампиди
Лариса
Николаевна,
педагог
высшей
квалификационной категории. Образование Краснодарское краевое
культурно-просветительное училище. Клубный работник, «Руководитель
самодеятельного хореографического коллектива». Стаж работы – 17 лет.
Руководитель Образцового детского коллектива "Хореографическая студия
«Сапфир», «Ансамбля «Сапфир», объединений «Станцуем, друзья»,
«Танцуем вместе». В 2018 году коллективу присвоено звание Образцовый
детский коллектив "Хореографическая студия «Сапфир».
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов.
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой
цели существует промежуточный контроль (участие в концертах,
фестивалях, конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет, открытое
занятие для родителей). Отчет проводится в форме отчетного концерта для
родителей концерта по итогам года с выдачей (по желанию обучающегося)
свидетельств об окончании курса.
Этапы педагогического контроля
Сроки
№
контроля
Какие знания, умения и
Форма
навыки контролируются
контроля
п/п
1
2
3
4
После
1
Исходное положение перед
изучения новой выполнением движения, техника
темы
его выполнения, положение рук,
головы
Ежемесячно
2
Навыки методики. Точное
исполнение выученных движений
в медленном, среднем и быстром
темпе
Ежеквартально
3
Умение импровизировать,
самостоятельно составляя связки
движений. Использовать мимику
для передачи чувств, настроения.
Май
4
Итоговое занятие.
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
,
практическая
работа
Творческий
отчет
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
22
- дипломы, грамоты, благодарственные письма;
- свидетельства, сертификаты;
- готовый концертный номер;
- статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества;
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года;
- портфолио;
- статьи, публикации;
- поступление выпускников по профилю.
По итогам года, по желанию обучающегося выдается свидетельство об
окончании курса.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащимися планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую хореографическую деятельность.
Оценивается
достижения
творческого
характера
посредством
«Диагностической таблицы учёта участия обучающихся по программе
«Ансамбль «Сапфир» в конкурсах»
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Ансамбль «Сапфир»
Дата
Назван
Название
Резул
ие конкурса номера
ьтат
Фамил
ия,
имя
ребёнка
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
Протокол промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся
по программе «Ансамбль «Сапфир»
№
№
ФИО
обучающегос
я
1.
1
1
Разделы программы (темы), форма итоговой аттестации
н - низкий уровень
с - средний уровень
в - высокий уровень
нсв-
нсв-
Сред
ний балл
обучающегос
я
нсв-
2
..
2
15.
23
Все критерии оценок необходимо систематизировать в диагностику
физического состояния (гибкость, координация, растяжка, пластичность,
ритмичность) и диагностику эмоционального состояния (концентрация
внимания, эмоциональный зажим, выразительность, художественный вкус,
актерское мастерство).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство
танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте,
реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно, в учебной
работе надо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять
каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и
творчески увлеченно, музыкально.
Методика учебно – воспитательной работы не может быть единой для
всех творческих объединений, так как коллективы отличаются друг от друга
творческим
направлением,
численностью,
возрастным
составом,
интеллектуальным уровнем учащихся.
Метод работы по данной программе предполагает вариативное
обучение детей, поиск интересного музыкального материала, творческий
подход к работе.
В процессе освоения программы необходимо использовать следующие
методы разучивания танцевальных движений:
Метод разучивания по частям (движение делится на простые
части и каждая часть разучивается отдельно);
целостный метод разучивания (заключается в разучивании
движения целиком, в замедленном темпе);
метод временного упрощения движения (сложное упражнение
сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение
постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо
опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через
танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения: гибкость,
выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом
овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное
усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного
танца;
24
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия,
наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности
учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять
полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Методы, применяемые для реализации программы
в работе с учащимися
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание
интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные
упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается
содержание музыкальных произведений, описывается техника движений в
связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе
осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с
постановочной,
репетиционной
работой,
осуществляется
поиск
художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование.
Образовательные технологии
Игровая технология, применяемая на занятиях по данной программе,
помогает развивать способности детей, так как погружает ребенка в
ситуацию успеха (ему все интересно, у него все получается). С помощью
данной технологии можно научить участников студии такому процессу, как
развитие координации движений на основе несложных элементов народной
музыкальной игры, включающей в себя элементы русского народного танца.
Применение игровых технологий позволяет:
1.
Создать комфортные условия, необходимые для овладения
общеучебными умениями и навыками и создать условия для воспитания
коллектива.
2.
Развивать коммуникативные качества учащихся и формировать
навыки коллективной работы.
3.
Помогает в диагностической работе с группой (наблюдения при
проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру
группы, тип взаимоотношений между детьми, установить учащихся с явными
лидерскими качествами и аутсайдеров). Хорошо продуманные игры могут
быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива,
развития дружбы и взаимопомощи в группе.
25
Очень эффективны используемые на занятии: игры для закрепления
изученного материала, игры для проверки знаний, обобщающие игры.
Успешно освоив через игру базовый уровень танцевальных умений и
навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе, у них повышается
самооценка. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и
получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются
межличностные отношения, совершенствуются коммуникативные навыки.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности в решении этого вопроса и одновременно ставят новые задачи
перед педагогом.
Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения
мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Применяется комплексный способ подачи учебного материала
средствами информационных технологий
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим
педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе
электронного материала); используются электронные презентации на
занятиях по хореографии. Это наглядный метод по изучению танцевальной
техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, изучению
истории становления и развития искусства танца.
