Школа вокалиста 24-25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДАСЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР - ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школа вокалиста»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 6 до 18 лет
Вид программы: модифицированная
Авторы-составители: Шакалова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Дворцевая Алина Александровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024
1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 01 апреля 2024 г.
протокол № 06

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 143 от 01 апреля 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школа вокалиста»
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: 6 - 18 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.08.31 11:53:02 +03'00'

Условия реализации программы: бюджет
ID-номер Программы в Навигаторе: 45810
Авторы-составители: Шакалова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования;
Дворцевая Алина Александровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024
2

Содержание
I.

Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовые
основания
для
разработки
программы
Направленность, уровень
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
программы
Отличительные особенности программы
Характеристика обучающихся по программе.
Объем и сроки реализации программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Содержание программы:
Учебный план
С
1.4 о
Планируемые результаты
д
II Комплекс
организационно-педагогических условий,
е
включающий формы аттестации
2.1 р
Календарный учебный график
ж
2.2 Раздел
программы «Воспитание»
а
2.3 Условия
реализации программы
н
2.4 Формы
аттестации
и
2.5 Оценочные
материалы
е
2.6 Методические материалы
2.7 Список
литературы
у
ч
III
Приложения
е
б
н
о
г
о

4
4
4
6
6
8
9
11
12
12
13
15
18
20
20
22
27
28
29
30
34
36

п
л
а
н
а

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере
развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству. Поэтому очень важно вовремя реализовать творческий потенциал
учащихся, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому
искусству. В певческой деятельности творческое самовыражение
обучающихся формируется в ансамблевом и хоровом пении, где каждый
участник владеет самостоятельной партией – своим голосом, своей мелодией.
Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения
личности через сольное, ансамблевое и хоровое пение, исполнение народных
и современных песен с музыкальным сопровождением и без него.
Учитывая социальный заказ родителей, с целью создания условий для
развития у детей способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному
техническому освоению и творческому исполнению музыкальных
произведений, для формирования музыкальной культуры личности, как
неотъемлемой части духовной культуры исполнителя, была создана данная
программа.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (ред. от 25 декабря 2023);
- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере;
- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г.
№ 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования
при формировании государственного социального заказа на оказание
государственных услуг на территории Краснодарского края»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 г.
№ 1230-р утверждены изменения Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Концепция технологического развития на период до 2030 года ,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
- Концепция информационной безопасности детей в Российской
4

Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г.
№ 11;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный
07 декабря 2018 года;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года № 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
 Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;

5

 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г. Министерство образования
и науки РФ;
 Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09);
 Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06 июля 2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
 Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020
г.;
 Устав
муниципального
автономного
учреждения
центр
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении.
Данная программа художественной направленности, является
модифицированной, составлена на основе программы по вокалу педагога
дополнительного образования Сапон Ю.В., г. Севастополь, и преподавателя
хоровых дисциплин МБУ ДО Детская музыкальная школа г.Лысьва
Ситниковой Л.С.
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается
в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к
классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях
разносторонних способностей; дети приобретают опыт совместной
творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных
уровнях, городских мероприятиях, районных конкурсах, краевых и
всероссийских фестивалях и др.
Музыкальная эстрада сегодня занимает особое место среди различных
видов музыкального искусства. Этому в значительной степени способствует
высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникаций,
активно транслирующих популярную эстрадную музыку в виде записей
концертных выступлений артистов, их клипов, аудиозаписей и пр. Данная
6

ситуация способствует росту интереса к эстрадной музыке у подрастающего
поколения, и в особенности к вокальной эстраде.
Кроме того, пение – работа голосового и артикуляционного аппарата
активно влияет на развитие коры головного мозга, развитие эмоциональной
сферы, движение голосового аппарата совместно с движением рук и
ритмическим телесным движением представляет так называемый моторный
стержень организма. Поэтому занятия по данным методикам
способствуют комплексному развитию ребенка, его психофизическому
совершенствованию.
Новизна программы состоит в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих
навыков учащихся разновозрастного коллектива и последовательности,
сопровождающей систему практических занятий. Программа соответствует
тенденциям развития современной музыки. В связи с тем, что в программе
используется дидактический материал наших дней, это даёт возможность быть
актуальной в современных условиях и удовлетворять вкус и эстетическую
потребность подрастающего поколения.
Будучи художественной, программа содержит элементы социальногуманитарной направленности, так как приобщает к системе компетенций,
позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой
деятельности обучающихся. Обучение по программе содействует активизации
развития творческих способностей, воспитанию самостоятельной личности,
что, в свою очередь, способствует ранней профориентации, когда детское
увлечение становится делом жизни. Профессиональная музыкальная
подготовка в вокальной студии предоставляет возможность целенаправленной
профессиональной ориентации обучающихся на музыкальные специальности,
что создает условия для их раннего самоопределения и творческой
самореализации в различных видах музыкально-исполнительской и
музыкально-педагогической деятельности.
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вокалиста»
включает в себя несколько аспектов.
Во-первых, это развитие творческих способностей, музыкальности и
повышение интереса к самореализации через вокальное искусство, что
способствует формированию будущих кадров в сфере локальных креативных
индустрий и инвестиционных творческих индустрий.
Во-вторых, программа способствует развитию логического мышления,
креативности и умения работать в команде, что важно не только для успешной
карьеры в области художественного творчества, но и для адаптации в
современном обществе.
Экономический эффект заключается в подготовке квалифицированных
специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные
технологии в индустрии творчества, что способствует повышению
конкурентоспособности страны на мировом рынке.
7

