МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Семицветик» (изостудия)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: 6 - 18 лет
Вид программы: модифицированная
Авторы-составители: Коноваленко Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Якимова Ирина Сергеевна, методист
г. Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР–ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 01 апреля 2024 года
Протокол № 06
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 143 от 01 апреля 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Семицветик» (изостудия)
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: 6-18 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.08.31 11:51:09 +03'00'
Условия реализации программы: бюджет
ID-номер Программы в Навигаторе: 952
Авторы-составители:
Коноваленко Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Якимова Ирина Сергеевна, методист
2
I.
II
Славянск-на-Кубани, 2024
Содержание
Комплекс основных характеристик образования: объем, 4
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
4
Цели и задачи программы
14
Содержание программы
15
Планируемые результаты
16
19
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
19
Раздел программы «Воспитание»
25
Условия реализации программы
35
Формы аттестации
36
Оценочные материалы
37
Методические материалы
38
Список литературы
42
Приложения
44
3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все, или почти все, дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Иногда
что-то не получается, потому что они мало знают о материалах, которыми
работают. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои
приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих
людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к
изобразительному искусству, а это обедняет человека. Велика сила
воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом
именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое
воспитание каждого ребенка.
Программа «Семицветик» (изостудия) рассчитана, главным образом, на
развитие у детей творческого начала.
Воспитательная компонента в студии реализуется согласно разделу
«Воспитание» программы. (Раздел № 2). Планом предполагается проведение
мероприятий, направленных на нравственное, эстетическое, трудовое,
патриотическое и физическое.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (ред. от 25 декабря 2023);
- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере;
- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г.
№ 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования
при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг на территории Краснодарского края»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 г.
№ 1230-р утверждены изменения Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №
678-р;
- Концепция технологического развития на период до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
4
- Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г.
№ 11;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный
07 декабря 2018 года;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
5
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г. Министерство образования
и науки РФ;
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09);
Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06 июля 2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020
г.;
Устав
муниципального
автономного
учреждения
центр
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы - ознакомительный.
Актуальность этой программы заключается в том, чтобы помочь
детям своевременно узнать, какими возможностями обладают, казалось бы,
самые обыкновенные материалы для рисования, какие существуют приемы
работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, как
работать с бумагой и трафаретами.
Настоящая программа является результатом апробации её основного
содержания, реализованного в объединении «Семицветик» (изостудия) через
ряд программ по изобразительному искусству: Рисунок. 1-11 кл. Живопись.
1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы
народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического цикла.- 3-е изд., стереотип.- М.:
Дрофа, 2001. Представляемая в настоящем модифицированном виде –
расширенная по тематике, углубленная по содержанию, данная программа
предлагает учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО с
6
перспективой
последующей
специализации
в
отдельных
видах
изобразительного искусства.
Новизна программы состоит в том, что, как указано выше, расширен
спектр направления деятельности: основы рисунка, живописи, а также декоративно-прикладное и традиционное народное творчество. На занятиях
впервые используются не только традиционные художественные средства
(карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные
материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды
цветной бумаги, картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в
каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и
удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию
принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем
базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности
детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Семицветик»
включает в себя несколько аспектов.
Во-первых, это развитие творческих способностей, художественного
вкуса и повышение интереса к самореализации через изобразительное и
декоративно-прикладное творчество, что способствует формированию
будущих кадров в сфере локальных креативных индустрий и
инвестиционных творческих индустрий.
Во-вторых, программа способствует развитию логического мышления,
креативности и умения работать в команде, что важно не только для
успешной карьеры в области художественного творчества, но и для
адаптации в современном обществе.
Экономический эффект заключается в подготовке квалифицированных
специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные
технологии в индустрии творчества, что способствует повышению
конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Благодаря этому воспитывается новое общество, принося
значительный вклад для социально-экономического развития города
Славянска-на-Кубани, Славянского района и Краснодарского края в целом.
Включение профессиональной ориентации в учебно-воспитательный
процесс в изостудии «Семицветик» позволяет решать задачи
профориентационной работы путём оказания помощи учащимся в
самопознании и саморазвитии творческих способностей; систематического
ознгакомления с содержанием профессий, изучения личности ребёнка, его
профессиональных интересов, намерений, возможностей, способностей.
Наряду с общими целями и задачами дополнительной образовательной
программы, решаются сопутствующие задачи по профориентационной
работе посредствам диагностической, развивающей, обучающей и
просветительской деятельности. Задача – выявление способностей и таланта
7
ребёнка и направление его в нужное русло по выбору профессии для души и
общества в целом.
Таким образом, программа позволяют ребёнку раскрыть свои
способности и определить возможности в собственной профессиональной
деятельности. Выбор профессии играет значимую роль в самоопределении и
социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной
ориентации.
Педагогическая целесообразность.
Программа «Семицветик» (изостудия), как указывалось выше,
включает в себя основы рисунка, живописи, а также - декоративноприкладное и традиционное народное творчество. Такой комплекс
направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности
ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус),
а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с
различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода
служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках
одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к
творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми
возможности учащегося в других областях изобразительной деятельности.
Однако, стремление охватить в программе изостудии как можно
больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно
для детей и родителей, на самом деле часто чревато «хождением по верхам».
Что формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при
поверхностных знаниях и сомнительных умениях. Язык различных видов
искусства делают художественную деятельность уникальным средством
воспитания и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративноприкладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке
потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками.
Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир
изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть
красоту окружающего мира.
Организация художественно-творческой деятельности школьников, их
художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных
видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей
к национальной культуре нашего народа. С погружением ребенка в стихию
народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии
формируются его эстетические и нравственные идеалы. Это истоки того, что
называется этническим самосознанием, национальным характером. Поэтому
большое внимание в программе уделено декоративно-прикладному
искусству и народному творчеству.
