МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Кукольный мир»
(прикладная эстетика)
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: 6-18 лет
Вид программы: модифицированная
Авторы-составители: Морозова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Якимова Ирина Сергеевна, методист
г. Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от «01» апреля 2024 года
Протокол № 06
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 143 от 01 апреля 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Кукольный мир» (прикладная эстетика)
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: от 6 до 18 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Форма обучения: очная
Состав группы: до 12 человек
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.08.31 11:50:14 +03'00'
Условия реализации программы: бюджет
ID-номер Программы в Навигаторе: 10281
Авторы-составители:
Морозова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Якимова Ирина Сергеевна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем, 4
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
4
Цели и задачи программы
12
Содержание программы
14
Планируемые результаты
17
19
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
19
Раздел программы «Воспитание»
26
Условия реализации программы
32
Формы аттестации
33
Оценочные материалы
33
Методические материалы
35
Список литературы
38
Приложения
39
3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изготовление игрушек и кукол – один из древних видов декоративноприкладного искусства, популярный у детей и взрослых. Кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна
каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной
жизни приобретает всё больше поклонников, очень возросло внимание к
куклам ручной работы.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Кукольный мир» (прикладная эстетика) ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству. Ребята знакомятся с историей происхождения куклы, различными видами кукол и игрушек, сувенирными изделиями,
освоят различные технологии прикладного творчества, используемые при изготовлении куклы и игрушки.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно разделу «Воспитание». Разделом предполагается проведение мероприятий,
направленных на социальную адаптацию, реализацию индивидуальных потребностей, возможности творческого роста и профессионального самоопределения через совершенствование технологических знаний, обучающихся в
области швейного искусства.
Программа модифицированная, разработана на основе программ и методических разработок отечественных педагогов по обучению детей разного
возраста различным видам рукоделия: авторская программа «Конструирование игрушки», лауреат Всероссийского открытого конкурса «Педагогические
инновации-2001г.», автор Мутик Ю.Р.; программа «Конструирование и изготовление игрушки и куклы», автор Анкудинова Т.В., г. Челябинск, 2006г. и
др.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 25 декабря 2023);
- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г.
№ 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования
при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг на территории Краснодарского края»;
4
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 г.
№ 1230-р утверждены изменения Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №
678-р;
- Концепция технологического развития на период до 2030 года , утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
- Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
28 апреля 2023 г. № 1105-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от
11 декабря 2020 г. № 712);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г.
№ 11;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный
07 декабря 2018 года;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
5
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г. Министерство образования
и науки РФ;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09);
Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06 июля 2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020
г.;
Устав
муниципального
автономного
учреждения
центр
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении.
Уровень и направленность программы.
Направленность программы – художественная.
Уровень программы - ознакомительный.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность программы «Кукольный мир» (прикладная эстетика)
обусловлена тем, что кукла, выполненная своими руками, имеет большое
значение в творческом развитии ребенка, является не только результатом
труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
6
Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для
развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует потенциальную детскую одаренность.
Программа направлена на:
- создание условий для развития ребенка;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых
можно сшить изделие, куклу, мягкую игрушку, сделать поделки из различных материалов;
- участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно
связанных с определенными событиями, темами;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия
подарка;
- развитие мотиваций к познанию и творчеству;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Новизна и педагогическая целесообразность программы.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, черчению, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Программа также затрагивает самые современные виды творчества: изучение стиля «Тильды», знакомит с элементами техники валяние, работа с фетром и фоамираном и др. Этот
технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в
овладении искусством создания поделки практически из любого материала.
Занятия имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся
церемониалу дарения.
Данная программа предназначена для пропаганды мастерства и творчества, формирования умений и навыков и реализации творческих идей, развития личности, обеспечивающим её вхождение в мир культуры и адаптации к
существованию в современном мире. Радостные впечатления, получаемые от
творчества в детстве, становятся потребностью человека на всю жизнь.
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Кукольный мир»
включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это развитие творческих
способностей, художественного вкуса и повышение интереса к самореализации через декоративно-прикладное творчество, что способствует формированию будущих кадров в сфере локальных креативных индустрий и инвестиционных творческих индустрий.
Во-вторых, программа способствует развитию логического мышления,
креативности и умения работать в команде, что важно не только для успешной карьеры в области художественного творчества, но и для адаптации в современном обществе.
7
Экономический эффект заключается в подготовке квалифицированных
специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные технологии в индустрии творчества, что способствует повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Благодаря этому воспитывается новое общество, принося значительный вклад для социально-экономического развития города Славянска-наКубани, Славянского района и Краснодарского края в целом.
Содержание программы одновременно знакомит обучающихся с профессиограммой таких профессий, как: дизайн, оформительское мастерство и
швейное производство. Включение профессиональной ориентации в учебновоспитательный процесс позволяет решать задачи профориентационной работы путём оказания помощи учащимся в самопознании, раскрытия творческого потенциала, систематического ознакомления с содержанием профессий, профессиональных интересов ребёнка, возможностей, способностей.
Педагогической целесообразностью программы является то, что ребёнок может выразить своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы и на
основе умений и знаний, приобретаемых по программе, «Кукольный мир»
ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение,
поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с
современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями
новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Помимо этого, отличительной особенностью
можно считать и то, что ребята знакомятся с историей происхождения куклы,
различными видами кукол и игрушек, сувенирными изделиями, осваивают
различные технологии прикладного творчества, используемые при изготовлении куклы и игрушки. Ребята овладевают определенными умениями и
навыками работы с швейной иглой и ножницами, навыки копирования и вырезания.
Особенности построения программы и её содержания
Программа построена линейным способом. Материал реализуется систематически и последовательно с постепенным расширением и углублением
знаний, при этом новый учебный материал излагается на основе ранее изученного и в тесной взаимосвязи с ним.
Программа предполагает поэтапное освоение её содержания: создание
доброй психологической атмосферы среди детей в объединении, поддержка
и поощрение успехов, развитие интереса к данной деятельности, получение
элементарных навыков технологии обработки ткани ручными швами, само8
стоятельно конструирование и пошив простейшей бескаркасной текстильной
куклы. Внимание уделяется организации рабочего места.
