Славяночка 3 ступень ГОТОВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР - ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Ансамбль «Славяночка» (3 ступень)

Уровень: углубленный
Срок реализации программы: 2 года (360 часов)
Возрастная категория: 14-17 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Дергачев Александр Дмитриевич,
Курышева Валерия Сергеевна
педагоги дополнительного образования

Славянск-на-Кубани, 2024
1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Ансамбль «Славяночка» (3 ступень)
Уровень: углубленный
Срок реализации программы: 2 года:360 ч. (1 год -216ч.; 2 год - 144 ч.)
Возрастная категория: от 14 до 17 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НАКУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д. 271, l=г. Славянск-наКубани, title=ДИРЕКТОР, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НАКУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536, email=cmtb@mail.ru,
givenName=Елена Павловна, sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.09.23 17:01:03 +03'00'

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 957
Автор-составитель:
Дергачев Александр Дмитриевич,
Курышева Валерия Сергеевна,
педагоги дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2

Содержание
I.

Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
II Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Календарный план воспитательной работы
2.3 Условия реализации программы
2.4 Формы аттестации
2.5 Оценочные материалы
2.6 Методические материалы
2.7 Список литературы
III
Приложение № 1 «Индивидуальный образовательный
маршрут»
Приложение № 2 «Карточка учета результатов
обучения по дополнительной общеразвивающей
программе»
Приложение
№
3
«Индивидуальная
карта
обучающегося»

4
4
11
13
20
23
23
24
25
29
30
33
36
38
41

40

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только
учит понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Современный социальный заказ на хореографическое образование
обусловлен задачами художественного образования детей и реализуется в
учреждении
программами
«Фантазия»,
«Родничок»,
«Ансамбль
«Славяночка» (1 и 2 ступени).
Высокая потребность в услугах танцевально-хореографических
коллективов на любом культурно-массовом мероприятии любого формата
(развлекательное,
познавательное,
патриотическое),
продиктовала
необходимость создания программы «Ансамбль «Славяночка» (3 ступень),
ориентированной на подготовку учащихся к концертной деятельности –
публичным выступлениям на концертных площадках города и района,
участие в различных фестивалях и конкурсах и в других различных
сценических мероприятиях различного уровня.
Программа носит общественный характер, так как приходится
выступать перед большой аудиторией зрителей и участвовать в различных
массовых мероприятиях. Посредством хореографического искусства идет
передача в массы общества накопленного опыта за время занятий в
хореографической студии, выраженного в художественной танцевальной
форме в виде концертной программы, которая включает в себя различные
танцы.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
4

2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
5

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
6

26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Программа является модифицированной, при составлении программы
использован личный опыт работы хореографа в МБУ ДО Детской
музыкальной школы г. Славянска – на - Кубани, использована
дополнительная программа «Танцграф», разработчиками, которой являются
авторы – составители данной программы «Ансамбль «Славяночка».
Направленность программы - художественная.
Уровень программы -углубленный.
Актуальность
программы.
Данная
дополнительная
общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития
дополнительного
образования
и
согласно
Концепции
развития
дополнительного образования способствует: созданию необходимых условий
для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и
профессионального самоопределения;
Данная программа реализует основные идеи и цели системы
дополнительного образования детей:

развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
7

содействие личностному и профессиональному самоопределению
обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой
культуры и искусству;

сохранение и охрана здоровья детей.
Программный материал дает возможность осваивать сюжетнотематические произведения и привлекать высокохудожественную музыку –
классическую, народную, современную. В процессе постановочной работы,
репетиций, обучающиеся приучаются к сотрудничеству, у них развивается
художественное воображение, асоциальная память, творческие способности.
В ходе постановочной работы, на репетициях, учащиеся осваивают
музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая
инициатива детей, умение передать музыку и содержание образа движением.
Частое выступление перед публикой становится более ярким,
эмоциональным и зрелищным. Учащиеся ансамбля становятся более
общественно значимыми и ведут здоровый образ жизни.
Новизна
программы.
Новизна
данной
программы
носит
корпоративный характер. В МАУ ЦДО подобные программы ранее не
реализовались.
Особенностью
данной
программы является
её
адаптированность к конкретным условиям образовательного учреждения, а
также к способностям и возможностям детей.
Педагогическая
целесообразность
объясняется
основными
принципами, на которых базируется программа:

доброжелательности
и
уважительного
отношения
к
обучающемуся. Отношения сотрудничества присутствуют на занятиях
постоянно, дети высказывают свою точку зрения и имеют право на ошибку;

принцип систематичности предусматривает непрерывность
процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и
отдыха для поддержания работоспособности и активности обучающихся,
определенную последовательность решения
танцевально-творческих
заданий;

принцип наглядности помогает создать представление о темпе,
ритме, амплитуде движений, повышает интерес к более глубокому и
прочному усвоению движений;

принципы сознательности и активности предусматривают
сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении
танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание
способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;

принцип доступности – требует постановки перед учащимися
задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности
осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного
к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному


8

Для выполнения поставленных в программе задач, в соответствии с
методологическими позициями программа предусматривает следующие
формы занятий:
- обучающее занятие,
- тренировочное занятие,
- коллективно – творческое занятие,
- контрольное занятие,
- индивидуальное занятие,
- беседы по истории танца и истории балета,
- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала,
беседы о музыке, музыкальные игры),
- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий,
досуг внутри коллектива).
Программа обучения по форме «хореографический ансамбль» требует
особого подхода и имеет свои характеристики, свои трудности и законы. В
частности, работа с хореографическим ансамблем «Славяночка» имеет свои
определения и свой художественный уровень, так как основные учащиеся
окончили полный курс хореографической студии, обладают выучкой и
знанием по хореографии.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у подростков
исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях
танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и
содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению
творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в
работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка.
Учащиеся получают возможность раскрыть заложенные в каждом творческие
задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.
Очень важен подбор репертуара, в котором отражен быт и традиции
нашего народа, его национальный колорит, духовный мир.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
Особенность программы данной программы состоит в комплексном
подходе и в том, что она разработана специально для учащихся Образцового
детского хореографического ансамбля «Славяночка», прошедших обучение в
течение 6 лет по программам «Ансамбль «Славяночка» 1 и 2 ступени.
Прежде всего, сама форма организации занятий является групповой, что
позволяет более художественно отрабатывать танцевальные композиции,
добиваться синхронного исполнения, следить за более точными рисунками в
танце.
9

