МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Танцуем вместе»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 7 до 18 лет
Вид программы: модифицированная
Авторы-составители: Харлампиди Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Дворцевая Алина Александровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 01 апреля 2024 г.
протокол № 06
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 143 от 01 апреля 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Танцуем вместе»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 ч.
Возрастная категория: от 7 до 18 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.08.31 11:51:49 +03'00'
Условия реализации программы: бюджет
ID-номер Программы в Навигаторе: 1064
Авторы-составители:
Харлампиди Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Дворцевая Алина Александровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
II Комплекс
организационно-педагогических
условий,
включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Раздел программы «Воспитание»
2.3 Условия реализации программы
2.4 Формы аттестации
2.5 Оценочные материалы
2.6 Методические материалы
2.7 Список литературы
III 3.1 Приложения
3
4
4
11
12
17
18
18
19
24
25
26
26
32
33
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на
образовательные услуги в области хореографии.
Хореография – вид деятельности, способствующий успешному
художественно-нравственному воспитанию обучающихся, она сочетает в
себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость,
как исполнителю, так и зрителю. Достижение результата, уверенность в себе,
самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с
другом – ведущие моменты в процессе обучения.
Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в
дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок,
который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих
сверстников.
Социальный заказ на хореографическое образование
обусловлен задачами художественного образования детей и реализуется в
учреждении программами «Хореографическая студия «Сапфир» и «Танцуем
вместе».
В образовательных учреждениях всегда высока потребность в услугах
танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое
мероприятие в учреждении без этого не обходится. Без хореографических
композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль, выглядят блекло. Красочные
танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого
формата (развлекательное, познавательное, патриотическое), востребованы
на общегородских праздниках.
Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных
услугах
художественного
направленности
привело
к
созданию
дополнительной общеобразовательной программы «Танцуем вместе».
Воспитательная компонента в
студии реализуется согласно разделу
«Воспитание» программы (Раздел № 2). Планом предполагается проведение
мероприятий, направленных на нравственное, эстетическое, трудовое,
патриотическое и физическое.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (ред. от 25 декабря 2023);
- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере;
4
- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г.
№ 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования
при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг на территории Краснодарского края»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 г.
№ 1230-р утверждены изменения Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №
678-р;
- Концепция технологического развития на период до 2030 года ,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
- Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г.
№ 11;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный
07 декабря 2018 года;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
5
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г. Министерство образования
и науки РФ;
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09);
Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06 июля 2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020
г.;
Устав
муниципального
автономного
учреждения
центр
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении.
Данная программа имеет художественную направленность.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность данной образовательной программы связана с тем,
что для любого ребенка, подростка важно умение владеть своим телом,
расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективахкомандах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном
свете. Кроме того, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки,
6
постановка танцев под разные виды музыки способствует формированию
хорошего музыкального вкуса. А умение хорошо танцевать может
пригодиться и далее в жизни. Хореографическая подготовка в объединении,
которая впоследствии продолжится при обучении по общеобразовательной
программе
«Хореографическая
студия
«Сапфир»,
предоставляет
возможность
целенаправленной
профессиональной
ориентации
обучающихся на хореографические специальности, что создает условия для
их раннего самоопределения и творческой самореализации в различных
видах
музыкально-исполнительской
и
музыкально-педагогической
деятельности.
Кроме того, программа направлена на формирование и развитие у
учащихся таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила,
ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности,
танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и
познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, танцы, игры,
воспитывают у обучающихся правильное отношение к окружающему миру,
углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях
природы. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся,
формируются
необходимые
технические
навыки,
накапливается
определенный запас лексики.
Новизна программы. Одним из важных направлений работы
объединения является подготовка учащихся концертной деятельности –
публичным выступлениям на концертных площадках города и района,
участие в различных фестивалях и конкурсах и в других различных
сценических мероприятиях различного уровня.
Педагогическая целесообразность, отличительные особенности.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что
специфика предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание,
избранные методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно
решать поставленные задачи. Содержание программы разработано в
соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает
возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого
учащегося.
Обучение предполагает специализированные занятия в
избранном жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара
и совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и
развиваются полученные хореографические навыки, идет интенсивное
пополнение знаний. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети
активно осваивают репертуар.
Репертуар – вариативный компонент программы и может быть
изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации
коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных
категорий детей.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития
человека.
Общеразвивающие
упражнения,
упражнения
партерной
7
гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение.
Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает
эмоциональность детей, питает воображение.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Занятия танцем формируют
правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры
поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец
имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания.
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Танцуем вместе»
включает в себя несколько аспектов.
Во-первых, это развитие творческих способностей, музыкальности и
повышение интереса к самореализации через хореографическое искусство,
что способствует формированию будущих кадров в сфере локальных
креативных индустрий и инвестиционных творческих индустрий.
