Школа для маленьких модниц ГОТОВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школа для маленьких модниц»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 6 - 16 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Морозова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 30 августа 2024 г.
протокол № 01

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 348 от 30 августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школа для маленьких модниц
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Возрастная категория: 6-16 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 17:08:51 +03'00'

Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 664
Автор-составитель:
Морозова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2

Содержание
I.

II

Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложение

4
4
9
11
13
16
16
25
27
28
28
29
34
36

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,
креативного мышления, способствующего формированию разностороннеразвитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку
возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей,
развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к
продуктивной творческой деятельности.
Программа «Школа для маленьких модниц» научит обучающихся
правильно ухаживать за собой, разбираться в моде и стилях, грамотно
сочетать одежду и аксессуары. Выбирать подходящие наряды для любого
случая. Юная особа узнает все секреты красоты и будет стильной от
прически до туфелек. Она станет настоящим дизайнером и сможет
смастерить модную сумочку и кошелек, изготовить из лоскутов
неповторимые украшения. Все подружки оценят ее неповторимый вкус.
Юная модница будет взрослеть счастливой, талантливой и уверенной в себе!
Воспитательная компонента в
студии реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
эстетическое, трудовое, патриотическое и физическое.
Нормативно-правовые основания для разработки программы.
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
4

3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5

16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
6

сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Программа модифицированная, разработана на основе программ и
методических разработок отечественных педагогов по обучению детей
разного возраста различным видам рукоделия: авторская программа
«Конструирование игрушки», лауреат Всероссийского открытого конкурса
«Педагогические инновации-2001г.», «Конструирование и моделирование
одежды.» - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986, с. 6374.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественная.
Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины,
начиная от пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский
сад и уже мечтает о том, чтобы шить своими руками одежду для своих кукол
и заканчивая преклонным возрастом. Получается такой вот круговорот
одежды, сделанной собственноручно в природе. Самое сложное в этом всем
процессе понять, что ты можешь, что ты должна, что ты научишься шить, и
здесь нет ничего сложного.
7

В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и
оказывает такое же влияние, как и взрослая. Тем более, одежда ручной
работы считается очень модной и ценной, так как она обычно абсолютно
уникальна.
Уровень программы - ознакомительный.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных
условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и
присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической
проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества
взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт, и состоит
уникальное значение программы.
Актуальное для детей стремление к самоопределению и
самоутверждению среди ровесников проявляется в повышенном интересе к
модной и престижной одежде. Занятия по программе помогают им в
создании своего стиля в одежде, в умении красиво подать костюм, в
гармоничном сочетании со всем внешним видом (прическа, макияж,
опрятность), в выполнении эстетических вещей, что у многих должно
перерасти в выполнение художественных проектов костюма и демонстрации
его.
Новизна программы. Школьная программа не раскрывает всех
особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и
конструирования одежды, не дает представления об истории моды,
модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и
красоты. Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а
навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления
одежды, полученные на занятиях, дадут возможность детям шить любые
изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это
имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка.
Взаимосвязь технологического, экономического, экологического,
нравственного и других аспектов образования - также новизна программы
«Школа маленьких модниц»
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в
обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по
схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки
умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в
соответствии с особенностью своей фигуры.
Техника рукоделия дается в программе в такой последовательности,
которая дает возможность постепенно совершенствовать свои умения и
навыки. Большое внимание уделяется соблюдению культуры труда,
экономичному расходованию материалов, бережному отношению к
инструментам и приспособлениям, правильному пользованию ими. Дети
учатся делать любую вещь красиво.
Отличительные особенности программы.
8

Программа ориентирована не только на вовлечение детей в
удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного
воспитания
молодежи,
формирования
устойчивого
интереса
к
художественному наследию народа. Изучая лоскутную технику, азы ручных
работ, основы материаловедения, учащиеся одновременно знакомятся с
историей материальной культуры и семейных традиций своего и других
народов.
Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать
их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка
здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда.
Объем и сроки реализации программы.
Сроки реализации программы: 1 год обучения (36 часов).
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Форма занятия: групповая, подгруппы.
Режим работы: 36 часов в год, 1 час в неделю.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю - 1 час, где 1
час - 30-40 минут (для учащихся от 6 до 7 лет – 30 минут, для детей 1- 4- х
классов допускается длительность занятия – 40 минут).
Характеристика обучающихся по программе.
Возраст детей. Большой интерес к занятиям по шитью проявляют дети
любого возраста. Поэтому программа ориентирована на обучающихся: 6-16
лет.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Детям
этой возрастной группы свойственна повышенная активность, стремление к
деятельности, происходит уточнение сфер интересов, увлечений. Дети
данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным
внутренним миром и оценкой самого себя, учебная деятельность приобретает
смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
собеседованием.
Набор производится на добровольной основе по интересам и
способностям, и учащиеся распределяются по группам только в зависимости
от смены обучения в школе, учитывая пожелание ребенка. В объединение
могут быть в течение учебного года зачислены дети, не занимающиеся в
группе ранее, но успешно прошедшие собеседование с целью выявления
уровня готовности и индивидуальных особенностей (первичных умений и
навыков). По необходимости проводится дополнительный набор в
объединения.
Условия приема обучающихся: желание ребенка, личное заявление
совершеннолетнего лица или родителя (законного представителя).
9

