1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР- ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Веселая капель» (вокал для дошкольников)
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 5 -7 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Шакалова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1
2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Веселая капель» (вокал для дошкольников)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Возрастная категория: 5-7 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 16:36:59 +03'00'
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 782
Автор-составитель:
Шакалова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
3
Содержание
I.
II
III
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложение № 1
Индивидуальный образовательный маршрут
Приложение№ 2
«Творческий репертуар к программе «Веселая капель» (вокал
для дошкольников)
3
4
4
10
12
16
18
18
20
23
24
25
28
31
33
35
4
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное воспитание входит в полосу преобразований. Главным
фактором перемен стали изменения в нас самих: взрослых и детях. К
сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации
личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на «вещизме» и
пессимистический, пассивный, пугливый взгляд на жизнь.
В этой ситуации в работе с детьми стал всё очевиднее проявляться
огромный воспитательный и образовательный потенциал русской
культурной традиции. С помощью музыкального фольклора можно и нужно
приобщать обучающихся детей к истории и культуре своего народа,
развивать музыкально-творческие способности детей, стимулировать рост
духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и
патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен
приобретает особую актуальность. Фольклор, как художественная форма
отражения нравственно-эстетических идеалов народа, активно использовался
и используется в народной педагогике. Народные песни, игра на
музыкальных инструментах, сказки, танцы, игры, пословицы составляют
питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Обобщая
знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент
национального мышления, которое формирует основу культуры. Чем
культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческому наследию
своего народа.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
4
5
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП
1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5
6
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
6
7
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
патриотическое, национальное, эстетическое, физическое, трудовое
воспитание и т.д.
При разработке данной модифицированной программы были изучены и
проработаны следующие авторские программы: по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова,
И. Новоскольцева), программы Э.П. Костиной «Камертон»,музыкальная
ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е.
Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко, программа «Звук волшебник» автор Девятова Т.Н., год издания: 2006, издательство: ЛинкаПресс), Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».
Данная программа художественной направленности.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность программы заключается в том, что на современном
этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей:
формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает
7
8
комплексное
обучающее,
развивающее,
воспитательное
и
здоровьесберегающее
воздействие,
способствует
формированию
эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к
творчеству. В результате освоения программы с опережением идёт:
развитие музыкальности: развитие способности воспринимать
народную музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер, понимать ее
содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального
слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к
искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными элементами русских
народных движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
движении под музыку:
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации.
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать друг другу;
воспитание чувства коллективизма.
Кроме того, пение – работа голосового и артикуляционного аппарата
активно влияет на развитие коры головного мозга, развитие эмоциональной
сферы, движение голосового аппарата совместно с движением рук и
ритмическим телесным движением представляет так называемый моторный
стержень организма. Поэтому занятия по данным методикам способствуют
комплексному
развитию
ребенка,
его
психофизическому
совершенствованию.
Новизна программы. С учетом требований к условиям реализации
дошкольного образования в данной программе и выбран подход к
планированию и организации образовательной работы с дошкольниками. В
соответствии
с
комплексно-тематическим
принципом
построения
образовательного процесса для мотивации образовательной деятельности
предлагается не набор отдельных игровых приемов, а усвоение
8
9
образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо
значимых и интересных для дошкольников событий. Анализ литературы и
практики музыкального воспитания дошкольников показывает, что часто
деятельность направлена на формирование у детей определенной суммы
знаний и навыков, но при этом мало учитывается потребность и желание
детей использовать их. Данная программа акцентирует внимание на данном
моменте.
Педагогическая целесообразность. В практике реально возникает ряд
противоречий между:
- большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и
ограниченным его использованием в практике работы с детьми;
- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных
способностей и невозможностью их реализации на практике.
Выявленные
противоречия
подтверждают
актуальность
необходимость использования музыкально-поэтического русского народного
творчества для развития музыкально - творческих способностей детей
дошкольного возраста.
Приобщая детей к народным традициям, возникает возможность
вовлечения их в подготовку и проведение народных календарных
праздников, которые необыкновенно колоритны, разнообразны и
многогранны. Они богаты по содержанию различными видами и жанрами
фольклора. Всё это вызывают большой интерес и восторженность не только у
детей, но и у их родителей. Активизирует детей на разные виды музыкально творческой деятельности/
Программа дает возможность не только реализовать свои способности,
но и войти в социум.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
Отличительными особенностями настоящей программы от
аналогичных программ по профилю является следующее:
1. Программа предполагает интеграцию образовательных областей и
использование различных видов детской деятельности. Это способствует
формированию художественного вкуса, развитию музыкально- творческих
способностей, обогащению музыкальных впечатлений детей, формирует
нравственные качества.
2. Образовательная деятельность осуществляется в ходе совместной
деятельности: специально организованных занятий (НОД) и деятельности
взрослых (педагогов и родителей) и детей.
3. Народное пение, танец, игра в ансамбле, народная игра
рассматривается в программе как эффективный путь вхождения ребенка в
9
10
традиционную обрядовую культуру, который развивает навыки
познавательной и самостоятельной деятельности.
4. Знакомство с традиционной культурой, обеспечивает приобретение
социального опыта через календарные праздники, концерты, посиделки,
ярмарки.
