УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Тип-Топ» (хореография)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Возрастная категория: от 5 до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул,
д. 271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.09.23 17:04:13 +03'00'
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 831
Автор-составитель:
Курышева Валерия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1
Содержание
I.
II
III
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложение
2
3
3
7
8
12
14
14
22
25
26
26
27
28
30
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танец – одно из средств эстетического воспитания, творческого начала
в человеке. Ребенок, который хорошо танцует, испытывает неповторимое
ощущение от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим
телом.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в
жизни человека. В эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного
умственного, нравственного и физического развития ребенка.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
3
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
4
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
5
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Программа является модифицированной, создана на основе
образовательной программы дополнительного образования детей «Танец»,
реализуемой ранее автором-составителем данной программы в ГБОУ ДОД
«Детская школа искусств города Славянска–на–Кубани».
Уровень программы: ознакомительный.
Направленность данной программы можно определить, как
художественную, а ее содержание и формы работы могут
конкретизироваться и варьироваться в зависимости от возможности детей.
Функциональные особенности хореографии определяет актуальность
такой дисциплины как ритмика в системе дополнительного образования
детей. Много исследований посвящено специфике преподавания различных
учебных предметов в младших классах, но нет специального исследования,
посвященного специфике работы с дошкольниками и младшими классами по
хореографии. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку
осуществляется в развитии представления обучающихся о пространстве и
умение ориентироваться в нем. Они учатся слушать музыку, выполнять под
музыку различные движения. Это дает возможность воспринимать и
оценивать ее характер (веселая, грустная), развивает способность переживать
содержание музыкального образа.
Хореография оказывает не только коррекционное действие на
физическое развитие, но и создает благоприятную основу для
совершенствования таких психических функций как мышление, память,
внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая
структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают
постоянную концентрацию внимания, запоминания условий выполнения
упражнений - быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на
самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодий,
6
вызывают у ребенка активность и воображения, координацию и
выразительность действий.
Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая
парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки
организованных, коллективных действий, учатся дисциплинированности,
вежливому обращению друг с другом.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
она обеспечивает общее гармоническое, психологическое, духовное и
физическое развитие ребенка; формирование разнообразных умений,
способностей и знаний в области танца; воспитание у ребенка потребности в
здоровом образе жизни.
Актуальность и новизна программы обусловлена тем, что в процессе
музыкально-ритмического воспитания акцентируется внимание не только на
обучении движениям, но и на анализе внутренних процессов, которые
являются регулирующей основой движений под музыку. По двигательной
реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести
диагностику как музыкального, так и психомоторного развития детей.
Отличительной особенностью данной программы от уже
существующих является возможность использования бесконечных
вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения).
В зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет
занимающимся расширить представления о двигательных возможностях
организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и
таким образом практически осуществлять связь между умственным
образованием и физическим воспитанием.
Характеристика обучающихся по программе. Программа рассчитана
на детей в возрасте 5 - 6 лет. Настоящая программа составлена с учетом
возрастных и психофизических особенностей развития ребенка, уровня их
знаний и умений.
Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным
характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом
наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети уже
обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой
определенные цели.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение
задач учебной работы возможны только при тщательном изучении их
анатомо-физиологических и психологических особенностей. При отборе
детей для занятий в хореографическом коллективе обращают внимание на
внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его
профессиональных физических данных, таких как выворотность ног,
состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела,
прыжок. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем
возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать
значительный педагогический эффект.
7
В группе могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
по программе планируется по форме (Приложение 2)
Набор проходит на добровольной основе, и учащиеся распределяются
по группам только в зависимости от смены обучения в школе, учитывая
пожелание ребенка.
Степень предварительной подготовки при приеме в группы: не
имеющие первоначальных навыков, первоначально имеющиеся основные
хореографические навыки.
Объем и сроки реализации.
Период обучения - 1 год (36 часов).
Численный состав группы: 10-12 человек.
