МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Этно-арт»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год (180 часов)
Возрастная категория: от 8 до 18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Конева Людмила Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Славянск-на-Кубани, 2024
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 30 августа 2024 года
Протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Этно-арт»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год:180 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Возрастная категория: от 8 до 18 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.23 17:11:06 +03'00'
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 10056
Автор-составитель:
Конева Людмила Викторовна,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
2
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем, 4
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
4
Цель и задачи программы
11
Содержание программы
13
Планируемые результаты
15
17
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
17
Календарный план воспитательной работы
25
Условия реализации программы
31
Формы аттестации
32
Оценочные материалы
34
Методические материалы
34
Список литературы
37
Приложения
39
3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Народное творчество – это прошлое, живущее в настоящем,
устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир
Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по
только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая
от самых глубоких устремлений современности». Народное искусство – это,
прежде всего, огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи
которого – неотъемлемая часть культуры Отечества. Декоративноприкладное искусство по своему происхождению – искусство народное:
народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ
сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в
наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим
мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его
чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое
огромное познавательное значение.
С произведениями декоративного искусства люди встречаются
повсеместно. Именно поэтому программа призвана выработать у детей
способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративного
искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения
вещи, что важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры
его труда, культуры человеческих отношений.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
4
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
6
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Программа является модифицированной. Составлена на основе
дополнительной общеразвивающей программы «Берегиня», составитель:
Ростовщикова Е. Н., ГБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный
центр «Россонь» имени Юрия Антоновича Шадрина».
Программа имеет художественную направленность.
Способствует формированию художественной культуры и внутренней
гармонии личности через развитие художественно-творческой активности,
овладение практическими навыками и теоретическими знаниями,
направленными на изучение основ в декоративно-прикладном творчестве.
Уровень программы - базовый.
Анализ детского и родительского спроса определили актуальность
настоящей программы, ориентированной на приобретение учащимися
базовых навыков в декоративно-прикладном творчестве.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,
мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой
личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
7
Программа обуславливает личностно-ориентированную модель
взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Восприятие произведений народного декоративно-прикладного
искусства вызывает эстетические переживания и формирует в сознании детей
уважительное и бережное отношение к культурному наследию России и
нашего края.
Новизна данной программы состоит в реализации идей эффективного
развития, обучающихся путем внедрения инновационных технологий.
Особенностью данной программы является её адаптация к конкретным
условиям образовательного учреждения, а также к способностям и
возможностям детей. В общий учебно-методический комплекс курса входит
система наглядно – дидактических пособий и методических рекомендаций по
различным разделам и темам учебной программы. Программа ставит своей
целью познакомить учащихся с народным творчеством, его особенностями и
современным взглядом на наследие русского народа, привить любовь к
данному виду творчества, обучить практическим навыкам работы с
различными материалами, научить учащихся создавать собственные
творческие проекты и композиции.
Практические занятия по данной программе совмещаются с теорией. В
основе её тесная взаимосвязь с такими предметами как: традиционная и
современная традиционная игрушка, вышивка, декоративное оформление
работы, композиционное решение т.п.
Наряду с общими целями и задачами дополнительной образовательной
программы, решаются сопутствующие задачи по профориентационной
работе посредствам диагностической, развивающей, обучающей и
просветительской деятельности. Задача – выявление способностей и таланта
ребёнка и направление его в нужное русло по выбору профессии для души и
общества в целом.
Успешность
освоения
программы
определяется
наличием
необходимых знаний, умений и навыков для успешной социализации, и
адаптации в обществе. Программа позволяет ребёнку раскрыть свои
способности и определить возможности в дальнейшей профессиональной
деятельности.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность заключается в создании условий для
развития и воспитания детей через их практическую творческо-прикладную
деятельность. Программа рассчитана, главным образом, на развитие у детей
творческого начала. Время, отведённое на изучение курса, позволяет им в
достаточной степени овладеть техническими навыками работы в материале.
Особенностью данной программы является то, что она дает
возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах
декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нем.
