МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР - ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Фантазия» (хореография)
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: 5 -7 лет
Вид программы: модифицированная
Авторы-составители:
Курышева Валерия Сергеевна,
педагог дополнительного образования;
Дворцевая Алина Александровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 01 апреля 2024 г.
протокол № 06
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 143 от 01 апреля 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Фантазия» (хореография)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: от 5 до 7 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.08.31 11:52:25 +03'00'
Условия реализации программы: бюджет
ID-номер Программы в Навигаторе: 982
Авторы-составители:
Курышева Валерия Сергеевна,
педагог дополнительного образования;
Дворцевая Алина Александровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I
II
III
I
Комплекс
основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки
программы
Направленность, уровень программы
Актуальность программы
Новизна,
педагогическая
целесообразность
программы
Отличительные особенности программы
Характеристика обучающихся по программе
Объем и сроки реализации программы
Особенности организации образовательного
процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы:
Учебный план
Содержание учебного плана
4
1.4 Планируемые результаты
I
Комплекс
организационно-педагогических
условий, включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Раздел программы «Воспитание»
2.3 Условия реализации программы
2.4 Формы аттестации
2.5 Оценочные материалы
Методические материалы
2.6 Образовательные технологии
Алгоритм учебного занятия
2.7 Список литературы
Приложения
14
16
4
4
6
6
7
8
9
10
10
12
12
12
16
18
25
26
27
28
28
30
31
32
3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография — искусство, любимое детьми. Чем раньше ребенок
воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно
в таком виде деятельности, как движение под музыку - тем более
гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие
ребенка, и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи,
внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.
Увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное
влияние на повышение умственной активности, развитие физических
качеств.
Движение
в
ритме
и
темпе
заданной
музыкой,
способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при
регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма, и
способствуют решению проблемы у детей с развитием речи, внимания,
мышления, формирование красивой осанки…
С целью дать детям первоначальную хореографическую подготовку,
развить общую музыкальность, чувство ритма, сформировать у них основные
двигательные навыки для хореографии, развить в них образное мышление,
«раскрепостить» их, разбудить инициативу и творческую активность была
создана дополнительная общеобразовательная программа «Фантазия».
Воспитательная компонента в студии реализуется согласно разделу
«Воспитание» программы (Раздел № 2). Планом предполагается проведение
мероприятий, направленных на нравственное, эстетическое, трудовое,
патриотическое и физическое.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (ред. от 25 декабря 2023);
- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере;
- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г.
№ 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования
при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг на территории Краснодарского края»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 г.
№ 1230-р утверждены изменения Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года.
4
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №
678-р;
- Концепция технологического развития на период до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
- Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г.
№ 11;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный
07 декабря 2018 года;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
5
Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г. Министерство образования
и науки РФ;
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09);
Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06 июля 2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020
г.;
Устав
муниципального
автономного
учреждения
центр
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении.
Программа является модифицированной, создана на основе
образовательной программы дополнительного образования детей «Танец»,
реализуемой ранее автором - составителем данной программы в ГБОУ ДОД
«Детская школа искусств города Славянска–на–Кубани».
Уровень программы - ознакомительный.
Направленность данной программы: художественная, так как она
направлена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое
развитие ребенка, а ее содержание и формы работы могут
конкретизироваться и варьироваться в зависимости от возможности детей.
Актуальность программы. Актуальность программы заключается в
том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам
детей и родителей: оказывает комплексное обучающее, развивающее,
воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует
6
формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает
детей к творчеству. Кроме того, программа направлена на формирование и
развитие у учащихся таких физических данных. Занятия хореографией дают
организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов
спорта. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы
этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об
актерском мастерстве.
Новизна программы. Новизна настоящей программы заключается в
том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография,
музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и
адаптированы для дошкольников и детей 7 лет. В программе впервые
систематизированы средства и методы хореографической деятельности,
обоснованно распределение средств и методов в соответствии с психологопедагогическими особенностями этапов дошкольного и младшего школьного
детства.
