МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школа рисования»
Уровень ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 5 - 18 лет
Вид программы: модифицированная
Авторы-составители: Коноваленко Наталья Николаевна,
Геворкова Элина Суреновна,
педагоги дополнительного образования
г. Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 30 августа 2024 года
Протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школа рисования»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
АВТОНОМНОЕ
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
st=Краснодарский край, street=Троицкая ул,
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР c=RU,
д. 271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
ОБРАЗОВАНИЯ
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
ГОРОДА СЛАВЯНСКА- 1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
НА-КУБАНИ
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.09.23 17:10:17 +03'00'
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Возрастная категория: 5-18 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 965
Автор-составитель:
Коноваленко Наталья Николаевна,
Геворкова Элина Суреновна,
педагоги дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложение
3
4
4
10
12
14
16
16
21
29
30
31
31
35
37
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного
творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов,
создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой
цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь
человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает
определенное место не только в организованной человеком среде
жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению –
искусство народное, народ все свои достижения передаёт нам в наследство. В
произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим, характер
народа, его уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его
представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное
познавательное значение.
Занятие декоративно – прикладным творчеством является одним из
факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной
личности, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации
личности в конкретных образах. Декоративно-прикладное искусство
обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в
детях
нестандартность
мышления,
свободу,
раскрепощённость,
индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в
реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и
элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративноприкладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и
цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах
декоративно-прикладного искусства в жизни. Все вышесказанное стало
предпосылкой создания данной программы.
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
4
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
6
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Уровень программы: ознакомительный.
При составлении программы был использован опыт коллег,
специалистов по изобразительному и декоративно – прикладнму творчеству.
Программа модифицированная, составлена на основе дополнительной
общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное творчество» и
дополнительной общеразвивающей программы «Академические живопись,
рисунок и композиция» (авторы - педагоги дополнительного образования Л.
А. Антипина, А.А. Елисеева КГБОУ ДО «Красноярский краевой Дворец
пионеров».
7
Настоящая программа имеет художественную направленность.
Современное время требует от ребят творческой инициативы и
коммуникабельных способностей. Программа направлена на получение
представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и
практических навыков работы с различными видами инструментов и
материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование
творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.
Отсюда
очевидна
актуальность
настоящей
программы,
заключающаяся в необходимости создания системы художественной
подготовки ребенка, разработки обучающих технологий, использование
разнообразных видов декоративно - прикладной деятельности, которые
обеспечивают развитие будущей творческой личности. Время, отведённое на
изучение курса, позволяет им в достаточной степени овладеть техническими
навыками работы в материале
Новизна данной программы состоит в реализации идей эффективного
развития обучающихся путем совмещения разнообразных изобразительных и
декоративных видов деятельности в творческих работах детей.
Особенностью данной программы является её адаптированность к
конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям
и возможностям детей. В общий учебно-методический комплекс курса
входит система наглядно – дидактических пособий и методических
рекомендаций по различным разделам и темам учебной программы.
Педагогическая
целесообразность.
Программа
ставит
своей
целью познакомить учащихся с традиционным творчеством народов мира и
современным взглядом на оформление быта,привить любовь к данным видам
творчества, обучить практическим навыкам работы с различными
материалами, научить учащихся создавать собственные творческие проекты
и композиции. Практические занятия по данной программе совмещаются с
теорией. В основе её тесная взаимосвязь с такими предметами как:
декоративная композиция, рисунок, цветоведение, дизайн интерьера и т.п.
Время, отведённое на изучение курса, позволяет им в достаточной
степени овладеть техническими навыками работы в материале.
Задача занятия – сделать творчество естественным состоянием каждого
учащегося. Развитию творческой активности способствует участие детей в
выставках и конкурсах.Учебные задания располагаются в порядке
постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно
выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на
уровень усвоения детьми получаемых знаний и навыков, на закрепление их в
последующих заданиях, всё это развивает у них не только навыки
технического ремесла, но и творческого начала. В процессе решения
технических и творческих задач, учащиеся овладевают разнообразными
техниками, знакомятся с правилами безопасности при работе с
оборудованием и рабочими инструментами.
8
В ходе обучения развивается речь детей. Она обогащается
профессиональной терминологией. Знания, умения, навыки, приобретенные в
ходе практических занятий, так же важны, как и теоретические основы,
полученные из книг и бесед. Для более полного усвоения полученных
знаний, в конце тем рекомендуется проводить творческую индивидуальную
работу . В этом случае учащиеся имеют возможность защитить свою работу
и выслушать замечания и дополнения. Такие приемы развивают творческое
мышление, расширяют кругозор, появляется требовательность к себе и к
своему труду, самокритика, профессиональные знания. Задача занятий –
сделать творчество естественным состоянием каждого ребенка. Развитию
творческой активности способствует участие в выставках и конкурсах.
Отличительные особенности программы. Главной отличительной
особенностью дополнительной общеобразовательной программы «Студия
изобразительного и декоративно – прикладного творчества» от уже
существующих программ является сочетание классических и современных
(нетрадиционных) техник изготовления предметов прикладного искусства.