Во-вторых, программа способствует развитию логического мышления,
креативности и умения работать в команде, что важно не только для
успешной карьеры в области художественного творчества, но и для
адаптации в современном обществе.
Экономический эффект заключается в подготовке квалифицированных
специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные
технологии в индустрии творчества, что способствует повышению
конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Благодаря этому воспитывается новое общество, принося
значительный вклад для социально-экономического развития города
Славянска-на-Кубани, Славянского района и Краснодарского края в целом.
Отличительная особенность программы.
При составлении программы использован опыт специалистов
хореографии (образовательная программа дополнительного образования
детей художественно-эстетической направленности "Студия танца.
Хореография", Антипова О. Б., педагог дополнительного образования,
дополнительная общеразвивающая программа «Хореография», МАОУ ДО г.
Иркутска «Дворец творчества» Джусупова Е. А., педагог дополнительного
образования), учтены современные тенденции. Автором программы
использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт
работы.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ. А также
отличие в построении календарного учебного графика и в содержании
занятий.
8
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Программа будет интересна детям в возрасте 718 лет, желающим познать и усовершенствовать свои творческие
способности в области хореографического искусства. Освоившие программу
смогут самостоятельно воплощать образ и характер танца на сцене,
участвовать в концертах, конкурсах и фестиваля различного уровня.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки. Главное условие - добровольной
основа: желание ребенка, личное заявление совершеннолетнего лица или
родителя (законного представителя). Запись на дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
собеседованием.
Состав группы: Группа может сформироваться как разновозрастная,
так и одновозрастная. Учащиеся распределяются по группам только в
зависимости в зависимости от смены занятий у обучающегося в школе и
набора по факту и пожелания ребенка.
В работе с разновозрастной группой педагог руководствуется:
1.
Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским
возможностям и возрастным особенностям учащихся.
2.
Дети младшего возраста мыслят образами, и, в отличие от детей
старшего возраста, они с трудом понимают логику закона построения и
исполнения движений. Поэтому необходимо сформировать навыки на
эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные образы. Дети среднего и
старшего возраста способны осмыслить свои действия на занятиях. Их
умение анализировать необходимо использовать и развивать. Объяснение
педагога должно быть конкретным, что позволит сохранить темп занятия.
Разновозрастная группа детей с педагогической точки зрения может
быть оправдана, тем что старшие и более опытные учащиеся помогают
младшим, могут выступать в качестве наставников для младших, делиться с
ними опытом и служат для них примером для подражания.
Наличие ярких хореографических данных, увлечение с ранних лет музыкой,
хореографическим исполнительством позволяет быстро добиваться больших
творческих успехов.
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении детей категории ОВЗ рекомендовано наличие
медицинской справки об общем состоянии ребенка, позволяющая заниматься
данным видом деятельности.
Для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
9
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося. При необходимости разрабатывается индивидуальный
учебный план для каждого ребёнка, в зависимости от его готовности к
взаимодействию, эмоционального состояния, имеющихся проблем,
интересов.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
по программе планируется по форме (Приложение 2). В случае успешного
обучения по данной программе и изъявления желания развиваться и
обучаться в данном направлении, учащийся может продолжить свое
обучение по программе «Хореографическая студия «Сапфир».
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
просмотр с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. По необходимости при наличии вакансии можно проводить
дополнительный набор в объединение.
Численный состав групп: до 12 человек.
Объём и сроки реализации программы - 72 часа, недельная нагрузка 2 часа, в месяц - 8 часов. Срок освоения программы – 1 год.
Формы
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения. Для повышения
качества образования, его доступности, вовлечения максимального
количества учащихся, проживающих в отдаленных территориях
муниципалитета, любой тематический раздел программы может
реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно
проведение дистанционных занятий через Интернет (VKМессенджер и
Сферум). В условиях удалённого обучения используются (дистанционные
образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по
телеком-муникационным каналам (электронная почта); - самообучение,
реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом
контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка
знаний умений и навыков.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа: 40 занятие
+10 -перерыв+40 занятие);
Допускается второй вариант проведения занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю:
Одно занятие в один день - один час - 40 минут и другое занятие в
другой день – 40 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
10
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение
учебного года.
Формы организации занятий: работа в парах, индивидуальная,
групповая формы проведения и организации занятий;
Виды занятий: практические занятия, мастер – классы, концерты,
творческие отчеты.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от
простейших
упражнений
до
самостоятельно
выполненной
художественной работы. Основной формой образовательного процесса
является занятие в соответствии с календарным учебным графиком, которое
включает в себя часы теории и практики.
Теоретический курс. Хореографическая терминология.
Групповая работа. Специальная подготовка, постановка массовых
танцевальных номеров.
Индивидуальная работа. Постановка сольных номеров.
