МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР - ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебный мир танца» (для дошкольников)
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 4,5 - 6 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Харлампиди Лариса Николаевна
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебный мир танца» (для дошкольников)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год:36 часов
Возрастная категория: от 4,5 - до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 16:38:27 +03'00'
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 1038
Автор-составитель:
Харлампиди Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки
программы
Направленность, уровень программы
Актуальность программы
Новизна, педагогическая целесообразность программы
Отличительные особенности программы
Характеристика обучающихся по программе.
Объем и сроки реализации программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы:
Учебный план
Содержание учебного плана
1.4 Планируемые результаты
II Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Календарный план воспитательной работы
2.3 Условия реализации программы
2.4 Формы аттестации
2.5 Оценочные материалы
2.6 Методические материалы
2.7 Список литературы
III Приложение 1. «Творческий репертуар»
Приложение 2 Индивидуальный образовательный маршрут
4
4
4
6
6
6
6
7
7
8
8
9
10
12
14
14
16
19
20
20
21
25
27
28
3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной
ориентации. Дополнительное образование формирует у ребенка
самосознание, ощущение ценности собственной личности, удовлетворяет его
творческие потребности, развивает интересы, создает юному человеку
условия, чтобы полноценно прожить пору детства и стать успешным
взрослым. Проблемы формирования культуры поведения современного
человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства,
в частности современного танца, можно формировать у детей культуру и
манеру общения. Каждое время требует своих песен и своих танцев. Новое
поколение желает знать современную пластику, чтобы уметь выражаться
языком танца. Воспитательная компонента в студии реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
эстетическое, трудовое, патриотическое и физическое
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21
июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря
2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29
декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7 октября,
21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13, 24 июня,
10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22 июня, 8 июля
2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014
г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
5
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
6
Российской
Федерации,
Федеральное
государственное
бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Настоящая программа является модифицированной, разработана на
основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Хореографическое искусство», автор Саввина А.В.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: ознакомительный.
Программа направлена на обучение дошкольников танцам, которые
способствуют гармоничному
психическому,
духовному
и
физическому развитию; формирует художественно-эстетический вкус,
умение самовыражения чувств и эмоций, физическую культуру, а также
нравственные качества личности.
Актуальность программы. Необходимость и актуальность программы
обусловлена образовательными потребностями конкретной категории
учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых
образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе
образования интересах и ожиданиях в отношении современного танца.
Современный танец является одним из основных предметов, он развивает
физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает
подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки
и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и
дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела –
в этом его значение и значимость.
Общеразвивающая программа «Волшебный мир танца» (для
дошкольников) способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена
7
её педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность
данной программы в том, что специфика предметной деятельности,
ценностно-смысловое содержание, избранные методы, технологии, формы,
средства позволяют эффективно решать поставленные задачи. Содержание
программы разработано в соответствии с требованиями программ нового
поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут
развития каждого учащегося. Правильно подобранные и организованные в
процессе обучения танцы – игры способствуют умению трудиться, вызывают
интерес к занятию, к работе. Поэтому очень важно внимательно отнестись к
подбору репертуара для учащихся, постоянно его обновлять, внося с учетом
времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ».
Отличительная особенность программы также состоит в том, что в
ее основе лежит изучение нового направления в хореографии – современный
танец. Это постоянно развивающееся, свободное от канонов и условностей
направление. У педагога и учащихся есть возможность постоянно
экспериментировать с новыми формами, музыкой и пространством.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое
планирование содержания занятий.
Характеристика обучающихся по программе
Программа адресована детям в возрасте 4,5-6 лет, желающим освоить
танцевальные навыки в области хореографического искусства. Возрастные,
психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и
навыки соответствуют данному виду деятельности.
Освоившие программу, смогут самостоятельно воплощать образ и
характер танца на сцене, участвовать в концертах, конкурсах и фестиваля
различного уровня.
Медико-психолого-педагогические характеристики.
