МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Первые шаги к мастерству» (швейное дело для детей с ОВЗ)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 2 года (288 часов)
Возрастная категория: 7-18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Морозова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 30 августа 2024 года
Протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Первые шаги к мастерству» (швейное дело для детей с ОВЗ)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 2 года: 288 ч. (1 год - 144 ч.; 2 год - 144 ч.)
Возрастная категория: от 7 до 18 лет
Состав группы: до 5 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 16:58:23 +03'00'
ID-номер Программы в Навигаторе: 40872
Автор-составитель: Морозова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график 1 года обучения
Календарный учебный график 2 года обучения
Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложение
3
4
4
10
12
18
20
20
26
32
34
35
35
36
40
41
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Инвалидность - это не только медицинская, но и социальная проблема
неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате
травм или заболевания. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда
культурных ценностей. Ребенок с инвалидностью может быть также талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Для решения
проблемы социальной адаптации и трудоустройства детей-инвалидов была создана
данная
программа
«Первые
шаги
к
мастерству».
Наиболее важное значение в образовании детей с ограниченными возможностями ОВЗ и их дальнейшей социализации имеет трудовое обучение и
воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду, открытие возможности общественно-полезной практической деятельности. Занятия
по данной программе помогут детям-инвалидам раскрыться, подружиться со
сверстниками, принять участие в выставке своих творческих работ, заявить о
себе, найти новых друзей, это реальные шаги по социальной адаптации в обществе. Социальный эффект от работы по программе видим в вовлечении все
большего количества детей-инвалидов в обучение, творческую работу, то есть
социальная адаптация. Работа по программе «Первые шаги к мастерству»
позволит нам оказывать в долгосрочной перспективе поддержку детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
Созданная программа призвана пробуждать и повышать у учащихся интерес к занятиям по швейному делу, вырабатывать положительное отношение
к труду и данному виду деятельности, в частности, прививать и усваивать принятые в современном обществе эстетические нормы и навыки самообслуживания, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
В процессе обучения у детей формируются трудовые и начальные профессиональные навыки, развивается пространственное воображение. Занятия
по программе выявляют актуальные и потенциальные способности воспитанников, вырабатывают умения и привычки, необходимые для продуктивной
безопасной работы на швейном оборудовании, которые послужат опорой для
эффективной социально-трудовой реабилитации.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно календарному плану воспитательной работы. Планом предполагается проведение
мероприятий, направленных на социальную адаптацию, реализацию индивидуальных потребностей, возможности творческого роста и профессионального самоопределения через совершенствование технологических знаний,
обучающихся в области швейного искусства
4
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021);
Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 14.04.2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
Изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от
11 декабря 2020 г. № 712);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года № 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
5
Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ;
Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06.07.2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;
Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020
г.;
Устав
муниципального
автономного
учреждения
центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении.
Уровень программы: базовый.
Направленность программы. Программа «Первые шаги к мастерству» (швейное дело для детей с ОВЗ) может быть отнесена к программе художественно-эстетического профиля, так как ее задачами являются воспитание художественно-эстетического вкуса и творческих способностей обучающихся. Однако основной целью программы является социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня их готовности к самостоятельной жизни и труду. В связи с этим данная программа может быть
отнесена к программам социально-гуманитарной направленности.
Актуальность предлагаемой программы определяется также запросом
со стороны детей и их родителей на программы профессионально-ориентированного профиля для инвалидов.
Проблема самостоятельности в быту у детей с ОВЗ и детей-инвалидов
на сегодняшний день остается достаточно актуальной. Развитие навыков бытового труда у ребенка с ОВЗ и детей-инвалидов в семейном воспитательном
процессе занимает едва ли не последнее место. Гиперопека со стороны родителей является причиной слабо сформированных социально-бытовых навыков
6
и фактически несформированной мотивации трудовой деятельности. Чтобы
научить ребенка выполнять простейшие швейные операции, мелкий ремонт
одежды и сформировать положительную мотивацию к трудовой деятельности
для этого и была создана программа «Первые шаги к мастерству».
Новизна программы состоит в том, что включение профессиональной
ориентации в учебно-воспитательный процесс по программе позволяет решать
задачи профориентационной работы путём оказания помощи учащимся в самопознании и саморазвитии творческих способностей; систематического
ознакомления с содержанием профессий, изучения личности ребёнка, его профессиональных интересов, намерений, возможностей, способностей. Решаются сопутствующие задачи по профориентационной работе посредствам диагностической, развивающей, обучающей и просветительской деятельности.
Таким образом, программа позволяет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свои способности и определить возможности в
собственной профессиональной деятельности.
Педагогическая целесообразность. В объединении созданы все условия для профильного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, создана доступная среда, оснащена мастерская по швейному делу, чем
подтверждается педагогическая целесообразность создания и реализации
такой программы. Создана система материального сопровождения процесса
обучения, с привлечением выставок и развлекательных мероприятий для большей мотивации обучающихся.
Отличительные особенности программы.
Программа модифицированная, разработана на основе типовой программы «Искусство шитья» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, Москва, Просвещение, 1986 г. В содержание программы добавлены блоки: «Текстильные игрушки», «Поделки из ткани».
Программа построена таким образом, чтобы предоставить обучающимся возможность не только овладеть знаниями и умениями в области швейного дела, но и проявить творчество в разработке авторских изделий или кукол.
Для детей с ОВЗ характерно неустойчивое внимание, что обусловлено
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством
навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Поэтому в течение одного года обучения
темы/разделы подобраны таким образом, чтобы поддержать и повысить интерес к программе, используя приём новизны (смену видов деятельности). В
рамках одной темы для детей индивидуально подбираются задания по уровню
сложности.
Дети не просто учатся, а «живут» в изменчивом мире швейного искусства, изучая все тонкости этого сложного художественно-эстетического явления. Поиск своего стиля, манеры поведения, формирование вкуса и внутренней культуры обучающихся, также являются важнейшими составляющими
обучения по данной программе.
Особенности построения программы и её содержания
7
Программа рассчитана на два года обучения и предполагает поэтапное
освоение её содержания.
Первый этап соответствует первому году обучения. Его задачи – создание комфортной психологической атмосферы среди детей в объединении»
поддержка и поощрение успехов, развитие интереса к швейному искусству.
Второй этап соответствует второму году обучения. На данном этапе учащиеся закрепляют полученные знания, умения и навыки более сложными приемами, расширяют кругозор, знакомятся с новыми материалами, техниками и
способами работы. Ребёнок путем приобретения необходимых навыков, процесса вовлеченности и порабощённости к миру швейного искусства проходит
успешную социализацию и профориентацию.
Характеристика обучающихся по программе:
Адресат программы.