Режим работы:
1 год обучения: 36 часов в год, 1 час в неделю.
1 час для учащихся 5 лет – 25 минут, для детей 6 лет – 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение
учебного года.
Формы организации занятий: работа в парах, индивидуальная,
групповая формы проведения и организации занятий;
Виды занятий по программе определяются содержанием программы:
занятие – игра, занятие – путешествие, занятие - экскурсия, сюжетное
занятие, дифференцированные задания, индивидуальная работа
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы. Планом предполагается
проведение
мероприятий,
направленных
на
патриотическое,
интеллектуальное, нравственное и трудовое воспитание. Воспитание
любознательности, познавательных интересов, мотивации к учебной
деятельности; формирование системы знаний о предметах и явлениях
окружающей жизни как условий умственного роста; развитие эрудиции
кругозора,
интеллектуальной
свободы
личности.
Формирование
представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
8
воспитание неравнодушного отношения к жизненным проблемам других
людей.
Комплекс ценностно-мотивационных установок реализуется так же
благодаря профориентационной работе, предусмотренной содержанием
программы, что впоследствии, при переходе обучающихся на обучение по
другим программам в области хореографии, позволяет осуществить выбор
приоритетных профессиональных предпочтений и обеспечить прочность и
полноценность усвоения обучающимися музыкально-теоретических знаний и
практически умений.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование средствами музыки и ритмических
движений способностей, качеств личности, способной к развитию образного
мышления и фантазии.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
ознакомление детей с историей возникновения и развития
хореографического искусства;
формирование свободы и легкости в танце, выразительности и
правильной осанки.
передача через движение образного содержания музыки;
формирование физического развития мышц ног и спины, а также
укрепление мышечного аппарата всего организма.
формирование системы знаний о профессиях, интереса и
отношения к определенным видам деятельности
Метапредметные:
приобщение детей к танцевальному искусству, развитие чувства
ритма;
развитие эмоциональных способностей во время исполнения
танцевальных движений.
развитие эмоционально-положительного отношения к труду,
формирование представлений о необходимости трудовой деятельности
Личностные:
привитие любви к классической и народной музыке, умения
слушать и разбираться в ней;
воспитание коммуникативных способностей детей, развитие
чувства «локтя партнера», группового, коллективного «ансамблевого»
действия.
воспитание бережного отношения к труду, веры в свои силы,
целеустремленности в будущем выборе профессии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
9
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование
разделов и тем
Вводное занятие
Всего
Количество часов
Теория
Практика
1
0,5
0,5
Основы
хореографии
Ритмика
12
2
10
11
1
10
Партерная
гимнастика
«Путешествие в
мир профессий»
10
1
9
1
1
0
Итоговое занятие
ИТОГО:
1
36
0
5,5
1
30,5
Форма
аттестации/конт
роля
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Творческий отчет
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория: Техника безопасности. Общее знакомство детей с искусством
танца. Беседа «Чтобы танец был красивым».
Практика: Просмотр видеоматериалов с записью танцевальных
номеров. Тестирование.
Форма контроля: Беседа. Педагогическое наблюдение.
2. Основы хореографии
Теория: Объяснение темы. Позиции рук и ног в классическом танце.
Согласование действий с музыкой. Исполнение движения соответственно
темпу, ритму и характеру музыкального сопровождения. Музыкальные игры,
упражнения, отражающие в движении характер, динамические оттенки
музыки.
Практика: Выполнение упражнений и заданий на выработку осанки,
выворотности, эластичности голеностопного, коленного и тазобедренного
суставов. Исполнение музыкальных игр и упражнений.
2.1. Основная стойка.
2.2. Положение рук на талии.
2.3. Положение рук в подготовительной позиции.
2.4. Подъем на полупальцах.
2.5. Позиция рук – первая, вторая, третья.
2.6. Позиция ног – первая, вторая, третья, шестая.