Время, отведённое на изучение курса, позволяет им в достаточной
степени овладеть техническими навыками работы в материале. Процесс
трансформации натуральных мотивов в декоративную композицию очень
сложен. Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения,
8
силуэтность, симметрия и асимметрия, статичность и динамика, ритм,
стилевое единство, колорит и прочее.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от
простейших
упражнений
до
самостоятельно
выполненной
художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения
детьми получаемых знаний и навыков, на закрепление их в последующих
заданиях, всё это развивает у них не только навыки технического ремесла, но
и творческого начала. В процессе решения технических и творческих задач,
учащиеся овладевают разнообразными техниками, знакомятся с правилами
безопасности при работе с оборудованием и рабочими инструментами.
В ходе обучения развивается речь обучающегося. Она обогащается
профессиональной терминологией. Знания, умения, навыки, приобретенные в
ходе практических занятий, так же важны, как и теоретические основы,
полученные из книг и бесед. Для более полного усвоения полученных
знаний, в конце тем рекомендуется проводить творческую индивидуальную
работу. В этом случае учащиеся имеют возможность защитить свою работу и
выслушать замечания и дополнения. Такие приемы развивают творческое
мышление, расширяют кругозор, появляется требовательность к себе и к
своему труду, самокритика, профессиональные знания. Задача занятий –
сделать творчество естественным состоянием каждого учащегося. Развитию
творческой активности способствует участие учащихся в выставках и
конкурсах. Эскизы композиций могут являться самостоятельной творческой
работой.
Проведение профориентационной работы на занятиях помогает
учащимся определить свои интересы, склонности и способности, волевые
качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И
самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля
обучения.
Отличительные особенности программы
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Помимо
этого, отличительность данной программ в том, что несмотря на то, что она
рассчитана на детей разного возраста, ориентирована на то, чтобы дать
базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на
преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как
живопись, рисунок, графика. Применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству, в том числе
альтернативных техник рисования (монотипия, граттаж, набрызги, рисование
тычком, пальцами и т.д.) дает базу знаний, дающую обучающимся
9
перспективу их творческого роста, личностного развития в программном
поле в специализированных художественных школах.
Характеристика обучающихся по программе.
Работа в изостудии «Семицветик» строится на принципе личностноориентированного подхода, возрастные рамки нестрогие: 6-18 лет.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные знания,
умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Им свойственна
повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение
сфер интересов, увлечений, они активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя, учебная
деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и
самосовершенствованию.
Медико-психолого-педагогические характеристики.
У детей 6 – 10 лет формируется нравственная сфера личности.
Эмоционально-волевая память и внимание приобретают произвольный
характер. Формируется переход от наглядно-образного и конкретнодейственного мышления к теоретическому мышлению. Формируется
логическая память.
У детей 11 - 15 лет формируются мотивы самосознания, взглядов,
убеждений, мировоззрений. Характерная особенность детей этого
возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия, более
развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети быстрее
запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события,
лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.
15 – 18 лет - это пора достижении, стремительного наращивания знаний,
умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой
социальной позиции. Но это и возраст потерь детского мироощущения, более
беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных и
тревожных сомнений в себе и в своих возможностях, поиски правды в себе и
в других. Это шаг в зрелость, пора выбора своего места в жизни, определения
и реализации своих планов, пора всепоглощающего стремления к общению.
Юность бескомпромиссна и ее ведущей чертой является жажда самовыражения
и самораскрытия.
Набор производится на добровольной основе по интересам и
способностям. Запись
на
дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте
«Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края»
https://p23.навигатор. дети/
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и
одновозрастная. Учащиеся преимущественно распределяются по группам
только в зависимости в зависимости от смены занятий у обучающегося в
школе и набора по факту и пожелания ребенка. Желательно группы
формировать из детей среднего школьного возраста, то есть учащиеся 5-8
10
классов и учащихся 1-4 классов (начальная школа) отдельно. Учащихся
старшего звена предпочтительно вывести в отдельные группы.
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности
детей, базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные
по степени сложности исполнения.
Дети, проявляющие выдающие способности, успешного обучения по
данной программе и изъявления желания развиваться и обучаться в данном
направлении, могут обучаться по индивидуальному образовательному
маршруту, продолжить (или параллельно обучаться) своё обучение по
программам «Радость творчества», «Art-мастерская» либо продолжить
образование в Детской художественной школе города Славянска–на-Кубани.
В группах могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учётом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося. При необходимости разрабатывается индивидуальный
учебный план для каждого ребёнка, в зависимости от его готовности к
взаимодействию, эмоционального состояния, имеющихся проблем,
интересов.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
а также часто болеющих детей (пропуски занятий) по программе планируется
по форме (Приложение 1).
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование с
целью выявления уровня готовности и индивидуальных особенностей
(первичных умений и навыков). По необходимости при наличии вакансии
можно проводить дополнительный набор в объединение.
В объединение могут быть зачислены на обучение по данной
программе дети 6 лет, успешно прошедшие обучение по программам
художественной направленности (ДПТ) в данном учреждении или в
учреждениях, тематически близких или не обучающиеся ранее, но успешно,
прошедшие собеседование, тестирование и проявившие наличие
специализированных знаний и первоначальных навыков по профилю
объединения, также проявившие определенные способности.
В студии могут заниматься дети с ограниченными возможностями
здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Условия приема обучающихся: желание ребенка, личное заявление
совершеннолетнего лица или родителя (законного представителя).
11
Основание для отчисления: систематические пропуски занятий без
уважительной причины, переезд семьи на новое место жительства,
нежелание обучающегося продолжать учебу
Численный состав групп.:
Количество обучающихся в группе из расчета площади одного
занимающего в соответствии с требованиями строительных норм и правил от 10 до 12 человек. Как правило, занятия проводятся всем составом в
соответствии с календарным учебным графиком.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
собеседованием, главный критерий, проявление интереса к изобразительным
видам творчества. Производится отслеживание (мониторинг) уровня
развития учащихся, зачисленных на обучение и уровень развития учащихся.
Личностные характеристики. Потенциальные учащиеся объединения
должны проявлять интерес к видам и жанрам ИЗО. По темпераменту,
характеру, способностям учащиеся могут быть разнообразными.