Программа создана для детей с ОВЗ. Это могут быть дети, обучающиеся
в общеобразовательных учреждениях, обучающиеся в коррекционных школах, находящиеся на домашнем обучении, необучаемые дети.
Работа в объединении «Первые шаги к мастерству» строится на принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки: 7-18 лет.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя, творческая деятельность
приобретает смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.
Учитывая возрастные, психофизиологические и индивидуальные особенности, степень подготовленности детей, базовые знания, умения и навыки,
предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
Условия приема учащихся: Набор производится в начале учебного года
через личное заявление совершеннолетнего лица или родителя (законного
представителя).
В течение учебного года в объединение на 1 и 2 год обучения могут быть
зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование с целью выявления уровня готовности и индивидуальных особенностей (первичных умений и навыков), а также ранее посещавшие другие объединения по данной направленности. По необходимости при наличии вакансии можно проводится дополнительный набор в объединение в течении учебного года.
Основание для отчисления из группы: нарушение учебной дисциплины,
систематические пропуски занятий без уважительной причины, в связи с переездом семьи на новое место жительства, нежелание учащегося продолжать
учебу.
Наполняемость групп: до 5 человек.
Объем и сроки реализации программы:
Сроки реализации программы: 2 года обучения.
Объем - 288 часов: I год - 144 часа, II год - 144 часа.
8
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Режим работы:
Общее количество часов в 1 год обучения – 144 часа, 4 часа в неделю, 16
часов в месяц. Занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа. Перемена между занятиями не менее 10 минут. Продолжительность 1 учебного
часа – 40 минут.
Общее количество часов во 2 год обучения – 144 часа, 4 часа в неделю,
16 часов в месяц. Занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа.
Перемена между занятиями не менее 10 минут. Продолжительность 1 учебного часа – 40 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение учебного года.
Формы организации занятий: работа в парах, индивидуальная, групповая
Виды занятий:
теоретические и практические занятия
интегрированные занятия
занятия с использование ИКТ
Защита творческих проектов
семинары
творческие игры
выставки работ учащихся,
обзорные экскурсии
лекция
самостоятельная работа
мастер-класс
круглый стол
викторины
тесты
посещение музея
участие в акциях
Успешно решать учебно-воспитательные задачи помогает работа с родителями. Вначале учебного года с ними подробно обсуждается программа работы, материально-технические условия её реализации. Родители привлекаются к заготовке материалов для изготовления игрушек, приглашаются на различные детские выставки и праздники, а также на родительские собрания.
Кроме этого, с родителями проводятся и индивидуальные беседы с целью
разъяснения конкретных мер помощи ребёнку в обучении с учётом его индивидуальных возможностей, а также с целью обсуждения результатов продвижения ребёнка в условиях педагогического воздействия.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
9
Цель программы: формирование устойчивого интереса, овладение знаниями, умениями, навыками шитья, формирование положительной мотивации
трудовой деятельности, развитие творческого потенциала у детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Цель первого года обучения: создание условий для самореализации
творческой активности ребёнка, воспитание интереса и любви к ручному
труду.
Цель второго года обучения: социальной адаптации обучающегося через швейное мастерство, развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и
Задачи программы:
Предметные задачи первого года обучения:
1.
дать представление о видах и свойствах ткани;
2.
дать первоначальное представление в области пошива одежды;
3.
обучить первоначальным навыкам раскроя и изготовления не
очень сложных изделий;
4.
научить распознавать виды дефектов и находить способы их
устранения;
5.
дать общее представление по изготовлению и ремонту одежды;
6.
познакомить со швейной профессией.
Предметные задачи второго года обучения:
1.
продолжить ознакомление со швейной профессией;
2.
обучить более сложным приемам изготовления и моделирования
выкроек одежды;
3.
формировать навыки работы с материалами различного происхождения;
4.
дать понятия конструирования, моделирования и поузловой обработки.
5.
научить самостоятельно находить необходимую информацию и
самостоятельно работать над изделием;
6.
сформировать навыки самостоятельного изготовления не сложного изделия.
Личностные (в течение всего срока обучения):
1.
развить природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в социуме;
2.
формировать стремление самостоятельно приобретать знания в
выбранной предметной области.
3.
формировать умение наблюдать и анализировать временные изменения в одежде.
4.
продолжить работу по формированию основ самооценки и самоконтроля в творчестве и в жизни.
5.
развивать интерес к художественному проектированию одежды.
6.
развивать фантазию и вкус при разработке, изготовлении и декоративном оформлении изделий.
10
Метапредметные (в течение всего срока обучения):
1.
воспитывать чувство уверенности в себе, позитивное отношение к
реальности и будущему.
2.
формировать понимание значения здорового и безопасного образа
жизни для человека.
3.
воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания и ответственности за общее творческое дело;
4.
привить основы культуры труда;
5.
сформировать внутреннюю мотивацию на получение будущей
профессии.
Программа способствует:
В целом занятия по программе позволят обучающимся совершенствовать уже приобретённые навыки практической деятельности, которые пригодятся им в дальнейшей взрослой жизни.
Обучение по программе формирует:
- стремление обучающихся к приобретению новых знаний;
- потребность в самообразовании.
Обучение по программе поощряет:
- инициативу обучающихся;
- активность и самостоятельность в образовательном процессе.
Обучение по программе развивает:
- мыслительные процессы;
- дизайнерские способности в творчестве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 года обучения
№
Название раздела/темы
1.
Вводное занятие. Т.Б.
2.
Материаловедение. Изучение ручных и машинных швов на примере изготовления постельного
белья или коврика из лоскутов
Построение и изготовление юбок конических
форм (солнце-клеш, полусолнце)
Изготовление ночной сорочки.
Изготовление текстильной куклы
3.
4.
5.
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
0
6
3
3
30
11
19
Формы контроля
Собеседование,
тестирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогический
контроль
16
8
8
14
6
8
11
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
6.
Ватная игрушка
14
6
8
7.
Куклы из полимерной
глины
Сумка «Шоппер»
14
2
12
14
2
12
Изготовление косметички
круглой формы
10. Ковровая вышивка
10
2
8
10
5
5
11. Вышивка бисером
10
5
5
12. Праздники.
Экскурсии.
Выставки
13. Итоговое занятие
2
0
2
2
0
2
144
52
92
8.
9.
Всего:
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение, тестирование
Содержание учебного плана 1 года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Т.Б. (2 часа)
Теория: Беседа. Представление общеразвивающей программы. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение творческих планов учащихся.
Форма контроля: Собеседование, тестирование
Раздел 2. Материаловедение. Изучение ручных и машинных швов
на примере изготовления коврика из лоскутов (для детей младшего возраста) или постельного белья (для детей старшего возраста). (6 часов)
Теория: Изучение свойств материалов. Изучение ручных и машинных
швов на примере изготовления коврика из лоскутов или постельного белья.