Характеристика обучающихся по программе.
Программа рассчитана на обучение детей от 5 до 7 лет. Программа
составлена, с учетом психофизических, возрастных особенностей детей,
участвующих в реализации данной образовательной программ.
В старшем дошкольном возрасте формируются высшие чувства:
интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора,
удивление), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического),
моральные (чувства гордости, стыда, дружбы).
Для полноценного нравственного развития и формирования высших
чувств дошкольнику необходимо общение со взрослым, в котором он узнает,
осмысливает интерпретирует нравственные нормы.
В этом возрасте появляются устойчивые дружеские отношения, причем
чаще ребенок выбирает в друзья сверстника своего пола.
Эмоции
детей
достаточно
устойчивы,
чаще
преобладают
положительные эмоции. В связи с развитием произвольности, волевых
процессов дети уже умеют управлять своими эмоциями. Часть своих эмоций
дети выплескивают в процессе различных видах творческой деятельности
(пение, танец, музицирование, театрализованная деятельность, рисование) это один из способов осознать их, управлять ими, а иногда и скрывать их от
окружающих.
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки. Главное условие – добровольная
основа: желание ребенка, заявление родителя (законного представителя).
Уровень подготовки детей определяется путем собеседования,
прослушивания вокальных данных ребенка, выявления наличия ладового,
звуковысотного и гармонического слуха, чувства ритма, а также
тестирования на наличие музыкальных способностей, артистических
наклонностей, музыкального мышления и мотивации ребенка. Также
проводится собеседование с родителями и ребенком. Зачисление в
вокальную студию проводится в соответствии с результатами
прослушивания.
Состав группы: группа может сформироваться как разновозрастная,
так и одновозрастная.
Подбирается разный репертуар для каждой возрастной группы. Подбор
репертуара должен осуществляться с точки зрения его педагогической
полезности для развития певческих способностей обучающихся. В основном
песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических
праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной
направленности учреждения.
10
11
Состав в группах постоянен, с некоторым изменением в течение
учебного года по ряду уважительных причин (смена места жительства детей,
выявленные хронические заболевания и т.д.).
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
Количество детей - 12 -15 человек
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
прослушивание с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. По необходимости можно проводить дополнительный набор в
объединение.
В группе могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
по программе планируется по форме (Приложение 1)
Объем и сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 учебный год, количество занятий на один
год – 36 часов.
Форма
обучения:
Очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Режим работы:
занятия организуются 1раз в неделю по 1 академическому часу, где
продолжительность занятия для детей 5 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет - 30
минут.
Для подготовки номеров к концертам, конкурсам, фестивалям и
мероприятиям различного уровня также предполагаются занятия в форме
сводных репетиций всех групп и работа с подгруппами (дуэты, трио,
квартеты и т.д., одновозрастные, разновозрастные и сформированными по
необходимости по гендерному признаку).
Особенности организации образовательного процесса.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения.
Основная форма работы - групповая, большое значение имеет
возможность ведения занятий по подгруппам.
11
12
Коллективный характер музицирования корректирует вокальную
технику певцов и предопределяет использование специфических приемов
пения и воспитания голоса методом направленного воздействия групповой
звучности на индивидуальное вокальное развитие, при котором
закладываются основы следующих вокально-теоретических навыков:
правильная певческая установка; высокая певческая позиция; певческое
(смешанное) дыхание и опора звука; виды атак звука в пении; певческая
артикуляция и дикция; способы звукоизвлечения (легато и стаккато).
Индивидуальные занятия с детьми дают возможность следить за
развитием голоса каждого поющего.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и
открытые.
Психолого-педагогические условия необходимые для развития
музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста:
1. Проектирование содержания занятий в соответствии с результатами
диагностики музыкальных и творческих способностей.
2.
Реализация
поэтапного,
последовательного,
системного
представления методики, развивающей у детей навыки музыкальной и
песенно-творческой деятельности, координацию отдельных способностей.
3. Конструирование и организация самостоятельной музыкальнотворческой деятельности детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Развивая музыкально - творческие способности детей, особенно важно
использовать комплексный, интегративный психолого-педагогический
подход, структура которого включает две части: первая – психологопедагогическая диагностика креативности и эмоциональности детей; вторая
часть - развитие и формирование знаний умений и навыков в огромной
палитре жанров и видов фольклора.
Такой интегративный психолого-педагогический подход эффективен
для формирования интереса дошкольников к музыкально - поэтическому
русскому – народному творчеству и для развития мотивации, для
импровизации в различных видах деятельности.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2).
Планом предполагается проведение мероприятий, направленных на
«патриотическое, нравственное, трудовое, семейное, эстетическое, правовое
и физическое воспитание».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
12
13
Основная цель программы - развитие и реализация музыкальнотворческих способностей ребенка на основе музыкально-поэтического
русского народного творчества.
Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо
решать следующие задачи:
Образовательные (предметные):
ознакомление с историей и бытом русского народа на основе
народного календаря, с разными жанрами и видами музыкальнопоэтического фольклора;
обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции
русского народа (певческое дыхание, дикционные навыки, выразительность
фраз, нюансы);
обучение танцевальным навыкам;
обучение элементам актёрского мастерства;
обучение музицированию на простейших (в том числе ударных,
шумовых) детских музыкальных инструментах.
