МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР - ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Ансамбль «Славяночка» (2 ступень)
Уровень: углубленный
Срок реализации программы: 3 года (720 часов)
Возрастная категория: 11-14 лет
Вид программы: модифицированная
Авторы-составители:
Дергачев Александр Дмитриевич,
Дергачева Валентина Георгиевна,
педагоги дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Ансамбль «Славяночка» (2 ступень)
Уровень: углубленный
Срок реализации программы: 3 года: 720 ч. (1 год - 216 ч.; 2 год - 216 ч.;
3 год – 288 ч.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
Возрастная категория: от 11 до 14 лет
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НАКУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул,
д. 271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.09.23 17:00:22 +03'00'
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 1438
Авторы-составители:
Дергачев Александр Дмитриевич,
Дергачева Валентина Георгиевна,
педагоги дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы:
1.4 Планируемые результаты
II Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Календарный план воспитательной работы
2.3 Условия реализации программы
2.4 Формы аттестации
2.5 Оценочные материалы
2.6 Методические материалы
2.7 Список литературы
III
Приложение № 1 Индивидуальный образовательный
маршрут
Приложение № 2 «Карточка учета результатов обучения
по дополнительной общеразвивающей программе»
Приложение
№
3
«Индивидуальная
карта
обучающегося»
4
4
11
12
18
21
21
23
26
27
28
29
32
33
35
37
3
РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди форм художественного воспитания хореография занимает
особое место, в частности, историко–бытовой и современный бальный танец,
который можно рассматривать как органическую часть системы
дополнительного образования, воспитания и развития личности ребёнка.
Танцевальные навыки способствуют повышению общей культуры ребенка.
Средствами хореографического искусства, в частности современного танца,
можно формировать у детей культуру и манеру общения. Занятия танцем не
только учат, и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Современный социальный заказ на хореографическое образование
продиктовал необходимость создания данной программы. Обучающиеся,
прошедшие курс данной программы, должны быть не только грамотными
исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, людьми с
развитым художественным вкусом, умеющие самостоятельно оценивать
художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые
качества активной, творческой, гармонически развитой личности.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
4
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
5
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
6
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
При составлении программы использован личный опыт работы
хореографа в МБУ ДО Детской музыкальной школы г. Славянска–на-Кубани,
использована дополнительная программа «Танцграф», разработчиками,
которой являются авторы – составители данной программы «Ансамбль
«Славяночка».
Направленность программы художественная.
Уровень программы углубленный.
Актуальность программы. Актуальность программы заключается в
том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам
детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки
оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и
здоровьесберегающее
воздействие,
способствует
формированию
эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к
творчеству. Помимо того, она носит общественный характер, так как
приходится выступать перед большой аудиторией зрителей и участвовать в
различных массовых мероприятиях.
Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В
результате регулярных занятий создаётся мышечный корсет, и исправляются
недостатки осанки, уменьшается плоскостопие.
Новизна программы. Новизна программы носит корпоративный
характер и заключается в том, что она является обособленной,
самостоятельной программой, 2 ступенью бывшей многолетней программы.
В МАУ ЦДО подобные программы ранее не реализовались.
Особенностью данной программы является её адаптированность к
конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям
и возможностям детей.
7
Педагогической направленностью программы в том, что специфика
предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание, избранные
методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно решать
поставленные задачи.
Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями,
историей и «географией» танца, прослушивание ритмичной танцевальной
музыки развивают и внутренне обогащают учащихся, прививают умение
через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его
взаимоотношение с окружающим миром.
Каждый танец, который включён в программу, имеет определённые
исторические корни и географическое происхождение. Приступая к
изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его
создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошёл, в какую
страну он переместился.
Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение
системности, непрерывности всего материала и повторение его на
последующих занятиях. При проведении занятий необходимо учитывать
возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную
двигательную нагрузку. Все занятия строятся на основе комфортности,
доверительного общения с педагогом и сверстниками.
Обучение предполагает специализированные занятия в избранном
жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара и
совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и
развиваются полученные хореографические навыки, идет интенсивное
пополнение знаний. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети
активно осваивают репертуар.
Частое публичное выступление перед публикой на концертах,
фестивалях, конкурсах и в других различных сценических мероприятиях.
становится более ярким, эмоциональным и зрелищным. участники ансамбля
становятся более общественно значимыми и ведут здоровый образ жизни.
Регулярные занятия танцами создают и укрепляют мышечный корсет,
улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она
составлена в соответствии с современными нормативными правовыми
актами
и
государственными
программными
документами
по
дополнительному образованию, требованиями новых методических
рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ. Особенность программы состоит и в комплексном подходе, и в
том, что она разработана специально для учащихся Образцового детского
хореографического ансамбля «Славяночка», прошедших обучение в течение
3 лет по программе «Ансамбль «Славяночка» 1 ступени. Прежде всего, сама
форма организации занятий является групповой, что позволяет более
художественно отрабатывать танцевальные композиции, добиваться
синхронного исполнения, следить за более точными рисунками в танце.
Особенности построения программы и её содержания
8
Программа представляет собой завершенный, самостоятельный
методический документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий
существенной практической значимостью, отвечающий всем требованиям
современного подхода к процессу обучения хореографией.
Для полноценного и гармоничного развития обучающихся
осваиваются движения и формы разных жанров хореографии.
Лишь только получив определённые навыки в классическом тренаже,
можно углублённо и без вреда для мышечной системы осваивать специфику
народно-сценического танца. Изучение танцев других национальностей
воспитывает уважение к традициям и культуре других народов.
Предусматривается цикл бесед по хореографическому искусству, в том числе
на основе интеграции искусств.
