МЗ Кладовая творчества ОВЗ (сетевая) ГОТОВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
СЕТЕВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Кладовая творчества» (развивающие занятия по ИЗО и декоративноприкладному творчеству для детей с ОВЗ)

Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 8 - 13 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Конева Людмила Викторовна
педагог дополнительного образования

г. Славянск-на-Кубани, 2024
1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 30 августа 2024 года
Протокол № 01

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 348 от 30 августа 2024 г.

СЕТЕВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Кладовая творчества»
(развивающие занятия по ИЗО и декоративно-прикладному творчеству
для детей с ОВЗ)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
Возрастная категория: от 8 до 13 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 16:53:41 +03'00'

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 48685
Автор - составитель: Конева Людмила Викторовна,
педагог дополнительного образования
г. Славянск-на-Кубани, 2024
2

Содержание
I.

II

Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложение

4
4
11
12
13
16
16
22
28
29
30
31
33
36

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетным направлением социальной политики российского
государства является создание системы эффективной социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой
категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения
жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие
нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,
передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,
общению, трудовой деятельности в будущем».
Декоративно-прикладное творчество имеет огромное значение для
развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного
творчества, это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь
человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает
определенное место не только в организованной человеком среде
жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.
С произведениями декоративного искусства люди встречаются
повсеместно. Именно поэтому выработка у детей способности чувствовать и
понимать эстетические начала декоративного искусства, осознать единство
функционального и эстетического значения вещи важно для формирования
культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих
отношений.
Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно
развить у детей в процессе изучения цветовых и линейных ритмов,
композиционная стройность постепенно осваивается обучающимися от
занятия к занятию.
Одним из доступных видов художественного творчества, имеющим
огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья, является лепка. Лепка – одно из полезнейших
занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает
формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в
окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с
натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают
руки, пальцы, что способствует развитию речи. Лепка даёт удивительную
возможность моделировать мир и своё представление о нём в
пространственно-пластичных образах. Техника лепки из различного
материала доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и
разнообразии способов. Занятия комплексно воздействуют на развитие
ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому
4

восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение,
пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое
здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации
замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать,
оценивать и созидать по законам красоты.
Изменение представления государства и общества о правах и
возможностях ребенка с ОВЗ привело к постановке практической задачи
максимального охвата образованием всех детей с ограниченными
возможностями здоровья. Поэтому для увеличения охвата детей с ОВЗ и
приобретения ими социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их
индивидуально-типологических
особенностей
в
познавательном,
физическом, эмоционально-волевом развитии было организовано сетевое
взаимодействие между школой-партнёром и МАУ ЦДО города Славянскана-Кубани.
Программа реализуется на основе эффективного сетевого
взаимодействия между школой-партнёром и МАУ ЦДО города Славянскана-Кубани. Сетевое взаимодействие является средством повышения качества
образования,
инструментом
управления
развитием
системы
профориентационной работы, средством повышения квалификации
педагогов. Идея данной программы заключается в расширении
образовательного пространства на основе интеграции дополнительного,
общего и (в перспективе) профессионального образования, где сетевыми
партнёрами являются: базовое учреждение - МАУ ЦДО города Славянска-наКубани, организация участник - ГКОУ школа № 15 г. Славянска-на-Кубани.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).

5

3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
6

16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
7

общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Настоящая
программа
имеет
социально-гуманитарную
направленность и ориентирована на создание «ситуации успеха,
приобретение учащимися базовых навыков в декоративно-прикладном
творчестве. Способствует формированию художественной культуры и
внутренней гармонии личности через развитие художественно-творческой
активности, овладение практическими навыками и теоретическими
знаниями, направленными на изучение основ в декоративно-прикладном
творчестве.
Программа является модифицированной. Составлена на основе
экспериментальной дополнительной общеобразовательной программе
«Адаптация в жизни и обществе детей c ограниченными возможностями
здоровья» (педагог дополнительного образования Ямова Екатерина
Михайловна, МОУ ДОД «ДДТ г. Великий Устюг».
Уровень программы - ознакомительный.
Актуальность настоящей программы заключается в создании
условий для развития и воспитания детей через их практическую творческоприкладную деятельность. Данная программа рассчитана, не только на
развитие у детей творческого начала, а предполагает целостный подход,
позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные
8