Как результат работы: концертная деятельность, выступление на
конкурсах, мероприятиях и концертах.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов объединения, так
и открытые.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель реализации дополнительной образовательной программы –
формирование хореографических навыков учащихся, раскрытие их
творческих способностей в избранном виде деятельности на уровне высоких
показателей.
Задачи программы
Задачи для учащихся младшего возраста:
предметные:
- закрепить изученный хореографический материал с увеличением
силовой нагрузки;
- вырабатывать правильность и чистоту исполнения движений танца;
- развивать и повышать уровень танцевальной техники.
- научить слышать ритм, мелодическую линию, тему;
- усложнять музыкальное сопровождение.
метапредметные:
- контролировать собственное исполнение, развивать зрительную
память;
- научить направлять свои усилия в русло правильной мышечной
работы;
- учить совместно работать в ансамбле с другими исполнителями;
- научить мысленно представлять движения.
11
личностные:
- сформировать осознанное отношение к занятиям, формирование
ценностного отношения к Родине, отечественному культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам Российской Федерации;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному,
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях,
умения видеть красоту в окружающем мире. представления об эстетических
и художественных ценностях отечественной культуры;
- формирование потребности и умения выражать себя в доступных
видах творчества.
Задачи для учащихся старшего возраста:
предметные:
- развивать выносливость, силу и устойчивость за счет ускорения
темпа, увеличения количества движений в упражнениях;
- развивать исполнительскую виртуозность и артистичность;
- развивать навыки самостоятельной работы участника коллектива.
метапредметные:
- научить визуально определять характер и особенности мышечных
усилий, их распределение во времени и в пространстве при показе и во время
исполнения другими участниками.
личностные:
- сформировать осознанное отношение к занятиям, ценностносмысловые компетенции успешной личности; содействовать развитию
творческой личности ребенка;
развить чувство гармонии, чувство ритма;
совершенствовать нравственно-эстетические, духовные и
физические потребности.
- формирование потребности и умения выражать себя в доступных
видах творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Название
Б
раздела, темы
№
п/п
1. Вводное занятие
2. Партерный
экзерсис
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
8
1
7
12
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение.
Тестирование
Дневник
наблюдений,
журнал
посещаемости,
видеозапись
3. Классический
экзерсис
8
1
7
4. Ритмика
8
1
7
5. Народнохарактерный
танец
8
1
7
6. Восточный танец
6
1
5
7. Современный
танец
8
1
7
8. Постановка
танцев
9. Мир профессий
20
2
18
2
2
-
10. Итоговое занятие
ИТОГО
2
72
11
2
61
Дневник
наблюдений,
журнал
посещаемости,
видеозапись
Дневник
наблюдений,
журнал
посещаемости,
видеозапись
Дневник
наблюдений,
журнал
посещаемости,
видеозапись
Дневник
наблюдений,
журнал
посещаемости,
видеозапись
Дневник
наблюдений,
журнал
посещаемости,
видеозапись
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Основные задачи
программы. Обсуждение репертуарного плана. Правила этики, гигиены,
танцевальной формы. О работе по развитию музыкального слуха, чувства
ритма, координации движений и ориентации в пространстве, укрепление
общефизического состояния ребёнка. Содержание материала. Вступительная
беседа: понятие «танец», «темп», «ритм». Цели и задачи программы.
Основные правила этики, и гигиены. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть. Проведение тестирования.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Тестирование
2. Партерный экзерсис.
13
Теоретическая часть. Подготовка к традиционному классическому
экзерсису у станка. Знакомство с упражнениями, способствующими полному
физическому и пластическому развитию мышечного аппарата ребёнка.
Изучение основных понятий и положений.
Практическая
часть.
Отработка
комплекса
упражнений,
направленного на улучшение эластичности мышц и связок, повышение
гибкости суставов, наращивание сил мышц.
Форма контроля. Дневник наблюдений, журнал посещаемости,
видеозапись.
3. Классический экзерсис.
Теоретическая часть. Знакомство с упражнениями, способствующими
развитию гибкости ног и силы ног, правильной постановке тела. Специфика
танцевального шага и бега.
Практическая часть. Правильная постановка рук: кисти, пальцы,
локти, плечи. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата. Выработка
осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов. Отработка позиции и положения ног и
рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции,
лицом к станку, со второго полугодия - держась за станок одной рукой).
Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3
(разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем, держась
одной рукой, стоя боком к станку.
Демиплие - складывание, сгибание, приседание (развивает
выворотность, бедра, эластичность и силу ног); изучается лицом к станку по
1,2, 3-й позициям. Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость
всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног
(изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в
конце года - назад). Демирон де жамб пор тер - круговое движение (развивает
подвижность тазобедренного сустава); изучается лицом к станку с 1-й
позиции по точкам - вперед -в сторону, в сторону- вперед, позднее - назад в
сторону, в сторону- назад. Положение ноги, сюрле ку де пье - «обхватное»
(обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и
подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги
касаются опорной.