Обучение осуществляется через единство творческих познаний и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой. Знания, таким образом, в практике
оказываются прочными и создают базу самостоятельной последующей деятельности.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и
для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов
дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается
благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в
процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественнополезной деятельности.
Характеристика обучающихся по программе
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-18 лет. Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки соответствуют
данному виду деятельности.
Медико-психолого-педагогические характеристики. Характерная особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти
конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения,
описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик, на что и следует обратить внимание при разработке календарно-учебных графиков.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется собеседованием. Главным критерием при приеме в объединение является проявление интереса к процессу создания своими руками красивых качественных
изделий из различных материалов, интерес к народному творчеству. Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей, базисные
знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные по степени
сложности исполнения.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор.
дети/. Набор производится на добровольной основе по интересам и способностям, и учащиеся распределяются по группам только в зависимости от
смены обучения в школе, учитывая пожелание ребенка. В объединение могут
быть в течение учебного года зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование с целью выявления уровня готовности и индивидуальных особенностей (первичных умений и навыков).
По необходимости проводится дополнительный набор в объединение.
9
Допускается зачисление на обучение по данной программе детей
младше 8 лет (минимального возраста, определенного требованиями к программам базового уровня), успешно прошедших обучение по любой программе данной направленности в данном учреждении или не обучающиеся
ранее, но успешно, прошедших собеседование, тестирование и проявивших
наличие специализированных знаний и первоначальных навыков по профилю объединения, также проявивших определенные способности, также учащиеся, прошедшие обучение в учреждениях тематически близким к данной.
По просьбе родителей допускается зачисление детей 6 лет, при обучении в
этой группе близкого родственника (брата или сестры).
В группах могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной траектории в
соответствии со степенью работоспособности и интересами каждого учащегося. При необходимости разрабатывается индивидуальный учебный план
для каждого ребёнка, в зависимости от его готовности к взаимодействию,
эмоционального состояния, имеющихся проблем, интересов.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одарённых, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также часто болеющих
детей (пропуски занятий) по программе планируется по форме (Приложение
№1).
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование, просмотр с целью выявления уровня готовности и индивидуальных особенностей. По необходимости, при наличии вакантных мест, можно проводить дополнительный набор в объединение.
Условия приема: желание ребенка, личное заявление совершеннолетнего лица или родителя (законного представителя).
Основание для отчисления из группы: систематические пропуски занятий без уважительной причины, в связи с переездом семьи на новое место
жительства, нежелание обучающегося продолжать учебу.
Численный состав группы - 10 - 12 человек.
Состав группы: сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная. Преимущественно – разновозрастные. Разновозрастная группа детей
с педагогической точки зрения очень правильная, так как старшие помогают
младшим и служат для них примером для подражания.
Форма занятия– групповая, подгруппы.
10
Объем и сроки реализации программы.
Сроки реализации программы: 1 год, 72 часа
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Для повышения качества образования, его доступности, вовлечения максимального количества учащихся,
проживающих в отдаленных территориях муниципалитета, любой тематический раздел программы может реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий через Интернет (VKМессенджер и Сферум). В условиях удалённого обучения используются (дистанционные образовательные технологии), кейс-технологии
(электронное обучение): - пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телеком-муникационным каналам (электронная
почта); - самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат (онлайн консультации); онлайн практические задания; - индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков.
Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы учащихся (ссылки на мастерклассы, шаблоны, теоретический материал).
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом); талантливых (одарённых, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования с родителем (законным
представителем). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребёнка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в
другой образовательной организации с более подходящими условиями для
данной нозологии и уровня трудностей у ребёнка.
Режим работы: 72 часа в год, 2 часа в неделю, 8 часов в месяц;
Занятия проводятся один раз в неделю.
Одно занятие - два часа по 40 минут:
- (40 мин. занятие), 10 мин. - перемена – (40 мин. занятие), 10 мин. - перемена - (40 мин. занятие).
Для детей 7-18 лет длительность занятия – 40 минут, для детей 5-6 лет
– 30 минут
Особенности организации образовательного процесса:
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: практические по выполнению творческих работ, лекции, презентации, самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой штурм,
деловая игра, экскурсия, ярмарка творческих работ, выставка и другие.
11
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей,
базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
При реализации программы используются различные методы:
- словесные - лекции, беседы, викторины;
- наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов
изделий;
- практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов
изделий. Практические задания способствуют развитию у детей творческих
способностей, умения создавать поделки из различных материалов.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация ярмарок, выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может продолжаться
в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ, конкурсов и
других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и открытые.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие у детей потребности в творческом
создание условий для самореализации творческой активности ребёнка через
воплощение выбранного образа путём создания авторской куклы, воспитание
интереса и любви к ручному творчеству.
Задачи программы:
1.
сформировать у учащихся знания об истории авторской куклы;
2.
дать представление о видах и свойствах ткани, её особенности в
различных изделиях;
3.
формировать умения работы с материалами различного происхождения;
4.
сформировать знания, умения, навыки, необходимые для реализации декоративно-прикладной деятельности;
5.
обучить видам соединительных строчек;
6.
обучить первоначальным сведениям о правилах нанесения выкроек примитивов на ткань, требованиям при раскрое, правилам их подготовки к работе;
7.
обучить правилам техники безопасности при работе с колющими
и режущими инструментами;
8.
научить технологическим приёмам обработки отдельных деталей
и узлов в изделии и уметь использовать приобретённые компетенции в самостоятельной деятельности при пошиве и дизайне различных изделий
9.
научить создавать авторские продукты оригинальной творческой
деятельности;
12
10. формировать навыки работы с материалами различного происхождения;
11. научить формировать индивидуальный стиль при изготовлении
куклы;
12.
научить находить источники планирования работы и самостоятельно работать над индивидуальными проектами;
13. сформировать умение публично представлять творческие проекты, используя грамотную монологическую речь и выразительные средства
языка;
14. обучить активно использовать приобретенные компетенции на
практике при участии в разработке и создании творческих коллекций;
Личностные:
1.
развить творческие способности учащихся, художественный
вкус, эстетическое чувство и понимание прекрасного;
2.
развить природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде рукоделия;
3.
развить моторные навыки;
4.
развить образное мышление;
5.
развить внимание;
6.
развить фантазию.
Метапредметные:
1.
привить интерес к истокам народного творчества;
2.
