Веселая капель для школьников ГОТОВО

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР- ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Веселая капель» (вокал для школьников)

Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 7 -17 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Шакалова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024

1

2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Веселая капель» (вокал для школьников)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Возрастная категория: 7-17 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 16:37:41 +03'00'

Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 795
Автор-составитель:
Шакалова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024

2

3

Содержание
I.

II

III

Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих формы аттестации
Календарный учебный график
Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложение № 1 «Творческий репертуар к программе
«Веселая капель» (вокал для школьников)
Приложение № 2
Индивидуальный образовательный маршрут

3

4
4
10
11
16
18
18
20
23
24
25
26
32
34
35

4

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе в работе с детьми стал ее очевидное проявляться
огромный воспитательный и образовательный потенциал русской
культурной традиции. С помощью музыкального фольклора можно и нужно
приобщать обучающихся детей к истории и культуре своего народа,
развивать музыкально-творческие способности детей, стимулировать рост
духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и
патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен
приобретает особую актуальность. Фольклор, как художественная форма
отражения нравственно-эстетических идеалов народа, активно использовался
и используется в народной педагогике. Народные песни, игра на
музыкальных инструментах, сказки, танцы, игры, пословицы составляют
питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Обобщая
знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент
национального мышления, которое формирует основу культуры. Чем
культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческому наследию
своего народа.
Анализ литературы и практики музыкального воспитания школьников
показывает, что они направлены на формирование у детей определенной
суммы знаний и навыков, но при этом мало учитывается потребность и
желание детей использовать их.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения
образовательного процесса федеральные требования предлагают для
мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых
приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и
проведения каких-либо значимых и интересных для школьников событий.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,

4

5

24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП
1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

5

6

15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;

6

7

25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел №2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
патриотическое, национальное, эстетическое, физическое, трудовое
воспитание и т.д.
Уровень программы: ознакомительный.
При разработке данной модифицированной программы были изучены и
проработаны следующие авторские программы: по музыкальному
воспитанию детей «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант –
восьмое чудо света» М. Опришко, программа «Звук - волшебник» автор
Девятова Т.Н., год издания: 2006, издательство: Линка- Пресс).
Данная программа по направленности художественная дает
возможность не только реализовать свои способности, но и войти в социум.

7

8

Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность программы заключается в том, что на современном
этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей:
формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает
комплексное
обучающее,
развивающее,
воспитательное
и
здоровьесберегающее
воздействие,
способствует
формированию
эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к
творчеству. Актуальность данной программы также в использовании
музыкально-поэтического русского ознакомительного народного творчества
для развития музыкально - творческих способностей детей школьного
возраста. Достигается она путем проявляется в разрешении ряда
противоречий между:
- большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и
ограниченным его использованием в практике работы с детьми;
- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных
способностей и невозможностью их реализации на практике.
Новизна программы заключается в том, что она соответствует
тенденциям развития современной музыки. В связи с тем, что в программе
используется дидактический материал наших дней, это даёт возможность
быть актуальной в современных условиях и удовлетворять вкус и
эстетическую потребность подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность программы. Приобщая детей к
народным традициям, возникает возможность вовлечения их в подготовку и
проведение народных календарных праздников, которые необыкновенно
колоритны, разнообразны и многогранны. Они богаты по содержанию
различными видами и жанрами фольклора. Всё это вызывают большой
интерес и восторженность не только у детей, но и у их родителей.
Активизирует детей на разные виды музыкально - творческой деятельности.
В этом аспекте заключается педагогическая целесообразность программы.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
программ.
Отличительная особенность настоящей программы от аналогичных
программ по профилю также в следующем:
1. Программа предполагает интеграцию образовательных областей и
использование различных видов детской деятельности. Это способствует
формированию художественного вкуса, развитию музыкально- творческих
способностей, обогащению музыкальных впечатлений детей, формирует
нравственные качества.
2. Образовательная деятельность осуществляется в ходе совместной
деятельности: специально организованных занятий (НОД) и деятельности
взрослых (педагогов и родителей) и детей.

8

9

3. Народное пение, танец, игра в ансамбле, народная игра
рассматривается в программе как эффективный путь вхождения ребенка в
традиционную обрядовую культуру, который развивает навыки
познавательной
и самостоятельной деятельности.
4. Знакомство с традиционной культурой, обеспечивает приобретение
социального опыта через календарные праздники, концерты, посиделки,
ярмарки.
Характеристика обучающихся по программе.
Возрастные критерии учащихся, определенные программой - 7 – 17
лет. Программа составлена, с учетом психофизических, возрастных
особенностей детей, участвующих в реализации данной образовательной
программ.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Детям
этой возрастной группы свойственна повышенная активность, стремление к
деятельности, происходит уточнение сфер интересов, увлечений. Дети
данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным
внутренним миром и оценкой самого себя, учебная деятельность приобретает
смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.
Огромный интерес у детей старшего школьного возраста вызывает
сфера взаимоотношений между людьми. Самооценка в этом возрасте
достаточно адекватна, чаще характерно ее небольшое завышение. Детям в
этом возрасте легче оценить результат деятельности (особенно если есть
возможность сравнить его с образцом), чем поведение. До сих пор для
ребенка очень значима оценка взрослого, он по-прежнему стремится
получить похвалу и одобрение взрослого.
Эмоции
детей
достаточно
устойчивы,
чаще
преобладают
положительные эмоции. В связи с развитием произвольности, волевых
процессов дети уже умеют управлять своими эмоциями. Часть своих эмоций
дети выплескивают в процессе различных видах творческой деятельности
(пение, танец, музицирование, театрализованная деятельность, рисование) это один из способов осознать их, управлять ими, а иногда и скрывать их от
окружающих.
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
прослушиванием. Главный критерий зачисления в состав объединения Главное условие - добровольной основа: желание учащегося, личное
заявление совершеннолетнего лица или родителя (законного представителя).
Приветствуются учащиеся, получившие первоначальные навыки по
профилю объединения в другом учебном заведении, кружке, клубе, студии,
секции (при предоставлении соответствующих документов или при
проведении тестирования и анкетирования).
Состав группы: одновозрастные, возможно - разновозрастные, что
является идеальным вариантом обучения.

