УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТанцКвартал» (хореография)
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год, 108 часов
Возрастная категория: от 7 до 17 лет
Состав группы: до 25 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 17:02:33 +03'00'
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 49380
Автор-составитель:
Курышева Валерия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1
Содержание
I.
раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки программы
Направленность, уровень программы
Актуальность программы
Педагогическая целесообразность, новизна программы
Отличительные особенности программы
Характеристика обучающихся по программе.
Объем и сроки реализации программы
Особенности организации образовательного процесса
Цели и задачи программы
Учебный план
С
о
Планируемые
результаты
д
е
II рКомплекс организационно-педагогических условий,
ж
включающий формы аттестации
аКалендарный учебный график
н
Календарный план воспитательной работы
и
Условия реализации программы
еФормы аттестации
Оценочные материалы
уМетодические материалы
ч
Образовательные технологии
еАлгоритм учебного занятия
б
Список литературы
н
III Приложения
о
г
о
3-15
3
3
5
5
5
6
6
7
7
8
9
10
13
15
15
25
29
29
30
30
31
33
33
35
п
л
а
н
а
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография является одним из самых значимых предметов для
полноценного эстетического самосовершенствования не только детей, но и
подростков. С незапамятных времен, танцевальное искусство занимало
важное место в жизни человека, затрагивая все аспекты как духовного, так и
физического развития личности. Формируясь на протяжении многих веков,
это искусство является художественной энциклопедией социальной жизни
человека. Танец всегда был представлен средством воспитания национального
самосознания личности, с помощью которого можно получить сведения о
всевозможных народах и народностях, их обычаях, традициях, быте не только
в настоящее время, но и сквозь эпохи и века. Эти знания необходимы, т. к.
любой народ имеет уникальные, только присущие ему, танцы, в которых
заключена душа, история, быт и характер.
Работа по программе способствует созданию правильной осанки,
здорового внешнего облика, развивает физические данные, прививает основы
этикета и правильную манеру поведения в обществе, кроме того, знакомит с
актерским мастерством, что помогает побороть страх выступления на
публике, справиться с жизненными ситуациями. Так же занятия в группах
помогают понимать работу как сообща, единым механизмом, так и
индивидуально, личностно.
Воспитательная компонента в студии реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
эстетическое, трудовое, патриотическое и физическое воспитание.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21
июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря
2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29
декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря
2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2019 г., 6
февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г.,
17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2 июля, 30 декабря
2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7 октября, 21 ноября, 5, 19,
28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13, 24 июня, 10, 24 июля, 4
августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22 июня, 8 июля 2024 г.)
3
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2023
г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
4
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014
г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между
обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
5
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район, Положение об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в пределах осваиваемой
образовательной программы и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении, локальные акты
министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Уровень программы: базовый
Программа художественной направленности, модифицированная,
составлена на основе программы преподавателя Агаповой Ольги Викторовны,
г. Нижневартовск.
Актуальность программы заключается в том, что на современном
этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует
социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное
обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее
воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных
качеств личности, приобщает детей к творчеству. Актуальность программы
заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся,
приобщении их к хореографии, раскрытии в детях разносторонних
способностей; дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт
участия в концертной деятельности. Развитие большого количества
современных стилей танца и обусловлена широким внедрением в массы, как
6
определенный вид творческого выражения человека. Данная программа дает
правильно понять и познакомить учащегося с видами танца, научить
творчески мыслить, так же помогает решить проблему организации и
занятости учащихся.
Хореография, включающая в себя великое множество видов как
творческого, так и спортивного начала, превосходно развивает не только
внешние, он внутренние качества человека. Работа по программе
осуществляется по средствам: привлечения внимания учащегося к танцам и
хореографии в целом, создания условий для творческого развития,
обеспечения эмоционального благополучия учащегося, приобщения к
культурному, социальному и эстетическому самоопределению, развития
физического и психологического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы нацелена на
формирование личности артистичной, инициативной, самостоятельной,
толерантной, способной к успешной социализации и активной адаптации в
любых сферах жизни, ориентированной на культурные ценности. Одной из
целевых
установок,
обеспечивающих
эффективную
интеграцию
обучающегося в общество, является предоставление максимальных
возможностей для формирования у него установки на творческую
деятельность.
Кроме формирования различных установок, танцы являются серьезным
подспорьем оздоровительно-коррекционной функции за счет правильно
подобранной разминки и разогрева всего тела, постоянного благоприятного
физического влияния на весь организм. Объясняя, как правильно держать
корпус, осанку, держать руки, работать с ногами и относится ко всем частям
тела бережно, можно заложить это, как правило, на всю жизнь, тем самым
помогая учащемуся и в будущем.
Новизна программы заключается в том, что она соответствует
тенденциям развития современной хореографии. В связи с тем, что в
программе используется дидактический материал наших дней, это даёт
возможность быть актуальной в современных условиях и удовлетворять вкус
и эстетическую потребность подрастающего поколения.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
Программа направленна на создание оптимальных условий, обогащение
двигательного опыта и приобщение учащихся к особенностям искусства.
Создание четкого акцента на развитие артистических навыков как на одно из
самых важных аспектов творческой деятельности, а также приобщение
учащегося ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до
современного танца. Учащийся имеет полное право увидеть творческое,
7
интересное и полезное начало в разнообразных стилях всевозможных видах
танца и предложить его, заострить внимание и создать свой сценический
образ, который можно полноправно внедрить в танцевальные номера,
творческие зарисовки, музыкальные миниатюры, инсценировки песен.