возможности
конкретного
ребенка
–
психические,
физические,
интеллектуальные. Время, отведённое на изучение курса, позволяет им в
достаточной степени овладеть техническими навыками работы в материале,
таким образом, у обучающегося появляется возможность самостоятельной
жизнедеятельности в будущем.
Основные причины создания программы:
- увеличение числа детей с ОВЗ;
- рекомендации врача (психолога, невролога, ортопеда, логопеда) с
целью реабилитации и социализации;
- эпизодический характер оказываемой помощи данной категории
детей;
- материальные трудности семьи.
Новизна данной программы носит корпоративный характер.
Программа реализуется с целью увеличения охвата детей с ОВЗ.
Особенностью данной программы является её адаптированность к
конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям
и возможностям детей. В общий учебно-методический комплекс курса
входит система наглядно – дидактических пособий и методических
рекомендаций по различным разделам и темам учебной программы.
Программа ставит своей целью познакомить учащихся с традиционным
творчеством народов мира и современным взглядом на оформление быта,
привить любовь к данным видам творчества, обучить практическим навыкам
работы с различными материалами, научить учащихся создавать собственные
творческие проекты и композиции.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теорией. В
основе её тесная взаимосвязь с такими предметами как: декоративная
композиция, рисунок, цветоведение и т.п.
Педагогическая целесообразность. Программа опирается на
принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровье
сбережения, наглядности, активности и направлена на творческую
реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая
реабилитация - это специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания.
Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и
талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали
возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как
педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.
Необходимо помнить, что дети-инвалиды – это дети «особой заботы».
Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется
прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые
творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы,
возникающие в их повседневной жизни.
9

Отличительные особенности и оригинальность данной программы
состоит в том, что, имея социально–педагогическую направленность
реализуется через декоративно – прикладное творчество, которое обладает
целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих
и творческих способностей.
Особенности построения программы и её содержания.
Программа рассчитана на один год обучения и предполагает поэтапное
освоение её содержания.
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы.
Программа создана для детей с ОВЗ обучающиеся в коррекционных
школах.
Работа в объединении «Кладовая творчества» строится на принципе
личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки: 8-13 лет.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя, творческая
деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и
самосовершенствованию.
Учитывая возрастные, психофизиологические и индивидуальные
особенности, степень подготовленности детей, базовые знания, умения и
навыки, предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
Для детей, зачисленных позже других на программу или пропустивших
много занятий по болезни, предусмотрен индивидуальный образовательный
маршрут по форме (Приложение 1).
Медико-психолого-педагогические
характеристики.
Характерная
особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная
эмоциональность восприятия. В связи с возрастным относительным
преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети быстрее
запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события,
лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше
запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик, на что и
следует обратить внимание при разработке календарно-тематических планов.
Задача педагога – разбудить в ребёнке стремление к художественному
самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство
радости и удовлетворения. Это касается любого обучающегося, ведь в
объединение принимаются дети с разной степенью одарённости и различным
уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные
особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому
ребёнку.
Условия приема: желание ребенка, заявление совершеннолетнего лица
или законного представителя (родителя, опекуна, усыновителя), справка
10

МСЭ или психолого-медико-педагогичекой комиссии, рекомендации
специалистов (врача невролога, психолога, ортопеда, логопеда).
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование с
целью выявления уровня готовности и индивидуальных особенностей
(первичных умений и навыков), а также ранее посещавшие другие
объединения по данной направленности. По необходимости при наличии
вакансии можно проводится дополнительный набор в объединение в течении
учебного года.
Основание для отчисления из группы: переезд семьи на новое место
жительства, нежелание обучающегося продолжать учебу, изменение формы
обучения на домашнюю.
Уровень развития детей: при приеме в объединение главным
критерием является проявление интереса к творческому процессу создания
своими руками красивых качественных изделий из различных материалов.
Необходимо отслеживать (проводить мониторинг) уровня развития
учащихся, зачисленных на обучение и уровень их творческого развития.
Личностные характеристики.
По темпераменту, характеру,
способностям учащиеся могут быть разнообразными, заложены основы
социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду
и результатам труда, культурному наследию.
Количество обучающихся: до 10 человек. Как правило, занятия
проводятся в соответствии с календарным учебным графиком в группе,
сформированной в зависимости от категории нарушения здоровья.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и
одновозрастная.
Объем и сроки реализации программы
Сроки реализации программы: 1 год обучения.
Объем - 36 часов.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Учитывая специфику программы, при реализации дистанционных
технологий обучения целесообразно использовать смешанный тип занятий,
включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового
учебного материала используются online занятия. Offline – учащиеся
отрабатывают элементы и присылают отчет по усвоению материала. Online –
занятия по отработке типичных ошибок в выполнении элементов (после
анализа педагогом информации о проделанной самостоятельно работе
учащихся).
В организации дистанционного обучения по программе используются
сервис WatsUp.
В мессенджере с начала обучения создается группа, через которую
ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой учащиеся
11

