МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕРАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Курсы кройки и шитья»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год (144 часа)
Возрастная категория: от 14 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Морозова Лариса Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Курсы кройки и шитья»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год: 144 часа
Возрастная категория: от 14 лет и старше
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая
ул, д. 271, l=г. Славянск-на-Кубани,
title=ДИРЕКТОР, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D313137323337353030333239
34,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C3233343930383836303535
36, email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена
Павловна, sn=Слюсарева,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НАКУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.09.23 16:48:08 +03'00'
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 780
Автор-составитель: Морозова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовые
основания
для
разработки
программы
Направленность, уровень
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
программы
Отличительные особенности программы
Адресат программы
Объем и сроки реализации программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы:
Учебный план
Содержание учебного плана
1.4 Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Календарный план воспитательной работы
2.3 Условия реализации программы
2.4 Формы аттестации
2.5 Оценочные материалы
2.6 Методические материалы
2.7 Список литературы
Приложение
4
4
5
6
6-7
8
8
9
9
10
11
12
15
17
17
26
29
30
31
32
35
37
3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Умение шить самостоятельно — это возможность носить то, что
соответствует личному вкусу, стилю, жизненной ситуации. Овладев
навыками кройки и шитья, можно стать дизайнером и мастером пошива
одежды. Программа «Курсы кройки и шитья» реализуется с целью
удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и интересов
граждан в получении необходимых теоретических знаний и навыков в
области швейного мастерства для реализации творческих способностей и
совершенствования художественного вкуса, повышения уровня творческой
самореализации и мастерства в сфере изготовления швейных изделий и
декоративно-прикладного искусства, профессионального самоопределения и
формирования мотивации к трудовой деятельности по профессиям,
востребованным на рынке труда, повышения компетентности и уровня
творческой самореализации в процессе осуществления профессиональной
деятельности в сфере швейного производства и оказания услуг, развития
познавательных способностей и расширения кругозора, продуктивного и
творческого использования свободного времени.
Имеющиеся школьные программы не раскрывают всех особенностей и
тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования
одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды
и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Каждый
стремится быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования,
конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на
занятиях, дадут возможность детям и взрослым шить любые изделия, а
некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое
практическое значение в дальнейшей жизни.
Учитывая социальный заказ, запросы детей и взрослых, была
составлена данная модифицированная программа. Программа «Курсы кройки
и шитья» была разработана и составлена, исходя из практической
деятельности, личного опыта, в соответствии с интересами и потребностями
учащихся и с учетом следующих программ:
Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.:
Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN
978-5-09-019043-5.
Конструирование и моделирование одежды. - В сб.: Программы
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.
- М.: Просвещение, 1986, с. 63-74.
4
Оформление одежды. - В сб.: Программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. - М.:
Просвещение, 1986, с. 74-77.
Антипина И.В. Образовательная программа творческой
мастерской лоскутного шитья «Лоскутное шитье». - В сб.: М.: ГОУДОД
ФЦРСДОД, 2006 (серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»), с.
43-61.
Нормативно-правовые основания для разработки программы.
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
5
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
6
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
7
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Начинающим обучающимся предлагаемая программа позволит
получить в достаточно широком объеме необходимые знания по кройке и
шитью, а тем, у которых уже имеется определенный опыт, поможет
усовершенствовать свои умения и навыки и оценить их уровень.
Направленность программы - художественная.
Уровень программы – базовый.
Актуальность
программы.
Данная
дополнительная
общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития
дополнительного
образования
и
согласно
Концепции
развития
дополнительного образования способствует созданию необходимых условий
для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и
профессионального самоопределения
Актуальность программы заключается в том, что учащийся, освоив
навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления
основных видов одежды, сможет самостоятельно создавать свой
неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без
лишних затрат.
Реализация программы способствует успешной социализации
обучающегося, является положительным фактором, влияющим на развитие
мотивации
к
творчеству
и
познанию,
необходимо
отметить
профориентационную направленность работы, когда увлечение становится
делом жизни.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в
обучении детей и взрослых навыкам моделирования и конструирования не
только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает
навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий
в соответствии с особенностью своей фигуры.
Методика, принятая в преподавании этого курса, заключается в
постепенном усложнении задач. Поэтому очень важно, чтобы обучающиеся
учились систематически. Каждое занятие курса состоит из двух частей и
заканчивается домашней работой теоретического характера. Практические
задания, предусмотренные на каждом занятии, позволят применить
полученные знания.
8
Основной акцент сделан именно на практической части, которая
позволит отработать полученные теоретические знания по обработке деталей
и узлов, а также изучить технологическую последовательность изготовления
швейного изделия; ознакомиться с трудовыми приемами обработки
конкретных узлов.
В программе представлено много заданий для самостоятельной работы
учащихся, которые можно выполнять как во время занятия, так и дома. Ведь
без самостоятельного труда ни в одном серьезном деле результата не
достичь, и кто боится труда, тот сам себя лишает удовольствия познать
истину.
Основными элементами всех занятий являются чертежи, рисунки и
таблицы. Их дополняют подробные описания операций, необходимых для
выполнения данной модели. Выбор же моделей является весьма широким.