воспитать эстетическое отношение к действительности;
3.
формировать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение,
умение довести начатое дело до конца;
4.
формировать умение взаимопомощи при выполнении сложных
заданий;
5.
привить основы культуры труда;
6.
развить творческую активность ребёнка путём самостоятельной
постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа);
7.
сформировать внутреннюю мотивацию на получение будущей
профессии;
8.
обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности,
профессиях, карьере связанных непосредственно с творческой деятельностью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Название раздела, темы
п/
п
1 Вводное занятие.
Количество часов
Всего Теория Практика
часов
2
1
1
Формы
троля
кон-
Педагогическое
13
2
3
4
Скульптурно- 16
текстильная техника
Работа с каркасной кук- 16
лой
16
Работа с тканью
5
Куклы в стиле «Тильда»
6
Работа с волокнистыми 6
материалами. Техника
«валяние»
2
Итоговое занятие
7
Всего
14
72
2
14
2
14
2
14
2
12
1
5
0
2
10
62
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Выставка.
Творческий отчет
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие – 2 часа.
Теория: Содержание и характер обучения в новом учебном году. Правила техники безопасности при работе с иглами и ножницами. Организация
рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий. Беседа
«Труд и творчество как главный смысл жизни».
Практика: Проведение теста.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Тестирование.
2.
Скульптурно-текстильная техника – 16 часов
Теория: Особенности изготовления скульптурно-текстильных кукол.
Показ готовых изделий. Изучение пропорций женского лица, рук, ног. Разнообразные приемы при создании куклы: роспись, вышивка, плетение бисером,
изготовление различных аксессуаров.
Практика: Выбор и изготовление простейшей куклы в трикотажной
технике; подбор ткани и материалов; изготовление головы куклы. Пропорции
тела человека (куклы). Изготовление текстильного туловища из ткани с очень
большим количеством эластана (чаще всего - капроновых колготок) на проволочном каркасе, изготовление рук на проволочном каркасе, изготовление
ног и ступней у куклы, изготовление и пришивание волос, изготовление глаз
и наклеивание ресничек, изготовление одежды для куклы Закрепление пройденного материала.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
3.
Работа с каркасной куклой – 16 часов.
Теория: изучение техники изготовления каркасной куклы. Ткани и материалы необходимые для работы. Правила крепления проволочного каркаса
у тельца куклы. Варианты пришивания головы.
14
Технология изготовления каркасной куклы из скульптурного текстиля.
Современная каркасная кукла. Знакомство со способами изготовления каркасных кукол.
Технология изготовления каркасной куклы из грунтованного текстиля.
Понятие «грунтованный текстиль». Работа с грунтованным текстилем. Пропорции тела.
Технология изготовления каркасной текстильной куклы из полимерных
материалов. Современная кукла из пластика. Технология изготовления кукол. Используемые инструменты. Окрашивание пластика.
Технология изготовления текстильной куклы из папье-маше.
Из истории папье-маше. Способы приготовления массы.
Практика:
Изготовление каркасных кукол из скульптурного текстиля. Создание
эскиза куклы, изготовление проволочного каркаса и выкроек для куклы.
набивка тела, головы, рук, ног, крепление частей тела, изготовление волос и
одежды. Художественное оформление куклы.
Изготовление каркасных кукол из грунтованного текстиля. Создание
эскиза будущей куклы. Подбор материала, изготовление проволочного каркаса и выкроек для куклы, изготовление куклы. Художественное оформление.
Изготовление каркасных кукол из полимерных материалов. Выполнение эскиза будущей куклы. Изготовление каркаса из проволоки, Изготовление головы, кистей рук, ног. Изготовление выкройки и пошив одежды. Художественное оформление.
Изготовление каркасных кукол из папье-маше. Создание образа будущей куклы. Выполнение эскиза. Изготовление каркаса. Приготовление массы
папье-маше. Лепка головы. Изготовление рук и ног. Создание прически. Изготовление выкройки и пошив одежды. Художественное оформление.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
4. Работа с тканью – 16 часов.
Теория: поделки из ткани. Ткани, используемые для изготовления
куклы и игрушки. Правила раскроя. Подбор ткани и раскрой. Технология
пошива
Практика: изготовление мягких игрушек. Подбор ткани. Раскрой.
Сшивание деталей, набивка синтепоном, сборка деталей, окончательное
оформление мордочки. Создание костюма.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
5.
Куклы в стиле Тильда – 14 часов.
Теория: Повторение материала о Тильдах. Многообразие выбора кукол-тильда. Беседа-опрос пройденного материала с показом изготовленных
кукол. Ткани и фурнитура, применяемые изготовления для самих кукол
Тильда, для костюма кукол. Изготовление выкройки основы и одежды куклы-тильды. Правила переноса чертежа на ткань. Техника безопасности с режущими и колющими предметами. Об особенностях пошива тела и одежды
15
для кукол - тильда. Иллюстрированный материал: (одежда для кукол-тильд,
обувь для куклы, изготовление аксессуаров для Тильд). Создание причёски
из пряжи. Создание причёски из мериносовой шерсти.
Практика: Технология выполнения швейных работ куклы-тильды.
Подбор и изготовление эскиза куклы и одежды. Подбор материала. Раскрой
изделия и одежды. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей.
Пошив и набивка синтепоном туловища, рук, ног. Оформление лица и прически кукол Пришивание волос и вышивка лица. Соединение деталей кроя.
Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды
для куклы. Пошив и обработка внутренних швов одежды. Изготовление обуви для куклы. Обработка готового изделия. Декорирование изделия по собственному замыслу.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
6. Работа с волокнистыми материалами. Техника «валяние» - 6 часов.
Теория: Беседа. Простейшие понятия о валянии и видах валяния. Технология, приемы и техника валяния. Наглядный показ фотографий и изделий.
Показ инструментов и приспособлений для работы с шерстью. Валяние
«мокрое и сухое» Знакомство с техникой мокрого валяния. Технология, приемы и техника сухого валяния.
Практика: Изготовление простейших элементов (шарики, веревочки и
т.д.). Валяем игрушку, детали и аксессуары для куклы.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
7.
Итоговое занятие – 2 часа.
Теория: Подведение итогов работы объединения. Профориентационная
беседа «Мой выбор – моя судьба». Готовность обучающихся к выбору
творческой профессии.