8
Проведение профориентационной работы на занятиях помогает
учащимся определить свои интересы, склонности и способности, волевые
качества, познакомиться с профессиями народного промысла, узнать их
особенности и помочь определиться в выборе направления дальнейшего
профиля обучения.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что,
имея художественную направленность, реализуется через декоративно–
прикладное творчество, которое обладает целым рядом уникальных
возможностей для распознавания, развития общих и творческих
способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся, через
ознакомление с историей, наследием и творчеством наших предков.
Народные творчество выступает в качестве уникального средства
приобщения к труду и будущей профессии, поскольку обладают рядом
несомненных качеств, среди которых: востребованность в продуктах
ремесла, особенности алгоритма выполнения изделий, доступность,
невысокая затратность производства многих ремесел, этнокультурная
ценность.
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Работа в объединении строится на принципе
личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки: от 8 до 18 лет.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные знания,
умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Учащимся объединения свойственна повышенная активность,
стремление к деятельности, происходит уточнение сфер интересов,
увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя, творческая
деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и
самосовершенствованию
Допускается зачисление на обучение по данной программе базового
уровня детей 7 лет (младше минимального возраста, определенного
требованиями к программам базового уровня), успешно прошедших
обучение по программам художественной направленности (ДПТ) в данном
учреждении или в учреждениях, тематически близких. Также допускается
зачисление детей младше 8 лет, успешно, прошедших собеседование,
тестирование и проявивших наличие специализированных знаний и
первоначальных навыков по профилю объединения, также проявивших
определенные способности.
Уровень развития детей. Главным критерием при приеме в
объединение является проявление интереса к процессу создания своими
руками красивых качественных изделий из различных материалов, интерес к
народному творчеству. Необходимо отслеживать (проводить мониторинг)
уровня развития учащихся, зачисленных на обучение и уровень развития
учащихся, освоивших программу.
9
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности
детей, базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные
по степени сложности исполнения.
Набор производится на добровольной основе по интересам и
способностям, и учащиеся распределяются по группам только в зависимости
от смены обучения в школе, учитывая пожелание ребенка. В объединение
могут быть в течение учебного года зачислены дети, не занимающиеся в
группе ранее, но успешно прошедшие собеседование с целью выявления
уровня готовности и индивидуальных особенностей (первичных умений и
навыков). По необходимости проводится дополнительный набор в
объединение.
В группах могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учётом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
а также часто болеющих детей (пропуски занятий) по программе планируется
по форме (Приложение №1).
Условия
приема:
желание
ребенка,
личное
заявление
совершеннолетнего лица или родителя (законного представителя).
Основание для отчисления из группы: нарушение учебной дисциплины,
систематические пропуски занятий без уважительной причины, переезд
семьи на новое место жительства, потеря интереса.
Личностные характеристики.
По темпераменту, характеру,
способностям учащиеся могут быть разнообразными, заложены основы
социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду
и результатам труда, культурному наследию. Учащиеся, занимающиеся по
программе, имеют равные возможности для проявления своих творческих
способностей, а также могут сравнить свои достижения с успехами других
кружковцев.
Медико-психолого-педагогические
характеристики.
Характерная
особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная
эмоциональность восприятия. В связи с возрастным относительным
преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети быстрее
10
запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события,
лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше
запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик, на что и
следует обратить внимание при разработке календарно-тематических планов.
В зависимости от спроса на программу группа может сформироваться
как разновозрастная, так и одновозрастная,
Количество обучающихся в группе –10 - 12 человек. Как правило,
занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным
графиком.
Дети, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по
индивидуальному образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в
проектной деятельности, обучаться в данном учреждении по углубленной
программе художественной направленности «Радуга таланта», либо
продолжить образование в Детской художественной школе города
Славянска-на -Кубани.
Объем и сроки реализации программы.
Сроки реализации программы: 1 год обучения, 180 часов.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
В организации дистанционного обучения по программе используются
сервис WatsUp.
В мессенджере с начала обучения создается группа, через которую
ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой учащиеся
получают теоретическую информацию, демонстрируются способы
изготовления изделия. Получение обратной связи организовывается в
формате присылаемых в электронном виде фотографий готовых изделий,
видео и промежуточных результатов работы.
Учебно-методический
комплекс
включает
электронные
образовательные ресурсы для самостоятельной работы учащихся (ссылки на
мастер-классы, шаблоны, теоретический материал).