Особенностью данной программы является то, что она дает
возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах
декоративно- прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нем.
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Работа в объединении «Радость творчества»
строится на принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные
рамки: 5-18 лет.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Учащимся студии свойственна повышенная активность, стремление к
деятельности, происходит уточнение сфер интересов, увлечений. Дети
данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным
внутренним миром и оценкой самого себя, творческая деятельность
приобретает смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.
Учащиеся, занимающиеся по программе «Радость творчества», имеют
равные возможности для проявления своих творческих способностей, а
также могут сравнить свои достижения с успехами других кружковцев.
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности
детей, базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные
по степени сложности исполнения.
Условия приема: желание ребенка, заявление, согласие родителей.
Основание для отчисления из группы:нарушение учебной дисциплины,
систематические пропуски занятий без уважительной причины, переезд
семьи на новое место жительства, нежелание воспитанника продолжать
учебу.
9
Уровень развития детей при приеме в студию определяется
собеседованием, главный критерий - проявление интереса к творческому
процессу создания своими руками красивых качественных изделий из
различных материалов. Необходимо отслеживать (проводить мониторинг)
уровня развития учащихся, зачисленных на обучение и уровень развития
учащихся, освоивших программу.
Личностные характеристики. По темпераменту, характеру,
способностям учащиеся могут быть разнообразными, заложены основы
социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду
и результатам труда, культурному наследию.
Потенциальные роли в программе: учащиеся, более старшие и опытные
могут выступать в качестве наставников и консультантов для младших,
делиться с ними опытом, принимать участие в подготовке к конкурсам,
выставкам, акциям, проводимым ОРТ «Жар-птица».
Медико-психолого-педагогические
характеристики.
Характерная
особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная
эмоциональность восприятия. В связи с возрастным относительным
преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети быстрее
запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события,
лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше
запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик, на что и
следует обратить внимание при разработке календарноучебных графиков.
В объединении могут заниматься дети с ограниченными
возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. При зачислении детей категории ОВЗ рекомендовано наличие
медицинской справки об общем состоянии ребенка, позволяющая заниматься
данным видом деятельности.
Для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
по программе планируется по форме (Приложение).
Количество обучающихся в группе – 8 - 12 человек. Как правило,
занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным
графиком.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и
одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
10
Дети, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по
индивидуальному образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в
проектной деятельности, вести исследовательскую работу.
Личностные характеристики.
учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному
творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
навык самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой
деятельности;
- учащиеся получат возможность для формирования:
устойчивого
познавательного
интереса
к
творческой
деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений с
ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности
реализовывать
творческий
потенциал
в
собственной
художественно-творческой
деятельности,
осуществлять
самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Объем и сроки реализации программы
Объем программы - 36 часов.
Сроки реализации программы: 1 год обучения.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Режим работы: Общее количество часов в год – 36 часов, 1 час в
неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу, где учебный
час для учащихся 5 лет – 30 минут, от 6 до 7 лет – 30 минут, для 7-18 лет – 40
минут.
Особенности организации образовательного процесса
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: практические по выполнению творческих работ, лекции,
презентации, самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой
штурм, деловая игра, экскурсия, ярмарка творческих работ, выставка и
другие. Программой предполагаются коллективные формы работы при
выполнении учащимися творческих заданий. Предусмотрено изучение
теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, участие
в выставках и конкурсах.
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности детей,
базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные по
степени сложности исполнения. Кредо педагога – разбудить в каждом
ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству,
11
добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной
степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что
обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и
индивидуальных форм работы, что воспитывает у детей взаимное уважение,
умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному
творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит
общий результат. Программой предполагаются коллективные формы работы
при выполнении воспитанниками творческих заданий. Предусмотрено
изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение
выставок, участие в выставках и конкурсах.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теорией. В
основе её тесная взаимосвязь с такими предметами как: декоративная
композиция, живопись, рисунок, цветоведение. Теоретический материал
излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития
различных видов искусств и народного художественного творчества.
Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено
посещение выставок и музеев с целью ознакомления учащихся с красотой и
богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к
родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе.
Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной
подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного
искусства.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - создание условий для изучения основ декоративноприкладного творчества посредством знакомства с разными видами
рукоделия.
Задачи:
Образовательные (предметные):
1. Знакомство с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности.
2. Приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
3. Овладение различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, обучить
технологиями разных видов рукоделия.
Метапредметные:
1. Развитие уважительного отношения к членам коллектива в
совместной творческой деятельности.
12
2. Развитие потребности к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей.
3. Развитие природных задатков, творческого потенциала каждого
ребенка: фантазии, наблюдательности.
4. Развитие образного и пространственного мышления, памяти,
воображения, внимания.
5. Развитие положительных эмоции и волевых качеств.
6. Развитие моторики рук, глазомера.
7. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений:
внимания, памяти, фантазии, воображения.
8. Развитие колористического видения.
9. Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное.
10. Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера.
11. Формирование организационно-управленческих умений и навыков
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место).
12. Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Личностные:
1. Приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении.
2. Побуждение к овладению основами нравственного поведения и
нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия,
веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к
людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности).
3. Формирование внутренней свободу ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения.
4. Формирование у детей устойчивого интереса к изобразительному
искусству и занятиям прикладным творчеством.
5. Формирование уважительного отношения к искусству разных стран
и народов.
6. Воспитание аккуратности.
7. Ознакомление
учащихся
с
историей
и
современными
направлениями развития декоративно-прикладного искусства.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
13
календарному плану воспитательной работы (Раздел №
2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
эстетическое, трудовое,патриотическое,семейное,правовое,экологическое и
физическое воспитание.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ Наименование раздела,
Количество часов
Форма контроля
п/п темы
всего
теория практика
1
Вводное занятие
1
1
0
Собеседование
2
Работа с бумагой
3
1
2
Педагогическое
наблюдение.
3
Лепка
10
2
8
Педагогическое
наблюдение
4
Чеканка
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
5
Пластилинография
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
6
Шерстяная живопись
3
1
2
Педагогическое
наблюдение
7
Декоративные росписи
7
2
5
Педагогическое
наблюдение
8
Тематические
6
1
5
Педагогическое
композиции
наблюдение
9
Итоговое занятие
1
0
1
Творческий
отчет
Всего
36
10
26
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.
Вводное занятие.
Теория: знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год.
Гигиена труда НОТ. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в
студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.
Форма контроля: собеседование.
2.
Работа с бумагой.
Теория: понятие аппликации из бумаги, картона, гофрокартона, ткани,
креповой бумаги (гофротрубочки), природных материалов. Бумагопластика.
Рассказ о квиллинге. Материалы и инструменты.
Практика: создание композиций с помощью указанных выше
материалов (из бумаги, природных материалов). Создание композиции в
технике бумагопластики.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
14
3.
Лепка.
Теория: Скульптура и лепка в ИЗО. Разновидности. показ образцов
миниатюрных скульптурных изделий. Технические приемы лепки
пластилина, соленого теста, глины. Соблюдение санитарно-гигиенических
требований при работе с пластилином.
Практика: Лепка игрушек и миниатюрных скульптур.Декоративная
роспись изделия гуашью.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
4.
Чеканка.
Теория:виды и приемы чеканки. Техника чеканки.по алюминиевой
фольге.
Практика: Чеканка по алюминиевой фольге. Подарок ко дню
Защитника Отечества.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
5.
Пластилинография.
Теория: Пластилиновая «живопись», образцы работ, приемы работы с
пластилином.
Практика: создание плоскостной композиции с помощью
пластилина.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
6.
Шерстяная живопись.
Теория: материалы и приемы для работы с шерстью. Показ образцов.
Практика: создание плоскостной композиции в технике шерстяной
живописи.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
7.
Декоративные росписи.
Теория: декоративные росписи (хохлома, гжель, другие). Роспись по
стеклу или керамике. Роспись по ткани (холодный батик).
Практика: рисование узоров из растительных элементов (травка,
кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской, гжельской, других народных
росписей, роспись небольшой композиции в технике «холодный батик».
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
8.
Тематические композиции.
Теория: Базовые принципы композиции. Правила передачи движения,
покоя. Выделение сюжетно-композиционного центра. Передача симметрии и
асимметрии. История праздника Рождества Христова. Подарки к Пасхе.
Практика:эскиз и создание композиции в любой технике.
Изготовление поделок к Рождеству Христову (материал- по выбору).
Изготовление подарков к Пасхе Христовой.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
9.
Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов работы объединения. Диагностика
усвоения программного материала, возможностей детей. Открытое занятие
для родителей. Выставка творческих работ.
15
Форма контроля: Творческий отчет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе реализации программы по окончании года обучения
наблюдаются:
Образовательные (предметные) результаты:
1. Знакомы с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности.
2. Приобрели умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
3. Овладели различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, обучить
технологиями разных видов рукоделия.
Метапредметные результаты:
•
развито уважительное отношение к членам коллектива в
совместной творческой деятельности;
• развита потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
•
выявлены и развиты природные задатки творческого потенциала
каждого ребенка: фантазии, наблюдательности;
•
развито образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
• развиты волевые качества;
•
развита моторика рук, глазомер;
•
развит художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
• развито колористическое видение;
•
улучшена моторика, пластичность, гибкость рук;
•
развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество;
• развиты чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память,
фантазия, воображение;
• сформированы организационно-управленческие умения и навыки;
развиты коммуникативные умения и навыи, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Личностные:
• приобщены к системе культурных ценностей, сформирована
потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем
обогащении;
• выработаны
основы
нравственного
поведения
(доброта,
взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека,
терпимость по отношению к людям, культура общения);
16
•
сформирована внутренняя свобода ребенка, способность к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
•
сформирован устойчивый интерес к изобразительному искусству
и занятиям прикладным творчеством;
•
сформировано уважительное отношение к искусству разных
стран и народов;
•
проявляют
терпение,
волю,
усидчивость,
трудолюбие,
аккуратность;
• ознакомлены с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного искусства.