Особенность программы хореографического ансамбля заключается и в
том, что вводится новый предмет «Ведение ритмики в общеобразовательной
школе». Этот предмет поможет учащимся, после окончания курса обучения
на практике помогать в школе в кружковой работе с детьми начальных
классов и средних классов.
Особенности построения программы и её содержания
Программа представляет собой завершенный, самостоятельный
методический документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий
существенной практической значимостью, отвечающий всем требованиям
современного подхода к процессу обучения хореографией и может быть
рекомендована к реализации в учреждениях дополнительного образования
педагогам дополнительного образования и учителям общеобразовательных
учреждений, работающим по данной дисциплине.
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 14 -17
лет, так как возрастные и психофизиологические особенности детей,
базисные знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.
Наиболее благоприятный возраст для восприятия движения в хореографии.
Дети этого возраста легко усваивают материал на первых занятиях.
Основная задача: следить за легкостью усваивания движения поначалу в
медленном темпе, переходя в более быстрый темп, чтобы при этом в
движении сохранялись чистота, четкость и пластика исполнения.
При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений
более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.
Программа составлена, с учетом психофизических, возрастных
особенностей детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы:
Условия приема: основной костяк объединения - учащиеся
Образцового детского хореографического ансамбля «Славяночка»,
прошедших обучение в течение 6 лет по программам «Ансамбль
«Славяночка» 1 и 2 ступени.
Принимаются и дети с разной степенью одарённости и различным
уровнем подготовки, успешно прошедшие обучение по любой базовой
программе данной направленности в данном учреждении или, прошедшие
обучение в учреждениях, тематически близкихк данной.
Степень предварительной подготовки при приеме в группы первого
года обучения: имеющиеся специализированные знания у учащихся,
проявивших определенные способности к танцу.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
просмотром, собеседованием.
Условия приема- добровольная основа, желание ребенка, личное
заявление родителя (законного представителя).
Состав группы: Группа может сформироваться как разновозрастная,
так и одновозрастная без учета гендерного признака. Преимущественно
10

учащиеся распределяются по группам только в зависимости от смены
занятий у обучающегося в школе и набора по факту и пожелания ребенка.
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении детей категории ОВЗ рекомендовано наличие
медицинской справки об общем состоянии ребенка, позволяющая заниматься
данным видом деятельности.
Для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
по программе планируется по форме (Приложение 1)
В течение учебного года можно проводить дополнительный набор в
объединение, при наличии вакантных мест, могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
просмотр с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. В группу 2 -го года обучения зачисляются учащиеся, успешно
прошедшие программу 1-го года обучения, согласно данным итоговой
диагностики, а также учащиеся, имеющие соответствующую танцевальную
подготовку (знания, умение, навыки) для овладения программы в полном
объеме, при наличии вакантных мест.
Численный состав групп. Количество детей в группах из расчета
площади одного занимающего в соответствии с требованиями строительных
норм и правил - до 15 человек. Эта норма позволит педагогу держать группу
в поле внимания и, хотя бы короткое время проводить индивидуальные
работы с каждым учащимся, давая советы и оценивая работу каждого.
Группы первого и второго года обучения включают от 5 до 10 человек с тем,
чтобы усложнение программных заданий давало педагогу достаточное время
для анализа каждой выполненной работы и внимательного отношения к
проблемам каждого ребенка, учитывая его психологические особенности,
личные качества, способности к художественной и исполнительской
деятельности.
Объем и сроки реализации программы.
Сроки реализации программы: 2 года обучения, объем – 360 часов.
1 год обучения - нагрузка в неделю 6 ч., в месяц 24 ч., в учебный год
216 ч.
2 год обучения - нагрузка в неделю 4 ч., в месяц 16 ч., в учебный год
144 ч.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения
11

Режим работы:
1 год обучения.
Занятия проводятся три раза в неделю по два академических часа: (40
мин. - занятие, 10 мин. - перемена, 40 мин. – занятие).
2 год обучения: 2 варианта режима проведения.
Занятие проводится один раз в неделю по четыре академических часа
(40 мин. - занятие, 10 мин. - перемена, 40 мин. - занятие, 10 мин. – перемена,
40 мин. – занятие, 10 мин. - перемена, 40 мин. - занятие).
Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа (40
мин. - занятие, 10 мин. - перемена, 40 мин. – занятие).
Особенности организации образовательного процесса:
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение
учебного года.
Формы организации занятий: групповая, работа в парах,
индивидуальная, формы проведения и организации занятий;
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от
простейших
упражнений
до
самостоятельно
выполненной
художественной работы. Основной формой образовательного процесса
является занятие в соответствии с календарным учебным графиком, которое
включает в себя часы теории и практики.
Теоретический курс. Хореографическая терминология.
Групповая работа. Специальная подготовка, постановка массовых
танцевальных номеров.
Индивидуальная работа.
- для детей с ослабленным здоровьем или низкими музыкальными
способностями возможно проведение занятий по щадящему режиму, которые
помогают освоению образовательной программы и социальной адаптации
детей в коллективе,
- Постановка сольных номеров.
- для наиболее успешных и одаренных детей дополнительные
репетиции с целью участия их в концертных программах, конкурсах и
фестивалях детского и юношеского творчества
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и
открытые.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Общая цель программы: содействие всестороннему развитию
личности обучающегося посредством погружения в процесс подготовки
концертных
хореографических
номеров,
создание
условий
для
профессионального самоопределения учащихся.
12

Цель программы первого года обучения: создание условий для
формирования танцевального вкуса учащихся, исполнительских навыков,
танцевальной грамотности, потребностей и интересов, имеющих
общественно-значимый характер, расширение танцевальных возможностей
Цель программы второго года обучения: Создание условий для
целостного художественно – эстетического развития личности и
формирования основ самоопределения учащихся.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для
выполнения следующих задач:
Образовательные задачи первого года обучения:
формировать навыки музыкально-ритмической деятельности,
правильного и выразительного движения;
отрабатывать синхронность и музыкальность, эмоциональную
выразительность;
закрепить знание основ классического, народно-сценического,
современного детского танцев, хореографической терминологии;
привить умение понимать «язык» движений, их красоту;
разучивать новые хореографические композиции;
проявлять
использование
приобретенного
творческого
потенциала в процессе занятий и постановочной работе;
работать над техникой исполнения движений в танцах;
формировать умение работать в свободной танцевальной форме,
выполнять более сложные координации движения рук, ног, головы, корпуса;
научить выполнять более сложные комбинированные движения у
станка и на середине, включая eppaulementc подворотом к станку и от станка,
исполняя движения на высоких полупальцах.
Образовательные задачи второго года обучения:
научить свободно владеть движениями на полупальцах в
сочетание туров у станка, более сложные комбинированные движения с
добавлением маленьких поз у станка;
выработать умение соблюдать темп движений, обращая внимание
на музыку, выполняя общеразвивающие упражнения в определенном ритме и
темпе;
научить легко, естественно и непринужденно выполнять все
игровые и плясовые движения;
научить ощущать смену частей музыкального произведения в
двухчастной форме с контрастным построением;
привить умение осуществлять подготовку концертных номеров,
партий под руководством преподавателя;
сформировать умение работать в танцевальном коллективе;
выработать умение видеть, анализировать и исправлять ошибки
исполнения;
сформировать умение творчески работать над хореографическим
произведением на репетиции;
13