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями
здоровья (с сохранным интеллектом); талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования с родителем (законным
представителем). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребёнка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в
другой образовательной организации с более подходящими условиями для
данной нозологии и уровня трудностей у ребёнка.
Режим работы
Занятия проводятся два раза в неделю:
11
1 раз в неделю по 3 академических часа (1 час занятие +10 мин.
перемена + 1 час занятие+10 мин. перемена +1 час занятие), где 1 час – 40 минут
1 раз в неделю по 2 академических часа (1 час занятие +10 мин.
перемена + 1 час занятие)
Предусмотрено проведение занятий по выходным дням для
предоставления возможности зачисления в группу детей из разных смен
обучения в школе.
Особенности организации образовательного процесса:
Задача занятий – сделать творчество естественным состоянием каждого
учащегося. Учебные задания располагаются в порядке постепенного
усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной
художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения
детьми получаемых знаний и навыков, на закрепление их в последующих
заданиях, всё это развивает у них не только навыки технического ремесла, но
и творческого начала. В процессе решения технических и творческих задач,
учащиеся овладевают разнообразными техниками, знакомятся с правилами
безопасности при работе с оборудованием и рабочими инструментами.
Обучение осуществляется через единство творческих познаний и
практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в
практическую деятельность и служит основой. Знания, таким образом, в
практике оказываются прочными и создают базу самостоятельной
последующей деятельности.
В процессе обучения развивается речь обучающегося, обогащается
профессиональной терминологией. Знания, умения, навыки, приобретенные в
ходе практических занятий, так же важны, как и теоретические основы,
полученные из книг и бесед.
Для более полного усвоения полученных знаний, в конце тем
проводится творческая индивидуальная работа. В этом случае учащиеся
имеют возможность защитить свою работу и выслушать замечания и
дополнения. Такие приемы развивают творческое мышление, расширяют
кругозор, появляется требовательность к себе и к своему труду, самокритика,
профессиональные знания.
Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа
вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех
обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью
одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает
учитывать
индивидуальные
особенности
детей,
обеспечивать
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Программой предполагаются коллективные формы работы при
выполнении учащимися творческих заданий.
12
Развитию творческой активности способствует самостоятельная
работа, обязательное участие детей в выставках и конкурсах, творческих
отчетах.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
эстетическое, экологическое, семейное, патриотическое, трудовое, правовое
воспитание
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы - создание условий для развития творческого потенциала
учащихся, выявление и развитие их способностей, формирование у учащихся
познавательных навыков в области декоративно – прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные (предметные):
ознакомить с различными художественными материалами и
техниками декоративно – прикладного творчества и изобразительной
деятельности;
привить умения грамотно строить композицию;
научить владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, обучить
технологиями разных видов рукоделия;
ознакомить с историей и особенностями народной куклы,
овладение техникой изготовления традиционной куклы.
Метапредметные:
развить потребности к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
развить природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазии, наблюдательности;
развить образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
развить положительные эмоции и волевые качества;
• развить у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание,
память, фантазию, воображение;
• развить художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
13
• развить и улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность
глазомера;
• формировать организационно-управленческие умения и навыки
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
• развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Личностные:
•
приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении;
•
побуждение к овладению основами нравственного поведения и
нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия,
веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к
людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности);
•
формировать внутреннюю свободу ребенка, способность к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувство собственного
достоинства, самоуважения;
•
формировать у детей устойчивый интерес к изобразительному
искусству и занятиям прикладным творчеством;
•
воспитать
терпение,
волю,
усидчивость,
трудолюбие,
аккуратность;
•
ознакомить обучающихся с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела,
темы
1
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
95
16
79
Вводное занятие
2
Традиционная кукла
2.1
Куклы-малышки
15
2
13
2.2
Танцующие куклы
5
1
4
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
14
2.3
Обрядовые куклы
25
5
20
2.4
Стилизованные куклы
35
5
30
2.5
3.
Чердачная кукла
Петриковская роспись
15
25
3
5
12
20
4
Тематические
композиции
Итоговое занятие
55
5
50
3
-
3
Всего
180
27
153
5
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Выставка.
Творческий отчет
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория: знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год.
Знакомство с правилами техники безопасности, организацией рабочего
места, правилами поведения в студии. Материалы и принадлежности.