Одним из важных направлений работы ансамбля является концертная
деятельность – выступления на концертных площадках города и района,
участие в различных фестивалях и конкурсах на различном уровне
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Программа будет интересна детям в возрасте 1114 лет, желающим совершенствовать свои творческие способности в области
хореографического искусства. Освоившие программу смогут самостоятельно
воплощать образ и характер танца на сцене, участвовать в концертах,
конкурсах и фестиваля различного уровня.
Программа составлена, с учетом психофизических, возрастных
особенностей детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы.
Условия приема: основная масса участников объединения - учащиеся
Образцового детского хореографического ансамбля «Славяночка»,
прошедших обучение в течение 3 лет по программе Ансамбль «Славяночка»
(1 ступень).
Принимаются и дети с разной степенью одарённости и различным
уровнем подготовки, успешно прошедшие обучение по любой базовой
программе данной направленности в данном учреждении или, прошедшие
обучение в учреждениях тематически близким.
Степень предварительной подготовки при приеме в группы первого
года обучения: имеющиеся специализированные знания у учащихся,
проявивших определенные способности к танцу.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
просмотром, собеседованием.
Условия приема - добровольная основа, желание ребенка, личное
заявление совершеннолетнего или родителя (законного представителя).
Состав группы: Группа может сформироваться как разновозрастная,
так и одновозрастная без учета гендерного признака. Преимущественно
учащиеся распределяются по группам только в зависимости от смены
занятий у обучающегося в школе и набора по факту и пожелания ребенка.
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении детей категории ОВЗ рекомендовано наличие
9
медицинской справки об общем состоянии ребенка, позволяющая заниматься
данным видом деятельности.
Для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
по программе планируется по форме (Приложение 1)
В течение учебного года можно проводить дополнительный набор в
объединение, при наличии вакантных мест, могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
просмотр с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. В группу 2 -го года обучения зачисляются учащиеся, успешно
прошедшие программу 1-го года обучения, согласно данным итоговой
диагностики, а также учащиеся, имеющие соответствующую танцевальную
подготовку (знания, умение, навыки) для овладения программы в полном
объеме, при наличии вакантных мест.
Численный состав групп.
Количество детей в группах из расчета площади одного занимающего
в соответствии с требованиями строительных норм и правил – до 15 человек.
Эта норма позволит педагогу держать группу в поле внимания и, хотя бы
короткое время проводить индивидуальные работы с каждым учащимся,
давая советы и оценивая работу каждого. Группы первого года обучения
включают от 10 до 15 человек. Группы второго и третьего года обучения
включают от 5 до 10 человек с тем, чтобы усложнение программных заданий
давало педагогу достаточное время для анализа каждой выполненной работы
и внимательного отношения к проблемам каждого ребенка, учитывая его
психологические особенности, личные качества, способности к
художественной и исполнительской деятельности.
Объем и сроки реализации программы.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения
Контроль
самостоятельных
занятий
и
проверка
заданий,
осуществляется педагогом как в очном режиме, так и в дистанционной
форме.
Срок реализации - три года, объем - 720 часов.
1 год обучения – нагрузка в неделю 6 часов, в учебном году – 216
часов.
2 год обучения – нагрузка в неделю 6 часов, в учебном году – 216
часов.
3 год обучения – нагрузка в неделю 6 часов, в учебном году – 288
часов.
10
Режим работы:
1 и 2 год обучения. Возможны два варианта режима:
Занятия проводятся два раза в неделю по три академических часа
(40 минут - занятие, 10 мин. - перемена, 40 минут - занятие, 10 мин. –
перемена, 40 минут – занятие);
Занятия проводятся два раза в неделю по три академических часа
(40 минут - занятие, 10 мин. - перемена, 40 минут – занятие, 10 мин. перемена, 40 минут – занятие).
3 год обучения:
Занятия проводятся два раза в неделю по три академических часа
(40 минут - занятие, 10 мин. - перемена, 40 минут - занятие, 10 мин. –
перемена, 40 минут – занятие) и один раз в неделю по два академических
часа (40 минут - занятие, 10 мин. - перемена, 40 минут – занятие)
Предусмотрено проведение занятий по выходным дням для
предоставления возможности зачисления в группу детей из разных смен в
школе.
Для подготовки номеров к концертам, конкурсам, фестивалям и
мероприятиям различного уровня также предполагаются занятия в форме
сводных репетиций всех групп 1, 2 и 3 года обучения и работа с подгруппами
(дуэты, трио, квартеты и т.д., одновозрастные, разновозрастные и
сформированными по необходимости по гендерному признаку).
Особенности организации образовательного процесса:
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение
учебного года.
Формы организации занятий: работа в парах, индивидуальная,
групповая формы проведения и организации занятий;
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от
простейших
упражнений
до
самостоятельно
выполненной
художественной работы. Основной формой образовательного процесса
является занятие в соответствии с календарным учебным графиком, которое
включает в себя часы теории и практики.
Теоретический курс. Хореографическая терминология.
Групповая работа. Специальная подготовка, постановка массовых
танцевальных номеров.
Индивидуальная работа.
- для детей с ослабленным здоровьем или низкими музыкальными
способностями возможно проведение занятий по щадящему режиму, которые
помогают освоению образовательной программы и социальной адаптации
детей в коллективе,
- постановка сольных номеров,
- для наиболее успешных и одаренных детей дополнительные
репетиции с целью участия их в концертных программах, конкурсах и
фестивалях детского и юношеского творчества.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
11
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и
открытые.
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо
организованное и интересно проведенное занятие. К началу занятия дети
переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются. Это дисциплинирует
детей и создает рабочую атмосферу.
Занятие строится в основном по классической структуре:
вводная часть (приветствие);
разминка по кругу;
экзерсис у станка и на середине;
изучение движений к танцу;
постановочная работа;
заключительная часть.