Практика: Диагностика усвоения программного материала.
Форма контроля: Выставка. Творческий отчёт.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
сформированы у учащихся знания об истории авторской куклы;
2.
имеют представление о видах и свойствах ткани, её особенности
в различных изделиях;
3.
сформированы умения работы с материалами различного происхождения;
4.
сформированы знания, умения, навыки, необходимые для реализации декоративно-прикладной деятельности;
5.
обучены видам соединительных строчек;
6.
знают первоначальные сведения о правилах нанесения выкроек
примитивов на ткань, требования при раскрое, правила их подготовки к работе;
7.
знают правила техники безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами;
16
8.
научены технологическим приёмам обработки отдельных деталей
и узлов в изделии и умеют использовать приобретённые компетенции в самостоятельной деятельности при пошиве и дизайне различных изделий.
9.
умеют создавать авторские продукты оригинальной творческой
деятельности;
10. сформированы навыки работы с материалами различного происхождения;
11. умеют формировать индивидуальный стиль при изготовлении
куклы.
12. обучены активно использовать приобретённые компетенции на
практике при участии в разработке и создании творческих коллекций.
13. сформированы личностные позиции дальнейшего профессионального самоопределения;
14. сформированы общие знания о сферах трудовой деятельности,
профессиях, карьере связанных непосредственно с творческой деятельностью.
Личностные:
1. развиты творческие способности учащихся, художественный вкус,
эстетическое чувство и понимание прекрасного;
2. развиты природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде рукоделия;
3. развиты моторные навыки;
4. развито образное мышление;
5. развито внимание;
6. развита фантазия.
Метапредметные:
1.
привит интерес к истокам народного творчества;
2.
воспитано эстетическое отношение к действительности;
3.
сформированы трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
4.
сформировано умение взаимопомощи при выполнении сложных
заданий;
5.
привиты основы культуры труда;
6.
сформирована внутренняя мотивация на получение будущей
профессии.
17
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Факт
План
Дата
Тема
занятия
Вводное занятие.
1.
2.
Теория: Содержание и характер обучения в
новом учебном году. Правила техники безопасности при работе с иглами и ножницами. Организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий. Беседа «Труд и творчество как главный смысл жизни».
Практика: Проведение теста.
Скульптурно-текстильная техника
Теория: Особенности изготовления скульптурно - текстильных кукол. Показ готовых
изделий. Изучение пропорций женского
лица, рук, ног. Разнообразные приемы при
создании куклы: роспись, вышивка, плетение бисером, изготовление различных аксессуаров. Просмотр видеоряда.
Кол-во
часов
Календарный учебный график к программе
«Кукольный мир» (прикладная эстетика)
Форма
занятия
Место проведения
Время проведения
Форма
контроля
2
ОРТ
«Жар-птица»
2
Педагогическое
наблюдение. Тестирование.
Презентация
Комбинированное
занятие
16
ОРТ
«Жар-птица»
2
Комбинированное
занятие
Педагогическое
наблюдение
18
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Практика: Выбор и изготовление простейшей куклы в трикотажной технике;
подбор ткани и материалов»; изготовление
головы куклы.
Практика: Изготовление текстильного туловища из ткани с очень большим количеством эластана (капроновых колготок) на
проволочном каркасе.
Практика: Изготовление текстильного туловища на проволочном каркасе. Изготовление ног и ступней у куклы,
Практика Сборка куклы воедино. Изготовление и пришивание волос, изготовление глаз и наклеивание ресничек,
Практика: изготовление одежды для куклы, изготовление различных аксессуаров.
Практика: изготовление одежды для куклы, изготовление различных аксессуаров.
Завершающий этап
Практика: Завершающий этап. Придание
образа.
Работа с каркасной куклой
2
2
Практическое занятие
Практическое занятие
2
Практическое занятие
2
Практическое занятие
2
Практическое занятие
2
Практическое занятие
2
Практическое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
16
19
10.
11.
12.
13.
Теория: Современная каркасная кукла. Знакомство со способами изготовления каркасных кукол Технология изготовления
каркасной куклы из скульптурного текстиля.
Практика: Изготовление каркасной куклы
из скульптурного текстиля. Создание эскиза куклы, изготовление проволочного каркаса и выкроек для куклы.
Практика: набивка тела, головы, рук, ног,
крепление частей тела, изготовление волос
и одежды. Художественное оформление
куклы.
2
Теория: Технология изготовления каркасной куклы из грунтованного текстиля. Понятие «грунтованный текстиль». Работа с
грунтованным текстилем. Пропорции тела.
Практика: Изготовление куклы из грунтованного текстиля. Создание эскиза будущей куклы. Подбор материала, изготовление проволочного каркаса и выкроек для
куклы, изготовление куклы.
Практика: завершающий этап изготовления куклы. Художественное оформление.
2
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
2
Практическое занятие
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Комбинированное
занятие
2
Практическое занятие
20
14.
15.
16.
17.
18.
Теория: Технология изготовления каркасной текстильной куклы из полимерных материалов. Кукла из пластика. Используемые инструменты. Окрашивание пластика.
Практика: Изготовление куклы из полимерных материалов. Выполнение эскиза
будущей куклы. Изготовление выкройки и
пошив одежды. Изготовление каркаса из
проволоки. Изготовление головы.
Практика: изготовление кистей рук, ног.
Завершение
работы.
Художественное
оформление.
Теория: Технология изготовления текстильной куклы из папье-маше.
Из истории папье-маше. Способы приготовления массы.
Практика: Изготовление куклы из папьемаше. Выполнение эскиза. Изготовление
каркаса. Приготовление массы папье-маше.
Лепка головы. Изготовление рук и ног.
Создание образа будущей куклы. Создание
прически. Изготовление выкройки и пошив
одежды. Художественное оформление.
2
Работа с тканью
Теория: поделки из ткани. Ткани, используемые для изготовления куклы и игрушки.
Правила раскроя. Подбор ткани и раскрой.
Технология пошива
Практика: изготовление мягких игрушек.
16
2
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Комбинированное
занятие
2
Практическое занятие
2
Комбинированное
занятие
2
Практическое занятие
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
21
19.
20.
21.