Практика: Практическая работа по изучению свойств материалов. Изготовление коврика из лоскутов или постельного белья.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Раздел 3. Построение юбок конических форм (солнце-клеш, полусолнце) (30 часов)
Теория: Построение юбок конических форм.
Практика: Снятие мерок. Построение выкройки юбки «солнце-клеш».
Построение выкройки юбки «Полусолнце». (Для детей младшего возраста раскрой производится по готовым лекалам.)
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 4. Изготовление ночной сорочки (16 часов)
Теория: Особенности построения чертежа ночной сорочки. Рассказ-объяснение с демонстрацией. Характеристика силуэтов и фасонов. Определение
понятия – примерка. Определение понятия – вторая примерка.
Определение понятия – поузловая обработка.
12
Практика: Построение выкройки ночной сорочки. (Дети младшего возраста учатся снимать готовые выкройки с журнала «БУРДА» путем переведения их на кальку). Моделирование. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.
Примерка. Устранение дефектов. Стачивание и ВТО вытачек, срезов. Обработка горловины. Окончательная отделка.
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 5. Изготовление текстильной куклы (14 часов)
Теория: Характеристика деталей кроя. Правила сборки деталей, набивка
и утяжка. Особенности грунтовки ткани.
Практика: Работа с лекалами. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка
выкроек на ткани. Раскрой. Сборка деталей. Набивка. Утяжка лица и формы
тела. Грунтовка. Раскраска лица текстильной куклы.
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 6. Ватная игрушка (14 часов)
Теория: История ватной игрушки. Выбор тематики ватной игрушки.
Изучение техники и приёмов при работе с ватой. Технология изготовления
клейстера. Обработка отдельных деталей и узлов в изделиях из ваты.
Практика: Плетение каркаса из проволоки. Работа с проволокой и фольгой. Изготовление клейстера. Наращивание объема и массы тела с помощью
сухой ваты. Закрепление формы с помощью клейстера. Просушка. Роспись изделия.
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 7. Куклы из полимерной глины (14 часов)
Теория: История создания полимерной глины (рассказ с демонстрацией
компьютерных слайдов). Техника и приёмы работы с глиной. Основные этапы
создания куклы из полимерной глины.
Практика: Изготовление каркаса и тела куклы. Лепка. Изготовление головы. Наращивание форм. Прорисовка лица.
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 8. Сумка «Шоппер» (14 часов)
Теория: История аксессуаров. История сумки «Шоппер». Виды сумокшопперов. Технология изготовления сумки.
Практика: Изготовление выкройки. Перенос выкройки на ткань. Раскрой. Обработка ручек сумки. Обработка верхнего среза сумки. Обработка боковых срезов основных деталей. Сшивание углов основных деталей для образования дна и боковых стенок. ВТО сумки. Декорирование сумки. Вышивка.
Аппликация.
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 9. Изготовление косметички круглой формы (10 часов)
Теория: Изготовление выкройки. Последовательность раскроя и пошива
изделия.
Практика: Построение выкройки. Правило раскроя. Изготовление аппликации. Соединение аппликации с полотнищем ручными стежками. Декорирование бисером или шнуром. Сборка изделия по срезам. Обработка верхнего среза. ВТО изделия.
13
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 10. Ковровая вышивка (10 часов)
Теория: Основные виды ковровой техники. Изучение петельной техники
ковровой вышивки. Узелковая вышивка в ковровой технике. Порядок работы.
Практика: Выбор и нанесение рисунка на ткань. Вышивка петлёй. Вышивка в узелковой технике.
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 11. Вышивка бисером (10 часов)
Теория: Изучение швов. Вышивка бисером по принту. Несчетный полукрест-монастырский шов. Контурная вышивка. Строчной шов, шов арочный,
обметочный шов. Круговая техника. Стебельчатый шов.
Практика: вышивка бисером в изученных техниках.
Форма контроля: Педагогический контроль.
Раздел 12. Праздники. Экскурсии. Выставки. (2 часа)
Практика: Обзорная и заочная (Интернет) экскурсия на выставки творческих работ мастеров и любителей декоративно-прикладного творчества.
Итоговая выставка коллективов.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Раздел 13. Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Подведения итогов. Творческая игра. «Профлото.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, тестирование.
Учебный план 2 года обучения
№
Название раздела/темы
1.Вводное занятие.
2.
Летний сарафан.
3.
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
0
16
8
8
22
11
11
Пошив сарафана.
4.
Скульптурно -текстильная техника.
12
6
6
5.
Работа с тканью.
14
7
7
12
6
6
6.
Куклы Тильды.
14
Формы контроля
педагогическое
наблюдение,
тестирование.
педагогический
контроль
педагогическое
наблюдение и
контроль
педагогическое
наблюдение и
контроль
педагогическое
наблюдение и
контроль
педагогическое
наблюдение и
контроль
7.
14
7
7
10
5
5
20
11
9
20
11
9
2
0
2
144
74
70
Кукла из папье-маше.
8.
Поделки из мешковины.
9.
Изготовление купальника.
10.
Техника канзаши.
11.
Итоговое занятие.
Всего:
педагогическое
наблюдение и
контроль
педагогическое
наблюдение и
контроль
педагогическое
наблюдение и
контроль
педагогическое
наблюдение и
контроль
педагогический
контроль
Содержание учебного плана 2 года обучения
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Содержание и характер обучения в новом учебном году. Техника безопасности. Организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, тестирование.
Раздел 2. Летний сарафан (16 часов)
Теория: Изготовление Летнего сарафана. Выбор модели. Правила и порядок снятия мерок. Построение выкройки. Изменение выкройки по модели.
Правила подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкройки на ткани.
Правила раскроя.
Практика: Выбор модели (работа с журналами). Снятие мерок. Построение чертежа летнего сарафана (дети младшего возраста учатся снимать готовые выкройки с журнала «БУРДА» путем переведения их на кальку). Изменение основы чертежа по модели. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой. (Для детей младшего возраста раскрой производится по готовым лекалам). Перенесение намеловки на парную деталь.
Форма контроля: педагогический контроль.
Раздел 3. Пошив сарафана (22 часа)
Теория: Правила сборки и последовательность обработки изделия.
Практика: Подготовка к примерке. Сметывание вытачек. Соединение деталей. Изготовление лямок. Примерка. Устранение дефектов. Дублирование
обтачек. Притачивание обтачек.
Обработка низа изделия. Стачивание пояса. Соединение пояса с талиевым
срезом по боковому шву. Обработка карманов. Притачивание накладного кармана к полотнищу юбки.
Форма контроля: педагогическое наблюдение и контроль.
Раздел 4. Скульптурно-текстильная техника (12 часов)
15
Теория: Техника и приемы, используемые при создании куклы в скульптурно-текстильной технике. Виды кукол в скульптурно-текстильной технике:
кукла большеножка, тыквоголовка, кукла из фетра, кукла в чулочной технике.