9

10

Желательно группы формировать из детей среднего школьного
возраста, то есть учащиеся 5-8 классов и учащихся 1-4 классов (начальная
школа) отдельно.
Одной из особенности работы в вокальном объединении является
разный уровень певческого развития каждого участника. При этом процесс
обучения происходит на фоне возрастного роста и развития. Знание
особенностей и возможностей – одно из важных условий правильной
организации работы в коллективе.
Для детей младшей группы характерна недоразвитость голосовых
мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон (ре1-си1-до1). Для детей
более старшего возраста характерно осмысленное пение, владение
правильным дыханием, пение в диапазоне (сим-ре2-ми2).
Из данных характеристик вытекают требования к репертуару ансамбля.
Подбор репертуара должен осуществляться с точки зрения его
педагогической полезности для развития певческих способностей
обучающихся.
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение
учебного года.
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
Количество детей в группах - 10 -12 человек
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
прослушивание с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. По необходимости можно проводить дополнительный набор в
объединение.
В группе могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
по программе планируется по форме (Приложение 2)
Объем и сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 учебный год, количество занятий на один
год – 36 часов.

10

11

Форма
обучения:
Очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Режим работы: занятия организуются 1 раз в неделю по 1
академическому часу, где продолжительность занятия 35-40 минут.
Для подготовки номеров к концертам, конкурсам, фестивалям и
мероприятиям различного уровня также предполагаются занятия в форме
сводных репетиций всех групп и работа с подгруппами (дуэты, трио,
квартеты и т.д., одновозрастные, разновозрастные и сформированными по
необходимости по гендерному признаку).
Особенности организации образовательного процесса.
Формы организации занятий: работа в парах, индивидуальная,
групповая формы проведения и организации занятий;
Виды занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики
содержания данной общеобразовательной программы и возраста учащихся
(игровые,
информационные,
беседы,
познавательные
рассказы,
соревнования, театрализация, конкурс, взаимообучение, путешествие,
концерты, бинарные занятия).
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и
открытые.
Психолого-педагогические
условия необходимые
для
развития
музыкально-творческих способностей у детей школьного возраста:
1. Проектирование содержания занятий в соответствии с результатами
диагностики музыкальных и творческих способностей.
2.
Реализация
поэтапного,
последовательного,
системного
представления методики, развивающей у детей навыки музыкальной и
песенно-творческой деятельности, координацию отдельных способностей.
3. Конструирование и организация самостоятельной музыкальнотворческой деятельности детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Развивая музыкально - творческие способности детей, особенно важно
использовать комплексный, интегративный психолого-педагогический
подход, структура которого включает две части: первая – психологопедагогическая диагностика креативности и эмоциональности детей; вторая
часть - развитие и формирование знаний умений и навыков в огромной
палитре жанров и видов фольклора.
Такой интегративный психолого-педагогический подход эффективен
для формирования интереса школьников к музыкально - поэтическому
русскому – народному творчеству и для развития мотивации, для
импровизации в различных видах деятельности.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2).

11

12

Планом предполагается проведение мероприятий, направленных на
патриотическое, нравственное, трудовое, семейное, эстетическое, правовое и
физическое воспитание.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы - развитие и реализация музыкальнотворческих способностей ребенка на основе музыкально - поэтического
русского народного творчества.
Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо
решать следующие задачи:
Образовательные (предметные) задачи:
ознакомление с историей и бытом русского народа на основе
народного календаря, с разными жанрами и видами музыкальнопоэтического фольклора;
обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции
русского народа (певческое дыхание, дикционные навыки, выразительность
фраз, нюансы);
обучение танцевальным навыкам;
обучение элементам актёрского мастерства;
обучение музицированию на простейших (в том числе ударных,
шумовых) детских музыкальных инструментах.
Метапредметные задачи:
развитие голоса и его регистров, ладовысотного, мелодического,
тембрового и динамического слуха, диапазона, тембра;
развитие навыков в области слушания музыки;
развитие слуха, музыкальной памяти, ритма и мышления,
обогащение музыкального впечатления при знакомстве с русскими
народными инструментами;
совершенствование физических качеств у детей, координации слуха и голоса
с выразительностью движений.
Личностные:
- формирование представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения; воспитание неравнодушного отношения к
жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся
в трудной ситуации;
- формирование ценностного отношение к здоровью и здоровому
образу жизни;
- формирование эстетического вкуса, воображения, творческой
активности, фантазии, познавательного интереса;
- создание условий и побуждение детей к проявлению фантазии и
самостоятельности в процессе образовательной и совместной деятельности;
- формирование положительной самооценки, навыков общения со
взрослыми и сверстниками;