получают теоретическую информацию, демонстрируются способы
изготовления изделия. Получение обратной связи организовывается в
формате присылаемых в электронном виде фотографий готовых изделий,
видео и промежуточных результатов работы.
Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные
ресурсы для самостоятельной работы учащихся (ссылки на мастер-классы,
шаблоны, теоретический материал).
Режим работы: 1 раз в неделю по 1часу, где 1 час для учащихся 8-13
лет -40 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Задача занятия – сделать творчество естественным состоянием
учащегося. Развитию творческой активности способствует участие детей в
выставках и конкурсах. Учебные задания располагаются в порядке
постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно
выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на
уровень усвоения детьми получаемых знаний и навыков, на закрепление их в
последующих заданиях, всё это развивает у них не только навыки
технического ремесла, но и творческого начала. В процессе решения
технических и творческих задач, учащиеся овладевают разнообразными
техниками, знакомятся с правилами безопасности при работе с
оборудованием и рабочими инструментами.
Такое содержание обучения обеспечивает получение обучающимся
определенного минимума знаний (способы деятельности, технологии лепки
изделий, правила создания художественных композиций). Включение в
учебный процесс различных видов деятельности позволяет сделать процесс
обучения интересным для обучающегося.
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: практические по выполнению творческих работ, презентации,
самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой штурм,
деловая игра, выставка и другие. Предусмотрено изучение теоретических
вопросов, практические занятия, участие в выставках и конкурсах.
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей,
базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные по
степени сложности исполнения.
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и
расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем
на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять
полученные знания и умения в течение года, а далее дополнять их новыми
сведениями и умениями. Особенность построения занятий: беседа о предмете
лепки, аппликации, прорисовка объекта труда, само изготовление изделия.
Большая часть образовательной деятельности отведена на изучение
лепки поскольку лепка – занятие не только очень приятное, но и полезное
для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга,
которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук,
стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и
12

цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой
моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и
зрительная память, воображение, координация движений.
Особенностью данной программы является то, что она дает
возможность ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально
реализовать себя в нем.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: обеспечение «ситуации успеха», создание
благоприятных условий для социализации учащихся (детей с ОВЗ).
Предметные задачи:
- знакомство с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра;
- овладение различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, обучить
технологиями разных видов декоративно- прикладного творчества.
Метапредметные задачи:

развитие потребности к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей;

развитие природных задатков, творческого потенциала каждого
ребенка: фантазии, наблюдательности;

развитие образного и пространственного мышления, памяти,
воображения, внимания;

развитие положительных эмоции и волевых качеств;

развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений:
внимания, памяти, фантазии, воображения;

развитие колористического видения;

развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;

улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера.
Личностные задачи:

побуждение к овладению основами нравственного поведения и
нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия,
веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к
людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности);

формирование внутренней свободу ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
13


формирование у детей устойчивого интереса к изобразительному
искусству и занятиям прикладным творчеством;

формирование уважительного отношения к искусству;

воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

воспитание аккуратности;

ознакомление обучающихся с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного искусства.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы. Планом предполагается
проведение мероприятий, направленных на нравственное, эстетическое,
экологическое, семейное, патриотическое, трудовое, правовое воспитание.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план.
Бло
ки
1.

Количество часов
Формы контроля
всего
теория практика
1
0,5
0,5
Тестирование,
Вводное занятие
собеседование
2. Бумагопластика
10
3
7
Педагогическое
наблюдение
3. Лепка
9
3
6
Педагогическое
наблюдение
4. Рисование
15
5
10
Педагогическое
наблюдение
5. Итоговое занятие
1
0
1
Творческий
отчет
Всего
36
11,5
24,5
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие - 1 час.
Теория: Знакомство с педагогом. Знакомство с правилами техники
безопасности и гигиены труда, правилами поведения на занятии.
Организация рабочего места. Материалы и принадлежности.
Практика: Тестирование.
Форма контроля: Тестирование, собеседование.
2.
Бумагопластика - 10 часов.
Теория: Понятия «аппликации», «бумагопластика».
Практика: Создание несложных композиций в технике «аппликация».
Бумагопластика. Аппликация в смешенной технике.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
3.
Лепка - 9 часов.
Наименование тем,
разделов

14

Теория: Лепка из пластилина. Показ образцов миниатюрных
скульптурных изделий. Технические приемы и базовые формы лепки из
пластилина. Пластилиновая «живопись».
Практика: Лепка игрушек и миниатюрных скульптур. Создание
несложной композиции технике «пластилиновая живопись»
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
4.
Рисование - 15 часов.
Теория: Цветоведение. Нетрадиционные техники рисования (пальцами,
ватными палочками).
Практика: Практическая работа над несложными композициями.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
5. Итоговое занятие - 1 час.
Практика: Творческий отчет.
Форма контроля: Творческий отчёт.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:

знакомы с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;

приобретены умения строить композицию с выделением
композиционного центра;

овладели различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, обучить
технологиями разных видов рукоделия.
Личностные результаты:

сформирована внутренняя свобода ребенка, способность к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;

сформировано уважительное отношение к искусству.

