МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ИЗО-проспект»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: от 6 до 18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Конева Людмила Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 30 августа 2024 года
Протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ИЗО-проспект»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
АВТОНОМНОЕ
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА 1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ 1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
МУНИЦИПАЛЬНОГО
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ОБРАЗОВАНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Возрастная категория: от 6 до 18 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
2024.09.23 16:44:10 +03'00'
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 68083
Автор-составитель:
Конева Людмила Викторовна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
К
о
включающий
формы аттестации
м
Календарный
учебный график 1 года обучения
п
Календарный
учебный график 2 года обучения
л
План воспитательной работы
еУсловия реализации программы
к
Формы аттестации
сОценочные материалы
Методические материалы
о
Список литературы
р
Приложения
г
а
н
и
з
а
ц
и
о
н
н
о
п
е
д
а
г
о
г
и
ч
е
с
к
и
3
х
у
4
4
10
12
17
20
20
32
43
46
47
48
48
52
53
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает
единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности. Творчество детей – это
глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и
самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная
самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить
какими–то правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через
рисунок дети выражают свои сокровенные мысли и чувства. Творчество
открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют
источники добрых чувств, его мироощущение, эмоции. Помогая ребенку
прочувствовать красоту окружающего мира, педагог незаметно прикасается к
тайным уголкам детской души.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию
и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение
мира посредством изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21
июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря
2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29
декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря
2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2019 г., 6
февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г.,
17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2 июля, 30 декабря
2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7 октября, 21 ноября, 5, 19,
28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13, 24 июня, 10, 24 июля, 4
августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22 июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
4
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2023
г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014
г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
5
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между
обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
6
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район, Положение об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в пределах осваиваемой
образовательной программы и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении, локальные акты
министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность настоящей программы заключается в необходимости
создания системы художественной подготовки ребенка, разработки
обучающих технологий, использовании разнообразных видов декоративно прикладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей
творческой личности. Время, отведённое на изучение курса, позволяет им в
достаточной степени овладеть техническими навыками работы в материале.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по
рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика,
художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы
деятельности детей. И рисование, и лепка имеют большое значение для
развития ребёнка. Работа с различными материалами в разных техниках
расширяет круг его возможностей, развивает пространственное воображение,
конструкторские способности, способствует развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и
навыков, необходимых для его успешного развития.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать
изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке,
например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности
материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в
нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и
затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует
развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию
образных представлений, воображения, творчества.
7
В результате у детей воспитывается интерес к художественной
творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней
придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те
эстетические качества предметов, которые они увидели.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство
прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к
Родине.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Время, отведённое на изучение курса, позволяет им в достаточной
степени овладеть техническими навыками работы в материале.
Задача занятия – сделать творчество естественным состоянием каждого
учащегося. Учебные задания располагаются в порядке постепенного
усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной
художественной работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение,
сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Особое внимание уделяется уровню усвоения детьми получаемых
знаний, умений и навыков, на закрепление их в последующих заданиях, всё
это развивает у них не только навыки технического ремесла, но и творческого
начала.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить
детей к творчеству.
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Работа в объединении «ИЗО-проспект» строится
на принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки: 6-18
лет. При востребованности программы могут быть зачислены обучающиеся
старше 18 лет в старшую возрастную группу согласно возрастным
особенностям учащихся. Возрастные, психофизиологические особенности
детей, базисные знания, умения и навыки соответствуют данному виду
деятельности.
Возрастная характеристика, детей 5-6 лет
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может
изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих
из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются
представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно
может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст
активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по
содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и
книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой
схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно
8
судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии
изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются
оригинальностью, креативностью.
Учащиеся, занимающиеся по программе, имеют равные возможности
для проявления своих творческих способностей, а также могут сравнить свои
достижения с успехами других кружковцев.
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей,
базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные по
степени сложности исполнения.
Занятия по настоящей программе обеспечивают «ситуацию успеха», что
создает благоприятные условия для социализации учащихся.
Условия приема: желание и интересы ребенка, заявление, согласие
родителей.
В объединение могут быть в течение учебного года зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование с целью
выявления уровня готовности и индивидуальных особенностей (первичных
умений и навыков). По необходимости проводится дополнительный набор в
объединение.