12

13

- воспитание чувства принадлежности к родному народу, его истории и
культуре, воспитание любови к родному краю, к природе средствами музыки.
- формирование ценностного отношения к Родине, отечественному
культурно-историческому наследию, значимым страницам истории страны,
государственной символике, народным традициям, старшему поколению, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений
об эстетических идеалах и ценностях; умения видеть красоту в окружающем
мире, в поведении, поступках людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№

Наименование темы

Кол-во часов
Всего Теория Практика

1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

2

6

3

3

2

1

1

2

1

1

2.3

Фольклор
Потешки, приговорки,
пестушки
Считалки, небылицы,
дразнилки
Прибаутки, русские
народные сказки

2

1

1

3

Народная песня

8

4

4

3.1

4

2

2

3.2

Календарные
Лирические,
колыбельные

2

1

1

3.3

Величальные

2

1

1

4

Танец

6

3

3

4.1

Хоровод

2

1

1

4.2

Народный танец
Элементарное
музицирование
русские народные
инструменты детского
оркестра

4

2

2

8

4

4

2

1

1

2.1
2.2

5
5.1

13

Форма контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

14

5.2
5.3

Деревянные ложки
Шумовые и
самодельные
инструменты

4

2

2

2

1

1

6

Народный театр

6

3

3

6.1

Театр Петрушки

2

1

1

6.2

Театр скоморохов.

2

1

1

6.3

Пальчиковый театр

2

1

1

7
Итоговое занятие
итого

1
1
36
17.5
18.5
Содержание учебного плана

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческий
отчет

Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Ознакомление с планом работы на предстоящий учебный год, с
требованиями, предъявляемыми к учащимся. Объяснение целей и задач. Значение и роль
вокального искусства в нашей жизни. Традиции вокального объединения. Беседа о
правилах соблюдения техники безопасности. Правила поведения в музыкальном кабинете.
Противопожарная безопасность.
Практика. Проведение тестирования.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 2. Фольклор.
Тема 2.1. Потешки, приговорки, пестушки.
Теория. Жанровое разнообразие (обращение к различным видам
природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела) Их
использование в повседневной жизни. Возможности детского голоса: сила
голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность.
Практика. Работа над точным интонированием мелодии с
музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные
творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить
ласковые интонации в пении).
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 2.2. Считалки, небылицы, дразнилки.
Теория. Знакомство с народным фольклором.
Практика. Разучивание считалок для игр. Разыгрывание: небылицы в
лицах, дразнилки, смешные диалоги, прибаутки на определенную тематику.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.

14

15

Тема 2.3. Сказки, прибаутки.
Теория. Знакомство с русскими народными сказками, прибаутками.
Коллективные обсуждения сюжетов сказок.
Практика. Ролевые игры. Коллективная сказка, драматизация. Первые
навыки актёрского мастерства.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 3. Народная песня.
Тема 3.1. Календарные песни.
Теория. Знакомство с народной песней. Её история и знаменитые
исполнители народных песен. (С использованием фонотеки). Песня, как
средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам
(связь со временем года, тема урожая, труда).
Практика. Направление детей в умении передавать движение мелодии.
Работа над четким и ясным произношением слов и т.д.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 3.2. Лирические, колыбельные песни
Теория. Знакомство с колыбельными песнями и использование их в
игровой деятельности.
Песни спокойного, лирического, задушевного характера. Объединение
песенного материала по темам и сюжетам (о природе, любви и дружбе).
Практика. Направлять и учить детей в умении передавать плавные,
характерные движения мелодии, следить за дикцией и динамическими
оттенками. Колыбельные- о их предназначении. Постижение народно попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных
оборотов мелодии и т.д.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 3.3. Величальные песни.
Теория. Из истории величальной песни. Песня как прославление
(родителей, молодых, детей, христославе), свадебная величальная.
Практика. Работа над умением петь на ярком звуке, владеть
динамикой звука, соединять пение с движением.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 4. Танец.
Тема 4.1. Хоровод.
Теория. Виды хороводов: хореографический, песенный, драматический.
Составляющие русского хоровода, орнаментальные хороводы.
Практика. Обработка хореографических движений. Выразительная
передача танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с
пением. Самостоятельное изменение движение в связи со сменой частей
хоровода.