Теория: Игрушки в стиле лоскутной техники. Теория: Традиции русского крестьянского искусства. Лоскутная мозаика. Цветовое сочетание тканей. Понятие композиции.
Практика: Выполнение игрушек Подбор
ткани. Раскрой. Сшивание деталей. Сборка
изделия. Декор изделия.
Теория: Новогодние традиции в нашей
стране и других государств. Новогодние
игрушки и сувениры из ткани. Комбинирование тканей по цвету и фактуре.
Практика: Изготовление поделки по выбору (ангелочки, снеговики, Дед Мороз, Снегурочка, елочки, игрушки-символа года).
Практика: Изготовление поделки по выбору (ангелочки, снеговики, Дед Мороз, Снегурочка, елочки, игрушки-символа года).
Завершение работы
22.
Теория: Куклы-обереги История народной
игрушки. Традиционные тряпичные куклы,
их разновидности. Что такое оберег.
Практика: Изготовление обережных кукол: куклы-кувадки, мартинички, вепсской
куклы, подорожницы, утешницы.
23.
Практика: Изготовление обережных кукол: куклы-кувадки, мартинички, вепсской
куклы, подорожницы, утешницы
2
Практическое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
2
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
2
Практическое занятие
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
2
2
Комбинированное
занятие
Практическое занятие
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
22
24.
Практика: Поделки из мешковины: русалочка, куколка на венке
25.
Практика: Поделки из мешковины: русалочка, куколка на венке
Куклы в стиле «Тильда»
26.
27.
28.
Теория: Повторение материала о Тильдах.
Многообразие выбора. Беседа-опрос пройденного материала с показом изготовленных кукол. Ткани и фурнитура, применяемые изготовления для самих кукол Тильда,
для костюма кукол. Правила переноса чертежа на ткань. Техника безопасности с режущими и колющими предметами. Практика: Подбор и изготовление эскиза куклы-тильды. Изготовление выкройки основы куклы-тильды. Подбор материала. Перенос чертежа на ткань.
Теория: Беседа-опрос пройденного материала с показом изготовленных кукол. Просмотр видеоряда.
Практика: сметывание деталей. Пошив и
набивка синтепоном туловища, рук, ног.
Практика: Оформление лица и прически
кукол Создание причёски из пряжи. Создание причёски из мериносовой шерсти.
Пришивание волос и вышивка лица.
2
2
Самостоятельная
практическая работа
Самостоятельная
практическая работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
14
ОРТ
«Жар-птица»
2
2
2
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое занятие
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
23
29.
30.
Практика: Соединение деталей Сборка изделия.
Иллюстрированный
материал:
(одежда для кукол-тильд, обувь для куклы,
изготовление аксессуаров для Тильд). Крой
одежды куклы и сметывание.
Практика: Изготовление одежды для куклы. Пошив и обработка внутренних швов
одежды.
Изготовление аксессуаров для Тильд
31.
Практика: Технология изготовления обуви
для куклы Техника безопасности с режущими и колющими предметами. Изготовление обуви для куклы.
32.
Практика: Обработка готового изделия.
Декорирование изделия по собственному
замыслу.
Работа с волокнистыми материалами.
Техника «валяние»
33.
Теория: Беседа. Простейшие понятия о валянии и видах валяния. Технология, приемы и техника валяния. Наглядный показ
фотографий и изделий. Показ инструментов и приспособлений для работы с шерстью. Валяние «мокрое и сухое»
Практика: Знакомство с техникой мокрого
валяния. Изготовление простейших элементов (шарики, веревочки и т.д.).
2
2
Практическое занятие
Практическое занятие
2
Практическое занятие
2
Практическое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
6
ОРТ
«Жар-птица»
2
Комбинированное
занятие
Педагогическое
наблюдение
24
34.
35.
Практика: техника мокрого валяния.
Валяем игрушку, детали и аксессуары для
куклы.
Теория: Технология, приемы и техника сухого валяния.
Практика: Изготовление простейших
элементов (шарики, веревочки и т.д.). Валяем игрушку, детали и аксессуары для
куклы.
Итоговое занятие.
36.
ИТОГО
Теория:
Подведение
итогов
работы
объединения. Профориентационная беседа
«Мой выбор – моя судьба». Готовность
обучающихся к выбору творческой
профессии.
Практика:
Диагностика
усвоения
программного материала.
2
Практическое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
2
Комбинированное
занятие
Педагогическое
наблюдение
2
ОРТ
«Жар-птица»
2
Творческий отчет
Выставка
Комбинированное
занятие
72 ч.
25
Раздел «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания учащихся
Целью воспитания по данной программе является создание условий
для формирования активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского
самоопределения, развития творческих способностей и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в культурном и нравственном развитии на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения (Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п.2)
Задачами
воспитания
по
программе
являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций культуры; организация общения между ними на содержательной
основе
целевых
ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным
нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация ответственного поведения детей, создание, поддержка и
развитие среды воспитания, условий физической безопасности, комфорта.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии,
традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей),
развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к культуре народов России, мировому искусству;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей и подростков, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирование межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
26
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в процессе обучения, в подготовке и
проведении календарных праздников (с возможным участием родителей (законных представителей). В воспитательной деятельности с детьми и подростками по программе используются такие методы воспитания, как:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение);
- метод положительного примера (педагогов, других взрослых и самих детей);
- метод упражнений (тренировок);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их родителями);
- метод стимулирования (поощрения);
- метод переключения в деятельности;
- метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- метод воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных площадках,
мероприятиях.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы и опросы родителей) и
после ее завершения (промежуточная аттестация и аттестация по итогам
освоения программы).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы
27
Календарный план воспитательной работы
№
Направление
п/п воспитательной
работы
1
Патриотическое
воспитание
Наименование мероприятия
Срок выполнения
Ответственный
исполнитель
Планируемый результат
Тематические беседы в объединении, посвящённые
Дню народного
единства.
Ноябрь
Педагогорганизатор
Формирование
ценностного
отношения к Родине, отечественному
культурноисторическому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению. Получение
знаний и представлений о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории
страны.
Мероприятия в
рамках месячника
оборонномассовой и военно-патриотической
работы:
Февраль
Морозова Л.Н.
Акция «Посылка
солдату».
Тематические беседы в объединении, посвящённые
Дню космонавти-
Апрель
Примечание
Морозова Л.Н.