У детей до 6 лет ведущей формой психики в это время становится
представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и
продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ролевые,
сюжетные игры). Представления накладывают отпечаток на весь процесс
психического развития.
Дошкольный возраст является начальным этапом формирования
субъекта деятельности. Переход к школьному периоду знаменуется тем, что
ребенка перестают удовлетворять простые манипулятивные действия,
которыми он овладевал в предыдущие годы. Формируется целеполагание,
волевой компонент субъекта деятельности. В возрасте 4-6 лет дети умеют
общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения.
Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче.
8
Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых.
Набор проходит на добровольной основе, и учащиеся распределяются
по группам только в зависимости от смены обучения в школе, учитывая
пожелание ребенка.
Условия приема. По данной программе могут заниматься дети с разным
уровнем хореографической подготовки. Главное условие - добровольной
основа: желание ребенка, заявление родителя или законного представителя.
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении детей категории ОВЗ рекомендовано наличие
медицинской справки об общем состоянии ребенка, позволяющая заниматься
данным видом деятельности.
Для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
по программе планируется по форме (Приложение 2)
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
просмотр с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. По необходимости можно проводить дополнительный набор в
объединение.
Количество детей в группах из расчета площади одного занимающего
в соответствии с требованиями норм. Группа состоит из 10-12 человек.
Программа предполагает знакомство детей с особенностями
современного танца.
Объем и сроки реализации, формы обучения, режим занятий,
особенности организации образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год: Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы, составляет 36 часов:
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Режим работы:
1 раз в неделю по1 учебному часу:
30 минут занятие для обучающихся 6 лет и 25 минут занятие – для 4 -5
лет
Особенности организации образовательного процесса:
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной
работы.
9
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение
учебного года.
Формы организации занятий: работа с группой, подгруппами;
Занятия по программе - это и теория (рассказ педагога, иллюстрации
из книг, обучающих пособий, видеоматериалов), и практика (отработка
движений, связок движений, простых и сложных танцев), и чередование
видов деятельности (интенсивная тренировка –плавные упражнения, танец).
Для подготовки номеров к концертам, конкурсам, фестивалям и
мероприятиям различного уровня также предполагаются занятия в форме
сводных репетиций всех групп и работа с подгруппами (дуэты, трио,
квартеты).
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и
открытые.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование хореографических навыков
учащихся, раскрытие их творческих способностей в избранном виде
деятельности.
Задачи обучения:
Образовательные (предметные):
•
ознакомление учащихся с особенностями современного танца;
•
обучение названиям различных движений;
•
обучение выполнению различных движений (от простых к
сложным), связок движений, простых танцев;
•
обучение выполнению движения по образцу и самостоятельно;
Личностные: развитие умения индивидуальной импровизации;
•
развитие гибкости, плавности движений;
•
развитие навыков работы в парах;
•
развитие творческих способностей;
развитие чувства ритма.
Формирование ценностного отношения к Родине, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, законам Российской
Федерации.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях; умения видеть красоту
в окружающем мире, представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры; формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах творчества;
Метапредметные:
10
•
воспитание любви к танцу и музыке вообще;
•
воспитание навыков работы как самостоятельно, так и в
коллективе, в обществе;
•
воспитание гармоничной, творчески развитой личности ребенка.
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Количество часов
Всего Теория Практика
№
Название раздела,
п темы
п
1.
Вводное занятие
2.
Партерный экзерсис
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Азбука музыкального
движения
Элементы
классического танца
Элементы народносценического танца
Элементы эстрадного
танца
Работа над
репертуаром
1
0,5
0,5
6
1
5
4
1
3
4
1
3
4
1
3
9
2
7
5
0
5
2
0
2
1
0
1
6,5
29,5
Творческая
деятельность
Итоговое занятие.
ИТОГО:
36
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение.