2.7. Demi plie на середине.
2.8. Прыжки и подскоки по шестой позиции ног.
2.9. Упражнение для рук.
10
2.10. Спортивный марш.
2.11. Балетный марш.
2.12. Танцевальный марш.
2.13. Наклоны корпуса.
2.14. Шаг с подскоком на месте.
2.15. Шаг с подскоком по кругу.
2.16. Batttemants tendus по первой позиции ног на середине зала.
2.17. Battemants tendus jete по первой позиции ног на середине зала.
2.18. Releve по первой позиции ног на середине зала.
2.19. Упражнение для головы – подготовка к вращению на месте.
2.20. Allegro – прыжки по первой позиции.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
3. Ритмика
Теория: элементарные понятия, объяснение темы.
3.1. Музыкальные характеристики – тихо, громко, медленно, быстро,
спокойно, энергично, весело, грустно, бурно, широко.
3.2. Основные музыкальные и танцевальные формы (полька, вальс,
марш).
3.3. Основные музыкальные размеры 2/4; 3/4; 4/4.
3.4. Сильные и слабые доли.
3.5. Построение музыкальной формы по тактам
3.6. Проучивание тактов с хлопками.
3.7. Простейшие ритмические рисунки.
3.8. Музыкальные игры:
- музыкальная палочка,
- зайчики на прогулке,
- медведи в лесу,
- мышки и сундучок,
- веселый зоопарк,
- веселые музыканты,
- плетень.
3.9. Движение «галоп» по диагонали.
3.10. Шаг с пружинкой на полупальцах.
3.11. Шаг с высокими коленями.
3.12. Шаг с подскоком.
3.13. Па-польки (подготовительное движение).
3.14. Музыкальные этюды:
- Аленький цветочек.
- Оловянный солдатек.
- Петрушка.
- Барыня.
3.15. Танцевальные этюды:
- Полянка.
- Аннушка.
11
- Чебурашка.
3.16. Построение круга.
3.17. Построение колонны.
3.18. Построение линии.
3.19. Разучивание «балонсе».
3.20. Разучивание вальс «Дружба».
Практика: изучение и выполнение музыкально-ритмического
материала.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
4. Партерная гимнастика
Теория: объяснение и показ специальных этюдов, заданий, игр,
направленых на развитие творческой инициативы, благодаря которым
развиваются созидательные способности детей, их познавательная
активность, мышление, свободное самовыражение и раскрепощенность. В
раздел включены игровые этюды:
4.1. «Спокойной ночи малыши».
4.2. Упражнение для стопы.
4.3. Поднимание ног поочередно лежа на спине.
4.4. Поднимание ног поочередно лежа на животе.
4.5. Колечко.
4.6. Парус.
4.7. Лодочка на волнах.
4.8. Рыбка.
4.9. Велосипед.
4.10. Грибочек.
4.11. Ёжик.
4.12. Берёзка.
4.13. Лягушка.
4.14. Лотос.
4.15. Ласточка.
4.16. Спящий лебедь.
4.17. Мостик.
4.18. Черепаха.
4.19. Шпагат.
4.20. Петрушка.
4.21. Уголок.
4.22. Ножницы на спине.
Практика: исполнение специальных этюдов, заданий, игр.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
5. «Путешествие в мир профессий». Теория. Знакомство с
профессиями для облегчения в дальнейшем самостоятельного выбора.
Форма контроля: Беседа. Педагогическое наблюдение.
6. Итоговое занятие.
12
Практика: Учебный год заканчивается открытым занятием для
родителей, где дети демонстрируют все, чему научились за это время. Кроме
этого, участники студии ежегодно принимают участие в фестивале детского
творчества и в показе музыкальных сказок.
Форма контроля. Творческий отчет.
Особенности построения программы и её содержания
Материал в программе расположен по степени нарастающей
сложности, что способствует расширению круга знаний и умений учащихся.
На занятиях используются следующие принципы:
1.