28
2
Нравственное
воспитание
ки.
Участие в новогоднем мероприятии «Скоро, скоро
Новый год…»
Декабрь
Гагаринский урок«Космос - это мы»
3
Трудовое
воспитание
4
Семейное
воспитание
Апрель
Участие объединения в акции
«Уют и чистота
кабинета»
Акция «Трудовой
десант»
В течение
года
Декабрь
Викторина игра
«Мир профессий»
Май
«Добро пожалоСентябрь
вать – день открытых дверей»
Индивидуальные Сентябрь
Морозова Л.Н. Формирование представлений
о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
воспитание неравнодушного
отношения к жизненным проблемам других людей, сочувМорозова Л.Н. ствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Морозова Л.Н. Воспитание ценностного отношения к труду и творчеству,
трудовым достижениям России
и человечества, трудолюбия;
формирование осознания приоритета нравственных основ
труда.
Формирование внутренней мотивации на профориентационное самоопределение.
Морозова Л.Н. Укрепление внутрисемейных
связей, создание единого пространства общения; повышение педагогической культуры
Морозова Л.Н.
родителей; сформированность
29
консультации для
родителей
Помощь родителям в работе АИС
«Навигатор»
Участие в акции
«Я поздравляю
мамочку»
Помощь родителям в работе АИС
«Навигатор»
5
Эстетическое
воспитание
Сентябрь
Ноябрь
в течение
года
Участие в мероприятии посвящение в кружковцы
«Для творчества
всегда открыта
дверь»
Октябрь
Участие в цикле
мероприятий, посвящённых Дню
космонавтики.
Апрель
Участие в творче-
активной педагогической поМорозова Л.Н. зиции родителей; привлечение
к активному участию родителей в мероприятиях центра;
снижение случаев безнадзорМорозова Л.Н. ности
несовершеннолетних;
укрепление дисциплины учаМорозова Л.Н. щихся; приобщение детей к
ценностям семейной культуры;
овладение учащимися культурой семейных отношений; повышение правовой грамотности родителей и детей.
Педагог д/о
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, форМорозова Л.Н.
мирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях; умения видеть красоту в
окружающем мире, в поведеМорозова Л.Н. нии, поступках людей; представления об эстетических и
художественных
ценностях
отечественной культуры; формирование потребности и умения выражать себя в доступ30
ском отчётном
концерте
Май
« Жар – птица талантами гордится»
6
Физическое
воспитание
Динамические паузы
В течение
года
(физические минутки на занятиях,
подвижные игры
по темам)
7
Правовое воспитание
Составление социальных паспортов
по группам в объединении
Сентябрь
ных видах творчества; мотивация к реализации эстетических
ценностей в пространстве образовательного учреждения и
семьи.
Морозова Л.Н. Формирование
ценностного
отношения к здоровью и здоровому образу жизни; представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества; знания о
возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье
человека.
Морозова Л.Н. Формирование у учащихся
знаний о государстве и праве,
законности, правах и свободах
личности, устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
31
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Помещение для занятий, оборудованное электроснабжением, столами,
стульями, шкафами, стеллажами: доска учебная, стенд для выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, наглядных пособий, методической литературы.
Перечень оборудования, инструментов, материалов, необходимых
для реализации программы:
1.
бязь ГОСТ или хлопок. Лучше брать корейский хлопок или американский Кона коттон. При шитье из бязи кукла может быть худее— бязь
хуже тянется;
2.
наполнитель: холофайбер, синтепух или подобные материалы;
3.
трикотаж телесного цвета;
4.
прочные нитки (обувные);
5.
нитки на тон светлее трикотажа;
6.
пастель для тонировки тела;
7.
бусины 18-30 мм. Или 26,28 вместо 30 мм. Обычные деревянные
бусины (слингобусы, бусы для поделок);
8.
шерсть для валяния или листовой синтепон;
9.
иглы для валяния 36-38 номер (для приваливания шерсти к тканям, звёздчатые);
10. запекаемый пластик светлый;
11. проволока одножильная медь, диаметр 3—5 мм;
12. акрил, пастель, акварельные карандаши для росписи, согласно мк
по росписи;
13. синтепон листовой.
Информационное обеспечение
Аудио-видео-фото-интернет-источники:
festival@1september.ru-Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок», www.future4you.ru - Педагогический сайт, http://pedsovet.su/ - Сообщество взаимопомощи учителей, www.desc.ru- Центр дополнительного образования детей "дистанционное обучение", http://www.ug.ru - Информационный
сайт" Учительской газеты".
Интернет – ресурсы
1.
Креатив + [электронный ресурс] http://vk .com/ kreaaativ
2.
Идеи для творчества Рукоделие [электронный ресурс]
http://vk.com/public31805219
3.
Мир рукоделия [электронный ресурс] http://vk.com/world_hm
4.
PORRIVAN [электронный ресурс] http://porrivan.ru/
5.
Модный приговор/ мода, стиль, красота [электронный ресурс]
http://vk.com/modniytv
6.
Идеи рукоделия (вязание, шитьё, декор и дизайн) [электронный
ресурс] http://vk.com/rykodeliya
32
7.
Barbastelle: клуб по интересам [электронный ресурс]
http://burdastyle.ru/
8.
http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU
9.
http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384
10. http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka
11.
http://prazdnichnyymir.ru/den-semi/5694/slavjanskie-kukly-oberegi2/
12.
http://www.liveinternet.ru/users/larisagorik/post373955110
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками работы в
этой области.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:
• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе),
• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы
за полугодие),
• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь
год).
Формы промежуточной аттестации: итоговые занятия, включающие
в себя творческие игры, упражнения, карточки – задания, тесты (в конце первого полугодия учебного года).
Выставка творческих работ внутри коллектива в конце первого полугодия; итоговая выставка творческих работ в конце учебного года.
Формы аттестации по итогам освоения ДООП: защита творческих
проектов (по окончанию полного курса обучения по программе).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного образовательного уровня на другой.
Протокол промежуточной аттестации обучающихся
и аттестации по итогам учебного года по ДООП «Кукольный мир» (прикладная эстетика)
№
1.
ФИО обучающегося
1
Разделы программы (темы),
форма аттестации
н - низкий
уровень
нс-
нс-
нс-
Средний
балл
обучающегося
нс33
с - средний
уровень
в - высокий
уровень
в-
в-
в-
в-
..