Основание для отчисления из группы: систематические пропуски
занятий без уважительной причины, в связи с переездом семьи на новое
место жительства, нежелание продолжать учебу.
Состав группы: Группа может сформироваться как разновозрастная,
так и одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
Разновозрастная группа детей с педагогической точки зрения очень
правильная, так как старшие помогают младшим и служат для них примером
для подражания.
Численный состав группы - от 8 до 12 человек.
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении детей категории ОВЗ рекомендовано наличие
медицинской справки об общем состоянии ребенка, позволяющая заниматься
данным видом деятельности.
Для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
по программе планируется по форме (Приложение 1)
Особенности организации образовательного процесса:
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: практические по выполнению творческих работ, лекции,
презентации, самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой
штурм, деловая игра, экскурсия, ярмарка творческих работ, выставка и
другие.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от
простейших
упражнений
до
самостоятельно
выполненной
художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения
детьми получаемых знаний и навыков, на закрепление их в последующих
заданиях, всё это развивает у них не только навыки технического ремесла, но
и творческого начала.
Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения
могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
Достижение поставленных целей и решение задач предполагается
осуществлять посредством использования метода проектов и его
дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами,
способами и формами обучения. Ролевые игры; обсуждение и дискуссии;
работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и
исследования; обеспечение межпредметных связей;
10

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы:
Формирование у учащихся качеств творчески думающей,
активнодействующей и легко адаптирующейся личности, которые
необходимы для ориентации в мире моды и в дальнейшем профессиональном
самоопределении через овладение практическими умениями обработки
текстильных материалов с целью создания изделий.
Задачи:
Образовательные (предметные):

обучить основам моделирования и конструирования швейных
изделий;

обучить технологии и последовательности изготовления
швейных изделий;

обучить качественно выполнять работу, рационально используя
материал и время;

обучить секретам красоты, научить быть стильной;

научить правильно ухаживать за собой, разбираться в моде и
стилях;

научить грамотно сочетать одежду и аксессуары, выбирать
подходящие наряды для любого случая;

научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;

научить читать чертежи;

научить определять название и форму деталей кроя;

научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;

научить
выбирать
последовательность
операций
по
изготовлению;

формировать технические навыки и приемы в выполнении
различных ручных и машинных швов и изделий декоративно-прикладного
искусства.
Личностные:

воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;

воспитать культуру общения в детском коллективе во время
занятий;

воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием;

воспитать трудолюбие, терпение и настойчивость;

приобщить к культуре быта, общения и поведения;
Метапредметные:

развивать моторику рук во время занятий;
11


развивать идейно-художественное мышление;

развивать самостоятельность при выборе и изготовлении
швейных изделий;

воспитание у детей интереса к народному искусству;

развить творческие способности, эстетический и художественный
вкус;

развить понятия духовного богатства через знакомство с
предметами декоративно–прикладного искусства, знакомство с историей
народа;

формировать способность и готовность к самостоятельному
освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей
деятельности.

умение организовать свое рабочее место.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Бл
Название
ок
раздела/темы
1. Вводное занятие.

Учебный план
Кол-во часов
всего
теория практика
1
1
-

2.

Материаловедение

2

1

1

3.

Секреты красоты

2

1

1

4.

Лучшие прически
сезона
О джинсах и не
только
Поясные изделия

4

2

2

2

1

1

7

2

5

Техника
«канзаши»
Модные штучки

3

1

2

4

1

3

3

1

2

4

1

3

2

-

2

5.
6.
7.
8.
9.

Карнавальные
костюмы
10. Декоративные
шляпки.
11. Декорирование
футболки

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
12

12. Декорирование
сумочек
13. Итоговое занятие
ИТОГО

1

-

1

1

-

1

36

12

24

Педагогическое
наблюдение
Собеседование,
тестирование

Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие.
Теория. Вводное занятие. Организация рабочего места. Беседа-лекция.
Представление общеразвивающей программы. История костюма. Стили и
эпох. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение творческих планов
учащихся. Знакомство с инструментами и приспособлениями.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение.
2.
Материаловедение.
Теория. Материалы из хлопка и химических волокон. Их свойства.
Определение сырьевого состава. Клеевые и не клеевые материалы.
Прокладочные материалы (флизелин, серпянка, бортовка, ватин, синтепон,
синтеватин). Термическая обработка клеевых материалов (дублирование
деталей).
Практика: Упражнения по определению волокнистого состава тканей,
нити основы и утка, вида переплетения.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
3.
Секреты красоты.
Теория. Тенденции и направления современной моды «прет-а-порте»
(силуэты, стили, формы, длина, линия талии, цвет, обувь, дополнения,
отделка, прически, макияж). Зарубежные и российские показы коллекций
одежды «прет-а-порте». Понятие «стиль в одежде». Тенденции современной
моды. Как быть красивой, талантливой и уверенной в себе. Жемчужные
зубки. Декоративная косметика. Блестящие волосы. Красивый загар.
Секреты успешного макияжа.
Практика. Просмотр журналов мод, зарисовки моделей, обсуждение.
Выбор понравившейся модели, соответствующей собственному внешнему
облику.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
4.
Лучшие прически сезона.
Теория. Виды косичек: простая коса, подобранная простая коса,
восьмерка, пучок на макушке, объемный пучок, французская коса,
подвернутая французская коса, боковые косички, коса – обруч, косы с
лентой, колосок, жгуты. Технология плетения кос. Инструменты и
принадлежности.
Практика. Отработка техники плетения кос: Коса «снизу-вверх».
Отработка навыка плетения простой французской косы. Плетение косички
13