Благодаря этому воспитывается новое общество, принося значительный
вклад для социально-экономического развития города Славянска-наКубани, Славянского района и Краснодарского края в целом.
Включение профессиональной ориентации в учебно-воспитательный
процесс в вокальной студии позволяет не только сформировать осознанное
отношение и готовность обучающихся к выбору музыкальной профессии, но
и расширить их социокультурный кругозор, воспитать нравственноценностные ориентации, развить профессиональное мышление и обогатить
общемузыкальную эрудицию обучающихся. Организация целенаправленной
профориентационной работы обеспечивает широту охвата проблемы выбора
и освоения музыкальной специальности, способствует комплексному и
всестороннему
развитию
личностно-профессионального
потенциала
обучающихся и создает условия для полноценного формирования и
реализации их самоопределения в различных областях музыкального
искусства.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что
специфика предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание,
избранные методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно
решать поставленные задачи. Занятия учат детей разбираться в этом потоке
информации: воспитывается хороший музыкальный вкус, обучаются слышать
и видеть, что «хорошо» и что «плохо». Дети готовы выступать не только в
качестве слушателей, сторонних наблюдателей, но и стремятся быть
непосредственными участниками концертных программ.
Занятиям по вокалу отводится и большая воспитательная роль, где
развиваются такие важные черты личности как воля, организованность,
выдержка, чувство коллективизма.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает
тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого
произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом
особое значение приобретает работа над словом, поэтической фразой, формой
всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные
моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
Концертно-исполнительская деятельность, на которую в программе
сделан большой упор, играет немаловажную роль в воспитании и развитии
певца. Волнение, радость, а, может быть, и разочарование от неудачного
выступления - всё это является стимулом для дальнейшей работы.
Особенностью реализации данной программы является гибкое
сочетание передовых приемов и методов развития голоса с психологическими
тренингами на раскрепощение детей, развитие их эмоциональности, поиск
индивидуальности и самовыражение.
Отличительная особенность программы.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
8

государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ. От
существующих программ ее отличает дифференцированный подход к
обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей
обучающихся. Программа ориентирована на развитие творческого потенциала
и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп в вокальной
студии, что соразмерно индивидуальному обучению. В процессе выхода на
сцену перед публикой у детей формируются такие ценные качества характера
как выдержка, появляется опыт общения с аудиторией, исчезает зажатость,
вырабатывается артистизм. Дети начинают понимать, что для успешного
выступления нужно много работать, быть всегда в хорошей исполнительской
форме.
Характеристика обучающихся по программе
Адресат программы. Возрастная категория учащихся, определенная
программой - 6-18 лет.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и
музыкальных способностей детей и подростков разных возрастных категорий.
Программа рассчитана на детей, имеющих различные интеллектуальные,
художественные, творческие способности. Поскольку детский голосовой
аппарат находится в постоянном росте и развитии; учитываются
психофизиологические особенности детей разных возрастных групп, с
изменением тембра и диапазона голоса.
В группе могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося. При необходимости разрабатывается индивидуальный
учебный план для каждого ребёнка, в зависимости от его готовности к
взаимодействию, эмоционального состояния, имеющихся проблем, интересов.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одарённых, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется по форме
(приложение 2).
В случае успешного обучения по данной программе и изъявления
желания развиваться и обучаться в данном направлении, учащийся может
продолжить свое обучение по программе «Студия вокала «Звонкие голоса».
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
9

различным уровнем базовой подготовки. Главное условие - добровольной
основа: желание ребенка, личное заявление совершеннолетнего лица или
родителя (законного представителя). Запись на дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
собеседованием, прослушиванием.
Одной из особенностей работы с учащимися является разный уровень
певческого развития каждого участника. При этом процесс обучения
происходит на фоне возрастного роста и развития. Знание особенностей и
возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в
коллективе.
Для детей младшей группы характерна недоразвитость голосовых
мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон (ре1-си1-до1) Для детей
основной группы студии характерно осмысленное пение, владение
правильным дыханием, пение в диапазоне (сим-ре2-ми2).
Из данных характеристик вытекают требования к репертуару. Для
разновозрастных групп подбирается разный репертуар для каждой возрастной
группы. Подбор репертуара должен осуществляться с точки зрения его
педагогической полезности для развития певческих способностей
обучающихся. В основном песенный репертуар подобран с учетом
традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по
совместному плану воспитательной направленности учреждения.
Подбор репертуара должен осуществляться с точки зрения его
педагогической полезности для развития певческих способностей
обучающихся. Руководитель рассматривает его в разных аспектах: идейность,
художественность,
качество
поэтического
текста,
эмоциональная
насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии или
всех
партий,
фразировка,
динамическое
оттоки,
особенности
драматургического развития, художественного образа в целом. Кроме того,
учитывается необходимость оптимального развития у детей диапазона,
чистоты интонации, унисона, певческого дыхания. В основном песенный
репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и
других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности
учреждения.
Состав группы: Группа может сформироваться как разновозрастная, так
и одновозрастная. Учащиеся распределяются по группам только в
зависимости от смены обучения в школе и с учетом пожелания ребенка. Для
разновозрастных групп подбирается разный репертуар для каждой возрастной
группы.
Разновозрастная группа детей с педагогической точки зрения оправдана,
так как старшие и более опытные учащиеся помогают младшим, могут
выступать в качестве наставников для младших, делиться с ними опытом и
10