воспитано
терпение,
воля,
усидчивость,
трудолюбие,
аккуратность.

ознакомлены с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного искусства.

сформирован интерес к изобразительному искусству и занятиям
прикладным творчеством;
Метапредметные результаты:

развиты потребности к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей;

развиты природные задатки, творческий потенциал ребенка:
фантазия, наблюдательность;

развито образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;

развиты положительные эмоции и волевые качества.
15


у детей развиты чувственно-эмоциональные проявления:
внимание, память, фантазия, воображение;

развито колористическое видение;

развиты художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;

улучшена моторика, пластичность, гибкость рук и точность
глазомера;

сформированы организационно-управленческие умения и навыки
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место).
Обучающиеся будут знать:
• основные цвета, цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета);
• понятие композиция листа;
• понятие симметрии;
• основные приемы различных видов декоративно-прикладного
искусства и графических техник;
• основные приемы лепки и создания скульптуры.
Обучающиеся будут уметь:
• правильно использовать художественные материалы в соответствии
со своим замыслом;
• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и
недостатки;
• работать самостоятельно и в коллективе;
• организовывать и содержать в порядке рабочее место;
• работать самостоятельно.

16

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе «Кладовая творчества»
(развивающие занятия по ИЗО и декоративно-прикладному творчеству для детей с ОВЗ) (сетевая)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тема
занятия
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с правилами техники
безопасности и гигиеной труда, организацией
рабочего места, правилами поведения в студии.
Материалы и принадлежности.
Практика: тестирование.
Рисование.
Теория: смешение цветов.
Практика: «Наедине с природой»- несложная
живописная композиция.
Лепка.
Теория: Пластилиновая живопись. Приемы
работы. Показ образцов.
Практика: создание несложной композиции в
технике пластилиновая живопись.
Рисование.
Теория: Нетрадиционные техники: рисование
ватными палочками.
Практика: рисование ватными палочками«Букет роз».
Рисование.
Теория: знакомство с элементарными законами
композиции.
Практика: «Кот-рыболов»- построение
несложной композиции.
Рисование.
Теория: знакомство с работами русских

Кол-во
часов

Факт

Дата

План

NN

Форма
занятия

Место
проведения

Время
проведения

Форма
контроля

1

Занятие – игра.
Презентация

ОРТ
«Жар-птица»

Тестирование,
собеседование

1

Мастер-класс,
комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

17

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

художников.
Практика: Несложная композиция на тему
осени.
Лепка.
Теория: Лепка на основе (трубочка)
Практика: «Гусеничка»- лепка из воздушного
пластилина.
Рисование.
Теория: Нетрадиционные техники: рисование
пальцами.
Практика: «Веточка рябины»- рисование
пальцами.
Рисование.
Практика: «Осенний пейзаж» - выполнение
работы с использованием нетрадиционных
способов рисования.
Рисование.
Теория: знакомство с законами построения
композиции.
Практика: Несложная композиция на заданную
тему.
Лепка.
Теория: Знакомство с базовыми формами.
Практика: «Жили у бабуси…» - закрепление
базовых форм и способов лепки.
Бумагопластика.
Теория: Аппликация из бумаги. Техника
выполнения аппликации из кусочков цветной
бумаги. Просмотр и выбор варианта будущей
работы.
Практика: создание несложной композиции по
выбору.
Бумагопластика.
Практика: «Дед Мороз и Снегурочка»- создание
несложных объёмных фигур в технике
аппликация.
Лепка.
Теория: Лепка из легкого пластилина. Показ

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

1

1

18

15.
16.

17.

18.

19.
20.
21.

22.

23.

образцов миниатюрных скульптурных изделий.
Технические приемы лепки пластилина.
Практика: выполнение изделия «Новогодняя
игрушка»
Лепка.
Практика: Декоративное украшение работы из
легкого пластилина «Новогодняя игрушка».
Рисование.
Теория: Просмотр работ. Закрепление навыков
работы красками.
Практика: выполнение несложной композиции
«Новогоднее
настроение»
с
помощью
смешивания красок.
Рисование.
Теория: просмотр образцов.
Практика: выполнение работы в холодных тонах
«Чудо-снеговик».
Лепка.
Теория: Лепка из пластилина. Просмотр
образцов.
Практика: Творческая работа «Котомания».
Отработка навыков работы пластилином.
Рисование.
Теория: Просмотр образцов.
Практика: Кляксография.
Лепка.
Практика: Выполнение работы в круге «Какаду».
Рисование.
Теория: Взаимосвязь цвета красок и настроения
человека.
Практика: «Рисунок- настроение». Передача
настроения на бумаге с помощью цвета.
Лепка.
Теория: Лепка из пластилина, показ образцов
изделий. Подбор эскизов сувенира.
Практика: «Валентинка». Выполнение изделия
из соленого теста по своему замыслу
Рисование.