Под музыку марша, начиная с правой ноги, дети идут по кругу и
выстраиваются в колонны, исполняют поклон преподавателю (здороваются).
Затем преподаватель сообщает тему занятия.
Во избежание растяжения мышц, проводится разминочный тренаж,
чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию
сложных элементов танца. После тренажных упражнений разучиваются
танцевальные упражнения или их отдельные элементы. Далее разучиваются
этюды, движения и комбинации, входящие в запланированную постановку.
К окончанию занятия дети должны занять исходные рабочие места для
исполнения поклона (до свидания).
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы – формирование целостной, духовнонравственной, гармонично развитой личности, посредством изучения
хореографического искусств.
Цель программы первого года обучения:
создание условий для формирования и развития индивидуальных и
творческих способностей детей средствами хореографического искусства,
открытие более широких перспектив для самоопределения и самореализации
Цель программы второго года обучения:
создание условий для формирования танцевального вкуса учащихся,
исполнительских навыков, танцевальной грамотности, потребностей и
интересов, имеющих общественно-значимый характер, расширение
танцевальных возможностей.
Цель программы третьего года обучения:
формирование хореографических навыков учащихся, раскрытие их
творческих способностей в избранном виде деятельности на уровне высоких
показателей.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие
задачи.
Образовательные задачи первого года обучения:
12
закрепить понятия и термины программных движений;
научить слышать ритм, мелодическую линию, тему;
повторить и закрепить изученный хореографический материал с
увеличением силовой нагрузки;
выработать правильность и чистоту исполнения изучаемых
движений и техники в классическом танце в комбинациях, импровизациях;
научить
согласовывать
одновременную
работу
самых
разнообразных групп мышц, участвующих в движениях танца;
выработать умение грамотно распределять усилия при
исполнении танцевальных комбинаций, требующих перемещения в
пространстве;
сформировать навыки работы в ансамбле и умение анализировать
свое исполнение.
Образовательные задачи второго года обучения:
закрепить понятия и термины программных движений;
выработать правильность и чистоту исполнения движения
стилизованного народного танца в комбинациях, импровизациях,
содержащих различные элементы и приемы;
развивать выносливость, силу и устойчивость за счет ускорения
темпа, увеличения количества движений в упражнениях;
выработать умение грамотно распределять усилия при
исполнении танцевальных комбинаций, требующих перемещения в
пространстве;
сформировать умение согласовывать одновременную работу
самых разнообразных групп мышц, участвующих в движениях танца;
развивать исполнительскую виртуозность и артистичность;
сформировать навыки самостоятельной работы участника
коллектива.
Образовательные задачи третьего года обучения:
выработать правильность и чистоту исполнения движения
современного танца в комбинациях, импровизациях, содержащих различные
элементы и приемы;
научить
согласовывать
одновременную
работу
самых
разнообразных групп мышц, участвующих в движениях современного танца.
развивать исполнительскую виртуозность и артистичность;
сформировать навыки самостоятельной работы участника
коллектива;
сформировать умение решать постановочные и художественные
задачи средствами сценической и пластической выразительности.
Личностные задачи обучения:
содействовать гармоничному развитию творческой личности
ребенка;
развить чувство гармонии, чувство ритма;
совершенствовать нравственно-эстетические, духовные и
физические потребности.
Метапредметные задачи обучения:
13
сформировать осознанное отношение к занятиям, ценностносмысловые компетенции успешной личности;
сформировать умение контролировать собственное исполнение;
развивать зрительную память;
научить направлять свои усилия в русло правильной мышечной
работы;
формировать навыки совместной работы в ансамбле с другими
исполнителями;
научить мысленно представлять движения;
научить визуально определять характер и особенности
мышечных усилий, их распределение во времени и в пространстве при
показе и во время исполнения другими участниками.
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план I года обучения
раздела,
Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
№ Название
темы
п
/
п
1 Вводное занятие
3
0
3
Exsersis на основе
классического
и
народного танца
Классический танец
21
0
21
84
6
78
4
Постановка
танцевальных номеров
54
3
51
5
«В мире танца»
21
0
21
6
Концертносценическая
деятельность
30
0
30
7
Итоговое занятие
3
0
3
2
3
Педагогическое
наблюдение.
Дневник
наблюдений
Дневник
наблюдений,
видеозапись
Анализ готовых
работ, открытые
занятия
Педагогическое
наблюдение,
проявление
авторской
позиции
Педагогическое
наблюдение,
проявление
авторской
позиции.
творческий
отчет, открытое
занятие
14
Итого
216
9
207
Содержание учебного плана 1 года обучения
1.
Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу. Ознакомление с
целью и задачами программы, с планом работы в учебном году, с правилами
поведения, требованиями к учащимся и расписанием. Знакомство с
правилами поведения и распорядком, в танцевальном зале, сведения по
технике безопасности. Сведения о форме занятий, о требованиях к внешнему
виду. Просмотр видеоматериалов с записью танцевальных номеров.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.
Exsersis на основе классического и народного танца.
Практика: Классический танец. Изучение групп: поз, прыжков,
поворотов, связующих и вспомогательных движений, танцевальные
комбинации.
Народный танец. Упражнения на середине: дробные выстукивания,
элементы ("моталочки", "веревочки", подбивки, припадания, основные ходы,
вращения в характере русского, украинского, белорусского, татарского,
мордовского, молдавского, цыганского, итальянского (тарантелла) танцев).
Форма контроля: Дневник наблюдений
3.
Классический танец.
Теория: Изучение разделов занятия. Постановка рук, ног, корпуса,
головы в процессе освоения основных движений классического тренажа. О
необходимости развития элементарных навыков координации движений.