Здесь каждый, независимо от пола, возраста и размера, найдет что-нибудь
для себя.
Каждую тему можно изучать как самостоятельный раздел независимо
от других тем, хотя предполагается знакомство с содержанием курса именно
в той последовательности, которая представлена в программе.
В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить
изделия разного вида сложности и по окончании обучения научиться
самостоятельно оценивать свои способности и возможности и до конца
выполнять выбранное изделие. Основу данной программы составляет, с
одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой
культуры, а с другой установка на развитее творческой индивидуальности
обучающегося.
Новизна данной программы носит корпоративный характер и
заключается
в
её
адаптированности
к
конкретным
условиям
образовательного учреждения, а также к способностям и возможностям
обучающихся. Главный раздел программы посвящен технологии обработки
швейных изделий, так как именно этот предмет является основным в
процессе подготовки будущих портных.
В программе углублено изучение тем «Конструирование» и
«Моделирование».
Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность данной программы заключается в том,
что она составлена в соответствии с современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами по
дополнительному образованию, требованиями новых методических
рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ.
В основу программы заложены принципы учёта возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся, что позволяет корректировать
9
её, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого учащегося в
творческом развитии.
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы.
Система тем и заданий программы, следуя оптимальной стратегии
действий, методов, устремлений, характерных для творчества талантливых
детей, предназначена для работы со всеми учащимися от 14 лет и старше.
Верхняя планка возрастного диапазона не ограничена. Базовый курс
предназначен для всех, независимо от возраста, кто увлекается рукоделием и
желает заниматься дизайном и пошивом своей собственной авторской
одежды.
Возрастные, психофизиологические особенности, базисные знания,
умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Набор производится на добровольной основе по интересам и
способностям. Допускается зачисление людей старше 18 лет (максимального
возраста, определенного требованиями к программам базового уровня),
успешно прошедших собеседование, тестирование и проявивших наличие
специализированных знаний и первоначальных навыков по профилю
объединения, также проявивших определенные способности.
Наполняемость групп – до 12 человек.
Уровень развития обучающихся. Главным критерием при приеме в
студию является проявление интереса к данному курсу, приветствуются
первоначально имеющиеся основные навыки работы по профилю
объединения в другом учебном заведении, кружке, клубе, студии
(предоставление
соответствующих
документов
не
обязательно).
Определяется стартовой диагностикой с целью выяснения уровня готовности
(собеседованием, проведением тестирования и анкетирования).
Педагог определяет уровень его подготовленности (общетрудовые
навыки, интеллектуальные и творческие способности) и распределяет в
учебные группы в соответствии с этим уровнем.
В объединение могут быть в течение учебного года зачислены
обучающиеся, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие
собеседование с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей (первичных умений и навыков). По необходимости проводится
дополнительный набор в объединения.
В объединении могут заниматься учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении учащихся с категорией ОВЗ рекомендовано
наличие медицинской справки об общем состоянии, позволяющей
заниматься данным видом деятельности.
Для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
10
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся с особыми
образовательными потребностями планируется по форме (Приложение 1)
Условия приема учащихся: желание учащегося, личное заявление
Состав группы: Группа может сформироваться как разновозрастная,
так и одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
Объем и сроки реализации программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Курсы кройки и
шитья» изучается в объеме 144 часа, 1 год.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Режим занятий. 1 раз по 4 часа в выходной день (45 мин. занятие + 10
мин. перерыв + 45 мин. занятие + 10 мин. перерыв + 45 мин. Занятие + 10
мин. перерыв + 45 мин. занятие).
Особенности организации образовательного процесса.
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение
учебного года.
Формы организации занятий. Как правило, занятия проводятся всем
составом в соответствии с календарным учебным графиком.
Образовательная деятельность организована преимущественно в
традиционной форме.
Виды занятий:
теоретические и практические занятия,
занятия с использование ИКТ,
самостоятельная работа.
Содержание учебного курса составлено таким образом, чтобы не
только раскрыть тонкости портновского и декоративно-прикладного
искусства, помочь овладеть необходимыми практическими навыками, но и
предоставить возможность для самостоятельного творчества. Лоскутная
техника введена для усовершенствования технических навыков стачивания
деталей и для выполнения декоративной отделки, применяемой в
оформлении одежды.
«Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы. Планом предполагается
проведение мероприятий, направленных на социальную адаптацию,
реализацию индивидуальных потребностей, возможности творческого роста
и
профессионального
самоопределения
через
совершенствование
технологических знаний, обучающихся в области конструирования,
моделирования и пошива женской лёгкой одежды
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
11
Цель
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы: создание условий для раскрытия индивидуальных возможностей
и творческих способностей учащихся через увлечение модной индустрией,
посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления
одежды, профессиональная ориентация и адаптация к условиям современной
жизни.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- обучить технологии и последовательности изготовления швейных
изделий;
- обучить основам моделирования и конструирования швейных
изделий;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя
материал и время;
- научить читать и изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
- научить определять название и форму деталей кроя;
- научить выполнять разнообразные виды ручных, машинных швов и
отделок изделий;
- научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
- научить выбирать последовательность операций по изготовлению.