Особенности кукол в скульптурно-текстильной кукле. Технология изготовления кукол.
Практика: Изготовление куклы в скульптурно-текстильной технике (по
выбору обучающихся). Изготовление выкройки. Набивка и утяжка. Сшивание.
Подбор аксессуаров. Прорисовка лица.
Форма контроля: педагогическое наблюдение и контроль.
Раздел 5. Работа с тканью (14 часов)
Теория: История возникновения тканей. Техники работы с тканью: японский печворк, коврик в лоскутной технике, утилитарное рукоделие, картина в
технике «Художественные квилты». Технология изготовления.
Практика: Изготовление сумок, косметички, прихватки (по выбору обучающихся). Изготовление выкройки, раскрой, пошив, ВТО. Завершающий
этап: декорирование готового изделия.
Форма контроля: педагогическое наблюдение и контроль.
Раздел 6. Куклы Тильды (12 часов)
Теория: История возникновения куклы Тильда. Многообразие выбора
кукол-тильда. Технология выполнения швейных работ куклы-тильды. Ткани и
фурнитура, применяемые изготовления для самих кукол Тильда, для костюма
кукол. Изготовление выкройки основы и одежды куклы-тильды. Правила переноса чертежа на ткань. Об особенностях пошива тела и одежды для кукол тильда. Иллюстрированный материал. Создание причёски из пряжи.
Практика: Подбор и изготовление эскиза куклы и одежды. Подбор материала. Раскрой изделия и одежды. Перенос чертежа на ткань. Крой и сметывание деталей. Пошив и набивка синтепоном туловища, рук, ног. Оформление
лица и прически кукол Пришивание волос и вышивка лица. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление
одежды для куклы. Пошив и обработка внутренних швов одежды. Изготовление обуви для куклы. Обработка готового изделия. Декорирование изделия по
собственному замыслу.
Форма контроля: педагогическое наблюдение и контроль.
Раздел 7. Кукла из папье-маше (14 часов)
Теория: Техника и приёмы изготовления куклы из папье-маше. Основные принципы и методы. Материалы и инструменты. Особенности послойной
техники и процесс работы.
Практика: Приготовление массы папье-маше. Лепка головы. Изготовление рук и ног. Просушка. Затирка. Прорисовка туловища и лица. Дизайн изделия. Художественное оформление.
Форма контроля: педагогическое наблюдение и контроль.
Раздел 8. Поделки из мешковины (10 часов)
Теория: История джута. Изучение свойств мешковины. Льняная, хлопчатобумажная, джутовая мешковина, образцы мешковины. Технологические
16
карты сборки изделия. Презентация «Декор из мешковины». Достоинство поделок из мешковины.
Практика: Изготовление поделок из джута: новогодний декор, витражные поделки, панно с виноградом, фея с шариком, цветы из джута на ложке
(по выбору обучающихся).
Форма контроля: педагогическое наблюдение и контроль.
Раздел 9. Изготовление купальника (20 часов)
Теория: Свойства трикотажной ткани. Особенности работы с трикотажной тканью. Технология изготовления. Рассказ-объяснение: этапы работы.
Подбор купальника по типу фигуры.
Практика: Снятие мерок. Построение выкройки. Раскрой. Подготовка к
примерке. Примерка и подгонка. Обработка талиевого и шагового срезов. Обработка срезов лифа. Обработка бретелей, застёжки лифа. Декор изделия.
Форма контроля: педагогическое наблюдение и контроль.
Раздел 10. Техника канзаши (20 часов)
Теория: Техника канзаши. История канзаши. Знакомство с материалами
и инструментами для работы в технике канзаши. Правила для работы в технике канзаши. Виды канзаши.
Практика: Изготовление цветков в технике канзаши с острыми лепестками, с круглыми лепестками, из лент шириной 2,5 см, 5 см. Оформление
ободка, браслета в технике канзаши.
Форма контроля: педагогическое наблюдение и контроль.
Раздел 11. Итоговое занятие (2 часа)
Практика: Подведение итогов за учебный год. Викторина. Выставка работ.
Форма контроля: педагогический контроль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты первого года обучения:
1.
дано представление о видах и свойствах ткани;
2.
даны первоначальные представления в области пошива одежды;
3.
сформированы первоначальные навыки раскроя и изготовления не
очень сложных изделий;
4.
обучены распознавать виды дефектов и находить способы их
устранения;
5.
дано общее представление по изготовлению и ремонту одежды;
6.
ознакомлены со швейной профессией.
Предметные результаты второго года обучения:
1.
сформированы знания и представления в области швейной профессии;
2.
обучены более сложным приемам изготовления и моделирования
выкроек одежды;
3.
сформированы навыки работы с материалами различного происхождения;
17
4.
есть знания в понятиях конструирования, моделирования и поузловой обработки.
5.
обучены самостоятельно находить необходимую информацию и
самостоятельно работать над изделием;
6.
сформированы навыки самостоятельного изготовления не сложного изделия.
Личностные результаты
К концу обучения обучающийся:
1. Мотивирован к ответственному и позитивному отношению с участниками межличностного общения.
2. Осознанно подходит к выбору будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
3. Ответственно относится к своему здоровью.
4. Обладает навыками сотрудничества со взрослыми и детьми младшего
возраста в образовательной, проектной, исследовательской и других видах деятельности.
Предметные результаты:
К концу обучения обучающийся должен знать:
1.
Технологические приёмы обработки отдельных деталей и узлов в
изделии и уметь использовать приобретённые компетенции в самостоятельной
деятельности при пошиве и дизайне различных изделий.
2. Приёмы конструирования и моделирования изделий одежды.
3. Виды дефектов изделий и умеет их устранять.
4. Особенности швейных профессий.
5. Специфические и художественные особенности, направления дизайна
одежды и его историю.
6. Способен находить источники планирования работы и самостоятельно работать над индивидуальными проектами.
К концу обучения обучающийся должен уметь:
1. Способен сориентироваться в выборе профессий, связанных со швейным делом; знает условия приёма в профильные учебные заведения.
2. Знает технологию пошива различных изделий одежды.
3. Создаёт авторские продукты оригинальной творческой деятельности.
4. Публично представляет творческие проекты, используя грамотную
монологическую речь и выразительные средства языка.
5. Активно использует приобретенные компетенции на практике при
участии в разработке и создании творческих коллекций.
Метапредметные результаты:
К концу обучения обучающийся:
1.
Стремится самостоятельно приобретать знания в области пошива
и дизайна одежды.
2.
Способен анализировать модные тенденции и давать характеристику моделям одежды.
18
3.
Способен адекватно оценивать свои возможности и результаты
при решении творческих задач и в жизненных ситуациях.