Информационная компетенция:
умение самостоятельно искать необходимую информацию:
воспитанники сами ищут информацию, необходимую для реализации
творческих проектов.
умение обрабатывать информацию: воспитанники анализируют
имеющиеся факты, отбирают нужное, систематизируют полученные
сведения и применяют их на практике.
17
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
1.
2.
3.
4.
5.
Факт
№
План
Дата
Тема
занятия
Кол-во
часов
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к программе
Вводное занятие. Теория Беседа о
планах на год. Организация рабочего
места. Просмотр лучших работ из
фонда. Правила ТБ и поведения в
студии. Материалы и принадлежности.
Лепка. Теория: Скульптура и лепка в
ИЗО. Разновидности.
Практика: Лепка игрушек и
миниатюрных скульптур.
Работа с бумагой Теория: Аппликация
из бумаги, картона.
Работа с бумагой Практика:
Скрапбукинг ко дню учителя.
1
Пластилинография.
Теория: Пластилинография.
Практика: Начало работы в технике.
1
Форма
занятия
Место
проведения
Время
проведен
ия
среда
Форма
контроля
ОРТ
«Жар-птица»
Дискуссия
1
Показ
иллюстраций.
Практическая
работа.
Мастер-класс.
1
1
Мастер-класс.
Практическая
работа.
Мастер-класс
Практическая
работа.
18
Собеседование
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Пластилинография.
Теория: Пластилинография.
Практика: Продолжение работы в
технике.
Пластилинография.
Теория: Пластилинография.
Практика: Завершение работы в
технике.
Лепка. Теория: Изделия из соленого
теста.
Практика: лепка композиции из соленого
теста.
Лепка. Теория: Декорирование изделия
из соленого теста.
Практика: Декорирование изделия из
соленого теста.
Декоративные росписи. Теория:
Роспись по ткани (холодный батик).
Практика: создание эскиза и перенос
рисунка на ткань.
Декоративные росписи. Теория:
Роспись по ткани (холодный батик).
Практика: роспись по ткани.
Лепка.Теория: Лепка из глины.
Практика: лепка из глины.
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа
1
Мастер-класс
Практическая
работа
1
.Мастер-класс
Практическая
работа
1
Мастер-класс,
Практическая
работа.
1
.
Практическая
работа.
Мастер-класс.
Практическая
работа.
1
19
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Лепка.Теория: Декорирование фигурки
из глины.
Практика: Декорирование фигурки из
глины.
Тематические композиции
Теория: история праздника Рождества
Христова.
Практика: Изготовление поделок к
Рождеству Христову (материал- по
выбору).
Тематические композиции
Теория: поделки к Рождеству Христову
Практика: Завершение поделок к
Рождеству Христову.
«Шерстяная живопись».
Теория: «Шерстяная живопись».
Практика:Начало работы в технике.
«Шерстяная живопись».
Теория:«Шерстяная живопись».
Практика: Продолжение работы в
технике.
«Шерстяная живопись».
Теория: «Шерстяная живопись».
Практика: Завершение работы в
технике.
Лепка. Теория: глиняные скульптуры.
Практика: Эскиз.
1
Мастер-класс
Практическая
работа.
1
Видеоматериал
Практическая
работа
1
. Практическая
работа
1
Мастер-класс
Практическая
работа
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа.
1
Видеоматериал
Практическая
работа.
20
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
20.
0
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
2
Лепка.Теория: глиняные скульптуры.
Практика: Работа с глиной.
Лепка.Теория: глиняные скульптуры.
Практика: Завершение глиняной
скульптуры.
Чеканка Теория:Техника чеканки.
Практика: Чеканка по алюминиевой
фольге. Подарок ко дню Защитника
Отечества.
Чеканка. Теория: Техника чеканки.
Практика: Завершение чеканки по
алюминиевой фольге.
Работа с бумагой Теория:
Бумагопластика и квиллинг.
Практика: Создание композиции в
технике бумагопластики.
Тематические композиции
Теория: Тематическая декоративная
композиция «Светлое Христово
Воскресение».
Практика: Эскиз.
Тематические композиции
Теория: Тематическая декоративная
композиция «Пасха в кубанской семье».
Практика: Работа над композицией.
Тематические композиции
Теория: Тематическая декоративная
композиция «Пасха в кубанской семье».
Практика: Завершение работы.
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Видеоматериал
Мастер-класс
Практическая
работа
1
Практическая
работа
1
Видеоматериал
Мастер-класс
Практическая
работа
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
21
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тематические композиции
Теория: Подарки к Пасхе
Практика: Изготовление подарков к
Пасхе Христовой. Завершение работы.
Декоративные росписи. Теория:
Декоративные росписи (хохлома, гжель,
другие).