Практика:
- разогрев (упражнения stretch – характера; движения, заимствованные
из классического танца (разогрев ног); упражнения свингового характера (у
станка, на середине, в партере);
- изоляция: движение изолированных центров (голова, плечи, грудная
клетка, руки, ноги); координация двух, трех изолированных центров;
- упражнения для позвоночника: наклоны торса, твист торса, спирали,
bodyrollcontraction, relese, tilt (стоя, сидя, в партере);
- уровни: стоя, сидя, лежа (на коленях), переходы из уровня в уровень,
движения изолированных центров в уровнях;
- кросс: передвижение в пространстве – шаги, прыжки, вращения на
месте;
- комбинация, импровизация: с перемещением в пространстве, с
использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.
Форма контроля: Дневник наблюдений, видеозапись
4.
Постановка танцевальных номеров.
Теория: Разбор рисунка танцевальной композиции. Знакомство с
музыкальным материалом. Разбор базовых движений.
Практика: Массовые, сольные номера, построенные на основе
изученного материала современного танца.
Форма контроля: Анализ готовых работ, открытые занятия
15
5.
«В мире танца».
Практика: Мероприятия учебно-воспитательного характера. Просмотр
видеоматериалов занятий современного танца, записей концертов,
фестивалей, балетов профессиональных и самодеятельных российских и
зарубежных коллективов современного танца. Обсуждение. Посещение
музыкальных спектаклей, балетов.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, проявление авторской
позиции.
6.
Концертно–сценическая деятельность.
Практика: Концертно–сценическая практика, участие в районных,
зональных, городских, международных хореографических конкурсах,
фестивалях.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, проявление авторской
позиции
7.
Итоговое занятие.
Практика:
Диагностика
усвоения
программного
материала,
физических возможностей детей. Награждение по итогам учебного года.
Форма отчета: творческий отчет, открытое занятие для родителей
Учебный план II года обучения
раздела, Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
№ Название
п/ темы
п
1 Вводное занятие
6
6
0
2
«Стилизованный
народный танец»
Постановка
танцевальных
номеров
«В мире танца»
60
6
54
84
6
78
12
0
12
5
Концертносценическая
деятельность
48
0
48
6
Итоговое занятие
6
-
6
216
18
198
3
4
Итого
Педагогическое
наблюдение.
Дневник наблюдений
Анализ
готовых
работ,
открытые
занятия
Педагогическое
наблюдение,
проявление
авторской позиции.
Педагогическое
наблюдение,
проявление
авторской позиции.
творческий отчет,
открытое занятие
Содержание учебного плана 2 год обучения
16
1. Вводное занятие
Теория: Основные задачи второго года обучения. Правила этики,
гигиены, танцевальной формы. Инструктаж по ТБ.
Продолжение работы по развитию музыкального слуха, чувства ритма,
координации движений и ориентации в пространстве, укрепление
общефизического состояния ребёнка. Нагрузка на определённые группы
мышц.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2. «Стилизованный народный танец».
Теория: Изучение разделов занятия. Постановка рук, ног, корпуса,
головы в процессе освоения основных движений классического тренажа. О
необходимости развития элементарных навыков координации движений.
Практика: Исполнение всех разделов занятия:
- Характер и сценический образ народных танцев в современной
пластике
- разогрев (все виды разогрева в комплексной форме);
- изоляция (полиритмия, полицентрия);
- партер (развернутые комбинации с использованием движений
изолированных центров);
- упражнение для позвоночника (соединение всех возможных
движений торса в единые развернутые комбинации с использованием
падений и подъемов);
- кросс (использование всего пространства класса, соединение шагов,
прыжков, вращений в единые комбинации, вращение по кругу и со сменой
уровня).
Форма контроля: Дневник наблюдений.
3. Постановка танцевальных номеров
Теория: Разбор рисунка танцевальной композиции. Знакомство с
музыкальным материалом. Разбор базовых движений.
Практика: Постановка танцевальных номеров на основе изученного
материала, на импровизационном материале участников коллектива.
Форма контроля: Анализ готовых работ, открытые занятия.
4. «В мире танца».
Практика: Мероприятия учебно-воспитательного характера. Просмотр
видеоматериалов занятий современного танца, записей концертов,
фестивалей, балетов профессиональных и самодеятельных российских и
зарубежных коллективов современного танца. Обсуждение. Посещение
музыкальных спектаклей, балетов.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, проявление авторской
позиции.
5. Концертно- сценическая деятельность.
Практика: Концертно-сценическая практика, участие в районных,
зональных, городских, международных, федеральных хореографических
конкурсах, фестивалях.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, проявление авторской
позиции.
17
6. Итоговое занятие.
Практика: Анализ деятельности группы за год (освоение
программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост
учащихся); перспективное планирование; поощрение и награждение.
Форма контроля: творческий отчет, открытое занятие для родителей.
Бл Название
ок темы
Учебный план III года обучения
раздела, Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие
3
2
1
2
Exsersis на основе
классического
и
народного танца
Современный танец
36
0
36
54
6
48
Постановка
танцевальных
номеров
«В мире танца»
84
6
78
36
0
36
6
Концертносценическая
деятельность
72
0
72
7
Итоговое занятие
3
0
3
288
14
274
3
4
5
Итого
Педагогическое
наблюдение.
Дневник
наблюдений
Дневник
наблюдений,
видеозапись
Анализ
готовых
работ,
открытые
занятия
Педагогическое
наблюдение,
проявление
авторской позиции.
Педагогическое
наблюдение,
проявление
авторской позиции.