для куклы из свободных волос. Вытягивание прядей для создания эффекта
объемной косы.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
5.
О джинсах и не только.
Теория. Ткани и материалы, применяемые при изготовлении
украшений и игрушек. История возникновения джинсовой ткани.
Текстильные и украшения из джинсовой ткани. Выбор изделия, подбор и
подготовка ткани к раскрою. Изготовление выкройки. Дополнительные
материалы для окончательной отделки.
Практика. Перевод выкройки на ткань. Раскрой деталей изделия
(сумочки, кепки, рюкзачки). Изготовление изделия. Сметывание, стачивание
деталей. Особенности декорирования. Подбор материалов для окончательной
отделки изделия (ленточки, бусины). Окончательная отделка изделия.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
6.
Поясные изделия.
Теория: работа с журналами мод, определение нормы расхода ткани.
Правила снятия мерок для построения чертежа одной из юбок в натуральную
величину. Правила моделирования юбки в соответствии с эскизом.
Подготовка ткани к раскрою. Знакомство с различными способами
моделирования и конструирования поясных изделий путем внесения
дополнительных конструктивных элементов: подрезов, кокеток, воланов и
т.д. Выбор ткани, силуэтной формы юбки, декоративных деталей. Виды
застежек.
Практика: Построение чертежей (выкроек) трех юбок в масштабе.
Чертеж брюк. Выполнение выкройки юбки прямого силуэта. Раскрой.
Раскладка выкроек на ткани. Моделирование.
Изготовление юбок
конических форм. Юбка полусолнце. Юбка солнце – клеш, клиньевых юбок.
4-клинка. Изучение Шестиклинки с максимальным расширением. Обработка
застежек. Обработка накладных карманов. Обработка пояса. Декорирование
изделия лентами и ниткой из паеток. Декорирование объемной аппликацией
из атласа или флиса. Моделирование юбок путем перемещения вытачек.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
7.
Техника «канзаши».
Теория. Методы и приемы. Стильные браслетики и ободки в технике
«канзаши». Картина в технике «канзаши».
Практика. Изготовление Различных форм лепестков цветов –круглые,
овальные, острые, сложной и др. Обучение навыкам работы с атласными
лентами и тканью в технике канзаши. Изготовление стильных браслетиков и
ободков, картины в технике «канзаши».
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
8.
Модные штучки.
Теория. Правила работы с журналами. Выбор эскизов. Классные
ремешки, сумочки. Тапочек с задником. Стежки, строчки и швы.
14

Практика. Работа над эскизом. Изготовление сумочки, ремешка.
Влажно-тепловая обработка деталей. Клеевые соединения. Вышивка
лентами.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
9.
Карнавальные костюмы.
Теория: Правила работы с журналами. Выбор эскизов моделей
различного силуэта и подбор ткани. Новогодний костюм. Костюм для
школьного спектакля. Выбор нужной выкройки модели, предложенной в
журнале. Копирование выкройки. Раскрой, с одновременной подгонкой на
свою фигуру.
Практика: Изготовление эскиза. Изготовление выкройки. Раскрой.
Подготовка к первой примерке. Поузловая обработка изделия. Вторая
примерка. Окончательная обработка изделия.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
10. Декоративные шляпки.
Теория: Шляпки из картона. Технология моделирования головного
убора, отделки. Роль цвета и отделки в одежде. Чертёж головного убора.
Эскизы декорирования.
Практика: Моделирование шляпки из картона. Обработка разрезов и
отверстий. Выполнение различных видов отделок на изделии (складки,
бантики, сборки, аппликации и т.п.). Отделка головного убора тесьмой,
бисером, лентой, стразами, кружевом, бусами. Вышивка лентами. Ромашка.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
11. Декорирование футболки.
Теория: Работа с журналами, инструкционными картами, образцами.
Практика: Декорирование футболки стразами и шифоном.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
12. Декорирование сумочек.
Теория: Работа с журналами, инструкционными картами, образцами.
Практика: Декорирование сумочек лентами. Изготовление рюкзачков.
Моделирование выкройки. Раскрой. Декорирование изделия.
Формы контроля: педагогическое наблюдение.
13. Итоговое занятие.
Практика: Занятие подведения итогов освоения программы. Защита
авторских проектов/ итоговая аттестация обучающихся. Показ моделей
одежды. Творческий отчет.
Формы контроля: собеседование, тестирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании обучения учащиеся проявляют следующие результаты:
Образовательные (предметные):
15


знают виды декоративного творчества, технологию и
последовательность
изготовления
швейных
изделий,
технологию
изготовления канзаши и мягкой игрушки из разных материалов; технологию
плетения шелковыми лентами;

умеют качественно выполнять работу, рационально используя
материал и время;

обучены секретам красоты, привиты основы умения быть
стильной, умеют правильно ухаживать за собой, разбираться в моде и стилях;

грамотно сочетают одежду и аксессуары, выбирают подходящие
наряды для любого случая, умеют использовать изготовленные изделия для
украшения жилища и подарков, осуществляют декоративное оформление и
отделку сшитой игрушки;

умеют изготавливать чертеж выкройки швейного изделия, читать
чертежи, изготавливать выкройки и шаблоны для своей работы;

научены определять название и форму деталей кроя;

умеют подбирать материал для изготовления швейного изделия;
экономно и аккуратно расходовать материалы при раскрое;

научены самостоятельно выбирать последовательность операций
по изготовлению: грамотно и эстетично выполняют изделия в технике
«канзаши» и аппликации, самостоятельно изготавливают мягкую игрушку из
доступных материалов по предложенным выкройкам и описанию;

сформированы технические навыки и приемы в выполнении
различных ручных и машинных швов и изделий декоративно-прикладного
искусства;

знают правила техники безопасности при работе с иглой,
ножницами, булавками, безопасно и эффективно используют универсальные
и специальные инструменты.
Личностные:

воспитано чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

воспитаны трудолюбие, терпение и настойчивость в преодолении
трудностей, достижении поставленных задач;

воспитана культура общения в детском коллективе во время
занятий;

воспитаны аккуратность и усидчивость при работе над изделием;

приобщены к культуре быта, общения и поведения.
Метапредметные:

развиты моторика рук во время занятий;

развито идейно-художественное мышление;

развита самостоятельность (при выборе и изготовлении швейных
изделий;

воспитан у детей интерес к народному искусству;

развиты
творческие
способности,
эстетический
и
художественный вкус;
16


развиты понятия духовного богатства через знакомство с
предметами декоративно–прикладного искусства, знакомство с историей
народа;

сформированы способность и готовность к самостоятельному
освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей
деятельности;

сформировано умение организовать свое рабочее место.