15

16

Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 4.2. Народный танец.
Теория. Простые танцевальные движения и обороты русских – народных
танцев.
Практика. Освоение специальных музыкально - ритмических
движений, позволяющих освоить простые танцевальные движения и обороты
русских – народных танцев.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 5. Элементарное музицирование.
Тема 5.1. Русские народные инструменты детского оркестра.
Теория. Знакомство с инструментами русского - народного оркестра по
видам и группам (струнные, духовые, клавишные, ударные). Основные
приёмы игры - наглядный, словесный, практический (показ, закрепление,
исполнение).
Практика. Освоение азов игры.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 5.2. Деревянные ложки.
Теория. Знакомство. История деревянной ложки. Приёмы игры на
ложках по усложняющей схеме (от 2-х, до 5-ти ложек). «Играть на ложках –
это просто, не зависимо от возраста и роста».
Практика. Элементарное музицирование под руководством,
самостоятельное, импровизированное музицирование. Игра в ансамбле и
оркестре.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 5.3. Шумовые и самодельные музыкальные инструменты для
детей.
Теория. О роли шумовых инструментов в оркестре. О возможности
использования в оркестре разнообразных видов нетрадиционных оркестров.
Практика. Придумывание, изготовление и использование в оркестре
вместе с детьми разнообразных видов нетрадиционных оркестров, например,
(варианты инструментов взяты из программы «Звук - волшебник» автор
Девятова Т.Н., год издания: 2006, издательство: Линка-Пресс):
- оркестр звучащих материалов (бумага, пластмасса, железо, дерево,
стекло;
- кухонный оркестр (ложки, «бутылофон», «банкофон», «рюмофон»,
крышки от кастрюль, шумовки с колокольчиками или вилками, простые
кастрюли с металлическими ложками, поварёшки, кухонные доски с
деревянными лопатками, маракасы из пивных банок и гороха и т.п.)
- банный оркестр, который мы придумали ко дню «Ивана Купалы»
(мыльницы с ракушками, тазики, вёдра, ёмкости с водой и трубочки;

16

17

свистульки с водой, стиральные доски с деревянными лопатками,
веники бамбуковые и т.п.);
- рождественский оркестр к колядкам и рождеству (ухват с
колокольцами, чугунок с поварёшкой, чёсалки овечьи, прялки с ложками и т.
п.);
- лесной оркестр «заколдованный лес» (рогатки с пробками,
барабанчики-шишканчики – это шишки в ведёрках из-под майонеза,
палочные маракасы с крышками от бутылок, маракасы семенами растений,
трубы из сухого пикана с зубочистками и горохом и многое другое);
- оркестр парикмахеров (расчёски, баночки из-под крема с крупой и т.
п.;
- духовой оркестр «дудари» (различные дудочки, свистки, сопелки,
манки,
- берестяные гудки, расчески, «трубофон», плёнка полиэтиленовая и
т.п.);
- подарочный оркестр (из коробок разного размера, упакованных под
подарок со звучащим материалом внутри);
- просто шумовой оркестр для озвучивания природных явлений и
времён года (простые шумовые инструменты: «рогатки - шумелки» с
металлическими пробками, «мухи» из пластиковых стаканчиков, лески и
пуговиц, пластмассовые пробки на леске - «шумелки», а также - погремушки,
маракасы, кастаньеты, бубны, барабаны и т. п.).
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Раздел 6 Народный театр.
Тема 6.1. Театр Петрушки.
Теория. Знакомство с методами и приёмами взаимодействия в
театрализованной деятельности,
Практика. Умелое и правильное обращение с куклами.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 6.2. Театр Скоморохов.
Теория. История театра скоморохов.
Практика. Этюды и короткие скоморошьи представления. Элементы
актёрского мастерства.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Тема 6.3. Пальчиковый театр.
Теория. Знакомство с методами и приёмами взаимодействия в
театрализованной деятельности, умелое и правильное обращение с куклами.
Практика. Работа над эмоциональной и образной речью артиста.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
7. Итоговое занятие.

17

18

Практика. Отчётный концерт. Поощрение и награждение лучших
учеников.
Форма контроля. Творческий отчет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные (предметные):
ознакомлены с историей и бытом русского народа на основе
народного календаря, с разными жанрами и видами музыкальнопоэтического фольклора;
обучены навыкам певческой и исполнительской традиции
русского народа (певческое дыхание, дикционные навыки, выразительность
фраз, нюансы);
обучены танцевальным навыкам;
обучены элементам актёрского мастерства;
обучены музицированию на простейших (в том числе ударных,
шумовых) детских музыкальных инструментах.
Метапредметные:
наблюдается развитие голоса и его регистров, ладовысотного,
мелодического, тембрового и динамического слуха, диапазона, тембра;
проявляют навыки в области слушания музыки;
развит слух, музыкальная память, чувство ритма и мышления,
обогащены музыкальные впечатления при знакомстве с русскими народными
инструментами;
совершенствованы физические качества у детей, координация
слуха и голоса с выразительностью движений.
Личностные:
проявляют основы эстетического вкуса, воображения, творческой
активности, фантазии, познавательного интереса;
проявляют фантазию и самостоятельность в процессе
образовательной и совместной деятельности;
сформированы положительная самооценка, навыки общения со
взрослыми и сверстниками;
проявляют чувства принадлежности к родному народу, его
истории и культуре, воспитана любовь к родному краю, к природе
средствами музыки.
сформировано ценностное отношение к Родине, Отечественному
культурно-историческому наследию, значимым страницам истории страны,
государственной символике, народным традициям, старшему поколению, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
сформировано
ценностное
отношение
к
прекрасному,
представления об эстетических идеалах и ценностях; умение видеть красоту
в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

18

19

19

20

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе «Веселая капель» (вокал для школьников)

Апрель - май

январь

май

Всего часов по
программе

март

Март - апрель

декабрь

Декабрь - январь

ноябрь

апрель
февраль

2

3

4

5

6

7

8

9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

36

3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8

1
1 группа

1

2
группа

Базовый уровень
программы (колво часов)

Недели обучения

Сентябрь октябрь

Год обучения

октябрь

Ноябрь - декабрь

Сентябрь

Октябрь - ноябрь
октябрь

Год обучения: с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

5

4

36

1

3
группа

1

36

21

К

К

И

К

К

Занятия,
непредусмотре
нные
расписанием

Канику
лярный
период
(К)

Промежуто
чная (П) и
аттестация
по итогам
года

П

21

22

Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1

2

Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание

Нравственное
воспитание

Наименование
мероприятия
Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
народного единства.