Метапредметные:
развитие голоса и его регистров, ладовысотного, мелодического,
тембрового и динамического слуха, диапазона, тембра;
развитие навыков в области слушания музыки;
развитие слуха, музыкальной памяти, ритма и мышления,
обогащение музыкального впечатления при знакомстве с русскими
народными инструментами;
совершенствование физических качеств у детей, координации слуха и голоса
с выразительностью движений.
Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к Родине, отечественному
культурно-историческому наследию, значимым страницам истории страны,
государственной символике, народным традициям, старшему поколению, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений
об эстетических идеалах и ценностях; умения видеть красоту в окружающем
мире, в поведении, поступках людей.
Личностные:
- формирование представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения; воспитание неравнодушное отношения к
жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся
в трудной ситуации;
- формирование ценностного отношение к здоровью и здоровому
образу жизни;
- формирование эстетического вкуса, воображения, творческой
активности, фантазии, познавательного интереса;
- создание условий и побуждение детей к проявлению фантазии и
самостоятельности в процессе образовательной и совместной деятельности;
13
14
- формирование положительной самооценки, навыков общения со
взрослыми и сверстниками;
- воспитание чувства принадлежности к родному народу, его истории и
культуре, воспитание любви к родному краю, к природе средствами музыки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
бло
к
Наименование раздела,
темы
Кол-во часов
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие
1
0.5
0.5
2
4
2
2
1
0.5
0.5
2.2
Фольклор
Потешки, приговорки,
пестушки
Считалки, небылицы,
дразнилки
1
0.5
0.5
2.3
Прибаутки, р. н. сказки
2
1
1
3
Народная песня
11
4
7
3.1
5
2
3
3.2
Календарные песни
лирические,
колыбельные песни
3
1
2
3.3
Величальные песни
3
1
2
4
Танец
5
1.5
3.5
4.1
Хоровод
2
0.5
1.5
4.2
Народный танец
Элементарное
музицирование
Русские народные
инструменты детского
оркестра
3
1
2
8
3
5
2
0.5
1.5
2.1
5
5.1
5.2
5.3
Деревянные ложки
Шумовые и самодельные
инструменты
4
2
2
2
0.5
1.5
14
Форма контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
15
6
Народный театр
6
2.5
3.5
6.1
Театр Петрушки
2
0.5
1.5
6.2
Театр скоморохов.
2
1
1
6.3
7
Пальчиковый театр
Итоговое занятие
2
1
36
1
13.5
1
1
22.5
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с детьми. Беседа о музыке, творческих увлечениях
детей. Значение и роль вокального искусства в нашей жизни. Объяснение целей и
задач вокального образования. Традиции вокального объединения.
Ознакомление обучающихся с требованиями, предъявляемыми к предмету.
Беседа о правилах соблюдения техники безопасности. Правила поведения в музыкальном
кабинете.
Практика. Проведение тестирования.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 2. Фольклор.
Тема 2.1. Потешки, приговорки, пестушки.
Теория. Жанровое разнообразие (обращение к различным видам
природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела) Их
использование в повседневной жизни.
Практика. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его
звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность.
Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным
сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие
проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые
интонации в пении).
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 2.2. Считалки, небылицы, дразнилки.
Теория. Знакомство с народным фольклором.
Практика. Разучивание считалок для игр. Разыгрывание: небылицы в
лицах, дразнилки, смешные диалоги, прибаутки на определенную тематику.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 2. 3. Сказки, прибаутки.
Теория. Знакомство с русскими народными сказками, прибаутками.
Коллективные обсуждения сюжетов сказок.
Практика. Ролевые игры. Коллективная сказка, драматизация. Первые
навыки актёрского мастерства.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
15
16
Раздел 3. Народная.
Тема 3.1. Календарные песни.
Теория. Знакомство с народной песней. Её история и знаменитые
исполнители народных песен. (С использованием фонотеки). Песня, как
средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам
(связь со временем года, тема урожая, труда).
Практика. Направление детей в умении передавать движение мелодии.
Контроль за четким и ясным произношением слов и т.д.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 3.2. Лирические, колыбельные песни.
Теория. Знакомство с колыбельными песнями и использование их в
игровой деятельности. Песни спокойного, лирического, задушевного
характера. Объединение песенного материала по темам и сюжетам (о
природе, любви и дружбе). Колыбельные, их предназначение.
Практика. Направлять и учить детей в умении передавать плавные,
характерные движения мелодии, следить за дикцией и динамическими
оттенками. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе
разнообразия музыкальных оборотов мелодии и т.д.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 3.3. Величальные песни.
Теория. Из истории величальной песни. Песня как прославление
(родителей, молодых, детей, христославе), свадебная величальная.
Практика. Умение петь на ярком звуке, владеть динамикой звука,
соединять пение с движением.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 4. Танец.
Тема 4.1. Хоровод.
Теория. Виды хороводов: хореографический, песенный, драматический.
Составляющие русского хоровода, орнаментальные хороводы.
Практика. Обработка хореографических движений. Выразительная
передача танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с
пением. Самостоятельное изменение движение в связи со сменой частей
хоровода.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 4.2. Народный танец.
