Лапушка 108

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Лапушка» (студия раннего развития)

Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (144 часа)
Возрастная категория: 5-6 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Сербина Зинаида Викторовна,
педагог дополнительного образования

Славянск-на-Кубани, 2024
1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Лапушка» (студия раннего развития)
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год: 144 часа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Возрастная категория: от 5 до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 16:50:45 +03'00'

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 470
Автор-составитель:
Сербина Зинаида Викторовна,
педагог дополнительного образования,
Славянск-на-Кубани, 2024
2

Содержание
I.

II

Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки
Программы
Направленность, уровень программы
Актуальность программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности программы.
Характеристика обучающихся по программе
Особенности организации образовательного процесса
Объем и сроки реализации
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план по программе
Содержание учебного плана
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Образовательные технологии
Алгоритм учебного занятия
Список литературы
Приложение
№1.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

3

4
4
4
6
6
6
7
7
7
8
9
11
11
11
13
15
15
27
31
31
32
33
34
35
35
37

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная бщеобразоватеьная бщеразвивающая прграмма
Лапушка» имеет социально-гуманитарную направленность и призвана
обеспечить достижение обучающимися готовности к школе и развитие
равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Она
является модифицированной и разработана на основе авторских программ
Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки для детей 6-7 лет» и «От
звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоте».
Данная программа реализуется в стдии раннего развития «Лапушка».
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
4

7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
5

образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
6

29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Социально-гуманитарная направленность данной программы
определяется ее ведущей педагогической идеей, гумманизацией
образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием
лучших его качеств, формированием разносторонней и полноценной
личности. Реализация этой программы требует качественно нового подхода к
обучению детей, организации всего образовательного процесса.
Программа студии раннего развития - один из возможных вариантов
контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного
развития ребенка на раннем возрастном этапе. В нее входит развитие речи,
развитие интеллектуальных способностей, формирование познавательных
процессов: внимания, памяти, логического мышления, зрительного и
слухового восприятия, воображения, а также мелкой моторики и
координации движений.
Дети дошкольного возраста без перегрузок и напряжения с
применением игровых методик усваивают материал по накоплению знаний,
готовность к мыслительной деятельности. Выполнение задания основывается
на совместном творчестве педагога и ребенка.
Уровень прораммы: базовый
Актуальность, новизна программы: Проблема психологической
адаптации детей к школе в последнее время очень актуальна, особенно для
детей, не посещающих дошкольные учреждения. С приходом в школу,
ребенок попадает в новые социальные условия: меняется привычный образ
жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена повседневного
окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием
общаться или трудностями в общении, снижением общей активности
ребенка. Помочь детям преодолеть подобный психологический дискомфорт,
облегчить их адаптацию к новым социальным условиям, возникающим после
прихода в школу, - важная и актуальная задача. Данная программа актуальна
и востребована, так как преимущественно нацелена на удовлетворение
индивидуальных потребностей детей дошкольного возраста, по объективным
причинам не посещающих детский садик, в инттеллектуальном,
художественно–эстетическом развитии.
7

Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе ее
реализации ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые
помогут ему легче адаптироваться в школьном коллективе. Программа
ориентирована на гуманистические ценности, партнерское взаимодействие
детей и взрослых, на создание условий для развития личности ребенка,
повышение его уверенности в своих силах, на свободное творческое
самовыражение. Программа включает все виды деятельности, необходимые
для полноценного развития ребенка данного возраста.
Отличительные особенности программы.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
Игровые приемы необходимы для формирования на занятиях познавательной
деятельности. Благодаря игровой методике материал усваивается в
доступной для детей форме: они успешно осваивают базовые
математические представления, развивают графические навыки, навыки
начального чтения. Программа предлагает игры, упражнения, которые
позволят повысить интерес ребенка знаковым системам, моделированию,
выполнению простых арифметических действий с числами, к
самостоятельности в решении творческих задач. Последовательное
выполнение игровых действий, основанное на анализе, сравнении и
обобщении стимулирует развитие мыслительной способности ребенка, его
любознательности, познавательных интересов, целенаправленности и
устойчивости внимания, умение довести начатое дело до конца.
Программа поможет привлечь ребенка к освоению элементарных
операций с выполнением простых
действий, классификации объектов,
пространственно-временных отношений.
Программа предполагает занятия всех видов изобразительной
деятельности: лепка, рисование, аппликация. На основе единой тематики,
сходство способов изображения создается возможность для развития
творческих способностей ребенка.
Характеристика обучающихся по программе.
Работа в студии раннего развития строится на принципе личностноориентированного подхода, возрастные рамки: 5-6 лет.
Психолого – педагогические характеристики.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Многие
исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита
любознательности, по сравнению с младшими и старшими детьмя. Им
своиственна повышенная активность, стремление к деятельности,
происходит уточнение сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста
активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и
оценкой самого себя, учебная деятельность приобретает смысл как работа по
саморазвитию и самосовершенствованию. Дети дошкольного возраста без
перегрузок и напряжения с применением игровых методик усваивают
8

материал по накоплению знаний, готовность к мыслительной деятельности.
Выполнение задания основывается на совместном творчестве педагога и
ребенка.
Уровень развития и образования детей при приеме в объединение
определяется педагогическим наблюдением.
Условия приема детей - все желающие, кроме случаев, когда возраст
ребенка не соотвестствует заявленному в программе и при отсутствии
свободных мест.
В объединение могут быть в течение учебного года зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование. По
необходимости проводится дополнительный набор в объединение.
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями
здоровья (с сохранным интеллектом); талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования с родителями
(законным представителем). Собеседование проводится с целью
установления уровня трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального
образовательного маршрута (приложение №1) или рекомендации родителям
обучаться по более подходящей дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе или в другой образовательной организации с
более подходящими условиями для данной нозологии и уровня трудностей у
ребенка.
Объем и сроки реализации.
Сроки реализации программы: 1 год обучения - 144 часа .
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Режим работы:
Занятия осуществляются по расписанию в группах от 8 до 15 человек.
Общее количество часов в год – 144 часов, 4 часа в неделю; занятия
проводятся два раза в неделю по два учебных часа, где учебный час для
детей 5 лет – 25 минут, для детей 6 лет - 30 минут. Перемена между
занятиями не менее 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей,
знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные по степени
сложности. Широкое применение наглядных пособий и игровых моментов
способствует развитию образной и ассоциативной памяти, а четкая
постановка задач - развитию словесно-логической памяти. Организация
разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида
к другому, с конкретными указаниями развивает произвольное внимание у
детей. Процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в
произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточенности, так как
умение сосредоточиться является не естественной функцией нашей психики,
а сложным продуктом ее развития. На занятиях должна применяться
9