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Возрастная категория обучающихся, определенная
программой –7-17 лет. Программа соответствует возрастным нормам и является
посильной, в соответствии с возрастными особенностями детей и предполагаемыми
учебными нагрузками.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки. Главное условие - добровольной
основа: желание ребенка.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
собеседованием, прослушиванием.
Количество обучающихся. В группе могут заниматься от 8 до 15 человек
(что соответствует локальному правовому акту МАУ ЦДО города Славянска–
на–Кубани).
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
прослушивание с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. По необходимости можно проводить дополнительный набор в
объединение.
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями
здоровья (с сохранным интеллектом); талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования с родителями (законным
представителем). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребенка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута (приложение №1) или рекомендации родителям обучаться по более
подходящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе или в другой образовательной организации с более подходящими
условиями для данной нозологии и уровня трудностей у ребенка.
Объём и сроки реализации, формы обучения, режим занятий.
Объём программы. Общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения, составляет 108 часов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии.
Обучение проходит в форме групповых занятий.
Форма обучения: очная
8
Данная программа реконструирована в соответствии с возрастными
характеристиками психофизических особенностей детей и адаптирована в
соответствии уровню их развития.
Режим работы: 108 часов в год, 3 часа в неделю:
1 раз в неделю по 3 часа (40 мин. занятие +10 мин. перемена +40
мин. занятие+10 мин. перемена+40 мин. занятие).
Особенности организации образовательного процесса.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от простейших упражнений до самостоятельно выполненной работы.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое
включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная
деятельность, участие в конкурсах.
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- метод упражнений
- метод практического показа
- прослушивание и просмотр записей и их анализ
- отработка репертуара.
Для подготовки номеров к концертам, конкурсам и мероприятиям
различного уровня также предполагаются занятия в форме сводных репетиций
всех групп, работа с подгруппами.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов группы, так и
открытые.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - эстетическое воспитание обучающегося, повышение
музыкальной культуры посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные (предметные):
обучить навыкам правильного определения музыкального
размера, сильные и слабые доли.
научить правильной постановке рук, ног, корпуса, головы в
процессе освоения основных движений классического тренажа.
обучить владению навыками исполнения основных приемов
движений; навыкам исполнительского и сценического мастерства;
обучить теории исполнения движений, исполнять элементы в
разном характере, в дуэте, трио и коллективно под фонограмму;
приобрести навыки исполнения движений и комбинаций сольно
под фонограмму.
сформировать умения участвовать в постановочной и концертной
деятельности.
9
пробудить и привить стойкий интерес к искусству движения, к
пластике танца.
Метапредметные:
- развить мотивацию на творческую деятельность;
- воспитать у детей чувство любви к танцу, уважения к искусству, а
также целеустремленность, исполнительскую волю, требовательность к себе,
как к артисту и исполнителю;
- развить психофизические особенности, способствующие успешной
самореализации;
- усидчивость, самоконтроль, стремление довести начатое дело до
конца;
- привить любовь к различным видам хореографии, жанрам;
- развить творческие способности и творческое воображение;
- развить коммуникативные навыки;
- воспитать готовность к социальному и профессиональному
самоопределению, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку,
ответственность, дисциплинированность, самоотдачу на благо общего дела.
- приобщить учащихся к истории искусства танца;
Личностные:
- воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному
творческому общению;
- укрепить физическое и психологическое здоровье;
- развить гибкость, элементарные навыки координации движений;
развить способности к самостоятельной и коллективной работе, самоконтроля
и взаимоконтроля;
- воспитать восприятие характера музыки;
- развить музыкально-выразительные представления и творческую
активность;
- развить чувство гармонии, чувство музыкального ритма, ритмическую
память;
- развить образное мышление.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
б Наименование
Количество часов
ло раздела, темы
Всего Теория Практика
к
3
1
2
1 Вводное занятие.
Техника безопасности
9
1
8
2 Азбука музыкального
движения
12
2
10
3 Партерный экзерсис
Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
10
Элементы
классического танца
народно5 Элементы
сценического танца
6 Элементы эстрадного
танца
историко7 Элементы
бытового танца
8 Работа над
репертуаром.
Постановочная и
репетиционная работа
9 Мероприятия
воспитательного
характера
10 Ритмический рисунок.
4
11 Итоговое занятие.
Итого
9
1
8
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
9
1
8
12
-
12
9
1
8
27
2
25
6
-
6
Педагогическое
наблюдение
9
-
9
3
-
3
Педагогическое
наблюдение
Творческий
отчет
108
9
99
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Беседа – «Что такое
хореография и танец в частности». Приветствие. Правила поведения на
занятиях.
Практика. Проведение тестирования.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.
Азбука музыкального движения
Теория: Характер исполнения номера: веселый, грустный,
торжественный и т.д. Музыкальные темпы: быстро, медленно, умеренно.
Практика: Разминка и разогрев мышц на середине. Слушание
различных темпов музыки, определение сильной и слабой доли такта и его
исполнение. Исполнение движения в разных темпах и характерах.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
3. Партерный экзерсис
Теория: Экзерсис как фундамент танца. Виды и типы экзерсиса.
Экзерсис партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле
«Модерн».