17

Тема занятия

Факт

Дата

План

№

Вводное занятие.
1.

2.

3.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Организация
рабочего места. История костюма.
Стили и эпохи Вводное занятие.
Знакомство с инструментами и
приспособлениями.
Материаловедение.
Теория. Материалы из хлопка и
химических волокон. Их свойства.
Определение сырьевого состава.
Клеевые и не клеевые материалы.
Практика:
Упражнения
по
определению волокнистого состава
тканей, нити основы и утка, вида
переплетения.
Теория Прокладочные материалы
(флизелин, серпянка, бортовка,
ватин,
синтепон,
синтеватин).

Кол-во
часов

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе «Школа для маленьких модниц»
Форма
занятия

Место
Время
Форма
проведения проведения контроля

1

1

Презентация
Тестирование.

ОРТ
«Жарптица»

Педагогическое
наблюдение
Тестирование.

2

1

Теоретическое
и практическое
занятие

1

Теоретическое
и практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»
Педагогическое
наблюдение

ОРТ
«Жарптица»

Педагогическое
наблюдение

18

Практика: Термическая обработка
клеевых материалов
Секреты красоты
4.

5.

6.

Теория. Тенденции и направления
современной
моды
(силуэты,
стили, формы, длина, линия талии,
цвет, обувь, дополнения, отделка,
прически, макияж). Зарубежные и
российские показы коллекций
одежды.
Понятие
«стиль
в
одежде». Декоративная косметика.
Блестящие
волосы.
Красивый
загар.
Практика.
Просмотр
журналов мод, зарисовки моделей,
обсуждение.
Изготовление
косметички.
Выбор
модели,
соответствующей
собственному
внешнему облику.
Теория. Как быть красивой,
талантливой и уверенной в себе.
Секреты успешного макияжа
Практика. Просмотр журналов
мод,
зарисовки
моделей,
обсуждение. Выбор понравившейся
модели,
соответствующей
собственному внешнему облику.
Теория. Виды косичек: простая

2
ОРТ
«Жарптица»

1

Творческие
игры, лекция

1

Теоретическое
и практическое
занятие

1

Теоретическое

Педагогическое
наблюдение

ОРТ
«Жарптица»
Педагогическое
наблюдение

ОРТ

Педагогическое

19

7.

8.

9.

10.

коса, подобранная простая коса, 8ка, пучок на макушке, объемный
пучок,
французская
коса,
подвернутая французская коса,
боковые косички, коса – обруч,
косы с лентой, колосок, жгуты.
Прически для кукол. Технология
плетения кос.
Инструменты и
принадлежности.
Практика. Отработка техники
плетения «Французская коса»:
Теория. Технология плетения кос.
Коса «снизу-вверх».
Практика. Отработка техники
плетения
Теория. Технология плетения кос.
Практика. Отработка навыка
плетения простой французской
косы. Плетение косички для куклы
из свободных волос.
Теория. Технология плетения кос.
Практика. Отработка техники
плетения кос: Вытягивание прядей
для создания эффекта объемной
косы.
О джинсах и не только
Теория.

Ткани

и

материалы,

1

1

1

и практическое
занятие

«Жарптица»

Практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Практическое
занятие

Практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»
ОРТ
«Жарптица»

наблюдение

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

2
1

практическое

ОРТ

Практическая

20

11.

12.

применяемые при изготовлении
украшений.
История
возникновения джинсовой ткани.
Украшения из джинсовой ткани.
Выбор
изделия,
подбор
и
подготовка ткани к раскрою.
Изготовление выкройки. Раскрой
деталей изделия (сумочки, кепки,
рюкзачки, кепки).
Практика. Изготовление изделий
из джинсовой ткани.
Теория.
Дополнительные
материалы для окончательной
отделки.
Особенности
декорирования.
Практика. Изготовление изделия.
Сметывание, стачивание деталей.
Подбор
материалов
для
окончательной отделки изделия
(ленточки, бусины). Окончательная
отделка изделия.
Поясные изделия
Теория: работа с журналами мод,
определение нормы расхода ткани.
Правила снятия мерок для
построения чертежа одной из юбок
в натуральную величину. Правила

занятие

«Жарптица»

работа

ОРТ
«Жарптица»
1

практическое
занятие

Практическая
работа

7

1

Теоретическое
и практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

21

13.

14.

15.
16.

17.