служат для них примером.
Желательно группы формировать из детей среднего школьного возраста,
то есть учащиеся 5-8 классов и учащихся 1-4 классов (начальная школа)
отдельно.
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
прослушивание с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. По необходимости можно проводить дополнительный набор в
объединение. Возможно применение индивидуального образовательного
маршрута.
Количество обучающихся. В группе могут заниматься до 12 человек (что
соответствует локальному правовому акту МАУ ЦДО города Славянска–на–
Кубани).
Объём и сроки реализации, формы обучения, режим занятий.
Объём программы - 72 часа. Срок освоения программы - 1 год.
Формы организации деятельности учащихся на занятии.
Обучение в студии проходит в форме: групповых, индивидуальногрупповых, индивидуальных занятий.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения. Для повышения
качества образования, его доступности, вовлечения максимального
количества учащихся, проживающих в отдаленных территориях
муниципалитета, любой тематический раздел программы может
реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно
проведение дистанционных занятий через Интернет (VKМессенджер и
Сферум). В условиях удалённого обучения используются (дистанционные
образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по
телеком-муникационным каналам (электронная почта); - самообучение,
реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом
контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка
знаний умений и навыков.
Режим работы:
1 раз в неделю по 2 часа (1 час - занятие +10 мин -перемена + 1 час занятие), где час – 30 мин. для обучающихся 6 лет, 35 мин. – для обучающихся
7-8 лет, 40 – для обучающихся 10-18 лет. Занятия могут быть организованы
также 2 раза в неделю по одному часу.
Для подготовки номеров к концертам, конкурсам, фестивалям и
мероприятиям различного уровня также предполагаются занятия в форме
сводных репетиций всех групп 1 и 2 года обучения и работа с подгруппами
(дуэты, трио, квартеты и т.д., одновозрастные, разновозрастные и
сформированные по необходимости по гендерному признаку).
11

Особенности организации образовательного процесса.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной
работы. Основной формой образовательного процесса является занятие,
которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы:
концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- метод упражнений,
- метод практического показа,
- прослушивание записей и их анализ,
- отработка репертуарных произведений.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов студии, так и
открытые.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
патриотическое, национальное, эстетическое, физическое, трудовое
воспитание и т.д.
1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание обучающей среды для развития вокальных
способностей обучающихся и получения ими основ музыкальных знаний с их
последующим профессиональным самоопределением в мире музыки.
Задачи программы:
Образовательные (предметные) задачи:
- развить вокальные навыки владения своим голосовым аппаратом,
вокальные навыки (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое
дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая
интонация...);
- познакомить с правила охраны детского голоса;
- познакомить с основами двухголосия;
- освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;
- изучить приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;
- обучить приемам сценического движения, основам хореографии,
актерского мастерства;
- научить пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);
- познакомить со стилевыми особенностями вокального эстрадного
жанра;
- обучить приёмам работы с песней;
- сформировать навыки ансамблевого и хорового пения;
12

Метапредметные задачи:
- развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух,
музыкальную память, чувство ритма, и координации движений;
- развить интерес к песенному творчеству, приобщать к культуре
исполнительского мастерства;
- воспитать чувство ансамбля, умение слышать себя и партнеров;
- развить стремление к художественному единству при исполнении;
- расширить представления о музыкальных жанрах, стилях и
направлениях в эстрадном искусстве;
- познакомить с традициями и новаторством вокального пения;
- сформировать внутреннюю мотивацию на получение будущей
профессии.
Личностные задачи:
- сформировать ценностное отношение к Родине, отечественному
культурно-историческому наследию, значимым страницам истории страны,
государственной символике, народным традициям, старшему поколению, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- сформировать ценностное отношение к прекрасному, представлений
об эстетических идеалах и ценностях; умения видеть красоту в окружающем
мире, в поведении, поступках людей.
- сформировать представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения; воспитание неравнодушного отношения к
жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в
трудной ситуации;
- сформировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу
жизни;
- сформировать эстетический вкус, воображение, творческую
активность, фантазию, познавательный интерес;
- воспитать чувства принадлежности к родному народу, его истории и
культуре, воспитание любви к родному краю, к природе средствами музыки;
- сформировать приемами самостоятельной и коллективной работы,
само- и взаимоконтроль;
- сформировать певческую культуру, творческое отношение к
исполняемым музыкальным произведениям.
1.3.
Наименование
б
ло раздела, темы
к

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Количество часов
Всего Теория Практика

Форма контроля

13

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

Вводное занятие
Техника безопасности,
санитарные нормы.
Охрана
голоса.
Профилактика
фонопедических
заболеваний.
Теоретические основы
исполнительского
мастерства
Освоение
навыков
певческого дыхания.
Постановка
голоса.
Вокальный унисон
Вокальный репертуар.
Репетиционная работа.
Сценическое
искусство
Работа
над
выразительным
исполнением
вокальных
произведений
Слушание музыки.

10. Студийная
запись
вокального
репертуара.
Навыки
профессиональной
работы.
11. Концертная
деятельность

12. Итоговое занятие
Итого

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

2

2

-

Педагогическое
наблюдение

2

2

-

Дневник
наблюдений

4

-

4

10

-

10

14

2

12

10

-

10

10

-

10

Дневник
наблюдений
Дневник
наблюдений
Дневник
наблюдений
Дневник
наблюдений
Дневник
наблюдений,
открытые занятия

2

-

2

4

-

4

10

-

10

2
72

7

2
65

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Участие
в
конкурсах,
концертных
выступлениях,
проявление
авторской
позиции
Творческий отчет

14

Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми. Беседа о музыке, творческих увлечениях
детей. Объяснение целей и задач вокального образования. Традиции
вокального объединения. Ознакомление обучающихся с требованиями,
предъявляемыми к предмету.
Техника безопасности. Беседа о правилах техники безопасности, о
необходимости соблюдения норм личной гигиены, чистоты рук, аккуратности,
значении внешнего вида. Беседа о требованиях, предъявляемых к
освещенности рабочего места, продолжительности занятий, о необходимости
рациональной смены труда и отдыха. Ознакомление с правилами поведения в
музыкальном кабинете и в здании ОРТ, а также в общественных местах во
время проведения массовых мероприятий. Использование специальных
брошюр и наглядного материала - тематических иллюстраций.
Практика. Проведение тестирования.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
2. Охрана голоса. Профилактика фонопедических заболеваний.
Теория. Значение охраны здоровья. Беседа о строении голосового
аппарата, о неблагоприятных факторах, влияющих на него. Меры
профилактики и необходимость своевременного обращения к врачу при
дискомфортных ощущениях или боли в горле.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
4. Теоретические основы исполнительского мастерства
Теория. Рассказ об основах исполнительского мастерства. О знаменитых
педагогах и вокалистах России, Италии, Испании, Англии, чье методическое
наследие и творчество известно во всем мире. Современные вокалисты.
Вокальные школы итальянская и русская, их сходство и различия. Слушание
шедевров мировой вокальной музыки. Анализ услышанных произведений,
обсуждение слушателей и комментарии педагога. Беседа о впечатлениях
обучающихся, возникших творческих фантазиях и представлениях.
Рассказ о разнообразии музыкальных жанров. Психологический портрет
слушателей. Рисование музыки. Обсуждение возможности достижения
средствами музыкальной выразительности воздействия на человеческие
мысли и чувства.
Форма контроля. Дневник наблюдений.
5. Освоение навыков певческого дыхания
Практика. Навык певческого дыхания, состоящий из следующих
элементов:
- певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для
работы дыхательных средств;
- глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи мышц брюшного
пресса и диафрагмы;
- момент задержки дыхания, накопления соответствующего
подсвязочного давления.
15