Потенциальные роли в программе: учащиеся, занимающиеся по
программе изостудии «Семицветик», имеют равные возможности для
проявления своих творческих способностей, а также могут сравнить свои
достижения с успехами других детей. Занятия по настоящей программе
обеспечивают «ситуацию успеха», что создает благоприятные условия для
социализации ребенка. Учащиеся, более старшие и опытные могут выступать
в качестве наставников и консультантов для младших, делиться с ними
опытом, принимать участие в конкурсах и мастер-классах.
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями
здоровья (с сохранным интеллектом); талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования с родителем (законным
представителем). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребёнка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в
другой образовательной организации с более подходящими условиями для
данной нозологии и уровня трудностей у ребёнка.
Объем и сроки реализации программы.
Сроки реализации программы: 1 год обучения. Объем - 72 часа.
Возможны два варианта реализации: 36 учебных недель и 18 недель.
Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий и
дистанционного обучения. Для повышения качества образования, его
доступности,
вовлечения
максимального
количества
учащихся,
проживающих в отдаленных территориях муниципалитета, любой
тематический раздел программы может реализовываться с использованием
дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий
через Интернет (VKМессенджер и Сферум). В условиях удалённого обучения
12
используются (дистанционные образовательные технологии), кейстехнологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов
(текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телеком-муникационным
каналам (электронная почта); - самообучение, реализуемое при помощи
использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими
участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат
(онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные
консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и
навыков.
Режим работы:
Если длительность реализации программы - 36 недель:
- 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 час - занятие +10 мин перемена + час - занятие);
- занятия проводятся 2 раза в неделю: одно занятие в один день (час занятие) и одно занятие 1 час в другой день, где 1 час – для детей 6 лет – 30
минут, для детей 7-18 лет - 40 минут.
Если длительность реализации программы (ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы) 18 недель:
- 2 раза в неделю по 2 академических часа (час - занятие +10 мин перемена +час - занятие), где 1 час – для детей 6 лет – 30 минут, 40 минут –
для детей 7-18 лет.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и
индивидуальных форм работы, что воспитывает у детей взаимное уважение,
умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному
творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит
общий результат. Программой предполагаются коллективные формы работы
при выполнении воспитанниками творческих заданий. Предусмотрено
изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение
выставок, участие в выставках и конкурсах.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теорией. В
основе её тесная взаимосвязь с такими предметами как: декоративная
композиция, живопись, рисунок, цветоведение. Теоретический материал
излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития
различных видов искусств и народного художественного творчества.
Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено
посещение выставок и музеев с целью ознакомления учащихся с красотой и
богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к
родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе.
Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной
подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного
искусства.
13
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы: развитие посредством занятий изобразительной деятельностью
визуально-пространственного
мышления
учащихся
как
формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего
возможность самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка
посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к
достижениям мировой художественной культуры.
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;
- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости
от точки зрения;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра;
Метапредметные:
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации);
- сформировать внутреннюю мотивацию на получение будущей
профессии.
Личностные:
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и
народов;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
Наименование
п/
раздела, темы
п
1 Вводное занятие
2 Графические
занятия
3 Живописные
техники
4 Скульптурные
занятия
5 Тематические
композиции
6 Итоговое занятие
Всего
Количество часов
Форма контроля
всег теори практик
о
я
а
2
1
1
Педагогическое наблюдение.
22
4
18
Педагогическое наблюдение.
Просмотр и анализ работ
16
2
14
Педагогическое наблюдение.
Просмотр и анализ работ
8
1
7
Педагогическое наблюдение.
Просмотр и анализ работ
22
4
18
Педагогическое наблюдение.
Просмотр и анализ работ
2
0
2
Творческий отчет
72
12
60
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие.
Теория: Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год.
Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда студии.
Презентация. Правила поведения в студии. Техника безопасности.
Материалы и принадлежности. Знакомство с миром творческих профессий.
Практика: Тестирование.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.
Графические занятия.
Теория: Виды и жанры ИЗО. Форма, конструкция, пропорции
предметов в произведениях художников. Понятие перспективы (воздушная и
линейная), светотень. Изучение закономерностей перспективы, конструкции,
светотени. Линия, штрих, тон – выразительные средства рисунка.
Графические материалы. Простой карандаш, его твердость или мягкость.
Цветные карандаши, пастель, восковые мелки, фломастеры, техника
«граттаж». Фломастеры, их особенности и возможности. Графические
работы в технике карандаш (Просмотр лучших работ из фонда).
Практика: создание композиций графическими материалами и
инструментами. Создание линейной композиции простым карандашом
(натура - природный материал). Элементы «дудлинга» простым карандашом
или ручкой. создание композиций с помощью точек фломастерами.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Самостоятельная
работа. Просмотр и анализ работ.
3.
Живописные техники.
15
Теория: Живопись - язык цвета, цветное изображение мира. Свойства
красок. Тон, цвет, мазок, пятно, силуэт – выразительные средства живописи.
О природе цвета, понятие спектра, хроматических и ахроматических цветов,
оптическое, пространственное и механическое смешение цветов. Цветовой
тон, насыщенность, светлота, цветовой контраст, локальный цвет.
Гуашь.Технические приемы: «сухая кисть», «примакивание», «тычок».
Понятие «плотный цвет». Акварель - одна из изящнейших техник, ее
особенности.
Практика: Создание композиций в технике акварели, гуаши. Создание
абстрактных композиций в технике акварели нетрадиционными способами.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Самостоятельная
работа. Просмотр и анализ работ.
4.
Скульптурные занятия.
Теория: понятие «скульптура», разнообразие скульптурных материалов
и инструментов.
Практика: создание небольших объемных и рельефных композиций из
глины, пластилина, соленого теста. Завершение рельефных работ с помощью
окрашивания.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Самостоятельная
работа. Просмотр и анализ работ.
5.
Тематические композиции.
Теория: Базовые принципы композиции. Правила передачи движения,
покоя. Выделение сюжетно-композиционного центра. Передача симметрии и
асимметрии.
Практика: эскиз и создание композиции в любой технике.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Самостоятельная
работа. Просмотр и анализ работ.
6. Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов работы объединения. Диагностика
усвоения программного материала, возможностей детей. Открытое занятие
для родителей. Выставка творческих работ.
Форма контроля: Творческий отчёт.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
•
знают основы изобразительной грамоты (знают: основные цвета,
цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета), понятие композиция
листа, понятие симметрии, свойства красок и графических материалов, азы
линейной и воздушной перспективы);
•
знакомы с жанрами изобразительного искусства; знают основные
приемы различных видов декоративно-прикладного искусства;
16
•
ознакомлены с различными художественными материалами и
техниками
изобразительной
деятельности:
правильно
используют
художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
•
владеют основами перспективного построения фигур в
зависимости от точки зрения;
•
приобретены умения грамотно строить композицию с
выделением композиционного центра;
•
приобщены к достижениям мировой художественной культуры;
Метапредметные:
•
развиты чувственно-эмоциональные проявления: внимание,
память, фантазия, воображение
•
развито колористическое видение: будут уметь смешивать цвета
на палитре;
•
наблюдается проявление художественного вкуса, способности
видеть и понимать прекрасное;
•
улучшена моторика, пластичность, гибкость рук и точность
глазомера;
•
наблюдается
проявление
организационно-управленческих
умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы
и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
•
развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации);
•
развито
проектное
мышление,
творческое
мышление
(способность анализировать, сравнивать, выделять признаки, обобщать),
самостоятельного мышления, прикладной стороны мышления;
•
проявляют навыки самоконтроля и навыки самоанализа,
самореализации;
•
показывают высокий уровень познавательной активности и
стремления к творческому самовыражению;
•
сформирована внутренняя мотивация на получение будущей
профессии.
Личностные:
•
сформирован устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
•
сформировано уважительное отношение к искусству разных
стран и народов;
•
проявляет терпение, волю (умение мобилизовать себя на
достижение поставленной цели), усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
•
грамотно оценивает свою работу, находит ее достоинства и
недостатки, работает самостоятельно и в коллективе.
17
Учащиеся, завершившие освоение дополнительной образовательной
программы, должны овладеть следующими компетенциями:
- познавательная компетентность-способность к обучению в течение
всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте;
- информационная компетентность: умение самостоятельно искать
необходимую информацию: учащиеся сами ищут информацию,
необходимую для реализации творческих проектов, умение обрабатывать
информацию: учащиеся анализируют имеющиеся факты, отбирают нужное,
систематизируют полученные сведения и применяют их на практике;
- коммуникативная компетентность - владение различными средствами
письменного и устного общения; владение способами презентации себя и
своей деятельности;
- социокультурная компетентность - соблюдение норм поведения в
окружающей среде, правил здорового образа жизни; готовность к участию в
позитивных социальных преобразованиях на уровне ЦДО, города и района);
- организаторская компетентность (планирование и управление
собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки
деятельности; способность принимать ответственность за собственные
действия; владение способами совместной деятельности);
- творческая компетенция – своеобразное видение мира, способность
определения многофункциональности предметов и возможность их
модификации; быть способным критически мыслить, искать пути решения
проблем, чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания
могут быть применены в окружающей его действительности, быть
способным генерировать новые идеи, творчески мыслить.
18
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
1.
2.
3.
Факт
№
План
Дата
Тема
занятия
Вводное занятие.
Теория: Знакомство со студией и педагогом.
Беседа о планах на год. Организация рабочего
места. Правила поведения в студии. Техника
безопасности. Материалы и принадлежности.
Знакомство с миром творческих профессий.
Практика: Тестирование.
Графическое занятие.
Теория: Виды и жанры ИЗО. Графические
материалы. Простой карандаш, его твёрдость
или мягкость. Графические работы в технике
карандаш (Просмотр лучших работ из фонда).
Графическое занятие.
Теория: Линия в ИЗО. Выразительные
возможности.
Практика: создание линейной композиции
простым карандашом (натура - природный
материал). Элементы «дудлинга» простым
карандашом или ручкой.
Кол-во
часов
Календарный учебный график к программе «Семицветик» (изостудия)
Время
проведени
я
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Лекция.
Презентация
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
2
2
2
Комбинированное
занятие
19
4.
5.
6.
7.
8.
Живописная техника.
Теория: Живопись - язык цвета, цветное
изображение мира. Свойства красок. Акварель
- одна из изящнейших техник, ее особенности.
Практика: Создание композиций в технике
акварели. Создание абстрактных композиций в
технике акварели нетрадиционными
способами.
Скульптурное занятие.
Теория: понятие «скульптура», разнообразие
скульптурных материалов и инструментов.
Практика: создание небольших рельефных
композиций из, пластилина. Завершение
рельефных работ с помощью окрашивания.
Графическое занятие.
Теория: Точка в ИЗО. Выразительность
точечных композиций в графике. Фломастеры,
их особенности и возможности.
Практика: создание композиций с помощью
точек фломастерами.
Живописная техника.
Теория: Гуашь, ее особенности и приемы
работы с ней. Цветовая триада.
Практика: Создание несложной композиции в
технике гуаши с использованием трех
основных красок.
Скульптурное занятие.
Теория: скульптура-искусство отсекать
лишнее.
Практика: создание рельефной композиции в
тех.скульптуре.
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
2
2
2
2
2
20
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Тематическая композиция.
Теория: основы композиции в ИЗО.
Практика: эскиз и создание композиции в
любой технике.
Графическое занятие.
Теория: Тон в ИЗО. Понятие «пятно».
Практика: создание композиций с помощью
пятен и клякс (тушь, кисть, трубочка для
коктейля). Превращение клякс в конкретные
предметы.
Живописная техника.
Теория: Теплая цветовая гамма.
Практика: создание композиции в теплой
цветовой гамме.
Графическое занятие.
Теория: Штрих в ИЗО.
Практика: создание штриховой композиций
графическими материалами и инструментами.
Графическое занятие.
Практика: создание штриховой композиций
графическими материалами и инструментами.
Живописная техника.
Теория: холодная цветовая гамма.