Метапредметные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
- воспитать культуру общения в коллективе во время занятий;
- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
Личностные:
- развивать моторику рук во время занятий;
- развивать художественное мышление;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных
изделий.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Бл Планирование
ок
1 Вводное занятие
2
3
Терминология
швейных работ
Оборудование.
Кол-во часов
Всего теория практика
4
3
1
3
3
-
2
2
-
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
12
4
Материаловедение
3
3
-
5
Технологическая
обработка изделий
44
22
22
6
Конструирование
30
15
15
7
Моделирование
30
15
15
8
Самостоятельная и
контрольные
работы
14
0
14
9
Лоскутное шитье
10
5
5
10 Итоговое занятие
ИТОГО
4
144
68
4
76
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение. Анализ
практической
работы.
Педагогическое
наблюдение. Анализ
практической
работы.
Педагогическое
наблюдение. Анализ
практической
работы.
Педагогическое
наблюдение. Анализ
практической
работы.
Педагогическое
наблюдение. Анализ
практической
работы.
Творческий отчет.
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория. Задачи учебного предмета. Силуэт и стиль в одежде.
Требования, предъявляемые к одежде. Правильный подбор ткани. Снятие
мерок. Правила пользования выкройками. Изменение выкройки по размеру.
Предметы для шитья. Правила выполнения работы в соответствии с
установленными техническими условиями, технология обработки, применяя
рациональные методы организации труда. Инструктаж по ТБ. Правила ТБ
при пользовании инструментами и приспособлениями. Физкультурные
минутки.
Практика. Собеседование, тестирование.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
2. Терминология швейных работ.
Теория. Терминология ручных, машинных, утюжильных работ (ВТО).
Основные приемы ручных работ. Виды швов: соединительные,
краевые. Отделочные швы. Технические условия на выполнение машинных
13
работ. Терминология операций: влажно-тепловой обработки, швейных
изделий. Оборудование для ВТО (утюги, прессы, декотиры, паровоздушные
манекены). Характеристика оборудования: приспособления к швейным
машинам, применение зигзаг строчки.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
3. Оборудование.
Теория. Изучение бытовых машин и устранение неполадок.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
4. Материаловедение.
Теория. Материалы из хлопка и химических волокон. Их свойства.
Определение сырьевого состава. Клеевые и не клеевые материалы.
Прокладочные материалы (флизелин, серпянка, бортовка, ватин, синтепон,
синтеватин). Термическая обработка клеевых материалов (дублирование
деталей).
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
5. Технологическая обработка изделий.
Теория. Технологическая обработка: поясных изделий, плечевых
изделий, детской одежды, мужской одежды.
Обработка поясных изделий:
- талиевого среза юбки;
- швов: боковых, рельефных, плечевых;
- линии низа;
- поясов;
- застежек;
- шлиц, разрезов;
Обработка плечевых изделий (рукава, кокетки, воланы, рюши, планки,
драпировка). Особенности обработки воротников (цельнокроеные, отложные,
стояче-отложные, съемные, плоские, воротник с лацканом). Подборта.
Правила соединения их с изделием.
Раскрой брюк. Последовательность обработки женских и мужских
брюк. Технические условия на выполнение влажно-тепловых работ на
изготовление брюк.
Рукава:
а) кимоно;
б) японка;
в) рукав «Летучая мышь»;
г) реглан (путем моделирования);
д) втачной рукав (одно-шовный).
Применение клеевых материалов при изготовлении одежды.
Прокладочные материалы. Дублирование деталей при изготовлении одежды.
Краткие сведения о термофиксации деталей.
Различные отделки, их соединения с деталями:
а) тесьма и сутаж;
14
б) кружево, сборки;
в) мягкие склады;
г) буфы (ручные, машинные);
д) подрезы.
Вытачки в легкой одежде (переведение нагрудной вытачки, подрезы,
драпировка).
Последовательность обработки петель:
а) обтачные петли;
б) петли из вытачного шнура;
в) выметанные петли;
г) петли из плетеного шнура;
д) из прямой полоски ткани;
е) в шве планки.
Последовательность обработки прорезных карманов в легкой одежде:
а) прорезной карман в боковом шве;
б) прорезной карман с листочкой;
в) карман с утопающей листочкой;
г) карман в рамку;
д) карман с клапаном;
е) клапан с кантом, оборкой.
Детская одежда.
Распашонка (методы кроя без плечевых швов). Чепчик, ползунки.
Лиф для детей до 2-х лет (изготовление изделий в натуральную
величину).
Практика. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки
на ткани. Раскрой.
Технологическая обработка: поясных изделий, плечевых изделий,
детской одежды, мужской одежды.
Применение практических методов. Полученных ранее (обработка
руликом, обработка талиевого среза швом под резинку).
Эскурсия в ателье «Ласточка», ателье верхней одежды, швейная
фабрика (пошивочный цех).
Работа мастерской Деда Мороза.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ практической
работы.
6. Конструирование.
Теория. Конструирование: поясные изделия, плечевые изделия, детская
одежда, мужская одежда. Основные понятия по конструированию.