Теория. Простые танцевальные движения и обороты русских –
народных танцев.
Практика. Освоение специальных музыкально - ритмических
движений, позволяющих освоить простые танцевальные движения и обороты
русских – народных танцев.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 5. Элементарное музицирование.
Тема 5.1. Русские народные инструменты детского оркестра.
Теория. Знакомство с инструментами русского - народного оркестра по
видам и группам (струнные, духовые, клавишные, ударные). Основные
16
17
приёмы игры - наглядный, словесный, практический (показ, закрепление,
исполнение).
Практика. Освоение азов игры.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 5.2. Деревянные ложки.
Теория. Знакомство. История деревянной ложки. Приёмы игры на
ложках по усложняющей схеме (от 2-х, до 5-ти ложек). «Играть на ложках –
это просто, не зависимо от возраста и роста».
Практика. Элементарное музицирование под руководством,
самостоятельное, импровизированное музицирование. Игра в ансамбле и
оркестре.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 5.3. Шумовые и самодельные музыкальные инструменты для
детей.
Теория. О роли шумовых инструментов в оркестре. О возможности
использования в оркестре разнообразных видов нетрадиционных оркестров.
Практика. Придумывание, изготовление и использование в оркестре
вместе с детьми разнообразных видов нетрадиционных оркестров, например,
(варианты инструментов взяты из программы «Звук - волшебник» автор
Девятова Т.Н., год издания: 2006, издательство: Линка- Пресс):
- оркестр звучащих материалов (бумага, пластмасса, железо, дерево,
стекло;
- кухонный оркестр (ложки, «бутылофон», «банкофон», «рюмофон»,
крышки от кастрюль, шумовки с колокольчиками или вилками, простые
кастрюли с металлическими ложками, поварёшки, кухонные доски с
деревянными лопатками, маракасы из пивных банок и гороха и т.п.);
- банный оркестр, который мы придумали ко дню «Ивана Купалы»
(мыльницы с ракушками, тазики, вёдра, ёмкости с водой и трубочки;
- свистульки с водой, стиральные доски с деревянными лопатками,
веники бамбуковые и т. п.);
- рождественский оркестр к колядкам и рождеству (ухват с
колокольцами, чугунок с поварёшкой, чёсалки овечьи, прялки с ложками и т.
п.);
- лесной оркестр «заколдованный лес» (рогатки с пробками,
барабанчики-шишканчики – это шишки в ведёрках из под майонеза,
палочные маракасы с крышками от бутылок, маракасы семенами растений,
трубы из сухого пикана с зубочистками и горохом и многое другое);
- оркестр парикмахеров (расчёски, баночки из-под крема с крупой и т.
п.);
- духовой оркестр «дудари» (различные дудочки, свистки, сопелки,
манки),
- берестяные гудки, расчески, «трубофон», плёнка полиэтиленовая и
т.п.);
- подарочный оркестр (из коробок разного размера, упакованных под
подарок со звучащим материалом внутри);
17
18
- просто шумовой оркестр для озвучивания природных явлений и
времён года (простые шумовые инструменты: «рогатки - шумелки» с
металлическими пробками, «мухи» из пластиковых стаканчиков, лески и
пуговиц, пластмассовые пробки на леске - «шумелки», а также - погремушки,
маракасы, кастаньеты, бубны, барабаны и т. п.).
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 6. Народный театр.
Тема 6.1. Театр Петрушки.
Теория. Знакомство с методами и приёмами взаимодействия в
театрализованной деятельности.
Практика. Умелое и правильное обращение с куклами.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 6.2. Театр Скоморохов.
Теория. История театра скоморохов.
Практика. Этюды и короткие скоморошьи представления. Элементы
актёрского мастерства.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 6.3. Пальчиковый театр.
Теория. Знакомство с методами и приёмами взаимодействия в
театрализованной деятельности, умелое и правильное обращение с куклами.
Практика. Работа над эмоциональной и образной речью артиста.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
7. Итоговое занятие.
Практика. Отчётный концерт. Поощрение и награждение лучших
учеников.
Форма контроля. Творческий отчет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные (предметные):
ознакомлены с историей и бытом русского народа на основе
народного календаря, с разными жанрами и видами музыкальнопоэтического фольклора;
обучены навыкам певческой и исполнительской традиции
русского народа (певческое дыхание, дикционные навыки, выразительность
фраз, нюансы);
обучены танцевальным навыкам;
обучены элементам актёрского мастерства;
обучены музицированию на простейших (в том числе ударных,
шумовых) детских музыкальных инструментах.
Метапредметные:
наблюдается развитие голоса и его регистров, ладовысотного,
мелодического, тембрового и динамического слуха, диапазона, тембра;
проявляют навыки в области слушания музыки;
18
19
развит слух, музыкальная память, чувство ритма и мышления,
обогащены музыкальные впечатления при знакомстве с русскими народными
инструментами;
усовершенствованы физические качества у детей, координация
слуха и голоса с выразительностью движений.
Личностные:
проявляют основы эстетического вкуса, воображения, творческой
активности, фантазии, познавательного интереса;
проявляют фантазию и самостоятельность в процессе
образовательной и совместной деятельности;
сформированы положительная самооценка, навыки общения со
взрослыми и сверстниками;
проявляют чувства принадлежности к родному народу, его
истории и культуре, воспитана любовь к родному краю, к природе
средствами музыки.