Дети, обучающиеся по программе, становятся победителями районных,
городских, международных, выставках детского творчества.
Таблица учёта участия обучающихся по программе «Кукольный мир»
(прикладная эстетика) в конкурсах и выставках
Фамилия, имя
Дата
Название кон- Название работы Результат
ребёнка
курса, вы- (художественный
ставки
материал)
Система проверки уровня освоения программы
Игры, викторины, тесты, практические, самостоятельные работы, участие выставках: городских, районных, краевых и международных.
Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся
ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить
перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты, дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- грамоты;
- благодарственные письма;
- дипломы.
Методы отслеживания результатов освоения программы: наблюдения во время занятий и мероприятий, творческие игры, защита проектов,
анализ мнения родителей об отношении детей к занятиям в коллективе.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: праздники, итоговые творческие отчеты по окончании учебного года
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе
реализации дополнительной общеобразовательной программы производится
посредством «Карточки учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Кукольный мир» (прикладная эстетика). (Приложение № 3).
34
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы организации деятельности учащихся на занятии.
Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: в зависимости от особенностей темы и
содержания работы возможно чередование занятий индивидуального практического творчества обучающихся и занятий коллективной творческой деятельности; экскурсии; отчётные выставки.
Формы и методы организации педагогической деятельности
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При
этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
•
словесные методы обучения: устное изложение; объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога; анализ произведений искусства;
•
наглядные методы обучения: демонстрация педагогом образца
выполнения задания, использование иллюстраций, репродукций картин художников; видеоматериалы, материалы с сайтов, наблюдение; работа по образцу и т.д.;
•
репродуктивный метод – метод практического показа;
•
частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе
материала);
• проектно-исследовательский – творческая работа детей.
С целью профориентации личности ребёнка и мотивированности своего выбора на протяжение учебного года используются познавательные и просветительские беседы, активизирующие опросники, изучение рынка труда с
целью изучения востребованности и актуальности той или иной профессии,
конкурсы, оформление стендов.
Формы занятий: Учебные занятия, интегрированные занятия, семейные мастерские, занятия с использование ИКТ, защита творческих проектов,
семинары, творческие игры, выставки, обзорные экскурсии.
Структура занятий по программе включает теоретическую и практическую части, где применяются следующие методы обучения: объяснительно –
иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские
Методическое обеспечение учебных занятий предполагает подбор дидактического и раздаточного материала, инструкционных карт, ссылок на ресурсы Интернет, карточек-заданий, чертежей-схем построения выкроек, инструкций по технике безопасности, сценариев мероприятий, специальной литературы по предмету, журналов мод, конспектов занятий, анкет, тестов,
наглядных пособий, образцов готовых изделий, выставочные коллекции.
Образовательные технологии
Информационные технологии открывают новые возможности. В учебном процессе необходимо использовать компьютер для расширения знаний
по истории и теории моделирования одежды, швейного дела. Выделяются
такие направления применения компьютера: просмотр и анализ изучаемого
35
материала, образцов, эскизов на занятии; изучение истории и теории швейного дела, понятий моделирования и конструирования, которые одновременно
подаются в виде текста, видеоизображения (рисунки, фотоматериалы, схемы); подборка музыкального материала для создания музыкального фона занятия. В тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко, активно использую мультимедиа. Это позволяет обучающимся видеть проблему, находить множество путей ее решения, анализировать и отбирать лучший из вариантов решения.
Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает
возможность разнообразить методы проведения занятий, сохранить контингент в группе. Используя готовые, хорошо проработанные игры с предлагаемым материалом по дисциплине швейное дело, можно обеспечить успешное
развитие творческих способностей учащихся. Среди обучающихся очень популярны профессиональное лото, викторины, кроссворды, работа с карточками, загадки. Игровая форма проведения занятия вызывает живой интерес,
снижает утомляемость и облегчает педагогу задачу отслеживания результатов обучения. Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с
другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес,
увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать
благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность
детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Сохранение здоровья можно осуществить посредством внедрения элементов здоровьесберегающих технологий. На каждом занятии для развития
физических качеств, двигательной активности, формирования правильной
осанки, применять физкультурно-оздоровительные технологии: проводить
релаксацию, физкультминутку для снятия усталости глаз, пальцев, снятия
напряжения в спине и шее. Прежде чем приступить к практической работе,
учащиеся всегда повторяют правила техники безопасности, т. к. сознательное
соблюдение санитарно- гигиенических требований и правил ТБ, сохраняет
здоровье, снижает утомляемость, устраняет возможность травм, повышает
производительность труда.
Во избежание переутомления детей применять смену видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации.
Цель технологии личностно-ориентированного развивающего обучения
– максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей учащегося на основе использования
имеющегося
у
него
опыта
жизнедеятельности.
В практике необходимо применять такие варианты дифференциации, как:
комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая диф36
ференциация для разделения по уровням познавательного интереса; ориентация учащихся старших групп на выбор профессии по профилю объединения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в
конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным
программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная
организация учебной деятельности, с одной стороны, помогает учитывать
уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - принимать во внимание индивидуальные запросы ребенка, его возможности и интересы в конкретной образовательной области. Организация учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся, позволяет достичь максимальных результатов.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Типовое занятие предполагает организационную, теоретическую и
практическую части.
1.
Вводная часть (организационная часть) включает наличие всех
необходимых для работы материалов и наглядных пособий, соблюдение техники безопасности. Теоретическая часть походит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Педагог демонстрирует готовое изделиекуклу. Знакомит с её историей, традициями и обычаями, связанными с ней,
рассказывает о предназначении данной куклы, о технологии изготовления,
проверяет все необходимое для работы.
2.
Основная часть (процесс изготовления) Практическая часть
предусматривает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных
игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; Педагог поэтапно показывает, как создается изделие. Обучающиеся повторяют весь процесс шаг за
шагом. Педагог после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости. Практическая часть
предусматривает и разработку, и защиту творческих проектов; создание индивидуального портфолио учащегося.
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.
http://stranamasterov.ru/node/319471
2.
Баянова Л. Родовые обереги [Текст ]/ Л. Баянова. – М.: Гелеос,
2009. – 320 с.