Практика. На каждом занятии выполнять практические навыки
построения чертежей по принципу: от простого к сложному:
а) построение трусов на резинке;
б) построение юбок:
15
двух шовная; четырех клинка; четырех клинка асимметричное гаде;
сонце-клеш;
полу солнце; гаде; юбка брюки; шести клинка с максимальным
расширением.
в) построение детской одежды:
чепчик, ползунки, распашонка, лиф для детей до 2-х лет
г) построение женского платья;
д) построение рукавов:
2-х шовный рукав, реглан, кимоно, летучая мышь, рукав японка;
е) построение воротника:
для открытой горловины, для закрытой горловины;
д) построение оборок:
кокилье, жабо, воланов;
ж) построение женских и мужских брюк:
трусы мужские, шорты детские.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ практической
работы.
7. Моделирование.
Теория. Основные принципы моделирования. Изменение выкройки
основы по модели. Формирование умений рассматривать и изучать форму
одежды и уклад ее на основу чертежа. Ознакомить с понятием драпировка
освоение основных правил перемещения вытачек.
Практика. Для закрепления полученных навыков выполнение
простейших моделей юбок и лифов:
юбка-трапеция, юбка на запах, юбка с драпировкой;
рельефы из плечевого, бокового среза на линию низа;
лиф с античной драпировкой;
подрезной бочок, фигурные кокетки на изделии.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ практической
работы.
8. Самостоятельные и контрольные работы.
Практика. Самостоятельные работы: работа по карточкам, профлото,
карточки по моделированию, работа с таблицами, задания по
макетированию, тесты.
Контрольные работы: технологические карты по обработке узлов,
моделей.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ практической
работы.
9. Лоскутное шитье.
Теория. Работа по пенопласту. Машинная вышивка.
Практика. Изготовление карнавальных костюмов.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Анализ практической
работы.
16
10. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов года. Выпускной бал с демонстрацией
моделей. Собеседование, тестирование.
Форма контроля. Творческий отчет.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные (предметные):
знают технологию и последовательность изготовления швейных
изделий;
имеют качественно выполнять работу, рационально используя
материал и время;
сформированы технические навыки и приемы в выполнении
различных ручных и машинных швов и отделок изделий;
обучены основам моделирования и конструирования швейных
изделий;
умеют изготавливать чертеж выкройки швейного изделия, читать
чертежи, изготавливать выкройки и шаблоны для своей работы;
научены определять название и форму деталей кроя;
умеют подбирать материал для изготовления швейного изделия;
экономно и аккуратно расходовать материалы при раскрое;
научены самостоятельно выбирать последовательность операций
по изготовлению: грамотно и эстетично выполняют изделия из доступных
материалов по предложенным выкройкам и описанию;
знают правила техники безопасности при работе с иглой,
ножницами, булавками. безопасно и эффективно используют универсальные
и специальные инструменты; обучены секретам красоты, привиты основы
умения быть стильной, умеют правильно ухаживать за собой, разбираться в
моде и стилях.
Метапредметные:
воспитано чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
воспитана настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
воспитана культура общения в коллективе во время занятий;
воспитаны аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
сформировано умение организовать свое рабочее место.
Личностные:
развивать моторику рук во время занятий;
развивать художественное мышление;
развита самостоятельность (при выборе и изготовлении швейных
изделий;
17
1.
Факт
План
Дата
Тема
занятия
Вводное занятие.
Теория.
Задачи
учебного
предмета. Силуэт и стиль в
одежде.
Требования,
предъявляемые
к
одежде.
Правильный
подбор
ткани.
Снятие
мерок.
Правила
пользования
выкройками.
Изменение выкройки по размеру.
Предметы для шитья. Правила
выполнения
работы
в
соответствии с установленными
техническими
условиями,
технология обработки, применяя
рациональные
методы
организации
труда.
Правила
пользования ТБ при пользовании
инструментами
и
приспособлениями.
Физкульт
минутки. Презентация
Кол-во
часов
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК К ПРОГРАММЕ «КУРСЫ КРОЙКИ И ШИТЬЯ»
Форма
занятия
Место
проведения
Время
проведения
Форма
контроля
ОРТ
«Жар-птица»
4
Комбинированна
я
Педагогическое
наблюдение
18
2.
3.
Практика.
Собеседование,
тестирование.
Терминология швейных работ
Теория. Терминология ручных,
машинных, утюжильных работ
(ВТО). Основные приемы ручных
работ. Виды ручных и машинных
швов: соединительные, краевые.
Отделочные швы. Технические
условия
на
выполнение
машинных работ. Терминология
операций:
влажно-тепловой
обработки, швейных изделий.
Оборудование для ВТО (утюги,
прессы,
декотиры,
паровоздушные
манекены).
Характеристика
оборудования:
приспособления
к
швейным
машинам, применение зигзаг
строчки.
Конструирование.
Теория.
Конструирование:
поясные
изделия.
Основные
понятия по конструированию.
Практика. Построение трусов на
резинке.
Терминология швейных работ
Теория. Терминология ручных и
ОРТ
«Жар-птица»
4
4
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы.