В группах могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учётом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одарённых, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также часто болеющих
детей (пропуски занятий) по программе планируется по форме (Приложение
№1).
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
просмотр с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. По необходимости, при наличии вакантных мест, можно
проводить дополнительный набор в объединение.
Основание для отчисления из группы: нарушение учебной дисциплины,
систематические пропуски занятий без уважительной причины, переезд семьи
на новое место жительства, нежелание ребёнка продолжать учебу.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
проявлением интереса к изобразительным видам творчества. Производится
отслеживание уровня творческого развития учащихся, зачисленных на
обучение, по средствам мониторинга, проводимого в начале, середине и конце
учебного года.
9
Личностные характеристики. Потенциальные учащиеся объединения
должны проявлять интерес к видам и жанрам изобразительного искусства. По
возрасту, темпераменту, характеру, способностям учащиеся могут быть
разнообразными. У них должны быть заложены основы социально ценных
личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
культурному наследию.
В студии могут заниматься дети с ограниченными возможностями
здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Количество обучающихся в группе – 8-12 человек. Как правило, занятия
проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и
одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
Объем и сроки реализации программы
Сроки реализации программы: 1 год обучения - 36 часов.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Учитывая специфику программы, при реализации дистанционных
технологий обучения целесообразно использовать смешанный тип занятий,
включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового
учебного материала используются online занятия. Offline – учащиеся
отрабатывают элементы и присылают отчет по усвоению материала. Online –
занятия по отработке типичных ошибок в выполнении элементов (после
анализа педагогом информации о проделанной самостоятельно работе
учащихся). В организации дистанционного обучения по программе
используются сервис WatsUp.
В мессенджере с начала обучения создается группа, через которую
ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой учащиеся
получают теоретическую информацию, демонстрируются способы
изготовления изделия. Получение обратной связи организовывается в формате
присылаемых в электронном виде фотографий готовых изделий, видео и
промежуточных результатов работы.
Учебно-методический
комплекс
включает
электронные
образовательные ресурсы для самостоятельной работы учащихся (ссылки на
мастер-классы, шаблоны, теоретический материал).
Режим работы: общее количество часов в год – 36 часов, 1 час в
неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу, где 1 учебный
час- 40 мин.
Особенности организации образовательного процесса
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: практические по выполнению творческих работ, лекции,
презентации, игра, сказка, экскурсия, ярмарка творческих работ, выставка и
10
другие. Программой предполагаются коллективные формы работы при
выполнении учащимися творческих заданий. Предусмотрены практические
занятия, посещение выставок, по желанию участие в выставках и конкурсах.
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей,
базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные по
степени сложности исполнения. Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке
стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того,
чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех
обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью
одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает
учитывать
индивидуальные
особенности
детей,
обеспечивать
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных
форм работы, что воспитывает у детей взаимное уважение, умение работать в
группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и
ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Одно из
главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теорией. В
основе её тесная взаимосвязь с такими предметами как: цветоведение,
рисунок, живопись, композиция. Теоретический материал излагается в форме
бесед и содержит сведения об истории развития искусства, художниках
разных эпох и направлений. Основное время уделяется практическим
занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью расширения
кругозора учащихся, знакомством с современными художниками и
направлениями в изобразительном искусстве, а также воспитания интереса и
любви к родной культуре и традициям.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и
открытые.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - развитие посредством занятий изобразительной
деятельностью и декоративно-прикладным творчеством визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Задачи программы:
Предметные задачи:
1. - приобретение навыков обращения с основными художественными
материалами и инструментами изобразительного деятельности: правильно
используют художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
11
2. овладение основами изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка
посредством занятий изобразительной деятельностью и декоративноприкладного творчества;
3. приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра, переднего и заднего плана;
4. знакомство с новыми техниками и материалами изобразительного и
декоративно-прикладного творчества.
Метапредметные:
1. Развитие природных задатков, творческого потенциала каждого
ребенка: фантазии, наблюдательности;
2. Развитие образного и пространственного мышления, памяти,
воображения, внимания.
3. Развитие сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма,
формы, объема в процессе работы с различными материалами.
4. Развитие положительных эмоции и волевых качеств.
5. Развитие моторики рук, глазомера.
6. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения.
7. Развитие колористического видения.
8. Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное.
9. Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера.