Наблюдение,
результаты работ
Наблюдение,
результаты работ
Наблюдение,
результаты работ
Наблюдение,
результаты работ
Наблюдение,
результаты работ
Наблюдение,
результаты работ
Наблюдение,
результаты работ
Практическая
работа
Творческий
отчет, открытое
занятие
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми. Создание непринужденной обстановки на
занятии. Понятие «танец», темп», «ритм». Проведение инструктажа по
технике безопасности.
Вступительная беседа, в которой раскрываются цели и задачи
программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
Практика. Задания в игровой форме, тестирование.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
11
Тема 2. Партерный экзерсис.
Теория: Знакомство с упражнениями, способствующими полному
физическому и пластическому развитию мышечного аппарата ребёнка.
Изучение основных понятий и положений.
Практика: Подготовка к традиционному классическому экзерсису у
станка. Комплекс упражнений, направленный на улучшение эластичности
мышц и связок, повышение гибкости суставов.
Форма контроля: наблюдение, результаты работ.
Тема 3. Азбука музыкального движения.
Теория: Основные понятия: музыка, темп, такт.
Практика: Совершенствование ритмичности (умения создавать,
выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и
движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4,
2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная.
Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота
вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой.
Музыкально-пространственные упражнения. Привитие театральных навыков,
в виде работы над образными упражнениями.
Форма контроля: наблюдение, результаты работ.
Тема 4: Элементы классического танца.
Теория: Специфика танцевального шага и бега. Правильно поставка
отдельных костей рук: кисти, пальцы, локти, плечи.
Практика: Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка.
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости
голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение
ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в вы воротной
позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной
рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3
(разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась
одной рукой, тоя боком к станку.
Демиплие - складывание, сгибание, приседание, развивает
выворотность, беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по
1,2, 3-й позициям.
Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в
колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается
лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года назад).
Демирон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность
тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад.
Положение ноги, сюрле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку
опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.
Форма контроля: наблюдение, результаты работ.
Тема 5: Элементы народно-сценического танца.
12
Теория: Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в
хороводах, рисунки хороводов. Сюжеты и темы некоторых танцев.
Особенности народных движений.
Практика: Русский танец. Позиция рук - 1, 2, 3 - на талии. Шаги
танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп
- удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп.
При падании на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная
3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на
другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же
с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й
позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и
ребром каблука в открытом положении, без подскоков.
Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких
полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом
положении, с тремя последующими пере ступами на месте, с
передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании;
перескок на всю ступню с двумя с двумя последующими поочередными
ударами всей стопой по 6-й позиции.
Форма контроля: наблюдение, результаты работ.
Тема 6: Элементы эстрадного танца.
Теория: Особенности танцевальных стилей, движения этих танцев.
Особенности эстрадного танца.
Практика: Позиции рук. (показ учителя). Простейшие композиции.
Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца.
Форма контроля: наблюдение, результаты работ.
Тема 7: Работа над репертуаром.
Практика: Постановка танца, отработка движений, техника
исполнения.
Изучение танца из репертуара.
Форма контроля: наблюдение, результаты работ
Теме 8: Творческая деятельность.
Практика: Развитие мизансценического мышления и пластического
воображения детей. Этюды. Практическая работа: художник, перелет птиц,
шторм на море, лиса и зайцы, дождь в лесу, прогулка в парке.
Музыкально-танцевальные игры.
Практическая работа: рыбачок, чей кружок быстрее соберется, сова, кот
и мыши, кто скорее, карусель.
Форма контроля: наблюдение, результаты работ.
Тема 9: Итоговое занятие.
Практика:
Диагностика
усвоения
программного
материала,
физических возможностей детей (освоение программного материала,
результаты участия в конкурсах, личностный рост учащихся); перспективное
планирование. Отчетный концерт для родителей.
Форма контроля: творческий отчет, открытое занятие.
13
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные (предметные):
1)
ознакомлены с особенностями современного танца;
2)
обучены названиям различных движений;
3)
обучены выполнению различных движений (от простых к
сложным), связок движений, простых танцев;
4)
обучены выполнению движения по образцу и самостоятельно;
В конце обучения дети должны знать:
Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
Приобрести пластику.