Комбинированна
я
Комбинированна
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение.
19
4.
5.
6.
7.
8.
машинных работ.
Конструирование. Практика.
Построение двухщовной юбки
Конструирование
Особенности построения чертежей
конструкций и лекал юбок разных
фасонов. Практика. Застежка
ПОЛО.
Технологическая обработка.
Практика. Обработка карманов.
Карман с листочкой. Карман с
утопающей листочкой.
Конструирование
Практика. Построение базовой
выкройки
женского
платья.
Снятие
мерок.
Построение
втачного рукава и техническое
моделирование на ее основе.
Технологическая
обработка.
Практика. Подготовка ткани к
раскрою. Раскладка выкроек на
ткани. Раскрой.
Технологическая
обработка.
Практика.
Сборка
изделия.
Примерка Устранение возможных
дефектов.
я
4
4
Комбинированна
я
Практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
4
4
4
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы.
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
20
работы.
9.
10.
11.
12.
13.
Теория. Рассказ с демонстрацией.
Особенности обработки изделий
из тканей различных видов:
бархата, тканей с эластичными
нитями,
прозрачных
тканей.
Практика. Пошив
Технологическая обработка.
Пошив. Стачивание и ВТО
вытачек, срезов. Обработка
застёжки, верхнего и нижнего
срезов изделия.
Технологическая обработка.
Обработка застежки «Молния» 4
варианта.
Технологическая обработка.».
Практика. Карман в боковом
шве. Обработка застежки «на
крючки
Самостоятельная работа. Карман
в рамку.
Практика. Карман с подрезным
бочком
ОРТ
«Жар-птица»
4
4
4
4
комбинированно
е
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
4
практическое
занятие
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
21
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Конструирование
Построение основы юбки-брюк.
Практика. Карман с клапаном.
Конструирование
Основной чертеж лифа для детей
до 2-х лет Построение детского
платья 28 раз.
Моделирование.
Конструирование
Построение
чертежей
конструкций втачных рукавов и
моделирование на их основе
Конструирование
Построение одношовного рукава
для соединения с манжетой
Конструирование
Построение рукава с
цельнокроёной патой
Практика. Работа с изделием.
Переведение нагрудной вытачки.
Правило изготовления рельефов.
Практика.
4
4
практическое
занятие
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
4
4
4
4
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
22
20.
21.
22.
23.
24.
Конструирование
Построение женского халата с
воротником «Шаль» Раскрой.
Подготовка изделий к примерке.
Проведение
примерки.
Исправление
возможных
дефектов
Технологическая
обработка
Пошив.
Рассказ-объяснение.
Обработка отдельных деталей и
узлов в изделиях. Стачивание
швов и вытачек. Обработка
горловин, пройм, воротника,
застёжки,
Технологическая
обработка
Пошив. Обработка и втачивание
рукавов
и
т.д.
моделей.
Окончательная ВТО. Дизайн
изделия.
Технологическая
обработка
Обработка
поясных
изделий
(застежек). Супатная застёжка.
Обработка
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
смешанное
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
4
4
4
4
4
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
23
25.
ОРТ
«Жар-птица»
Конструирование
Особенности обработки
воротников (цельнокроеные,
отложные, стояче-отложные,
съемные, плоские, воротник с
лацканом).
4
26.
Изготовление
воротников
втачивание в горловину.
и
брюк.
Изготовление изделия. Обработка
накладных и прорезных карманов
с клапаном.
4
Технологическая
4
обработка
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
ОРТ
4
29.
30.
ОРТ
«Жар-птица»
4
28.
Подготовка
и
проведение
примерки.
Устранение
возможных дефектов.
практическое
занятие
4
27.
Конструирование
Построение
чертежа
Раскрой.
теоретическое
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
24
31.
32.
33.
34.
35.
Пошив. Стачивание и ВТО
вытачек,
срезов.
Обработка
застежки, верха и низа брюк.
Дизайн изделия. Окончательная
ВТО.
Теория. Виды дефектов женского
изделия. Практика: исправление
дефектов женского изделия.
Теория. Особенности раскроя
изделий из подкладочной ткани.
Характеристика деталей кроя
подкладки.
Практика:Снятие
выкройки жакета. Корректировка
размера.
Примерка. Рассказ-объяснение.
Последовательность
пошива
жакета на подкладке. Подготовка
и проведение 1 и 2 примерок
жакета. Исправление возможных
дефектов.
«Жар-птица»
наблюдение.
Анализ
практической
работы
смешанное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
4
ОРТ
«Жар-птица»
4
4
Технологическая
обработка
Пошив. Обработка отдельных
деталей
и
узлов
жакета.
Соединение жакета и подкладки.
4
Технологическая
4
обработка
занятие
смешанное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
практическое
ОРТ
Педагогическое
наблюдение.
Анализ
практической
работы
Педагогическое
смешанное
занятие,
25
36.
Пошив. Стачивание швов и
вытачек. Обработка воротника,
застёжки, обработка и втачивание
рукавов.
Окончательная
обработка изделия.
Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов
года.
Выпускной
бал
с
демонстрацией
моделей.