Форма контроля. Дневник наблюдений.
6. Постановка голоса. Вокальный унисон.
Практика. Приспособление и развитие голоса для профессионального
пения – процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и
мышечных навыков поющего.
Выработка хороших, правильных певческих привычек. В певческом
звукообразовании принимают участие многочисленные группы мышц, в
частности дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других.
Вокальный унисон. Унисон - слияние голосов в ансамбле в единой вокальной
позиции. Каждый поющий ребенок должен слушать, как он поёт, как сочетается его
голос с голосами других детей, сдерживать его силу, то есть - петь в ансамбле.
Форма контроля. Дневник наблюдений.
7. Вокальный репертуар.
Теория. Беседа о его содержании и характере, краткие сведения о
композиторе и авторе литературного текста.
Практика. Выбор произведения, внимательное его изучение. Наметка
общего плана исполнения, анализ трудны мест. Формы ознакомления:
прослушивание (аудиозапись и др.) в исполнении высококвалифицированного
коллектива или воспроизведение педагогом произведения: сыграть или напеть
основные
мелодии
под
аккомпанемент.
Начальная
работа
сольфеджирование. При сольфеджировании проверяется точность
интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально теоретическая основа произведения.
Репетиционная работа.
Произведение можно разучивать по партиям, это продуктивный метод
работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Учить произведение
по заранее намеченным частям, разделив их в связи со строением музыкальной
речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность.
Переход от одной части к другой после освоения предшествующей части. Но
если партия трудна, разучивание следует продолжать, но к закреплению
трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем
произведением. Процесс разучивания произведений и работы над
художественно - технической стороной исполнения сложен; требует от
руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор
произведения по партиям, затем работа над преодолением технических
трудностей и художественная отделка произведения. Это выражается в ярких
образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не
относится непосредственно к идейно-художественному образу данного
произведения. Это закономерно и необходимо. Итог всех репетиционных
работ - концертное выступление-последнее звено в единой цепи творческого,
учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.
Форма контроля. Дневник наблюдений.
8. Сценическое искусство
Практика.
16

а ) Дикция и артикуляция. Работа над правильным, четким, внятным
произношением, развитие техники вокальной речи - необходимое требование,
предъявляемое к профессиональному певцу. Этот навык включает в себя
овладение следующими навыками и умения:
- отчетливое фонетически определенное произношение слов;
- умение находить близкую или высокую позицию;
- умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;
максимально «растягивать» гласные и коротко произносить
согласные звуки. Правила пения гласных и согласных звуков.
б) Актерское мастерство. Тренинги на развитие восприятия,
воображения и фантазии, образного и творчества мышления, внимания,
памяти. Практика сценического общения. Учащимся необходимо овладеть
мышечной, зрительной и слуховой памятью.
Форма контроля. Дневник наблюдений.
9. Работа
над
выразительным
исполнением
вокальных
произведений.
Практика. Формирование выразительности - исполнительского навыка
на основе осмысленности содержания музыкального произведения и его
эмоционального переживания. Выразительность исполнения достигается за
счет мимики, выражения глаз, жестов, сценических движений, динамических
оттенков, фразировки, то есть актерского мастерства исполнителя.
Самовыражение и творческая инициатива обучащихся, способность
чувственно и эмоционально передать музыкальный образ и довести до
слушателя свое внутреннее отношение к исполняемой песне - важный аспект
становления юного артиста.
Форма контроля. Дневник наблюдений, открытые занятия.
10. Слушание музыки.
Теория. Слушание музыки сопровождается лекцией-беседой о музыке с
иллюстрацией излагаемого материала с помощью художественных
репродукций,
портретов
музыкантов-вокалистов
и
композиторов
прослушиваемых произведений. Ознакомление с музыкальными жанрами:
танцем, песней, маршем и проиллюстрировать на наглядных примерах.
Практика. Слушание разножанровой музыки, вокальных и
инструментальных произведений. Обсуждение услышанного, обмен детьми
впечатлениями, поощрение высказываний детей, чтобы мир музыки в
представлении детей был фантастически прекрасен. Активизирование
творческого мышления, расширение музыкального кругозора, воспитание
слушательской культуры, развитие музыкальной памяти, познавательного
интереса к музыке и вокальному искусству через слушание музыки.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
11. Студийная
запись
вокального
репертуара.
Навыки
профессиональной работы
Практика. В связи с выступлениями на открытых площадках, в больших
массовых мероприятиях, возникает необходимость звукозаписи исполняемых
17