Знать позиции ног и рук классического танца.
Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре).
Знать положение ног, сюр лек у де пье – «условное», «обхватное».
Знать разницу между круговым движением и прямым (на примере тандю и
рон де жамб пар тер).
Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двухтактовом
вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом
музыкального предложения (марш 4/4).
Уметь чувствовать характер марша (спортивного, строевого,
походного) и уметь передать его в шаге.
Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы,
медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном состоянии –
веселья, грусти и т.д.
Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы,
элементы русского танца.
Уметь исполнить переменный шаг.
Уметь правильно исполнить два подготовительных пор де бра.
Личностные:
- развиты умения индивидуальной импровизации;
- развиты гибкость, плавность движений;
- развиты навыки работы в парах;
- развиты творческие способности;
- развито чувство ритма.
- сформировано ценностное отношения к Родине, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам
Российской Федерации.
- воспитано ценностное отношение к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях; умения видеть красоту
в окружающем мире. представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры; формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах творчества;
14
Метапредметные:
- воспитана любовь к танцу и музыке вообще;
- воспитаны навыки работы как самостоятельно, так и в коллективе, в
обществе;
- проявляют черты гармоничной, творчески развитой личности ребенка.
15
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарный учебный график к программе «Волшебный мир танца» (для дошкольников)
Апрель - май
январь
май
Всего часов по
программе
март
Март - апрель
декабрь
Декабрь - январь
ноябрь
Ноябрь - декабрь
Сентябрь - октябрь
Год обучения
апрель
февраль
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
36
2
24
1
Базовый уровень
программы (кол-во
часов)
2 группа
1 группа
Недели обучения
октябрь
Октябрь - ноябрь
октябрь
Год обучения: с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
Сентябрь
16
Занятия,
непредусмотренные
расписанием
Каникулярный
период (К)
Промежуточная (П) и
аттестация по итогам
П
К
К
И
К
К
17
2.2. Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Наименование
мероприятия
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
Тематические беседы и
акция, посвященные
Дню образования
Краснодарского края
сентябрь
Харлампиди
Л.Н.
Тематические беседы в
объединениях,
посвященные
Дню народного единства
Акция «Посылка
солдату»
Танцевальные
постановки
патриотического
характера
Концертные
номера,связанные с
духовным
ноябрь
Харлампиди
Л.Н.
февраль
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Февраль-май
Ноябрьфевраль
Харлампиди
Л.Н.
Планируемый результат
Примечание
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений
о
государственном устройстве и
социальной
структуре
российского общества, наиболее
значимых страницах истории
страны.
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
18
развитием(Рождество
Христово,день
матери,день защитника
Отечества)
3
4
Трудовое
воспитание
Эстетическое
воспитание
Уборка кабинетов
сентябрь
Харлампиди
Л.Н.
Ремонт костюмов
Сентябрьмай
декабрь
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Оформление зала к
новогодним утренникам
Участие в тематических
мероприятиях(
концертная
деятельность)
Сентябрьмай
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,
трудовым достижениям России
и человечества, трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических
идеалах
и
ценностях;
умения
видеть
красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей;
представления об эстетических
и художественных ценностях
отечественной
культуры;
формирование потребности и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве образовательного
19
5
Физическое
воспитание
Акция «Курить здоровью ноябрь
вредить!», посвященная
Всемирному дню отказа
от курения
Харлампиди
Л.Н.
Акция : «Мы выбираем
жизнь!»
Комплекс физических
упражнений в рамках
занятий на укрепление
физического здоровья!»
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
март
Сентябрьмай
учреждения и семьи.
Формирование
ценностного
отношения к здоровью и
здоровому
образу
жизни;
представления
о
роли
физической культуры и спорта
для здоровья человека, его
образования,
труда
и
творчества; знания о возможном
негативном
влиянии
компьютерных
игр,
телевидения,
рекламы
на
здоровье человека.