Практика: Знакомство с декоративными
росписями.
Декоративные росписи. Теория:
Декоративные росписи(хохлома, гжель,
другие).
Практика: Декоративная композиция.
Декоративные росписи. Теория:
Роспись по ткани (холодный батик).
Практика: эскиз работы.
Декоративные росписи. Теория:
Роспись по ткани (холодный батик).
Практика: роспись ткани..
Декоративные росписи. Теория:
Роспись по стеклу или керамике.
Практика: Роспись по стеклу или
керамике.
Лепка. Теория: Лепка из соленого теста
или глины.
Практика: Создание композиции из
соленого теста или глины.
1
Видеоматериал
Практическая
работа.
1
Видеоматериал
Практическая
работа.
1
Практическая
работа
1
Видеоматериал.
Практическая
работа
1
Практическая
работа
1
Видеоматериал.
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
Практическая
работа.
22
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Лепка. Теория: Лепка из соленого теста
или глины.
Практика: Завершение скульптурной
композиции. Декорирование изделия.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка работ.
35.
36.
Итого:
1
Практическая
работа.
1
Творческий
отчет
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Творческий
отчет
36
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Наименование
мероприятия
Тематические беседы и
акция, посвященные
Дню образования
Краснодарского края,
Тематические беседы в
объединениях,
посвященные Дню
народного единства
Районный этап
краевого конкурса
детского
художественного и
литературного
творчества
«Служба спасения 01»
Краевой конкурс
изобразительного и
декоративноприкладного
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
Сентябрь
Педагогорганизатор
Педагог д/о
Ноябрь
Педагог д/о
Март
Педагогорганизатор
Апрель
Педагогорганизатор
23
Планируемый результат
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений
о
государственном устройстве и
социальной
структуре
российского общества, наиболее
значимых страницах истории
страны.
Примечание
2
Нравственное
воспитание
творчества «Пасха в
кубанской семье»
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
космонавтики
Муниципальный этап
конкурса рисунков «И
помнит мир
спасённый»
Беседа с учащимися
объединений «Символы
моей Родины»,
посвященная Дню
Флага РФ
Конкурс рисунков
«Моя Россия»
Участие в выставке
краевого конкурса
детского творчества
«Мой любимый
учитель»
Участие в
международном
конкурсе детского
творчества «Красота
Божьего мира»
Конкурс рисунков,
посвященных Дню
учителя
Цикл мероприятий,
посвящённый Дню
матери (по отдельному
плану)
Август
Педагогорганизатор
август
Педагогорганизатор
Педагог д/о
Сентябрь
Педагогорганизатор
Октябрь
Педагогорганизатор
Ноябрь
Педагогорганизатор
Ноябрьянварь
Педагогорганизатор
Педагог д/о
24
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
3
Национальное
воспитание
Городской, районный и
краевой этапы краевого
конкурса детского
творчества «Светлый
праздник Рождество
Христово»
Гагаринский урок
«Космос – это мы»
Чествование одаренных
учащихся школ города
и района. «Созвездие
талантов - 2022»
Цикл мероприятий ко
Дню защиты детей по
отдельному плану
Цикл мероприятий,
посвященный Дню
семьи, любви и
верности по
отдельному плану
Участие в конкурсах
рисунков,посященных
родному краю
Конкурс детского
рисунка « Родина моя –
Россия»
4
Трудовое
Уборка кабинетов
Апрель
Педагогорганизатор
Май
Педагогорганизатор
Июнь
Педагогорганизатор
июль
Педагог д/о
Сентябрь
Педагог д/о
1 июня
Педагог д/о
Сентябрь-
Педагог д/о
25
Получение
знаний
и
представлений
о
государственном устройстве и
социальной
структуре
российского общества, наиболее
значимых страницах истории
страны, об этнических традициях
и культурном достоянии своего
края, о примерах исполнения
гражданского и патриотического
долга; о правах и обязанностях
человека,
гражданина,
семьянина, товарища.
Воспитание
ценностного
воспитание
5
Интеллектуальное
воспитание
6
Семейное
воспитание
Акция «Чистота»
Акция «Уют кабинета».
май
Ноябрь,май
февраль
Педагог д/о
«Добро пожаловать» день открытых дверей
август
Педагог д/о
Индивидуальные
консультации для
родителей
сентябрь
Педагог д/о
сентябрьоктябрь
Педагог д/о
Индивидуальные
встречи, беседы с
родителями
ноябрь
Акция «Я поздравлю
мамочку»
Совместная работа
декабрь
родителей и учащихся в
подготовке к Новому
году, участие в
мастерской Деда
Педагог д/о
Педагог д/о
26
отношения к труду и творчеству,
трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Воспитание любознательности,
познавательных
интересов,
мотивации
к
учебной
деятельности;
формирование
системы знаний о предметах и
явлениях окружающей жизни как
условий умственного роста;
развитие эрудиции кругозора,
интеллектуальной
свободы
личности
Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание
единого
пространства
общения;
повышение
педагогической
культуры
родителей;
сформированность
активной
педагогической
позиции
родителей;
привлечение
к
активному участию родителей в
мероприятиях центра; снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних;
укрепление
дисциплины
учащихся; приобщение детей к
ценностям семейной культуры;
овладение учащимися культурой
семейных
отношений;
повышение
правовой
Мороза
грамотности родителей и детей
февраль
7
Эстетическое
воспитание
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор»
Участие в
мероприятиях,
посвященных Дню
города и района по
отдельному плану
сентябрь
Педагогорганизатор
октябрь
Выставка рисунков
«Этот город самый
лучший!»