Обучение по программе содействует активизации развития творческих
способностей, воспитанию самостоятельной личности, что, в свою очередь,
способствует ранней профориентации, когда детское увлечение становится
делом жизни. Хореографическая подготовка в объединении, которая
впоследствии продолжится при обучении по общеобразовательной
программе
«Ансамбль
«Славяночка»,
предоставляет
возможность
целенаправленной профессиональной ориентации обучающихся на
хореографические специальности, что создает условия для их раннего
самоопределения и творческой самореализации в различных видах
музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия» включает
в себя несколько аспектов. Во-первых, это развитие творческих
способностей, музыкальности и повышение интереса к самореализации через
хореографическое искусство, что способствует формированию будущих
кадров в сфере локальных креативных индустрий и инвестиционных
творческих индустрий. Во-вторых, программа способствует развитию
логического мышления, креативности и умения работать в команде, что
важно не только для успешной карьеры в области художественного
творчества, но и для адаптации в современном обществе. Экономический
эффект заключается в подготовке квалифицированных специалистов,
способных разрабатывать и внедрять инновационные технологии в
индустрии творчества, что способствует повышению конкурентоспособности
страны на мировом рынке. Благодаря этому воспитывается новое общество,
принося значительный вклад для социально-экономического развития
города Славянска-на-Кубани, Славянского района и Краснодарского края в
целом.
Включение профессиональной ориентации в учебно-воспитательный
процесс в объединении позволяет не только сформировать осознанное
отношение и готовность обучающихся к выбору музыкальной профессии, но
7
и расширить их социокультурный кругозор, воспитать нравственноценностные ориентации, развить профессиональное мышление и обогатить
общемузыкальную эрудицию обучающихся. Организация целенаправленной
профориентационной работы обеспечивает широту охвата проблемы выбора
и освоения хореографической специальности, способствует комплексному и
всестороннему
развитию
личностно-профессионального
потенциала
обучающихся и создает условия для полноценного формирования и
реализации их самоопределения в различных областях хореографического
искусства.
Педагогическая целесообразность. Как известно, чем раньше мы
дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем
более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности,
как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление
его личности. Меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания,
памяти, мышления, формированием красивой осанки. Много исследований
посвящено специфике преподавания различных учебных предметов в
младших классах, но нет специального исследования, посвященного
специфике работы с дошкольниками и младшими классами по хореографии.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске
новых импровизационных и игровых форм.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
Отличительные особенности. Отличительная особенность данной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
является возможность использования бесконечных вариаций движений (по
форме, структуре, последовательности выполнения). Расширено активное
использование игровой деятельности для организации творческого процесса
– значительная часть практических занятий. В зависимости от создаваемого
музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о
двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений
во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь
между умственным образованием и физическим воспитанием.
Особенности построения программы и её содержания
Программа «Фантазия» представляет собой четко разработанный
образец комплексного подхода к развитию хореографических способностей и
навыков у детей от дошкольного до младшего школьного возраста.
Программа компактна, целенаправленна и отвечает всем требованиям
современного подхода к процессу обучения хореографией.
8
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7
лет. Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического
развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство
воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за
относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро
теряют темп и ритм.
Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным
характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом
наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети уже
обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой
определенные цели.
В связи с этим актуально исследование специфики работы с детьми
дошкольного и младшего возраста. Это связано с тем, что эти дети,
подвижные и импульсивные от природы, особенно нуждаются в занятиях
хореографии, однако в силу возраста они менее трудолюбивы, чем дети
младшего, среднего и старшего возраста, менее собраны, сосредоточены и
настойчивы, невнимательны и легко отвлекаются. Поэтому важно знать и
учитывать специфику работы с ними, чтобы не только получать
максимальный результат от занятий, но и меньше утомлять детей,
способствовать развитию их здоровья. Педагог, учитывающий специфику
данного возраста, поможет детям, занимающимся танцем, познать красоту и
силу своего тела, развиться физически, овладеть профессиональными
навыками танцовщика в соприкосновении с музыкой, с народным
фольклором, с историей и развитием отечественного балетного театра.
Наличие ярких хореографических данных, увлечение с ранних лет музыкой,
хореографическим исполнительством позволяет быстро добиваться больших
творческих успехов.
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки. Главное условие - добровольная
основа: желание ребенка, заявление родителей (законного представителя).
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://p23.навигатор. дети/
Для овладения искусством танца нужно обладать определенными
способностями. При отборе детей для занятий в хореографическом
коллективе обращают внимание на внешние сценические данные
поступающего, а также проводят проверку его профессиональных
физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том
числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Правильный
отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебновоспитательной работы возможны только при тщательном изучении их
9
анатомо-физиологических
и
психологических
особенностей.
Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного
развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный
педагогический эффект
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении детей категории ОВЗ рекомендовано наличие
медицинской справки об общем состоянии ребенка, позволяющая заниматься
данным видом деятельности. Для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья предусматривается выбор индивидуальной
образовательной траектории в соответствии со степенью работоспособности
и интересами каждого учащегося. При необходимости разрабатывается
индивидуальный учебный план для каждого ребёнка, в зависимости от его
готовности к взаимодействию, эмоционального состояния, имеющихся
проблем, интересов.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
планируется по форме (Приложение 2). В случае успешного обучения по
данной программе и изъявления желания развиваться и обучаться в данном
направлении, учащийся может продолжить свое обучение по программе
«Ансамбль «Славяночка»
Численный состав групп. Количество детей в группах из расчета
площади одного занимающего в соответствии с требованиями строительных
норм и правил не более 12 человек.
Состав группы: Группы формируются одновозрастные. Учащиеся
распределяются по группам только в зависимости от возраста, смены
обучения в школе, учитывая пожелание родителей.
Объём и сроки реализации программы
Сроки реализации программы: 1 год обучения.
Объём реализации программы: 72 часа. Недельная нагрузка - 2 часа, в
месяц - 8 часов.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения. Для повышения
качества образования, его доступности, вовлечения максимального
количества учащихся, проживающих в отдаленных территориях
муниципалитета, любой тематический раздел программы может
реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно
проведение дистанционных занятий через Интернет (VKМессенджер и
Сферум). В условиях удалённого обучения используются (дистанционные
образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по
телеком-муникационным каналам (электронная почта); - самообучение,
реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом
10
контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка
знаний умений и навыков.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа занятия: 30 минут - занятие
+10 – перерыв+ 30 минут занятие).
Допускается второй вариант проведения занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю:
Одно занятие в один день: 30 минут - занятие, 10 мин. – перемена, 30
минут - занятие и другое занятие в другой день – 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав в группах постоянен, с некоторыми изменениями в течение
учебного года.
Формы организации занятий: работа в парах, индивидуальная,
групповая формы проведения и организации занятий;
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и
предусматривают: занятие – игра, занятие – путешествие, занятие экскурсия,
сюжетное
занятие,
дифференцированные
задания,
индивидуальная работа
Для подготовки номеров к концертам, конкурсам, фестивалям и
мероприятиям различного уровня также предполагаются занятия в форме
сводных репетиций всех групп.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель реализации дополнительной образовательной программы:
содействие развитию художественно-эстетического вкуса, эмоциональной
сферы и творческих способностей дошкольников и детей 7 лет средствами
танцевального искусства, создание условий для первоначальной
хореографической подготовки, развития общей музыкальности.
Задачи программы:
Предметные:
- овладеть основными приёмами движений;
- сформировать технику исполнения;
- овладеть навыками танцевального искусства;
- ознакомить с разными жанрами танцевального искусства;
- сформировать толерантность, доброту, трудолюбие, терпение.
Метапредметные:
развить память, образное мышление и воображение;
развить потенциальные возможности ребёнка;
развить моторику;
11
развить музыкальные способности;
развить индивидуальные качества ребёнка;
развить художественную выразительность;
развить техничность;
разбудить инициативу и творческую активность.
Личностные:
воспитать у детей творческий взгляд;
воспитать целеустремлённость, коммуникативные навыки;
воспитать художественный вкус;
развить чувство коллективизма.
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Бл
ок
1
Наименование
темы
Вводное занятие
Всего
2
2
Основы хореографии
8
3
Основы народного
танца
Основные позиции
ног и рук
Партерная
гимнастика.
Игровые этюды
10
10
10
Танцевальные
композиции
Отработка
координации
Постановочная
деятельность
Мир профессий
11
Итоговое занятие
2
ИТОГО
72
4
5
6
7
8
9
6
8
6
8
10
2
Количество часов
Форма
Теория Практика контроля
1
1
Педагогическое
наблюдение
1
7
Педагогическое
наблюдение
1
9
Педагогическое
наблюдение
6
Педагогическое
наблюдение
8
Педагогическое
наблюдение
6
Педагогическое
наблюдение
10
Педагогическое
наблюдение
8
Педагогическое
наблюдение
10
Педагогическое
наблюдение
2
Педагогическое
наблюдение
2
Творческий
отчет
5
67
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по ТБ. Основные задачи программы. Обсуждение
репертуарного плана. Правила этики, гигиены, танцевальной формы. О
12
работе по развитию музыкального слуха, чувства ритма, координации
движений и ориентации в пространстве, укрепление общефизического
состояния ребёнка.