20
2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Занятия должны проводиться в зале, соответствующим требованиям
ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал должен хорошо
освещаться и периодически проветриваться.
Зал должен быть оборудован:
- хореографическими станками;
- мультимедийной установкой;
- музыкальным центром;
- зеркалами.
В наличии должны быть;
- коврики;
- костюмы;
- детская атрибутика: предметы для индивидуального модуля (мячи,
трости, ленты и т.д.).
Обеспечение каждого занятия: специальная форма (шорты, майки,
футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), коврики, магнитофон, диски
(детские мелодии).
Необходимо также наличие:
- раздевалки и шкафов для хранения личных вещей;
- аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Участники программы.
В организации и осуществлении образовательного процесса по
предполагаемой программе заняты:
дети от 4,5-6 лет - основные участники программы, для которых
она и была создана;
педагог-наставник,основными функциями которого являются
подготовка и проведение занятий, оснащение занятий необходимым
материально-техническими средствами и дидактическим материалом;
родители,задача которых помочь ребенку в освоении домашних
тренировок заданного материала, обеспечить ребенка необходимыми
аксессуарами для занятий (форма, чешки, пояс).
Информационное обеспечение
лицензионные ресурсы:
http://www.ballet.classical.
http://www.russianballet.ru
http://www.gallery.balletmusic.ru
Единая
коллекция
образовательных
ресурсов
(http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm
мультимедийные презентации:
1.
«Хореографическое искусство - танцевальное искусство в целом,
во всех его разновидностях».
2.
«Стили и направления ХХ века».
21
3.
«Балет в России».
Материалы для компьютерного тестирования (Контрольноизмерительные материалы).
Электронные таблицы.
Кадровое обеспечение.
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в владеющий навыками хореографического
искусства.
2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Способами контроля над успешностью реализации программы
являются:
письменные небольшие контрольные задания (называть и
различать движения танца, различать ритмы);
задания на проверку усвоения выученного материала связок
движений, отдельных танцев путем повторения каждым учащимся;
импровизационные задания по созданию небольшого танца
индивидуально и группами;
обратная связь между родителями и педагогом, личные беседы
между учащимися и педагогом;
метод наблюдения (педагог отслеживает наличие или отсутствие
прогресса у группы, у каждого учащегося отдельно);
выступления на небольших концертах для родителей и открытых
мероприятиях разного уровня;
оценка коллег и зрителей.
2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащимися планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую хореографическую деятельность.
Оценивается
достижения
творческого
характера
посредством
«Диагностической таблицы учёта участия обучающихся по программе
«Волшебный мир танца» (для дошкольников), в конкурсах»
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Волшебный мир танца» (для дошкольников)
Фамилия,
Дата
Название
Название номера Результат
имя ребёнка
конкурса
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
22
№
1
Протокол аттестации обучающихся
по программе «Волшебный мир танца» (для дошкольников)
ФИО
№
Разделы программы (темы), форма аттестации Средний
обучающе
балл
гося
обучающег
ося
1.
1
н - низкий уровень
нннс - средний уровень
сссв - высокий уровень
ввв2
..
2
15.
Все критерии оценок необходимо систематизировать в диагностику
физического состояния (гибкость, координация, растяжка, пластичность,
ритмичность) и диагностику эмоционального состояния (концентрация
внимания, эмоциональный зажим, выразительность, художественный вкус,
актерское мастерство).
2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа реализуется в 2 этапа:
1)
обучение освоению простых движений, связок движений,
простых танцев, имитируя движения педагога;
2)
формирование умения создавать собственный танец, используя
полученные навыки без предварительной подготовки, т.е. полная
импровизация.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей
спирали», то есть на второй год обучения в определенных темах мы
возвращаемся к пройденному на более высоком и сложном уровне.
Формы организации деятельности занимающихся.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с
частью коллектива.
Формы проведения занятий
-учебное занятие;
- открытое занятие;
- беседа;
- игра;
- музыкальное соревнование;
- занятие-праздник;
- концерт;
- конкурс.