моделирования юбки в
соответствии с эскизом.
Практика. Подготовка ткани к
раскрою. Изготовление юбок
конических форм. Обработка
пояса.
Теория: Знакомство с различными
способами моделирования и
конструирования поясных изделий
путем внесения дополнительных
конструктивных элементов:
подрезов, кокеток, воланов и т.д.
Юбка «полусолнце». Изготовление
выкройки. Моделирование.
Практика. Выполнение выкройки
юбки прямого силуэта. Раскладка
выкроек на ткани. Раскрой.
Моделирование. Юбка «солнце клеш». Моделирование .Раскрой
Теория. Изучение клиньевых юбок.
4-клинка. Моделирование юбок
путем перемещения вытачек.
Теория. Изучение клиньевых юбок.
Практика. Шести клинка с
максимальным расширеием.
Обработка пояса. Окончательное
оформление изделия.
Теория. Чертеж брюк Выбор

Теоретическое
и практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»
ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ

тестирование

1

1

1

практическое
занятие
1
1

смешанное

Практическая
работа

22

18.

ткани. Практика. Обработка
накладных карманов декоративных
деталей. Виды застежек, обработка
застежек. Застежка Поло. Супатная
застежка
Практика. Декорирование изделия
лентами и ниткой из паеток.
Декорирование
объемной
аппликацией из атласа или флиса

«Жарптица»

1

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Педагогическое
наблюдение

3
19.

20.

21.

Техника «канзаши»
Теория. Методы и приемы.
Стильные браслетики и ободки в
технике «канзаши».
Практика. Изготовление
Различных форм лепестков цветов
–круглые, овальные, острые,
сложной и др. Изготовление
стильных браслетиков и ободков
Теория. Обучение навыкам работы
с атласными лентами и тканью в
технике канзаши.
Практика. Картина в технике
«канзаши». Изготовление деталей.
Практика. Декорирование изделия.
Сборка картины в технике
«канзаши».
Модные штучки

1

Теоретическое
и практическое
занятие

Практическая
работа

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

1

1

ОРТ
«Жарптица»

4

23

22.

23.
24.
25.

Теория. Правила работы с
журналами. Выбор эскизов.
Классные ремешки, сумочки
Практика. Изготовление сумочки.
Влажно-тепловая обработка
деталей.
Теория. Стежки, строчки и швы.
Классные ремешки Клеевые
соединения Работа над эскизом
Изготовление тапочек с задником
Изготовление выкройки Раскрой
Декор изделия.
Практика. Декорирование изделия
стразами и лентами
Карнавальные костюмы

26.

27.

Теория: Правила работы с
журналами. Выбор эскизов
моделей различного силуэта и
подбор ткани. Практика:
Изготовление эскиза. Новогодний
костюм. Подготовка к первой
примерке.
Теория: Выбор нужной выкройки
модели, предложенной в журнале.
Практика: Копирование выкройки.

1

практическое
занятие

1

практическое
занятие

1
1

практическое
занятие
практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

ОРТ
«Жарптица»
ОРТ
«Жарптица»
ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

3

1

практическое
занятие11.19

1

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

Практическая
работа

24

28.

29.

30.

31.
32.

Раскрой,
с
одновременной
подгонкой на свою фигуру
Практика:
Изготовление
выкройки. Раскрой. Поузловая
обработка
изделия.
Вторая
примерка.
Окончательная
обработка изделия.
Декоративные шляпки
Теория: Шляпки из картона.
Технология
моделирования
головного убора, отделки. Роль
цвета и отделки в одежде. Чертёж
головного убора.
Практика: Моделирование шляпки
из картона. Обработка разрезов и
отверстий.
Теория: Эскизы декорирования.
Практика Выполнение различных
видов отделок на изделии складки,
бантики, сборки, аппликации и т.п.
Практика. Вышивка лентами.
Роль цвета и отделки в одежде.
Вышивка лентами. Ромашка.
Теория. Декорирование стразами,
кружевом,
бусами
Практика:
Отделка головного убора тесьмой,
бисером,
лентой,
стразами,

1

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Практическая
работа

4
практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»
Самостоятельная
работа

1

1

1

1

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»

Самостоятельная
работа

Теоретическое
и практическое
занятие
практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»
ОРТ
«Жарптица»

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа

25

кружевом, бусами.
Декорирование футболки
33.

34.

35.

2

Теория: Работа с журналами,
инструкционными
картами,
образцами.
Декорирование
футболки стразами и шифоном.
Практика: Выполнение различных
видов отделок на изделии складки,
бантики, сборки, аппликации и т.п..
Декорирование сумочек
Теория: Работа с журналами,
инструкционными
картами,
образцами. Декупаж по ткани.
Практика: Изготовление
рюкзачков. Моделирование
выкройки. Раскрой. Декорирование
сумочек лентами.
Итоговое занятие

36.

Подведения
итогов
программы. Защита
проектов
итоговая
обучающихся.

1

практическое
занятие

1

практическое
занятие

ОРТ
«Жарптица»
ОРТ
«Жарптица»

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

ОРТ
«Жарптица»

Педагогическое
наблюдение

ОРТ
«Жарптица»

Собеседование,
тестирование

Видеоматериал,
мастер - класс

1
освоения
авторских
аттестация

1

выставка

26

Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1

2

Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание

Нравственное

Наименование
мероприятия
Тематические беседы
и акция, посвященные
Дню образования
Краснодарского края
Тематические беседы
в объединениях,
посвященные
Дню народного
единства
Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы по отдельному
плану
Акция «Посылка
солдату»
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
космонавтики
Организация и
проведение
мероприятий,
посвященных 77годовщине Великой
Победы» (по
отдельному плану)
Цикл мероприятий,

Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
сентябрь

Морозова Л.Н.

ноябрь

Морозова Л.Н.

январь февраль

Морозова Л.Н.

февраль

Морозова Л.Н.

апрель

Морозова Л.Н.

май

Морозова Л.Н.

ноябрь

Морозова Л.Н.