Практика: создание композиции в холодной
цветовой гамме.
Тематическая композиция.
Теория: Динамика в композиции.
Практика: создание динамичной цветовой
композиции
2
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
2
2
2
2
2
2
21
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Скульптурное занятие
Теория: объем в скульптуре.
Практика: создание объемной скульптурной
фигурки в пластилине.
Тематическая композиция.
Теория: Цветовые контрасты.
Практика: Создание композиции на эту тему.
Тематическая композиция.
Теория: Форма предметов в произведениях
художников и наяву.
Практика: создание композиции с
определением форм предметов.
Тематическая композиция.
Теория: Цветовые нюансы.
Практика: Создание композиции на эту тему.
Тематическая композиция.
Теория: выделение сюжетно-композиционного
центра.
Практика: Создание тематической композиции
Тематическая композиция.
Теория: пропорции предметов. Симметрия и
асимметрия в композиции.
Практика: Создание композиции с акцентом
на пропорции предметов.
Графическое занятие.
Теория: конструкция предметов в
произведениях художников.
Практика: конструктивное построение
предметов быта карандашом.
2
2
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
2
2
2
2
2
22
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Тематическая композиция.
Теория: Статика в композиции.
Практика: создание статичной цветовой
композиции.
Скульптурное занятие
Теория: скульптурная композиция.
Практика: создание большой скульптурной
композиции.
Графическое занятие.
Теория: понятие светотени в ИЗО.
Практика: светотеневой разбор предметов
(натюрморт).
Тематическая композиция.
Теория: Настроение в композиции.
Импрессионизм и экспрессионизм.
Практика: создание цветовой композиции,
отражающей настроение и характер
Тематическая композиция.
Теория: Пуантилизм.
Практика: создание точечной цветовой
композиции.
Тематическая композиция.
Теория: Изучение закономерностей
перспективы. Понятие воздушной перспективы
в ИЗО.
Практика: создание композиции с
использованием знаний о воздушной
перспективе.
Графическое занятие.
Теория: линейная перспектива в ИЗО.
Практика: эскиз и начало создания
композиции с использованием знаний о
линейной перспективе.
2
2
2
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
2
2
2
2
23
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
ИТОГО
Графическое занятие.
Теория: линейная перспектива в ИЗО.
Практика: продолжение работы над
композицией с использованием знаний о
линейной перспективе.
Графическое занятие.
Теория: Реалистическая живопись. Натюрморт.
Практика: графическое построение
натюрморта
Живописная техника.
Теория: влияние освещения в живописи.
Практика: начало работы над натюрмортом в
цвете.
Живописная техника.
Теория: влияние освещения в живописи.
Практика: продолжение работы над
натюрмортом в цвете.
Живописная техника.
Теория: Портрет в живописи.
Практика: эскиз и создание портретной
композиции.
Живописная техника.
Теория: Портрет в живописи.
Практика: завершение работы над портретной
композицией.
Итоговое занятие.
Практика:
Подведение
итогов
работы
объединения.
Диагностика
усвоения
программного материала, возможностей детей.
Выставка творческих работ.
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированное
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Практическое
занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Просмотр и
анализ работ
Творческий
отчет
2
2
2
2
2
2
2
72
24
Раздел «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания учащихся
Целью воспитания по данной программе является создание условий для
формирования активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского
самоопределения, развития творческих способностей и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в культурном и нравственном
развитии на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п.2)
Задачами
воспитания
по
программе
являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций культуры; организация общения между ними на содержательной
основе
целевых
ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным
нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация ответственного поведения детей, создание, поддержка и
развитие среды воспитания, условий физической безопасности, комфорта.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии,
традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей),
развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшему
поколению;
- воспитание уважения к культуре народов России, мировому искусству;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей и подростков, создания и
поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности,
формирование
межличностных
отношений
на
основе
российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных
занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является
организация их взаимодействий в процессе обучения, в подготовке и
проведении календарных праздников (с возможным участием родителей
25
(законных представителей). В воспитательной деятельности с детьми и
подростками по программе используются такие методы воспитания, как:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение);
- метод положительного примера (педагогов, других взрослых и самих детей);
-метод упражнений (тренировок);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования
(с учетом преимущественного права на воспитание детей их родителями);
- метод стимулирования (поощрения);
- метод переключения в деятельности;
- метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- метод воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных площадках,
мероприятиях.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы и опросы родителей) и
после ее завершения (промежуточная аттестация и аттестация по итогам
освоения программы).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы
26
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Наименование
мероприятия
Тематические беседы и
акция, посвященные
Дню образования
Краснодарского края,
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
Сентябрь
Педагогиорганизаторы,
педагог д/о
Тематические беседы в
объединениях,
посвященные Дню
народного единства
Районный этап
краевого конкурса
детского
художественного и
литературного
творчества
Ноябрь
«Служба спасения 01»
Краевой конкурс
изобразительного и
декоративноприкладного
творчества «Пасха в
кубанской семье»
Март
Апрель
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
космонавтики
27
Планируемый результат
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому
и
родному
языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве и социальной структуре
российского общества, наиболее
значимых
страницах
истории
страны.
Примечание
Муниципальный этап
конкурса рисунков «И
помнит мир
спасённый»
Беседа с учащимися
объединений «Символы
моей Родины»,
посвященная Дню
Флага РФ
Конкурс рисунков
«Моя Россия»
2
Нравственное
воспитание
Апрель
Август
Август
Участие в выставке
краевого конкурса
детского творчества
«Мой любимый
учитель»
Сентябрь
Участие в
международном
конкурсе детского
творчества «Красота
Божьего мира»
Октябрь
Конкурс рисунков,
посвященных Дню
учителя
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
матери (по отдельному
Педагогиорганизаторы,
педагог д/о
Ноябрь
Ноябрьянварь
28
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения к жизненным проблемам
других
людей, сочувствия к
человеку, находящемуся в трудной
ситуации;
плану)
Городской, районный и
краевой этапы краевого
конкурса детского
творчества «Светлый
праздник Рождество
Христово»
Апрель
Гагаринский урок
«Космос – это мы»
Чествование одаренных
учащихся школ города Май
и района. «Созвездие
талантов - 2022»
3
Национальное
воспитание
Цикл мероприятий ко
Дню защиты детей по
отдельному плану
Июнь
Цикл мероприятий,
посвященный Дню
семьи, любви и
верности по
отдельному плану
июль
Участие в конкурсах
рисунков, посященных
родному краю
Сентябрь
Педагогиорганизаторы,
педагог д/о
Конкурс детского
29
Получение знаний и представлений
о государственном устройстве и
социальной структуре российского
общества,
наиболее
значимых
страницах истории страны, об
рисунка « Родина моя –
Россия»
4
Трудовое
воспитание
Уборка кабинетов
Акция «Чистота»
1 июня
В течении
года
Педагог д/о
Акция «Уют кабинета».