Практика. Выполнение упражнений на нагрузку определённых групп
мышц.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.
Основы хореографии.
Теория:
Выработка
осанки,
выворотности,
эластичности
голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног в
классическом танце. Согласование действий с музыкой. Исполнение
движения соответственно темпу, ритму и характеру музыкального
сопровождения. Музыкальные игры, упражнения, отражающие в движении
характер, динамические оттенки музыки. Простые упражнения, не
вызывающие особых затруднений для их исполнения. Марш (музыкальная
форма с удобным для начинающего счетом, наиболее доступная детскому
восприятию и наиболее желательная в первоначальный период обучения).
Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demiplie, Grandplie;
Battementtendu (по I поз.,V поз.); Ronddejambeparterre(по точкам); Releve (по
I, II, V поз.); Portdebras (I);Sotte (по VI поз.).
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
3.
Основы народного танца.
Теория: особенности народных движений; характерные положения рук
и ног.
Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», переменный
шаг, подскоки. Специальные этюды, задания, игры.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
4.
Основные позиции рук и ног.
Практика: Движения на координацию; прыжки; перестроение из
одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в
образах.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
5.
Партерная гимнастика.
Практика:
- упражнения на координацию движений;
- полушпагат, шпагат;
- упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»);
- упражнения на растяжку мышц («бабочка», «лягушка» и др.).
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
6.
Игровые этюды.
Практика: Игровые этюды, направленные на развитие творческой
инициативы,
познавательной
активности,
мышления,
свободного
самовыражения и раскрепощенности.: «Игра с куклой», «Поссорились –
помирились», «Баю–бай», «Ветер–ветерок», «Игра с водой», «Перетягивание
каната», «Платочек» и другие. Упражнения для укрепления различных групп
мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);
13
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
7.
Танцевальные композиции.
Практика:
Репетиционно–постановочная
работа,
подготовка
законченных концертных номеров. Изучение авторских танцевальных
номеров.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
8.
Отработка координации:
Практика:
- различные шаги (с носка, на полу пальцах, на пятках);
- бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом);
- упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого
пояса, спины, живота, рук и ног);
- упражнения на координацию движений;
- полушпагат, шпагат;
- упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»);
- упражнения на растяжку мышц («бабочка», «лягушка» и др.).
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
9.
Постановочная деятельность.
Практика: сочинение и исполнение танцевальных этюдов, танцев.
Постановка танцевальных композиций.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
10. Мир профессий. Теоретическая часть. Знакомство с миром
профессий. Профессия «Хореограф» - творческая востребованная
специальность, требующая постоянного развития внутреннего потенциала,
поддержания физической
формы, отличного
здоровья,
наличия
определенных личностных качеств.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
11.
Итоговое занятие.
Практика: Проведение традиционного Творческого отчетного
концерта коллектива в конце учебного года; поощрение и награждение.
Форма контроля: Творческий отчет.
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Образовательные результаты:
- овладели основными приёмами движений;
- сформирована техника исполнения.
- овладели навыками танцевального искусства;
- ознакомились с разными жанрами танцевального искусства.
Обучающиеся умеют: принимать правильное исходное положение в
соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения,
организованно строиться;
сохранять правильную дистанцию в колонне парами,
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
14
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку,
выполняя общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и
плясовые движения;
ощущать смену частей музыкального произведения в
двухчастной форме с контрастным построением.
Метапредметные результаты:
развита память, образное мышление и воображение;
развиты потенциальные возможности ребёнка;
развита моторика
развиты музыкальные способности.
развиты креативность и гибкость мышления;
развиты индивидуальные качества ребёнка;
развита художественная выразительность;
развита техничность.
проявляют инициативу и творческую активность
Личностные результаты:
воспитан у детей творческий взгляд;
воспитана целеустремлённость, коммуникативные навыки;
воспитан художественный вкус, развито чувство коллективизма;
сформирована толерантность, доброта, трудолюбие, терпение.