Акция «Почта
поздравлений»«Педагог
– звучит гордо»
Торжественное
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда
открыта дверь»
Городской,
районный и краевой
этапы краевого
конкурса детского
творчества «Светлый
праздник Рождество
Христово»
Районный этап краевой
акции «Однажды в
Новый год»
Зональный этап
октябрь
ноябрь
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
декабрь
Педагогорганизатор
февраль
Педагогорганизатор
Март
Педагогорганизатор
Март
Педагогорганизатор
27
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических
идеалах
и
ценностях;
умения
видеть
красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей;
представления об эстетических и
художественных
ценностях
отечественной
культуры;
формирование потребности и
умения
выражать
себя
в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве образовательного
учреждения и семьи.
регионального этапа
Большого
всероссийского
фестиваля детского и
юношеского
творчества, в том числе
для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, в 2021 году
среди учащихся
образовательных
организаций
Краевой конкурс
изобразительного и
декоративноприкладного
творчества «Пасха в
кубанской семье»
V Региональный
фестиваль творческих
открытий «Творчество
без границ-2021» в
рамках национального
проекта
«Десятилетие детства»
Региональный конкурс
изобразительного
искусства и
декоративноприкладного
творчества «Как
прекрасен этот мир»
Чествование одаренных
Март
Педагогорганизатор
Май
Педагогорганизатор
Май
август
Педагогорганизатор
28
8
Физическое
воспитание
9
Экологическое
воспитание
10
Правовое
воспитание
учащихся школ города
и района. «Созвездие
талантов - 2022»
Творческий отчетный
концерт учащихся ОРТ
«Жар-птица» «Жарптица талантами
гордится»
Выставка – презентация
объединений ОРТ
«Жар-птица»
Динамические паузы.
Ежедневно, в
перерывах между
занятиями
Организация летнего
отдыха учащихся
отделения: досуговые
площадки, лагерь
дневного пребывания,
ДООЛ «Ровесник»,
творческие мастерские,
участие в конкурсах
Участие в конкурсах
рисунков,посвященных
защите окружающей
среды и флоры и
фауны,занесенных в
Красную книгу
Краснодарского края
Составление
социальных паспортов
Сентябрьмай
Педагог д/о
Июнь-июль
Педагогорганизатор
Сентябрьмай
Педагог д/о
Сентябрь
Педагог д/о
29
Формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни;
представления
о
роли
физической культуры и спорта
для здоровья человека, его
образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном
влиянии компьютерных игр,
телевидения,
рекламы
на
здоровье человека.
Формирование
у
учащихся
понимания
современных
проблем окружающей среды;
развитие умений анализировать
собственное
поведение
в
природе; формирование личной
ответственности за состояние
окружающей среды
Формирование
у
учащихся
знаний о государстве и праве,
по объединениям
«Мы в ответе за свои
поступки»
законности, правах и свободах
личности,
устойчивой
ориентации на законопослушное
поведение.
январь
30
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально - техническое обеспечение.
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной
организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть
хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны
храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано
специальными партами для рисования и занятий декоративно-прикладным
творчеством.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
•
столы, стулья, доска,
•
ножницы, бумага, картон, природный материал, пластилин,
•
краски, ткань, пряжа,кожа,мех,фоамиран,соленое тесто,фетр и
т.п.,
•
подрамники, утюг,фен,
•
декоративный и отделочный материал(тесьма,кружево,ленты и
т.п.),
•
компьютер.
Художественные материалы:
•
гуашь,
•
различные современные декоративные материалы,в том числе
бросовый,
•
кисти, карандаши простые и цветные, ластик,
•
бумага, картон,
•
пластилин, глина,стеки, штампы,
•
клей, ножницы и др.
Пособие педагога:
•
Модифицированная программа.
•
Методическая литература.
•
Изделия народных умельцев различных регионов.
Пособия для учащихся:
•
Изделия мастеров декоративно-прикладного искусств
•
Образцы изделий, выполненные педагого
•
Схемы, инструкционные карты
•
Литература о ДПИ, книги, брошюры, журналы,информация и
интернета.
Информационное обеспечение:
- фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор, компьютер, сканер,
принтер.
Интернет-источники:
(Moi-crt.ucoz.ru, nsportal.ru
festival@1september.ru ,
www.future4you.ru,
/http://stranamasterov.ru/,
31
http://pedsovet.su/ ,
www.prodlenka.org/metodichka/viewlink) .
Кадровое обеспечение.