Планируемый результат

Примечание

Формирование ценностного отношения к
Родине, отечественному культурноисторическому
наследию,
государственной символике, законам
Российской Федерации, русскому и
родному языку, народным традициям,
старшему поколению. Получение знаний
и представлений о государственном
устройстве и социальной структуре
российского
общества,
наиболее
значимых страницах истории страны.

Формирование

представлений

о
27

воспитание

3

4

5

посвящённый Дню
матери (по отдельному
плану)
Зимние каникулы (по
отдельному плану)
Гагаринский урок
«Космос – это мы»
Трудовое
Уборка кабинетов
воспитание
Акция «Уют
кабинета».
Трудовой десант ко
Дню Победы
Интеллектуальное Интеллектуальная
воспитание
олимпиада для
дошкольников
«Исследуй! Познавай!
Стремись!»

Физическое
воспитание

Динамические паузы.
Ежедневно, в
перерывах между
занятиями
Физкультурное
мероприятие,
приуроченное к
Всемирному Дню
здоровья.

январь

Морозова Л.Н.

апрель

Морозова Л.Н.

сентябрь
февраль

Морозова Л.Н.
Морозова Л.Н.

май

Морозова Л.Н.

сентябрь
март

Морозова Л.Н.
Морозова Л.Н.

сентябрь
март

Морозова Л.Н.
Морозова Л.Н.

апрель

Морозова Л.Н.

моральных
нормах
и
правилах
нравственного поведения; воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным проблемам других людей,
сочувствия к человеку, находящемуся в
трудной ситуации;
Воспитание ценностного отношения к
труду
и
творчеству,
трудовым
достижениям России и человечества,
трудолюбия; формирование осознания
приоритета нравственных основ труда.
Воспитание
любознательности,
познавательных интересов, мотивации к
учебной деятельности; формирование
системы знаний о предметах и явлениях
окружающей
жизни
как
условий
умственного роста; развитие эрудиции
кругозора, интеллектуальной свободы
личности
Формирование ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни;
представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и
творчества;
знания
о
возможном
негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье
человека.

28

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимы:
Рабочий кабинет; Помещение для занятий должно быть оборудовано
электроснабжением, столами, стульями, доска учебная, стенд для
выставочных работ. Помещение должно быть хорошо освещено. Посадочные
места по количеству обучающихся.

Примерочная кабина.

Техническое оснащение кабинета: универсальные бытовые
швейные машины с электроприводом, оверлок, электрический утюг,
гладильная доска, манекены, компьютер.

Шкафы, стеллажи для хранения инструментов, материалов,
наглядных пособий, методической литературы.

Магнитофон для обеспечения игровых ситуаций: физминуток,
для комплексных занятий, для музыкального фона.

Манекены; комплекты лекал; швейные принадлежности и
инструменты (иглы, нитки швейные, фурнитура, вспарыватели, ножницы,
клей и т.д.).
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
Для выполнения работ на занятиях в творческой мастерской,
обучающийся должен иметь набор необходимых материалов в соответствии
с тематическим планом работы; карточки для самостоятельных работ, тесты,
игра - профлото, журналы мод, выкройки, шаблоны, наглядное пособие;
Информационное обеспечение.
Аудио-видео-фото-интернет-источники:festival@1september.ruФестиваль педагогических идей «Открытый урок», www.future4you.ru Педагогический сайт, http://pedsovet.su/ - Сообщество взаимопомощи
учителей, www.desc.ru- Центр дополнительного образования детей
"дистанционное обучение", http://www.ug.ru - Информационный сайт"
Учительской газеты".
Интернет – ресурсы.
1.
Креатив + [электронный ресурс] http://vk .com/ kreaaativ
2.
Идеи для творчества Рукоделие
[электронный ресурс]
http://vk.com/public31805219
3.
Мир рукоделия [электронный ресурс] http://vk.com/world_hm
4.
PORRIVAN [электронный ресурс] http://porrivan.ru/
5.
Модный приговор/ мода, стиль, красота [электронный ресурс]
http://vk.com/modniytv
6.
Идеи рукоделия (вязание, шитьё, декор и дизайн)[электронный
ресурс] http://vk.com/rykodeliya
7.
Burdastyle: клуб по интересам [электронный ресурс]
http://burdastyle.ru/
29

Кадровое обеспечение.
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками работы в
этой области. Морозова Лариса Николаевна – высшая квалификационная
категория, стаж педагогической деятельности – 30 лет, образование – высшее
педагогическое (АГПИ. Педагогика и методика начального обучения.
Учитель начальных классов), 2002. Имеет специально – профессиональное
образование по швейному делу.
Награждена Грамотой Министерства образования РФ пр.№62/2-11 от
14.02.2005. Имеет опыт работы по программам «Модный переполох»,
«Школа для маленьких модниц», «Курсы кройки и шитья».
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов учащихся.
Методы отслеживания результатов освоения программы:
наблюдения во время занятий и мероприятий, творческие игры, защита
проектов, анализ мнения родителей об отношении детей к занятиям в
коллективе.
Для проведения контроля качества обучения один раз в полугодие
предполагается тестовая или срезовая работа с практическим заданием, а по
мере необходимости, но не реже трех раз в год, проведение итоговых
выставок работ учащихся.
Итогом работы за год служит выставка работ участников объединения
во время творческого отчетного который проводится по завершении
учебного года.
Формы аттестации.

Формы промежуточной аттестации: итоговые занятия,
включающие в себя творческие игры, упражнения, карточки – задания, тесты
(в конце первого полугодия учебного года).

Выставка творческих работ внутри коллектива в конце первого
полугодия; итоговая выставка творческих работ в конце учебного года.