1

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Презентация
Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ

Педагогическое

Практическая работа.
1

1

1

1
1

19

24.

25.

26.
27.

28.
29.

30.

31.

32.

Теория: рисование по схемам.
Практика: Рисование военной техники.
Рисование.
Теория: Знакомство с иллюстрациями к детским
произведениям.
Практика: Несложная композиция по памяти.
Бумагопластика.
Теория: Беседа о празднике 8 Марта. Работа с
шаблонами.
Практика: «Букет для мамы» - создание
композиции с использованием шаблонов.
Бумагопластика.
Практика: Завершение работы над композицией
«Букет для мамы».
Бумагопластика.
Теория: Аппликация в смешанной технике.
Технические приемы.
Практика: Создание несложной композиции в
смешанной технике.
Бумагопластика.
Практика: Завершение работы над созданием
композиции в смешанной технике.
Бумагопластика.
Теория: вырезание по заданному контуру. Работа
с шаблонами.
Практика: Выполнение несложной композиции
Бумагопластика.
Теория: составление композиции из кусочков
нарванной цветной бумаги. Просмотр образцов.
Практика: «Пейзаж»- выполнение несложной
композиции в технике «аппликация» из кусочков
нарванной бумаги.
Бумагопластика.
Практика: «Пейзаж»- продолжение работы над
несложной композицией в технике «аппликация»
из кусочков нарванной бумаги.
Бумагопластика.
Практика: Завершение работы над несложной

«Жар-птица»

наблюдение

1

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

20

33.

34.
35.

36.

композицией в технике «аппликация».
Рисование.
Теория: Просмотр работ русских художников
изображением природы весной.
Практика: «Весеннее настроение» - способы
передачи состояния весенней природы.
Рисование.
Практика: «Весеннее настроение». Завершение
работы.
Лепка.
Практика: Выполнение несложной композиции
из легкого пластилина по заданной теме
(карточка).
Итоговое занятие.

Практика: Творческий отчёт.

1

Комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая работа

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение

1

Праздник
Выставка

ОРТ
«Жар-птица»

Творческий отчет.

21

Раздел «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания учащихся
Целью воспитания по данной программе является создание условий
для формирования активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского
самоопределения, развития творческих способностей и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в культурном и нравственном
развитии на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п.2)
Задачами
воспитания
по
программе
являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций культуры; организация общения между ними на содержательной
основе
целевых
ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным
нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация ответственного поведения детей, создание, поддержка и
развитие среды воспитания, условий физической безопасности, комфорта.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии,
традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других
людей), развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшему
поколению;
- воспитание уважения к культуре народов России, мировому искусству;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей и подростков, создания и
поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности,
формирование межличностных отношений на основе российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных
занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является организация их взаимодействий в процессе обучения, в подготовке
и проведении календарных праздников (с возможным участием родителей
(законных представителей). В воспитательной деятельности с детьми и
подростками по программе используются такие методы воспитания, как:
22

- метод убеждения (рассказ, разъяснение);
- метод положительного примера (педагогов, других взрослых и самих
детей);
-метод упражнений (тренировок);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их
родителями);
- метод стимулирования (поощрения);
- метод переключения в деятельности;
- метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- метод воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных площадках, мероприятиях.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы и опросы родителей) и после ее завершения (промежуточная
аттестация и аттестация по итогам освоения программы).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы

23

Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1

2

Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание

Нравственное
воспитание

Наименование
мероприятия

Срок
выполнения

Ответственный
исполнитель

Планируемый результат

Тематические беседы в
объединениях,
посвященные
Дню народного
единства
Муниципальный этап
конкурса рисунков «И
помнит мир
спасённый»

ноябрь

Конева Л.В.

Конкурс рисунков,
посвященных Дню
учителя

октябрь

Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений
о
государственном устройстве и
социальной
структуре
российского общества, наиболее
значимых страницах истории
страны.
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;

апрель

Конева Л.В.

Примечание

24

3

Трудовое
воспитание

4

Семейное
воспитание

Зональный этап
регионального этапа
Большого
всероссийского
фестиваля детского и
юношеского
творчества, в том числе
для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, в 2023 году
среди учащихся
образовательных
организаций
Гагаринский урок
«Космос – это мы»
Акция «Уют кабинета».