Форма контроля. Дневник наблюдений, журнал посещаемости,
видеозапись.
4. Ритмика
Теоретическая часть. Элементарные понятия о ритмике. Основные
понятия: музыка, темп, такт.
Практическая часть. Совершенствование ритмичности (умения
создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия
«мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные
размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика
поворота вправо и влево. Соотнесение пространственных построений с
14
музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
Работа над
образными упражнениями.
Форма контроля. Дневник наблюдений, журнал посещаемости,
видеозапись.
5. Народно-характерный танец
Теоретическая часть. Первоначальное знакомство с дисциплиной и
народно-характерным танцем. Сюжеты и темы некоторых танцев.
Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном,
групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов. Объяснение темы,
расклад отдельного движения, правила исполнения движений и элементов.
Практическая часть. Практическая отработка. Русский танец. Позиция
рук - 1, 2, 3 - на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед;
переменный шаг вперед. Притоп - удар всей стопой, 4 шаг с притопом в
сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону:
исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной
назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться
на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук
из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию.
«Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в
закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без
подскоков. Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких
полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом
положении, с тремя последующими переступами на месте, с передвижениями
вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю
ступню с двумя последующими поочередными ударами всей стопой по 6-й
позиции.
Форма контроля. Дневник наблюдений, журнал посещаемости,
видеозапись.
6. Восточный танец.
Теоретическая часть. Беседа об основных приемах танца.
Практическая часть. Практическое исполнение. Основная походка:
шаги вперед, назад с одинарным и двойным ударом бедра. Шаги в сторону с
выбросом бедра вперед. Арабский ключ с продвижением в сторону.
Восьмерка с продвижением во всех направлениях. Шаги вперед и назад с
качалкой. Сиртаки. Оттяжка с продвижением в сторону с тряской. Восьмерка
с выбросом ноги. Проходка с маятником с продвижением в сторону.
Приставной шаг в сторону с маятником. Отход назад, «подковка». Проходка
«тунисский винт». Проходка «поворот в сторону» и «двойной поворот».
Форма контроля. Дневник наблюдений, журнал посещаемости,
видеозапись
7. Современный танец.
Теоретическая часть. Обучение основным приемам современного
танца. Об основных принципах танца в технике движения.
Практическая часть. Постановка корпуса рук и ног, их положения в
современном танце. Основные принципы их движения.
15
- упражнение у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки в
положениях «рабочая нога на полу» и «рабочая нога на станке», demiplié и
grandplié, упражнения для разогрева стопы и голеностопа;
- разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны,
упражнения на напряжения и расслабление, упражнения для разогрева
позвоночника;
- в партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрэтчхарактера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа;
- маленькие прыжки: типа passauté, подскоки;
- голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, движения
используются вперед-назад, диагонально, крестом, из стороны в сторону,
квадратом;
- плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги,
«восьмерка», твист, шейк;
- грудная клетка: движения из стороны в сторону, квадраты и кресты,
вперед-назад;
- пелвис: крест, квадрат, полукруги, «восьмерка», shimmi, jellyroll;
- руки: движения изолированными ареалами, круги и полукруги
кистью, предплечьем, всей рукой, переводы из положения в положение;
- ноги: движения стопой и голеностопом, переводы из параллельного в
выворотное положение, ротация бедра, исполнение движений выворотной и
невыворотной ногой.
Форма контроля. Дневник наблюдений, журнал посещаемости,
видеозапись
8. Постановка танцев.
Теоретическая часть. Просмотр видеоряда, разбор рисунка
танцевальной композиции. Знакомство с музыкальным материалом. Разбор
базовых движений.
Практическая часть. Отработка рисунка танца, характера, тематики,
импровизация, развитие творческого мышления. Создание и постановка
хореографических композиций, сольных этюдов, концертных номеров.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
9. Мир профессий. Теоретическая часть. Знакомство с миром
профессий. Профессия «Хореограф» - творческая востребованная
специальность, требующая постоянного развития внутреннего потенциала,
поддержания
физической
формы, отличного
здоровья,
наличия
определенных личностных качеств.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
10. Итоговое занятие.
Практическая часть. Диагностика усвоения программного материала,
физических возможностей детей (освоение программного материала,
результаты участия в конкурсах, личностный рост учащихся); перспективное
планирование. Отчетный концерт для родителей.
Форма контроля: творческий отчет.
16
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Результаты учащихся младшего возраста:
1. Предметные:
- закреплен изученный хореографический материал с увеличением силовой
нагрузки;
- выработана правильность и чистота исполнения движений танца;
- развит и повышен уровень танцевальной техники;
- научены слышать ритм, мелодическую линию, тему;
- умеют усложнять музыкальное сопровождение.