Практика: Разминка. Упражнения на разогрев, расслабление и
напряжение мышц всего тела и введение в практику термина «мышечный
корсет»; упражнения на выворотность стопы и развитие танцевального шага.
Проверка ритмического слуха. Изучение поклона, изучение нового
танцевального материала.
11
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
4. Элементы классического танца
Теория: Классический танец, манера исполнения, его красота. Экскурс в
историю, введение в терминологию.
Практика: Разминка на середине (партер середине).
Изучение позиций рук: подготовительная положение, 1 позиция, 2
позиция, 3 позиция.
Изучение позиций ног: 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция, 4 позиция, 5
позиция.
Шаг и бег в стиле классического танца:
Естественные бытовые шаги.
Танцевальный шаг с вытягиванием пальцев ног
Шаркающие шаги (всей стопой подошвой)
Легкий бег
Бег с вытянутыми пальцами ног
Позы в классическом танце:
Groisee (вперед и назад)
Efassee (вперед и назад)
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
5.
Элементы народно-сценического танца
Теория: Народно-характерный танец, его особенности, манера
исполнения. Взаимосвязь классического и народно-сценического танцев.
Практика: в народно-сценическом танце применяются те же позиции
ног, что классическом, но с небольшим изменением - менее выворотно: 1-я
позиция, 1-я обратная позиция, 2-я позиция; 2-я позиция, 2-я параллельная
позиция, 2-я обратная позиция; 3-я позиция; 4-я позиция, 4-я параллельная
позиция; 5-я позиция; б-я позиция.
Изучение женских элементов: «елочка», «припадания», «ковырялочки».
Изучение музыкальных элементов: «маятник», «присядка», «хлопушка».
При исполнении танцевальных движений используются разные
положения стопы и подъема:
подъем вытянут (шаг с носка и т.д.)
подъем не вытянут (сокращен) (ковырялка и т.д.)
подъем свободен («флик-фляк» и т.д.)
подъем скошен (характерный гond de jamve)
Танцевальные шаги:
простой танцевальный шаг с носка;
шаг на полупальцы;
шаг на пяточках:
шаг на внутренней и внешней стороне стоны:
переменный шаг с носка,
боковой приставной шаг.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
12
6.
Элементы эстрадного танца
Теория: Эстрадный танец. Виды эстрадного танца. Манера его
исполнения. К-рор: корейская эстрада. Джаз-модерн. Понятие бальный танец.
Виды бального танца. Взаимосвязь с классическим и народным. Понятие
сюжетно-танцевальной миниатюры.
Практика: Изучение элементов и культуры К-рор, джаз-модерн,
контемп: простейшие пространственные рисунки и перестроения.
Танцевальные комбинации эстрады на творчестве ВТS и Gugudan.
Комбинации на выбор. Образные практические задания. Театральная
обыгровка «грусть», «радость», «смешанное чувство», «страх», «ужас»,
«испуг». Музыкальные миниатюры «ветер», «колосья», «падение».
Изучение различных па бального танца в комбинациях.
Простые шаги с элементами:
приставной шаг;
приставной шаг с хлопком на 1 и 4;
приставной шаг с каблуком на 1 и 4;
приставной шаг с хлопком, носком и каблуком на 1 и 43
приставной шаг с demi plie по 6 п. на 2 и 4;
приставной шаг с demi plie по 6 п. и хлопком на 2 и 4.
«Уголок» на приставных шагах.
«Уголок» с хлопком на 4.
«Уголок» с каблуком на 4.
«Уголок» с хлопком и каблуком на 4.
неглубокие приседания;
пружинные шаги;
подъем на полу пальцы;
движения руками.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
7.
Элементы историко-бытового танца
Теория: Введение термина историко-бытовой танец. Виды историкобытового танца. Термин «balance, тур».
Практика: Позиции рук и ног (в применении к историко-бытовому
танцу). Шаги: бытовой, легкий (танцевальный) на различные музыкальные
размеры, темпы и ритмы. Поклон и реверанс на музыкальные размеры.
Pas glisse (скользящий шаг), Pas Chasse (двойной шаг).
Все формы Pas chasse (1,2,3,4, Pas double chasse).
Pas balance:
Hа месте;
С продвижением впереди назад;
С поворотом на 45 и 90 градусов;
В комбинации с шагами и поклонами.
13
Полонез.
Па полонеза;
В парах по кругу;
Простейший рисунок полонеза.
Полька:
Па польки на месте, вперед и назад.
С продвижением вперед, назад;
В паре с вращением по кругу в правую сторону.
Вальс в три па:
Cоло с вращением по кругу в правую и левую сторону;
В парах с вращением в обе стороны;
Простейшие комбинации с другими элементами.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
8.
Работа над репертуаром. Постановочная и репетиционная
работа
Теория: Учащимся предлагается творчески самореализовать себя в
этюдах на выбранный или предложенный образ.
Практика: Разучивание танцевальной композиции. Учиться держать
круг, линии. Работа в парах. Актерское мастерство. Готовятся небольшие
этюды для будущих постановок. Учащиеся принимают участие в подборе
движений. Отрабатывается техника исполнения, продолжается работа над
манерой исполнения. В репертуар включаются сюжетные и бессюжетные
постановки. Учащиеся могут подбирать тему. В работе используется
характерная и эстрадная музыка
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
9.
Мероприятия воспитательного характера
Теория: Беседы об искусстве хореографии в различные периоды
становления.