Различные сферы ребёнка 5-7 лет развиты неодинаково и, требовать от
ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по
меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой
собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что
удается у одного, совсем не обязательно будет получаться у другого.
19
20
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе «Веселая капель» (вокал для дошкольников)
Апрель - май
январь
май
Всего часов по
программе
март
Март - апрель
декабрь
Декабрь - январь
ноябрь
Ноябрь - декабрь
апрель
февраль
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
20
36
4
2
1 1
3
Базовый
уровень
програм
мы (колво часов)
1 группа
1
Недели обучения
Сентябрь октябрь
Год обучения
октябрь
Октябрь - ноябрь
октябрь
Год обучения: с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
Сентябрь
Занятия,
непредусмотренные
расписанием
Каникулярный
период (К)
Промежуточная (П)
и аттестация по
итогам года
21
П
К
К
И
К
К
21
22
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Наименование
мероприятия
Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
народного единства.
Ноябрь
Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы:
Акция «Посылка
солдату».
Февраль
Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
космонавтики.
Участие в новогоднем
мероприятии «Скоро,
скоро новый год…».
Апрель
Гагаринский урок«Космос - это мы».
3
Трудовое
воспитание
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
Участие объединения
в Акции
Декабрь
Планируемый результат
Шакалова И.Н.
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве
и
социальной
структуре российского общества,
наиболее значимых страницах
истории страны.
Шакалова И.Н.
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,
Апрель
Шакалова И.Н.
Примечание
22
23
«Уют кабинета»
Сентябрь
трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Акция «Чистота»
Декабрь
4
5
Семейное
воспитание
Эстетическое
воспитание
Акция «Трудовой
десант»
«Добро пожаловать –
день открытых
дверей».
Индивидуальные
консультации для
родителей.
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Участие в акции «Я
поздравляю мамочку».
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Индивидуальные
беседы с родителями.
Участие в
мероприятии
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда
открыта дверь».
Участие в цикле
мероприятий,
посвящённых Дню
Май
Сентябрь
Шакалова И.Н.
Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Март
Май
Октябрь
Апрель
Шакалова И.Н.
Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание
единого
пространства
общения;
повышение
педагогической
культуры
родителей;
сформированность
активной
педагогической
позиции
родителей;
привлечение
к
активному участию родителей в
мероприятиях центра; снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних; укрепление
дисциплины
учащихся;
приобщение детей к ценностям
семейной культуры; овладение
учащимися культурой семейных
отношений; повышение правовой
грамотности родителей и детей
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических
идеалах
и
ценностях; умения видеть красоту
в окружающем мире, в поведении,
поступках людей; представления
об
эстетических
и
художественных
ценностях
23
24
космонавтики.
Участие в творческом
отчётном концерте
« Жар – птица
талантами гордится».
Май
6
Физическое
воспитание
Динамические паузы
(физические минутки
на занятиях,
подвижные игры по
темам).
В течение
года
Шакалова И.Н.
7
Правовое
воспитание
Составление
социальных паспортов
по группам в
объединении
Сентябрь
Шакалова И.Н.
отечественной
культуры;
формирование потребности и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве
образовательного
учреждения и семьи.
Формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни;
представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда
и творчества; знания о возможном
негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
Формирование у учащихся знаний
о
государстве
и
праве,
законности, правах и свободах
личности, устойчивой ориентации
на законопослушное поведение.
24
25
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
хорошо освещенная проветриваемая учебная комната;
зрительный зал, сцена, костюмерная.
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для
реализации программы
средства ИКТ;
фортепиано;
средства ТСО (музыкальный центр, усилитель, динамики,
микшер, проигрыватель, системы аудио-видео караоке, синтезатор,
микрофоны, музыкальный пульт и т.д.);
музыкальные инструменты;
компьютер, ноутбук;
музыкальная библиотека;
фонотека;
видеотека;
наглядные пособия;
наличие дидактического материала для учащихся: зеркало,
тетрадь для песенных текстов, ручка, карандаш, нотная тетрадь;
наличие учебных пособий для педагога: журналы, нотные
тетради; методический материал (методики педагогов-новаторов, разработки
практикующих вокалистов, сценарии массовых мероприятий, конкурсных
программ, викторин, музыкальных развивающих игр), вспомогательного и
наглядного материала (плакаты, репродукции, рисунки, карточки).
Информационное обеспечение:
- Единая коллекция образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm,
festival@1september.ru ,
www.future4you.ru,
/http://stranamasterov.ru/,
http://pedsovet.su/ ,
www.prodlenka.org/metodichka/viewlink)
Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm
Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm
Кадровые условия реализации программы.
Данную программу может реализовать руководитель, имеющий
педагогическое профильное образование, владеющий навыками вокального
творчества.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов.
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой
25
26
цели существует промежуточный контроль (участие в концертах,
фестивалях, конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет, открытое
занятие для родителей). Отчет проводится в форме концерта для родителей.