Формы аттестации по итогам освоения ДООП: защита
творческих проектов (по окончанию полного курса обучения по программе).
Творческий отчет.

Участие и победа на региональных и всероссийских выставках –
важнейший итог реализации данной общеразвивающей программы.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Школа для маленьких модниц» в конкурсах и выставках
Фамилия,
Дата
Название
Название работы Результат
имя ребёнка
конкурса, (художественный
30

выставки
материал)
Протокол промежуточной аттестации обучающихся
по программе «Школа для маленьких модниц»
№

1.

ФИО
обучающего
ся
1

Разделы программы (темы),
форма аттестации
н - низкий
уровень
с - средний
уровень
в - высокий
уровень

нсв-

нсв-

нсв-

Средний
балл
обучающ
егося
нсв-

..
12

Для диагностики и фиксации результатов работы по программе могут
быть применены следующие способы:

творческие портфолио;

диагностические карты;

карты личностного роста.
Формы текущего контроля: карточки – задания, тестирование,
упражнения.
В течение года проводится мониторинг качества усвоения программы
- Вводная диагностика (сентябрь).
- Промежуточная диагностика (декабрь).
- Итоговая диагностика (май).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение образовательной программы.
Содержание программы нацелено на активизацию художественноэстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его
возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей,
формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и
во внеурочное время. В программе уделено внимание формированию
информационной грамотности на основе разумного использования
развивающего потенциала. Передача учебной информации различными
способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических
сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества.
В течение обучения дети усваивают правила техники безопасности и
навыки грамотного образования со всеми необходимыми для творчества
инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию,
31

композиции и осваивают базовую систему понятий лоскутной техники.
Важное место в программе отводятся беседам о народном творчестве,
рассказам о практическом применении различных навыков росписи шитья.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий,
развитие у детей навыков ремесла, постепенно переходящих в творчество.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством
приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения
участвовать в учебном диалоге. Программа курса содержит задания,
предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах,
работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации
своих работ.
Задача каждого занятия — освоение нового технологического приема
или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки.
Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого
обучающегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и
усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец,
внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей,
подбирать другие материалы, вместо заданных, анализируя при этом
существенные и несущественные признаки для данной работы.
Дети самостоятельно выбирают не только вариант работы, но и способ
её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке. Дети учатся
самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям:
чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи
(творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция.
Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения. Все виды
работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно.
В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить
изделия разного вида сложности и по окончании обучения научиться
самостоятельно оценивать свои способности и возможности и до конца
выполнять выбранное изделие.
В течение всего периода обучения каждый участник объединения
получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно
использовать в дальнейшей жизни.
Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный
подход к обучению учащихся с учетом их творческих и умственных
способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.
Учебный процесс строится на принципах:
- доступности – от простого к сложному;
- наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и
журналов;
- основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние
сроки обучения.
32

Учащиеся в детском коллективе получают навыки конструирования,
моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с
приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая
необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и шитью.
Теоретический материал излагается дозировано и сразу же
закрепляется практическими занятиями.
Виды занятий:

Теоретические и практические занятия.

Интегрированные занятия.

Занятия с использование ИКТ.

Защита творческих проектов.

Семинары.

Творческие игры.

Выставки работ учащихся.

Обзорные экскурсии.

Лекция.

Самостоятельная работа.

Мастер-класс.

Круглый стол.

Викторины.

Тесты.

Посещение музея.

Участие в акциях «Цветик-семицветик», «День матери»,
«Рождество».
Образовательные технологии, лежащие в основе образовательного
процесса.
Быстрое развитие и использование информационных технологий
открывает новые возможности: использование компьютера для расширения
знаний по истории и теории моделирования одежды, швейного дела.
Выделяются такие направления применения компьютера: просмотр и анализ
изучаемого материала, образцов, эскизов на занятии; изучение истории и
теории швейного дела, понятий моделирования и конструирования, которые
одновременно подаются в виде текста, видеоизображения (рисунки,
фотоматеориалы, схемы); подборка музыкального материала для создания
музыкального фона занятия. В тех случаях, если необходимо усвоить
понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о
материале более широко, следует активно использовать мультимедиа. Это
позволяет детям видеть проблему, находить множество путей ее решения,
анализировать и отбирать лучший из вариантов решения.
Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает
возможность разнообразить методы проведения занятий, сохранить
контингент воспитанников. Используя готовые, хорошо проработанные игры
с предлагаемым материалом по дисциплине швейное дело, можно обеспечить
33