4.
Заинтересован в художественном проектировании одежды, знает
стилистические особенности.
5.
Способен излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.
6.
Способен проявлять фантазию при разработке, изготовлении и декоративном оформлении костюма.
7.
Стремится к глубокому познанию предмета, способен выстраивать
перспективу самостоятельного творчества.
8.
Способен самостоятельно работать с литературой и другими источниками, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение.
9.
Свободно ориентируется в модных тенденциях, экспериментирует
со стилевыми решениями в костюме.
19
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
Тема
занятия
Факт
№
План
Дата
Вводное занятие.
Беседа-лекция. Представление общеразвивающей программы. Инструктаж по технике без1.
опасности. Обсуждение творческих планов учащихся.
Материаловедение. Изучение ручных и машинных швов. Изготовление постельного белья.
2.
Материаловедение.
Изучение машинных швов на примере изготовления постельного белья.
Изучение машинных швов на примере изготовле4.
ния постельного белья.
Построение и изготовление юбок конических форм.
3.
5.
Характеристика силуэтов и фасонов юбок.
6.
Правила и порядок снятия мерок. Снятие мерок.
7.
Построение выкройки юбки «Полусолнце».
Кол-во
часов
Календарный учебный график к программе «Первые шаги к мастерству» (швейное дело для детей с ОВЗ)
1 год обучения
Форма
занятия
Место проведения
Время проведения
Форма
контроля
2
2
Беседа,
тестирование.
ОРТ
«Жар-птица»
Собеседование,
тестирование
6
2
теоретическая
2
комбинированная
2
комбинированная
30
2
2
2
теоретическая
комбинированная
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
20
8.
Построение выкройки юбки «солнце-клеш».
9.
Изменение основы чертежа.
10.
Подготовка ткани к раскрою.
11.
Раскрой. (Для детей младшего возраста раскрой
производится по готовым лекалам. ).
12.
Подготовка к примерке.
13.
Примерка. Исправление дефектов.
14.
Стачивание боковых швов.
15.
Обработка пояса
16.
Соединение пояса с юбкой.
17.
Пришивание крючков. Выметывание петель.
18.
Обработка низа юбки
19.
Отделочная строчка и В.Т.О. изделия.
Изготовление ночной сорочки.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
16
20.
Построение выкройки ночной сорочки.
2
21.
Моделирование. Подготовка ткани к раскрою.
2
22.
Раскрой. Примерка.
2
комбинированная
практическая
практическая
21
23.
Возможные дефекты и их устранение
2
24.
Пошив. Стачивание и ВТО вытачек, срезов.
2
25.
Пошив. Стачивание и ВТО вытачек, срезов.
2
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Обработка горловины.
Окончательная отделка. ВТО
Изготовление текстильной куклы
Характеристика деталей кроя. Работа с лекалами.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой.
Правила сборки деталей, набивка и утяжка.
Сборка деталей текстильной куклы.
Сборка деталей, набивка текстильной куклы.
Утяжка лица и форм тела.
Особенности грунтовки изделия. Утяжка лица и
форм тела.
Грунтовка. Раскраска лица текстильной куклы.
Ватная игрушка
История ватной игрушки. Выбор тематики ватной игрушки.
Изучение техники и приёмов при работе с ватой.
Технология изготовления клейстера. Изготовление каркаса из проволоки.
2
2
комбинированная
комбинированная
практическая
комбинированная
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
14
2
2
2
2
2
2
2
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
14
2
комбинированная
комбинированная
2
Педагогический
контроль
22
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Работа с проволокой и фольгой. Изготовление
клейстера.
Обработка отдельных деталей и узлов в изделиях
из ваты. Наращивание объема и массы тела с помощью сухой ваты.
Наращивание объема и массы тела с помощью
сухой ваты.
Закрепление формы с помощью клейстера. Просушка.
Роспись ватной игрушки.
Куклы из полимерной глины
История возникновения и развития.
Техника и приемы работы с глиной.
Основные этапы создания куклы из полимерной
глины. Изготовление каркаса куклы.
Изготовление каркаса и тела куклы из полимерной глины
Изготовление каркаса и тела куклы из полимерной глины.
Изготовление каркаса и тела куклы из полимерной глины
Наращивание форм. Моделирование куклы.
Прорисовка лица и тела куклы.
Сумка «Шоппер»
История аксессуаров. История сумки «Шоппер».
Виды сумок-шопперов.
Технология изготовления сумки «Шоппер». Работа с выкройкой.
2
комбинированная
комбинированная
2
2
2
2
комбинированная
комбинированная
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
14
2
2
2
2
2
2
2
теоретическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
14
2
2
Теоретическая
комбинированная
23
51.
52.
53.
54.
55.
Перенос выкройки на ткань. Раскрой.
Обработка ручек сумки. Обработка верхнего
среза сумки.
Обработка боковых срезов основных деталей.
Сшивание углов основных деталей для образования дна и боковых стенок. ВТО сумки
Декорирование сумки. Вышивка. Аппликация.
Изготовление косметички круглой формы.
2
2
2
2
2
практическая
комбинированная
практическая
практическая
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
10
56.
Построение выкройки. Правило раскроя.
57.
Изготовление аппликации. Соединение аппликации с полотнищем изделия ручными стежками.
Декорирование бисером или шнуром.
2
58.
Сборка изделия по срезам.
2
59.
Обработка верхнего среза.
2
60.
ВТО изделия.
2
Ковровая вышивка
практическая
2
теоретическая
комбинированная
практическая
практическая
практическая
Педагогический
контроль
10
61.
Основные виды ковровой техники.
2
62.
Изучение петельной техники ковровой вышивки. Выбор и нанесение рисунка.
2
63.
Вышивка петлёй.
2
64.
Узелковая вышивка в ковровой технике. Подготовка к вышивке. Порядок работы.
2
теоретическая
комбинированная
комбинированная
комбинированная
24
65.
Вышивка в узелковой технике.
2
Вышивка бисером.
Изучение швов. Вышивка бисером по принту.
Несчетный полукрест-монастырский шов.
10
67.
Контурная вышивка. Строчной шов.
2
68.
Контурная вышивка. Шов арочный.
2
69.
Контурная вышивка. Обметочный шов.
2
70.
Круговая техника. Стебельчатый шов.
2
66.
71.
72.
Праздники. Экскурсии. Выставки.
Обзорная и заочная (Интернет) экскурсия на выставки творческих работ мастеров и любителей
декоративно-прикладного творчества. Итоговая
выставка коллективов.
Итоговое занятие.
Подведения итогов. Творческая игра. «Профлото.
ИТОГО:
2
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
Педагогический
контроль
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
2
2
экскурсия, выставка
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
2
2
игровая,
практическая
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение, тестирование
144
25
Тема
занятия
Факт
№
План
Дата
Вводное занятие.