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства
учебно-творческой деятельностью учащихся и методикой преподавания
предмета.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три
вида результатов:
• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе);
• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы
за полугодие);
• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь
год).
Выявление результатов осуществляется:
•
через отчетные просмотры законченных работ;
•
отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
Система проверки уровня освоения программы.
Игры, викторины, тесты, практические, самостоятельные работы,
участие выставках: городских, районных, краевых и международных.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты,
дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
•
фото, видеозаписи;
•
грамоты;
•
благодарственные письма;
•
дипломы;
•
готовая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
Выставки для родителей, на всевозможных городских
праздниках, готовые изделия, защита творческих работ, итоговые творческие
отчеты по окончании учебного года.
Результативность деятельности по программе, также определяется
следующими критериями:
Результатами участия в выставках.
Дети, обучающиеся по программе становятся победителями районных,
городских, международных, выставках детского творчества.
Уровнем подготовки выпускников.
32
Поступление в школы искусств, вузы, колледжи художественной и
декоративно-прикладной направленности.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
Протокол промежуточной аттестации обучающихся
по программе
№
ФИО
обучающег
ося
1.
Разделы программы (темы),
форма аттестации
н - низкий нуровень
сс - средний вуровень
в
высокий
уровень
нсв-
нсв-
Средний
балл
обучающего
ся
нсв-
..
..
12.
Фамилия,
имя ребёнка
Таблица учёта участия обучающихся
по программе
Дата
Название
Название работы Результат
конкурса,
(художественный
выставки
материал)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы и методы организации педагогической деятельности
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При
этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий;
обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий
педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания,
использование
иллюстраций,
репродукций
картин
художников;
видеоматериалы, материалы с сайтов и т.д.
• репродуктивный метод – метод практического показа.
33
В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на
следующие виды:
• приобретение новых знаний (теоретических),
• занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная
деятельность ребенка под руководством педагога),
• повторение, подобные занятия являются заключительными,
• проверка знаний, умений, навыков,
• комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В
зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься
со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Методы и формы работы
•
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание,
•
демонстрация
наглядных
пособий,
позволяющих
конкретизировать учебный материал,
•
организация
индивидуальных
и
коллективных
форм
художественного творчества,
•
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративноприкладного творчества,
•
организация выставок детских работ,
•
создание и развитие детского коллектива,
•
работа с родителями.
Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на
занятиях:
• фронтальный: одновременная работа со всеми учащимися;
• коллективный: организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный: чередование индивидуальной и
фронтальных форм работы;
• групповой: организация работы по группам (2-5 человек);
индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий.
Конкретные проявления определённого метода на практике – приём
игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и
просмотр иллюстраций, работа по образцу.
Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
• проектно-исследовательский – творческая работа детей.
Образовательные технологии.
Поставленные программные задачи решаются путем использования
следующих
педагогических
технологий:
информационно34
коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного,
дифференцированного и игрового обучения.
Ставя цель – максимальное развитие (а не формирование заранее
заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе
использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности, рекомендовано
применение
технологии
личностно-ориентированного
обучения.
Предусматривается дифференцированный подход к обучению, учёт
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
учащихся.
Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет
заложить основы для формирования основных компонентов учебной
деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия. Учитывая возрастные
особенности и степень подготовленности детей, базисные знания, умения и
навыки, предлагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
В календарно-учебном графике предусмотрены индивидуальные
занятия и работа звеньями. При условии одаренности учащегося возможно
освоение
программы
в
сжатые
сроки.
Инновационные процессы в системе дополнительного образования
детей напрямую связаны с включением в практику учреждений
дополнительного образования детей педагогических технологий на основе
информационно-коммуникационных
технологий.
Систематическое
использование ИКТ позволяет: сделать учебный процесс доступным,
интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия,
раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения
материала; оперативно обмениваться опытом работы и методическими
материалами с коллегами.
Актуально применение дистанционных образовательных технологий,
реализуемых
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
В деятельность объединения вовлечены дети с ограниченными
возможностями здоровья и дети из семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. В работе с детьми особой заботы необходимо особо широко
использовать технологию здоровьесберегающую и дифференцированного
обучения.
Активно
используя
информационно-коммуникационные
технологии, в сочетании с личностно-ориентированным подходом,
позволяют решать одну из важнейших задач, – разбудить заинтересованность
учащихся в формировании здорового образа жизни, отвлечься от негативных
социальных факторов – употребления алкоголя, курения. Комплексную
работу по сохранению здоровья осуществляется посредством внедрения
элементов
здоровьесберегающих
технологий:
физкультурнооздоровительных технологий, технологии обеспечения социально35
психологического благополучия ребенка. Равномерно распределять
различные виды заданий, чередовать
мыслительную деятельность с
физической, нормативно применять ТСО, что дает положительные
результаты в обучении. Во избежание переутомления детей на статичных
занятиях применять смену видов деятельности, регулярное чередование
периодов напряженной активной работы и расслабления, смена
произвольной и эмоциональной активации.