песен. Получение практических навыков и умений работы в студии
звукозаписи. Знакомство с музыкальной звукозаписывающей электронной
аппаратурой, и ее возможностями. Приобретение опыта профессиональной
работы современных исполнителей.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
12. Концертная деятельность.
Практика. Концертно–сценическая практика, участие в районных,
зональных, городских, международных, федеральных хореографических
конкурсах, фестивалях. Участие в учебных концертах, концертах для
родителей, открытых занятиях для родителей, массовых праздниках и
мероприятиях, акциях. Исполнение музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Форма контроля. Участие в конкурсах, концертных выступлениях,
проявление авторской позиции.
13. Итоговое занятие.
Теория. Обсуждение работы вокальной студии в летний период и
перспектив развития на будущий учебный год и планируемые творческие
направления. Ознакомление с графиком репетиций ко Дню защиты детей - 1
июня и Дню независимости - 12 июня. Планирование участия в фестивалях
искусств и вокальных конкурсах в летний период. Задание на каникулы.
Практика. Отчетный концерт. Поощрение и награждение лучших
учащихся.
Форма контроля. Творческий отчет.
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Образовательные (предметные) результаты:
- развиты вокальные навыки владения своим голосовым аппаратом,
вокальные навыки (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое
дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая
интонация...);
- знают правила охраны детского голоса;
- знакомы с основами двухголосия;
- освоили приёмы сольного и ансамблевого пения;
- знают приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;
- обучены приемам сценического движения, основам хореографии,
актерского мастерства;
- умеют пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);
- знают о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;
- обучены приёмам работы с песней;
- сформированы навыки ансамблевого пения.
Метапредметные результаты:
18

- развиты музыкальные способности учащихся: музыкальный слух,
музыкальная память, чувство ритма и координации движений;
- развит интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к
культуре исполнительского мастерства;
- воспитано чувство ансамбля, умение слышать себя и партнеров;
- развито стремление к художественному единству при исполнении;
- расширены представления о музыкальных жанрах, стилях и
направлениях в эстрадном искусстве;
- знакомы с традициями и новаторством вокального пения;
- сформирована внутренняя мотивация на получение будущей
профессии.
Личностные результаты:
- сформировано ценностное отношение к Родине, отечественному
культурно-историческому наследию, значимым страницам истории страны,
государственной символике, народным традициям, старшему поколению, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- сформировано ценностное отношение к прекрасному, сформированы
представления об эстетических идеалах и ценностях; умение видеть красоту в
окружающем мире, в поведении, поступках людей.
- сформированы представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения; воспитание неравнодушного отношения к
жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в
трудной ситуации;
- сформировано ценностное отношение к здоровью и здоровому образу
жизни;
- сформирован эстетический вкус, воображение, творческая активность,
фантазия, познавательный интерес;
- воспитаны чувства принадлежности к родному народу, его истории и
культуре, воспитана любовь к родному краю, к природе средствами музыки;
- сформированы приемы самостоятельной и коллективной работы, самои взаимоконтроль;
- сформирована певческая культура, творческое отношение к
исполняемым музыкальным произведениям.
.

19

3 гр.

07.10.24-13.10.24
14.10.24 -20.10.24
21.10.24-27.10.24
28.10.24-03.11.24
04.11.24 -10.11.24
11.11.24 -17.11.24
18.11.24-24.11.24
25.11.24-01.12.24
02.12.24-08.12.24
09.12.24-15.12.24
16.12.24-22.12.24
23.12.24-29.12.24
06.01.25-12.01.25
13.01.25-19.01.25
20.01.25-26.01.25
27.01.25-02.02.25
03.02.25-09.02.25
10.02.25-16.02.25
17.02.25-23.02.25
24.02.25-02.03.25
03.03.25-09.03.25
10.03.25-16.03.25
17.03.25-23.03.25
24.03.25-30.03.25
31.03.25-06.04.25
07.04.25-13.04.25
14.04.25-20.04.25
21.04.25-27.04.25
28.04.25-04.05.25
05.05.25-11.05.25
12.05.25-18.05.25

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

72

30.09.24-06.10.24

5

2

72

23.09.24 -29.09.24

4

Сентябрь - октябрь

Год обучения

Сентябрь

декабрь

Декабрь - январь

ноябрь

Ноябрь - декабрь

Октябрь - ноябрь
октябрь

октябрь
февраль

январь

Всего часов по
программе

Апрель - май

Март - апрель

март
апрель

72

09.09.24-15.09.24
16.09.24-22.09.24

2
3

02.09.24-08.09.24

Недели обучения

1

2 гр. 1 гр.

Базовый уровень
программы (кол-во
часов)

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе «Школа вокалиста»
Год обучения: с 1 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.
май

20

Занятия, не
предусмотренные
расписанием

Промежуточная (П)
Итоговая (И)
аттестация

П
И

21

Раздел «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания учащихся
Целью воспитания по данной программе является создание условий для
формирования активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского
самоопределения, развития творческих способностей и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в культурном и нравственном
развитии на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п.2)
Задачами
воспитания
по
программе
являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций культуры; организация общения между ними на содержательной
основе
целевых
ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным
нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация ответственного поведения детей, создание, поддержка и
развитие среды воспитания, условий физической безопасности, комфорта.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии,
традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей),
развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку,
особенно нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшему
поколению;
- воспитание уважения к культуре народов России, мировому искусству;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей и подростков, создания и
поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности,
формирование межличностных отношений на основе российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных
занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является организация их взаимодействий в процессе обучения, в подготовке и
проведении календарных праздников (с возможным участием родителей
(законных представителей). В воспитательной деятельности с детьми и
подростками по программе используются такие методы воспитания, как:
22

- метод убеждения (рассказ, разъяснение);
- метод положительного примера (педагогов, других взрослых и самих детей);
-метод упражнений (тренировок);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их
родителями);
- метод стимулирования (поощрения);
- метод переключения в деятельности;
- метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- метод воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии
с нормами и правилами работы организации, а также на выездных площадках,
мероприятиях.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путем
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы и опросы
родителей) и после ее завершения (промежуточная аттестация и аттестация по
итогам освоения программы).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы.

23

2.2. Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1

2

Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание

Нравственное
воспитание

Наименование
мероприятия

Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель

Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
народного единства.