разработанная система работы по развитию внимания и снятию умственного
напряжения.
Формы
организации
занятий:
фронтальная
работа
с
демонстрационным
материалом,
практическая
работа,
выставка,
самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
Виды занятии: дидактические и логические игры и задачи
используются
для
развития
умения
анализировать,
сравнивать,
классифицировать, обобщать по признакам.
Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур.
Игры на развитие творческого воображения и фантазии.
Игры на усвоение пространственных и временных представлений.
Игры на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления,
воображения.
Воспитательная компонента в
объединении (или в студии)
реализуется согласно календарному плану воспитательной работы
(Приложение).
Планом
предполагается
проведение
мероприятий,
направленных на нравственное, эстетическое, трудовое, патриотическое,
семейное, интеллектуальное, правовое воспитание.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование у учащихся интереса к обучению,
адаптация к коллективной образовательной деятельности детей старшего
дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на
основе игровых методик.
Задачи:
Образовательные:
1.
Приобретение базовых знанийй об окружающем мире.
2.
Формирование навыков грамотной речи.
3.
Развитие графических навыков.
4.
Формирование базовых математических представлений.
5.
Формирование связной речи.
6.
Формирование и развитие начальных представлений о
пространстве и времени.
Личностные:
1.
Формирование ценностного отношения к Родине.
2.
Формирование потребности и умения выражать в творчестве.
3.
Воспитание способности сопереживать.
4.
Формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми.
5.
Формирование адекватной самооценки.
6.
Формирование доброжелательного отношения к окружающим
Метапредметные:
1.
Развитие познавательных процессов: памяти, мышления,
восприятия, воображения, внимания.
2.
Развитие логического мышления.
10

3.
4.
5.
6.

Развитие моторики и координации движений.
Развитие фонематического слуха.
Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
Развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.

Особенности построения программы и её содержания
Общеобразовательная программа построена на развитии устойчивого
интереса
дошкольников. Программа
строится с учетом возрастных
особенностей детей и на основе дифференцированного, личностноориентированного подхода, с использованием здоровьесберегающих
технологий. Оказание каждому ребенку эмоциональной поддержки
обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой
мотивации к обучению и общению в коллективе. Программа предлагает
игры, упражнения, которые позволят повысить интерес ребенка к знаковым
системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с
числами,
к
самостоятельности
в
решении
творческих
задач.
Последовательное выполнение игровых действий, основанное на анализе,
сравнении и обобщении стимулирует развитие мыслительной способности
ребенка,
его
любознательности,
познавательных
интересов,
целенаправленности и устойчивости внимания, умение довести начатое дело
до конца.
Программа поможет привлечь ребенка к освоению элементарных
операций с выполнением простых
действий, классификации объектов,
пространственно-временных отношений. Программа предполагает занятия
всех видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация. На
основе единой тематики, сходств способов изображения создается
возможность для развития творческих способностей ребенка. Дети
дошкольного возраста без перегрузок и напряжения с применением игровых
методик усваивают материал по накоплению знаний, готовность к
мыслительной деятельности. Выполнение задания основывается на
совместном творчестве педагога и ребенка.

11

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/
п

Название раздела,
темы

Всего

Теория

1.

Вводные занятия

2

1

Практи
ка.
1

2.

Занимательная
грамматика
Речевая мозаика

17

7

10

Педагогическое
наблюдение
Практическая работа

18

8

10

Практическая работа

Математика для
малышей
Геометрическая
мозаика
Математический
диктант
Юный художник

15

3

12

Практическая работа

12

2

10

Практическая работа

8

2

6

Практическая работа

40

10

30

Практическая работа

Бумажное
творчество
Пластилиновая
страна
Итоговое занятие

20

5

15

Практическая работа

10

2

8

Практическая работа

2

-

2

Педагогическое
наблюдение

144

40

104

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Всего:

Количество часов

Формы контроля

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория: Цели, задачи. План работы. Техника безопасности: беседа
«Правила дорожного движения», «Правила поведения в помещении», «ТБ
пользование колющими и режущими предметами».
Практика: Тестирование.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
2. «Занимательная грамматика» - 17 часов.
12