Собеседование, тестирование.
занятие
4
Выставка,
демонстрация
моделей
«Жар-птица»
наблюдение.
Анализ
практической
работы
ОРТ
«Жар-птица»
Творческий
отчет
26
2.2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
Направление
воспитательной
работы
Наименование
мероприятия
1
Патриотическое
воспитание
Тематические беседы
и акция, посвященные
Дню образования
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
сентябрь
Морозова Л.Н.
ноябрь
Морозова Л.Н.
Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы по отдельному
плану
январь февраль
Морозова Л.Н.
Акция «Посылка
солдату»
февраль
Морозова Л.Н.
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
космонавтики
апрель
Морозова Л.Н.
Краснодарского края
Тематические беседы
в объединениях,
посвященные
Дню народного
единства
Планируемый результат
Примечание
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве
и
социальной
структуре российского общества,
наиболее значимых страницах
истории страны.
27
Организация и
проведение
мероприятий,
посвященных 77годовщине Великой
Победы» (по
отдельному плану)
2
3
Нравственное
воспитание
Трудовое
воспитание
май
Морозова Л.Н.
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
матери (по отдельному
плану)
ноябрь
Морозова Л.Н.
Зимние каникулы (по
отдельному плану)
январь
Морозова Л.Н.
Гагаринский урок
«Космос – это мы»
апрель
Морозова Л.Н.
сентябрь
Морозова Л.Н.
февраль
Морозова Л.Н.
май
Морозова Л.Н.
сентябрь
Морозова Л.Н.
март
Морозова Л.Н.
Уборка кабинетов
Акция «Уют
кабинета».
Трудовой десант ко
Дню Победы
4
Интеллектуальное Интеллектуальная
воспитание
олимпиада для
дошкольников
«Исследуй! Познавай!
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,
трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Воспитание
любознательности,
познавательных
интересов,
мотивации
к
учебной
деятельности;
формирование
системы знаний о предметах и
28
Стремись!»
5
Физическое
воспитание
Динамические паузы.
Ежедневно, в
перерывах между
занятиями
Физкультурное
мероприятие,
приуроченное к
Всемирному Дню
здоровья.
явлениях окружающей жизни как
условий
умственного
роста;
развитие эрудиции кругозора,
интеллектуальной
свободы
личности
сентябрь
Морозова Л.Н.
март
Морозова Л.Н.
апрель
Морозова Л.Н.
Формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни;
представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда
и творчества; знания о возможном
негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
29
2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимы:
Рабочий кабинет; посадочные места по количеству обучающихся;
Помещение для занятий должно быть оборудовано. электроснабжением,
столами, стульями, доска учебная, стенд для выставочных работ.
Примерочная кабина.
Техническое оснащение кабинета: универсальные бытовые
швейные машины с электроприводом, оверлок, электрический утюг,
гладильная доска, манекены, компьютер.
Печатные пособия (таблицы).
Шкафы, стеллажи для хранения инструментов, материалов,
наглядных пособий, методической литературы.
Магнитофон для обеспечения игровых ситуаций: физминуток,
для комплексных занятий, для музыкального фона.
Помещение должно быть хорошо освещено.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
Для выполнения работ на занятиях в творческой мастерской,
обучающийся должен иметь набор необходимых материалов в соответствии
с тематическим планом работы; карточки для самостоятельных работ, тесты,
игра - профлото, журналы мод, выкройки, шаблоны, наглядное пособие;
наличие учебного пособия для педагога: журнал учета работы
объединения, конспект занятия, доска, лекало, цветные мелки, образцы
изделия, поузловой обработки;
наличие дидактического материала для учащихся: карточки для
самостоятельных работ, тесты, игра - профлото, журналы мод, выкройки,
шаблоны, наглядное пособие;
наличие магнитофона для обеспечения игровых ситуаций: физминутка,
для комплексных занятий, для музыкального фона;
привлечение
к
работе
родителей:
беседа
с
родителями
(индивидуальное); привлечение родителей к участию в фестивалях,
выставках, праздниках и материальной помощи.
Информационное обеспечение.
Аудио-видео-фото-интернет-источники:
Интернет ресурсы
1.
festival@1september.ru-Фестиваль
педагогических
идей
«Открытый урок».
2.
www.future4you.ru - Педагогический сайт.
3.
http://pedsovet.su/ - Сообщество взаимопомощи учителей.
4.
www.desc.ru- Центр дополнительного образования детей
"дистанционное обучение".
30
5.
http://www.ug.ru - Информационный сайт" Учительской газеты".
6.
Креатив + [электронный ресурс] http://vk .com/ kreaaativ.
7.
Идеи для творчества Рукоделие
[электронный ресурс]
http://vk.com/public31805219.
8.
Мир рукоделия [электронный ресурс] http://vk.com/world_hm.
9.
PORRIVAN [электронный ресурс] http://porrivan.ru/.
10. Модный приговор/ мода, стиль, красота [электронный ресурс]
http://vk.com/modniytv.
11. Идеи рукоделия (вязание, шитьё, декор и дизайн)[электронный
ресурс] http://vk.com/rykodeliya.