Принцип динамичности восприятия, включающий в себя:
задания по нарастающей степени сложности;
задания, предполагающие различный доминантный анализатор;
задания со сменой вида деятельности учащихся.
2.
Принцип дозированной помощи педагога и перенос способа
обработки информации на свое индивидуальное задание.
3.
Принцип мотивации к учению, базирующийся на
постановке законченных инструкций;
обращении в ходе занятий к жизненному и бытовому опыту
ребенка.
4. Принцип комплексного воздействия, заимствованный у кандидата
психологических наук Э. Переслени, который заключается в следующем:
если коррекция будет направлена на один из компонентов интеллекта,
то эффект будет наблюдаться по всем составляющим, то есть, воздействуя на
память, развиваться будет речь, внимание, аналитико-синтетическая
деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные
хореографии будут способствовать общему развитию обучающихся,
исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики,
эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств
личности. Дети научатся слушать музыку, выполнить под музыку различные
движения, танцевать, импровизировать.
Этот вид деятельности поможет укрепить мышечную силу рук, ног,
плечевого пояса, развить мелкую моторику, вызовет живой эмоциональный
интерес, расширит их знания, разовьет слуховое восприятие.
Образовательные (предметные)результаты:
Учащиеся смогут:
познакомиться и освоить «программный» объем движений
народно-сценического танца (основные шаги, ходы и бег русского танца,
переступания, притопы, выносы ног на каблук, ковырялочки, галоп, шаггалоп) и элементарный хореографический репертуар;
13
определять характер музыки, менять характер движений в
соответствии со сменами музыкальных частей (двухчастная простая
музыкальная форма);
иметь глубокие знания, умения, навыки по хореографии, высокий
уровень физической подготовки, познавательной деятельности;
уметь грамотно выполнять основные элементы, изученные
комбинации и композиционные построения изученные на уроках ритмики;
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить
свое место в строю, ходить под музыку, приветствовать учителя, занимать
правильное исходное положение, равняться в шеренге, колонне;
ходить свободным, естественным шагом, двигаться по залу в
разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций,
не сужая круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить
темп
движений
с
темпом
музыкального
произведения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции
учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием
музыки.
сформирован интерес к трудовой деятельности, возрастная
система знаний о профессиональной деятельности
Метапредметные:
приобщены к танцевальному искусству, развитие чувства ритма;
развиты эмоциональные способности во время исполнения
танцевальных движений.
развито эмоционально-положительное отношение к труду,
сформировано представление о необходимости трудовой деятельности
Личностные:
привита любовь к классической и народной музыке, умение
слушать и разбираться в ней;
воспитаны коммуникативные способности детей, развиты
чувства «локтя партнера», группового, коллективного «ансамблевого»
действия.
воспитано бережное отношение к труду, вера в свои силы,
целеустремленность в будущем выборе профессии.
14
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
факт
№
план
Дата
Тема
занятия
Вводное занятие
1.
2.
Инструктаж по ТБ. Общее знакомство детей с
искусством танца. Беседа «Чтобы танец был
красивым». Просмотр видеоматериалов с записью
танцевальных номеров. Игра
Основы хореографии
Основная стойка
Положение рук на талии
Положение рук в подготовительной позиции
Подъем на полупальцах
Позиция рук – первая, вторая, третья
Позиция ног – первая, вторая, третья, шестая.
Demi plie на середине
Прыжки и подскоки по шестой позиции ног
Упражнение для рук
Кол-во
часов
Календарный учебный график
к программе «Тип - Топ» (хореография)
Форма
занятия
Место
проведения
Занятие –
игра.
ОРТ «Жар –
птица»
Время
проведения
Форма
Контроля
1
1
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
12
1
15
комбинированна ОРТ «Жар –
я
птица
Педагогическое
наблюдение
3.
4.
5.
6.
Основная стойка
Положение рук на талии
Положение рук в подготовительной позиции
Подъем на полупальцах
Позиция рук – первая, вторая, третья
Позиция ног – первая, вторая, третья, шестая.