Данная программа предполагает педагогическую диагностику с
последовательным наблюдением за детьми с целью:
выявления приобретенных знаний, умений и навыков в огромной
палитре жанров и видов фольклора (игра в оркестре на музыкальных
инструментах, пение, танец - хоровод, театр (приобретение элементарных
навыков актёрского мастерства) и т.п.);
выявления
творческих
проявлений
(креативности)
и
эмоциональности детей;
накопления психологической устойчивости (умение выходить из
конфликтных ситуаций, умения объяснить правила игры, умение общаться с
детьми и взрослыми);
корректировки освоенных знаний и навыков детьми;
разработки индивидуальных уровней развития;
определения
психолого-педагогического
взаимодействия
взрослого и ребенка;
самосовершенствование и гармоничное взаимодействие с
другими людьми.
Музыкально-творческие способности дети дошкольного возраста
проявляют в реализации деятельности по программе музыкально поэтического русского народного творчества. Структура музыкальных
способностей состоит из следующих компонентов: музыкального слуха и
вокальных возможностей, музыкального ритма, музыкальной памяти,
эмоциональной отзывчивости, творческих проявлений и музыкальных
движений, и координации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- дипломы, грамоты;
- свидетельства;
- статьи.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества;
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Протокол промежуточной аттестации обучающихся
по программе «Веселая капель» (вокал для дошкольников)
№
1.
ФИО
обучающегося
1
Разделы программы (темы),
форма аттестации
н
-
низкий н-
н-
Средний
балл
обучающегося
н-
н-
26
27
уровень
сс - средний вуровень
в - высокий
уровень
св-
св-
св-
..
..
15
Критерии диагностики освоения программы.
При музыкальной диагностике детей в первую очередь учитывается
цель программы - это развитие музыкально-творческих способностей детей
дошкольного возраста.
В процессе оценки можно использовать уровни: высокий, низкий,
средний.
Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его
самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и
выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная
эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.
Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес,
желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ребенок
затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога,
дополнительные объяснения, показ, повтор и др.
Низкий уровень (Н) – мало эмоционален, «ровно», спокойно
относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса,
равнодушен.
Оценка деятельности детей:
Музыкальное восприятие – способность воспринимать и передавать в
движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в
соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие
исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения –
без показа педагога).
Для соответствующего возраста педагог определяет разные критерии
музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями
развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.
– движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, фразами;
– передают только общий характер, темп и метроритм;
– движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,
ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ
взрослого.
Пение, подпевание В - точно пропевает мелодическую линию мелодии,
подпевает знакомые мелодии. Соблюдает динамические оттенки в музыке; С
- не всегда точно пропевает мелодическую линию мелодии, подпевает
знакомые мелодии и соблюдает динамические оттенки в музыке; Н - не
точно пропевает мелодическую линию мелодии, подпевает знакомые
мелодии, не соблюдает динамические оттенки в музыке.
27
28
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из
музыки и содержания композиции (радость, удивление, настороженность,
восторг, тревога и т.д.); умение выразить свои чувства не только в движении,
но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что–
то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки.
У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные.
Оценивается
этот
показатель
по
внешним
проявлениям.
В – эмоционально откликается на музыку.
С – умеренно откликается на музыку.
Н – не эмоционально выполняет движения и откликается на
музыку.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные, оригинальные “па”. Оценка конкретизируется в
зависимости от возраста и образованности ребенка. Творческая одаренность
проявляется в особой выразительности движений, нестандартности
пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения
под музыку.
Степень выразительности, оригинальности оценивается педагогом в
процессе наблюдения.
В - ребёнок выполняет любое задание на фантазию оригинально
и креативно, самостоятельно действует под музыку (игра, песня, танец);
С - выполняя задание на фантазирование, применяет некоторые
стереотипы;
Н - ребёнок затрудняется фантазировать и выполнять какие- либо
действия под музыку самостоятельно;
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде
деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная,
двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6–8 повторений
композиций вместе с педагогом для запоминания последовательности
упражнений.
В – ребенок запоминает с 3–5 повторений по показу.
С – ребенок запоминает с 6–8 повторений.
Н – ребенок не запоминает последовательность движений или
ему необходимо большое количество повторений.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости
двигательной реакции на изменение музыки.
В, С – здесь норма - это соответствие исполнения упражнений,
умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Н – запаздывание, задержка и медлительность в движении
отмечаются как заторможенность, ускорение движений, переход от одного
движения к последующему без четкой законченности предыдущего.
28
29
Координация. Ловкость движений – точность, координация рук и ног при
выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных
движениях);
Правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, а также в других
общеразвивающих видах движений.
В – правильное и точное исполнение ритмических композиций 3
уровня сложности.
С – исполнение ритмических композиций 2 уровня сложности.
Н – исполнение ритмических композиций 1 уровня сложности
Ритм. Способность воспринимать развитие музыкальных образов и
выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки,
наиболее яркими средствами выразительности;
В - прохлопывает правильно точно и ритмично сложные
ритмические рисунки; ритмично выполняет танцевальные движения с
предметами музыкальными инструментами; ритмично двигается под
музыкальное сопровождение;
С - правильно прохлопывает или повторяет на музыкальном
инструменте (например, на деревянных ложках) несложный ритмический
рисунок;
Н - ребёнок испытывает затруднение при исполнении несложных
ритмических рисунков.