творческий
отчет,
открытое занятие
Содержание учебного плана 3 года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Основные задачи обучения. Правила этики, гигиены,
танцевальной формы. Продолжение работы по развитию музыкального
слуха, чувства ритма, координации движений и ориентации в пространстве,
укрепление общефизического состояния ребёнка. Нагрузка на определённые
группы мышц. Инструктаж по ТБ.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2. Exsersis на основе классического и народного танца
18
Практика: Классический танец. Изучение групп: поз, прыжков,
поворотов, связующих и вспомогательных движений, танцевальные
комбинации.
Народный танец. Упражнения на середине: дробные выстукивания,
элементы ("моталочки", "веревочки", подбивки, припадания, основные ходы,
вращения в характере русского, украинского, белорусского, татарского,
мордовского, молдавского, цыганского, итальянского (тарантелла) танцев).
Форма контроля: Дневник наблюдений
3. Современный танец.
Теория: Изучение разделов занятия. Постановка рук, ног, корпуса,
головы в процессе освоения основных движений классического тренажа. О
необходимости развития элементарных навыков координации движений.
Практика: исполнение:
- разогрев (упражнения stretch – характера; движения, заимствованные
из классического танца (разогрев ног); упражнения свингового характера (у
станка, на середине, в партере);
- изоляция: движение изолированных центров (голова, плечи, грудная
клетка, руки, ноги); координация двух, трех изолированных центров;
- упражнения для позвоночника: наклоны торса, твист торса, спирали,
bodyrollcontraction, relese, tilt (стоя, сидя, в партере).
- уровни: стоя, сидя, лежа (на коленях), переходы из уровня в уровень,
движения изолированных центров в уровнях;
- кросс: передвижение в пространстве – шаги, прыжки, вращения на
месте;
- комбинация, импровизация: с перемещением в пространстве, с
использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.
Форма контроля: Дневник наблюдений, видеозапись.
4. Постановка танцевальных номеров.
Теория: Разбор рисунка танцевальной композиции. Знакомство с
музыкальным материалом. Разбор базовых движений.
Практика: Массовые, сольные номера, построенные на основе
изученного материала современного танца.
Форма контроля: Анализ готовых работ, открытые занятия.
5. «В мире танца».
Практика: Мероприятия учебно-воспитательного характера. Просмотр
видеоматериалов занятий современного танца, записей концертов,
фестивалей, балетов профессиональных и самодеятельных российских и
зарубежных коллективов современного танца. Обсуждение. Посещение
музыкальных спектаклей, балетов.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
6. Концертно-сценическая деятельность
19
Практика: Концертно – сценическая практика, участие в районных,
зональных, городских, международных хореографических конкурсах,
фестивалях.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, проявление авторской
позиции.
7. Итоговое занятие
Практика: Анализ деятельности группы за год (освоение
программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост
учащихся); перспективное планирование; поощрение и награждение.
Форма контроля: творческий отчет, открытое занятие для родителей
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Образовательные результаты 1 года обучения:
закреплены понятия и термины программных движений;
умеют слышать ритм, мелодическую линию, тему;
закреплен изученный хореографический материал с увеличением
силовой нагрузки;
умеют точно и правильно исполнять движения классического
танца в комбинациях;
выработано умение грамотно распределять усилия при
исполнении танцевальных комбинаций, требующих перемещения в
пространстве;
умеют
согласовывать
одновременную
работу
самых
разнообразных групп мышц, участвующих в движениях танца;
умеют грамотно распределять усилия при исполнении
танцевальных комбинаций, требующих перемещения в пространстве;
сформированы навыки работы в ансамбле и умение
анализировать свое исполнение.
Образовательные результаты 2 года обучения:
закреплены понятия и термины программных движений;
выработана правильность и чистота исполнения движения
стилизованного народного танца в комбинациях, импровизациях,
содержащих различные элементы и приемы;
развиты выносливость, сила и устойчивость за счет ускорения
темпа, увеличения количества движений в упражнениях;
выработано умение грамотно распределять усилия при
исполнении танцевальных комбинаций, требующих перемещения в
пространстве;
сформировано умение согласовывать одновременную работу
самых разнообразных групп мышц, участвующих в движениях танца;
проявляют
задатки
исполнительской
виртуозности
и
артистичность;
сформированы навыки самостоятельной работы участника
коллектива.
Образовательные результаты 3 года обучения:
20
-
умеют точно и правильно исполнять движения современного
танца в комбинациях, импровизациях, содержащих различные элементы и
приемы;
научены
согласовывать
одновременную
работу
самых
разнообразных групп мышц, участвующих в движениях современного танца.
проявляют исполнительскую виртуозность и артистичность;
сформированы навыки самостоятельной работы участника
коллектива;
сформировано умение решать постановочные и художественные
задачи средствами сценической и пластической выразительности.
Личностные результаты обучения:
проявляют основы гармонично развитой творческой личности;
развиты чувство гармонии, чувство ритма.
Метапредметные результаты обучения:
сформировано осознанное отношение к занятиям, ценностносмысловые компетенции успешной личности;
сформировано умение контролировать собственное исполнение;
развита зрительная память;
проявляют умение направлять свои усилия в русло правильной
мышечной работы;
формированы навыки совместной работы в ансамбле с другими
исполнителями;
умеют мысленно представлять движения, визуально определять
характер и особенности мышечных усилий, их распределение во времени и в
пространстве при показе и во время исполнения другими участниками.
21
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарный учебный график к программе «Ансамбль «Славяночка» (2 ступень)
Всего часов по
программе
январь
май
Апрель - май
декабрь
март
Март - апрель
Декабрь - январь
ноябрь
Ноябрь - декабрь
Сентябрь - октябрь
Год обучения
апрель
февраль
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6 6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6 6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8 8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
216
2
24
1
6
288
2 г/о
216
1 г/о
6
3 г/о
Углубленный уровень
программы(кол-во часов)
Недели обучения
октябрь
Октябрь - ноябрь
октябрь
Год обучения: с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
Сентябрь
22
Занятия,
непредусмотренные
расписанием
Каникулярный
период (К)
Промежуточная
(П)Итоговая
(И)аттестация
П
К
К
И
К
К
23
2.2. Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Наименование
мероприятия
Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
народного единства.