Индивидуальные
консультации для
родителей
Совместная работа
родителей и учащихся в
подготовке к Новому
году, участие в
мастерской Деда

февраль

воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;

апрель
В течении
года

Педагог д/о

В течении
года

Конева Л.В.

декабрь

Воспитание
ценностного
отношения
к
труду
и
творчеству,
трудовым
достижениям
России
и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание
единого
пространства
общения;
повышение
педагогической
культуры
родителей;
сформированности
активной
педагогической
позиции
родителей;
привлечение
к
25

Мороза

Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор»

5

Эстетическое
воспитание

Торжественное
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда
открыта дверь»
Городской, районный и
краевой этапы краевого
конкурса детского
творчества «Светлый
праздник Рождество
Христово»

В течении
года

октябрь

ноябрьянварь

Конева Л.В.

активному участию родителей в
мероприятиях центра; снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних;
укрепление
дисциплины
учащихся; приобщение детей к
ценностям семейной культуры;
овладение
учащимися
культурой
семейных
отношений;
повышение
правовой
грамотности
родителей и детей
формирование потребности и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве образовательного
учреждения и семьи.
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений
об эстетических идеалах и
ценностях;
умения
видеть
красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей;
представления об эстетических
и художественных ценностях
отечественной культуры;

26

6

Экологическое
воспитание

декоративноприкладного творчества
«Как прекрасен этот
мир»
Краевой конкурс
изобразительного и
декоративноприкладного творчества
«Пасха в кубанской
семье»
Муниципальный этап
конкурса рисунков «И
помнит мир
спасённый»
«Природа
Краснодарского края»
«Первоцвет»

7

Правовое
воспитание

Всероссийский
конкурс-выставка
«Дендрарий.Сочи.2023»
Составление
социальных паспортов
по объединениям

март

апрель

Октябрьноябрь

Конева Л.В.

Февральмарт
апрель

сентябрь

Конева Л.В.

Формирование
у учащихся
понимания
современных
проблем окружающей среды;
развитие умений анализировать
собственное
поведение
в
природе; формирование личной
ответственности за состояние
окружающей среды
Формирование
у
учащихся
знаний о государстве и праве,
законности, правах и свободах
личности,
устойчивой
ориентации на законопослушное
поведение.

27

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным условием для занятий изобразительным искусством
является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна
гармоничная, хорошо организованная среда.
Материально-техническое обеспечение ГКОУ школы № 15:
Хорошо
освещённые
классы.
Дидактический
материал.
Мультимедийный проектор. Специальные парты для рисования и занятий
декоративно-прикладным творчеством.
Оборудование, инструменты, материалы, необходимые для занятий:

столы, стулья, доска, компьютер;

ножницы, бумага, картон, природный материал, пластилин;

краски, ткань, пряжа, фетр и т.п.;

декоративный и отделочный материал (тесьма, кружево, ленты и
т.п.).
Художественные материалы

гуашь;

различные современные декоративные материалы, в том числе бросовый;

кисти, карандаши простые и цветные, ластик;

бумага, картон;

пластилин, глина, стеки, штампы;

клей, ножницы и др.
Пособие педагога:

Методическая литература.

Изделия народных умельцев различных регионов.
Пособия для учащихся:

Изделия мастеров декоративно-прикладного искусства.

Образцы изделий, выполненные педагогом.

Схемы, инструкционные карты.

Литература о ДПИ, книги, брошюры, журналы, информация и
интернета.
Информационное обеспечение
 Аудио-видео-фото-интернет-источники:
 festival@1september.ruФестиваль
педагогических
идей
«Открытый урок»,
 www.future4you.ru -Педагогический сайт,
 http://pedsovet.su/ - Сообщество взаимопомощи
 учителей, www.desc.ru - Центр дополнительного образования
детей "дистанционное обучение",
 http://www.ug.ru - Информационный сайт" Учительской газеты".
Кадровое обеспечение:
28

Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
образование, в совершенстве владеющий навыками руководства учебнотворческой деятельностью учащихся.
Конева Людмила Викторовна – педагог дополнительного образования,
стаж педагогической работы – 18 лет, образование – высшее педагогическое,
учитель технологии и предпринимательства. Окончила Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Славянский–на–Кубани государственный
педагогический институт». Курсы повышения квалификации по теме
«Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья: подходы к созданию специальных
условий образовательной деятельности», в ООО «Центр непрерывного
образования и инноваций», г. Санкт – Петербург.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов учащихся
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три
вида результатов:
• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы
за полугодие)
• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
• через отчетные просмотры законченных работ;
• отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения.
(Приложение 2).
Формы педагогического контроля:
Сроки
Какие ЗУН
контроля
контролируются
Первоначальный Проверка уровня
подготовленности
В течение
Умение применять
месяца
теоретические навыки
на практике
После изучения Практические навыки
темы
работы