Ноябрь

Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы:
Акция «Посылка
солдату».

Февраль

Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
космонавтики.
Участие в новогоднем
мероприятии «Скоро,
скоро новый год…».

Апрель

Гагаринский урок« Космос - это мы».

3

Трудовое
воспитание

Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель

Участие объединения
в Акции

Декабрь

Планируемый результат

Шакалова И.Н.

Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве
и
социальной
структуре российского общества,
наиболее значимых страницах
истории страны.

Шакалова И.Н.

Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,

Апрель

Шакалова И.Н.

Примечание

22

23

«Уют кабинета»

Сентябрь

трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.

Акция «Чистота»
Декабрь
4

5

Семейное
воспитание

Эстетическое
воспитание

Акция « Трудовой
десант»
«Добро пожаловать –
день открытых
дверей».
Индивидуальные
консультации для
родителей.
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Участие в акции «Я
поздравляю мамочку».
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Индивидуальные
беседы с родителями.
Участие в
мероприятии
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда
открыта дверь».
Участие в цикле
мероприятий,
посвящённых Дню

Май
Сентябрь

Шакалова И.Н.

Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Март
Май

Октябрь

Апрель

Шакалова И.Н.

Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание
единого
пространства
общения;
повышение
педагогической
культуры
родителей;
сформированность
активной
педагогической
позиции
родителей;
привлечение
к
активному участию родителей в
мероприятиях центра; снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних; укрепление
дисциплины
учащихся;
приобщение детей к ценностям
семейной культуры; овладение
учащимися культурой семейных
отношений; повышение правовой
грамотности родителей и детей
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических
идеалах
и
ценностях; умения видеть красоту
в окружающем мире, в поведении,
поступках людей; представления
об
эстетических
и
художественных
ценностях

23

24

космонавтики.
Участие в творческом
отчётном концерте
« Жар – птица
талантами гордится».

Май

6

Физическое
воспитание

Динамические паузы
( физические минутки
на занятиях,
подвижные игры по
темам).

В течение
года

Шакалова И.Н.

7

Правовое
воспитание

Составление
социальных паспортов
по группам в
объединении

Сентябрь

Шакалова И.Н.

отечественной
культуры;
формирование потребности и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве
образовательного
учреждения и семьи.
Формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни;
представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда
и творчества; знания о возможном
негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
Формирование у учащихся знаний
о
государстве
и
праве,
законности, правах и свободах
личности, устойчивой ориентации
на законопослушное поведение.

24

25

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
хорошо освещенная проветриваемая учебная комната;
зрительный зал, сцена, костюмерная.
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для
реализации программы
средства ИКТ;
фортепиано;
средства ТСО (музыкальный центр, усилитель, динамики,
микшер, проигрыватель, системы аудио-видео караоке, синтезатор,
микрофоны, музыкальный пульт и т.д.);
музыкальные инструменты;
компьютер, ноутбук;
музыкальная библиотека;
фонотека;
видеотека;
наглядные пособия;
наличие дидактического материала для учащихся: зеркало,
тетрадь для песенных текстов, ручка, карандаш, нотная тетрадь;
наличие учебных пособий для педагога: журналы, нотные
тетради; методический материал (методики педагогов-новаторов, разработки
практикующих вокалистов, сценарии массовых мероприятий, конкурсных
программ, викторин, музыкальных развивающих игр), вспомогательного и
наглядного материала (плакаты, репродукции, рисунки, карточки).
Информационное обеспечение.
Единая коллекция образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm,
festival@1september.ru ,
www.future4you.ru,
/http://stranamasterov.ru/,
http://pedsovet.su/ ,
www.prodlenka.org/metodichka/viewlink).
Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm
Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm
Кадровые условия реализации программы.
Данную программу может реализовать руководитель, имеющий
педагогическое профильное образование, владеющий навыками вокального
творчества.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой
цели существует промежуточный контроль (участие в концертах, фестивалях,

25

26

конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет, открытое занятие для
родителей).
№ Сроки
контроля
Первое
1 полугодие

Какие знания, умения и навыки
контролируются
Навыки певческого дыхания, включение
эмоционального отзыва, состояние
подъёма, свободное звучание голоса в
удобном диапазоне. Исполнение 1-2
песен. Выполнение упражнений и
ритмических заданий.
Второе
Навыки певческого дыхания, выработка
2 полугодие плавного и отрывистого голоса ведения
в соответствии с характером песни.
Отчётливая артикуляция. Исполнение 23 песен под аккомпанемент и
фонограмму. Выступление на концертах
и фестивалях

Форма контроля
Прослушивание
вокальных
упражнений,
скороговорок,
распевок.
Концерт студии
Прослушивание
хоровых партий.
Отчётный концерт

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- дипломы, грамоты;
- свидетельства;
- статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества;
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными критериями определения усвоения музыкального
материала учащихся являются:

уровень сформированности вокально-исполнительных навыков
(ровное звучание на всём диапазоне; развитое певческое дыхание; навыки
правильной артикуляции и дикции; грамотное исполнение музыкального
материала; чистота интонирования; для ансамбля - многоголосие);

степень выразительности исполнения и умения свободно
держаться на сцене;

проявление творческой активности;

учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя.
Высокий уровень.