Теория: Знакомство с алфавитом. Гласные и согласные звуки, буквы.
Понятие о речи письменной и устной. Понятие о предложении. Логическое
ударение. Большая буква. Слог. Знаки.
Практика: Игры на запоминание звуков, букв. Графическое
изображение букв. Составление слов из звуков, слогов. Чтение слогов, слов,
предложений. Карточки с буквами.
Форма контроля: Практическая работа.
3. Речевая мозаика – 18 часов.
Теория: Времена года. Домашние, дикие животные и птицы. Транспорт.
Профессии. Праздники. Дом, окружающий быт.
Практика: Рассматривание картин. Составление рассказов. Заучивание
наизусть. Познавательные беседы. Разноцветные сказки. Картинки с
изображением разных предметов. Картины «Времена года».
Форма контроля: Практическая работа.
4. «Математика для малышей» - 15 часов.
Теория: Порядковый количественный счет в пределах 10. Счет в
прямом и обратном порядке. Определение количественного состава из
единиц. Состав чисел из двух меньших. Познакомить с цифрами, числами и
знаками. Единицы, десятки, сотни. Сложение и вычитание. Решение задач.
Практика: Счетная линеечка. Счетные палочки. Карточки с цифрами,
карточки на сложение и вычитание. Тетради. Картинки с изображением
разных предметов.
Форма контроля: Практическая работа.
5. Геометрическая мозаика – 12 часов.
Теория: Выделение геометрических фигур в окружающих предметах.
Классификация предметов по форме и размеру. Сравнение групп предметов.
Деление целого на части. Схематическое изображение предметов.
Практика: Формирование базовых представлений о геометрических
фигурах. Игры «Чудесный мешочек», «На что похоже».
Форма контроля: Практическая работа.
6. Математический диктант – 8 часов.
Теория: Ориентировка в пространстве, двигаться в заданных
направлениях. Ориентировка на листе бумаги: справа, слева, правый
верхний, левый нижний. Ориентировка на бумаге в клетку.
Практика: Графический диктант. Закрепление умения определять
положение предмета по отношению к себе.
Форма контроля: Практическая работа.
7. «Юный художник» - 40 часов.
Теория: Декоративное рисование: гжельская, хохломская, городецкая,
дымковская роспись, матрешки. Рисуем нетрадиционными средствами
изображения.
Живая природа: Изображение животных, птиц, растения. Изображение
человека. Неживая природа: Изображение снега, снежинок, снеговиков,
явления природы: радуга, дождь, снег идет. Праздничная тематика.
13

Практика: Развитие мелкой моторики и кисти рук. Занимательная
информация об окружающем. Правильное изображение предметов.
Наглядные пособия для детей: картинки с изображением разных
предметов, картины с изображением предметов народно-прикладного
искусства, образец выполненной работы.
Познавательная информация о разных видах изобразительного
творчества, о народно - прикладном искусстве.
Форма контроля: Практическая работа.
8. «Бумажное творчество» - 20 часов.
Теория: Нетрадиционное: Объемные праздничные открытки. Оригами.
Игрушки-малышки. Елочные украшения. Снежинки. Обрыванием:
Снеговики. Узоры на круге, овале.
Работа с ножницами: Вырезание овощи, фрукты, грибы, цветы.
Предметов живой и неживой природы.
Практика: Правила работы с ножницами. Из формы квадрат и
прямоугольник обрезая уголки получить круг и овал. Складывая бумагу,
пополам получаем две одинаковые детали, еще раз пополам – четыре детали.
Составлять работу из нескольких деталей, аккуратно склеивать.
Освоение основных приемов складывания бумаги в технике оригами.
Изготовление простейших фигурок. Закрепить свойства бумаги. Развивать
фантазию и воображение.
Раздаточный материал для детей: цветная бумага, ножницы,
кисточки, клей, образец выполненной работы.
Форма контроля: Практическая работа.
9. «Пластилиновая страна» - 10 часов.
Теория: Декоративная пластина: «Роза», «Подарок маме», «Куст
клубники», «Цветы и бабочки».
Дымковская лепка: «Конь», «Козлик», «Петушок», «Барышня».
Предметная лепка: «Дары природы: фрукты, овощи, грибы»,
«Животные: мышка, зайчик, черепаха». «Снеговики», «Снегурочка».
Сюжетная лепка: «Корзинки с цветами, фруктами, грибами», По
сказкам: «Колобок», «Теремок», «Человек в движении: зимний спорт».
Практика: Правильно покрывать фон, основу пластины. Смешивать
цвета. Приемы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание.
Уметь пользоваться стекой.
Раздаточный материал для детей: пластилин, клеенки, салфетки,
образец выполненной работы.
Форма контроля: Практическая работа.
10. Итоговое занятие – 2 часа.
Подведение итогов работы объединения. Тестирование. Напутственные
слова в школу. Игровая пограмма «Скоро в школу».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные (предметные):
1.
Приобретены базовые знания об окружающем мире.
14

2.
Сормированы навыки грамотной речи.
3.
Развиты графические навыки.
4.
Сформированы базовые математические представления.
5.
Сформирована связная речь.
6.
Сформированы и развиты начальные представления о
пространстве и времени.
Личностные:
1.
Сформированы умения общаться со сверстниками и взрослыми.
2.
Воспитаны способности сопереживать.
3.
Сформирована адекватная самооценка.
4.
Сформировано доброжелательное отношение к окружающим
5
Сформировано ценностное отношение к Родине.
6
Сформированы навыки и умения выражать себя в творчестве.
Метапредметные:
1. Развиты познавательные процессы: память, мышление, восприятие,
воображение, внимание.
2. Развито логическое мышление.
3. Развиты моторика и координация движений.
4. Развит фонематический слух.
5. Развиты самостоятельность и уверенность в себе.
Программа предполагает развитие у учащихся:

интеллекта;

проектного мышления;

творческого мышления;

самостоятельного мышления;

прикладной стороны мышления;

навыков самоконтроля;

навыков самоанализа, самореализации;

высокого уровня познавательной активности и стремлением к
творческому самовыражению;
Учащиеся, завершившие освоение дополнительной образовательной
программы, должны овладеть следующими компетенциями:
- познавательная компетентность – готовность обучающегося к
самостоятельной познавательной деятельности, умение использовать
имеющиеся знания, организовывать и корректировать свою деятельность,
наблюдать, сравнивать;
- информационная компетенция – готовность обучающегося работать с
информацией различных источников, отбирать и систематизировать её,
оценивать её значимость для адаптации в обществе и осуществление
социально-полезной деятельности в нём;
- коммуникативная компетенция – умение вести диалог, сдерживать
негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения,
проявлять активность в обсуждение вопросов;
- социальная компетенция – способность использовать потенциал
15

социальной среды для собственного развития, проявлять активность к
социальной адаптации в обществе и самостоятельному самоопределению;
- креативная компетенция – способность мыслить нестандартно,
умение реализовывать собственные творческие идеи, осваивать
самостоятельные формы работы;
- ценностно-смысловая компетенция – готовность видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нём, сознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков.

16

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе «Лапушка» (студия раннего развития)

2.

3.

4.

факт

1.