1.
Содержание и характер обучения в новом
учебном году. ТБ. Организация рабочего
места. Подготовка инструментов, материалов для занятий. Тестирование.
Летний сарафан.
Кол-во
Часов
Календарный учебный график «Первые шаги к мастерству» швейное дело для детей с ОВЗ)
2 года обучения
Форма
занятия
2
беседа
2
комбинированная
3.
Снятие мерок.
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
5.
Форма
контроля
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение,
Тестирование.
16
Выбор модели. (Работа с журналами).
4.
Время проведения
2
2.
Построение чертежа Летнего сарафана.
(Дети младшего возраста учатся снимать готовые выкройки с журнала «БУРДА» путем переведения их на кальку)
Изменение основы чертежа по модели.
Место проведения
6.
Подготовка ткани к раскрою.
2
комбинированная
7.
Раскладка выкройки на ткани.
2
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический контроль
Педагогический контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
26
8.
Раскрой. (Для детей младшего возраста раскрой производится по готовым лекалам
2
комбинированная
9.
Перенесение намеловки на парную деталь.
2
комбинированная
Пошив сарафана.
Правила сборки и последовательность обработки изделия.
22
2
теоретическая
11.
Подготовка к примерке.
2
комбинированная
12.
Сметывание вытачек. Соединение деталей.
2
комбинированная
13.
Изготовление лямок.
2
комбинированная
14.
Примерка
2
комбинированная
15.
Устранение дефектов
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
10.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Дублирование обтачек. Притачивание обтачек.
Обработка низа изделия.
Стачивание пояса. Соединение пояса с талиевым срезом по боковому шву.
Обработка карманов.
Притачивание накладного кармана к полотнищу юбки.
Скульптурно-текстильная техника
Техника и приемы, используемые при создании
куклы в скульптурно-текстильной технике.
Виды кукол в скульптурно-текстильной технике: Подготовка материала.
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический контроль
Педагогический контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогический контроль
12
2
теоретическая
2
комбинированная
27
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Голова, набивка и утяжка лица.
Изготовление частей куклы (выкройка,
набивка, утяжка)
Сшивание всех частей.
Придание кукле законченного вида.
Работа с тканью.
История возникновения тканей. Техники работы с тканью: японский печворк, коврик в
лоскутной технике, утилитарное рукоделие,
картина в технике «Художественные квилты».
Изготовление сумок, косметичек, прихваток
(по выбору обучающихся). Подготовка материала.
Работа с тканью в выбранной технике. Изготовление выкройки.
Работа с тканью в выбранной технике. Раскрой.
Работа с тканью в выбранной технике. Пошив.
Завершающий этап. Пошив. ВТО изделия.
Декорирование изделия.
Куклы Тильды
История куклы Тильда. Технология выполнения швейных работ куклы-тильды. Изготовление выкройки Тильды: мишка, собачка, кот (по выбору обучающихся).
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
14
теоретическая
ОРТ
«Жар-птица»
2
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
12
комбинированная
2
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
28
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Пошив и набивка синтепоном туловища,
рук, ног. Смётывание деталей.
Оформление лица и причёски кукол.
Сборка изделия. Крой одежды куклы и смётывание.
Изготовление одежды и аксессуаров.
Обработка и декорирование готового изделия.
Кукла из папье-маше
Изучение техники и приемов при изготовлении кукол из папье маше.
Основные принципы и методы. Материалы и
инструменты. Изготовление эскиза.
Особенности послойной техники и процесс работы. Изготовление каркаса куклы.
Приготовление массы папье-маше.
Лепка головы. Изготовление рук и ног. Просушка. Затирка.
Прорисовка туловища и лица.
Дизайн изделия. Художественное оформление.
Поделки из мешковины.
47.
48.
История джута. Свойства мешковины.
Технологические карты сборки поделки из
мешковины.
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение, педагогический контроль
14
2
теоретическая
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
2
комбинированная
10
2
2
теоретическая
мастер-класс,
практическая
29
49.
50.
51.
Достоинство поделок из мешковины. Подготовительный этап работы над изготовлением
поделки.
Изготовление поделки из джута и мешковины в выбранной тематике.
Декорирование готового изделия из мешковины.
Изготовление купальника.
2
2
ОРТ
«Жар-птица»
педагогический контроль
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
педагогический контроль
педагогический контроль
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение
педагогический контроль
педагогический контроль
педагогический контроль
педагогический контроль
педагогический контроль
педагогический контроль
педагогический контроль
педагогический контроль
педагогический контроль
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
комбинированная
20
52.
Изучение работы с трикотажной тканью.
2
53.
Снятие мерок. Построение выкройки.
2
54.
Раскрой.
2
55.
Подготовка к примерке.
2
56.
Примерка и подгонка.
2
57.
Обработка талиевого и шагового срезов.
2
58.
Обработка срезов лифа.
2
59.
Обработка бретелей лифа.
2
60.
Обработка застежки лифа.
2
61.
Декор изделия
2
Техника канзаши.
История канзаши. Символика канзаши. Основные сведения.
20
62.
комбинированная
2
2
теоретическая
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
теоретическая
30
63.
64.
65.
Особенности техники «канзаши». Знакомство с материалами и инструментами для работы в технике канзаши.
Правила для работы в технике канзаши. Поэтапное изготовление цветка.
Цветок с острыми лепестками в стиле канзаши.
2
2
66.
Цветок с круглыми лепестками
2
67.
Виды цветков
2
68.
69.
70.
Цветы из лент шириной 2,5 см в технике канзаши.
Цветы из лент шириной 5 см выполненные в
технике канзаши.
Оформление ободка на голову технике канзаши.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический контроль
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
Педагогический контроль
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогический контроль
2
2
2
2
71.
Оформление браслета в технике канзаши.
2
2
72.
Итоговое занятие.
Подведение итогов за учебный год. Викторина. Выставка работ.
ИТОГО
2
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
комбинированная
практическая
144
31
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
3
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Наименование мероприятия
Срок выполнения
Ответственный исполнитель
Планируемый результат
Тематические беседы и акция,
посвященные Дню образования Краснодарского края
Тематические беседы в объединениях, посвященные
Дню народного единства
Мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
по отдельному плану
Акция «Посылка солдату»
Цикл мероприятий, посвящённый Дню космонавтики
Организация и проведение мероприятий, посвященных Великой Победы»
сентябрь
Морозова Л.Н.
ноябрь
Морозова Л.Н.
январь - февраль
Морозова Л.Н.
февраль
апрель
Морозова Л.Н.
Морозова Л.Н.
май
Морозова Л.Н.
ноябрь
Морозова Л.Н.
январь
Морозова Л.Н.
апрель
Морозова Л.Н.