10. Формирование организационно-управленческих умений и навыков
(планировать свою деятельность
11. Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Личностные:
1. Приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении.
2. Побуждение к овладению основами нравственного поведения и
нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия,
веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к
людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности).
3. Формирование внутренней свободу ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения.
4. Формирование у детей устойчивого интереса к изобразительному
искусству и занятиям прикладным творчеством.
12
5. Формирование уважительного отношения к искусству разных стран
и народов.
6. Воспитание аккуратности.
7. Ознакомление учащихся с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного искусства.
Воспитательная компонента в объединении Цветные ладошки»
(изобразительное искусство и прикладное творчество) реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы. Планом предполагается
проведение мероприятий, направленных на патриотическое, нравственное,
трудовое, семейное, эстетическое, правовое воспитание.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Наименование раздела,
Количество часов
Форма контроля
п/п темы
всего
теория практика
1
1
1
0
Собеседование
Вводное занятие
2
Рисование.
15
3
12
Педагогическое
наблюдение.
3
Лепка
9
1,5
7,5
Педагогическое
наблюдение
4
Тематические
10
2
8
Педагогическое
композиции
наблюдение
5
Итоговое занятие
1
0
1
Педагогическое
наблюдение
Всего
36
7,5
28,5
Творческий
отчет.
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие.
Теория: повторение правил техники безопасности и гигиены труда,
правил поведения в объединении. Материалы и принадлежности.
Форма контроля: собеседование.
2.
Рисование.
Теория: совершенствование навыков работы технике декоративной
живописи. Знакомство с техникой рисования на стекле и витражом.
Материалы и инструменты.
Практика: создание несложных композиций в технике живописи.
Выполнение работ на стекле гуашью. Витраж.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
3.
Лепка.
13
Теория: знакомство с технологией работы паперклеем, как
разновидностью папье-маше. Совершенствование навыков работы
пластилином, соленым тестом, ватой.
Практика: Лепка игрушек и миниатюрных скульптур. Выполнение
несложных композиций. Декоративное оформление.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
4.
Тематические композиции.
Теория: знакомство с техникой «коллаж». Просмотр работ. Материалы
и инструменты.
Практика: создание композиции в технике «коллаж».
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
5.
Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов работы объединения. Выставка
творческих работ.
Форма контроля: творческий отчет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе реализации программы наблюдаются:
Предметные результаты:
1.
умеют обращаться с основными художественными материалами
и инструментами изобразительной деятельности: правильно используют
художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
2. получены основы изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка
посредством занятий изобразительной деятельностью и декоративноприкладного творчества;
3. приобретены умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра, переднего и заднего плана;
4.
ознакомлены с новыми техниками и материалами
изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Метапредметные результаты:
1.
развито уважительное отношение к членам коллектива в
совместной творческой деятельности;
2.
развита потребность к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей;
3.
выявлены и развиты природные задатки творческого потенциала
каждого ребенка: фантазии, наблюдательности;
4.
развито образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
5.
развиты волевые качества;
6.
развита моторика рук, глазомер;
7.
развит художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
8.
развито колористическое видение;
14
9.
улучшена моторика, пластичность, гибкость рук;
10. развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество;
11. развиты чувственно-эмоциональные проявления: внимание,
память, фантазия, воображение;
12. сформированы организационно-управленческие умения и навыки;
развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Личностны результаты:
1. приобщены к системе культурных ценностей, сформирована
потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем
обогащении;
2. выработаны
основы
нравственного
поведения
(доброта,
взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека,
терпимость по отношению к людям, культура общения);
3. сформирована внутренняя свобода ребенка, способность к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
4. сформирован устойчивый интерес к изобразительному искусству и
занятиям прикладным творчеством;
5. сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и
народов;
6. проявляют терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
7. ознакомлены с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного искусства.
Информационная компетенция:
умение самостоятельно искать необходимую информацию:
воспитанники сами ищут информацию, необходимую для реализации
творческих проектов.
умение обрабатывать информацию: воспитанники анализируют
имеющиеся факты, отбирают нужное, систематизируют полученные сведения
и применяют их на практике.
15
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Факт
№
План
Дата
Тема
занятия
Вводное занятие.
Теория:
Повторение
правил
техники
безопасности и гигиены труда, правил
поведения в объединении. Материалы и
принадлежности.