план

№

Тема
занятия

Кол-во
часов

Дата

Вводное занятие. Теория: Цели, задачи.
План работы. Техника безопасности:
беседа «Правила дорожного движения»,
«Правила поведения в
помещении»,
«ТБ пользование колющими и режущими
предметами». Практика: Тестирование.
Занимательная грамматика. Теория.
Слоги, слова, предложения. Практика.
Короткие и длинные, сложные
предложения
Юный художник. Практика. «Овощи и
фрукты». (Предметы круглой и овальной
формы).
Математика для малышей. Теория.
Выявление знаний. Практика. Счет 1-5,
ориентировка в пространстве.
Бумажное творчество. Практика.
«Овощи в вазе». Вырезание предметов
круглой и овальной формы.
Занимательная грамматика. Теория.
Гласные звуки: поющие, протяжные.
Практика. Протяжные звуки в песнях,
стихах.
Бумажное творчество. Практика.
«Фрукты в вазе». вырезание предметов
круглой и овальной формы.

2

Форма
занятия

Место
проведения

1

Педагогическое
наблюдение
ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

1
1

Форма
контроля

ОРТ «Жарптица»
Беседа

1

Время
проведения

Комбинированное

1
Комбинированное
1
17

5.

6.

7.

8.

9.

Математический диктант Теория.
Схемы: сутки, времена года, дни недели.
Практика. Рисование по клеткам по
образцу.
Пластилиновая страна. Лепка
предметная. Практика. «Яблоко и груша»
(двухцветные)
Речевая мозаика. Теория. Вежливые
слова и поступки. Практика. «Учитесь
правильно говорить».
Пластилиновая страна. Лепка
предметная. Практика «Овощи и фрукты
в корзине»
Геометрическая мозаика. Штриховка.
Закрашивание предметов. Практика.
Симметричное изображение предметов.
Юный художник. «Фрукты»
пальчиками). Практика. Нетрадиционное
рисование красками.
Речевая мозаика. Теория.
Познавательные беседы «Игры и
игрушки». Практика. Игровое
упражнение «Что изменилось».
Юный художник. «Яблоки и груши»
Практика. (рисование красками.)
Геометрическая мозаика. Теория.
Геометрические фигуры. Сравнение,
зарисовка. Практика. Ориентировка на
листе бумаги в клетку.
Юный художник. Практика.
Схематическое изображение животных
(на основе полукруга, овала)

1
1

1

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

Комбинированное

1
1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

18

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Речевая мозаика. Теория. Разноцветные
сказки «Радуга». Время года – осень:
желтый, оранжевый, цвет.
Юный художник. Практика.
Схематическое изображение животных
«Животные в лесу».
Геометрическая мозаика. Теория.
Сравнение групп предметов (знаки
больше, меньше). Практика. Рисование
по клеткам под диктовку.
Бумажное творчество. Практика.
«Осенние листья».
Речевая мозаика. Теория. Знакомство с
профессиями. «Все работы хороши».
Юный художник. Практика. «Осенние
листья в вазе».
Математика для малышей. Теория.
Арифметические знаки(+ - =)
Практика. Рисование по клеткам под
диктовку.
Юный художник. Практика. «Осеннее
дерево» (красками)
Занимательная грамматика. Теория.
Слог. Составление слов из слогов.
Практика. Открытые и закрытые слоги.
Юный художник. Практика. «Осенний
сад» (красками)
Математика для малышей. Теория.
Деление целого на части Практика.
Игровое упражнение «Часть – целое».
Четные, нечетные числа.
Бумажное творчество. Практика.
«Осенняя ветка в вазе»

1
1

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

1
1

ОРТ «Жарптица»

Комбинированное

1
Комбинированное
1
1
1
1

Комбинированное

1
1
1

Комбинированное

19

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Речевая мозаика. Теория. Беседа
«Музыка и музыкальные инструменты».
Практика. Заучивание песенки.
Бумажное творчество. Практика.
«Грибы в корзине »
Математика для малышей. Теория.
Счет: порядковый, количественный в
пределах 10. Практика. Упражнение
«Запомни, изобрази».
Пластилиновая страна. Практика.
«Грибы в корзине».
Занимательная грамматика. Теория.
Разговорная, диалогическая,
монологическая речь. Практика.
Составление предложений. Беседа «Все
работы хороши».
Пластилиновая страна. Практика. «
Осенний листочек».(божья коровка)
Математика для малышей. Теория.
Счет: столько же - сколько, поровну,
одинаковое количество. Счет прямой,
обратный. Практика. Работа по
карточкам.
Юный художник. Практика. «Елочки»
(цветными карандашами).
Речевая мозаика. Теория. Беседа:
«Времена года» (сравнение) «Птицы»
(перелетные, зимующие).
Юный художник. Практика. «Елочки»
(цветными карандашами).
Геометрическая мозаика. Теория.
Симметрия, схемы, символы.
рактика.Работа в тетради.
Юный художник. Практика. «Хвойный
лес» (краски).

1

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное
1
1

Комбинированное

1
1
Комбинированное
1
1
1

1

Комбинированное

Комбинированное

1
1
1

Комбинированное

20

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Занимательная грамматика. Теория.
Гласные, согласные звуки и буквы.Речь:
устная, письменная. Практика. Работа в
тетради
Юный художник .Бумажное
творчество. «Мамин праздник»
Математика для малышей. Теория.
Логические задачи и упражнения.
Математический диктант. Практика.
Ориентировка на бумаге в клетку.
Пластилиновая страна. Практика.
декоративная пластина «Объемные
цветы».
Речевая мозаика. Теория. Составление
рассказов, беседа «Моя мама». Практика.
Заучивание стихотворения о маме.
Бумажное творчество. « Подарок маме»
(объемная открытка)
Геометрическая мозаика Теория.
Преобразование геометрических фигур.
Практика. Классификация по форме,
размеру.
Юный художник. Практика. « Зимняя
картинка» (цветными карандашами )
Речевая мозаика. Теория. Беседа
«Времена года». Зима. Практика.
Составление рассказа по картине.
Юный художник. Практика. « Зимняя
картинка»
( красками, прием набрызг)
Математика для малышей. Теория.
Состав числа из 2х меньших чисел.
Юный художник. «Снеговики»,
«Снежинки».