Практика: Прослушивание музыки различного стиля и направления.
Посещение концертов местных коллективов. Увлекательный рассказ о
концертных выступлениях, вмещающих в себя сведения о значимости
концертов и всякого рода творческих мероприятий. Значение зрителя в зале,
умение вести себя на сцене и за кулисами. Просмотр выступлений других
детских и взрослых коллективов и информация о них.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
10. Ритмический рисунок
Теория: Основа развития чувства ритма, мышечного чувства,
двигательных способностей детей. Общеразвивающие упражнения,
упражнения на растяжку мышц, развивающие эластичность голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов, дыхательные и на укрепление осанки.
Практика: Ритмические рисунки на 2/4, 3/4, 4/4. Бег с высокими
коленями, галоп, прыжковые движения. Комбинация на растяжку мышц,
14
эластичность голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Комбинация на координацию движений.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
11. Итоговое занятие
Теория. Обсуждение работы в летний период и планируемые творческие
направления.
Практика: Открытое занятие.
Форма контроля: Творческий отчет.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные (предметные) результаты:
владеют навыками правильного определения музыкального
размера, сильные и слабые доли.
научены правильной постановке рук, ног, корпуса, головы в
процессе освоения основных движений классического тренажа.
владеют навыками исполнения основных приемов движений;
навыкам исполнительского и сценического мастерства;
владеют теорией исполнения движений, исполняют элементы в
разном характере, в дуэте, трио и коллективно под фонограмму;
умеют исполнять движения и комбинации сольно под
фонограмму.
сформированы навыки участия в постановочной и концертной
деятельности.
сформирован стойкий интерес к искусству движения, к пластике
танца.
Метапредметные результаты:
- развита мотивация на творческую деятельность;
- воспитано у детей чувство любви к танцу, уважения к искусству, а
также целеустремленность, исполнительскую волю, требовательность к себе,
как к артисту и исполнителю;
- развиты психофизические особенности, способствующие успешной
самореализации;
- проявляют усидчивость, самоконтроль, стремление довести начатое
дело до конца;
- проявляют любовь к различным видам хореографии, жанрам;
- развиты творческие способности и творческое воображение;
- развиты коммуникативные навыки;
- воспитана готовность к социальному и профессиональному
самоопределению, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку,
ответственность, дисциплинированность, самоотдачу на благо общего дела.
- приобщены учащихся к истории искусства танца;
Личностные результаты:
- воспитано чувство коллективизма, способность к продуктивному
15
творческому общению;
- укреплено физическое и психологическое здоровье;
- развиты гибкость, элементарные навыки координации движений;
- развиты способности к самостоятельной и коллективной работе,
самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитано восприятие характера музыки;
- развиты музыкально-выразительные представления и творческая
активность;
- развито чувство гармонии, чувство музыкального ритма, ритмическая
память;
- развито образное мышление;
16
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
1.
2.
3.
4.
факт
№
план
Дата
Тема
занятия
Вводное занятие
Техника безопасности
Беседа – «Что такое хореография и танец в
частности». Тестирование
Азбука музыкального движения
Разминка и разогрев мышц на середине.
Слушание различных темпов музыки, определение
сильной и слабой доли такта и его исполнение.
Разминка и разогрев мышц на середине.
Слушание различных темпов музыки, определение
сильной и слабой доли такта и его исполнение.
Разминка и разогрев мышц на середине
Исполнение движения в разных темпах и характерах.
5.
Партерный экзерсис
Разминка. Упражнения на разогрев, расслабление и
напряжение мышц всего тела и введение в практику
термина «мышечный корсет»; упражнения на
выворотность стопы и развитие танцевального шага.
Кол-во
часов
2.1. Календарный учебный график к программе «ТанцКвартал» (хореография)
3
1
1
1
Форма
занятия
Беседа
Место
проведения
Время
проведения
Форма
Контроля
Педагогическое
наблюдение
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Методическое
объяснение и
показ
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
12
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
17
Проверка ритмического слуха. Изучение поклона,
изучение нового танцевального материала.
6.
7.
8.
Разминка. Упражнения на разогрев, расслабление и
напряжение мышц всего тела и введение в практику
термина «мышечный корсет»; упражнения на
выворотность стопы и развитие танцевального шага.
Проверка ритмического слуха. Изучение поклона,
изучение нового танцевального материала.
Разминка. Упражнения на разогрев, расслабление и
напряжение мышц всего тела и введение в практику
термина «мышечный корсет»; упражнения на
выворотность стопы и развитие танцевального шага.
Проверка ритмического слуха. Изучение поклона,
изучение нового танцевального материала.
Разминка. Упражнения на разогрев, расслабление и
напряжение мышц всего тела и введение в практику
термина «мышечный корсет»; упражнения на
выворотность стопы и развитие танцевального шага.
Проверка ритмического слуха. Изучение поклона,
изучение нового танцевального материала.
Элементы классического танца
9.
Разминка на середине (партер середине).
Изучение
позиций
рук:
подготовительная
положение, 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция.
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
9
1
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Изучение позиций ног: 1 позиция, 2 позиция, 3
позиция, 4 позиция, 5 позиция.
18
10.
11.
12.
Разминка на середине (партер середине).
Изучение
позиций
рук:
подготовительная
положение, 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция.
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Изучение позиций ног: 1 позиция, 2 позиция, 3
позиция, 4 позиция, 5 позиция.