23
Методы, используемые при проведении занятий:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе
музыкального произведения.
2. Наглядный метод используется при показе фотографий,
видеоматериалов.
3. Практический – это упражнения, тренинг, репетиции.
Общие основы танца:
все движения выполняются расслабленно, без напряжения, с
улыбкой, глядя на зрителя;
любой танец – это всегда диалог со зрителем;
в коллективном танце особенно важны синхронность, точность
движений;
необходимо чувствовать переходы в музыке в течение одной
композиции и выполнять соответствующие настроению музыки движения.
Организационно-массовая работа.
Учебно-воспитательная работа
- участие в сборных концертах к праздникам;
- участие в отчетном концерте;
- участие в массовых мероприятиях;
- игровая программа: «Здравствуй, осень!» (ноябрь);
- концерт для родителей и педагогов «Новогодняя феерия танца»
(декабрь);
- конкурсно - игровая программа «Я самая» (март);
- итоговое мероприятие к всемирному дню танца «Танцевальный
марафон» (май).
Работа с родителями
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- открытые занятия для родителей;
- концерты для родителей, с участием родителей;
-стендовая работа.
Образовательные технологии.
Программа подразумевает использование здоровьесберегающих
технологий. Это реализуется за счет:
- проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону);
- постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения;
- начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу
мышц;
- учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении
упражнения, танца;
- чередования интенсивных упражнений с плавными;
- возможности отдыха учащегося в любое время;
- отслеживания состояния и выявления возможных недомоганий всех
24
участниц студии одновременно за счет зеркал в хореографическом зале.
Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий,
важно отметить и психологический аспект:
- умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные
эмоции;
- работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки
конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития
психологически здоровой личности;
- положительное подкрепление успешного выполнения движений,
танца от педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии
ребенка.
Выбор заданий определяется направленностью на развитие творческих
способностей через следующие способы организации педагогического
взаимодействия:
- стимулирование проявлений образного мышления, эмоционально
окрашенной интуиции, воображения,
-создание условий, позволяющих детям проявить инициативу к
творчеству и поиску;
-создание особого психологического климата в коллективе,
способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства
внутренней свободы;
-создание условий для правильной организации творческой
деятельности.
Одной из самой современной педагогической технологии в
танцевальном искусстве является – игровая технология, применяемая на
занятиях по данной программе. Игра помогает развивать способности детей,
так как погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все
получается). С помощью данной технологии можно научить участников
студии такому процессу, как развитие координации движений на основе
несложных элементов народной музыкальной игры, включающей в себя
элементы русского народного танца.
Применение игровых технологий позволяет:
1.
Создать комфортные условия, необходимые для овладения
общеучебными умениями и навыками и создать условия для воспитания
коллектива.
2.
Развивать коммуникативные качества учащихся и формировать
навыки коллективной работы.
3.
Помогает в диагностической работе с группой (наблюдения при
проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру
группы, тип взаимоотношений между детьми, установить учащихся с явными
лидерскими качествами и аутсайдеров). Хорошо продуманные игры могут
быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива,
развития дружбы и взаимопомощи в группе.
Очень эффективны используемые на занятии:
25
- игры для закрепления изученного материала;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры.
Успешно освоив через игру базовый уровень танцевальных умений и
навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе, у них повышается
самооценка. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и
получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются
межличностные отношения, совершенствуются коммуникативные навыки.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности в решении этого вопроса и одновременно ставят новые задачи
перед педагогом. Применяется комплексный способ подачи учебного
материала средствами информационных технологий.
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом,
знакомство с новыми танцевальными движениями на основе электронного
материала); используются электронные презентации на занятиях по
хореографии. Это наглядный метод по изучению танцевальной техники,
построению и разучиванию танцевальных комбинаций, изучению истории
становления и развития искусства танца.