Кол-во
часов
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе «ИЗО-проспект»
Форма
занятия
1
Место
проведения
16
Форма
контроля
ОРТ
«Жар-птица»
Дискуссия
1
Рисование.
Теория: повторение особенностей
декоративной живописи. Просмотр образцов.
Практика: Выполнение практической работы
на свободную тему.
1
Рисование.
Теория: «Витраж». Знакомство с техникой.
Практика: «Витраж». Выполнение эскиза.
1
Рисование.
Практика: «Витраж». Выполнение работы.
1
Рисование.
Теория: Просмотр образцов.
Практика: «Котомания». Работа над эскизом.
1
Рисование.
Практика:
«Котомания».
Выполнение
работы.
Время
проведени
я
среда
Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа
Собеседование
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Рисование.
Практика: «Котомания». Завершение работы.
Тематическая композиция.
Теория: просмотр работ в технике «коллаж».
Практика: «Моя семья»- работа в технике
«коллаж».
Тематическая композиция.
Практика: «Моя семья»- завершение работы
в технике «коллаж».
Лепка.
Теория: просмотр работ из пластилина.
Практика: Несложная круглая скульптура из
пластилина «Зверюшки».
Лепка.
Теория: просмотр работ в технике ватного
папье-маше ваты.
Практика: Выполнение работы в технике
ватного папье-маше «Грибочки».
Лепка.
Практика: Завершение работы в технике
ватного папье-маше «Грибочки».
Лепка.
Практика: завершение работы над игрушкой
(роспись).
Тематическая композиция.
Теория: выполнение работы на стекле.
Практика: «Новогоднее чудо» - рисование на
стекле.
Тематическая композиция.
Практика: «Новогоднее чудо» - рисование на
стекле. Завершение работы.
1
1
1
1
1
Практическая
работа
Мастер-класс
Практическая
работа
Мастер-класс
Практическая
работа
Мастер-класс,
Практическая
работа.
Мастер-класс.
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
1
17
Видеоматериал
Практическая
работа
Мастер-класс
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Лепка
Теория Выполнение круглой скульптуры из
папер-клея.
Практика Выполнение круглой скульптуры
из папер-клея. «Рождественский ангел»
Лепка
Практика Выполнение круглой скульптуры
из папер-клея. «Рождественский ангел»
Лепка
Практика Завершение выполнения круглой
скульптуры из папер-клея. «Рождественский
ангел».
Тематическая композиция.
Теория: Обсуждение, планирование,
выполнение.
Практика: Работа на заданную тему. «23
Февраля». Формат А-3.
Тематическая композиция.
Практика: Завершение работы на заданную
тему. «23 Февраля».
Лепка
Теория Разбор готовой работы.
Практика «Роза». Выполнение веточки розы
из легкого пластилина.
Лепка
Практика Завершение работы над веточкой
розы из легкого пластилина.
1
Лепка
Теория: «Хохлома». Ее история и
особенности. Просмотр образцов.
Практика: «Хохломские сказания». Основы
композиции и техники хохломской росписи.
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа.
1
Видеоматериал
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Видеоматериал
Мастер-класс
Практическая
работа
Практическая
работа
18
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Лепка.
Практика: «Хохломские сказания». Основы
композиции и техники хохломской росписи.
1
Рисование.
Теория: Беседа «О фантазии в творчестве, в
искусстве»
Практика: Выполнение творческого задания
– фантастического пейзажа, сюжетной
композиции.
Рисование.
Практика: Выполнение творческого задания
– фантастического пейзажа, сюжетной
композиции.
Рисование.
Практика: Завершение творческого задания
– фантастического пейзажа, сюжетной
композиции.
Рисование.
Практика: закрепление навыков работы на
стекле (рисунок или витраж). Рисование на
стекле. «Птичка на ветке».
Рисование
Практика: Рисование на стекле. «Птичка на
ветке».
Лепка
Практика: Выполнение работы из соленого
теста «Замок мечты».
Лепка
Практика: Завершение работы из соленого
теста «Замок мечты».
1
Видеоматериал
Мастер-класс
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа
1
1
1
19
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
32.
33.
34.
35.
36.
Итого:
Лепка
Практика: Выполнение в цвете работы из
соленого теста «Замок мечты».
Рисование.
Теория: Беседа «Цвета природы»
Практика: Выполнение практического
задания по смешиванию естественных красок
«Сирень цветёт» .
Рисование.