Разминка на середине (партер середине).
Изучение
позиций
рук:
подготовительная
положение, 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция.
Изучение позиций ног: 1 позиция, 2 позиция, 3
позиция, 4 позиция, 5 позиция.
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
9
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Шаг и бег в стиле классического танца:
Естественные бытовые шаги.
Танцевальный шаг с вытягиванием пальцев ног
Шаркающие шаги (всей стопой подошвой)
Легкий бег
Бег с вытянутыми пальцами ног
Элементы народно-сценического танца
1-я позиция, 1-я обратная позиция, 2-я позиция; 2-я
позиция, 2-я параллельная позиция, 2-я обратная
позиция; 3-я позиция; 4-я позиция, 4-я параллельная
позиция; 5-я позиция; б-я позиция.
Изучение
женских
элементов:
«елочка»,
«припадания»,
«ковырялочки».
Изучение
музыкальных элементов: «маятник», «присядка»,
«хлопушка».
19
13.
14.
15.
1-я позиция, 1-я обратная позиция, 2-я позиция; 2-я
позиция, 2-я параллельная позиция, 2-я обратная
позиция; 3-я позиция; 4-я позиция, 4-я параллельная
позиция; 5-я позиция; б-я позиция.
Изучение
женских
элементов:
«елочка»,
«припадания»,
«ковырялочки».
Изучение
музыкальных элементов: «маятник», «присядка»,
«хлопушка».
При
исполнении
танцевальных
движений
используются разные положения стопы и подъема:
подъем вытянут (шаг с носка и т.д.)
подъем не вытянут (сокращен) (ковырялка и т.д.)
подъем свободен («флик-фляк» и т.д.)
подъем скошен (характерный гond de jamve)
Танцевальные шаги:
простой танцевальный шаг с носка;
шаг на полупальцы;
шаг на пяточках:
шаг на внутренней и внешней стороне стоны:
переменный шаг с носка,
боковой приставной шаг.
Элементы эстрадного танца
Изучение элементов и культуры К-рор, джаз-модерн,
контемп : простейшие пространственные рисунки и
перестроения.
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
12
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Танцевальные комбинации эстрады на творчестве
ВТS и Gugudan. Комбинации на выбор.
20
16.
17.
Изучение элементов и культуры К-рор, джаз-модерн,
контемп : простейшие пространственные рисунки и
перестроения.
Образные практические задания. Театральная
обыгровка «грусть»,
«радость», «смешанное
чувство», «страх», «ужас», «испуг». Музыкальные
миниатюры «ветер», «колосья», «падение».
Танцевальные комбинации эстрады на творчестве
ВТS и Gugudan. Комбинации на выбор.
Образные практические задания. Театральная
обыгровка «грусть», «радость», «смешанное
чувство», «страх», «ужас», «испуг». Музыкальные
миниатюры «ветер», «колосья», «падение».
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Изучение различных па бального танца в
комбинациях.
Простые шаги с элементами:
приставной шаг;
приставной шаг с хлопком на 1 и 4;
приставной шаг с каблуком на 1 и 4;
приставной шаг с хлопком, носком и каблуком на 1
и 43
приставной шаг с demi plie по 6 п. на 2 и 4;
приставной шаг с demi plie по 6 п. и хлопком на 2 и
4.
21
18.
Изучение различных па бального танца в
комбинациях.
Простые шаги с элементами:
приставной шаг;
приставной шаг с хлопком на 1 и 4;
приставной шаг с каблуком на 1 и 4;
приставной шаг с хлопком, носком и каблуком на 1 и
43
приставной шаг с demi plie по 6 п. на 2 и 4;
приставной шаг с demi plie по 6 п. и хлопком на 2 и 4.
«Уголок» на приставных шагах.
«Уголок» с хлопком на 4.
«Уголок» с каблуком на 4.
«Уголок» с хлопком и каблуком на 4.
неглубокие приседания;
пружинные шаги;
подъем на полу пальцы;
движения руками.
Элементы историко-бытового танца
19.
Позиции рук и ног (в применении к историкобытовому танцу). Шаги: бытовой, легкий
(танцевальный) на различные музыкальные
размеры, темпы и ритмы.
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
9
1
1
1
Поклон и реверанс на музыкальные размеры.
22
20.
21.
22.
Позиции рук и ног (в применении к историкобытовому танцу). Шаги: бытовой, легкий
(танцевальный) на различные музыкальные размеры,
темпы и ритмы. Поклон и реверанс на музыкальные
размеры.
Pas glisse (скользящий шаг), Pas Chasse (двойной
шаг).
Все формы Pas chasse (1,2,3,4, Pas double chasse).
Pas balance:
Hа месте;
С продвижением впереди назад;
С поворотом на 45 и 90 градусов;
В комбинации с шагами и поклонами.
Полонез.
Па полонеза;
В парах по кругу;
Простейший рисунок полонеза.
Полька:
Па польки на месте, вперед и назад.
С продвижением вперед, назад;
В паре с вращением по кругу в правую сторону.
Вальс в три па:
Cоло с вращением по кругу в правую и левую
сторону;
В парах с вращением в обе стороны;
Простейшие комбинации с другими элементами.
Работа над репертуаром. Постановочная и
репетиционная работа
Разучивание танцевальной композиции. Учиться
держать круг, линии. Работа в парах.