- привить навыки участия в репетиционной работе.
Личностные задачи:
содействовать гармоничному развитию творческой личности
ребенка;
совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и
физические потребности;
воспитать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированностьи
ответственность;
формировать терпение, целеустремленность, выносливость,
стремление к самосовершенствованию и творческому росту;
формировать потребности и навыки сохранения и укрепления
здоровья;
- воспитать самостоятельность, творческую инициативу;
добиться достаточного уровня коммуникативной культуры;
воспитать художественно-эстетический вкус, общую культуру
личности, способной адаптироваться в современном обществе.
Метапредметные задачи:
развить чувство гармонии, чувство ритма;
привить любовь к различным видам хореографии, жанрам;
развить творческие способности и творческое воображение;
развить коммуникативные навыки;
приобщить к истории искусства танца;
развить интерес к традициям русской культуры;
развить интеллект, проектное мышление, самостоятельное
мышление;
волю (умение мобилизовать себя на достижение поставленной
цели);
развить высокий уровень познавательной активности и
стремления к творческому самовыражению.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план на 1-й год обучения
Б
Наименование
ло
Раздела, Темы
к
1
Вводное занятие

Количество часов
Форма
Всего Теория Практика контроля
2

1

1

2

Классический танец

42

6

36

3

Народносценический танец

42

6

36

4

Постановочные

80

-

80

Педагогическое
наблюдение.
Наблюдение,
результаты работ
Практическая
работа. Этюдная
работа.
Педагогическое
14

работы

5
6
7

Наследия образцов
хореографического
искусства
«Ведение ритмики в
общеобразовательно
й школе»
Итоговое занятие

Итого

наблюдение,
проявление
авторской
позиции
Педагогическое
наблюдение.

24

24

-

24

8

16

Педагогическое
наблюдение.

2

-

2

творческий
отчет, открытое
занятие

216

45

171

Содержание учебного плана 1 года обучения
1.
Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу. Ознакомление с
целью и задачами программы, с планом работы в учебном году, с
требованиями к учащимся, с правилами поведения и расписанием,
инструктаж по технике безопасности. Сведения о форме занятий, о
требованиях к внешнему виду. Просмотр видеоматериалов с записью
танцевальных номеров.
Практика: Тестирование. Импровизационные задания.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.
Классический танец.
Теория: Повторение знаний о классическом танце.
Практика: Отработка навыков.
Экзерсис у станка
Plie с добавлением вращения тур endehors, endedans
Battementtenduна efface иecartee с подворота 180 и с туром 2 и 5
позиции
Battementtendujete по 5 позиции с продвижением вперед и назад с
окончанием тур со 2 и 5 позиции
Ronddejambeparterre со сменой темпа на 1/8 и 1/16
Battement frappe наefacee petit battement
Середина
Pliec туром в большие позы
Battementtendu на еfaсе и ecarte с подворотом 180
Battementtendujete с продвижением вперед и назад
Grand battement jetepigueпо 5 позиции en face
Pasdebourree c подворота корпуса на 180
15

Прыжки (Allegro)
Pasjete вперед и назад с руками и поворотом головы
Pasassemble в повороте на 180
Jeteentrulese исполнять по диагонали
Pasehappecpasdeburre с разворота 180
Pasfatti
Pas ballette
Pasballonne
Pasdedasgue с продвижением вперед
Форма работы: Наблюдение, результаты работ.
3.
Народно-сценический танец.
Теория: совершенствование исполнительского мастерства. Закрепление
пройденного материала за прошедший год, знакомство с новым
хореографическим материалом. Изучение танцев разных национальностей:
Цыганский танец. Греческий танец. Мексиканский танец. Испанский танец.
Практика: Станок
-Plieв стиле цыганского танца
-Battemantstendus в стиле русского танца
-Каблучный battementtendu –Flic-flacd в стили испанского танца
-Rjnddejambparterre в стиле греческого танца
Середина
Танцевальные комбинации в характере цыганского танца
Танцевальные комбинации на греческом материале
Танцевальная комбинация на русском материале. «Научить тебя
Ванюша»
Танцевальная комбинация на кубанском материале. «Вареники»
Диагональ
-дробные – мексиканские, -дробные – русские, - дробные – испанские, каблучные вращения, - комбинированные вращения - бегунок с туром
Танцы в национальном характере: Цыганский танец. Греческий танец
«Сиртаки», Мексиканский танец «Авалюлька», Кубанский танец «Хлопцыказаки».
Форма контроля: Практическая работа. Этюдная работа.
4.
Постановочные работы.
Практика: Общеразвивающие упражнения, отработка сложных
движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр
видеокассет, дисков и работа с отстающими детьми. Показ танца необходимый этап постановочной работы. Планирование репертуара
постановок в соответствии с актуальными потребностями и творческим
состоянием той или иной группы. Анкетирование учащихся в начале года по
принципу «нравится» - не нравится», «интересно - не очень интересно» и
подбор репертуара танцевальных постановок, музыкального репертуара и
тем бесед по результатам анализа и анкетирования.
16