1
1

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

1
Комбинированное
1

1
Комбинированное
1
1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

21

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Занимательная грамматика. Теория.
Понятие о предложении. Практика.
Составление предложений на заданную
тему.
Бумажное творчество. «Снеговики»
Математика для малышей..Практика.
Упражнение «Считай дальше», «Умей
считать». Счет прямой, обратный.
Юный художник. Практика. «Домик
Снегурочки»
Занимательная грамматика. Теория.
«Диалог, монолог, косвенная речь».
Практика. Драматизация, диалог.
Юный художник. Практика
«Сказочные домики».
Геометрическая мозаика Практика.
Схематическое изображение предметов.
Юный художник.
Практика.»Новогодний праздник»»
Занимательная грамматика.
Практика. Составление предложений на
заданную тему
Бумажное творчество. «Украшенная
новогодняя елочка».
Математика для малышей.. Теория.
Счет прямой, обратный в пределах 10.
Юный художник. Практика.
«Украшенная новогодняя елочка».
Речевая мозаика. Теория. Беседа «Что
такое новый год». Практика. Тестовые
задания. Работа по карточкам.
Юный художник. Практика.
«Украшенная веточка ели»

1

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное
1
1

Комбинированное

1
1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
Комбинированное
1

22

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Математика для малышей. Теория.
Решение задач на сложение. Практика.
Зарисовка условия задачи. Работа в
тетради.
Юный художник. «Снегурочка»
(Девочка в длинном и коротком платье,
шубке).
Речевая мозаика. Теория. Разноцветные
сказки «Зима». Цвет - белый, голубой.
Практика. Беседа «Прогулка в зимний
лес».
Юный художник. «Алёнушка».
(Девочка в длинном и коротком платье).
Математика для малышей. Теория.
Решение задач на вычитание. Зарисовка
условия задачи. Практика. Работа в
тетради.
Юный художник. «Фигуры человека в
движении.»
Речевая мозаика. Теория. Беседа о
транспорте. Практика. Правила
дорожного движения.
Юный художник. «Дети играют»
(фигуры человека в движении)
Математика для малышей Теория.
Составление и решение задач на сложение
и вычитание. Практика. Работа в тетради.
Пластилиновая страна. « Снеговики».
Занимательная грамматика. Теория.
Ударение. Ударный звук, слог, слово.
Пластилиновая страна. «Корзина с
подснежниками»

1

Комбинированное

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

1

1
1
1

Комбинированное

Комбинированное

1
1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
Комбинированное
1

23

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

Математика для малышей. Теория.
Числа второго десятка. Двухзначные
числа. Практика. Работа в тетради..
Юный художник. Смешивание красок
«Мозаика» (цветными карандашами)
Занимательная грамматика. Теория.
Перенос слова по слогам. Ударение.
Ударный звук.
Юный художник. Смешивание красок
«Мозаика» (красками)
Математический диктант. Теория.
Логико-математические игры.
Практика. Рисунки по клеткам, работа в
тетради.
Пластилиновая страна. «Узор на
сердечке».
Речевая мозаика. Теория. Беседа «Если
задуматься над сказками». «Старые сказки
на новый лад».
Пластилиновая страна. «Валентинка»
Математика для малышей. Теория.
Десятки. Двухзначные числа. Практика.
Математический диктант Рисунки по
клеткам под диктовку.
Аппликация. «Узор на сердечке».
Речевая мозаика. Теория. Беседа
«Времена года (весна)». Практика.
Рассматривание картинок.
Аппликация. Рисование. «Узор с
сердечками» «Валентинки»
Геометрическая мозаика Теория.
Преобразование и воссоздание
геометрических фигур.
Юный художник. «День защитника
отечества» (парад военной техники)

1
1
1

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное
Комбинированное

1
1
1
1

Комбинированное

Комбинированное

1
1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
Комбинированное
1
24

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

Речевая мозаика. Теория. Беседа «День
защитника Отечества». Практика.
Заучивание стихотворения
Бумажное творчество. Практика.
«Подарок папе» (объемная открытка)
Геометрическая мозаика. Теория.
Складывание фигур из палочек.
Практика. Логические упражнения.
Юный художник. «Натюрморт».
Занимательная Грамматика. Теория.
Понятия: существительное, глагол,
прилагательное. Практика. Упражнение
«Подбери слова».
Юный художник. «Пришла весна».
«Четыре времени года».
Математический диктант. Теория. Часы:
сутки, минуты, секунды, часовая и
минутная стрелки.
Юный художник. «Мамин праздник»
Занимательная грамматика. Теория.
Беседа «Мамин праздник». День 8 марта праздник весны.
Бумажное творчество. «Открытка
маме» (объемная)
Математический диктант. Теория.
Логико-математические игры. Практика.
Работа в тетрадях,
Юный художник. Практика.
Декоративное рисование «Матрешки».
Речевая мозаика. Теория. «Мамы и
детки» беседа. Практика. Животные и их
детеныши
Юный художник. Практика.
Декоративное рисование «Матрешки».

1
1
1

1

Комбинированное

Комбинированное

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

1
1

ОРТ «Жарптица»

Комбинированное

1
1
1

Практическая
работа

Комбинированное

1
1
1

ОРТ «Жарптица»

Комбинированное

1
Комбинированное
1

25

55.

56.

57.

58.

59.

Математика для малышей.
Закрепление: счет, десятки, единицы,
цифры, числа, знаки. Сотни.
Юный художник. Практика.
Декоративное рисование «Дымковская,
филимоновская роспись»
Занимательная грамматика. Теория.
Словарные слова (молоко, космос, орех и
другие). Практика. Проверочные слова
(коза – козлик).
Юный художник. Практика.
Декоративное рисование «Городецкая,
хохломская роспись»
Математический диктант. Теория. Часы:
сутки, минуты, секунды, часовая и
минутная стрелки. Практика. Рисунки
под диктовку.
Юный художник. Практика.
Декоративное рисование «Гжельская,
жостовская роспись»
Речевая мозаика. Теория. Беседа «1
апреля – День шуток, юмора и смеха».
Практика. Слова простые и сложные
Юный художник. Практика. «1апрелядень смеха»
Геометрическая мозаика. Теория.
Геометрия. Практика. Схематичное
изображение предметов.
Юный художник. Практика.
Графическое рисование «Сказочные
замки».