Ноябрь

Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы:
Акция «Посылка
солдату».

Февраль

Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
космонавтики.
Участие в новогоднем
мероприятии «Скоро,
скоро новый год…».

Апрель

Гагаринский урок«Космос - это мы».

Декабрь

Апрель

Планируемый результат

Шакалова И.Н.

Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве
и
социальной
структуре российского общества,
наиболее значимых страницах
истории страны.

Шакалова И.Н.

Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;

Примечание

24

3

Трудовое
воспитание

Участие объединения
в акции
«Уют кабинета»

Шакалова И.Н.
Сентябрь

Акция «Чистота»
Декабрь

4

5

Семейное
воспитание

Эстетическое
воспитание

Акция «Трудовой
десант»
Выступление «Мой
дебют в профессии»
«Добро пожаловать –
день открытых
дверей».
Индивидуальные
консультации для
родителей.
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Участие в акции «Я
поздравляю мамочку».
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Индивидуальные
беседы с родителями.
Участие в
мероприятии
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда

Май
Май
Сентябрь

Шакалова И.Н.

Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Март
Май

Октябрь

Шакалова И.Н.

Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,
трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда; формирование внутренней
мотивации
на
профориентационное
самоопределение
Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание
единого
пространства
общения;
повышение
педагогической
культуры
родителей;
сформированность
активной
педагогической
позиции
родителей;
привлечение
к
активному участию родителей в
мероприятиях центра; снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних; укрепление
дисциплины
учащихся;
приобщение детей к ценностям
семейной культуры; овладение
учащимися культурой семейных
отношений; повышение правовой
грамотности родителей и детей
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях;
умения
видеть
красоту
в
25

открыта дверь».
Участие в цикле
мероприятий,
посвящённых Дню
космонавтики.
Участие в творческом
отчётном концерте
« Жар – птица
талантами гордится».

Апрель

Май

6

Физическое
воспитание

Динамические паузы
(физические минутки
на занятиях,
подвижные игры по
темам).

В течение
года

Шакалова И.Н.

7

Правовое
воспитание

Составление
социальных паспортов
по группам в
объединении

Сентябрь

Шакалова И.Н.

окружающем мире, в поведении,
поступках людей; представления
об
эстетических
и
художественных
ценностях
отечественной
культуры;
формирование потребности и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве
образовательного
учреждения и семьи.
Формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни;
представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и
творчества; знания о возможном
негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
Формирование у учащихся знаний
о государстве и праве, законности,
правах и свободах личности,
устойчивой
ориентации
на
законопослушное поведение.

26

2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для выполнения программы необходимы:
- хорошо освещенная проветриваемая учебная комната, оснащенная
стульями;
- зрительный зал, сцена.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
- средства ИКТ;
- фортепиано;
- средства ТСО (музыкальный центр, усилитель, динамики, микшер,
проигрыватель, системы аудио-видео караоке, синтезатор, микрофоны (6-10),
стойки под микрофоны, музыкальный пульт, колонки и т.д.);
- музыкальные инструменты фортепиано;
- компьютер, ноутбук;
- записи фонограмм (минусовки);
- музыкальная библиотека, фонотека, видеотека;
- костюмерная (костюмы для создания образа);
- наглядные пособия;
- наличие дидактического материала для учащихся: зеркало, тетрадь для
песенных текстов, ручка, карандаш, нотная тетрадь;
- наличие учебных пособий для педагога: журналы, нотные тетради;
методический материал (методики педагогов-новаторов, разработки
практикующих вокалистов, сценарии массовых мероприятий, конкурсных
программ, викторин, музыкальных развивающих игр), вспомогательного и
наглядного материала (плакаты, репродукции, рисунки, карточки).
Информационное обеспечение
Единая коллекция образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm
festival@1september.ru ,
www.future4you.ru,
/http://stranamasterov.ru/,
http://pedsovet.su/ ,
www.prodlenka.org/metodichka/viewlink)
Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm
Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm
Кадровые условия реализации программы
Данную программу может реализовать руководитель, имеющий
педагогическое профильное образование, владеющий навыками вокального
творчества.

27

Руководитель объединения - Шакалова Ирина Николаевна, педагог
дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Образование:
1. Иркутское музыкально-педагогическое училище №3 г. Иркутск
(1982г.) по специальности музыкальное воспитание -учитель музыки;
2.
Амурское
областное
училище
культуры
АОУК
г.
Благовещенск(1994г.)-руководитель фольклорного коллектива;
3. Хабаровский институт культуры и искусств ХГИК (2002г.) г.
Хабаровск по специальности- Художественный руководитель народного хора.
Преподаватель.
Имеет многолетний педагогический опыт (23 года) работы с
творческими учебными коллективами: «Студия вокала «Звонкие голоса»,
«Веселая капель» (вокал для дошкольников и школьников).
2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
№

Сроки
контроля
Первое
1
полугодие
(промежуточная
аттестация)

2

Второе
полугодие
(аттестация по
итогам
учебного года)

Какие знания, умения и навыки
контролируются
Навыки певческого дыхания,
включение эмоционального
отзыва, состояние подъёма,
свободное звучание голоса в
удобном диапазоне. Исполнение
1-2 песен. Выполнение
упражнений и ритмических
заданий.
Навыки певческого дыхания,
выработка плавного и
отрывистого голоса ведения в
соответствии с характером песни.
Отчётливая артикуляция.
Исполнение 2-3-х песен под
аккомпанемент и фонограмму.
Выступление на концертах и
фестивалях

Форма
контроля
Прослушивание
вокальных
упражнений,
скороговорок,
распевок.
Концерт
Прослушивание
хоровых партий.
Отчётный
концерт

Протокол промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по
итогам учебного года по программе
№

1.

ФИО
обучающег
ося
1

Разделы программы (темы),
форма аттестации

н - низкий нуровень
с-

Средний
балл
обучающ
егося
нс-

нс-

нс28

с - средний вуровень
в - высокий
уровень

в-

в-

в-

..
..
12
.