успешное развитие творческих способностей воспитанников. Среди
учащихся очень популярны профессиональное лото, кроссворды, загадки,
работа с карточками. Игровая форма проведения занятия вызывает живой
интерес, снижает утомляемость детей и облегчает педагогу задачу
отслеживания результатов обучения. Среди детей очень популярны ролевые
игры, викторины, кроссворды, загадки, работа с карточками,
инсценированные сказки.
Для обучающихся, игры – это способ самореализации, самовыражения,
самооценки.
Комплексную работу по сохранению здоровья можно осуществить
посредством внедрения элементов здоровьесберегающих технологий. На
каждом занятии для развития физических качеств, двигательной активности,
формирования
правильной
осанки,
применять
физкультурнооздоровительные технологии: проводить релаксацию, физкультминутку для
снятия усталости глаз, пальцев, снятия напряжения в спине и шее. Прежде
чем приступить к практической работе, учащиеся всегда повторяют правила
техники безопасности, т. к. сознательное соблюдение санитарногигиенических требований и правил ТБ, сохраняет здоровье, снижает
утомляемость, устраняет возможность травм, повышает производительность
труда.
Использование технологии обеспечивает социально-психологическое
благополучие ребенка (создание ситуации успеха для каждого ребёнка,
оказание ему педагогической поддержки) и валеологического просвещения
родителей.
Необходимо создать ситуацию успеха - момент, когда в полной мере
проявилось «желаемое», то особенное, неповторимое, индивидуальное,
которое было незнакомо даже самому ребенку. Именно в этот момент
создается яркий и запоминающийся «образ успеха», к которому не раз
возвращается память ребенка, чтобы он эмоционально пережил мгновение,
когда он «приподнялся над самим собой», почувствовал себя «другим».
Подобный путь еще раз убеждает детей, что педагог не «над ними», а «рядом
с ними». «Ситуация успеха» — это не просто похвала учителем ученика, это
момент «встречи» «себя самого сегодняшнего» с собой «возможным
завтрашним» благодаря созданной педагогом «развивающей среде». У ребят
формируется адекватная самооценка, увлеченность, желание творить,
созидать. Итог данного этапа — самоопределение и самореализация ученика,
когда ребенок начинает выстраивать сам определенную стратегию своего
поведения, жизнедеятельности, творчества сообразно своим ценностям.
Во избежание переутомления детей можно применить смену видов
деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной
работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации.
Использование
технологии
личностно-ориентированного
развивающего обучения – достигается максимальное развитие (а не
формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных
34

Подготовительны Блоки
й

способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности.
В практике необходимо применять такие варианты дифференциации,
как: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая
дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
ориентация учащихся старших групп на выбор профессии по профилю
объединения.
Основная задача дифференцированной организации учебной
деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться,
проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным
воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к
максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно,
что применение дифференцированного подхода на различных этапах
учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми
учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и
навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной
стороны
помогает
учитывать
уровень
умственного
развития,
психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип
мышления. С другой стороны - принимать во внимание индивидуальные
запросы ребенка, его возможности и интересы в конкретной образовательной
области. Организация учебной деятельности на основе результатов
психолого-педагогической
диагностики
учебных
возможностей,
склонностей, способностей учащихся, позволяет достичь максимальных
результатов.
Алгоритм учебного занятия
№
п\п
1
2

Основной

3
4
5

Этап учебного
занятия

Содержание деятельности

Организационный

Организация начала занятия, создание
психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания
Проверочный
Проверка домашнего задания
(творческого, практического), проверка
усвоения знаний
предыдущего занятия
Подготовительный
Сообщение темы, цели учебного занятия
(подготовка к новому и мотивация учебной деятельности детей
содержанию)
Усвоение новых
Использование заданий и вопросов,
знаний и способов
которые активизируют познавательную
действий
деятельность детей
Первичная проверка Применение пробных практических
понимания
заданий, которые сочетаются с
35

изученного
6

8

Закрепление новых
знаний, способов
действий и их
применение
Обобщение и
систематизация
знаний
Контрольный

9

Итоговый

10

Рефлексивный

11

Информационный

Итоговый

7

объяснением соответствующих правил
или обоснованием
Применение тренировочных
упражнений, заданий, которые
выполняются самостоятельно
детьми
Использование бесед и практических
заданий
Использование устного опроса, а также
заданий различного уровня сложности
(репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского)
Педагог совместно с детьми подводит
итог занятия
Самооценка детьми своей
работоспособности, психологического
состояния, причин некачественной
работы, результативности работы
Информация о содержании и конечном
результате домашнего задания,
инструктаж по выполнению,
определение места и роли данного
задания в системе последующих занятий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога.
1.
Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г.
2.
Брун В. «История костюма от древности до наших дней». М.
«ЭКСМО», 1996г.
3.
Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия
2009 г.
4.
Ерзенкова Н.В. «Женская одежда в деталях». Минск «Полымя»,
1994г.
5.
Ерзенкова Н.В. «Искусство красиво одеваться». Рига, 1993г.
6.
Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление
одежды. М. Академия 2010г.
7.
Жолобчук В.В. «Модные костюмы. Деловые и праздничные». М.,
2006г.
8.
Журналы «Burda», 1998-2012 г.г.
9.
Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до
современности. М.2004г.
10. Куликова А.Г. «Школа шитья». М.,2005г.
36

11.

Миргородская Е.А. «Секреты шитья. Сложные операции». М.,

12.
13.

Найджел Которн. «История моды в 20 веке». М., «Эксмо», 1997г.
Солнцева А.В. «Азбука шитья. От простого к сложному». М.,

2006г.
2005г.
14. Топоровская Н.А. «Брюки. Юбки. Лучшие модели.» М.,2006г.
15. Топоровская Н.А. «женская одежда. Моделирование.»М.,2005г.
16. Топоровская Н.А. «Повседневная одежда.
Моделирование.»М.,2005г.
17. Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М.
Академия.2010г.
Список литературы для обучающихся.
1.
Журналы «Burda ». 1998-2012г.г.
2.
Журналы «Diana moden» 1998-2012г.г.
3.
Зимина Н.И. «Одежда новая и обновленная.» Петрозаводск.
1993г.
4.
Мартопляс Л.В., Скачкова Г.В. «Курсы кройки и шитья на дому».
Мн.,1998г.
5.
Солнцева А.В. «Азбука шитья. От простого к сложному.»
М.,2005г.
6. Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2001 г.

37

Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«___________________________________»
педагог: ___________________
на ______________ учебный год

№

Раздел

Наименование мероприятий

Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

38

«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа

Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________

"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях

Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________

Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________

39



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.