26

27

Это уверенное и грамотное исполнение музыкального материала,
эмоциональное,
выразительное
исполнение
программы,
точное
интонирование и выполнение всех вокально-технических требований.
Средний уровень.
Это хорошее владение музыкальным материалом, выполнение
вокально-технических требований, но с допущением некоторых неточностей,
неполное раскрытие художественного образа.
Низкий уровень.
Это недостаточно глубокое знание музыкального материала,
отсутствие владения профессиональными навыками, формальный подход к
исполнению программы.
Протокол промежуточной аттестации обучающихся
по программе «Веселая капель» (вокал для школьников)
№
1.

ФИО
обучающегося
1

Разделы программы (темы),
форма аттестации
н - низкий нуровень
сс - средний вуровень
в - высокий
уровень

Средний
балл
обучающегося

нсв-

нсв-

нсв-

..
1
5

На отчетном (итоговом) концерте при исполнении программы
обучающийся должен продемонстрировать исполнительское мастерство,
вокальную технику:
1. качество интонации, чёткость дикции, ритмичность, широту
певческого диапазона, использование приёмов вокального эстрадного
исполнения, фразировка, чувство стиля, владение микрофоном,
сформированность тембра; навыки многоголосия;
2. раскрытие образа: артистизм, художественное решение, подача,
цельность исполнения, сценическое обаяние, свобода исполнения, раскрытие
художественных достоинств произведения.
При подведении итогов в
конце учебного года также учитывается участие обучающегося в концертных
выступлениях, в конкурсах, в фестивалях. Публичные выступления
активизируют, повышают ответственность за исполнение выученных
произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения
песен на эстраде перед слушателями.
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Веселая капель» (вокал для школьников) в конкурсах
Фамилия,

Дата

Название

Название номера Результат

27

28

имя ребёнка

конкурса
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы проведения занятий
 Словесные: беседа, анализ текста и структуры музыкального
произведения.

Наглядные:
показ
исполнения
педагогом,
наблюдение,
прослушивание аудиоматериала или просмотр видеозаписей.
 Практические: вокально - тренировочные упражнения, разучивание
произведений, дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
 Репродуктивные: повтор учащимися задач, поставленных педагогом.
Формы работы:
 рассказ или беседа с использованием наглядного материала;
 игры, способствующие закреплению полученных знаний;
 тренинги, упражнения;
 практическая работа детей;
 викторины;
 конкурсы.
Теория и практика построения образовательного процесса.
Занятия ведутся соответственно календарному учебному графику.
Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, а также
возрастным особенностям детей и их возможностям. Через игру и
музыкальную деятельность происходит органичное включение ребенка в
различные виды и жанры фольклора. По содержанию занятие предполагает
частую смену деятельности и это дает нужные результаты.
Образовательный процесс, включает, как специально организованные
занятия с педагогом НОД, так и совместную с семьями деятельность и
организуется по следующей схеме:
1.Теоретическая часть. Основа занятия - беседа в доступной для
детей форме, используя наглядный материал (предметы народного быта,
декларативно-прикладного творчества и различные пособия), а также
прослушивание сказки, музыкального произведения или рассказа о
празднике.
Рассказ педагога о народном календаре, беседы о времени года, о
календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его
исполнения и др.
2. Практическая часть.
А) Знакомство с различными видами фольклора: небылицы, заклички,
приговорки, пословицы, скороговорки, дразнилки, потешки, сказки, загадки,
а также русские народные игры. Всё это помогает:
- научиться взаимодействовать в коллективе организоваться и
организовать друг друга,

28

29

- лучше узнать, историю и традиции своего народа, развивают
моторику пальцев если это пальчиковые игры.
Б) Русские народные песни: календарные, лирические, колыбельные,
обрядовые. В процессе разучивания и исполнения которых дети получают
навыки звукообразования, дикции. У детей успешно развивается не только
музыкальный слух и хоровые навыки, а также чистота интонации, легкие,
дыхание, голосовой аппарат. Простые народные мелодии позволяют
испытать силу звучания голоса, подготавливают к исполнению сложных по
музыкальному языку мелодий, способствуют углублению дыхания,
устойчивости его ритма.
В) Русские народные танцы для данного возраста (показ, разучивание
движений): орнаментальные хороводы, элементарные народные танцы
(кадрили и «топотухи»). В процессе выполнения специально подобранных
музыкально - ритмических движений, формируются танцевальные навыки,
улучшается координация движений у детей в целом.
Г) Элементарное музицирование детей: знакомство с русскими
народными инструментами, их возможностями, игра в ансамбле ложкарей,
занятия в детском оркестре, с привлечением самых разнообразных
инструментов (шумовых, ударных и духовых). Всё это отлично развивает
ритм,
музыкальность,
динамический
слух,
самостоятельность,
ответственность, чувство коллектива.
Д) Народный театр: театр Петрушки, театр скоморохов, пальчиковый
театр. Все эти виды театров располагают к театрализованной деятельности
детей, их импровизации, воображению, фантазии, развитию артистических
способностей.
Включение специально подобранного материала по всем разделам
деятельности обогащает представления обучающихся об атмосфере того или
иного
«календарного
события»
и
способствует
формированию
«фольклорного» кругозора.
В основе образовательного процесса лежат классические принципы
работы с детьми:
Создание комфортной обстановки для ребенка: Индивидуальный
подход к каждому. Положительная оценка действий педагога. Сюрпризные
моменты и игры в процессе НОД.
Целостный подход в решении педагогических задач:
Обогащение музыкальными впечатлениями через пение, слушание,
игры, пляски, игру в оркестре.
Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой
деятельности.
Принцип
последовательности
предусматривает
усложнение
поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
Соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем.
Принцип партнерства - дети и педагог единое целое.