1
1

1

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

1

1
1

1
Комбинированное
1
1

Комбинированное

1

26

60.

61.

62.

63.

64.

65.

Речевая мозаика. Теория. Беседа «Все
работы хороши». Практика.
Образовывать слова – действия.
Пластилиновая страна.Юный художник.
Практика. «Черепашка»
Геометрическая мозаика. Практика.
Выкладывание предметов из
геометрических фигур.
Юный художник « Цветы в вазе»
Занимательная грамматика. Теория.
Антонимы, синонимы, омонимы.
Практика. Словесная игра «Подбери
слова»
Бумажное творчество. « Цветы в вазе»
Геометрическая мозаика. Теория.
Работа с планом, работа по плану.
Практика. Ориентировка в пространстве.
Юный художник. . «Цветущая ветка
яблони» (цветными карандашами )
Занимательная грамматика. Теория.
Большая буква в именах, фамилиях.
Практика. Название городов, рек. Клички
животных.
Юный художник. . «Цветущая ветка
яблони» (краски» )
Математический диктант. Практика.
Логико-математические цепочки, игры,
задачи. Математический диктант.
Графический диктант.
Бумажное творчество. (обрыванием)
«Бабочки»

1
1

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
Комбинированное
1
1
1
1

Комбинированное

1
1

27

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.
Итого:

Заниматнльная грамматика. Теория.
Звуковая культура речи.Практика.
Раскрашивать схемы слов
Юный художник. «Бабочки»
(цветными карандашами)
Математика для малышей. Теория.
Цифры, числа, знаки. Практика.Работа в
тетради.
Юный художник. «Пасхальная тема».
Занимательная грамматика. Теория.
Звуковая культура речи.Практика.
Раскрашивать схемы слов
Бумажное творчество. «Пасхальная
тема».
Геометрическая мозаика. Теория.
Классификация предметов 2,3 признакам.
Юный художник. Практика. «Цветущий
сад» (краски - смешивание цветов)
Математический диктант, Практика.
Зарисовки под диктовку по клеткам.
Тестовые задания. Работа в тетради.
Бумажное творчество. «Разноцветные
цветы»
Занимательная грамматика. Практика.
Тестовые задания. Звуковая культура
речи.
Бумажное творчество. «Цветы в вазе»»
«Здравствуй лето»
Итоговое знятие. Подведение итогов
работы объединения. Тестирование.
Напутственные слова в школу. Игровая
пограмма «Скоро в школу».

1

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ «Жарптица»

Практическая
работа

Комбинированное
1
1

Комбинированное

1
1
1

Комбинированное

1
1

Комбинированное

1
Комбинированное
1
1
1

Комбинированное

2
Игровая
144 ч.

28

ОРТ «Жарптица»

педагогическое
наблюдение

№п/п
1
2
3

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СЕНТЯБРЬ
Направление
Наименование мероприятия
Срок
воспитательной работы
выполнения
Патриотическое
Тематические беседы и акция,
сентябрь
воспитание
посвященные Дню образования
Краснодарского края
Нравственное воспитание
Участие в мероприятиях,
сентябрь
посвященных Дню города и
района.
Трудовое воспитание
Уборка кабинетов
сентябрь

4
Семейное воспитание
5
7

Эстетическое воспитание
Направление воспитательной
компоненты

1

Нравственное направление.

2

Семейное воспитание

3
4

Эстетическое воспитание
Правовое воспитание

Ответственный
исполнитель
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.

«Добро пожаловать» - день
открытых дверей

августсентябрь

Индивидуальные консультации для
родителей

сентябрь

Сербина З.В.
Прокудина А.В.

Выставка рисунков «Этот город
самый лучший!»
ОКТЯБРЬ

сентябрь

Сербина З.В.
Прокудина А.В.

Название мероприятия

Дата
проведения

Конкурс рисунков, посвященных Дню
учителя
Индивидуальные встречи, беседы с
родителями
Торжественное посвящение в
кружковцы «Для творчества всегда
открыта дверь»

октябрь

Беседа: «Воспитание здоровых
привычек»

октябрь

29

октябрь
октябрь

Ответственный
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.

НОЯБРЬ
Направление воспитательной
компоненты
1

Патриотическое воспитание

2

Название мероприятия

Дата
проведения
ноябрь

Нравственное воспитание

Тематические беседы посвященные
Дню народного единства
Беседы «Моя мама»

3

Трудовое воспитание

Акция «Чистота»

ноябрь

4

Интеллектуальное воспитание

ноябрь

5

Семейное воспитание

Региональная олимпиада для
дошкольников «Прояви себя!»
Акция «Я поздравлю мамочку»

1

Направление воспитательной
компоненты
Правое воспитание

ноябрь

ноябрь

Ответственный
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.

ДЕКАБРЬ

2
3
4

Семейное воспитание
Эстетическое воспитание
Нравственное воспитание

1

Направление воспитательной
компоненты
Семейное воспитание

2

Нравственное воспитание

Название мероприятия
Участие в акции «Внимание-дети!»
Совместная работа родителей и
учащихся в подготовке к Новому году,
участие в мастерской Деда Мороза
Новогодние представления для
учащихся
Помощь родителям в работе АИС
«Навигатор»
ЯНВАРЬ

Дата
проведения
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

Название мероприятия
Укрепление дисциплины учащихся,
повышение правовой грамотности родителей,
детей.
Ознакомительные беседы по теме
«Международный день Спасибо»
30

Дата
проведения
январь
январь

Ответственный
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Ответственный
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.