Практика: завершение практического
задания по смешиванию естественных красок
«Сирень цветёт»
Рисование.
Практика: Выполнение практического
задания по смешиванию естественных красок
«Прекрасный весенний вечер»
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка работ.
1
Практическая
работа
1
Комбинирован
ное занятие
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа.
1
36
20
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет
Календарный план воспитательной работы
№
Направление
п/п воспитательной
работы
1
2
Патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Наименование
мероприятия
Срок
Ответственный
выполнения исполнитель
Тематические
беседы в
объединениях,
посвященные
Дню народного
единства
ноябрь
Акция «Посылка
солдату»
февраль
Конкурс
рисунков,
посвященных
Дню учителя
октябрь
Гагаринский
урок «Космос –
это мы»
апрель
Планируемый результат
Конева Л.В.
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве
и
социальной
структуре российского общества,
наиболее значимых страницах
истории страны.
Конева Л.В.
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации.
21
Примечание
4
Трудовое
воспитание
Акция «Уют
кабинета»
6
Семейное
воспитание
«Добро
пожаловать» день открытых
дверей»
Индивидуальные
консультации
для родителей
Совместная
работа
родителей и
учащихся в
подготовке к
Новому году,
участие в
мастерской Деда
Мороза
Помощь
родителям в
работе АИС
«Навигатор»
В течение
года
Педагог д/о
август
Конева Л.В.
В течение
года
декабрь
В течение
года
22
Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,
трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание
единого
пространства
общения;
повышение
педагогической
культуры
родителей;
сформированность
активной
педагогической
позиции
родителей;
привлечение
к
активному участию родителей в
мероприятиях центра; снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних; укрепление
дисциплины
учащихся;
приобщение детей к ценностям
семейной культуры; овладение
учащимися культурой семейных
отношений; повышение правовой
грамотности родителей и детей,
формирование потребности и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
7
8.
Эстетическое
воспитание
Правовое
воспитание
Выставка
рисунков «Этот
город самый
лучший!»
Торжественное
посвящение в
кружковцы «Для
творчества
всегда открыта
дверь»
Творческий
отчетный
концерт
учащихся ОРТ
«Жар-птица»
«Жар-птица
талантами
гордится»
Составление
социальных
паспортов по
объединениям
сентябрь
Конева Л.В.
октябрь
эстетических
ценностей
в
пространстве
образовательного
учреждения и семьи.
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях;
умения
видеть
красоту
в
окружающем мире, в поведении,
поступках людей; представления
об
эстетических
и
художественных
ценностях
отечественной культуры;
май
сентябрь
Педагог д/о
23
Формирование у учащихся знаний
о государстве и праве, законности,
правах и свободах личности,
устойчивой
ориентации
на
законопослушное поведение.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально - техническое обеспечение.
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной
организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть хорошо
освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на
специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано
специальными партами для рисования и занятий декоративно-прикладным
творчеством.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
•
столы, стулья, доска,
•
ножницы, бумага, картон, природный материал, пластилин,
•
краски, ткань, пряжа, кожа, мех, фоамиран, соленое тесто, фетр и
т.п.,
•
подрамники, утюг, фен,
•
декоративный и отделочный материал (тесьма, кружево, ленты и
т.п.),
•
компьютер.
Художественные материалы:
•
гуашь,
•
кисти, карандаши простые и цветные, ластик,
•
бумага, картон,
•
пластилин, глина, стеки, штампы,
•
клей, ножницы и др.
Пособие педагога:
•
Модифицированная программа.
•
Методическая литература.
•
Изделия народных умельцев различных регионов.
Пособия для учащихся:
•
Изделия мастеров декоративно-прикладного искусств
•
Образцы изделий, выполненные педагогом
•
Схемы, инструкционные карты
•
Литература о ДПИ, книги, брошюры, журналы, информация и
интернета.
Информационное обеспечение:
- фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор, компьютер, сканер,
принтер.
Интернет-источники:
(Moi-crt.ucoz.ru, nsportal.ru
festival@1september.ru ,
www.future4you.ru,
/http://stranamasterov.ru/,
http://pedsovet.su/ ,
www.prodlenka.org/metodichka/viewlink) .
24
Кадровое обеспечение.
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства
учебно-творческой деятельностью учащихся и методикой преподавания
предмета.