Demi plie на середине
Прыжки и подскоки по шестой позиции ног
Упражнение для рук
Основная стойка
Положение рук на талии
Положение рук в подготовительной позиции
Подъем на полупальцах
Позиция рук – первая, вторая, третья
Позиция ног – первая, вторая, третья, шестая.
Demi plie на середине
Прыжки и подскоки по шестой позиции ног
Упражнение для рук
Основная стойка
Положение рук на талии
Положение рук в подготовительной позиции
Подъем на полупальцах
Позиция рук – первая, вторая, третья
Позиция ног – первая, вторая, третья, шестая.
Demi plie на середине
Прыжки и подскоки по шестой позиции ног
Упражнение для рук
Спортивный марш
Балетный марш
Танцевальный марш
Наклоны корпуса
Шаг с подскоком на месте
Шаг с подскоком по кругу
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
16
7.
8.
9.
10.
Спортивный марш
Балетный марш
Танцевальный марш
Наклоны корпуса
Шаг с подскоком на месте
Шаг с подскоком по кругу
Спортивный марш
Балетный марш
Танцевальный марш
Наклоны корпуса
Шаг с подскоком на месте
Шаг с подскоком по кругу
1-е port de bras по первой позиции ног на середине
зала
Demi plie по первой позиции ног на середине зала
Releve по первой позиции ног на середине зала
Упражнение для головы – подготовка к вращению
на месте
Sissonne simple – прыжки по первой позиции
1-е port de bras по первой позиции ног на середине
зала
Demi plie по первой позиции ног на середине зала
Releve по первой позиции ног на середине зала
Упражнение для головы – подготовка к вращению
на месте
Sissonne simple – прыжки по первой позиции
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
17
11.
12.
13.
14.
Releve leant по первой позиции ног на середине
зала
Demi plie releve по первой позиции ног на середине
зала
Releve по первой позиции ног на середине зала
Упражнение для головы – подготовка к вращению
на месте
Sissonne simple – прыжки по первой позиции
Saute по первой позиции ног на середине зала
Temps leve saute по первой позиции ног на середине
зала
Releve по первой позиции ног на середине зала
Упражнение для головы – подготовка к вращению
на месте
Sissonne simple – прыжки по первой позиции
Saute по первой позиции ног на середине зала
Temps leve saute по первой позиции ног на
середине зала
Releve по первой позиции ног на середине зала
Упражнение для головы – подготовка к вращению
на месте
Sissonne simple – прыжки по первой позиции
Ритмика
Музыкальные характеристики – тихо, громко,
медленно, быстро, спокойно, энергично, весело,
грустно, бурно, широко.
Основные музыкальные и танцевальные формы
(полька, вальс, марш.)
Основные музыкальные размеры 2/4; 3/4; 4/4;
Сильные и слабые доли
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Методическое
объяснение и
показ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
музыкальных
фрагментов и
музыкальный
анализ
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
11
1
18
15.
Построение музыкальной формы по тактам
Проучивание тактов с хлопками
Простейшие ритмические рисунки
1
16.
Музыкальные игры:
- музыкальная палочка
- зайчики на прогулке
- медведи в лесу
Музыкальные игры:
- мышки и сундучок
веселый зоопарк
- веселые музыканты
- плетень
Движение «галоп» по диагонали
Шаг с пружинкой на полупальцах
Шаг с высокими коленями
Шаг с подскоком
Па-польки (подготовительное движение)
Музыкальные этюды:
- Аленький цветочек
- Оловянный солдатик
Музыкальные этюды:
- Петрушка
- Барыня
Танцевальные этюды:
-Полянка
- Аннушка
- Чебурашка
Построение круга
Построение колонны
Построение линии
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Практические
упражнения с
хлопками под
музыку
Игровая форма
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Игровая форма
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Исполнение по
кругу
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Исполнение по
кругу
Исполнение по
линиям на
середине класса
Исполнение по
линиям на
середине класса
Исполнение по
кругу парами
ОРТ «Жар –
птица
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
Работа над
танцевальными
рисунками
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
1
19
24.