3
4
5

Экологическое воспитание
Эстетическое воспитание
Семейное воспитание

Познавателные беседы «Охрана дикой
природы».
Тематические беседы «День снега», «День
эскимо»

январь
январь

Индивидуальные консультации для родителей январь

Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.

ФЕВРАЛЬ
1

Направление воспитательной
компоненты
Патриотическое воспитание

Название мероприятия
Беседы в рамках месячника оборонномассовой и военно-патриотической работы

Дата
проведения
февраль

Трудовое воспитание

Акция «Уют кабинета».

февраль

2
3

Семейное воспитание

февраль

4

Правовое воспитание

Укрепление дисциплины учащихся,
повышение правовой грамотности родителей,
детей.
«Гражданин. Патриот»
Выставка рисунков «День защитника
отечества»
МАРТ

февраль-

5

Эстетическое воспитание
Направление воспитательной
компоненты

1

Патриотическое воспитание

3

Эстетическое воспитание

5

Общеинтелектуальное воспитание

6

Семейное воспитание

Название мероприятия
Выставка изобразительного творчества
«Пасха в кубанской семье»
Детские рисунки, поделки к
международному женскому Дню 8 марта
Интеллектуальная олимпиада для
дошкольников «Исследуй! Познавай!
Стремись!»
Беседы «Моя мама».
31

февраль

Дата
проведения
март
март
март
март

Ответственный
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Ответственный
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.

Прокудина А.В.
АПРЕЛЬ
№
1

Направление воспитательной
компоненты
патриотическое воспитание

2
3

нравственное воспитание

4

Семейное воспитание

5

№

Эстетическое воспитание

Название мероприятия
Беседы, посвящённый Дню космонавтики

Дата
проведения
апредь

Выставка рисунков , посвящеый дню
космонавтики.
Гагаринский урок «Космос – это мы»

апрель

Помощь родителям в работе АИС
«Навигатор»
Цикл мероприятий, посвящённый Дню
космонавтики
МАЙ

апрель

апрель

апрель
март-апрель

1

Направление воспитательной
компоненты
Патриотическое воспитание

2

Нравственное воспитание

3

Национальное воспитание

Акция «Бессмертный полк»

май

4

Семейное воспитание

Индивидуальные консультации для
родителей
Выпускные мероприятия

май

5

Эстетическое воспитание

Название мероприятия
Беседы «1 мая-праздник
«День Победы»
Беседы «1 мая-праздник
«День Победы»

32

Дата
проведения
май
май

май

Ответственный
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Ответственный
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.
Сербина З.В.
Прокудина А.В.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа:
Помещения для занятий, оборудованные электроснабжением, столами,
стульями, шкафами.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы:
- Учебный класс с хорошим освещением, вентиляцией.
- Столы и стулья, соответствующие росту детей.
- Доска на магнитной основе.
- Телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты с познавательными
записями.
- Компьютерные программные средства, мультимедийные материалы.
Демонстрационный, раздаточный материал, дидактический материал по
разделам. Образцы по изобразительной деятельности. Подборка книг, игр,
игрушек. Раздаточный счетный материал. Наборы геометрических фигур.
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники):
Интернет-источники:

festival@1september.ru - Фестиваль
педагогических
идей
«Открытый урок»

Педагогический сайт www. future 4 you. ru

Социальная
сеть
работников
образования
nsportal.ru,
http://pedsovet.su/

Сообщество
взаимопомощи
учителей
/www.prodlenka.org/metodichka/viewlink

Дистанционный Образовательный Портал «Продленка».
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками дошкольного
образования
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
В качестве форм подведения итогов в каждом разделе используются:
тестирование, творческая работа на заданную педагогом тему, проверочные
задания, игровая беседа «Скоро в школу», ролевая игра «В гостях у «Незнайки»,
итоговое занятие «Сказка в гости к нам пришла», выставка детских рисунков,
поделок.
Способы определения результативности:
• наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также
беседы с родителями;
33

• формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту,
иллюстрирование текста;
• взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны
психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно
назвать три основных направления психического развития дошкольника:
личность, деятельность и общение.
Методики, применяемые для изучения особенностей психического
развития дошкольников, направлены:
1.
На изучение познавательных процессов: внимание, память,
мышление;
2.
На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка
ребенка, уровень тревожности.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие
методики:
Методика «Свободная классификация» (Определение уровня развития
элементов логического мышления, уровня обобщения).
Методика «10 слов» (Изучение объема слуховой памяти, элементов ее
произвольности).
Методика «Запомни картинки» (Определение уровня развития образной
памяти).
Методика «Шифровка» (Изучение уровня концентрации, переключения
внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового
навыка).
Методика
«Узоры»
(Определение
уровня
сформированности
мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера).
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по
отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими
людьми).
К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас
конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних
свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется
необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность,
рождается радость познания.
Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает
наличие у него следующих качеств:

Организованность, аккуратность;

Волевые качества;

Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);

Сообразительность, любознательность;

Развитая речь и хорошее воображение;
34

Хорошая память;
Моторная ловкость;
Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;
Начальные навыки счета и чтения.






Протокол промежуточной (аттестации учащихся по итогам
освоения ДООП) аттестации обучающихся
по программе «Лапушка» (студия раннего развития)
ФИО
№
обучающего
ся
1.