Одной из «экспертных оценок» будет являться выступления на
концертах, участие в конкурсах различного уровня.
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Веселая капель» (вокал для дошкольников) в конкурсах
Фамилия,
Дата
Название
Название номера Результат
имя ребёнка
конкурса
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы проведения занятий.
- Словесные: беседа, анализ текста и структуры музыкального
произведения.
Наглядные:
показ
исполнения
педагогом,
наблюдение,
прослушивание аудиоматериала или просмотр видеозаписей.
- Практические: вокально - тренировочные упражнения, разучивание
произведений, дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
- Репродуктивные: повтор учащимися задач, поставленных педагогом.
Формы работы:
рассказ или беседа с использованием наглядного материала;
игры, способствующие закреплению полученных знаний;
29
30
тренинги, упражнения;
практическая работа детей;
викторины;
конкурсы.
Теория и практика построения образовательного процесса
Занятия ведутся соответственно календарному учебному графику.
Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, а также
возрастным особенностям детей и их возможностям. Через игру и
музыкальную деятельность происходит органичное включение ребенка в
различные виды и жанры фольклора. По содержанию занятие предполагает
частую смену деятельности и это дает нужные результаты.
Образовательный процесс, включает, как специально организованные
занятия с педагогом, так и совместную с семьями деятельность и
организуется по следующей схеме:
- привлечение родителей: родительские собрания, беседы с
родителями, помощь в организации коллективных поездок, приобретения
сценических костюмов, покупка учебных пособий, аудиокассет, CD-дисков,
мини-дисков, песенников современной музыки для обучения детей, и прочие
виды помощи (с учетом индивидуальных потребностей и материальных
возможностей);
- привлечение родителей к участию в праздниках, фестивалях,
конкурсах в роли зрителей, а также для видео и фотосъёмки для создания
архива концертной деятельности юных исполнителей.
Образовательные технологии.
Реализация программы предусматривает применение современных
образовательных технологий: информационного, игрового обучения,
здоровьесберегающие технологии.
Равномерно во время занятия необходимо распределять различные
виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физической,
определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на
проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает
положительные результаты в обучении. Во избежание переутомления детей
на статичных занятиях применяются смена видов деятельности, регулярное
чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена
произвольной и эмоциональной активации.
Для активизации и отдыха
ребят на занятиях, а также для предупреждения и снятия утомления на
каждом занятии предусмотрены релаксационные упражнения, снятия
напряжения в спине и шее (здоровьесберегающие технологии).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
Игровые приемы необходимы для формирования на занятиях познавательной
деятельности. Благодаря игровой методике материал усваивается в
доступной для детей форме: они успешно осваивают базовые
математические представления, развивают графические навыки, навыки
начального чтения. Программа предлагает игры, упражнения, которые
30
31
позволят повысить интерес ребенка знаковым системам, моделированию,
выполнению простых арифметических действий с числами, к
самостоятельности в решении творческих задач. Последовательное
выполнение игровых действий, основанное на анализе, сравнении и
обобщении стимулирует развитие мыслительной способности ребенка, его
любознательности, познавательных интересов, целенаправленности и
устойчивости внимания, умение довести начатое дело до конца.
Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает
возможность разнообразить методы проведения занятий, вызвать интерес к
предмету, что способствует сохранению контингента учащихся.
Использование готовых, хорошо проработанных игр с предлагаемым
материалом по дисциплине, обеспечивает успешное развитие творческих
способностей учащихся. Игровая форма проведения занятия вызывает живой
интерес, снижает утомляемость детей и облегчает мне, педагогу, задачу
отслеживания результатов.
Немаловажным является и решение воспитательных задач: воспитание
у ребят чувства дружбы, взаимовыручки, умения действовать в интересах
коллектива. Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с
другими методами и приемами организации учебных занятий, дает
возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать
интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть
создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть
индивидуальность детей.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности в решении этого вопроса и одновременно ставят новые задачи
перед педагогом.
Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения
мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, доступным,
интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия.
Применяется комплексный способа подачи учебного материала
средствами информационных технологий.
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим
педагогом, знакомство с новыми вокальными номерами на основе
электронного материала); используются электронные презентации на
занятиях по вокалу, это наглядный метод по изучению вокальной техники.
Применение компьютера позволяет:
•
накапливать и хранить музыкальные файлы;
•
менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
•
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
•
активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации (путешествие по
сети Интернет, посещение вокальных сайтов, поиск специальной литературы
и необходимой информации по вокалу);
31
32
•
пользоваться почтовыми услугами Интернета;
•
поддерживать контакты и осуществлять деловое общение;
•
создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.).
Актуально
и
применение
дистанционных
образовательных
технологий, реализуемых в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Теоретическая часть. Основа занятия - беседа в доступной для детей
форме, используя наглядный материал (предметы народного быта,
декларативно-прикладного творчества и различные пособия), а также
прослушивание сказки, музыкального произведения или рассказа о
празднике.
Рассказ педагога о народном календаре, беседы о времени года, о
календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его
исполнения и др.
2. Практическая часть.
А) Знакомство с различными видами фольклора: небылицы, заклички,
приговорки, пословицы, скороговорки, дразнилки, потешки, сказки, загадки,
а также русские народные игры. Всё это помогает:
- научиться взаимодействовать в коллективе организоваться и
организовать друг друга,
- лучше узнать, историю и традиции своего народа, развивают
моторику пальцев если это пальчиковые игры.