Разучивание «балонсе» (начальная форма)
Разучивание вальс «Дружба»
Партерная гимнастика
25.
26.
27.
28.
29.
Специальные этюды, задания:
«Спокойной ночи малыши»
Упражнение для стопы
Поднимание ног поочередно лежа на спине
Поднимание ног поочередно лежа на животе
Специальные этюды, задания:
Спокойной ночи малыши»
Упражнение для стопы
Поднимание ног поочередно лежа на спине
Поднимание ног поочередно лежа на животе
Специальные этюды, задания:
Колечко
Парус
Лодочка на волнах
Рыбка
Велосипед
Специальные этюды, задания:
Колечко
Парус
Лодочка на волнах
Рыбка
Велосипед
Специальные этюды, задания:
Колечко
Парус
Лодочка на волнах
Рыбка
Велосипед
1
Исполнение по
линиям не
середине
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
этюды, задания,
игры
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
ОРТ «Жар –
птица
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Исполнение
гимнастических
элементов на
коврике
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Исполнение
гимнастических
элементов на
коврике
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Исполнение
гимнастических
элементов на
коврике
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
10
20
30.
31.
32.
33.
Специальные этюды, задания
Грибочек
Ёжик
Берёзка
Лягушка
Лотос
Специальные этюды, задания
Грибочек
Ёжик
Берёзка
Лягушка
Лотос
Специальные этюды, задания
Грибочек
Ёжик
Берёзка
Лягушка
Лотос
Специальные этюды, задания
Ласточка
Спящий лебедь
Мостик
Черепаха
Шпагат
Петрушка
Уголок
1
Исполнение
гимнастических
элементов на
коврике
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Исполнение
гимнастических
элементов на
коврике
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Исполнение
гимнастических
элементов на
коврике
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
1
Исполнение
гимнастических
элементов на
коврике
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
21
34.
35.
36.
ИТОГО
Специальные этюды, задания
Ласточка
Спящий лебедь
Мостик
Черепаха
Шпагат
Петрушка
Уголок
«Путешествие в мир профессий»
1
Знакомство с серией карточек К.П. Нефедова
«Современные
профессии»,
с
серией
демонстрационных картин В.М. Каратая «Кем
быть?»
Итоговое занятие
1
Анализ деятельности группы за год (освоение
программного материала, результаты
участия в
конкурсах, личностный рост учащихся) Творческий
отчет
1
Исполнение
гимнастических
элементов на
коврике
ОРТ «Жар –
птица
Педагогическое
наблюдение
Занятие –
игра.
ОРТ «Жар –
птица
Беседа.
Педагогическое
наблюдение
1
1
36
22
Открытое
занятие
ОРТ «Жар –
птица
Творческий
отчет
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Наименование
мероприятия
Тематические беседы
и акция, посвященные
Дню образования
Краснодарского края
Тематические беседы
в объединениях,
посвященные
Дню народного
единства
Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы по отдельному
плану
Акция «Посылка
солдату»
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
космонавтики
Организация и
проведение
мероприятий,
посвященных 77годовщине Великой
Победы» (по
отдельному плану)
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
сентябрь
ноябрь
январь февраль
Курышева В.С.
Планируемый результат
Примечание
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве
и
социальной
структуре российского общества,
наиболее значимых страницах
истории страны.
февраль
апрель
май
23
2
3
4
5
Нравственное
воспитание
Трудовое
воспитание
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
матери (по отдельному
плану)
Зимние каникулы (по
отдельному плану)
Гагаринский урок
«Космос – это мы»
Уборка кабинетов
Акция «Уют
кабинета».
Трудовой десант ко
Дню Победы
Интеллектуальное Интеллектуальная
воспитание
олимпиада для
дошкольников
«Исследуй! Познавай!
Стремись!»