Формирование ценностного отношения к Родине,
отечественному
культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам
Российской Федерации,
русскому
и
родному
языку, народным традициям, старшему поколению. Получение знаний и
представлений о государственном устройстве и социальной структуре российского
общества,
наиболее значимых страницах истории страны.
Формирование представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения; воспитание неравнодушного отношения к жизненным
проблемам других людей,
сочувствия к человеку,
находящемуся в трудной
ситуации.
Цикл мероприятий, посвящённый Дню матери (по отдельному плану)
Зимние каникулы (по отдельному плану)
Гагаринский урок «Космос –
это мы»
Уборка кабинетов
сентябрь
Примечание
Морозова Л.Н.
32
Трудовое воспитание
4
5
Акция «Уют кабинета».
Трудовой десант ко Дню Победы
февраль
май
Морозова Л.Н.
Морозова Л.Н.
сентябрь
март
Морозова Л.Н.
Морозова Л.Н.
Динамические паузы. Ежедневно, в перерывах между занятиями
в течение
года
Морозова Л.Н.
Физкультурное мероприятие,
приуроченное к Всемирному
Дню здоровья.
апрель
Морозова Л.Н.
Интеллектуальное Интеллектуальная олимпиада
воспитание
для дошкольников «Исследуй!
Познавай! Стремись!»
Физическое воспитание
Воспитание ценностного
отношения к труду и творчеству, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбия; формирование осознания приоритета нравственных основ труда.
Воспитание любознательности,
познавательных
интересов, мотивации к
учебной
деятельности;
формирование системы
знаний о предметах и явлениях
окружающей
жизни как условий умственного роста; развитие
эрудиции кругозора, интеллектуальной свободы
личности
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни; представления о
роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
33
рекламы на здоровье человека.
34
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимы:
Рабочий кабинет. Помещение для занятий должно быть оборудовано электроснабжением, столами, стульями, доска учебная, стенд для выставочных работ,
Примерочная кабина;
Техническое оснащение кабинета: бытовые швейные машины с
электроприводом, оверлок, электрический утюг, гладильная доска, манекены,
компьютер.
шкафами, стеллажами для хранения инструментов, материалов,
наглядных пособий, методической литературы.
магнитофон для обеспечения игровых ситуаций: физминуток, для
комплексных занятий, для музыкального фона;
Помещение должно быть хорошо освещено.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
Для выполнения работ на занятиях в творческой мастерской, обучающийся должен иметь набор необходимых материалов в соответствии с тематическим планом работы; карточки для самостоятельных работ, тесты, игра
«Профлото», журналы мод, выкройки, шаблоны, наглядное пособие;
Информационное обеспечение
Аудио-видео-фото-интернет-источники:festival@1september.ru-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», www.future4you.ru - Педагогический сайт, http://pedsovet.su/ - Сообщество взаимопомощи учителей,
www.desc.ru- Центр дополнительного образования детей "дистанционное обучение", http://www.ug.ru - Информационный сайт" Учительской газеты".
Интернет – ресурсы
1.
Креатив + [электронный ресурс] http://vk .com/ kreaaativ
2.
Идеи для творчества Рукоделие [электронный ресурс]
http://vk.com/public31805219
3.
Мир рукоделия [электронный ресурс] http://vk.com/world_hm
4.
PORRIVAN [электронный ресурс] http://porrivan.ru/
5.
Модный приговор/ мода, стиль, красота [электронный ресурс]
http://vk.com/modniytv
6.
Идеи рукоделия (вязание, шитьё, декор и дизайн) [электронный ресурс] http://vk.com/rykodeliya
7.
Burdastyle: клуб по интересам [электронный ресурс]
http://burdastyle.ru/
35
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками работы в этой
области.
Оценка образовательных результатов учащихся
Методы отслеживания результатов освоения программы: наблюдения во время занятий и мероприятий, творческие игры, защита проектов, анализ мнения родителей об отношении детей к занятиям в коллективе.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы промежуточной аттестации: итоговые занятия, включающие в
себя творческие игры, упражнения, карточки – задания, тесты (в конце первого
полугодия учебного года).
Выставка творческих работ внутри коллектива в конце первого полугодия; итоговая выставка творческих работ в конце учебного года.
Формы аттестации: защита творческих проектов (по окончанию полного
курса обучения по программе).
Участие и победа на региональных и всероссийских выставках – важнейший итог реализации данной общеразвивающей программы.
Для диагностики и фиксации результатов работы по программе могут
быть применены следующие способы:
творческие портфолио
диагностические карты
карты личностного роста
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы производится посредством «Карточки учета результатов обучения». (Приложение № 1).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы текущего контроля: карточки – задания, тестирование, упражнения.
Показателями результативности обучения являются: стабильность и работоспособность в течение учебного процесса, практические результаты учащихся.
В течение года проводится мониторинг качества усвоения программы:
Вводная диагностика (сентябрь)
Промежуточная диагностика (декабрь)
Итоговая диагностика (май)
36
Протокол промежуточной аттестации /аттестации
по итогам учебного года по ДООП обучающихся
«Первые шаги к мастерству» (швейное дело для детей с ОВЗ)
№
ФИО обучающегося
Разделы программы (темы),
форма аттестации
н - низкий нуровень
сс - средний вуровень
в - высокий
уровень
нсв-
Средний балл
обучающегося
нсв-
1.
2.
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Кладовая творчества»
«Первые шаги к мастерству» (швейное дело для детей с ОВЗ)
в конкурсах и выставках
Фамилия,
имя ребёнка
Дата
Название
конкурса,
выставки
Название работы
(художественный
материал)
Результат
МЕТОДИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение учебных занятий предполагает подбор дидактического и раздаточного материала, инструкционных карт, ссылок на ресурсы Интернет, карточек-заданий, чертежей-схем построения выкроек, инструкций по технике безопасности, сценариев мероприятий, специальной литературы по предмету, журналов мод, конспектов занятий, анкет, тестов,
наглядных пособий, образцов готовых изделий, выставочные коллекции.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, репродукций картин художников; видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.
• репродуктивный метод – метод практического показа.
В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие
виды:
• приобретение новых знаний (теоретических)
• занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная
деятельность ребенка под руководством педагога)
• повторение
• проверка знаний, умений, навыков
37
• комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со
всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Методы и формы работы
• беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание
• демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать
учебный материал
• организация индивидуальных и коллективных форм художественного
творчества
• организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
• организация выставок детских работ
• создание и развитие детского коллектива
• работа с родителями
Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
• фронтальный: одновременная работа со всеми воспитанниками;
• коллективный: организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный: чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
• групповой: организация работы по группам (2-5 человек);
• индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий.