15
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34
35
36
2
33
12.05.25-18.05.25
05.05.25-11.05.25
28.04.25-04.05.25
21.04.25-27.04.25
14.04.25-20.04.25
Всего часов по
программе
Апрель - май
Март - апрель
январь
07.04.25-13.04.25
март
32
февраль
31
декабрь
Декабрь - январь
ноябрь
Ноябрь - декабрь
октябрь
Октябрь - ноябрь
апрель
2
2
2
2
2
2
72
31.03.25-06.04.25
27.01.25-02.02.25
20.01.25-26.01.25
13.01.25-19.01.25
06.01.25-12.01.25
23.12.24-29.12.24
16.12.24-22.12.24
09.12.24-15.12.24
02.12.24-08.12.24
25.11.24-01.12.24
18.11.24-24.11.24
11.11.24 -17.11.24
04.11.24 -10.11.24
Сентябрь - октябрь
октябрь
28.10.24-03.11.24
21.10.24-27.10.24
14.10.24 -20.10.24
07.10.24-13.10.24
30.09.24-06.10.24
23.09.24 -29.09.24
16.09.24-22.09.24
09.09.24-15.09.24
02.09.24-08.09.24
Год обучения
Сентябрь
03.02.25-09.02.25
23 10.02.25-16.02.25
24
17.02.25-23.02.25
25
24.02.25-02.03.25
26
03.03.25-09.03.25
27
10.03.25-16.03.25
28
17.03.25-23.03.25
29
24.03.25-30.03.25
30
2
Недели обучения
1
Базовый уровень
программы
РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1. Календарный учебный график программы к программе «Фантазия»
Год обучения: с 1 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.
май
16
расписанием
Занятия, не
предусмотренные
Промежуточная (П)
Итоговая (И)
аттестация
П
И
17
Раздел «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания учащихся
Целью воспитания по данной программе является создание условий
для формирования активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского
самоопределения, развития творческих способностей и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в культурном и нравственном
развитии на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п.2)
Задачами
воспитания
по
программе
являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций культуры; организация общения между ними на содержательной
основе
целевых
ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным
нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация ответственного поведения детей, создание, поддержка и
развитие среды воспитания, условий физической безопасности, комфорта.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии,
традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других
людей), развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшему
поколению;
- воспитание уважения к культуре народов России, мировому искусству;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного
пространства.
18
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей и подростков, создания и
поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности,
формирование межличностных отношений на основе российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных
занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является организация их взаимодействий в процессе обучения, в подготовке
и проведении календарных праздников (с возможным участием родителей
(законных представителей). В воспитательной деятельности с детьми и
подростками по программе используются такие методы воспитания, как:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение);
- метод положительного примера (педагогов, других взрослых и самих
детей);
-метод упражнений (тренировок);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их
родителями);
- метод стимулирования (поощрения);
- метод переключения в деятельности;
- метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- метод воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных площадках, мероприятиях.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов
19
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы и опросы родителей) и после ее завершения (промежуточная
аттестация и аттестация по итогам освоения программы).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, а получение общего представления о
воспитательных
результатах
реализации
программ
20
2.2. Календарный план воспитательной работы
№
Направление
Наименование
п/п воспитательной
мероприятия
работы
1 Патриотическое Тематические
воспитание
беседы и акция,
посвященные Дню
образования
Краснодарского
края
Тематические
беседы в
объединениях,
посвященные
Срок
Ответственный
выполнения исполнитель
сентябрь
Курышева В.С.
Ноябрь
Курышева В.С.
Планируемый результат
Примечание
Формирование ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному культурноисторическому наследию,
государственной символике,
законам
Российской
Федерации, русскому и
родному языку, народным
традициям,
старшему
поколению.
Получение
знаний и представлений о
государственном устройстве
и социальной структуре
российского
общества,
наиболее
значимых
страницах истории страны.
21
2
Нравственное
воспитание
3
Трудовое
воспитание
Дню народного
единства
Акция «Посылка
солдату»
Танцевальные
постановки
патриотического
характера
Концертные
номера, связанные
с духовным
развитием
(Рождество
Христово, день
матери, день
защитника
Отечества)
Февраль
Курышева В.С.
Февраль-май Курышева В.С.