Конкурс рисунков
«Кем я хочу стать»
5
Интеллектуальное
воспитание
6
Семейное
воспитание
Викторины
«Добро пожаловать» день открытых дверей
Педагог д/о
август
Педагогиорганизаторы,
педагог д/о
30
этнических традициях и культурном
достоянии своего края, о примерах
исполнения
гражданского
и
патриотического долга; о правах и
обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
Воспитание ценностного отношения
к труду и творчеству, трудовым
достижениям
России
и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Формирование
внутренней
мотивации на профориентационное
самоопределение.
Воспитание
любознательности,
познавательных
интересов,
мотивации к учебной деятельности;
формирование системы знаний о
предметах и явлениях окружающей
жизни как условий умственного
роста; развитие эрудиции кругозора,
интеллектуальной
свободы
личности
Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание
единого
пространства общения; повышение
педагогической
культуры
родителей;
сформированность
активной педагогической позиции
родителей;
привлечение
к
активному участию родителей в
Индивидуальные
консультации для
родителей
7
Эстетическое
воспитание
Индивидуальные
встречи, беседы с
родителями
Акция «Я поздравлю
мамочку»
Совместная работа
родителей и учащихся в
подготовке к Новому
году, участие в
мастерской Деда
Мороза
сентябрьоктябрь
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор»
Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
города и района по
отдельному плану
февраль
Выставка рисунков
«Этот город самый
лучший!»
мероприятиях центра; снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних; укрепление
дисциплины учащихся; приобщение
детей к ценностям семейной
культуры; овладение учащимися
культурой семейных отношений;
повышение правовой грамотности
родителей и детей
сентябрь
ноябрь
декабрь
сентябрь
Педагогиорганизаторы,
педагог д/о
октябрь
Акция «Почта
поздравлений»«Педагог октябрь
31
Воспитание ценностного отношения
к
прекрасному,
формирование
представлений об эстетических
идеалах и ценностях; умения видеть
красоту в окружающем мире, в
поведении,
поступках
людей;
представления об эстетических и
художественных
ценностях
отечественной
культуры;
формирование
потребности
и
умения выражать себя в доступных
видах творчества; мотивация к
реализации эстетических ценностей
– звучит гордо»
Торжественное
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда
открыта дверь»
Городской,
районный и краевой
этапы краевого
конкурса детского
творчества «Светлый
праздник Рождество
Христово»
ноябрь
в пространстве образовательного
учреждения и семьи.
декабрь
февраль
Районный этап краевой
акции «Однажды в
Новый год»
Зональный этап
регионального этапа
Большого
всероссийского
фестиваля детского и
юношеского
творчества, в том числе
для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, в 2021 году
среди учащихся
образовательных
организаций
Март
Март
Краевой конкурс
изобразительного и
32
декоративноприкладного
творчества «Пасха в
кубанской семье»
V Региональный
фестиваль творческих
открытий «Творчество
без границ-2021» в
рамках национального
проекта
Март
«Десятилетие детства»
Региональный конкурс
изобразительного
искусства и
декоративноприкладного
творчества «Как
прекрасен этот мир»
Май
Май
Чествование одаренных
учащихся школ города
и района. «Созвездие
талантов - 2022»
Творческий отчетный
концерт учащихся ОРТ
«Жар-птица» «Жарптица талантами
гордится»
август
Выставка – презентация
объединений ОРТ
«Жар-птица»
33
8
Физическое
воспитание
9
Экологическое
воспитание
10
Правовое
воспитание
Динамические паузы.
Ежедневно, в
перерывах между
занятиями
Организация летнего
отдыха учащихся
отделения: досуговые
площадки, лагерь
дневного пребывания,
ДООЛ «Ровесник»,
творческие мастерские,
участие в конкурсах
Участие в конкурсах
рисунков,посвященных
защите окружающей
среды и флоры и
фауны,занесенных в
Красную книгу
Краснодарского края
Составление
социальных паспортов
по объединениям
«Мы в ответе за свои
поступки»
Сентябрьмай
Педагогиорганизаторы,
педагог д/о
Формирование
ценностного
отношения к здоровью и здоровому
образу жизни; представления о роли
физической культуры и спорта для
здоровья человека, его образования,
труда и творчества; знания о
возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека.
Сентябрьмай
Педагог д/о
Сентябрь
Педагог д/о
Формирование
у
учащихся
понимания современных проблем
окружающей
среды;
развитие
умений анализировать собственное
поведение в природе; формирование
личной
ответственности
за
состояние окружающей среды
Формирование у учащихся знаний о
государстве и праве, законности,
правах и свободах личности,
устойчивой
ориентации
на
законопослушное поведение.
Июнь-июль
январь
34
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным условием для занятий изобразительным искусством
является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна
гармоничная, хорошо организованная среда.
Материально - техническое обеспечение.
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной
организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть
хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны
храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано
специальными партами для рисования и занятий декоративно-прикладным
творчеством, стульями, доской. Условия: кабинет № 11 /4х5 м/, освещение
естественное, обеспечено окном /1,2 м х 1,2 м/, застекленная дверь на
лоджию /1,5м х 0,7м/, искусственное – электрическое, теплоснабжение –
централизованное.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
мольберты,
учебные пособия,
объяснительно-иллюстративный материал,
изделия народных промыслов,
репродукции картин,
натюрмортный фонд,
ноутбук, фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор,
компьютер, сканер, принтер.