2. Метапредметные:
- контролируют собственное исполнение, развита зрительная память;
- научены направлять свои усилия в русло правильной мышечной работы;
- научены совместно работать в ансамбле с другими исполнителями;
- научены мысленно представлять движения.
3. Личностные:
- сформировано осознанное отношение к занятиям, ценностное отношение к
Родине,
отечественному
культурно-историческому
наследию,
государственной символике, законам Российской Федерации;
- воспитано ценностное отношение к прекрасному,
- сформировано представление об эстетических идеалах и ценностях, умение
видеть красоту в окружающем мире, представления об эстетических и
художественных ценностях отечественной культуры;
- сформированы потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества.
Результаты учащихся старшего возраста:
1. Предметные:
- развита выносливость, сила и устойчивость за счет ускорения темпа,
увеличения количества движений в упражнениях;
- развита исполнительская виртуозность и артистичность;
- развиты навыки самостоятельной работы участника коллектива.
2. Метапредметные:
- научены визуально определять характер и особенности мышечных усилий,
их распределение во времени и в пространстве при показе и во время
исполнения другими участниками.
3.Лличностные:
- сформировано осознанное отношение к занятиям, ценностно-смысловые
компетенции успешной личности; стремление к развитию творческой
личности;
- развито чувство гармонии, чувство ритма;
- усовершенствованы нравственно-эстетические, духовные и физические
потребности.
- сформированы потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества.
17
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
Базовый уровень
программы (кол-во
часов)
2 группа 1 группа
18
12.05.25-18.05.25
05.05.25-11.05.25
28.04.25-04.05.25
21.04.25-27.04.25
14.04.25-20.04.25
январь
Всего часов по
программе
Апрель - май
Март - апрель
март
07.04.25-13.04.25
31.03.25-06.04.25
24.03.25-30.03.25
декабрь
Декабрь - январь
ноябрь
Ноябрь - декабрь
февраль
17.03.25-23.03.25
10.03.25-16.03.25
03.03.25-09.03.25
24.02.25-02.03.25
17.02.25-23.02.25
03.02.25-09.02.25
10.02.25-16.02.25
27.01.25-02.02.25
20.01.25-26.01.25
13.01.25-19.01.25
06.01.25-12.01.25
23.12.24-29.12.24
16.12.24-22.12.24
09.12.24-15.12.24
02.12.24-08.12.24
25.11.24-01.12.24
18.11.24-24.11.24
11.11.24 -17.11.24
04.11.24 -10.11.24
Октябрь - ноябрь
октябрь
октябрь
28.10.24-03.11.24
21.10.24-27.10.24
14.10.24 -20.10.24
07.10.24-13.10.24
Сентябрь - октябрь
Год обучения
Сентябрь
30.09.24-06.10.24
23.09.24 -29.09.24
16.09.24-22.09.24
09.09.24-15.09.24
02.09.24-08.09.24
Недели обучения
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарный учебный график к программе «Танцуем вместе»
Год обучения: с 1 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.
апрель
май
Занятия,
непредусмотренные
расписанием
Промежуточная (П)
Итоговая (И)
аттестация
П
И
19
Раздел «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания учащихся
Целью воспитания по данной программе является создание условий
для формирования активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского
самоопределения, развития творческих способностей и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в культурном и нравственном
развитии на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п.2)
Задачами
воспитания
по
программе
являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций культуры; организация общения между ними на содержательной
основе
целевых
ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным
нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация ответственного поведения детей, создание, поддержка и
развитие среды воспитания, условий физической безопасности, комфорта.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии,
традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других
людей), развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшему
поколению;
- воспитание уважения к культуре народов России, мировому искусству;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей и подростков, создания и
поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности,
формирование межличностных отношений на основе российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных
занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является организация их взаимодействий в процессе обучения, в подготовке
и проведении календарных праздников (с возможным участием родителей
(законных представителей). В воспитательной деятельности с детьми и
подростками по программе используются такие методы воспитания, как:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение);
20
- метод положительного примера (педагогов, других взрослых и самих
детей);
-метод упражнений (тренировок);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их
родителями);
- метод стимулирования (поощрения);
- метод переключения в деятельности;
- метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- метод воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных площадках, мероприятиях.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы и опросы родителей) и после ее завершения (промежуточная
аттестация и аттестация по итогам освоения программы).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы
21
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
2
Нравственное
воспитание
3
Трудовое
воспитание
Наименование
мероприятия
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
Тематические беседы и
акция, посвященные
Дню образования
Краснодарского края
Тематические беседы в
объединениях,
посвященные
Дню народного единства
Акция «Посылка
солдату»
Танцевальные
постановки
патриотического
характера
Концертные номера,
связанные с духовным
развитием (Рождество
Христово, день матери,
день защитника
Отечества)
13.09.2024
Харлампиди
Л.Н.
Ноябрь
Харлампиди
Л.Н.