Ноябрьфевраль
Курышева В.С.
Уборка кабинетов
Сентябрь
Курышева В.С.
Ремонт костюмов
Сентябрь-
Курышева В.С.
Формирование
представлений о моральных
нормах
и
правилах
нравственного поведения;
воспитание
неравнодушного отношения
к жизненным проблемам
других людей, сочувствия к
человеку, находящемуся в
трудной ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения к труду и
творчеству,
трудовым
достижениям России и
человечества, трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных
основ труда.
22
4
Эстетическое
воспитание
5
Физическое
воспитание
Оформление зала к
новогодним
утренникам
Участие в
тематических
мероприятиях(
концертная
деятельность)
Акция «Курить
здоровью
май
Декабрь
Курышева В.С.
Сентябрьмай
Курышева В.С.
Ноябрь
Курышева В.С.
Воспитание
ценностного
отношения к прекрасному,
формирование
представлений
об
эстетических идеалах и
ценностях; умения видеть
красоту в окружающем
мире,
в
поведении,
поступках
людей;
представления
об
эстетических
и
художественных ценностях
отечественной
культуры;
формирование потребности
и умения выражать себя в
доступных
видах
творчества; мотивация к
реализации
эстетических
ценностей в пространстве
образовательного
учреждения и семьи.
Формирование ценностного
отношения к здоровью и
23
вредить!»,
посвященная
Всемирному дню
отказа от курения
Акция: «Мы
выбираем жизнь!»
Комплекс
физических
упражнений в
рамках занятий на
укрепление
физического
здоровья!»
здоровому образу жизни;
представления
о
роли
физической культуры и
спорта
для
здоровья
человека, его образования,
труда и творчества; знания о
возможном
негативном
влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на
здоровье человека.
Март
Курышева В.С.
Сентябрьмай
Курышева В.С.
24
2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Занятия хореографией должны проходить в просторном, хорошо
освещенном проветренном классе с паркетным полом, оборудованное
специальными станками и зеркалами:
При занятиях зеркало помогает проверить правильность
выполнения упражнений, стройности, осанки, красоту позы. Оно отмечает и
ошибки, и достижения.
Станок представляет собой хорошо отполированную круглую
палку диаметром 5 см, которая прикрепляется к стене кронштейнами на
расстоянии примерно 80—100 см от пола и 30 см от стены).
Занятие должно проводиться под аккомпанемент, что способствует
музыкальному образованию детей.
Для проведения показательных, праздничных и других мероприятий
очень полезна небольшая сцена или возвышение с занавесом и мебель
(стулья), а также специальное световое оборудование (софиты, прожектора).
Соблюдение норм и правил гигиены обязательно требует наличия
удобных раздевалок.
В том случае, если нет специального зала, можно использовать
актовый зал.
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для
реализации программы
Для обеспечения занятий используются:
- средства ИКТ,
- средства ТСО (музыкальный центр, усилитель, динамики, микшер,
проигрыватель, системы аудио-видео караоке, синтезатор, микрофоны,
музыкальный пульт и т.д.),
- музыкальные инструменты,
- музыкальная библиотека,
- фонотека,
- видеотека,
- наглядные пособия,
- костюмы для занятий (форма для занятий должна быть удобной и не
стеснять движений (ласины и купальник),
- специальная обувь (обувь должна быть легкой, облегчающей свободу
движений (балетки).
Информационное обеспечение
лицензионные ресурсы:
www.balletmusic.ru–http://www.ballet.classical
http://www.russianballet.ru
http://www.gallery.balletmusic.ru
Единая коллекция образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm
25
мультимедийные презентации:
1.
«Хореографи́ческое искусство - танцевальное искусство в целом,
во всех его разновидностях»
2.
«Стили и направления ХХ века»,
3.
«Балет в России».
видеофильмы постановок объединения «Фантазия»:
1.
«Хореографический спектакль «Муха - Цокотуха»,
2.
«Подсолнушки»,
3.
«Край ты наш Кубанский»,
4.
«Чудо –детство»,
5.
«Потанцуем нынче, казачата» …
Материалы для компьютерного тестирования (Контрольноизмерительные материалы)
электронные таблицы
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками
хореографического искусства.
2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы подведения итогов обучения:
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой.
Протокол промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по
итогам учебного года по программе
№ ФИО
Разделы программы (темы),
Средни
обучающ форма аттестации
й балл
егося
обучаю
щегося
1.