12. Burdastyle: клуб по интересам [электронный ресурс]
http://burdastyle.ru/.
Кадровое обеспечение.
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками работы в
этой области. Морозова Лариса Николаевна – высшая квалификационная
категория, стаж педагогической деятельности – 24 года, образование –
высшее педагогическое (АГПИ. Педагогика и методика начального
обучения. Учитель начальных классов), 2002. Имеет специально –
профессиональное образование по швейному делу.
Награждена Грамотой Министерства образования РФ пр.№62/2-11 от
14.02.2005. Опыт работы по программам «Модный переполох», «Школа для
маленьких модниц», «Искусство шитья».
2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Методы диагностики:
- наблюдение (с последующим анализом);
- тестирование (метод психологической диагностики для выявления
индивидуальных различий);
- анкетирование (проверка знаний, умений и навыков по
предложенным вариантам ответов на заданные вопросы);
- опрос, беседа (произвольная беседа или целенаправленное
собеседование по определенному кругу вопросов);
- хронометраж (выполнение задания на время);
- творческий коллоквиум (обсуждение выполненного задания всей
группой);
- анализ (разбор выполненного задания или проведенного
мероприятия).
Этапы педагогического контроля
№
Сроки
Какие знания, умения и навыки Форма контроля.
31
п.п. контроля
1.
Октябрь
2.
Декабрь
3.
Март
4.
Май
5.
Май
контролируются
1.Закрепление
терминологии
ручных и машинных работ.
2.Закрепление
ручных
и
машинных швов
Усвоение
принципов
построения лекал на типовые и
нестандартные фигуры.
Ознакомление с понятием –
моделирование.
Формирование
умений
рассматривать и изучать формы
одежды и укладывать ее на
основу чертежа.
Освоение основных правил по
перемещению
вытачек
и
технологии пошива
Обработка
практических
навыков,
усвоение
их
и
закрепление
полученного
материала по теме.
Проведение
примерки
и
устранение
возникающих
дефектов.
Итоговое занятие
Тесты игра «Профлото»
таблицы построения
контрольные карточки
шаблоны
контрольные карточки
игра «Профлото»
наглядное пособие
таблицы
карточки
практическая работа
2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Курсы кройки и шитья» в конкурсах и выставках
Фамилия,
Дата
Название
Название работы Результат
имя ребёнка
конкурса, (художественный
выставки
материал)
Протокол промежуточной аттестаци обучающихся
по программе «Курсы кройки и шитья»
№
1.
ФИО
обучающе
гося
1
Разделы программы (темы),
форма аттестации
н - низкий
н-
н-
н-
Средний
балл
обучающего
ся
н32
уровень
сс - средний вуровень
ввысокий
уровень
св-
св-
св-
..
12
2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы организации занятий.
Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный
подход к обучению учащихся с учетом их творческих и умственных
способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.
Учебный процесс строится на принципах:
- доступности – от простого к сложному;
- наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и
журналов;
- основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние
сроки обучения.
Учащиеся в коллективе получают навыки конструирования,
моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с
приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая
необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и шитью.
Теоретический материал излагается дозированно и сразу же
закрепляется практическими занятиями.
Образовательные технологии.
Быстрое развитие и использование информационных технологий
открывает новые возможности: использование компьютера для расширения
знаний по истории и теории моделирования одежды, швейного дела.
Выделяются такие направления применения компьютера: просмотр и анализ
изучаемого материала, образцов, эскизов на занятии; изучение истории и
теории швейного дела, понятий моделирования и конструирования, которые
одновременно подаются в виде текста, видеоизображения (рисунки,
фотоматериалы, схемы); подборка музыкального материала для создания
музыкального фона занятия. В тех случаях, если необходимо усвоить
понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о
материале более широко, следует активно использовать мультимедиа. Это
позволяет детям видеть проблему, находить множество путей ее решения,
анализировать и отбирать лучший из вариантов решения.
Комплексную работу по сохранению здоровья можно осуществить
посредством внедрения элементов здоровьесберегающих технологий. На
33
каждом занятии для развития физических качеств, двигательной активности,
формирования
правильной
осанки,
применять
физкультурнооздоровительные технологии: проводить релаксацию, физкультминутку для
снятия усталости глаз, пальцев, снятия напряжения в спине и шее. Прежде
чем приступить к практической работе, учащиеся всегда повторяют правила
техники безопасности, т. к. сознательное соблюдение санитарногигиенических требований и правил ТБ, сохраняет здоровье, снижает
утомляемость, устраняет возможность травм, повышает производительность
труда.
Необходимо создать ситуацию успеха - момент, когда создается яркий
и запоминающийся «образ успеха», к которому не раз возвращается память
учащегося, чтобы он эмоционально пережил мгновение, когда он
«приподнялся над самим собой», почувствовал себя «другим». Подобный
путь еще раз убеждает учащихся, что педагог не «над ними», а «рядом с
ними». «Ситуация успеха» — это не просто похвала учителем ученика, это
момент «встречи» «себя самого сегодняшнего» с собой «возможным
завтрашним» благодаря созданной педагогом «развивающей среде». У ребят
формируется адекватная самооценка, увлеченность, желание творить,
созидать. Итог данного этапа — самоопределение и самореализация ученика,
когда ребенок начинает выстраивать сам определенную стратегию своего
поведения, жизнедеятельности, творчества сообразно своим ценностям.