Формы контроля
Собеседование, тестирование
Вводный, промежуточный,
итоговый контроль
Практические работы
Вводный, промежуточный,
итоговый контроль. Практические
29

Май

Итоговая работа

работы
Теоретическая - практическая
работа

Система проверки уровня освоения программы
Игры, викторины, тесты, практические, самостоятельные работы,
участие выставках: городских, районных, краевых и международных.
Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся
ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить
перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать
необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести
дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты,
дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• фото, видеозаписи;
•
грамоты;
•
благодарственные письма;
•
дипломы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:

праздники, итоговые творческие отчеты по окончании учебного
года.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,
раскрывающие технологичность и результативность работы
по программе
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой. В течение года проводится мониторинг
качества усвоения программы:

Вводная диагностика (сентябрь)

Промежуточная диагностика (декабрь)

Итоговая диагностика (май)
Протокол промежуточной аттестации /аттестации по итогам
учебного года по ДООП обучающихся
«Кладовая творчества»
(развивающие занятия по ИЗО и декоративно-прикладному творчеству
для детей с ОВЗ)
№

ФИО
обучающег
ося

Разделы программы (темы),
форма аттестации
н

-

низкий н-

н-

Средний балл
обучающегося
н30

уровень
сс - средний вуровень
в - высокий
уровень

св-

св-

1.
2.

Показателями результативности обучения являются: стабильность и
работоспособность в течение учебного процесса, практические результаты
учащихся, участие в конкурсах.
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Кладовая творчества»
(развивающие занятия по ИЗО и декоративно - прикладному творчеству
для детей с ОВЗ) в конкурсах и выставках
Фамилия,
имя ребёнка

Дата

Название
конкурса,
выставки

Название работы
(художественный
материал)

Результат

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы и методы организации педагогической деятельности
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При
этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
•
словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий;
обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий
педагога;
•
наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения
задания, использование иллюстраций, репродукций картин художников;
видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.;
•
репродуктивный метод – метод практического показа.
В зависимости от решения учебных задач, занятия делятся на
следующие виды:
•
приобретение новых знаний (теоретических);
•
занятия по формированию знаний, умений, навыков
(самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога);
•
повторение, подобные занятия являются заключительными;
•
проверка знаний, умений, навыков.
Методы и формы работы:
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать
учебный материал;
31

- организация выставок детских работ;
- работа с родителями.
Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на
занятиях:
- индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий;
- групповой: организация работы по группам.
Образовательные технологии, используемые
при реализации программы.
На занятиях по данной программе применяется игровая технология.
Использование технологии игрового обучения, дает возможность
разнообразить методы проведения занятий, сохранить интерес к предмету.
Игра помогает развивать способности ребенка, так как погружает его в
ситуацию успеха (ему все интересно, у него все получается).
Информационно-коммуникационные технологии позволяют: сделать
учебный процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и
индивидуальным, а главное, доступным, интересным для детей; рационально
использовать время учебного занятия; быстро и качественно готовить и
тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать
задания для проверки и контроля усвоения материала; Активно использовать
доступ в глобальную сеть Интернет; Оперативно обмениваться опытом
работы и методическими материалами с коллегами; эффективно
осуществлять поиск и переработку информации (поиск специальной
литературы и необходимой информации); пользоваться почтовыми услугами
Интернета; создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.).
Актуально применение дистанционных образовательных технологий,
реализуемых
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
Поскольку обучающиеся объединения дети с ограниченными
возможностями здоровья необходимо особо широко проводить комплексную
работу по сохранению здоровья, осуществляя посредством внедрения
элементов
здоровьесберегающих
технологий:
физкультурнооздоровительных технологий, технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка. Равномерно распределяются
различные виды заданий, чередуются мыслительная деятельность с
физической, нормативно применяются ТСО, что дает положительные
результаты в обучении. Во избежание переутомления ребенка на статичных
занятиях применять смену видов деятельности, регулярное чередование
периодов напряженной активной работы и расслабления, смена
произвольной и эмоциональной активации.
Для активизации и отдыха на
занятиях, а также для предупреждения и снятия утомления на каждом
занятии предусмотрены релаксационные упражнения, снятия напряжения в
32

спине и шее, т. к. сознательное соблюдение санитарно-гигиенических
требований и правил ТБ сохраняет здоровье, снижает утомляемость,
устраняет возможность травм, повышает производительность труда.
Алгоритм учебного занятия
Блоки
№ п\п
Подготовитель
1
ный
2
Основной
3
4
5
6