1
н - низкий нуровень
сс - средний вуровень
в
высокий
уровень
нсв-
нсв-
нсв-
..
..
1
2.
26
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- дипломы, грамоты;
- свидетельства, сертификаты;
- статьи.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества,
- показе музыкальных сказок,
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года,
- портфолио,
- статьи, публикации,
- поступление выпускников по профилю.
2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащихся планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую хореографическую деятельность.
Достижения
творческого
характера
оценивается
посредством
«Диагностической таблицы учёта участия обучающихся по программе
«Фантазия» в конкурсах».
Диагностическая таблица учёта участия обучающихся
по программе «Фантазия» в конкурсах
Фамилия,
имя ребёнка
Дата
Название
конкурса
Название номера Результат
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения по
дополнительной общеразвивающей программе «Фантазия» (Приложение №
1).
27
2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение образовательной программы
При обучении используются основные методы организации и
осуществления образовательной деятельности:
•
словесный, наглядный и практический методы организации
учебно-воспитательного процесса;
•
такие приемы как – объяснение нового материала, упражнения,
игры, репетиции, показ видеоматериалов;
•
специальная литература, видео и аудио записи, как
дидактический материал;
•
промежуточные формы контроля (контрольное занятие, участие в
концертах, фестивалях, конкурсах) и итоговая форма контроля (открытые
занятия для родителей).
Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы
обучения: показ образца выполнения движения без музыкального
сопровождения, под счет; выразительное исполнение движения под
музыку; словесное пояснение выполнения движения; внимательное
отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; творческие
задания.
Принципы, на которых базируется программа:
•
Принцип динамичности восприятия, включающий в себя:
- задания по нарастающей степени сложности;
- задания, предполагающие различный доминантный анализатор;
- задания со сменой вида деятельности учащихся.
•
Принцип дозированной помощи педагога и перенос способа
обработки информации на свое индивидуальное задание.
•
Принцип мотивации к учению, базирующийся на постановке
законченных инструкций; обращении в ходе занятий к жизненному и
бытовому опыту ребенка.
Основными видами деятельности на занятиях по танцевальной ритмике
являются репродуктивная и творческая.
Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми
умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных
педагогом.
Творческая
деятельность
направлена
на
самостоятельное
преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового
результата. Взаимосвязь двух этих видов деятельности.
Формы занятий:
- обучающее занятие,
- тренировочное занятие,
- коллективно – творческое занятие,
- контрольное занятие,
- индивидуальное занятие,
28
- беседы по истории танца,
- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала,
беседы о музыке, музыкальные игры),
- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий,
досуг внутри коллектива).
Образовательные технологии.
Поставленные программные задачи решаются путем использования
следующих
педагогических
технологий:
информационнокоммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного,
дифференцированного и игрового обучения.
Использование
ИКТ
открывает
новые
возможности.
В
хореографическом образовании компьютер используется для расширения
знаний по истории и теории хореографии (разные программы
энциклопедического плана).
Можно выделить такие направления его применения: просмотр и
анализ хореографических произведений; изучение истории и теории
музыкального материала, который одновременно подается в виде текста,
аудиозвучания, видеоизображения; получение разной информации с
использованием сети ИНТЕРНЕТ.
Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях,
если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить
представление о материале более широко. Там, где роль наглядности
большая - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа
не вызывает сомнения.
Актуально и применение информационно-коммуникационных
технологий, реализуемых в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
Комплексную работу по сохранению здоровья осуществляется
посредством внедрения здоровьесберегающих технологий: физкультурнооздоровительных технологий (развитие физических качеств, двигательной
активности, формирование правильной осанки); технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка (создание ситуации
успеха для каждого ребёнка, оказание ему педагогической поддержки),
валеологического просвещения родителей. С целью реализации технологии
валеологического просвещения родителей используются папки-передвижки,
беседы, нетрадиционные формы работы с родителями (походы на природу),
практические показы (практикумы).
При проведении занятий необходимо учитывать некоторые
объективные факторы:
- влияние погоды на состояние учащегося. Бывают дни, когда дети
испытывают недомогание, головные боли. Лучше всего дать больше
партерных движений и спокойных игр.