Физическое
воспитание
Динамические паузы.
Ежедневно, в
перерывах между
занятиями
Физкультурное
мероприятие,
ноябрь
Курышева В.С.
январь
апрель
сентябрь
февраль
Курышева В.С.
май
сентябрь
март
Курышева В.С.
сентябрь
март
Курышева В.С.
апрель
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,
трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Воспитание
любознательности,
познавательных
интересов,
мотивации
к
учебной
деятельности;
формирование
системы знаний о предметах и
явлениях окружающей жизни как
условий
умственного
роста;
развитие эрудиции кругозора,
интеллектуальной
свободы
личности
Формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни;
представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда
и творчества; знания о возможном
24
приуроченное к
Всемирному Дню
здоровья.
негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
25
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации данной программы необходимы:
Хорошо освещенный проветриваемый класс с паркетным полом,
оборудованный специальными станками и зеркалами.
Обувь должна быть легкой, облегчающей свободу движений (балетки).
Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений
(ласины и купальник).
Волосы аккуратно причесаны и собраны в пучок. Занятие должно
проводиться под аккомпанемент, что способствует музыкальному
образованию детей.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для реализации
программы:
Для обеспечения занятий используются:
- средства ИКТ;
- средства ТСО (музыкальный центр, усилитель, динамики, микшер,
проигрыватель, системы аудио-видео караоке, синтезатор, микрофоны,
музыкальный пульт и т.д.);
- музыкальные инструменты;
- музыкальная библиотека;
- фонотека;
- видеотека;
- наглядные пособия;
- костюмы для занятий. Форма для занятий должна быть удобной и не
стеснять движений (ласины и купальник);
- специальная обувь (обувь должна быть легкой, облегчающей свободу
движений (балетки).
Информационное обеспечение.
лицензионные ресурсы:
www.balletmusic.ru – http://www.ballet.classical.
http://www.russianballet.ru.
http://www.gallery.balletmusic.ru.
Единая
коллекция
образовательных
ресурсов
(http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm.
мультимедийные презентации:
1.
«Хореографи́ческое искусство - танцевальное искусство в целом,
во всех его разновидностях».
2.
«Стили и направления ХХ века».
3.
«Балет в России».
видеофильмы
постановок
хореографической
студии
«Славяночка»:
1.
«Хореографический спектакль «Муха - Цокотуха».
2.
«Подсолнушки».
26
3.
«Край ты наш Кубанский».
4.
«Чудо – детство».
5.
«Потанцуем нынче, казачата» …
Материалы для компьютерного тестирования (Контрольноизмерительные материалы).
Электронные таблицы.
Кадровое обеспечение.
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками
хореографического искусства.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой
цели существует промежуточный контроль (участие в концертах,
фестивалях, конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет). Отчет
проводится в форме концерта для родителей.
Виды контроля
Педагогическое наблюдение.
Индивидуальные и групповые беседы с учащимися.
Итоговые занятия, концерты.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащимися планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую хоеографическую деятельность.
Достижения
творческого
характера
оценивается
посредством
«Диагностической таблицы учёта участия обучающихся по программе «Тип топ» (хореография) в конкурсах»
Диагностическая таблица учёта участия обучающихся
по программе «Тип - Топ» (хореография) в конкурсах
Фамилия,
Дата
Название
Название номера Результат
имя ребёнка
конкурса
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения по
27
дополнительной общеразвивающей программе «Тип-Топ» (хореография)
(Приложение № 1)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение образовательной программы.
На занятиях используются:
работа в парах, индивидуальная, групповая формы проведения и
организации занятий;
словесный, наглядный и практический методы организации
учебно-воспитательного процесса;
такие приемы как – объяснение нового материала, упражнения,
игры, репетиции, показ видеоматериалов;
специальная литература, видео- и аудиозаписи, как
дидактический материал.
Образовательные технологии.