Б) Русские народные песни: календарные, лирические, колыбельные,
обрядовые. В процессе разучивания и исполнения которых дети получают
навыки звукообразования, дикции. У детей успешно развивается не только
музыкальный слух и хоровые навыки, а также чистота интонации, легкие,
дыхание, голосовой аппарат. Простые народные мелодии позволяют
испытать силу звучания голоса, подготавливают к исполнению сложных по
музыкальному языку мелодий, способствуют углублению дыхания,
устойчивости его ритма.
В) Русские народные танцы для данного возраста (показ, разучивание
движений): орнаментальные хороводы, элементарные народные танцы
(кадрили и «топотухи»). В процессе выполнения специально подобранных
музыкально - ритмических движений, формируются танцевальные навыки,
улучшается координация движений у детей в целом.
Г) Элементарное музицирование детей: знакомство с русскими
народными инструментами, их возможностями, игра в ансамбле ложкарей,
занятия в детском оркестре, с привлечением самых разнообразных
инструментов (шумовых, ударных и духовых). Всё это отлично развивает
ритм,
музыкальность,
динамический
слух,
самостоятельность,
ответственность, чувство коллектива.
32
33
Д) Народный театр: театр Петрушки, театр скоморохов, пальчиковый
театр. Все эти виды театров располагают к театрализованной деятельности
детей, их импровизации, воображению, фантазии, развитию артистических
способностей.
Включение специально подобранного материала по всем разделам
деятельности обогащает представления обучающихся об атмосфере того или
иного
«календарного
события»
и
способствует
формированию
«фольклорного» кругозора.
В основе образовательного процесса лежат классические принципы
работы с детьми:
Создание комфортной обстановки для ребенка: Индивидуальный
подход к каждому. Положительная оценка действий педагога. Сюрпризные
моменты и игры в процессе НОД.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога.
1.
Виноградов Г. С. «Детский народный календарь», Иркутск, 2006
г.
2.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48
с.
3.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.:
«ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
4.
Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт –
Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
5.
Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт –
Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.
6.
Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - СанктПетербург «Невская нота», 2012 г. – 45 с.
7.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. «Композитор», 2005 г. – 73 с.
8.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
9.
Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду»
М..2005.
10. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры, С. Петербург, 2007 год.
11. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального
руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
12. Лаптев И. Г. «Детский оркестр», ВЛАДОС, 2001 год.
13. Методическое пособие «Музыкальный фольклор и дети», М.
ВЛАДОС 2000 год.
14. Рытов Д. А. «Искусство в школе» №3, 4, 5, 2000 год, статьи.
15. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные
способности, Музыкальный руководитель. - 2009. - №5.
33
34
Список литературы для детей:
1.
Айдашева. Русские обряды «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»,
М.2004.
2.
Баранов В. Г. «Эпопея крестьянской жизни», М., 2005 год.
3.
Бухтин В. С. «От былины дог считалки», М., 2008 год.
4.
Петров В. Н., Гришина Г. Н. «Летние, зимние, осенние
праздники, игры и забавы для детей», М., 2000 год.
5.
Г. Железнов «Азбука - потешка», М., Г Номид, 2001 год.
6.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 2000г.
7.
Кондрыкинская Л.П.С чего начинается Родина? Опыт работы по
патриотическому
воспитанию
в
ДОУ\
под
редакцией
Л.А.КондрыкинскойМ.2005.
8.
Науменко Г. Н. «Фольклорный праздник», М., 2000 год.
9.
Осетров Е. «Живая, древняя Русь», М., Просвещение, 2002 год
10. 11. Потаповская О.М.Духовно- нравственное воспитание детей и
молодёжи России М.2003.
11. Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах», М.,
Советский композитор, 2006 год.
12. Шевченко Л. Л. Православная культура. Эксперимент: учебное.
пособиеМ.2004.
13. Возвращение к истокам «Народное искусство и детское
творчество», М. ВЛАДОС 2000 год.
14. «Русские обрядовые праздники», Владимир, 2004 год.
15.
Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. –
М., 2005.
34
35
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Веселая капель» (вокал для дошкольников)
педагог: ___________________
на ______________ учебный год
№
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
35
36
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
36
37
Приложение № 2
Творческий репертуар
к программе «Веселая капель» (вокал для дошкольников)
1. «Андрей – воробей» - скороговорка;
2. «Уж как шла лиса по травке» прибаутка;
3. «Та – та два кота» р.н.п.
4. «Василёк» р.н.п.
5. «Ходит зайка по саду» р.н.п.
6. «Жили у бабуси» (ложки);
7. «Калинка» (ложки);
8. «Как у наших у ворот» (хороводная);
9. «Ах, вы сени мои сени» (плясовая);
10. «Кто у нас хороший» (величальная);
11. «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая);
12. «Петухи запели»;
13. «Нет дороже мамочки» Е.Обуховой;
14. «Мамочка – роза в саду» Е. Зарицкой;
15. «Бим – бом»;
16. «Весенняя полечка»;
17. «Катюша» (современная песня военных лет);
18. «Будет мир на свете» Е.Обухова.
37