3.
Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия.
4.
Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 1998.
5.
ДолговаВ. Славянские куклы- обереги своими руками/ Издательство Феникс, 2016г.
6.
Календарь изготовления русских традиционных обрядовых кукол.
7.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная
кукла. – СПб.: Паритет, 2003.
8.
Кукольный сундучок. – М.: Белый город, 2010.
9.
Поленова,
Т.П.
Золотая
книга
защитных
оберегов
[Текст]/Т.П.Поленова. – Ростов н/Д: Владивосток, 2010. – 640 с.
10. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - Литра, 2008. –
362с.
Список литературы для детей
1.
Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого100.
2007.- 166с.
2.
Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Культура и традиции, 2007. - 103с
3.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Астрель, 2006.-352с.
Каштанов Ю. Русский костюм с Древней Руси до наших дней. Белый город.
2008.-185с.
4.
Хоменко, В. Никитюк, Г. Обереги своими руками [Текст] /
В.Хоменко. – ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». – Белгород,
2010. – 96
5.
Шептуля, А.Э. Домашние обереги своими руками [Текст] / А.Э.
Шептуля. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64 с
38
Приложение №1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Кукольный мир» (прикладная эстетика)
педагог: Конева Людмила Викторовна
на 2022-2023 учебный год
№ Раздел
1. Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
2.
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
3.
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных вне программного
материала самостоятельно:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
4.
Профессиональная
ориентация
Перечень мероприятий, проведённых учащимся в
помощь педагогу и ориентированных на выбор
39
профессии, т.е. открытые занятия, помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.
Участие в мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Достижения:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
40
Приложение №2
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТЕСТ «ПСИХОГЕОМЕТРИЯ»
Значение фигур: какой я?
«Квадраты» – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.
Положительные свойства: любовь к порядку, внимательность к деталям,
аналитические способности, рациональность, упорство, настойчивость, бережливость.
Отрицательные свойства: педантизм, возможность упустить главное, холодная рассудительность, излишняя осторожность, упрямство, скупость.
Профориентация: В этих профессиям основным видом информацией является речь, устная и письменная в виде текстов и документов.
Профессии: Депутат, юрист, судья, прокурор, следователь, адвокат, нотариус, таможенник, веб-мастер, монтажник связи, инженер связи, радист,
системный администратор, телеграфист, телефонист, филолог, лингвист, переводчик, издатель, корректор, писатель, поэт, дирижёр, звукорежиссер, диджей, музыкант, композитор, библиотекарь, почтальон, экспедитор.
«Треугольники» – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны,
честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.
Положительные свойства: лидерские качества, способность взять ответственность на себя, решительность, концентрация на проблеме, нацеленность
на победу, склонность к соревнованию, уверенность в себе, честолюбие,
энергичность.
41
Отрицательные свойства: эгоцентризм, эгоизм, категоричность, безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута, коварство, самонадеянность,
карьеризм, неудержимость.
Профориентация: В этих профессиях работают с информацией о физических ощущениях организма от воздействия внешней среды и внутреннего
состояния тела человека.
Профессии: дизайнер, водитель, слесарь, механик, техник, инженер, каменщик, крановщик, пожарник (спасатель), военный (кадровый), спортсмен,
телохранитель, госслужащий, министр, режиссёр, полицейский, судебный
пристав, спецназовец, танцор, агроном, комбайнер, тракторист, фермер,
врач, массажист, банщик, косметолог, мастер маникюра, парикмахер, санитарный врач, диетолог, кулинар, пекарь, повар, костоправ.
«Круги» – люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них – благополучие окружающих.
Положительные свойства: доброжелательность, добродушие, заботливость, преданность, щедрость, доверчивость, великодушие, бесконфликтность.
Отрицательные свойства: мягкотелость, нетребовательность, беспечность, навязчивость, расточительность, легковерность, склонность к самобичеванию, конформность, уступчивость.
Профориентация: В этих профессиях работают с информацией об эмоциональных состояниях людей (животных) и их чувствах при взаимодействии.
Профессии: Актёр, артист (театра, кино, телевидения), торговый представитель, манекенщица, модель, стилист, бармен, няня, официант, продавец,
воспитатель, дефектолог, логопед, педагог, преподаватель, психолог, учитель, дипломат, священник, специалист по связям с общественностью, специалист по персоналу, кинолог, торговый представитель, охранник (торгового зала, контрольно – пропускного пункта).
«Зигзаги» – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.
Положительные свойства: креативность, мечтательность, экспрессивность, остроумие, интуитивность, раскованность.
Отрицательные свойства: неорганизованность и разбросанность, прожектерство, несдержанность, эксцентричность, нелогичность, непрактичность.
Профориентация: в этих профессиях работают с информацией в виде
зрительных образов - идей, возможностей и виртуальными сценами возможного будущего или ошибок прошлого, абстракциями типа цифр, чисел, символов
42
Профессии: ученный, научный работник, изобретатель, новатор, математик, оператор ПК, программист, контент-менеджер, маркетолог, журналист, корреспондент, телеведущий, блоггер, иллюстратор, визажист, химик –
аналитик, социолог, аналитик, банкир, бухгалтер, экономист, кассир, политолог.
«Прямоугольник» – символ неопределенности, переходная форма, которую могут “носить” остальные фигуры. Характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость, низкая самооценка
Положительные свойства: возбудимость, любознательность, настрой на
свое, чувствительность, неамбициозность, смелость.
Отрицательные свойства: напряженность, замешательство, легковерность, наивность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, безрассудство.
Профессии: неопределённость. (Необходима индивидуальная работа ребёнка с педагогом).
43
Приложение № 3
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Кукольный мир» (прикладная эстетика)
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной
программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. воспитанника,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной терминологией
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Практические умения и
навыки
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики
Педагогическое наблюдение,
тестирование,
Собеседование (индивидуальное и групповое)
Контрольное задание, концертная деятельность
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
44
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Ф.И. воспитанника
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществспец.литературу
лять учебноисследовательскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение выУмение веслушать и
ступать пести полемислышать
ред аудитоку, участвопедагога
рией
вать в дискуссии
1
2
1
2
1
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение орНавыки соУмение аккуганизовать
блюдения
ратно выполсвое рабочее
правил ТБ
нять работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
45