Для активизации и отдыха
ребят на занятиях, а также для предупреждения и снятия утомления на
каждом занятии предусмотрены
релаксационные упражнения, снятия
напряжения в спине и шее, т. к. сознательное соблюдение санитарногигиенических требований и правил ТБ сохраняет здоровье, снижает
утомляемость, устраняет возможность травм, повышает производительность
труда.
Использование технологии игрового обучения в групповой форме, дает
возможность разнообразить методы проведения занятий, вызвать интерес к
предмету, что способствует сохранению контингента. Среди учащихся очень
популярны ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, работа с
карточками, инсценирование. Игровая форма проведения занятия вызывает
живой интерес, снижает утомляемость детей.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Блоки
Подготовитель
ный
Основной
№п\п
1
2
3
Этап учебного занятия
Организационный
Проверочный
Подготовительный
(подготовка к новому содержанию)
4
Усвоение новых знаний и способов действий
5
Первичная проверка понимания изученного
6
Закрепление новых знаний, способов действий и
их применение
7
Обобщение и систематизация знаний
8
Контрольный
Итоговый 9
Итоговый
10
Рефлексивный
11
Информационный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога.
1.
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Поделки из фольги:
Методическое пособие для ДОУ и начальной школы [Текст]. — М.: Изд.
«Сфера», 2003. — 128с. — (Серия «Вместе с детьми»)
2.
Выгонов, В.В. Изделие из бумаги [Текст]. — М. Изд. дом МСП,
2001. — 128с.
36
3.
Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст].
— Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.
4.
Горичева, В.С., Филиппова, Т.В. Мы наклеим на листок солнце,
небо и цветок [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 96с. —
(Лучшие поделки)
5.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие
для учителя. Москва. «Просвещение». 2010.
6.
Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]. — СПб : Изд.
дом «Кристалл», 2001. — 192с.
7.
Кискальт, И. Соленое тесто / Пер. с нем. [Текст]. — М.: Аст—
Пресс книга, 2003. — 144с. — (Золотая библиотека увлечений)
8.
Кискальт, И. Соленое тесто. Пер. с нем. [Текст]. — М.:
Информационно—издательский дом «Профиздат», 2002. — (Серия
«Увлекательное моделирование»).
9.
Конышева, Н.М. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для
занятий с детьми 6 — 9 лет дома и в школе [Текст]. — М: Пресс, 1995. —
32с.
10. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное:
Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия
развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).
11. Махмутова, Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст]. —
М.: Школьная пресса, 2004. — 64с. («Школа и производство. Библиотека
журнала». Вып. 16)
12. Мейстер, Н.Г. Бумажная пластика. — М.: ООО «Издательство
Астрель», 2001. — 64с.
13. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное
пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: «Академия
развития», 1997. — 208с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»)
14. Перевертень, Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука [Текст].
— М.: АСТ, 2005. — 14 с. — (Поделки своими руками)
15. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн.
для учителя по внеклас. работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1990. — 1160с.
16. Поделки из пластикового материала Митителло, К.Б.
Аппликация. Дом из ткани [Текст]. — М.; Изд-во «Культура и традиции»,
2004.
17. Рукоделие для детей / Калинич М., Павловская Л., Савиных В.
[Текст] — Мн.: Полымя, 1998. — 201с.
18. Румянцева, Е.А. Праздничные открытки [Текст]. — М.: Айрис —
пресс, 2005. — 176с. — (Внимание: дети!)
19. Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для
учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ [Текст]. — СПб.:
«Детство — Пресс», 2004. — 96с.
37
20. Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст]. — М.:
Изд. дом МСП, 2005. — 128 с.
21. Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст].
— Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые
руки»)
Список литературы для детей.
1.
Бондрь, Е.Ю., Герук, Л.Н. 100 поделок из яиц [Текст]. —
Ярославль: «Академия развития», 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»)
2.
Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей» 2000.М
3.
Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного
материала [Текст]. — М.: Просвещение, 1991. — 175с.
4.
Дорожин Ю. Г.. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по
основам народного искусства. Москва «Мозаика-синтез», 2004.
5.
Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст]. — Ярославль:
Академия развития, 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»)
6.
Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам
декоративно-прикладного искусства. Художник О. Соловьёва. Издательство
Мозаика-Синтез, 2005.
7.
Перевертень, Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука [Текст].
— М.: АСТ, 2005. — 14 с. — (Поделки своими руками)
8.
Сувениры — самоделки / Авт.—сост. Л.Н.Лосич [Текст]— Мн.:
«Элайда», 1998. — 224с.
9.
Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер.
с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.
10. Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст].
— Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые
руки»)
11. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер.
с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.
12. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова
[Текст]. — М.: ООО «Издательство АТС»; Минск : Харвест, 2002. — 224с.
13. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. — М.:
Изд-во ЭКСМО, 2003. — 128с.
38
Приложение
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«______________________________»
педагог: ___________________
на ______________ учебный год
№
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-
39
«Творческие проекты»
Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия,
помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
40