29
- необходимо учитывать и время занятий /до или после обеда/. Со
второй
половины
дня
некоторые
дети
становятся
"вялыми",
невнимательными, поэтому занятие педагог должен проводить очень четко, с
"подъемом» и уделять больше внимания этим детям.
Цели – создания оптимальных условий для выявления задатков,
развития интересов и способностей учащихся - достигаются использованием
технологии дифференцированного обучения. Разный темп усвоения
материала позволяет организовать обучение на уровне возможностей и
способностей каждого учащегося. Учебные группы формируются по темпу
обучения. Содержательной основой уровневой дифференциации является
наличие нескольких программ учебной дисциплины.
В рамках реализации личностно-ориентированного обучения
решаются задачи: стимулирование обучающихся к использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ; оценка деятельности учащихся не только по конечному
результату, но и по процессу его достижения; создание педагогических
ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ребенку проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
создание обстановки для естественного самовыражения.
Одной из самой современной педагогической технологией в
хореографическом искусстве является – игровая технология, применяемая
на занятиях по данной программе. Поскольку игра помогает развивать
способности детей, погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все
интересно, у него все получается), в основе способа организации занятий
лежит игровой метод. Развитие эстетических чувств и активация творческих
способностей на занятии происходит в игровой и этюдной форме.
Нетрадиционные виды упражнений представлены игропластикой,
пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играмипутешествиями. Раздел креативной гимнастики включает музыкальнотворческие игры и специальные творческие задания.
Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную
форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает
эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления,
воображения и творческих способностей ребенка.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Занятие делится на части:
•
Движения на месте (стоя вдоль станков в шеренгах) поклон, игра
на внимание, основная стойка, игра «Руки-ноги», марш на месте… – 5-7 мин.
•
Движения по кругу (по линии и против линии танца) марш,
мишка гуляет, лягушка прыгает, мышка бежит, лисичка воображает,
хвостиком виляет, птичка летит, наездник скачет, игра «День-ночь»… – 5
мин.
30
•
Лицом в центр круга: прохлопывание ритмического рисунка
вместе и поочередно, притопы ногами, музыкальная игра в кругу (с
платочками, мячом, игрушкой).
•
Партерная гимнастика – 10-12 мин.
•
Сочинение и исполнение имитационно-подражательных этюдов
(образцы животных, природы, персонажи из сказок…), простейшие
танцевальные этюды.
•
Движения по диагонали (прыжки через скакалку, подскоки,
галопы индивидуально и парами).
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов.
•
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий
по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Гном и Д, 2002г.
•
Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей.
– Киев, 2001г.
•
Казакевич Н.В. СайкинаЕ.Г., Фирилева Ж.Е. Ритмическая
гимнастика. Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 322 с.
•
Карташева И.Н. Воспитание танцем. – М.: Искусство, 2006.
•
Карташева И.Н. Приглашение к танцу. – М.: Искусство, 2005.
•
Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. – М.,
2009.
•
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.:
Педагогика, 2004.
•
Методическое пособие по теории и методике преподавания
народно-сценического танца/ КГАКИ. – Казань: КГАКИ, 2008.
•
Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. – М.: Владос,
2008 .
•
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей
танцевать. – М.: ВЛАДОС, 2003–154с
•
Уральская В.И., Гороховщиков Г.С. В ритме вальса. – М.:
Искусство, 2008.
•
Уральская В.И., Соколовский Ю.Е. Народная хореография. – М.:
Искусство, 2005.
Список литературы для детей и родителей
•
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Айрис-Пресс, 1999.
•
Ерохина О. В. Школа танцев для детей/ серия «Мир вашего
ребенка». – Ростов - на – Дону: Феникс, 2003г.
•
Ермоченкова С., Лакомова Н. Уроки окончены. Что же дальше? //
Народное образование. – 2008. - № 2. – С. 149-151.
•
Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Санкт-Петербург
2002г.
•
Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для
детей» Санкт – Петербург 2003 г.
31
Приложение № 1
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Фантазия»
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по
заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. воспитанника,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Практические умения и
навыки
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики
Педагогическое наблюдение,
тестирование,
Собеседование
(индивидуальное и
групповое)
Контрольное задание,
концертная деятельность
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
32
NN
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Ф.И.
воспитанника
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1
2
1
2
1
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
33
Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Фантазия»
педагог: ___________________
на ______________ учебный год
№
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Перечень выполненных заданий:
34
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
35