Практика: Просмотр лучших работ из фонда объединения.
Тестирование.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Тестирование.
2. Традиционная кукла.
2.1. Куклы-малышки
Теория: история и особенности народной куклы, технология их
изготовления.
Практика: создание игральных кукол, таких как «зайчик на пальчик»,
«отдарок на подарок», «Пеленашка» или «младенчик», «Девочка»,
«Малышок – голышок», Обереговых: «Кувадки», «Вепская», «Хозяюшка благополучница».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.2. Танцующие куклы
Теория: сравнительный анализ работ из ткани и кукол из природного
материала, джута. Почему их называют «танцующими».
Практика: изготовление кукол из природного материала и джута
(«Мартеничка», «Солнечная лошадка», «Здравница», «Птица – счастья»).
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.3. Обрядовые куклы.
Теория: особенности обрядовых кукол. В чем отличие обрядовых и
обереговых кукол. «Божье око» - что это? Значение украшений на одежде.
15
Практика: изготовление несложных обрядовых кукол, относящихся к
праздникам, временам года (Неразлучница, Княгиня, Масленица,
Очистительная кукла, Крупеничка, Счастливница).
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.4. Стилизованные куклы.
Теория: отличие традиционной и стилизованной игрушки. Приемы
решений поставленной задачи или замысла автора. Материалы, инструменты.
Практика:
изготовление
стилизованной
куклы
«Берегини»
«Святозарница», «Рукодельница».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2.5. Чердачная кукла.
Теория: особенности чердачных кукол, история их создания. Приемы
решений поставленной задачи или замысла автора. Материалы, инструменты.
Практика: изготовление кофейных кукол; чердачных кукол,
стилизованных под народную игрушку
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
3. Петриковская роспись.
Теория: История, особенности, отличие данной росписи от других.
Материалы, инструменты. Знакомство с работами мастеров.
Практика: отработка элементов петриковской росписи, рисование
узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы).
Составление композиции, роспись небольшой композиции на кухонной
доске.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
4. Тематические композиции.
Теория: правила композиционных решений, относительно замысла
автора.
Практика: создание композиции, согласно заданной тематике.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
5. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Выставка работ.
Форма контроля: Выставка. Творческий отчет
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные (предметные):
- ознакомлены с различными художественными материалами и
техниками декоративно – прикладного творчества и изобразительной
деятельности;
- привиты умения грамотно строить композицию;
- научены владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, обучить
технологиями разных видов рукоделия;
16
- ознакомлены с историей и особенностями народной куклы, овладение
техникой изготовления традиционной куклы.
Метапредметные:
- развиты потребности к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- развиты природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазии, наблюдательности;
- развиты образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
- развиты положительные эмоции и волевые качества;
- развиты чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память,
фантазию, воображение;
- развиты художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
- развита и улучшена моторика, пластичность, гибкость рук и точность
глазомера;
- сформированы организационно-управленческие умения и навыки
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
- развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Личностные:
- приобщены к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать
потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем
обогащении;
- овладели основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- сформированы внутренняя свобода ребенка, способность к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувство собственного
достоинства, самоуважения;
- сформирован устойчивый интерес к изобразительному искусству и
занятиям прикладным творчеством;
- сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и
народов;
- воспитано терпение, воля, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- ознакомлены с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного искусства.
К концу года будут сформированы:
17
Информационная компетенция:
•
умение самостоятельно искать необходимую информацию:
воспитанники сами ищут информацию, необходимую для реализации
творческих проектов;
•
умение обрабатывать информацию: воспитанники анализируют
имеющиеся факты, отбирают нужное, систематизируют полученные
сведения и применяют их на практике.
Творческая компетенция:
•
своеобразное
видение
мира,
способность
определения
многофункциональности предметов и возможность их модификации;
•
быть способным критически мыслить, искать пути решения
проблем, чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания
могут быть применены в окружающей его действительности, быть
способным
генерировать
новые
идеи,
творчески
мыслить.
18
19
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
План
од№
Факт
Дата
Тема
занятия
Вводное занятие.
1.
Теория: знакомство со студией и педагогом.
Беседа о планах на год. Знакомство с
правилами техники безопасности, организацией
рабочего места, правилами поведения в студии.