Конева Людмила Викторовна – педагог дополнительного образования,
стаж педагогической работы 20 лет, образование – высшее педагогическое.
Окончила Армавирский государственный педагогический институт.
Педагогика и методика начального образования. Учитель начальных классов
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида
результатов:
• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе);
• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
Выявление результатов осуществляется:
•
через отчетные просмотры законченных работ;
•
отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
Система проверки уровня освоения программы.
Игры, викторины, тесты, практические, самостоятельные работы,
участие выставках: городских, районных.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты,
дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
•
фото, видеозаписи;
•
дипломы;
•
грамоты;
•
благодарственные письма;
•
готовая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
Выставки для родителей, на всевозможных городских праздниках,
готовые изделия, итоговые творческие отчеты по окончании учебного года.
Результативность деятельности по программе, также определяется
следующими критериями:
Результатами участия в выставках.
Дети, обучающиеся по программе, становятся победителями районных
и городских выставках детского творчества.
Уровнем подготовки выпускников.
Поступление в школы искусств, вузы, колледжи художественной и
декоративно-прикладной направленности.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
25
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения по
программе (Приложение № 2).
Протокол промежуточной аттестации обучающихся/ аттестации по
итогам учебного года
№
ФИО
обучающег
ося
Разделы программы (темы),
форма аттестации
н - низкий
уровень
с - средний
уровень
в - высокий
уровень
Фамилия,
имя ребёнка
нсв-
нсв-
нсв-
Средний
балл
обучающ
егося
нсв-
Таблица учёта участия обучающихся
в конкурсах и выставках
Дата
Название
Название работы Результат
конкурса,
(художественный
выставки
материал)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы и методы организации педагогической деятельности
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При
этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий;
обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий
педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания,
использование
иллюстраций,
репродукций
картин
художников;
видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.
26
• репродуктивный метод – метод практического показа.
В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие
виды:
• приобретение новых знаний (теоретических),
• занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная
деятельность ребенка под руководством педагога),
• повторение, подобные занятия являются заключительными,
• проверка знаний, умений, навыков,
• комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) в
зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со
всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Методы и формы работы
•
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание,
•
демонстрация
наглядных
пособий,
позволяющих
конкретизировать учебный материал,
•
организация
индивидуальных
и
коллективных
форм
художественного творчества,
•
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративноприкладного творчества,
•
организация выставок детских работ,
•
создание и развитие детского коллектива,
•
работа с родителями.
Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
• фронтальный: одновременная работа со всеми учащимися;
• коллективный: организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный: чередование индивидуальной и
фронтальных форм работы;
• групповой: организация работы по группам (2-5 человек);
индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий.
Конкретные проявления определённого метода на практике – приём
игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и
просмотр иллюстраций, работа по образцу.
Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
• проектно-исследовательский – творческая работа детей.
Образовательные технологии.
Поставленные программные задачи решаются путем использования
следующих педагогических технологий: информационно-коммуникационные,
27
здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, дифференцированного
и игрового обучения.
Ставя цель – максимальное развитие (а не формирование заранее
заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе
использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности, рекомендовано
применение
технологии
личностно-ориентированного
обучения.
Предусматривается дифференцированный подход к обучению, учёт
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
учащихся.
Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет
заложить основы для формирования основных компонентов учебной
деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия. Учитывая возрастные
особенности и степень подготовленности детей, базисные знания, умения и
навыки, предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
В календарно-учебном графике предусмотрены индивидуальные
занятия и работа звеньями. При условии одаренности учащегося возможно
освоение
программы
в
сжатые
сроки.
Инновационные процессы в системе дополнительного образования
детей напрямую связаны с включением в практику учреждений
дополнительного образования детей педагогических технологий на основе
информационно-коммуникационных
технологий.
Систематическое
использование ИКТ позволяет: сделать учебный процесс доступным,
интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия,
раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения
материала; оперативно обмениваться опытом работы и методическими
материалами с коллегами.
Актуально применение дистанционных образовательных технологий,
реализуемых
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период режима
«повышенной готовности»).
В деятельность объединения вовлечены дети с ограниченными
возможностями здоровья и дети из семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. В работе с детьми особой заботы необходимо особо широко
использовать технологию здоровьесберегающую и дифференцированного
обучения.