Художественные материалы:
• гуашь,
• акварель,
• кисти, карандаши простые и цветные, ластик, мелки восковые и
пастельные,
• бумага, картон,
• пластилин, глина, стеки, штампы,
• клей, ножницы, шерсть, наборы для «граттажа» и др.
Информационное обеспечение:
- фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор, компьютер, сканер,
принтер.
Интернет-источники:
(Moi-crt.ucoz.ru, nsportal.ru,
festival@1september.ru ,
www.future4you.ru,
/http://stranamasterov.ru/,
http://pedsovet.su/ ,
www.prodlenka.org/metodichka/viewlink).
Кадровое обеспечение
35
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства
учебно-творческой деятельностью учащихся и методикой преподавания
предмета.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три
вида результатов:
• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе);
• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы
за полугодие);
• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь
год).
Выявление результатов осуществляется:
•
через отчетные просмотры законченных работ;
•
отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
Система проверки уровня освоения программы
Игры, викторины, тесты, практические, самостоятельные работы,
участие выставках: городских, районных, краевых и международных.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты,
дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
•
фото, видеозаписи;
•
грамоты;
•
благодарственные письма;
•
дипломы;
•
готовая работа.
Формы промежуточной аттестации: итоговые занятия, включающие
в себя творческие игры, упражнения, карточки – задания, тесты (в конце
первого полугодия учебного года).
Выставка творческих работ внутри коллектива в конце первого
полугодия; итоговая выставка творческих работ в конце учебного года.
Формы аттестации по итогам освоения ДООП: защита творческих
проектов (по окончанию полного курса обучения по программе).
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
Выставки для родителей, на всевозможных городских праздниках,
готовые изделия, защита творческих работ, итоговые творческие отчеты по
окончании учебного года.
Результативность деятельности по программе, также определяется
следующими критериями:
Результатами участия в выставках.
36
Дети, обучающиеся по программе, становятся победителями районных,
городских, международных, выставках детского творчества.
Уровнем подготовки выпускников.
Поступление в школы искусств, вузы, колледжи художественной и
декоративно-прикладной направленности.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
Протокол промежуточной аттестации /аттестации по итогам
учебного года по ДООП/ обучающихся «Семицветик» (изостудия)
№
1. 1.
ФИО
обучающ
егося
Разделы программы (темы),
форма аттестации
Графические Живописная
Скульптурные
занятия
техника
занятия
н - низкий
ннуровень
ссс - средний
ввуровень
в - высокий
уровень
Тематические
композиции
нсв-
Средни
й балл
обучаю
щегося
нсв-
..
..
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Семицветик» (изостудия) в конкурсах и выставках
Фамилия,
Дата
Название
Название работы Результат
имя ребёнка
конкурса, (художественный
выставки
материал)
Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью
технологических карт наблюдения за успешностью учащихся.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета» результатов обучения по
дополнительной общеразвивающей программе «Семицветик» (изостудия).
(Приложение № 2).
37
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения:
Словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий;
обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий
педагога.
Наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения
задания.
Обьяснительно – иллюстративный - использование иллюстраций,
репродукций картин художников; видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.
Репродуктивный метод – метод практического показа.
Игровой.
Формы и методы организации педагогической деятельности
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач
программой предусмотрены следующие виды занятий:
• рисование по представлению,
• рисование на тему,
• иллюстрирование,
• беседы об изобразительном искусстве.
С целью профориентации личности ребёнка и мотивированности
своего выбора на протяжение учебного года используются познавательные и
просветительские беседы, активизирующие опросники, изучение рынка
труда с целью изучения востребованности и актуальности той или иной
профессии, конкурсы, оформление стендов.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При
этом учитываются время года и интересы учащихся.
Образовательные технологии.
Поставленные программные задачи решаются путем использования
следующих
педагогических
технологий:
информационнокоммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного,
дифференцированного и игрового обучения.
Ставя цель – максимальное развитие (а не формирование заранее
заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе
использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности, рекомендовано
применение
технологии
личностно-ориентированного
обучения.
Предусматривается дифференцированный подход к обучению, учёт
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
учащихся.
Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет
заложить основы для формирования основных компонентов учебной
деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия. Учитывая возрастные
особенности и степень подготовленности детей, базисные знания, умения и
навыки, предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
В календарно-учебном графике предусмотрены индивидуальные
занятия и работа звеньями. При условии одаренности учащегося возможно
38
освоение
программы
в
сжатые
сроки.
Инновационные процессы в системе дополнительного образования
детей напрямую связаны с включением в практику учреждений
дополнительного образования детей педагогических технологий на основе
информационно-коммуникационных
технологий.
Систематическое
использование ИКТ позволяет: сделать учебный процесс доступным,
интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия,
раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения
материала; оперативно обмениваться опытом работы и методическими
материалами с коллегами.
Актуально применение дистанционных образовательных технологий,
реализуемых
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
В деятельность объединения вовлечены дети с ограниченными
возможностями здоровья и дети из семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. В работе с детьми особой заботы необходимо особо широко
использовать технологию здоровьесберегающую и дифференцированного
обучения.
Активно
используя
информационно-коммуникационные
технологии, в сочетании с личностно-ориентированным подходом,
позволяют решать одну из важнейших задач, – разбудить заинтересованность
учащихся в формировании здорового образа жизни, отвлечься от негативных
социальных факторов – употребления алкоголя, курения. Комплексную
работу по сохранению здоровья осуществляется посредством внедрения
элементов
здоровьесберегающих
технологий:
физкультурнооздоровительных технологий, технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка. Равномерно распределять
различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с
физической, нормативно применять ТСО, что дает положительные
результаты в обучении. Во избежание переутомления детей на статичных
занятиях применять смену видов деятельности, регулярное чередование
периодов напряженной активной работы и расслабления, смена
произвольной и эмоциональной активации.