Ноябрь
Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы:
Акция «Посылка
солдату».
Февраль
Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
космонавтики.
Участие в новогоднем
мероприятии «Скоро,
скоро новый год…».
Апрель
Гагаринский урок«Космос - это мы».
3
Трудовое
воспитание
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
Участие объединения
в Акции
«Уют кабинета»
Декабрь
Педагог д/о
Формирование ценностного отношения к
Родине, отечественному культурноисторическому
наследию,
государственной символике, законам
Российской Федерации, русскому и
родному языку, народным традициям,
старшему поколению. Получение знаний
и представлений о государственном
устройстве и социальной структуре
российского
общества,
наиболее
значимых страницах истории страны.
Педагог д/о
Формирование
представлений
о
моральных
нормах
и
правилах
нравственного поведения; воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным проблемам других людей,
сочувствия к человеку, находящемуся в
трудной ситуации;
Воспитание ценностного отношения к
труду
и
творчеству,
трудовым
достижениям России и человечества,
Апрель
Педагог д/о
Сентябрь
Планируемый результат
Примечание
24
трудолюбия; формирование осознания
приоритета нравственных основ труда.
Акция «Чистота»
Декабрь
4
5
Семейное
воспитание
Эстетическое
воспитание
Акция «Трудовой
десант»
«Добро пожаловать –
день открытых
дверей».
Индивидуальные
консультации для
родителей.
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Участие в акции «Я
поздравляю мамочку».
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Индивидуальные
беседы с родителями.
Участие в
мероприятии
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда
открыта дверь».
Участие в цикле
мероприятий,
посвящённых Дню
космонавтики.
Участие в творческом
Май
Сентябрь
Педагог д/о
Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Март
Укрепление внутрисемейных связей,
создание единого пространства общения;
повышение педагогической культуры
родителей; сформированность активной
педагогической позиции родителей;
привлечение к активному участию
родителей в
мероприятиях центра;
снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних;
укрепление
дисциплины учащихся; приобщение
детей к ценностям семейной культуры;
овладение
учащимися
культурой
семейных
отношений;
повышение
правовой грамотности родителей и детей
Май
Октябрь
Апрель
Май
Педагог д/о
Воспитание ценностного отношения к
прекрасному,
формирование
представлений об эстетических идеалах
и ценностях; умения видеть красоту в
окружающем
мире,
в
поведении,
поступках людей; представления об
эстетических
и
художественных
ценностях отечественной культуры;
формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах
творчества; мотивация к реализации
25
6
Физическое
воспитание
7
Правовое
воспитание
отчётном концерте
«Жар – птица
талантами гордится».
Динамические паузы
(физические минутки
на занятиях,
подвижные игры по
темам).
Составление
социальных паспортов
по группам в
объединении
эстетических ценностей в пространстве
образовательного учреждения и семьи.
В течение
года
Педагог д/о
Сентябрь
Педагог д/о
Формирование ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни;
представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и
творчества;
знания
о
возможном
негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье
человека.
Формирование у учащихся знаний о
государстве и праве, законности, правах
и свободах личности, устойчивой
ориентации
на
законопослушное
поведение.
26
2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
1 Учебный, хорошо освещенный, проветриваемый хореографический
класс с паркетным полом, оборудованный специальными станками и
зеркалами.
2. Актовый зал, с местами для зрителей.
3. Концертный зал.
4. Комнаты для переодевания.
5. Интерне тсайт, наглядная информация по историко-бытовому танцу
(фото, видеоматериал).
6. Концертные костюмы.
Учебно-практическое оборудование:
хореографический станок; Прикрепляемая вдоль стены палка
(станок) должна соответствовать росту, находиться на уровне талии или чуть
выше. Опоры устанавливают напротив зеркал.
гимнастические коврики;
гимнастические скакалки.
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для
реализации программы
Для обеспечения занятий используются:
- средства ИКТ,
- средства ТСО (музыкальный центр, усилитель, динамики, микшер,
проигрыватель, системы аудио-видео караоке, синтезатор, микрофоны,
музыкальный пульт и т.д.),
- музыкальные инструменты,
- музыкальная библиотека,
- фонотека,
- видеотека,
- наглядные пособия,
- костюмы для занятий (ласины и купальник),
- специальная обувь (балетки).
Информационное обеспечение
лицензионные ресурсы:
- http://www.ballet.classical,
- http://www.russianballet.ru,
- http://www.gallery.balletmusic.ru,
- единая коллекция образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/),
- http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm,
http://www.perluna-detyam.com.ua/forum/vse-dlya-khoreografa/413knigi-po-detskim-tantsam-i-khoreografii.html?limit=6&start=18(детский портал),
http://ru.wikipedia.org/wiki/%do%a5%do%be%d1 (хореография),
http://www.musical-sad.ru/forum/10-67-1(образовательный портал),
27
http://www.bestreferat.ru/referat-388596.html (развитие чувства
ритма у дошкольников),
мультимедийные презентации:
1.
«Хореографическое искусство - танцевальное искусство в целом,
во всех его разновидностях»,
2.
«Стили и направления ХХ века»,
3.
«Балет в России»,
видеофильмы постановок хореографической студии
«Славяночка»:
1.
«Хореографический спектакль «Муха - Цокотуха»,
2.
«Подсолнушки»,
3.
«Край ты наш Кубанский»,
4.
«Чудо –детство»,
5.
«Потанцуем нынче, казачата».
Материалы для компьютерного тестирования (Контрольноизмерительные материалы),
электронные таблицы.