При подаче теоретических знаний по истории создания и развития
стилей танцев, по музыке, спорту и физической культуре, театральному
искусству и другим смежным дисциплинам уместен показ слайдов с
видеоматериалами и текстами, который облегчит процесс обучения и сделает
его интересным, наглядным и ярким. В работе танцевальной студии
используются и тематические занятия в аудитории – с показом
познавательных и увлекательных презентаций.
Применение компьютера позволяет:
•
накапливать и хранить музыкальные файлы;
•
менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
•
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы коллектива.
•
активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации (путешествие по
сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной
литературы и необходимой информации по хореографии);
•
пользоваться почтовыми услугами Интернета;
•
поддерживать контакты и осуществлять деловое общение;
•
создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.);
•
организовать компьютерный практикум на занятиях хореографии
(интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания).
Предусмотрено и применение дистанционных образовательных
технологий, реализуемых в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
26
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ
1.
Приветствие позволяет дисциплинировать учащихся, настроить
на нужный лад.
2.
Изучение теоретической основы темы занятия - объявление и
разъяснение темы занятия позволяет систематизировать знания у учащихся.
3.
Разминка и растяжка позволяют подготовить тело, мышцы.
Общее правило разминки и растяжки – начинать от головы к туловищу и
конечностям. Нарастание темпа, ритма, нагрузки происходит постепенно в
течение занятия и от занятия к занятию в течение года. Чередуются
интенсивные упражнения с плавными.
4.
Изучение практической темы занятия– это всегда изучение
связок движений, частей танца и танца целиком в соответствии с планом.
5.
Контрольная работа (выборочно, не на каждом занятии)
6.
Прощание и аплодисменты- способ закончить занятие так, чтобы
радость от результатов выполненной работы осталась и на долгое время
после его окончания.
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой литературы для педагогов.
1.
2.
3.
4.
Аппия А. Живое искусство. М.: ГИТИС, 1993.
Борисов А. Балетная школа. Самара, 1991.
Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 2004 г.
Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья. Сам. Гос. Университет,
1991.
5.
Дмитриев А.Е. Педагогика. М.: Просвещение, 1985.
6.
Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л.
1981Устинова Т. «Русские танцы» М. 2005 г.
7.
Мирный В.И. Хореографическая композиция: Учебное пособие.
Самара.: СГАКИ, 2003.
8.
Мирный
В.И.
Возрастные
особенности
участников
самодеятельного хореографического коллектива. Методическая разработка.
Самара, 1994.
9.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. М.: ВЦХТ,
1998.
10. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. М.:
ВЦХТ,2001.
11. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания. М.:
ВЦХТ, 2002.
12. Ротерс
Г.Т.
Музыкально-ритмическое
воспитание
и
27
художественная гимнастика. М., 1989.
13.
Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: Детская литература,
1987.
14. Ткаченко Т «Народные танцы» - М. 2005.
15. Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 2011.
16. Ткаченко Л.Ф. Детский танец. М.: Профиздат, 2002.
17. Телегин А.А. Ритмика и танец. Самара, 1992.
18. Тонина С.И. Музыка и танец. М.,1984.
19. Хореографическая школа в системе дополнительного образования
детей. Сост. Косяченко Г.С., Черникова Н.М. Самара. СИПКРО, 2003.
Список литературы для обучающихся.
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф»
Москва 2009г.
2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург,
2002г.
28
Приложение № 1
Творческий репертуар к программе
1. Бум-бум /Весёлые человечки.
2. Россия (смеш).
3. Вальс цветов (смеш).
4. Барабаны (младшие).
5. Зонтики (младшие).
6. Радуга (смеш).
7. Дружба (смеш).
8. Ромашковые поля (смеш).
9. Солнышко (младшие).
10.Синий платочек.
11.Ромашковое поле.
12.Ляли по.
13.Млечный путь.
14.Озарение (классич.).
29
Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Волшебный мир танца» (для дошкольников)
педагог: ___________________
на ______________ учебный год
№
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
30
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
31