февраль
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Ноябрьфевраль
Харлампиди
Л.Н.
Уборка кабинетов
Сентябрь
Ремонт костюмов
Сентябрьмай
Декабрь
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Оформление зала к
новогодним утренникам
Февраль-май
22
Планируемый результат
Формирование
ценностного
отношения к Родине, отечественному
культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам
Российской Федерации, русскому и
родному языку, народным традициям,
старшему поколению. Получение
знаний
и
представлений
о
государственном
устройстве
и
социальной структуре российского
общества,
наиболее
значимых
страницах истории страны.
Формирование
представлений
о
моральных нормах и правилах
нравственного поведения; воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным проблемам других людей,
сочувствия к человеку, находящемуся
в трудной ситуации;
Воспитание ценностного отношения к
труду и творчеству, трудовым
достижениям России и человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания приоритета нравственных
основ труда.
Примечание
4
Эстетическое
воспитание
Участие в тематических
мероприятиях
(концертная
деятельность)
Сентябрьмай
Харлампиди
Л.Н.
5
Физическое
воспитание
Акция «Курить
здоровью вредить!»,
посвященная
Всемирному дню отказа
от курения
Акция: «Мы выбираем
жизнь!»
Комплекс физических
упражнений в рамках
занятий на укрепление
физического здоровья!»
Ноябрь
Харлампиди
Л.Н.
Март
Харлампиди
Л.Н.
Харлампиди
Л.Н.
Сентябрьмай
23
Воспитание ценностного отношения к
прекрасному,
формирование
представлений
об
эстетических
идеалах и ценностях; умения видеть
красоту в окружающем мире, в
поведении,
поступках
людей;
представления об эстетических и
художественных
ценностях
отечественной
культуры;
формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах
творчества; мотивация к реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве
образовательного
учреждения и семьи.
Формирование
ценностного
отношения к здоровью и здоровому
образу жизни; представления о роли
физической культуры и спорта для
здоровья человека, его образования,
труда и творчества; знания о
возможном
негативном
влиянии
компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое и информационное обеспечение.
Важным условием выполнения учебной программы является
достаточный уровень материально - технического обеспечения:
- наличие специального хорошо проветриваемого зала, оснащенного
зеркалами, тренировочными станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- сценическая площадка для репетиций.
- оформление (реквизит) для концертных номеров
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером коврик);
- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов
осуществляется совместно с родителями).
- для занятий партером - коврик.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
- информационно-методические (учебно-методические пособия,
музыкальная библиотека, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические
материалы);
- Техническое оснащение: средства ИКТ электротехника,
музыкальным инструмент, магнитофоны, фортепиано, видеомагнитофон
(DVD), видеокамера, фотоаппарат для фиксирования учебного процесса и
сценического материала на видеопленке и фотопленке.
Информационное обеспечение
Единая коллекция образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm
мультимедийные презентации:
«Хореографическое искусство - танцевальное искусство в целом, во
всех его разновидностях»
«Стили и направления ХХ века»,
ЭБС «Издательство Лань», ООО «Издательство Лань».
Информационное письмо от 13.09.2013 г. Адрес доступа: http://e.lanbook.com/
Информационная система "Единое окно доступа к
образовательным ресурсам". Адрес доступа: http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Адрес
доступа: http://school-collection.edu.ru/
ЭБС «НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
«ELIBRARY.RU», ООО «РУНЭБ». Адрес доступа: http://elibrary.ru/
лицензионные ресурсы:
www.balletmusic.ru–http://www.ballet.classical.
http://www.russianballet.ru
http://www.gallery.balletmusic.ru
Кадровое обеспечение
24
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в владеющий навыками хореографического
искусства.
Харлампиди
Лариса
Николаевна,
педагог
высшей
квалификационной категории. Образование Краснодарское краевое
культурно-просветительное училище. Клубный работник, «Руководитель
самодеятельного хореографического коллектива». Стаж работы – 17 лет.
Руководитель Образцового детского коллектива "Хореографическая студия
«Сапфир», «Ансамбля «Сапфир», объединения «Станцуем, друзья».
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой.
Протокол промежуточной аттестации обучающихся
и аттестации по итогам учебного года по программе
№ ФИО
Разделы программы (темы),
Средни
обучающ форма аттестации
й балл
егося
обучаю
щегося
1.
1
н - низкий нуровень
сс - средний вуровень
в
высокий
уровень
нсв-
нсв-
нсв-
..
..
1
2.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- дипломы, грамоты, благодарственные письма;
- свидетельства, сертификаты;
- готовый концертный номер;
- статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года
- портфолио;
- статьи, публикации;
- поступление выпускников по профилю.
25
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащимися планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую хореографическую деятельность.