Кадровое обеспечение
Программу должен реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками
хореографического искусства.
-
2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой
цели существует промежуточный контроль (участие в концертах,
фестивалях, конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет, открытое
занятие для родителей). Отчет проводится в форме концерта для родителей.
Предварительный контроль проводится при наборе учащихся и
комплектовании групп объединения.
Оцениваются способности учащихся двигаться, слышать музыкальное
сопровождение, умение переключаться с одной задачи на другую (внимание),
их личностные и волевые качества.
Форма предварительного контроля: устный опрос; педагогическое
наблюдение
Текущий контроль осуществляется педагогом регулярно (каждое
занятие) в процессе наблюдения за деятельностью учащихся, где
учитываются: отношение учащихся к занятиям, их старания и прилежность,
качество выполнения упражнений.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут
использоваться занятия в игровой форме, творческие занятия, открытые
занятия. Формы текущего контроля: - педагогическое наблюдение; - опрос; игра; - самоконтроль, взаимоконтроль; - оценка качества педагогом.
Промежуточный контроль проводится в конце полугодия, либо по окончании
28
изучения темы или раздела. Формы промежуточного контроля:
диагностические карты;
Итоговый контроль предполагает проведение итоговых заданий.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
фото, видеозаписи, дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества;
- показ музыкальных сказок;
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года;
- портфолио;
- статьи, публикации;
-поступление выпускников по профилю.
2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в
зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие
оценочные материалы:
1.
«Карточка учета результатов обучения по дополнительной
общеразвивающей программе» (Приложение № 2).
Цель: получение целостного представления о различных сторонах
развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированных конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
2.
Индивидуальная карта обучающегося (Приложение № 3).
Система оценок: В - высокий балл (физически подходит для занятий
хореографией, отличный музыкальный слух). Н - средний балл (недостаточно
природных физических данных, отличный музыкальный слух, либо
наоборот). Н - низкий балл (недостаточно физических данных, не имеет
музыкального слуха для занятий хореографией).
3.
Оценивается достижения творческого характера посредством
«Диагностической таблицы учёта участия обучающихся по программе
«Ансамбль «Славяночка» в конкурсах».
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Ансамбль «Славяночка» в конкурсах
Фамилия,
Дата
Название конкурса
Название
Результат
имя ребёнка
номера
4. Диагностическая карта «Итоги промежуточной
обучающихся по программе «Ансамбль «Славяночка».
аттестации
Итоги промежуточной аттестации обучающихся
29
по программе «Ансамбль «Славяночка»
№
1.
ФИО
обучающег
ося
1
Разделы программы (темы), форма аттестации
н - низкий уровень нс
средний суровень
вв
высокий
уровень
нсв-
Средний
балл
обучающег
ося
нсв-
..
..
15
.
2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство
танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте,
реалистическом, а не абстрактном действии. В учебной работе надо подвести
учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять каждое движение не
только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески
увлеченно, музыкально.
Формы проведения занятий.
Учебное занятие, репетиция, открытое занятие, беседа, экскурсия,
занятие-праздник, концерт, конкурс, фестиваль.
Методы работы, используемые в реализации данной программы.
Для каждого упражнения, игры, танца выбирается наиболее
эффективный путь объяснения, опираясь на следующие методы:
Метод показа (разучивание нового движения или комбинации
педагог
начинает с точного безукоризненного показа).
Словесный метод (знакомство с методикой исполнения,
специальными терминами, рассказ, беседа, объяснение, словесное
сопровождение движений под музыку).
Наглядный метод (просмотр видеозаписей с выступлениями
коллектива, атак же различных ансамблей танцев, фотографий,
иллюстраций).
Музыкальное сопровождение (пояснения педагога, помогающие
детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.
Игровой метод (форма занятия через игру позволяет быстрее
добиться запоминания необходимых понятий и знаний).
Практический метод- самостоятельное выполнение учащимися
упражнений и танцевальных комбинаций.
30
В процессе освоения программы необходимо использовать следующие
методы разучивания танцевальных движений:
- метод разучивания по частям (движение делится на простые части, и
каждая часть разучивается отдельно);
- целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения
целиком, в замедленном темпе);
- метод временного упрощения движения (сложное упражнение
сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение
постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Методика не может быть единой для всех творческих объединений, так
как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением,
численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся.
Метод работы по данной программе предполагает вариативное
обучение детей, поиск интересного музыкального материала, творческий
подход к работе.
Репертуар на протяжении всего обучения может изменяться, в
зависимости от: наполняемости групп (количества мальчиков и девочек),
потребностей учреждения, города, района, природных данных учащихся и
др.
В процессе работы педагог должен строго соблюдать принцип «от
простого к сложному». На базе тех навыков и умений, которые формируются
на первом году обучения, на втором учащиеся начинают осваивать основные
элементы у станка, после чего приступают к их совершенствованию с
применением несложных комбинаций. Дальнейшее увеличение мышечной
нагрузки в течение всего периода обучения производится постепенно и
планомерно; усложнение лексики, композиции заданий и танцевальных
этюдов, введение новых технических приёмов должно быть также
подготовлены всем предыдущим ходом обучения.
Особое внимание следует уделять такому немаловажному факту, как
дыхание учащихся. Правильно поставленное дыхание имеет иногда
решающее значение для освоения танцевальной техники, особенно, если
учитывать частую смену темпов и ритмов урока народно — сценического
танца, длительные, требующие большого дыхания, развёрнутые
танцевальные композиции, необходимость преодолевать значительное
сценическое пространство.