29

30

Немаловажен принцип положительной оценки деятельности.
Принцип паритета: любое предложение ребенка должно быть
зафиксировано. Обязательны: игровые ситуации, присутствие и активная
помощь воспитателя и необходимые по плану наглядные пособия и
атрибуты.
Интеграция образовательных областей в ходе реализации
программы.
Знакомство с фольклором - изучение народных песен, танцев, потешек,
сказок, игр в программе осуществляется в их взаимосвязи с традиционным
укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах и обрядах
которого, важное значение имело участие детей.
Музыкальный фольклор - замечательная школа общения не только с
самореализацией своих способностей, но и умением войти в социум,
научиться взаимодействовать с другими людьми. Это способствует развитию
нравственных качеств, например, таких, как взаимодействие мальчика и
девочки, их ролевые функции, которые в дальнейшем реализуются в их
взрослой семейной жизни.
«Физическая культура». Развитие физических качеств в музыкальноритмической деятельности, использование народных музыкальных
произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов
детской деятельности и двигательной активности. Игра - это школа
воспитания, в том числе и физического. Одни из них развивают у детей
ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни,
добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра
формирует высокую нравственность. А народная игра – является
неотъемлемой частью физического воспитания.
«Здоровье». В ходе реализации программы дети знакомятся с
пословицами, поговорками, потешками, попевками, народными играми,
которые отражают представления русского народа о здоровье, гигиене. Это
позволяет в занимательной и ненавязчивой форме передать ценности
здорового образа жизни детям.
«Безопасность». При игре на музыкальных инструментах, движениях с
предметами в танцах, играх на воздухе и в помещении дети учатся соблюдать
свое пространство, осторожно и внимательно действовать по отношению к
партнерам, что формирует у них навыки безопасного поведения.
«Социализация». С помощью народных игр усваиваются нормы и
правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки,
закрепляются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и
храбрости, честности и справедливости. В данной программе – это
социально-личностное развитие дошкольников через фольклор. Посиделки в
русской избе, участие в календарных праздниках, гуляньях, выступления на
концертах, совместная деятельность с родителями и педагогами
способствуют обогащению социального опыта детей.
«Труд». Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия
взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего

30

31

хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина». В
песнях, обрядах, календарных праздниках детям передаются представления о
труде, профессиях, людях труда, желание трудится. Экспонаты музея
народного быта показывают детям бережное отношение человека к
предметам своего труда, подчеркивают его восхищение мастерством
человеческих рук и стремление к красоте даже в самых трудных условиях.
Формируются представления о разделении труда между детьми и взрослыми,
поощряется трудолюбие с раннего детства.
«Познание».
Фольклор
является
богатейшим
источником
познавательного развития детей. Дети знакомятся с историей и бытом
русского народа. Получают знания о природных явлениях и связанных с
ними календарных праздниках. Через фольклор (пословицы, поговорки) у
детей формируется представление о важности учения в жизни человека.
Предметы народного быта способствуют обогащению сенсорного опыта
детей.
«Коммуникация». Происходит развитие свободного общения со
взрослыми и детьми в ходе НОД и совместной деятельности во время
посиделок, ярмарок, фольклорных праздников, выставок детского
творчества. Театрализованная деятельность дает возможность развития всех
компонентов устной речи. Фольклор способствует обогащению речи детей
фразеологическими оборотами из многообразной палитры русского языка.
«Чтение художественной литературы». Использование музыкальных
произведений способствует усилению эмоционального восприятия
художественных произведений, русских - народных сказок.
«Художественное творчество». Приобщение к различным видам
народного искусства, использование художественных произведений
формирует в сочетании с восприятием народной музыки интерес к
эстетической стороне окружающей действительности, способствует
развитию детского художественного творчества.
Формы работы:
 рассказ или беседа с использованием наглядного материала;
 игры, способствующие закреплению полученных знаний;
 тренинги, упражнения;
 практическая работа детей;
 викторины;
 конкурсы.
Методы работы: словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный,
поисковый, проблемный, метод проектов, самостоятельная работа.
Образовательные технологии.
Одной из самой современной педагогической технологией в вокальном
искусстве является – игровая технология, применяемая на занятиях по
данной программе. Игра помогает развивать способности детей, так как
погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все
получается). Применение игровых технологий позволяет:

31

32

1.
Создать комфортные условия, необходимые для овладения
общеучебными умениями и навыками и создать условия для воспитания
коллектива.
2.
Развивать коммуникативные качества учащихся и формировать
навыки коллективной работы.
3.
Помогает в диагностической работе с группой (наблюдения при
проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру
группы, тип взаимоотношений между детьми, установить учащихся с явными
лидерскими качествами и аутсайдеров). Хорошо продуманные игры могут
быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива,
развития дружбы и взаимопомощи в группе.
Очень эффективны используемые на занятии:
- игры для закрепления изученного материала;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры.
Успешно освоив через игру базовый уровень вокальных умений и
навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе, у них повышается
самооценка. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и
получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются
межличностные отношения, совершенствуются коммуникативные навыки.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности в решении этого вопроса и одновременно ставят новые задачи
перед педагогом.
Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения
мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, доступным,
интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия.
Применяется комплексный способа подачи учебного материала
средствами информационных технологий.
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим
педагогом, знакомство с новыми вокальными номерами на основе
электронного материала); используются электронные презентации на
занятиях по вокалу. Это наглядный метод по изучению вокальной техники.
Применение компьютера позволяет:
накапливать и хранить музыкальные файлы;
менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации (путешествие по
сети Интернет, посещение вокальных сайтов, поиск специальной литературы
и необходимой информации по вокалу);
пользоваться почтовыми услугами Интернета;
поддерживать контакты и осуществлять деловое общение;
создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.).

32

33

Актуально
и
применение
дистанционных
образовательных
технологий, реализуемых в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
Здоровьесберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии
реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Процесс обучения развивается самосознание школьника, что
значительно расширяет его социальные возможности. Занятия по вокалу
благотворно влияют на сердце и легкие.
Разнообразные упражнения, комплексы упражнений направлены на
развитие и укрепление голосового аппарата и главным образом оказывают
здоровьесберегающее влияние на организм ребенка.
Дыхательная гимнастика - учит согласовывать дыхания с движением,
чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно
дышать. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиваться эмоциональной разрядки, снять умственную
усталость и утомление.
Весь курс обучения направлен на поддержание ученика в хорошей
физической форме и на формирование у него пожизненной установки на
здоровый образ жизни.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) мотивация;
г) вступительная часть;
д) объяснение темы занятия.
II. Основная часть.
1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий.
2. Вокальные упражнения.
3. Знакомство с новым музыкальным материалом. Беседа о песне.
4. Начальный этап работы над песней.
5. Работа над текстом и приемами звукообразования, голосоведения в
раннее разученной песне.
6. Исполнение отработанной песни. Концертное исполнение песни.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Образовательные
технологии.
Реализация
программы
предусматривает применение современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие технологии, информационного, игрового обучения

33

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1.
Айдашева Г. Русские обряды «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»,
М.2004.
2.
Баранов В. Г. «Эпопея крестьянской жизни», М., 2005 год.
3.
Бухтин В. С. «От былины дог считалки», М., 2008 год.
4.
Возвращение к истокам «Народное искусство и детское
творчество», М. ВЛАДОС 2000 год.
5.
Г. Железнов «Азбука - потешка», М., ГНомид, 2001 год.
6.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г.– 48 с.
7.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. «Композитор», 2005 г. – 73 с.
8.
Климов А.А, Русский народный танец, учебное пособие. М. 199
9.
Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры, С. Петербург, 2007 год
10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 2000г.
11. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей», М.,
2007 год
12. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального
руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
13. Лаптев И. Г. «Детский оркестр», ВЛАДОС, 2001 год.
14. Методическое пособие «Музыкальный фольклор и дети», М.
ВЛАДОС 2000 год.
15. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. –
М., 2005.
16. Науменко Г. Н. «Фольклорный праздник», М., 2000 год.
17. Осетров Е. «Живая, древняя Русь», М., Просвещение, 2002 год.
18. Панфилов В. В. «По русскому обычаю», Н., 1997 год.
19. Петров В. Н., Гришина Г. Н. «Летние, зимние, осенние
праздники, игры и забавы для детей», М., 2000 год.
20. Потаповская О. М. Духовно- нравственное воспитание детей и
молодёжи России М.2003.
21. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей – Москва., 1997г.
22. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные
способности, Музыкальный руководитель. - 2009. - №5.
23. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985.
24. Шевченко Л. Л. Православная культура. Эксперимент: учебное.
пособиеМ.2004.
25. Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах», М.,
Советский композитор, 2006 год.
Список литературы для детей:
1.
«Русские обрядовые праздники», Владимир, 2004 год.

34

35

2.

Виноградов Г. С. «Детский народный календарь», Иркутск, 2006

год.
3.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.:
«ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
4.
Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт –
Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
5.
М. Начменков «Дождик, дождик перестань», Москва, Советский
композитор.
6.
Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт –
Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.
7.
Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - СанктПетербург «Невская нота», 2012 г. – 45 с.

35

36

Приложение № 1
Творческий репертуар к программе «Веселая капель»
(вокал для школьников)
1.
2.
3.
4.
5.
6.

«Пела братия простая» (молитва) В.Г.Захарченко;
«На горе, горе» (хороводная);
«На Кубани мы живем» В.Г. Захарченко;
«Батька – атаман» (казачья походная) Г.Пономаренко;
«Как из дому-то» (свадебная);
«Катюша».

36

37

Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Веселая капель» (вокал для школьников)
педагог: ___________________
на ______________ учебный год

№

Раздел

Наименование мероприятий

Учебный план

Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________

37

38

Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа

Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________

"Профессиональная
ориентация"

Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях

Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________

Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________

38



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.