Оценивается
достижения
творческого
характера
посредством
«Диагностической таблицы учёта участия обучающихся по программе
«Танцуем вместе» в конкурсах»
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Танцуем вместе» в конкурсах
Фамилия,
Дата
Название
Название номера Результат
имя ребёнка
конкурса
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения по
дополнительной
общеразвивающей
программе
«Танцуем
вместе»
(Приложение № 1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Метод работы по данной программе предполагает вариативное
обучение детей, поиск интересного музыкального материала, творческий
подход к работе.
В процессе освоения программы необходимо использовать следующие
методы разучивания танцевальных движений:
метод разучивания по частям (движение делится на простые
части, и каждая часть разучивается отдельно);
целостный метод разучивания (заключается в разучивании
движения целиком, в замедленном темпе);
метод временного упрощения движения (сложное упражнение
сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение
постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо
опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
принцип формирования у детей художественного восприятия
через танец;
принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
26
принцип обучения владению культурой движения: гибкость,
выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
принцип развивающегося и воспитывающего характера
обучения;
принцип систематичности и последовательности в практическом
овладении основами хореографического мастерства;
принцип движения от простого к сложному, как постепенное
усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного
танца;
принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия,
наблюдения, показа;
принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности
учащихся;
принцип доступности и посильности;
принцип прочности обучения как возможность применять
полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Методы, применяемые для реализации программы в работе с
обучающимися
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятия по ритмике: словесные, наглядные, практические, устное изложение,
показ видеоматериалов, иллюстраций, беседа, объяснение, показ педагогом
приёмов исполнения, тренировочные упражнения и др.
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание
интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные
упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается
содержание музыкальных произведений, описывается техника движений в
связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе
осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с
постановочной,
репетиционной
работой,
осуществляется
поиск
художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование.
Дети быстрее осваивают движение, повторяя его за педагогом.
Способность к зрительному восприятию, свойственная в детском возрасте,
позволяет учащемуся «считывать» движения. Но необходимо также
развивать способность самостоятельно выполнять задания. Анализируя
ошибки детей, педагогу необходимо детально, конкретно и доступно
объяснить способы их искоренения. Это приучает детей с большей
27
ответственностью относиться к заданиям и стремиться к творческому
совершенствованию. Параллельное изучение двух-трех танцев позволяет
разнообразить занятие, переключает внимание и повышает интерес детей.
Включение элементов соревнований и конкурсов на занятиях позволяют
активизировать исполнительские возможности ребенка. Важно найти
нужные слова, образные примеры, чтобы дети смогли приблизиться к
смысловому и образному восприятию танца. Каждый ребенок минимум 2
раза в год должен принимать участие в школьных праздниках.
Необходимо
обратить
внимание
на
технику
исполнения
хореографической лексики, условий ее выполнения: какие мышцы и как надо
правильно включить их в работу, как правильно перенести вес с ноги на ногу
в движении и т.д. Когда усвоена техника, можно перейти и в область
ощущений, ассоциаций. Особое внимание следует уделять такому
немаловажному фактору, как дыхание. Правильно поставленное дыхание
имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники танца.
Успешное выполнение всех рекомендаций для работы в хореографическом
зале должно сочетаться с созданием психологического микроклимата.
Педагог, свободно общаясь с учащимися на принципах содружества,
сотворчества, общего интереса к делу, чутко реагирует на восприятие детей
и, поддерживая общую атмосферу радости, интереса побуждает к творчеству.
Педагог, приобретая опыт в работе, вырабатывает свою, индивидуальную
манеру общения, которая позволяет мобилизовать внимание детей на
занятиях. В целях создания на занятиях положительной мотивации
используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на
переключение внимания, разгрузку и отдых
Образовательные технологии
Одной из самой современной педагогической технологии в
танцевальном искусстве является – игровая технология, применяемая на
занятиях по данной программе. Применение игровых технологий позволяет:
1.
Создать комфортные условия, необходимые для овладения
общеучебными умениями и навыками и создать условия для воспитания
коллектива.
2.
Развивать коммуникативные качества учащихся и формировать
навыки коллективной работы
3.
Помогает в диагностической работе с группой (наблюдения при
проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру
группы, тип взаимоотношений между детьми, установить учащихся с явными
лидерскими качествами и аутсайдеров). Хорошо продуманные игры могут
быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива,
развития дружбы и взаимопомощи в группе.
Очень эффективны используемые на занятии:
- игры для закрепления изученного материала;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры.
28
Успешно освоив через игру базовый уровень танцевальных умений и
навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе, у них повышается
самооценка. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и
получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются
межличностные отношения, совершенствуются коммуникативные навыки.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности в решении этого вопроса и одновременно ставят новые задачи
перед педагогом.
Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения
мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Применяется комплексный способа подачи учебного материала
средствами информационных технологий
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим
педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе
электронного материала); используются электронные презентации на
занятиях по хореографии. Это наглядный метод по изучению танцевальной
техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, изучению
истории становления и развития искусства танца.