Образовательные технологии
Поставленные программные задачи решаются путем использования
педагогических технологий: информационные, здоровьесберегающие,
личностно-ориентированного, дифференцированного и игрового обучения.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности. В хореографическом образовании компьютер используется для
расширения знаний по истории и теории хореографии (разные программы
энциклопедического плана). Направления его применения: просмотр и
анализ хореографических произведений; изучение истории и теории
31
музыкального материала, который одновременно подается в виде текста,
аудиозвучання, видеоизображение; получение разной информации с
использованием сети интернет.
Актуально
и
применение
дистанционных
образовательных
технологий, реализуемых в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
Комплексную работу по сохранению здоровья осуществляется
посредством внедрения здоровьесберегающих технологий: физкультурнооздоровительных технологий (развитие физических качеств, двигательной
активности, формирование правильной осанки); технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка (создание ситуации
успеха для каждого ребёнка, оказание ему педагогической поддержки).
Цели – создания оптимальных условий для выявления задатков,
развития интересов и способностей учащихся - достигаются использованием
технологии дифференцированного обучения. Разный темп усвоения
материала позволяет организовать обучение на уровне возможностей и
способностей каждого воспитанника. Учебные группы формирую по темпу
обучения. Содержательной основой уровневой дифференциации является
наличие нескольких программ учебной дисциплины.
В рамках реализации личностно-ориентированного обучения
решаются задачи: стимулирование обучающихся к использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ; оценка деятельности учащихся не только по конечному
результату, но и по процессу его достижения; создание педагогических
ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому обучающемуся
проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах
работы; создание обстановки для естественного самовыражения.
В практике разнообразие танцевального творчества, происходит
посредством репетиционного процесса, постановки отдельных танцевальных
номеров и целой танцевальной программы, выступлений на различных
мероприятиях, специально организованными занятиями творчества.
Использование
методов
танцевально-экспрессивного
тренинга
позволяет создать условия для понимания физических возможностей своего
тела, развития эстетического восприятия собственных движений,
наслаждения красотой линий своего тела, что способствует воспитанию
уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических
комплексов. Сопровождение занятий творчества классической, яркой,
образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии
музыки и художественного движения. Поскольку игра помогает развивать
способности детей, погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все
интересно, у него все получается), развитие эстетических чувств и активация
творческих способностей на занятии происходит в игровой и этюдной форме.
32
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
Структура занятия строится с учетом рационального использования
времени,
психофизического
развития
учащихся
и
уровня
их
подготовленности к нагрузке.
1 год обучения:
- теоретическая часть,
- разминка всего тела от головы и пальцев рук до разработки бедер,
- основная часть (изучение и отработка базовых движений танца),
- заминка.
2 год обучения
- теоретическая часть,
- разминка,
- основная часть (разучивание танцевальных связок, постановка танца),
- заминка.
3 год обучения
- теоретическая часть,
- разминка,
- основная часть (разучивание танцевальных связок, постановка танца),
- заминка.
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1.
Аппия А. Живое искусство. М.: ГИТИС, 1993.
2.
Борисов А. Балетная школа. Самара, 2001.
3.
Мирный В.И. Хореографическая композиция: Учебное пособие.
Самара.: СГАКИ, 2003.
4.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания. М.:
ВЦХТ, 2002.
5.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. М.:
ВЦХТ,2001.
6.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и
концепциях воспитания. – М: ТЦ Сфера, 2002. – 160с.
7.
Хореографическая
школа
в
системе
дополнительного
образования детей. Сост. Косяченко Г.С., Черникова Н.М. Самара. СИПКРО,
2003.
Список литературы для учащегося
1.
А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург
2002г.
2. Балет: пер. с англ. – М: ООО «Изд. Астрель», 2003. – 64 с.: ил.
3. Детская энциклопедия. Балет. – М., 2001.
4. Пуртова Т.В., БеликоваА.Н., КветнаяО.В.Учите детей танцевать –
М., 2003.
5. Смит Люси. Танцы. Начальный курс. – М., 2001.
33
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Ансамбль «Славяночка» (2 ступень)
педагог: ___________________
на ______________ учебный год
№
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
34
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
35
Приложение № 2
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
____________________
номер группы и год обучения
N
Ф.И. учащегося,
возраст
_______________________
Ф.И.О. педагога
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1
полугодие
2
полугодие
1
полугодие
2
полугодие
Практические умения и
навыки
1
полугодие
2
полугодие
_____________
дата наблюдения
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1
2
полугодие
полугодие
Творческие навыки
1
полугодие
2
полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Метод
диагностики
Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос
(устный и
письменный)/….
Собеседование
(индивидуальное и
групповое) и др.
Контрольное задание,
концертная
деятельность,
выставки и др.
Контрольное задание
и др.
Контрольное задание
и др.
36
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN
Ф.И.
учащегося
Учебно-интеллектуальные
умения
Умение подбирать
Умение
и анализировать
осуществ
спец.литературу
лять
учебноисследова
тельскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
слушать
и
слышать
педагога
1
2
Умение
выступать
перед
аудиторией
1
2
Умение
вести
полемику,
участвоват
ьв
дискуссии
1
2
Учебно-организационные умения и
навыки
Умение
Навыки
Умение
организова соблюдения
аккурат
ть свое
правил ТБ
но
рабочее
выполн
место
ять
работу
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Анализ
Наблюдения
_
37
Приложение № 3
Индивидуальная карта обучающегося
Ф. И. ребенка __________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Год поступления__________________________________________________
Дата
Физические данные
гибкость
растяжка
прыжок
Музыкальность,
ритмичность
Сумма
баллов
Система оценок:
В - высокий балл (физически подходит для занятий хореографией,
отличный музыкальный слух).
Н - средний балл (недостаточно природных физических данных,
отличный музыкальный слух, либо наоборот).
Н - низкий балл (недостаточно физических данных, не имеет
музыкального слуха для занятий хореографией).
38