Поставленные программные задачи решаются путем использования
следующих
педагогических
технологий:
информационные,
здоровьесберегающие, личностно - ориентированного, дифференцированного
и игрового обучения.
Быстрое развитие и использование информационных технологий
открывает новые возможности. В хореографическом образовании компьютер
используется для расширения знаний по истории и теории хореографии
(разные программы энциклопедического плана).
Можно выделить такие направления его применения: просмотр и
анализ хореографических произведений; изучение истории и теории
музыкального материала, который одновременно подается в виде текста,
аудиозвучання, видеоизображение; получение разной информации с
использованием сети ИНТЕРНЕТ.
Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях,
если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить
представление о материале более широко. Там, где роль наглядности
большая - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа
не вызывает сомнения.
Комплексную работу по сохранению здоровья осуществляется
посредством внедрения здоровьесберегающих технологий: физкультурнооздоровительных технологий (развитие физических качеств, двигательной
активности, формирование правильной осанки); технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка (создание ситуации
успеха для каждого ребёнка, оказание ему педагогической поддержки),
валеологического просвещения родителей. С целью реализации технологии
валеологического просвещения родителей использую папки-передвижки,
беседы, нетрадиционные формы работы с родителями (походы на природу),
практические показы (практикумы).
28
Цели – создания оптимальных условий для выявления задатков,
развития интересов и способностей учащихся - достигаются использованием
технологии дифференцированного обучения. Разный темп усвоения
материала позволяет организовать обучение на уровне возможностей и
способностей каждого обучающегося. Учебные группы формирую по темпу
обучения. Содержательной основой уровневой дифференциации является
наличие нескольких программ учебной дисциплины.
В рамках реализации личностно-ориентированного обучения
решаются задачи: стимулирование учащихся к использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ; оценка деятельности учащихся не только по конечному
результату, но и по процессу его достижения; создание педагогических
ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ребёнку проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
создание обстановки для естественного самовыражения.
Использование
методов
танцевально-экспрессивного
тренинга
позволяет создать условия для понимания физических возможностей своего
тела, развития эстетического восприятия собственных движений,
наслаждения красотой линий своего тела, что способствует воспитанию
уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических
комплексов. Сопровождение уроков творчества классической, яркой,
образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии
музыки и художественного движения. Поскольку игра помогает развивать
способности детей, погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все
интересно, у него все получается), развитие эстетических чувств и активация
творческих способностей на занятии происходит в игровой и этюдной форме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой литературы для педагогов.
1.
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий
по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Гном и Д, 2002г.
2.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей
танцевать: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. –
М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г.
3.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Айрис-Пресс, 1999.
гры на каждый день [Текст]: Пособие для организаторов развивающего
досуга / авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – 2-е изд., стер. –
Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 144с.
4.
Коган, М.С. «С игрой круглый год в школе и на каникулах»
[Текст] / М.С. Коган. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.
– 151с.
5.
Коррекционно-педагогическая
работа
по
физическому
воспитанию дошкольников с задержкой психического развития [текст]:
29
Пособие для практических работников дошкольных образовательных
учреждений / под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. –
192с. - (Развитие и воспитание школьника).
Список литературы для детей и родителей.
1.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Айрис-Пресс, 1999.
2.
Ерохина О. В. Школа танцев для детей/ серия «Мир вашего
ребенка». – Ростов - на – Дону: Феникс, 2003г.
3.
Ермоченкова С., Лакомова Н. Уроки окончены. Что же дальше? //
Народное образование. – 1998. - № 2. – С. 149-151.
30
Приложение № 1
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Тип-Топ» (хореография)
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по
заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. учащегося,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Практические умения и
навыки
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики
Педагогическое наблюдение,
Собеседование
Контрольное задание,
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
31
тестирование,
(индивидуальное и
групповое)
концертная деятельность
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Ф.И. учащегося
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1
2
1
2
1
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
32
Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Тип-Топ» (хореография)
педагог: ___________________
на ______________ учебный год
№
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
33
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
34