В содержании электронного материала содержатся тестовые
задания по пройденной теме, учащийся из предложенных трех ответов
выбирает тот который, по его мнению, считает правильным. Компьютер
определяет правильность ответа и выдает это учащемуся. Такая
интерактивная наглядность позволяет за короткое время получить нужный
результат.
При подаче теоретических знаний по истории создания и развития
стилей танцев, по музыке, спорту и физической культуре, театральному
искусству и другим смежным дисциплинам уместен показ слайдов с
видеоматериалами и текстами, который облегчит процесс обучения и сделает
его интересным, наглядным и ярким. В работе танцевальной студии
используются и тематические занятия в аудитории – с показом
познавательных и увлекательных презентаций.
Применение компьютера позволяет:
o
накапливать и хранить музыкальные файлы;
o
менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
o
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы коллектива.
o
активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации (путешествие по
сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной
литературы и необходимой информации по хореографии);
o
пользоваться почтовыми услугами Интернета;
o
поддерживать контакты и осуществлять деловое общение.
o
создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.);
29
o
организовать компьютерный практикум на занятиях хореографии
(интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
Актуально
и
применение
дистанционных
образовательных
технологий, реализуемых в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии
реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Процесс обучения хореографии развивает двигательное самосознание
школьника, что значительно расширяет его социальные возможности.
Занятия хореографией развивает подвижность, координацию и гибкость.
Кроме того, они благотворно влияют на сердце и легкие.
Разнообразные упражнения, комплексы упражнений направлены на
развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата и главным образом
оказывают здоровьесберегающее влияние на организм ребенка.
Системность, а не эпизодичность занятий способствуют активизации
адаптационных возможностей организма, тренировке работоспособности,
повышению выносливости. Комплекс упражнений подобран так, что
происходит чередование физической нагрузки по группам мышц, смена
одного рода деятельности другой, переход от пластики к ударам или тряскам.
Это дает возможность отдыхать и восстанавливаться одной группе органов
во время вовлечения в движение другой группы.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии
достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить
эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную
осанку.
Дыхательная гимнастика - учит согласовывать дыхания с движением,
чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно
дышать. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиваться эмоциональной разрядки, снять умственную
усталость и утомление.
Весь курс хореографической подготовки направлен на поддержание
ученика в хорошей физической форме и на формирование у него
пожизненной установки на здоровый образ жизни.
Алгоритм (структура) занятия
1.
Подготовительная часть занятия
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе.
Задачами этой части является: организация группы; повышение
внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное
разогревание организма.
Основными средствами подготовительной части являются: строевые
упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие
танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов;
30
упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в
умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного
аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Методические особенности. Продолжительность подготовительной
части определяется задачами и содержанием занятия, составом
занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно
10-15% общего времени занятия.
2.
Основная часть занятия.
Задачами основной части являются: развитие и совершенствование
основных физических качеств; формирование правильной осанки;
воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование
движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д.
Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и
расслабление); хореографические упражнения; элементы современного,
бального, народного танца; танцевальные композиции; постановочная
работа.
Методические особенности: на данную часть занятия отводится
примерно 75- 85%общего времени. Порядок решения двигательных задач в
этой части строится с учетом динамики работоспособности детей.
Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале
основной части, в конце – отработка знакомого материала.
3.
Заключительная часть занятия.
Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ
работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и
движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками;
знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Методические особенности. В заключительной части проводится
краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что
создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание
совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных
движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем
занятии.
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.
Упражнения у станка. Владос. 2005.
2.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. М.:
ВЦХТ,2001.
3.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания. М.:
ВЦХТ, 2002.
4.
Мирный В.И. Хореографическая композиция: Учебное пособие.
Самара.: СГАКИ, 2003.
5.
Мирный
В.И.
Возрастные
особенности
участников
самодеятельного хореографического коллектива. Методическая разработка.
Самара, 1994.
6.
Хореографическая
школа
в
системе
дополнительного
образования детей. Сост. Косяченко Г.С., Черникова Н.М. Самара. СИПКРО,
2003.
Список литературы для учащегося
1. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф»
Москва 2001 г.
2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Санкт-Петербург
2002г.
3. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для
детей» Санкт – Петербург 2003г.
32
Приложение № 1
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Танцуем вместе»
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по
заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. воспитанника,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
Практические умения и
навыки
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики
Педагогическое наблюдение,
тестирование,
Собеседование
(индивидуальное и
групповое)
Контрольное задание,
концертная деятельность
33
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN
Ф.И.
воспитанника
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1
2
1
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
34
Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Танцуем вместе»
педагог: ___________________
на ______________ учебный год
№
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
35
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная работа
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу и
ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия, помощь
начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
36