Образовательные технологии
Быстрое развитие и использование информационных технологий открывает новые возможности. В учебном процессе необходимо использовать компьютер для расширения знаний по истории и теории моделирования одежды,
швейного дела. Выделяются такие направления применения компьютера: просмотр и анализ изучаемого материала, образцов, эскизов на занятии; изучение
истории и теории швейного дела, понятий моделирования и конструирования,
которые одновременно подаются в виде текста, видеоизображения (рисунки,
фотоматериалы, схемы); подборка музыкального материала для создания музыкального фона занятия. В тех случаях, если необходимо усвоить понятие,
увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более
широко, активно использую мультимедиа. Это позволяет детям видеть проблему, находить множество путей ее решения, анализировать и отбирать лучший из вариантов решения.
Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает
возможность разнообразить методы проведения занятий, сохранить контингент воспитанников. Используя готовые, хорошо проработанные игры с предлагаемым материалом по дисциплине швейное дело, можно обеспечить
успешное развитие творческих способностей воспитанников. Среди воспитанниц очень популярны профессиональное лото, кроссворды, загадки, работа с
38
карточками. Игровая форма проведения занятия вызывает живой интерес, снижает утомляемость детей и облегчает педагогу задачу отслеживания результатов обучения. Среди детей очень популярны ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, работа с карточками, инсценирование сказок. Применение
игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами и приемами
организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой
урока, увидеть индивидуальность детей. Для воспитанников игры – это способ
самореализации, самовыражения, самооценки.
Комплексную работу по сохранению здоровья можно осуществить посредством внедрения элементов здоровьесберегающих технологий. На каждом занятии для развития физических качеств, двигательной активности, формирования правильной осанки, применять физкультурно-оздоровительные
технологии: проводить релаксацию, физкультминутку для снятия усталости
глаз, пальцев, снятия напряжения в спине и шее. Прежде чем приступить к
практической работе, учащиеся всегда повторяют правила техники безопасности, т. К. сознательное соблюдение санитарно- гигиенических требований и
правил ТБ, сохраняет здоровье, снижает утомляемость, устраняет возможность травм, повышает производительность труда.
Использование технологии обеспечивает социально-психологическое
благополучие ребенка (создание ситуации успеха для каждого ребёнка, оказание ему педагогической поддержки) и валеологического просвещения родителей.
Необходимо создать ситуацию успеха -момент, когда в полной мере проявилось «желаемое», то особенное, неповторимое, индивидуальное, которое
было незнакомо даже самому ребенку. Именно в этот момент создается яркий
и запоминающийся «образ успеха», к которому не раз возвращается память
ребенка, чтобы он эмоционально пережил мгновение, когда он «приподнялся
над самим собой», почувствовал себя «другим». Подобный путь еще раз убеждает детей, что педагог не «над ними», а «рядом с ними». «Ситуация успеха»
— это не просто похвала учителем ученика, это момент «встречи» «себя самого сегодняшнего» с собой «возможным завтрашним» благодаря созданной
педагогом «развивающей среде». У ребят формируется адекватная самооценка, увлеченность, желание творить, созидать. Итог данного этапа — самоопределение и самореализация ученика, когда ребенок начинает выстраивать
сам определенную стратегию своего поведения, жизнедеятельности, творчества сообразно своим ценностям.
Во избежание переутомления детей применяю смену видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации.
39
Цель технологии личностно-ориентированного развивающего обучения
– максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В практике необходимо применять такие варианты дифференциации,
как: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая
дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса; ориентация учащихся старших групп на выбор профессии по профилю объединения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в
конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным
программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная
организация учебной деятельности, с одной стороны, помогает учитывать уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – принимать во внимание индивидуальные запросы ребенка, его возможности и интересы в конкретной образовательной области. Организация учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся, позволяет достичь максимальных
результатов.
Алгоритм учебного занятия
Структура занятий по программе включает теоретическую и практическую части, где применяются следующие методы обучения:
Объяснительно – иллюстративные
Репродуктивные
Частично-поисковые
Исследовательские
40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога.
1.
Брун В. «История костюма от древности до наших дней». М.
«ЭКСМО», 1996г.
2.
Ерзенкова Н.В. «Искусство красиво одеваться». Рига, 1993г.
3.
Ерзенкова Н.В. «Женская одежда в деталях». Минск «Полымя»,
1994г.
4.
Жолобчук В.В. «Модные костюмы. Деловые и праздничные». М.,
2006г.
5.
Журналы «Burda», 1998-2012 г.г.
6.
Куликова А.Г. «Школа шитья». М.,2005г.
7.
Миргородская Е.А. «Секреты шитья. Сложные операции». М.,
2006г.
8.
Найджел Которн. «История моды в 20 веке». М., «Эксмо», 1997г.
9.
Солнцева А.В. «Азбука шитья. От простого к сложному». М.,
2005г.
10. Топоровская Н.А. «женская одежда. Моделирование.»М.,2005г.
11. Топоровская Н.А. «Повседневная одежда. Моделирование.»М.,
2005г.
12. Топоровская Н.А. «Брюки. Юбки. Лучшие модели.» М.,2006г.
Список литературы для обучающихся.
1.
Журналы «Burda». 1998-2012г.г.
2.
Журналы «Diana moden» 1998-2012г.Зимина Н.И. «Одежда новая
и обновленная.» Петрозаводск. 1993г.
3.
Мартопляс Л.В., Скачкова Г.В. «Курсы кройки и шитья на дому».
Мн.,1998г.
4.
Солнцева А.В. «Азбука шитья. От простого к сложному.»
М.,2005г.
Интернет –ресурсы
1.
Burdastyle: клуб по интересам [электронный ресурс]
http://burdastyle.ru/
2. Мир рукоделия [электронный ресурс] http://vk.com/world_hm
3. Уютный декор и рукоделие. Совершенство в деталях [электронный
ресурс] http://vk.com/groups
4.
Модный приговор/ мода, стиль, красота [электронный ресурс]
http://vk.com/modniytv
41
Приложение 1
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Первые шаги к мастерству» (швейное дело для детей с ОВЗ)
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. воспитанника,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной терминологией
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
Владение специальным оборудованием и оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Практические умения и
навыки
1 полугодие
2 полугодие
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
1
2
3
4
5
Метод диагностики
Педагогическое наблюдение,
тестирование,
Собеседование (индивидуальное и групповое)
Контрольное задание, концертная деятельность
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
N
N
1
2
3
4
5
Ф.И. воспитанника
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществспец.литературу
лять
учебно-исследовательскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение выУмение веслушать и
ступать пести полеслышать
ред аудитомику, участпедагога
рией
вовать в
дискуссии
1
2
1
2
1
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение орНавыки соУмение аккуганизовать
блюдения
ратно выполсвое рабочее
правил ТБ
нять работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
42