Материалы и принадлежности.
Практика: Просмотр лучших работ из фонда
объединения. Тестирование.
Кол-во
часов
Календарный учебный график к программе «Этно-арт»
Форма
занятия
Место
проведения
Время
проведения
Форма
контроля
2
ОРТ
«Жар-птица»
2
Традиционная кукла.
95
Куклы- малышки
15
Беседа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение.
Тестирование
20
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Теория: Знакомство с историей народной и
особенностями народной игрушки, её
многообразием.
«Отдарок на подарок»
Практика: Технология изготовления куклымалышки. Создание игральных кукол. «Зайчик
на пальчик».
Практика: Создание куклы- малышки
«Пеленашка» или «младенчик»
Практика: Изготовление игральной куклы
«Девочка»
Практика: Технология изготовления
«Кувадки»
Практика: Технология изготовления куклы –
оберега «Вепская»
Практика: Изготовление обрядовых
сувениров: «Малышок –голышок»
Танцующие куклы
3
2
3
Эвристическая
беседа.
Мастер-класс
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
2
Лекция
3
Практическая
работа
2
Лекция
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
5
21
8.
Теория: Что такое танцующие куклы. Почему
их называют «танцующими».
Практика: Изготовление кукол из природного
материала и джута «Мартенички»
9.
Практика: изготовление кукол из природного
материала и джута «Солнечная лошадка»,
«Здравница»
Обрядовые куклы
10.
11.
12.
13.
Теория: Сравнительный анализ работ из ткани и
кукол из природного материала.
Практика: Технология изготовления куклы
«Неразлучники»
Практика:
Изготовление
куклы
«Неразлучники»
Теория: Особенности обрядовых кукол. В чем
отличие обрядовых и обереговых кукол.
Практика: изготовление обрядовой куклы
«Княгиня».
Практика: «Княгиня». Завершение работы
(украшение)
3
2
Эвристическая
беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
25
3
2
3
2
Комбинированн
ое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Комбинированн
ое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
22
14.
Теория: «Масленица»- кукла на рогатке.
Знакомство с куклой, её историей, внешним
видом.
Практика: Подготовка материалов.». Цветовое
решение.
Практика: «Масленица. Изготовление куклы.
Изготовление солнца. Завершение работы.
3
Комбинированн
ое занятие
2
Практическая
работа.
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
16.
Практика: Технология изготовления
Обрядовой куклы «Счастливица»
3
Презентация.
Лекция
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
17.
Практика: Изготовление обрядовой куклы
«Счастливица»
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
18.
Практика: Изготовление обрядовой куклы
«Крупеничка».
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
19.
Практика: Изготовление обрядовой куклы
«Очистительная кукла».
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
15.
20.
Стилизованные куклы
Теория: «Берегиня дома». Знакомство с куклой,
её историей, внешним видом. Обсуждение.
Создание эскиза.
Практика: Изготовление основы. Подбор
материала.
Педагогическое
наблюдение
35
3
Мастер-класс
Комбинированн
ое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
23
21.
22.
Теория: Значение украшения на одежде.
Практика: «Берегиня дома». Изготовление
одежды.
Практика: «Берегиня дома». Изготовление
одежды. Украшение.
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
2
Комбинированн
ое занятие
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
23.
Практика: «Берегиня дома». Завершение
работы.
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
24.
Теория: Стилизованные куклы. «Святозарница».
Приемы решений авторского замысла.
3
Лекция
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
25.
Практика: «Святозарница». Декор
2
Практическая
работа
Комбинированн
ое занятие
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
26.
27.
28.
29.
Практика: «Святозарница». Декор. Завершение
работы
Теория: Стилизованная кукла «Рукодельница».
Практика: Разработка эскиза, подбор материала
Практика: Стилизованная кукла
«Рукодельница». Подготовка деталей. Работа
над основой будущей куклы
Практика: Стилизованная кукла
«Рукодельница». Изготовление одежды
3
2
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
24
30.
Практика: Стилизованная кукла
«Рукодельница». Изготовление украшений
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
31.
Практика: «Рукодельница». Изготовление
украшений
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
32.
Практика: «Рукодельница». Декор.
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
33.
Практика: «Рукодельница». Декор.
Завершение работы.
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
3
Комбинированн
ое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
2
Комбинированн
ое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Чердачная кукла
34.