Для активизации и отдыха
ребят на занятиях, а также для предупреждения и снятия утомления на
каждом занятии предусмотрены релаксационные упражнения, снятия
напряжения в спине и шее, т. к. сознательное соблюдение санитарногигиенических требований и правил ТБ сохраняет здоровье, снижает
утомляемость, устраняет возможность травм, повышает производительность
труда.
Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает
возможность разнообразить методы проведения занятий, вызвать интерес к
предмету, что способствует сохранению контингента. Среди учащихся очень
39
популярны ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, работа с
карточками, инсценирование. Игровая форма проведения занятия вызывает
живой интерес, снижает утомляемость детей.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Подготовительный
Блоки
№
п\п
1
Организационный
2
Проверочный
3
4
Основной
Этап учебного
занятия
5
Задачи этапа
Подготовка детей
к работе на
занятии
Установление
правильности и
осознанности
выполнения
домашнего
задания (если
таковое было),
выявление
пробелов и их
коррекция
Подготовительны Обеспечение
й (подготовка к
мотивации и
новому
принятие детьми
содержанию)
цели учебнопознавательной
деятельности
Усвоение новых
Обеспечение
знаний и способов восприятия,
действий
осмысления и
первичного
запоминания
связей и
отношений в
объекте изучения
Первичная
Установление
проверка
правильности и
понимания
осознанности
изученного
усвоения нового
учебного
материала,
выявление
ошибочных или
спорных
представлений и
их коррекция
40
Содержание деятельности
Организация начала занятия,
создание психологического
настроя на учебную
деятельность и активизация
внимания
Проверка домашнего задания
(творческого, практического),
проверка усвоения знаний
предыдущего занятия
Сообщение темы, цели
учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей
(например, эвристический
вопрос, познавательная задача,
проблемное задание детям)
Использование заданий и
вопросов,
которые активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение пробных
практических заданий,
которые сочетаются с
объяснением соответствующих
правил или обоснованием
6
7
Закрепление
новых знаний,
способов
действий и их
применение
Обобщение и
систематизация
знаний
Контрольный
9
Итоговый
10
Рефлексивный
11
Информационный
Итоговый
8
Обеспечение
усвоения новых
знаний, способов
действий и их
применения
Формирование
целостного
представления
знаний по теме
Выявление
качества и уровня
овладения
знаниями,
самоконтроль и
коррекция знаний
и способов
действий
Анализ и оценка
успешности
достижения цели,
определение
перспективы
последующей
работы
Мобилизация
детей на
самооценку
Обеспечение
понимания цели,
содержания
домашнего
задания, логики
дальнейшего
занятия
41
Применение тренировочных
упражнений, заданий, которые
выполняются самостоятельно
детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование устного
(письменного) опроса, а также
заданий различного уровня
сложности (репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского)
Педагог совместно с детьми
подводит итог занятия
Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического состояния,
причин
некачественной работы,
результативности работы
Информация о содержании и
конечном результате
домашнего задания,
инструктаж по выполнению,
определение места и роли
данного
задания в системе
последующих занятий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1.
«Основы композиции» Изд. Титул. 96.
2. «Основы рисунка» Изд. Титул. 96.
3. Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 2003.
4. ВасиленкоВ.М. Русское прикладное искусство. М., 2006.
5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 2002
6. Доронова Т.Н “Обучаем детей изобразительной деятельности” – М.,
2005. – 96.
7. Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном
учреждении. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
8. Зайцева В.Д. Урок изобразительного искусства как форма
организации художественно-познавательной и творческой деятельности.
Методиче ские рекомендации учителям ИЗО и МХК школ и педучилищ.
Брянск, 2005.
9. Копцев.. В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное:
Основы объемного конструирования / Ярославль: Академия Развития:
Академия Холдинг, 2001.
10. КопцеваТ. А. Природа-художник. Пособие для учителя. М.:
Интерпракс, 2004.
11. Корнилова С., Галанов А. «Уроки изобразительного искусства» –
М., 2005.
12. Кульневич. С.В.. «Не совсем обычный урок», Издат. Программа
«Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
13. Мосин И.Г. «Рисование» – М., 2004.
14. Неменский Б.М. Проблемы педагогики. Искусство как инструмент
познания и организации жизни-М.: ЦНХО, 2012
15. Павлова А.А., Е.И Корзинова. Графика в средней школе.
Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2006.
16. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Медкова Е.С. Изобразительное
искусство. Интегрированная программа. -М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2014,
200 с.
17. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников.-СПб.: ДетствоПресс, 2002.-75с.
18. Энциклопедия рисования. Перевод с англ. Т. Покидаевой. Москва
«РОСМЭН», 2003.
Литература для детей
1. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
2. «Про все на свете»: Сборник стихов и загадок. М.э 1996.
3. Аллекова Е.М. Живопись. - М.: Слово, 2001.
4. Гаптилл. А.Л. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
5. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. – М: Просвещение, 2000.
42
6. Кузин B.C., Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство в
начальной школе».
7.
Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам
декоративно-прикладного искусства. Художник О. Соловьёва. Издательство
Мозаика-Синтез, 2005.
8. Никологорская О.С. «Волшебные краски» – М., 2001.
9. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XIXвеков. М,
1999.
10. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. М., 1997.
11. Ячменева
В.В. Занятия и
игровые
упражнения по
художественному творчеству с детьми 7-14 лет. - М.: Гуманит. Изд. Центр
«Владос», 2003.
43
Приложение №1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
___________________________________________
педагог: _________________________
на____________________учебный год
№
1.
Раздел
Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
2.
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
3.
Самостоятельная работа
Перечень работ, выполненных вне программного
материала самостоятельно:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
4.
Профессиональная
ориентация
Перечень мероприятий, проведённых учащимся в
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.
Участие в мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.__________________________________________
44
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Достижения:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
45
Приложение №2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Семицветик» (изостудия)
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по
заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенным этапе реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. воспитанника,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Практические умения и
навыки
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики
Педагогическое наблюдение,
тестирование,
Собеседование
(индивидуальное и
групповое)
Контрольное задание,
концертная деятельность
46
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN
Ф.И.
воспитанника
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1
2
1
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
47