При подаче теоретических знаний по истории создания и развития
стилей танцев, по музыке, спорту и физической культуре, театральному
искусству и другим смежным дисциплинам уместен показ слайдов с
видеоматериалами и текстами, который облегчит процесс обучения и сделает
его интересным, наглядным и ярким. В работе танцевальной студии
используются и тематические занятия в аудитории – с показом
познавательных и увлекательных презентаций.
Применение компьютера позволяет:
•
накапливать и хранить музыкальные файлы;
•
менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
•
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
•
активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации (путешествие по
сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной
литературы и необходимой информации по хореографии);
•
пользоваться почтовыми услугами Интернета;
•
поддерживать контакты и осуществлять деловое общение;
•
создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.);
•
организовывать компьютерный практикум на занятиях
хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые
задания).
26
Предусмотрено и применение дистанционных образовательных
технологий, реализуемых в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии
реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Процесс обучения хореографии развивает двигательное самосознание
обучающегося, что значительно расширяет его социальные возможности.
Занятия хореографией развивает подвижность, координацию и гибкость.
Кроме того, они благотворно влияют на сердце и легкие.
Разнообразные упражнения, комплексы упражнений направлены на
развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата и главным образом
оказывают здоровьесберегающее влияние на организм ребенка.
Системность, а не эпизодичность занятий способствуют активизации
адаптационных возможностей организма, тренировке работоспособности,
повышению выносливости. Комплекс упражнений подобран так, что
происходит чередование физической нагрузки по группам мышц, смена
одного рода деятельности другой, переход от пластики к ударам или тряскам.
Это дает возможность отдыхать и восстанавливаться одной группе органов
во время вовлечения в движение другой группы.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии
достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить
эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную
осанку.
Дыхательная гимнастика - учит согласовывать дыхания с
движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей
правильно дышать. Музыкально-ритмические упражнения выполняют
релаксационную функцию, помогают добиваться эмоциональной разрядки,
снять умственную усталость и утомление.
Весь курс хореографической подготовки направлен на поддержание
учащегося в хорошей физической форме и на формирование у него
пожизненной установки на здоровый образ жизни.
С целью максимального развития индивидуальных познавательных
способностей обучающегося на основе использования имеющегося у него
опыта
жизнедеятельности
применяется
технология
личностноориентированного
развивающего
обучения
В практике необходимо применять разные варианты дифференциации
организации учебной деятельности: комплектование учебных групп
однородного состава; внутригрупповая дифференциация для разделения по
уровням познавательного интереса.
Основная задача дифференцированной организации учебной
деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться,
проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным
воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к
27
максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно,
что применение дифференцированного подхода на различных этапах
учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми
учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и
навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной
стороны
помогает
учитывать
уровень
умственного
развития,
психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип
мышления. С другой стороны - принимать во внимание индивидуальные
запросы ребенка, его возможности и интересы в конкретной образовательной
области. Организация учебной деятельности на основе результатов
психолого-педагогической
диагностики
учебных
возможностей,
склонностей, способностей учащихся, позволяет достичь максимальных
результатов.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо
организованное и интересно проведенное занятие.
К началу занятия дети переодеваются в танцевальную форму и
выстраиваются. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу
Вводная часть:
•
построение и приветствие детей;
•
проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи
развернуты, голова прямо;
•
под музыку марша, начиная с правой ноги, дети идут по кругу и
выстраиваются в колонны, исполняют поклон преподавателю (здороваются);
•
преподаватель сообщает тему занятия.
Подготовительная часть занятия:
•
во избежание растяжения мышц, проводится разминочный
тренаж, чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию
сложных элементов танца;
•
разминка в движении: ходьба, бег, прыжки;
•
танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая
гимнастика).
Основная часть занятия:
•
партерная гимнастика;
•
разучивание новых танцевальных движений и композиций,
повторение пройденных, входящие в запланированную постановку;
•
разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение
пройденных.
Заключительная часть:
- музыкальная игра;
- к окончанию занятия учащиеся должны занять исходные рабочие
места для исполнения поклона (до свидания).
28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Аппия А. Живое искусство. М.: ГИТИС, 1993.
2. Борисов А. Балетная школа. Самара, 1991.
3. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья. Сам. Гос. Университет,
1991.
4. Дмитриев А.Е. Педагогика. М.: Просвещение, 1985.
5. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. М.: ВЦХТ,
1998.
6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. М.:
ВЦХТ,2001.
7. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания. М.:
ВЦХТ, 2002.
8. Мирный В.И. Хореографическая композиция: Учебное пособие.
Самара.: СГАКИ, 2003.
9. Мирный В.И. Возрастные особенности участников самодеятельного
хореографического коллектива. Методическая разработка. Самара, 2004.
10. РотерсГ.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика. М., 1989.
11. Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 2007.
12. Ткаченко Л.Ф. Детский танец. М.: Профиздат, 2002.
13. Телегин А.А. Ритмика и танец. Самара, 2002.
14. Тонина С.И. Музыка и танец. М.,2014.
15. Устинова Т. Балетмейстер и коллектив. М.: Искусство, 2003.
16. Хореографическая школа в системе дополнительного образования
детей. Сост. Косяченко Г.С., Черникова Н.М. Самара. СИПКРО, 2003.
Список литературы для учащегося
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф»
Москва 2009г.
2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург
2002г.
3. М.Я. Жорницкая. «Танцы народов севера». Москва «Советская
Россия» 2008г.
29