35.
36.
Теория: Знакомство с куклой, её историей,
внешним видом. Обсуждение. Создание эскиза.
Практика: Изготовление основы. Подбор
материала.
Теория: Кофейные игрушки
Практика: Технология изготовления кофейных
игрушек
Практика: Декорирование кофейной игрушки
15
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
25
37.
38.
39.
40.
Теория: Стилизованные чердачные куклы
Практика: Технология изготовления
чердачных кукол
Практика: Стилизованные чердачные куклы
Изготовление одежды
Практика: Стилизованные чердачные куклы
Декор
Петриковская роспись.
Теория: «Петриковская роспись». Знакомство с
историей, ее истоками, работами мастеров.
Растительный орнамент в петриковской
росписи – цветы.
41.
Теория: Растительный орнамент в петриковской
росписи – листики, вьюночки.
Практика: Набросок.
42.
Теория: Растительный орнамент в петриковской
росписи – цветы, листочки.
43.
Практика: Растительный орнамент в
петриковской росписи. Сбор несложной
композиции .
Педагогическое
наблюдение
2
Комбинированн
ое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
3
Лекция
ОРТ
«Жар-птица»
2
Видеоматериал
Мастер-класс
Комбинированн
ое занятие
25
3
Лекция
2
Мастер-класс
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
26
Практика: Роспись доски с использованием
растительного орнамента. Подготовка доски.
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
45.
Практика: Роспись доски с использованием
растительного орнамента. Набросок. Перенос
его на доску.
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
46.
Практика: Роспись доски с использованием
растительного орнамента. Выполнение работы.
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
3
Комбинированн
ое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
2
Практическая
работа
44.
47.
48.
49.
Практика: Роспись доски с использованием
растительного орнамента. Завершение работы.
Теория:
Петриковская
роспись
с
использованием изображений птиц. Знакомство
с работами мастеров, просмотр работ,
Практика: Выполнение работы
Практика:
Петриковская
роспись
с
использованием изображений птиц.
Завершение работы
Тематические композиции.
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
55
27
ОРТ
«Жар-птица»
50.
Теория: Правила композиционных решений.
«Мамина помощница». Практика: Подготовка
авторского эскиза.
3
Комбинированн
ое занятие.
Мастер-класс
51.
Практика: «Мамина помощница». Цветовое
решение. Подготовка деталей композиции.
2
Практическая
работа
52.
Теория: Основы композиции. Пропорции.
Практика: Практическое исполнение «Мамина
помощница»..
3
Комбинированн
ое занятие
53.
Практика: «Мамина помощница». Сборка
композиции.
2
Практическая
работа
54.
Практика: «Ангел-хранитель». Подбор
материалов. Наброски будущей композиции.
3
Мастер-класс
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
55.
Практика: «Ангел-хранитель». Изготовление
деталей.
2
56.
Практика: «Ангел-хранитель». Сборка узлов.
3
Практическая
работа
Практическая
работа
57.
Практика: «Ангел-хранитель. Практическое
исполнение»
2
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
28
58.
59.
60.
61.
Практика: «Ангел-хранитель». Сборка
композиции
Практика: «Пасхальница». Изготовление
эскиза. Цветовое решение
Практика: «Пасхальница». Практическое
исполнение
Практика: «Пасхальница». Роспись пасхальных
яиц.
3
2
3
2
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
62.
Практика: «Пасхальница». Завершение работы.
3
Практическая
работа
63.
Практика: «Птица-радость. Подготовка эскиза.
Подбор материалов»
2
Практическая
работа
64.
Практика: «Птица-радость». Практическая
работа.
3
Практическая
работа
65.
Практика: «Птица-радость». Завершение
композиции.
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
Анализ работы
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ работы
Тестирование.
29
66.
Теория: Стилизованные чердачные куклы.
Составление композиции
Практика: Разработка эскиза будущей
композиции «Подарок маме». Подбор
материалов
3
Комбинированн
ое занятие
ОРТ
«Жар-птица»
67.
Практика:
Изготовление чердачной куклы. Одежда
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
68.
Практика: Изготовление чердачной куклы
Декор
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
69.
Практика: Роспись доски в петриковском
стиле. Набросок. Перенос его на доску.
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
70.