Самоопределение обучающихся в музыкальном искусстве может быть
сформировано при условии интегрированного профориентационного
взаимодействия музыкальных дисциплин и ранней актуализации и коррекции
структуры ценностно-мотивационных установок обучающихся к выбору
музыкальной профессии, поэтому отслеживание данного направления
происходит в процессе всего обучения по программе
2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащимися планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую вокальную деятельность. Оценивается
достижения творческого характера посредством «Диагностической таблицы
учёта участия обучающихся по программе в конкурсах.
Формирование оценочной деятельности у детей в вокальном
объединении происходит по двум направлениям: через изучение творчества
профессионалов, сравнение личных вокальных достижений с их творчеством;
и в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие, то
есть по динамике их развития.
Однако, не принято сравнивать и сопоставлять с «талантливостью»
работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю
стремления ребенка подняться в своих умениях на более высокую ступень.
Соперничество и конкуренция внутри детского коллектива губительны, так
как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха.
Одной из «экспертных оценок» будет являться выступления на
концертах, участие в конкурсах различного уровня.

Фамилия,
имя ребёнка

Таблица учёта участия обучающихся
по программе в конкурсах
Дата
Название
Название номера Результат
конкурса

Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью
технологических карт наблюдения за успешностью учащихся
Готовность обучающихся к выбору будущей профессии оценивается в
процессе участия в концертном выступлении «Мой дебют в профессии».
29

Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения по
дополнительной общеразвивающей программе «Школа вокалиста»
(Приложение № 3).
2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы проведения занятий
 Словесные: беседа, анализ текста и структуры музыкального
произведения.
 Наглядные: показ исполнения педагогом, наблюдение, прослушивание
аудиоматериала или просмотр видеозаписей.
 Практические: вокально - тренировочные упражнения, разучивание
произведений, дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
 Репродуктивные: повтор учащимися задач, поставленных педагогом.
Основными методами профориентационной работы в музыкальном
обучении являются методы «заражения» музыкальной профессией и
«погружения» в содержание профессиональной музыкальной деятельности.
Их применение обеспечивает формирование глубокого познавательного
интереса обучающихся к музыкальному искусству, разносторонней
информированности о специфике и многообразии направлений
профессиональной музыкальной деятельности и позволяет целенаправленно
ориентировать обучающихся на различные содержательные аспекты их
будущей музыкальной профессии.
Методическое обеспечение программы:
Виды занятий:
1)
занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса
или раздела;
2)
комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания
теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов,
пение учебно-тренировочного материала);
3)
практические занятия – индивидуальные или групповые формы
работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.
Практический блок занятий
Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:
- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному
звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;
- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости,
полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;
30

- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического,
динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать
исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
Слушание музыки:
- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как
фактор расширения музыкального кругозора («Биттлз», «Лицей» ...).
Пластическое интонирование
(музыкально-двигательные упражнения):
- развитие умения координировать движения с музыкой;
- развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.
Формы работы над двухголосием (подготовка к восприятию
двухголосия).
По мере освоения детьми одноголосного пения желательно постепенно
вводить в их вокальные упражнения элементы двухголосия. Это удобнее всего
сделать с помощью исполнения канонов – мелодий. Канон в переводе с
греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня,
исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же
мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно разными группами,
причем в каждой группе получается своеобразное «опоздание» на 2–4 такта.
Тот, кто начинал петь первым, и заканчивает первым. Пение каноном стало
очень популярным в 16-17 веках. Накладки разных звуков мелодии один на
другой позволяет воспитывать у детей навыки гармонического слуха.
К простейшим мелодиям-канонам относятся такие известные песни разных
народов мира: русская народная песня «Со вьюном я хожу», французская
народная песня «Пастушья песня», немецкая народная песня «Музыканты»
Еще одной формой работы является пение параллельными интервалами.
Наиболее красиво и мягко звучат параллельные терции и параллельные
сексты. Лучше выбирать такие песни, в которых параллельность начинается
со звуков Т53. Например, русская народная песня «Как пошли наши
подружки».
Наиболее удобным для исполнения является песни подголосочного склада, где
на одном выдержанном звуке проводится мелодия другого голоса, которая как
бы вторит другому, или в точности повторяет мелодию первого голоса.
Для достижения певческого результата необходимо также:
- научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного
звучания голосов; только чистый унисон дает стройное звучание.
- научить петь без сопровождения, такое пение является
наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха
детей, оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует
укреплению
строя,
развивает
самостоятельность
в
пении.
31

- развить у детей музыкальную восприимчивость, то есть умение слушать
и
слышать,
сознательно
воспринимать
песенный
материал.
- научить детей разбираться в характере движения мелодии песни, в строении
музыкальных фраз, находить встречающиеся повторения, подмечать
изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз,
находить
различия
в
их
окончаниях
и
т.
д.
- научить петь, чисто интонируя:
1) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении;
2) мажорное трезвучие;
3) диатонические интервалы в пределах квинты.
- научить детей слышать и петь простые созвучия: сначала б.3 и ч.5, затем
ч.4., разделить детей на две группы, причем деление можно проводить
произвольно, так как в начальный период работы над двухголосием нет
необходимости строгого деления на первые и вторые голоса.
Образовательные технологии
Одной из самой современной педагогической технологией в вокальном
искусстве является – игровая технология, применяемая на занятиях по данной
программе. Игра помогает развивать способности детей, так как погружает
ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все получается).
Применение игровых технологий позволяет:
1.
Создать комфортные условия, необходимые для овладения
общеучебными умениями и навыками и создать условия для воспитания
коллектива.
2.
Развивать коммуникативные качества учащихся и формировать
навыки коллективной работы.
3.
Помогает в диагностической работе с группой (наблюдения при
проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру
группы, тип взаимоотношений между детьми, установить учащихся с явными
лидерскими качествами и аутсайдеров). Хорошо продуманные игры могут
быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива,
развития дружбы и взаимопомощи в группе.
Очень эффективны используемые на занятии:
- игры для закрепления изученного материала;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры.
Успешно освоив через игру базовый уровень вокальных умений и
навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе, у них повышается
самооценка. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и
получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются
межличностные отношения, совершенствуются коммуникативные навыки.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности в решении этого вопроса и одновременно ставят новые задачи
перед педагогом.
Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения
32

мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, доступным,
интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия.
Применяется комплексный способа подачи учебного материала
средствами информационных технологий.
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом,
знакомство с новыми вокальными номерами на основе электронного
материала); используются электронные презентации на занятиях по вокалу.
Это наглядный метод по изучению вокальной техники.
Применение компьютера позволяет:
o
накапливать и хранить музыкальные файлы;
o
менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
o
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
o
активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации (путешествие по
сети Интернет, посещение вокальных сайтов, поиск специальной литературы
и необходимой информации по вокалу);
o
пользоваться почтовыми услугами Интернета;
o
поддерживать контакты и осуществлять деловое общение;
o
создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.).
Актуально и применение информационно-коммуникационных
технологий, реализуемых в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период режима
«повышенной готовности»).
Здоровьесберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии
реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Процесс обучения развивается самосознание школьника, что
значительно расширяет его социальные возможности. Занятия по вокалу
благотворно влияют на сердце и легкие.
Разнообразные упражнения, комплексы упражнений направлены на
развитие и укрепление голосового аппарата и главным образом оказывают
здоровьесберегающее влияние на организм ребенка.
Дыхательная гимнастика - учит согласовывать дыхания с движением,
чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно
дышать. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиваться эмоциональной разрядки, снять умственную
усталость и утомление.
Весь курс обучения направлен на поддержание ученика в хорошей
физической форме и на формирование у него пожизненной установки на
здоровый образ жизни.
Алгоритм учебного занятия:
I. Организационный этап.
33

а) приветствие;
б) сообщение темы занятия и его задач;
в) мотивация;
г) вступительная часть;
д) объяснение темы занятия.
II. Основная часть.
1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;
·
настройка певческих голосов;
·
комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3
мин дыхательная гимнастика);
·
речевые упражнения.
2. Вокальные упражнения; распевание; пение вокализов.
3. Знакомство с новым музыкальным материалом. Беседа о песне.
4. Начальный этап работы над песней. работа над произведением.
5. Работа над текстом и приемами звукообразования, голосоведения в
раннее разученной песне.
6. Исполнение отработанной песни. Концертное исполнение песни.
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия,
задание на дом.
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1.
Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных
стилей». «Турон Икбол», 2007.
2.
Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального
мастерства». «Феникс», 2007.
3.
Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического
психолога.- Спб., 2006
4.
Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.
5.
Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Методические
рекомендации руководителю детских. хоров. - М., «Вирта», 1987.
6.
Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии
«Уникум». -М., «Классика», 2002.
7.
Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей». - АСТ, «Астрель», 2007.
8.
Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
9.
Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
10. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М, АСТ «Техникс», 2003.
11. Менабени. «Методика обучения сольному пению».
12. Народное
творчество:
По
материалам
фольклорной
экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.
13. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М.: Генезис, 2007
14. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.
15. Сарджент У. «Джаз», -М.: 1987.
34

16. Симоненко В. «Лексикон джаза», - СПб.:1981.
Список литературы для учащихся:
1.
Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.:
«Пятки», 1987.
2.
Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М, «Владос», 2003.
3.
Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
4.
Учимся понимать музыку. Практический курс. /Школа развития
личности, - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).
5.
Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).
6.
Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия –
2004/Электронное пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ).
7.
Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.:
«Ария», 2000.

35

Приложение № 1
Творческий репертуар к программе для
учащихся младшего возраста
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

«Пригласите песенку»
«Самая красивая Родина моя»
«Новогодняя»
«Рождество»
«Мамина улыбка»
«Мы команда одна»
«Школьные звонки»
«Доброе лето»

Скороговорки
1. «Андрей-воробей»
2. «Скок-поскок»
3. «Веники, веники»
4. «Мышка сушки насушила»
5. «Шла Саша по шоссе»
6. «Приготовила Лариса»
Песенки-прибаутки
1. «Уж как шла Лиса»
2. «Та-та два кота»
3. «Ходит зайка по саду»
Творческий репертуар к программе для
учащихся старшего возраста
1. «Детство»
2. «Моя Кубань»
3. «Дай мне руку»
4. «Браво, дети»
5. «Россия»
6. «Новый год»
7. «Мой добрый читель»
8. «Рождество Христово»
9. «Мамины глаза»
10.«Лето»
36

Скороговорки
1.
2.
3.
4.
5.

«Леня на мели»
«Три сороки тараторки»
«Про Ворону»
«Встретил жук в одном лесу»
«Василёк»

37

Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Школа вокалиста»
педагог: ___________________
на ______________ учебный год

№

Раздел

Наименование мероприятий

Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

38

«Творческие
проекты»

Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________

Самостоятельная
работа

Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________

"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь
педагогу и ориентированных на выбор профессии, т.е.
открытые занятия, помощь начинающим детям, участие в
творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях

Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
39

Приложение № 3
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Школа вокалиста»
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной
программы.
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N

Ф.И. воспитанника,
возраст

Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Практические умения и
навыки
1 полугодие

2 полугодие

Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие

Творческие навыки
1 полугодие

2 полугодие

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

40

Метод диагностики

Педагогическое наблюдение,
тестирование,

Собеседование
(индивидуальное и
групповое)

Контрольное задание,
концертная деятельность

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение

ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Ф.И.
воспитанника

Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2

Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1

2

1

2

1

2

Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1

2

1

2

1

Методы диагностики

2

Педагогическое наблюдение

41



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.