Понятие об особенностях психологии деятельности профессионального
танцора. Уроки актерского мастерства: понятие «Душа танца», можно ли в
танце передать настроение исполнителя, почему зрители плачут или
смеются. Разучивание элементов танца. Разучивание новых движений в
соответствии с подобранным репертуаром. Репетиционная - постановочная
работа.
Изучение народных, историко-бытовых, бальных и современных
танцев. Постановка танцевальных номеров, на основе изученного материала.
Подготовка к массовым мероприятиям и концертам.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, проявление авторской
позиции
5.
Наследия образцов хореографического искусства.
Теория: Введение.
Тема 1. Народные истоки хореографии.
1.
Зарождение танца на земле.
2.
Что означает слова «балет»?
3.
Где и как возникло балетное искусство.
4.
Рассвет балетного искусства во Франции.
5.
Возникновение академии танца король «солнце».
6.
Первый балет «сильфида».
7.
М. Тальони и балетные туфельки.
8.
Балет «Жизель».
9.
Что означает название «классический танец» и его выход на
профессиональную сцену
Тема 2. Связь трудовой деятельности с рождением танца на Руси.
1.
Как зародился народный танец на Руси.
2.
Искусство скоморохов.
3.
Праздники древних славян и ритуальные танцы.
4.
Народные истоки русского балета.
5.
Царь Петр I и его ассамблеи.
6.
Открытие танцевальной школы в России.
7.
Творчество М. Петипа в России.
8.
Сотрудничество композитора П.И. Чайковского и М.Петипа.
9.
Создание балетов «Лебединое озеро».
10. «Спящая красавица».
11. «Щелкунчик».
Тема III. Выдающийся балетмейстер в 20 веке и его шедевры (балеты).
Характеристика хореографического искусства середины 20 века.
1.
Творчество Ю. Григоровича.
2.
Балет «Каменный цветок».
3.
Балет «Щелкунчик».
4.
Балет «Спартак».
5.
Знаменитые артисты балета 20 века: Г. Уланова, М. Плисецкая,
М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова.
17

Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
6.
«Ведение ритмики в общеобразовательной школе».
Теория. Развитие умения ориентироваться в маршевой и танцевальной
музыке, определять ее характер, метроритм, строение, особенно, умение
согласовывать музыку с движением.
Практика. Ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные
задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого
раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать
музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки
развивать чувство ритма. Прослушивание классических мелодий,
современной музыки, изотерические мелодии, музыки для души, анализ,
разбор музыкальные произведения.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
7.
Итоговое занятие.
Практика:
Диагностика
усвоения
программного
материала,
физических возможностей детей.
Форма контроля: творческий отчет, открытое занятие для родителей.
Учебный план на 2-й год обучения
Б
Наименование
ло
раздела, темы
к
1 Вводное занятие

Количество часов
Форма
Всего Теория Практика контроля
2

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Наблюдение,
результаты работ
Практическая
работа. Этюдная
работа.
Наблюдение,
проявление
авторской
позиции
Педагогическое
наблюдение.

2

Классический танец

26

6

20

3

Народносценический танец

26

6

20

4

Постановочные
работы

38

-

38

5

Наследия образцов
хореографического
искусства
«Ведение ритмики в
общеобразовательно
й школе»
Итоговое занятие

24

24

-

24

-

24

Педагогическое
наблюдение.

4

-

4

Творческий
отчет, открытое
занятие

144

37

107

6
7

Итого

18

Содержание учебного плана 2 года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Основные задачи второго года обучения. Правила этики,
гигиены, танцевальной формы. Инструктаж по ТБ. Продолжение работы по
развитию музыкального слуха, чувства ритма, координации движений и
ориентации в пространстве, укрепление общефизического состояния ребёнка.
Нагрузка на определённые группы мышц.
Практика: Тестирование. Музыкальные задания в игровой форме.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2. Классический танец.
Теория: Повторение знаний о классическом танце.
Практика: Отработка навыков.
Экзерсис у станка.
Battementfondu на полупальцах duble крестом.
Turendehorsendendedans со 2 и 5 позиции.
Grand battement jetepigueсballancoir.
Battements developpe c разворотом корпуса на ecarte.
Экзерсис на середине.
Adagiocgrandplie в сочетанием с tanlie из 5 во 2 позицию.
Pas balance soutenusissonne 1 arabesgues.
Battement tendujete с продвижением вперед и назад.
Grand battement jetepigueпо 5 позиции en face.
Pasdebourree c подворотом корпуса на 180.
Pas balance outenusissonne 1 arabesgues.
Прыжки (allegro).
Sissonnetombe, pas de burre, pas glissade, sissonne assemble.
Комбинированные прыжки на середине: Pas glissade, pas cuppe, pas jete,
pas de bourre.
Pas jete по диагонали.
Sissonneouverte.
Jeteambuatte.
Комбинированные вариации 3\4 (вальс).
Torsendedans в комбинации с шене.
Форма контроля: Наблюдение, результаты работ.
3. Народно-сценический танец.
Теория: Продолжение изучения танцевальных композиций на основе
Новых национальных культур и национальных традиций.
- Венгерский мужской танец «Понтозоу».
-Аргентинский танец «Сапатео».
Испанский танец «Арагонская хота».
Практика: Экзерсис у станка.
19

Движения у станка исполняются на музыку следующих
национальностей: Россия, Беларусь, Молдова, Украина, Кавказ, Татарстан,
Испания, Италия, Венгрия, Словакия.
Середина
Русская танцевальная комбинация на «Веревочку».
- Испанская комбинация в характере «Фламенко».
-Русская дробная комбинация на песню «Уточка, моя луговая».
-Кубинская комбинация на музыку «Кубинская самба».
Форма контроля: Практическая работа. Этюдная работа.
4. Постановочные работы.
Практические часы Различные построения и перестроения, рисунок
танца, условные точки танцевального зала. Ракурсы, повороты, танцевальные
позы, движения с расчетом высоты, разворота, подъема и т.д.
Танцевальные комбинации. Составление танцевальных этюдов
обучающимися на основе проученных движений из разных танцевальных
направлений. Подготовка самостоятельных творческих работ: танцевальные
композиции по выбранной теме.
Форма контроля: Наблюдение, проявление авторской позиции.
5. Наследия образцов хореографического искусства
Теория:
Возникновение
хореографических
народных
профессиональных ансамблей в России в 20 веке.
1.
Создание хореографического ансамбля им. И. Моисеева.
2.
Репертуар ансамбля.
3.
Хореографический ансамбль «Березка».
4.
Репертуар ансамбля.
5.
Хореографический ансамбль Сибири им. Годенко.
6.
Государственный хореографический ансамбль Украины им.
Вирского.
7.
Танцевальная группа Северного хора.
8.
Танцевальная группа хора им. Пятницкого.
9.
История возникновения кубанского танца.
10. Особенности оформления кубанского костюма.
11. Создание Кубанского народного хора им. В Захарченко.
12. Союз народной песни и народного танца.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
6. «Ведение ритмики в общеобразовательной школе».
Практика:
-продолжение работы над осанкой, координацией, чувством ритма и
развитием двигательной памяти;
-уделение большего внимания развитию музыкальности, пластичности
движения, эмоциональности выражения движения;
-начало работы над выворотностью и танцевальностью;
-изучение сценического пространства и сценической культуры.
1.Работа над постановкой корпуса:
20