Разделы программы (темы),
форма аттестации
н - низкий нуровень
сс - средний вуровень
в - высокий
уровень

нсв-

нсв-

Средний
балл
обучающ
егося
нсв-

.
.
8
.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение программы.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игры
группируются соответственно к конкретным задачам. Материал для игр и их
содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя
и возможностями обучающихся. Используется различный демонстрационный
материал.
При знакомстве со звуком используются звуковые игры: «Есть ли звук в
этом слове», «Назови слова», «Жук», «Насос».
Логические игры и задачи используются для развития умения
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать по признакам.
Например: «Найди отличие»,
«Подбери пару», «Найди недостающее»,
«Продолжи ряд».
Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур
«Графический диктант», «Танграм».
Игры на развитие творческого воображения и фантазии: «На что похоже»,
«Поможем художнику».
Игры на усвоение пространственных и временных представлений: «Что
сначала, что потом», «Времена года», «Найди ошибки».
Игры на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения:
«Закончи ряд», «Дорисуй узор», «Что изменилось», «Что лишнее».
Задания на развитие речи должны звучать просто: «Придумай рассказ»,
«Закончи сказку».
35

При обучении чтению у детей совершенствуется звуковая сторона речи,
формируется фонематический слух. Они овладевают азами чтения, знакомясь с
понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
Дошкольники на протяжении всего обучения готовятся к овладению
навыками написания цифр и печатных букв. Выполняют упражнения на
развитие мелкой моторики рук. Уровень развития руки тесно связан с зрительно
- двигательной координацией и служит для формирования познавательной
сферы ребенка. Задания по обучению письму включаются на каждое занятие, и
проводится в разнообразных формах: пальчиковые физкультминутки, задания по
штриховке.
На занятиях по изобразительной деятельности используются такие формы
заданий, как практическая работа, беседа, конкурсы, выставки.
При проведении занятий должен реализовываться принцип личностноориентированного обучения. Каждый ребенок продвигается своим темпом, но
при этом педагог обеспечивает ребенку успешность продвижения. На занятиях
используются рабочие тетради, в которых дети выполняют задания разной
степени сложности.
Методы работы:
словесно-наглядный,
практический
метод
организацииучебновоспитательного процесса, самостоятельная работа.
При формировании коллектива желательно, чтобы в кружке были
учащиеся одного возраста.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности, форм и методов в процессе занятия.
Теоретическая часть занятия
используя наглядные пособия,
интерактивные средства обучения. Практические работы выполняются с учетом
личносно-ориентированого подхода. Соблюдение техники безопасности при
работе с оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В
конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно
подводятся итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Образовательные технологии
Реализация программы предусматривает применение современных
образовательных технологий: интегрированного, информационного, игрового
обучения, здоровьесберегающие технологии.
Равномерно во время занятия необходимо распределять различные виды
заданий, чередовать мыслительную деятельность с физической, определять
время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение
самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные
результаты в обучении. Во избежание переутомления детей на статичных
занятиях применяются смена видов деятельности, регулярное чередование
периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и
эмоциональной активации. Для активизации и отдыха ребят на занятиях, а
36

также для предупреждения и снятия утомления
на каждом занятии
предусмотрены релаксационные упражнения, снятия напряжения в спине и шее
(здоровьесберегающие технологии).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игровые
приемы необходимы для формирования на занятиях познавательной
деятельности. Благодаря игровой методике материал усваивается в доступной
для детей форме: они успешно осваивают базовые математические
представления, развивают графические навыки, навыки начального чтения.
Программа предлагает игры, упражнения, которые позволят повысить интерес
ребенка знаковым системам, моделированию, выполнению простых
арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении
творческих задач. Последовательное выполнение игровых действий, основанное
на анализе, сравнении и обобщении стимулирует развитие мыслительной
способности ребенка, его любознательности, познавательных интересов,
целенаправленности и устойчивости внимания, умение довести начатое дело до
конца. Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает
возможность разнообразить методы проведения занятий, вызвать интерес к
предмету, что способствует сохранению контингента учащхся. Использование
готовых, хорошо проработанных игр с
предлагаемым материалом по
дисциплине, обеспечивает успешное развитие творческих способностей
учащихся. Среди детей очень популярны ролевые игры, викторины, кроссворды,
загадки, работа с карточками, инсценирование. Игровая форма проведения
занятия вызывает живой интерес, снижает утомляемость детей и облегчает мне,
педагогу, задачу отслеживания результатов.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент, повторение ранее усвоенных знаний и умений.
Постановка задачи, открытие новых знаний.
Физкультминутка.
Первичное закрепление материала.
Выполнение самостоятельной работы.
Подведение итога занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- для педагога:
1. Герасимова А.С, Жукова О.С. программа развития и обучения
дошкольника «Учимся считать». Москва «Астрель»2003г. 70с.
2. Жукова О.А «Скоро в школу» Москва «Астрель» 2008г. 79 с.
3. Зиновьева М.М. Горев П.М. «Увлекательные игры с совенком».Киров
2015г.Левик О.Н. «Азбука-читалочка» Краснодар «Флер» 2008г. 63 с.
4. Петерсон Г.Л. Холина Н.П.«Раз-ступенька ,два-ступенька». «Баласс».
Москва. 2000 г. 64с.
5. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е. «Игралочка». «Ювента» 2006 г.Узорова
О.В. Нефедова Е.А. «Практическое пособие для обучения детей чтению».
Москва – 2004 г.
37

6. Узорова О.В. Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к
школе».Москва 2006 г.
- для детей:
1. Антоненков П.Е. «Готовимся к письму» Росмен 2012 г.
2.Гаврина С.Е. « Готовим руку к школе» Москва 2000 г. 33с.
3. Гаврина С.Е. « Учимся думать» Киров 2000 г. 32с.
4. Гаврина С.Е. « Учимся запоминать» Киров 2000 г. 32с.
5. Гаврина С.Е. « Учимся писать» Киров 2000 г. 32с.
6. Зиновьева М.М. Горев П.М. «Увлекательные игры с совенком». Киров
2015 г.
7. Харченко А.Н. «Математика для малышей» Краснодар 1995 г. 63с.

38

Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
______________________
педагог:
на

учебный год

№ Раздел

Наименование мероприятий

1

Перечень пройденных тем:

Учебный план

1.
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
_
2

Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
_

3

«Творческие

Перечень тем:

проекты»

1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.

39

2.
3.
4.
4

Самостоятельная Перечень работ, выполненных внепрограммного
материала
самостоятельно:
работа
1.
2.
3.

5

"Профессиональ- Перечень мероприятий, проведенных учащимся в
ная
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
ориентация"
начинающим детям, участие
в творческих
мастерских:
1.
2.
3.
4.

6

Участие в

Перечень мероприятий:

мероприятиях

1.
2.
3.
4.
Достижения:
1.
2.
3.
4.

40



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.