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
27
1
1
1
23
Актерское мастерство. Готовятся небольшие этюды
для будущих постановок.
23.
24.
25.
Разучивание танцевальной композиции. Учиться
держать круг, линии. Работа в парах.
Актерское мастерство. Готовятся небольшие этюды
для будущих постановок.
Разучивание танцевальной композиции. Учиться
держать круг, линии. Работа в парах.
Работа над техникой исполнения и манерой
исполнения
Разучивание танцевальной композиции. Учиться
держать круг, линии. Работа в парах.
26.
Работа над техникой исполнения и манерой
исполнения
27.
Работа над техникой исполнения и манерой
исполнения
28.
Разучивание танцевальной композиции. Учиться
держать круг, линии. Работа в парах.
29.
Разучивание танцевальной композиции. Учиться
держать круг, линии. Работа в парах.
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Методическое
объяснение и
показ
Методическое
объяснение и
показ
Методическое
объяснение и
показ
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Работа над техникой исполнения и манерой
исполнения
24
30.
31.
32.
Разучивание танцевальной композиции. Учиться
держать круг, линии. Работа в парах.
Работа над техникой исполнения и манерой
исполнения
Мероприятия воспитательного характера
Беседы об искусстве хореографии в различные
периоды становления.
Прослушивание музыки различного стиля и
направления. Посещение концертов местных
коллективов.
Значение зрителя в зале, умение вести себя на сцене
и за кулисами.
Просмотр выступлений других детских и взрослых
коллективов и информация о них.
Ритмический рисунок
33.
34.
Ритмические рисунки на 2/4, 3/4, 4/4
Комбинация на растяжку мышц, эластичность
голеностопного, коленного и тазобедренного
суставов.
Ритмические рисунки на 2/4, 3/4, 4/4
Бег с высокими коленями, галоп, прыжковые
движения.
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Методическое
объяснение и
показ
Беседа
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
9
Комбинация на растяжку мышц, эластичность
голеностопного, коленного и тазобедренного
суставов. Комбинация на координацию движений.
25
35.
36.
Ритмические рисунки на 2/4, 3/4, 4/4
Бег с высокими коленями, галоп, прыжковые
движения.
1
1
1
Методическое
объяснение и
показ
Педагогическое
наблюдение
Комбинация на растяжку мышц, эластичность
голеностопного, коленного и тазобедренного
суставов. Комбинация на координацию движений.
Итоговое занятие
Обсуждение работы в летний период и перспектив
развития на будущий учебный год и планируемые
творческие направления. Задание на каникулы.
3
1
1
1
Открытое
занятие
Творческий отчет
Открытое занятие.
ИТОГО
108
26
2.2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/
п
1
2
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Нравственное
Наименование
мероприятия
Срок
выполнения
Тематические беседы
и акция,
посвященные Дню
образования
Краснодарского края
Тематические беседы
в объединениях,
посвященные
Дню народного
единства
Акция «Посылка
солдату»
Танцевальные
постановки
патриотического
характера
сентябрь
Концертные номера,
Ноябрь-
ноябрь
февраль
Февраль-май
Ответственны
й исполнитель
Планируемый результат
.
Формирование
ценностного отношения
к Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике, законам
Российской Федерации,
русскому и родному
языку, народным
традициям, старшему
поколению. Получение
знаний и представлений
о государственном
устройстве и социальной
структуре российского
общества, наиболее
значимых страницах
истории страны.
Формирование
Примечание
27
воспитание
связанные с
духовным развитием
(Рождество
Христово, день
матери, день
защитника
Отечества)
февраль
3
Трудовое
воспитание
Уборка кабинетов
Ремонт костюмов
Субботники
Оформление зала к
новогодним
утренникам
сентябрь
Сентябрьмай
декабрь
4
Эстетическое
воспитание
Участие в
тематических
мероприятиях
(концертная
деятельность)
Сентябрьмай
представлений о
моральных нормах и
правилах нравственного
поведения; воспитание
неравнодушного
отношения к жизненным
проблемам других
людей, сочувствия к
человеку, находящемуся
в трудной ситуации;
Воспитание ценностного
отношения к труду и
творчеству, трудовым
достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование осознания
приоритета
нравственных основ
труда.
Воспитание ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
представлений об
эстетических идеалах и
ценностях; умения
видеть красоту в
28
5
Физическое
воспитание
Акция «Курить
ноябрь
здоровью вредить!»,
посвященная
Всемирному дню
отказа от курения
Акция: «Мы
март
выбираем жизнь!»
Комплекс
сентябрь-май
физических
упражнений в рамках
занятий на
окружающем мире, в
поведении, поступках
людей; представления об
эстетических и
художественных
ценностях
отечественной культуры;
формирование
потребности и умения
выражать себя в
доступных видах
творчества; мотивация к
реализации эстетических
ценностей в
пространстве
образовательного
учреждения и семьи.
Формирование
ценностного отношения
к здоровью и здоровому
образу жизни;
представления о роли
физической культуры и
спорта для здоровья
человека, его
образования, труда и
творчества; знания о
возможном негативном
29
укрепление
физического
здоровья!»
влиянии компьютерных
игр, телевидения,
рекламы на здоровье
человека.
30
2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение ОУ
Актовый зал
При занятиях зеркало помогает проверить правильность выполнения
упражнений, стройности, осанки, красоту позы. Оно отмечает и ошибки, и
достижения.