Во избежание переутомления можно применить смену видов
деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной
работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации.
Использование
технологии
личностно-ориентированного
развивающего обучения – достигается максимальное развитие (а не
формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных
способностей обучающегося на основе использования имеющегося у него
опыта
жизнедеятельности.
В практике необходимо применять такие варианты дифференциации,
как: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая
дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
ориентация учащихся старших групп на выбор профессии по профилю
объединения.
Основная задача дифференцированной организации учебной
деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться,
проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным
воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к
максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно,
что применение дифференцированного подхода на различных этапах
учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми
учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и
навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной
34
Подготовитель Блоки
ный
стороны
помогает
учитывать
уровень
умственного
развития,
психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип
мышления. С другой стороны - принимать во внимание индивидуальные
запросы ребенка, его возможности и интересы в конкретной образовательной
области. Организация учебной деятельности на основе результатов
психолого-педагогической
диагностики
учебных
возможностей,
склонностей, способностей учащихся, позволяет достичь максимальных
результатов.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ Этап учебного занятия
п\п
1
Организационный
2
Проверочный
3
Подготовительный
(подготовка к новому
содержанию)
Усвоение новых знаний
и способов действий
Основной
4
5
Первичная проверка
понимания изученного
6
8
Закрепление новых
знаний, способов
действий и их
применение
Обобщение и
систематизация знаний
Контрольный
9
Итоговый
10
Рефлексивный
Итоговый
7
Содержание деятельности
Организация начала занятия, создание
психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания
Проверка домашнего задания (творческого,
практического), проверка усвоения знаний
предыдущего занятия
Сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей
Использование заданий и вопросов,
которые активизируют познавательную
деятельность
Применение пробных практических
заданий, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или
обоснованием
Применение тренировочных упражнений,
заданий, которые выполняются
самостоятельно
Использование бесед и практических
заданий
Использование устного опроса, а также
заданий различного уровня сложности
(репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского)
Педагог совместно с детьми подводит итог
занятия
Самооценка детьми своей
работоспособности, психологического
35
11
Информационный
состояния, причин некачественной работы,
результативности работы
Информация о содержании и конечном
результате домашнего задания, инструктаж
по выполнению, определение места и роли
данного задания в системе последующих
занятий
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога.
1.
Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г.
2.
Брун В. «История костюма от древности до наших дней». М.
«ЭКСМО», 1996г.
3.
Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия
2009 г.
4.
Ерзенкова Н.В. «Женская одежда в деталях». Минск «Полымя»,
1994г.
5.
Ерзенкова Н.В. «Искусство красиво одеваться». Рига, 1993г.
6.
Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление
одежды. М. Академия 2010г.
7.
Жолобчук В.В. «Модные костюмы. Деловые и праздничные». М.,
2006г.
8.
Журналы «Burda», 1998-2012 г.г. и журналы мод различных
изданий.
9.
Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до
современности. М.2004г.
10. Иллюстрированные уроки по кройке и шитью. Копилка
бесплатных выкроек.
11. Куликова А.Г. «Школа шитья». М.,2005г.
12. Миргородская Е.А. «Секреты шитья. Сложные операции». М.,
2006г.
13. Найджел Которн. «История моды в 20 веке». М., «Эксмо», 1997г.
14. Солнцева А.В. «Азбука шитья. От простого к сложному». М.,
2005г.
15. Топоровская Н.А. «Брюки. Юбки. Лучшие модели» М.,2006г.
16. Топоровская Н.А. «женская одежда. Моделирование» М.,2005г.
17. Топоровская Н.А. «Повседневная одежда. Моделирование»
М.,2005г.
18. Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М.
Академия.2010г.
19. Экранно-звуковые пособия (презентации, видео) Видео уроки
онлайнvideourokionline.ru. Оденься сама: кройка и шитье для начинающих
36
20. Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2001 г.
Список литературы для обучающихся.
1.
Зимина Н.И. «Одежда новая и обновленная» Петрозаводск. 1993г.
2.
Мартопляс Л.В., Скачкова Г.В. «Курсы кройки и шитья на дому».
Мн.,1998г.
3.
Солнцева А.В. «Азбука шитья. От простого к сложному»
М.,2005г.
4.
Журналы « Burda ». 1998-2012г.г.
5.
Журналы «Diana moden» 1998-2012г.г.
Интернет–ресурсы.
1.
Burdastyle: клуб по интересам [электронный ресурс]
http://burdastyle.ru/.
2. Мир рукоделия [электронный ресурс] http://vk.com/world_hm.
3. Уютный декор и рукоделие. Совершенство в деталях [электронный
ресурс] http://vk.com/groups.
4.
Модный приговор/ мода, стиль, красота [электронный ресурс]
http://vk.com/modniytv.
37
Приложение
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«_______________________»
педагог: ___________________
на ______________ учебный год
№
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
38
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
39
40