Итоговый

7
8
9
10
11

Этап учебного занятия
Организационный
Проверочный
Подготовительный (подготовка к новому
содержанию)
Усвоение новых знаний и способов
действий
Первичная проверка понимания
изученного
Закрепление новых знаний, способов
действий и их применение
Обобщение и систематизация знаний
Контрольный
Итоговый
Рефлексивный
Информационный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога
1.
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Поделки из фольги:
Методическое пособие для ДОУ и начальной школы [Текст]. — М.: Изд.
«Сфера», 2003. — 128с. — (Серия «Вместе с детьми»).
2.
Выгонов, В.В. Изделие из бумаги [Текст]. — М. Изд. дом МСП,
2001. — 128с.
3.
Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст].
— Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.
4.
Горичева, В.С., Филиппова, Т.В. Мы наклеим на листок солнце,
небо и цветок [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 96с. —
(Лучшие поделки).
5.
Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]. — СПб: Изд.
дом «Кристалл», 2001. — 192с.
6.
Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст]. — Ярославль:
Академия развития, 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»).
7.
Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова
[Текст]. — М.: ООО «Издательство АТС»; Минск: Харвест, 2002. — 224с.
8.
Кискальт, И. Соленое тесто / Пер. с нем. [Текст]. — М.: Аст—
Пресс книга, 2003. — 144с. — (Золотая библиотека увлечений).
33

9.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное:
Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия
развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).
10. Махмутова, Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст]. —
М.: Школьная пресса, 2004. — 64с. («Школа и производство. Библиотека
журнала». Вып. 16).
11. Мейстер, Н.Г. Бумажная пластика. — М.: ООО «Издательство
Астрель», 2001. — 64с.
12. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное
пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: «Академия
развития», 1997. — 208с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
13. Поделки из пластикового материала Митителло, К.Б.
Аппликация. Дом из ткани [Текст]. — М.; Изд-во «Культура и традиции»,
2004.
14. Румянцева, Е.А. Праздничные открытки [Текст]. — М.: Айрис —
пресс, 2005. — 176с. — (Внимание: дети!).
15. Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для
учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ [Текст]. — СПб.:
«Детство — Пресс», 2004. — 96с.
16. Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст]. — М.:
Изд. дом МСП, 2005. — 128 с.
17. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. — М.:
Изд-во ЭКСМО, 2003. — 128с.
Список литературы для детей
1.
Бондрь, Е.Ю., Герук, Л.Н. 100 поделок из яиц [Текст]. —
Ярославль: «Академия развития», 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»).
2.
Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного
материала [Текст]. — М.: Просвещение, 1991. — 175с.
3. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по
основам народного искусства. Москва «Мозаика-синтез», 2004.
4.
Кискальт, И. Соленое тесто. Пер. с нем. [Текст]. — М.:
Информационно—издательский дом «Профиздат», 2002. — (Серия
«Увлекательное моделирование»).
5.
Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам
декоративно-прикладного искусства. Художник О. Соловьёва. Издательство
Мозаика-Синтез, 2005.
6.
Перевертень, Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука [Текст].
— М.: АСТ, 2005. — 14 с. — (Поделки своими руками).
7.
Рукоделие для детей / Калинич М., Павловская Л., Савиных В.
[Текст] — Мн.: Полымя, 1998. — 201с.
8.
Сувениры — самоделки /Авт.- сост. Л.Н. Лосич [Текст]— Мн.:
«Элайда», 1998. — 224с.
34

9.
Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер.
с нем. И. Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.
10. «Художественная роспись тканей» Р.А. Гильман, 2000.М.
11. Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст].
— Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые
руки»).

35

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
___________________________________________
педагог: _________________________
на____________________учебный год
№ Раздел
1. Учебный план

Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________

2.

«Творческие
проекты»

Перечень тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________

3.

Самостоятельная
работа

Перечень работ, выполненных вне программного
материала самостоятельно:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________

4.

Профессиональная
ориентация

Перечень мероприятий, проведённых учащимся в
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
начинающим детям, участие в творческих
36

мастерских:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.

Участие в
мероприятиях

Перечень мероприятий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Достижения:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________

37

Приложение 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Кладовая творчества» (развивающие
занятия по изо и декоративно-прикладному творчеству для детей с ОВЗ) (сетевая)
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по
заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N

Ф.И. воспитанника,
возраст

Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Практические умения и
навыки
1 полугодие

2 полугодие

Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие

Творческие навыки
1 полугодие

2 полугодие

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики

Педагогическое наблюдение,
тестирование,

Собеседование
(индивидуальное и
групповое)

Контрольное задание,
концертная деятельность

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение

38

ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
N
N

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Ф.И.
воспитанн
ика

Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2

Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1

2

1

2

1

2

Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1

2

1

2

1

Методы диагностики

2

Педагогическое наблюдение

39



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.