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации
программы
Для обеспечения занятий используются:
- средства ТСО (музыкальный центр)
- костюмы для занятий (форма для занятий должна быть удобной и не
стеснять движений (ласины и футболка),
- специальная обувь (обувь должна быть легкой, облегчающей свободу
движений (балетки, легкие кроссовки).
Информационное обеспечение
лицензионные ресурсы:
www.balletmusic.ru–http://www.ballet.classical.
http://www.russianballet.ru
http://www.gallery.balletmusic.ru
Единая
коллекция
образовательных
ресурсов
(http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm
мультимедийные презентации:
1.
«Хореографическое искусство - танцевальное искусство в целом,
во всех его разновидностях»
2.
«Стили и направления ХХ века»,
3.
«Балет в России».
4.
«Современная хореграфия»
Материалы для компьютерного тестирования (Контрольноизмерительные материалы)
электронные таблицы
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками
хореографического искусства.
2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы подведения итогов обучения:
За период обучения дети получают определенный объем знаний, умений
и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой цели
существует промежуточный контроль (участие в концертах, фестивалях,
31
конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет, открытое занятие). Отчет
проводится в форме концерта.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- дипломы, грамоты;
- свидетельства, сертификаты;
- статьи.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества,
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года,
- портфолио,
- статьи, публикации.
2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащимися планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую хореографическую деятельность.
Достижения
творческого
характера
оценивается
посредством
«Диагностической таблицы учёта участия обучающихся по программе
«ТанцКвартал» (хореография) в конкурсах.
Диагностическая таблица учёта участия обучающихся
по программе «ТанцКвартал» (хореография) в конкурсах
Фамилия,
имя ребёнка
Дата
Название
конкурса
Название номера Результат
Показателями результативности служат сформированные компетенции.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения по
дополнительной общеразвивающей программе «ТанцКвартал» (хореография)
(Приложение № 2)
2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение образовательной программы
При обучении используются основные методы организации и
осуществления образовательной деятельности:
•
словесный, наглядный и практический методы организации
учебно-воспитательного процесса;
32
•
такие приемы как – объяснение нового материала, упражнения,
репетиции, показ видеоматериалов;
•
специальная литература, видео и аудио записи, как дидактический
материал;
•
промежуточные формы контроля (контрольное занятие, участие в
концертах, фестивалях, конкурсах) и итоговая форма контроля (открытые
занятия).
Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы
обучения:
показ образца выполнения движения без музыкального
сопровождения, под счет;
выразительное исполнение движения под музыку;
словесное пояснение выполнения движения;
внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его
оценка;
творческие задания.
Принципы, на которых базируется программа:
•
Принцип динамичности восприятия, включающий в себя:
- задания по нарастающей степени сложности;
- задания, предполагающие различный доминантный анализатор;
- задания со сменой вида деятельности учащихся.
•
Принцип дозированной помощи педагога и перенос способа
обработки информации на свое индивидуальное задание.
•
Принцип мотивации к учению, базирующийся на постановке
законченных инструкций; обращении в ходе занятий к жизненному и
бытовому опыту ребенка.
Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми
умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных
педагогом.
Творческая
деятельность
направлена
на
самостоятельное
преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового
результата. Взаимосвязь двух этих видов деятельности.
Формы занятий:
- обучающее занятие,
- тренировочное занятие,
- коллективно–творческое занятие,
- контрольное занятие,
- индивидуальное занятие,
- беседы по истории танца
- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала,
беседы о музыке)
- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий,
досуг внутри коллектива).
Образовательные технологии.
33
Поставленные программные задачи решаются путем использования
следующих педагогических технологий: информационно-коммуникационные,
здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, дифференцированного
обучения.
Использование
ИКТ
открывает
новые
возможности.
В
хореографическом образовании компьютер используется для расширения
знаний по истории и теории хореографии (разные программы
энциклопедического плана).
Можно выделить такие направления его применения: просмотр и анализ
хореографических произведений; изучение истории и теории музыкального
материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучания,
видеоизображение; получение разной информации с использованием сети
ИНТЕРНЕТ.
Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях,
если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить
представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая
- вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не
вызывает сомнения.
Актуально и применение дистанционных образовательных технологий,
реализуемых
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период режима
«повышенной готовности»).
Комплексную работу по сохранению здоровья осуществляется
посредством внедрения здоровьесберегающих технологий: физкультурнооздоровительных технологий (развитие физических качеств, двигательной
активности, формирование правильной осанки); технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка (создание ситуации
успеха для каждого ребёнка, оказание ему педагогической поддержки),
валеологического просвещения родителей. С целью реализации технологии
валеологического просвещения родителей используются папки-передвижки,
беседы, нетрадиционные формы работы с родителями (походы на природу),
практические показы (практикумы).
При проведении занятий необходимо учитывать некоторые
объективные факторы:
- влияние погоды на состояние учащегося. Бывают дни, когда дети
испытывают недомогание, головные боли. Лучше всего дать больше
партерных движений и спокойных игр.
- необходимо учитывать и время занятий /до или после обеда/. Со второй
половины дня некоторые дети становятся "вялыми", невнимательными,
поэтому занятие педагог должен проводить очень четко, с "подъемом» и
уделять больше внимания этим детям.