Активно
используя
информационно-коммуникационные
технологии, в сочетании с личностно-ориентированным подходом, позволяют
решать одну из важнейших задач, – разбудить заинтересованность учащихся в
формировании здорового образа жизни, отвлечься от негативных социальных
факторов – употребления алкоголя, курения. Комплексную работу по
сохранению здоровья осуществляется посредством внедрения элементов
здоровьесберегающих
технологий:
физкультурно-оздоровительных
технологий,
технологии
обеспечения
социально-психологического
28
благополучия ребенка. Равномерно распределять различные виды заданий,
чередовать мыслительную деятельность с физической, нормативно применять
ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Во избежание
переутомления детей на статичных занятиях применять смену видов
деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной
работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации.
Для активизации и отдыха ребят на занятиях, а также для
предупреждения и снятия утомления на каждом занятии предусмотрены
релаксационные упражнения, снятия напряжения в спине и шее, т. к.
сознательное соблюдение санитарно- гигиенических требований и правил ТБ
сохраняет здоровье, снижает утомляемость, устраняет возможность травм,
повышает производительность труда.
Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает
возможность разнообразить методы проведения занятий, вызвать интерес к
предмету, что способствует сохранению контингента. Среди учащихся очень
популярны ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, работа с
карточками, инсценирование. Игровая форма проведения занятия вызывает
живой интерес, снижает утомляемость детей.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Блоки
№п\п Этап учебного занятия
Подготовитель 1
Организационный
ный
2
Проверочный
Основной
3
Подготовительный
(подготовка к новому содержанию)
4
Усвоение новых знаний и способов действий
5
Первичная проверка понимания изученного
6
Закрепление новых знаний, способов действий и
их применение
7
Обобщение и систематизация знаний
8
Контрольный
Итоговый 9
Итоговый
10
Рефлексивный
11
Информационный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога.
1.
Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]. — СПб: Изд. дом
«Кристалл», 2001. — 192с.
2.
Кискальт, И. Соленое тесто / Пер. с нем. [Текст]. — М.: Аст—
Пресс книга, 2003. — 144с. — (Золотая библиотека увлечений)
3.
Кискальт, И. Соленое тесто. Пер. с нем. [Текст]. — М.:
Информационно—издательский дом «Профиздат», 2002. — (Серия
«Увлекательное моделирование»).
29
4.
Ланская Алина «Язык рисунка. Характер человека». - М.: ЗАО
Центрполиграф, 2003 (Мастер психологии)
5.
Лунев Андрей «Современное пособие по рисованию для юного
художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна». - Ростов-наДону: ООО «Удача», М.: ЗАО «БАО- ПРЕСС», 2007
Мейстер, Н.Г. Бумажная пластика. — М.: ООО «Издательство Астрель»,
2001. — 64с.
6.
Румянцева Е.А. «Веселые уроки рисования»- М.: Айриспресс,2014
Список литературы для детей.
1.
Берсенева Г.К. «Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. - М.
ООО «Издательство АСТРЕЛЬ»: ООО «Издательство АСТ», 2001
2.
Данкевич Е.В, Жакова О.В. «Большая книга поделок для девочек
и мальчиков» СПб.: ООО «Издательство «Кристалл», М.: ЗАО «Издательский
Дом ОНИКС»,2000
3.
Докучаева Н. «Сказки из даров природы»- СПб.: ТОО «Диамант»,
ООО «Валери СПД»,1998 (Серия «Учить и воспитывать, развлекая») Авторысоставители Салабай Е, Липунова С., Дёмина И.» Подарки для друзей.
Поделки из природных материалов своими руками»- Изд. «Русич»
4.
Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги — Ярославль: «Академия
развития», «Академия и К», 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»)
5.
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. — М.: Издво ЭКСМО, 2003. — 128с.
30
Приложение №1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
педагог: Конева Людмила Викторовна
на 2024-2025 учебный год
№ Раздел
1. Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
2.
«Творческие
проекты»
Перечень тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
3.
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных вне программного
материала самостоятельно:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
4.
Профессиональная Перечень мероприятий, проведённых учащимся в
ориентация
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
31
начинающим детям, участие в творческих
мастерских:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Достижения:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
32
Приложение № 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. воспитанника,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
Практические умения и
навыки
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики
Педагогическое наблюдение,
тестирование,
Собеседование
(индивидуальное и
групповое)
Контрольное задание,
концертная деятельность
33
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN
Ф.И.
воспитанника
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1
2
1
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
34