Изучение III позиции ног.
Изучение положение рук: «за юбочки» (девочки).
Постановка спины: продолжение работы с предметами.
2.Работа над развитием чувства ритма:
Упражнения на развитие чувства ритма:
а) сочетание хлопков и притопов;
б) сочетание прыжков и шагов.
3.Работа над умением ориентировать в пространстве:
сочетание упражнений на натянутость ног и перемещений в
пространстве:
а) варианты ходьбы по диагонали, по кругу;
б) танцевальные движения на месте и в продвижении по залу в
различных направлениях.
Движения в пространстве:
а) прочёсы;
б) змейка;
в) до за до.
Положение в паре:
а) в продвижении по кругу;
б) по диагонали;
в) лицом друг к другу.
4.Танцевальные элементы:
а) шаг с plie;
б) double шаг с plie;
в) pas полонеза;
г) pas польки.
5.Parterre: в положении сидя (руки на поясе) и лёжа на полу:
а) работа над спиной;
б) работа стоп по позициям ног;
в) упражнения на натянутость ног;
г) упражнения на развитие выворотности;
д) растяжка;
е) упражнения на развитие гибкости;
ж) упражнения на растягивание позвоночника.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
7. Итоговое занятие
Практика: Анализ деятельности группы за год (освоение
программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост
учащихся); перспективное планирование; поощрение и награждение.
Форма контроля: творческий отчет, открытое занятие
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Образовательные результаты первого года обучения:
21

- Сформированы навыки музыкально-ритмической деятельности,
правильного и выразительного движения.
- Проявляют синхронность и музыкальность, эмоциональную
выразительность.
- Показывают хорошее знание основ классического, народносценического, современного детского танцев, хореографической
терминологии.
- Привито умение понимать «язык» движений, их красоту.
- Разучены новые хореографические композиции.
- Проявляют легкое использование приобретенного творческого
потенциала в процессе занятий и постановочной работе.
- Проявляют навыки работы над техникой исполнения движений в
танцах.
- Сформировано умение работать в свободной танцевальной
форме, выполнять более сложные координации движения рук, ног,
головы, корпуса.
- Умеют выполнять более сложные комбинированные движения у
станка и на середине, включая eppaulement c подворотом к станку и от
станка, исполняя движения на высоких полупальцах.
Образовательные результаты второго года обучения:
- Свободно владеет движениями на полупальцах в сочетании туров
у станка, более сложные комбинированные движения с добавлением
маленьких поз у станка.
- Выработано умение соблюдать темп движений, обращая
внимание на музыку, выполняя общеразвивающие упражнения в
определенном ритме и темпе.
- Умеют легко, естественно и непринужденно выполнять все
игровые и плясовые движения.
- Проявляют умение ощущать смену частей музыкального
произведения в двухчастной форме с контрастным построением.
- Привито умение осуществлять подготовку концертных номеров,
партий под руководством преподавателя.
- Сформировано умение работать в танцевальном коллективе.
- Выработано умение видеть, анализировать и исправлять ошибки
исполнения.
- Сформировано умение творчески работать над хореографическим
произведением на репетиции.
- - Привиты навыки участия в репетиционной работе.
Личностные:
- Гармоничное развитие творческой личности ребенка.
- Усовершенствованы нравственно-эстетические, духовные и
физические потребности.
- Воспитаны трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность и
ответственность.
22

- Сформированы терпение, целеустремленность, выносливость,
стремление к самосовершенствованию и творческому росту.
- Сформированы потребности и навыки сохранения и укрепления
здоровья;
- Воспитаны самостоятельность, творческая инициатива.
- Проявляют достаточно высокий уровень коммуникативной
культуры.
- Воспитаны художественно-эстетический вкус, общая культура
личности, способной адаптироваться в современном обществе.
Метапредметные:
- развиты чувство гармонии, чувство ритма;
- привиты любовь к различным видам хореографии, жанрам;
- развиты творческие способности и творческое воображение;
- развить коммуникативные навыки;
- приобщены к истории искусства танца;
- развит интерес к традициям русской культуры;
- развиты интеллект, проектное мышление, самостоятельное
мышление,
- воля (умение мобилизовать себя на достижение поставленной
цели);
- развит высокий уровень познавательной активности и
стремления к творческому самовыражению.
Учащиеся, завершившие освоение дополнительной образовательной
программы, должны овладеть следующими компетенциями:
-познавательная компетентность-способность к обучению в течение
всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте
- информационная компетентность - способность грамотно работать с
разными источниками информации; владение телекоммуникационными
технологиями в общении с людьми;
- коммуникативная компетентность - владение различными средствами
письменного и устного общения; владение способами презентации себя и
своей деятельности;
-социокультурная компетентность - соблюдение норм поведения в
окружающей среде, правил здорового образа жизни; готовность к участию в
позитивных социальных преобразованиях на уровне ЦДО, города и района);
-организаторская компетентность (планирование и управление
собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки
деятельности; способность принимать ответственность за собственные
действия; владение способами совместной деятельности).
- творческая компетенция – своеобразное видение мира, способность
определения многофункциональности предметов и возможность их
модификации; быть способным критически мыслить, искать пути решения
проблем, чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания
23

могут быть применены в окружающей его действительности, быть
способным генерировать новые идеи, творчески мыслить.

24

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

январь

Всего часов по
программе

март

май

Апрель - май

Март - апрель

декабрь

Декабрь - январь

ноябрь

Ноябрь - декабрь

февраль

апрел
ь

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4 4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

72

3

2

144

2

23

1

Углубленный
уровень
программы(колво часов)
1 г/о
2 г/о

Недели обучения

октябр
ь

октябрь

Сентябрь октябрь

Год обучения

Сентябрь

Октябрь - ноябрь

2.1. Календарный учебный график
к программе «Ансамбль «Славяночка» (3 ступень) на 2024-2025 учебный год

25

Занятия,непредусм
Каникулярны
отренные
йпериод (К)
расписанием
Промежуточная
(П)Итоговая
(И)аттестация

П

К
К

И

К
К

26

2.2. Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Направление
воспитательной
работы

Наименование
мероприятия

1

Патриотическое
воспитание

Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
народного единства.

Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы:

Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
Ноябрь

Февраль

Педагог д/о

Планируемый результат

Примечание

Формирование ценностного отношения к
Родине,
отечественному
культурноисторическому наследию, государственной
символике, законам Российской Федерации,
русскому и родному языку, народным
традициям, старшему поколению. Получение
знаний и представлений о государственном
устройстве
и
социальной
структуре
российского общества, наиболее значимых
страницах истории страны.

Акция «Посылка
солдату».

Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
космонавтики.
Апрель
27

2

Нравственное
воспитание

Участие в новогоднем
мероприятии «Скоро,
скоро новый год…».

Декабрь

Педагог д/о

Гагаринский урок-

Формирование представлений о моральных
нормах и правилах нравственного поведения;
воспитание неравнодушного отношения к
жизненным проблемам других людей,
сочувствия к человеку, находящемуся в
трудной ситуации;

«Космос - это мы».
Апрель
3

Трудовое
воспитание

Участие объединения
в Акции
«Уют кабинета»

Педагог д/о

Воспитание ценностного отношения к труду
и творчеству, трудовым достижениям России
и человечества, трудолюбия; формирование
осознания приоритета нравственных основ
труда.

Педагог д/о

Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание единого пространства общения;
повышение
педагогической
культуры
родителей; сформированность активной
педагогической
позиции
родителей;
привлечение к активному участию родителей
в мероприятиях центра; снижение случаев
безнадзорности
несовершеннолетних;
укрепление
дисциплины
учащихся;

Сентябрь

Акция «Чистота»
Декабрь
Акция «Трудовой
десант»
Май
4

Семейное
воспитание

«Добро пожаловать –
день открытых
дверей».
Индивидуальные
консультации для
родителей.

Сентябрь

28

Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».

приобщение детей к ценностям семейной
культуры; овладение учащимися культурой
семейных отношений; повышение правовой
грамотности родителей и детей

Сентябрь

Сентябрь

Участие в акции «Я
поздравляю мамочку».
Помощь родителям в
работе АИС

Ноябрь

«Навигатор».
Индивидуальные
беседы с родителями.

Март

Май
5

Эстетическое
воспитание

Участие в
мероприятии
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда
открыта дверь».
Участие в цикле
мероприятий,
посвящённых Дню
космонавтики.
Участие в творческом

Октябрь

Апрель

Педагог д/о

Воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях; умения
видеть красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей; представления
об
эстетических
и
художественных
ценностях
отечественной
культуры;
формирование потребности и умения
выражать
себя
в
доступных
видах
творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических ценностей в пространстве
образовательного учреждения и семьи.
29

отчётном концерте

6

7

Физическое
воспитание

Правовое
воспитание

«Жар – птица
талантами гордится».

Май

Динамические паузы

В течение
года

Педагог д/о

Сентябрь

Педагог д/о

(физические минутки
на занятиях,
подвижные игры по
темам).
Составление
социальных паспортов
по группам в
объединении

Формирование ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни;
представления о роли физической культуры и
спорта
для
здоровья
человека,
его
образования, труда и творчества; знания о
возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье
человека.
Формирование у учащихся знаний о
государстве и праве, законности, правах и
свободах личности, устойчивой ориентации
на законопослушное поведение.

30

2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Учебный
хорошо
освещенный,
проветриваемый
хореографический класс с паркетным полом, оборудованный специальными
станками и зеркалами.
Актовый зал, с местами для зрителей.
Концертный зал.
Соблюдение норм и правил гигиены обязательно требует наличия
удобных раздевалок, комнат для переодевания.
Интернет сайт, наглядная информация по историко-бытовому
танцу (фото, видеоматериал).
Концертные костюмы.
Учебно-практическое оборудование:
хореографический станок (прикрепляемая вдоль стены палка
(станок) должна соответствовать росту, находиться на уровне талии или чуть
выше, опоры устанавливают напротив зеркал);
гимнастические коврики;
гимнастические скакалки;
специальное световое оборудование (софиты, прожектора).
Перечень
оборудования,
инструментов,
необходимых
для
реализации программы:
Для обеспечения занятий используются:
- средства ИКТ,
- средства ТСО (музыкальный центр, усилитель, динамики, микшер,
проигрыватель, системы аудио-видео караоке, синтезатор, микрофоны,
музыкальный пульт и т.д.),
- музыкальные инструменты,
- музыкальная библиотека,
- фонотека,
- видеотека,
- наглядные пособия,
- костюмы для занятий (ласины и купальник),
- специальная обувь (балетки).
Информационное обеспечение

лицензионные ресурсы:
http://www.ballet.classical.
http://www.russianballet.ru
http://www.gallery.balletmusic.ru
Единая
коллекция
образовательных
ресурсов
(http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm

мультимедийные презентации:
31

1.
«Хореографическое искусство - танцевальное искусство в целом,
во всех его разновидностях».
2.
«Стили и направления ХХ века».
3.
«Балет в России».

Видеофильмы
постановок
хореографической
студии
«Славяночка»:
1.
«Хореографический спектакль «Муха - Цокотуха»,
2.
«Подсолнушки»,
3.
«Край ты наш Кубанский»,
4.
«Чудо –детство»,
5.
«Потанцуем нынче, казачата» …

Материалы для компьютерного тестирования (Контрольноизмерительные материалы).

Электронные таблицы.
Кадровое обеспечение:
Программу должен реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками
хореографического искусства
Демонстрационные материалы:
- плакаты методические;
- портреты выдающихся хореографов, выдающихся деятелей в
области хореографического искусства.
2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов.
Для того, чтобы строить работу с учётом индивидуальных
особенностей и способностей каждого обучающегося, в начале учебного года
проводится контроль знаний, умений и навыков по основным видам
хореографической деятельности. Проведение контрольных занятий позволяет
проверить
личностный рост обучающихся, выявить пробелы, которые
следует восполнить на последующих занятиях.
Диагностику проводим по следующим критериям:
музыкальность и чувство ритма - музыкально исполняет
движения, хорошо развито чувство ритма, чутко реагирует на
интонационные и темповые оттенки звучания;
внимание - умение концентрировать своё внимание;
координация тела и движений
точность, ловкость движений,
координация рук и ног при выполнении (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений
рук и ног при ходьбе, а также и в других обще развивающих видах
упражнений;
эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики.
Умение передавать в мимике, позе, жестах, разнообразную гамму чувств
32

исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление,
настороженность, восторг, тревога и т.д.), умение выразить свои чувства не
только в движении, но и в слове.
Выполнение задания детьми оценивается по уровням:
низкий уровень - развитие танцевальных навыков;
средний уровень - начальные навыки освоения сложных
элементов;
высокий уровень - высокие показатели развития танцевального
навыка.
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой
цели существует промежуточный контроль (участие в концертах,
фестивалях, конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет, открытое
занятие для родителей).
Предварительный контроль проводится при наборе учащихся и
комплектовании групп объединения.
Оцениваются способности учащихся двигаться, слышать музыкальное
сопровождение, умение переключаться с одной задачи на другую (внимание),
их личностные и волевые качества.
Форма предварительного контроля: - устный опрос; - педагогическое
наблюдение
Текущий контроль осуществляется педагогом регулярно (каждое
занятие) в процессе наблюдения за деятельностью учащихся, где
учитываются: отношение учащихся к занятиям, их старания и прилежность,
качество выполнения упражнений.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут
использоваться занятия в игровой форме, творческие занятия, открытые
занятия. Формы текущего контроля: - педагогическое наблюдение; - опрос; игра; - самоконтроль, взаимоконтроль; - оценка качества педагогом.
Промежуточный контроль проводится в конце полугодия, либо по окончании
изучения темы или раздела. Формы промежуточного контроля: диагностические карты;
Итоговый контроль предполагает проведение итоговых заданий.
Формы итогового контроля реализации программы:
- диагностические карты (Приложение № 2);
- критерии освоения образовательной программы;
- итоговое занятие;
- открытое занятие.
Результат педагогических наблюдений фиксируется в диагностической
карте два раза в году: в декабре (промежуточный этап контроля), в апрелемае (итоговый этап).
Заполнение диагностических карт осуществляется согласно критериям,
самостоятельно разработанным педагогом на каждый год обучения.
33

Анализ диагностических карт дает возможность педагогу оценить
эффективность образовательного процесса, осуществить его коррекцию и
доработку.
Способ определения результативности:
Метод включённого наблюдения;
Тестирование.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- дипломы, грамоты;
- свидетельства, сертификаты;
- статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества;
- показ музыкальных сказок;
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года;
- портфолио;
- статьи, публикации;
- поступление выпускников по профилю.
2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в
зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие
оценочные материалы:
1.
«Карточка учета результатов обучения по дополнительной
общеразвивающей программе» (Приложение № 3)
Цель: получение целостного представления о различных сторонах
развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
2.
Индивидуальная карта обучающегося (Приложение № 2)
Система оценок: В - высокий балл (физически подходит для занятий
хореографией, отличный музыкальный слух). Н - средний балл
(недостаточно природных физических данных, отличный музыкальный слух,
либо наоборот). Н - низкий балл (недостаточно физических данных, не имеет
музыкального слуха для занятий хореографией).
3.
Оценивается достижения творческого характера посредством
«Диагностической таблицы учёта участия обучающихся по программе
«Ансамбль «Славяночка» в конкурсах»

Фамилия,

Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Ансамбль «Славяночка» в конкурсах
Дата
Название конкурса
Название
Результат
34

имя ребёнка

номера

4. Диагностическая карта «Итоги промежуточной аттестации и
аттестации обучающихся по итогам учебного года по программе «Ансамбль
«Славяночка».
Итоги промежуточной аттестации обучающихся
по программе «Ансамбль «Славяночка»
№

1.

ФИО
обучающег
ося
1

Разделы программы (темы), форма аттестации

н - низкий уровень нс
средний суровень
вв
высокий
уровень

нсв-

Средний
балл
обучающег
ося
нсв-

..
..
15
.

По завершении обучения по программе «Ансамбль «Славяночка» (3
ступень) по итогам аттестации обучающимся могут при желании получить
свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы проведения занятий.
Учебное занятие, репетиция, открытое занятие, беседа, экскурсия,
занятие-праздник, концерт, конкурс, фестиваль.
Методы работы, используемые в реализации данной программы.

Для каждого упражнения, игры, танца выбирается наиболее
эффективный путь объяснения, опираясь на следующие методы:

Метод показа (разучивание нового движения или комбинации
педагог

начинает с точного безукоризненного показа).

Словесный метод (знакомство с методикой исполнения,
специальными терминами, рассказ, беседа, объяснение, словесное
сопровождение движений под музыку).

Наглядный метод (просмотр видеозаписей с выступлениями
коллектива, атак же различных ансамблей танцев, фотографий,
иллюстраций).
35


Музыкальное сопровождение (пояснения педагога, помогающие
детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.

Игровой метод (форма занятия через игру позволяет быстрее
добиться запоминания необходимых понятий и знаний).

Практический метод - самостоятельное выполнение учащимися
упражнений и танцевальных комбинаций.
Репертуар на протяжении всего обучения может изменяться, в
зависимости от: наполняемости групп (количества мальчиков и девочек),
потребностей учреждения, города, района, природных данных учащихся и
др.
Образовательные технологии.
Поставленные программные задачи решаются путем использования
следующих
педагогических
технологий:
информационные,
здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, дифференцированного
и игрового обучения.
Быстрое
развитие
и
использование
информационнокоммуникационных технологий открывает новые возможности. В
хореографическом образовании компьютер используется для расширения
знаний по истории и теории хореографии (разные программы
энциклопедического плана).
При подаче теоретических знаний по истории создания и развития
стилей танцев, по музыке, спорту и физической культуре, театральному
искусству и другим смежным дисциплинам уместен показ слайдов с
видеоматериалами и текстами, который облегчит процесс обучения и сделает
его интересным, наглядным и ярким. В работе танцевальной студии
используются и тематические уроки в аудитории – с показом познавательных
и увлекательных презентаций.
Применение
компьютера
позволяет:
просмотр
и
анализ
хореографических произведений; изучение истории и теории музыкального
материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучания,
видеоизображение; получение разной информации с использованием сети
ИНТЕРНЕТ. Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех
случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть
получить представление о материале более широко. Там, где роль
наглядности большая - вопрос о применении информационных технологий
мультимедиа не вызывает сомнения. Актуально и применение
дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с
применением
информационно-телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и
педагогических работников (в период режима «повышенной готовности»).
Комплексную работу по сохранению здоровья осуществляется
посредством внедрения здоровьесберегающих технологий: физкультурнооздоровительных технологий (развитие физических качеств, двигательной
36