Цели – создания оптимальных условий для выявления задатков,
развития интересов и способностей учащихся - достигаются использованием
34
технологии дифференцированного обучения. Разный темп усвоения
материала позволяет организовать обучение на уровне возможностей и
способностей каждого учащегося. Учебные группы формируются по темпу
обучения. Содержательной основой уровневой дифференциации является
наличие нескольких программ учебной дисциплины.
В рамках реализации личностно-ориентированного обучения
решаются задачи: стимулирование обучающихся к использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный
ответ; оценка деятельности учащихся не только по конечному результату, но
и по процессу его достижения; создание педагогических ситуаций общения на
занятии, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу,
самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки
для естественного самовыражения.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Занятия строятся по принципу: подбор упражнений, чередование
нагрузки и отдыха, составление комбинаций и этюдов, помогающих раскрыть
эмоциональное содержание образа. Специфика проведения каждого этапа
занятия: вводная часть, коллективно-порядковые и ритмические упражнения,
упражнения для развития техники танца, элементы танца, танцевальные
комбинации, танцы, заключительная часть. Занятие строится в основном по
классической структуре:
вводная часть (приветствие);
разминка по кругу;
экзерсис на середине;
изучение движений к танцу;
постановочная работа;
заключительная часть.
Структура занятия строится с учетом рационального использования
времени, психофизического развития учащихся и уровня их подготовленности
к нагрузке.
1 уровень обучения:
- теоретическая часть,
- разминка всего тела от головы и пальцев рук до разработки бедер, основная часть (изучение и отработка базовых движений танца),
- разминка.
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
Ананасьев С., Коморин С. «Триста творческих конкурсов» Кострома, 2002г.
А. Озерская. Джаз-модерн – Новосибирск 2008 г.
35
Барышникова Т. Азбука хореографии. -Москва, 2000.
Барышникова Т. Азбука хореографии. (Внимание дети) - М. Ральф,
2000г.
Д. Бураков. Фанки-джаз– Новосибирск, 2005г.
Е.А. Пинаева. Классический танец. – Москва, 2006г.
Е.В. Даниц. Джазовые танцы – Донецк, 2002г.
Л.И. Ивлева. Джазовый танец – Челябинск, 1996г.
М.Яцевич. Бродвей-джаз – Новосибирск 2005, 2007 г
Матвеев В. Русский народный танец. Планета музыки, 2019г.
Методическое пособие по основам танца модерн. Учебный центр
работников культуры – Владивосток, 1997г.
Н.А. Вихрева Экзерсис на полу – Москва, 2004г.
Н.Г. Смирнова. Уроки хореографии в образовательных
учреждениях. – Кемерово, 1996г.
О.Вернигора. Джаз-танец 11-14 лет – Новосибирск 2007 г.
Очнева Е,. Лохматова Л. Музыка в движении, движение в музыке.
Сфера, 2019
Пинаева Е. Учебно-метолическое пособие.-М: ПБОЮЛ
Монастырская М. В., 2003г.
П.А. Пестов Уроки классического танца – Москва, 1999г.
Роберт Те. 5 минут растяжки – Минск, 1999г.
Сафронова Л. Уроки классического танца. Планета музыки, 2019г.
Фисанович Т.М. «Танцы».- Москва, 2000г.
Ю. Шестакова. Современный танец для детей. – Новосибирск,
2004г.
Интернет -ресурсы:
1. http://юпцвр.рф/data/documents/Azbuka-tanca_1.pdf
2.
https://nsportal.ru/shkola/raznot/library/2012/07/20/rabochayaprogramma-tantsevalnogo-kruzhka
3. http://school22.do.am/document/dop_obrazov/tanec_starshie.pdf
36
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе______________________________________________________
педагог: ______________________________
учебный год
на
№ Раздел
Наименование мероприятий
1
Перечень пройденных тем:
Учебный план
1.
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
_
2
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
_
3
«Творческие
Перечень тем:
проекты»
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.
37
2.
3.
4.
4
Самостоятельная Перечень работ, выполненных внепрограммного
материала
самостоятельно:
работа
1.
2.
3.
5
"Профессиональ- Перечень мероприятий, проведенных учащимся в
ная
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
ориентация"
начинающим детям, участие
в творческих
мастерских:
1.
2.
3.
4.
6
Участие в
Перечень мероприятий:
мероприятиях
1.
2.
3.
4.
Достижения:
1.
2.
3.
4.
38
Приложение № 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «ТанцКвартал» (хореография)
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
Ф.И.
N учащегося,
возраст
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Теоретические знания Владение специальной Практические умения Владение
Творческие навыки
терминологией
и навыки
специальным
оборудованием
и
оснащением
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
39
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
Метод диагностики
Педагогическое
наблюдение,
тестирование,
Собеседование
(индивидуальное
групповое)
Контрольное
и концертная
деятельность
задание, Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
N
Ф.И.
N
учащегося
Учебно-интеллектуальные
умения
Умение
Умение
подбирать
и осущест
анализировать
влять
спец.литературу
учебноисследов
ательску
ю работу
1
2
1
Учебно-коммуникативные умения Учебно-организационные
навыки
Умение
Умение
Умение
Умение
Навыки
слушать выступат вести
организов соблюдения
и
ь
перед полемику, ать свое правил ТБ
слышать аудиторие участвова рабочее
педагога й
ть
в место
дискуссии
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
умения
и Методы диагностики
Умение
аккуратно
выполнять
работу
2
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
40
9
1
Педагогическое
наблюдение
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
41