активности, формирование правильной осанки); технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка (создание ситуации
успеха для каждого ребёнка, оказание ему педагогической поддержки),
валеологического просвещения родителей. С целью реализации технологии
валеологического просвещения родителей используются папки-передвижки,
беседы, нетрадиционные формы работы с родителями (походы на природу),
практические показы (практикумы). Занятия хореографией развивает
подвижность, координацию и гибкость. Кроме того, они благотворно влияют
на сердце и легкие.
Разнообразные упражнения, комплексы упражнений направлены на
развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата и главным образом
оказывают здоровьесберегающее влияние на организм ребенка. Комплекс
упражнений подобран так, что происходит чередование физической нагрузки
по группам мышц, смена одного рода деятельности другой, переход от
пластики к ударам или тряскам. Это дает возможность отдыхать и
восстанавливаться одной группе органов во время вовлечения в движение
другой группы.
Цели – создания оптимальных условий для выявления задатков,
развития интересов и способностей, обучающихся - достигаются
использованием технологии дифференцированного обучения. Разный темп
усвоения материала позволяет организовать обучение на уровне
возможностей и способностей каждого учащегося. Учебные группы
формируются по темпу обучения. Содержательной основой уровневой
дифференциации является наличие нескольких программ учебной
дисциплины.
В рамках реализации личностно-ориентированного обучения
решаются задачи: стимулирование обучающихся к использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ; оценка деятельности учащихся не только по конечному
результату, но и по процессу его достижения; создание педагогических
ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ребенку проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
создание обстановки для естественного самовыражения.
В практике разнообразие танцевального творчества, происходит
посредством репетиционного процесса, постановки отдельных танцевальных
номеров и целой танцевальной программы, выступлений на различных
мероприятиях, специально организованными занятиями творчества.
Одной из самой современной педагогической технологией в
танцевальном искусстве является – игровая технология, применяемая на
занятиях по данной программе. Игра помогает развивать способности детей,
так как погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все
получается). С помощью данной технологии можно научить участников
студии такому процессу, как развитие координации движений на основе
37

несложных элементов народной музыкальной игры, включающей в себя
элементы русского народного танца.
Поскольку игра помогает развивать способности детей, погружает
ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все получается),
развитие эстетических чувств и активация творческих способностей на
занятии происходит в игровой и этюдной форме.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Примерное построение занятий по программе:
1.
Организационная
часть:
приветствие
детей,
создание
психологического настроя на работу, подготовка детей к занятию с
соблюдением правил охраны труда, объявление темы занятия.
2.
Теоретическая часть: повторение и объяснение материала.
Устное описание практической работы дается в доступной для обучающихся
данного возраста, форме и объеме с обязательным использованием
специальной терминологии, описанием и показом основных танцевальных
движений (техника выполнения).
3.
Практическая часть: выполнение учащимися разминки,
упражнений у станка (экзерсис) и на полу (партер), движение по диагонали и
на середине зала.
4.
Подведение итогов занятия: закрепление учебного материала.
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога.
1. Базарова Н. Азбука классического танца- М.: Искусство, Изд. 2-е. –
Л.,1983.
2. Бриске И.Э. Основы детской хореографии. Ч.1 и Ч. 2. Челябинск.
2012Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли - ч.1, ч. 2.
Владос. 2002.
3. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999.
4. Михайлова М.А., Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для
красивого движения», в помощь музыкальным руководителям, воспитателям
и родителям, издательство «Академия развития», 2004 год.
5. Пинаева Е.А. Ритмика 1,2 часть - Пермь, 1997.
6.Полонский В. Терминология классического танца - Смоленск, 1999.
8. Смит А. Танцы–ООО Издательство АСТРЕЛЬ, М., 2001г.
9. Учебно-методический центр «Аллегро». Ритмическая гимнастика и
игровой танец. – С.-Пб.,2000
Список литературы для детей и родителей
1.
Друскин М.С.
Очерки по истории танцевальной музыки–
Ленинградская филармония. -Л., 1996.
38

2.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать
– М., 2003.
3.
Учебно-методический центр «Аллегро». Методика работы с
детьми– С.-Пб., 1997.
Интернет-ресурсы для педагога
1.
http://www.perluna-detyam.com.ua/forum/vse-dlya-khoreografa/413knigi-po-detskim-tantsam-i-khoreografii.html?limit=6&start=18(детский портал)
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%do%a5%do%be%d1 (хореография)
3. http://www.musical-sad.ru/forum/10-67-1(образовательный портал)
4. http://www.bestreferat.ru/referat-388596.html (развитие чувства ритма у
дошкольников)
5. http://www.razym.ru/83628-xoreografiya-dlya-samix-malenkix.html" (Л.
Н. Барабаш - Хореография для самих маленьких)

39

Приложение № 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Ансамбль «Славяночка» (3 ступень)
педагог: ___________________
на ______________ учебный год

№

Раздел

Наименование мероприятий

Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

40

«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа

Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________

"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях

Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________

Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________

41

Приложение № 2
Индивидуальная карта обучающегося

Ф. И. ребенка __________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Год поступления__________________________________________________

Дата
Физические данные
гибкость
растяжка
прыжок

Музыкальность,
ритмичность

Сумма
баллов

Система оценок:
В -высокий балл (физически подходит для занятий хореографией,
отличный музыкальный слух).
Н - средний балл (недостаточно природных физических данных,
отличный музыкальный слух, либо наоборот).
Н - низкий балл (недостаточно физических данных, не имеет
музыкального слуха для занятий хореографией).

42

Приложение № 3
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N

Ф.И. учащегося,
возраст

Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1
полугодие

2
полугодие

1
полугодие

2
полугодие

Практические умения и
навыки
1
полугодие

2
полугодие

Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1
2
полугодие
полугодие

Творческие навыки
1
полугодие

2
полугодие

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Метод
диагностики

Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос
(устный и
письменный)/….

Собеседование
(индивидуальное и
групповое) и др.

Контрольное задание,
концертная
деятельность,
выставки и др.

Контрольное задание
и др.

Контрольное задание
и др.

43

ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN

Ф.И.
учащегося

Учебно-интеллектуальные
умения
Умение подбирать
Умение
и анализировать
осуществ
спец.литературу
лять
учебноисследова
тельскую
работу
1
2
1
2

Учебно-коммуникативные умения
Умение
слушать
и
слышать
педагога
1

2

Умение
выступать
перед
аудиторией

1

2

Умение
вести
полемику,
участвоват
ьв
дискуссии
1

2

Учебно-организационные умения и
навыки
Умение
Навыки
Умение
организова соблюдения
аккурат
ть свое
правил ТБ
но
рабочее
выполн
место
ять
работу
1

2

1

2

1

Методы диагностики

2

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Анализ

Наблюдения

44

45



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.