Практика: Роспись доски в петриковском
стиле. Выполнение работы.
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
71.
Практика: Роспись доски в петриковском
стиле. Завершение работы.
2
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Итоговое занятие.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
3
30
72.
ИТОГО
Практика: Итоговое занятие. Выставка
творческих работ
3
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение.
Выставка.
Творческий отчет
180 ч.
31
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Наименование
мероприятия
Тематические
беседы в
объединениях,
посвященные
Дню народного
единства
Акция «Посылка
солдату»
Муниципальный
этап конкурса
рисунков «И
помнит мир
спасённый»
Срок
Ответственный
выполнения
исполнитель
ноябрь
февраль
апрель
Конева Л.В.
Планируемый результат
Примечание
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве и социальной структуре
российского общества, наиболее
значимых
страницах
истории
страны.
32
2
Нравственное
воспитание
Участие
в
выставке
краевого
конкурса
детского
творчества «Мой
любимый
учитель»
Конкурс
рисунков,
посвященных
Дню учителя
Городской,
районный и
краевой этапы
краевого
конкурса
детского
творчества
«Светлый
праздник
Рождество
Христово»
сентябрь
Конева Л.В.
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
октябрь
ноябрьянварь
33
3
Трудовое
воспитание
Зональный этап
регионального
этапа Большого
всероссийского
фестиваля
детского и
юношеского
творчества, в том
числе для детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, в 2023
году среди
учащихся
образовательных
организаций
Чествование
одаренных
учащихся школ
города и района.
«Созвездие
талантов – 2023»
Акция «Уют
кабинета».
февраль
май
В течение
года
Педагог д/о
Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,
34
4
Семейное
воспитание
«Добро
пожаловать» день открытых
дверей»
Индивидуальные
консультации
для родителей
Совместная
работа родителей
и учащихся в
подготовке к
Новому году,
участие в
мастерской Деда
Мороза
Помощь
август
В течение
года
декабрь
В течение
Конева Л.В.
трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Укрепление
внутрисемейных
связей,
создание
единого
пространства общения; повышение
педагогической
культуры
родителей;
сформированность
активной педагогической позиции
родителей;
привлечение
к
активному участию родителей в
мероприятиях центра; снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних; укрепление
дисциплины
учащихся;
приобщение детей к ценностям
семейной культуры; овладение
учащимися культурой семейных
отношений; повышение правовой
грамотности родителей и детей
35
родителям в
работе АИС
«Навигатор»
5
Эстетическое
воспитание
Выставка
рисунков «Этот
город самый
лучший!»
Торжественное
посвящение в
кружковцы «Для
творчества
всегда открыта
дверь»
Городской,
районный и
краевой этапы
краевого
конкурса
детского
года
сентябрь
октябрь
формирование
потребности
и
умения выражать себя в доступных
видах творчества; мотивация к
реализации эстетических ценностей
в пространстве образовательного
учреждения и семьи.
Конева Л.В
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях;
умения
видеть
красоту
в
окружающем мире, в поведении,
поступках людей; представления об
эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры;
ноябрьянварь
36
творчества
«Светлый
праздник
Рождество
Христово»
декоративноприкладного
творчества «Как
прекрасен этот
мир»
Новогодние
представления
для учащихся
Краевой конкурс
изобразительного
и декоративноприкладного
творчества
«Пасха в
кубанской
семье»
декабрь
март
37
VI региональный
фестиваль
творческих
открытий
«Творчество без
границ-2023»
Муниципальный
этап конкурса
рисунков «И
помнит мир
спасённый»
Чествование
одаренных
учащихся школ
города и района.
«Созвездие
талантов – 2023»
Творческий
отчетный
концерт
учащихся ОРТ
«Жар-птица»
«Жар-птица
талантами
март
апрель
май
май
38
гордится»
6
Экологическое
воспитание
«Природа
Краснодарского
края»
«Первоцвет»
«Семейные
экологические
проекты»
7
Правовое
воспитание
Составление
социальных
паспортов по
объединениям
Октябрьноябрь
Педагог д/о
Формирование
у
учащихся
понимания современных проблем
окружающей
среды;
развитие
умений анализировать собственное
поведение
в
природе;
формирование
личной
ответственности
за
состояние
окружающей среды
Педагог д/о
Формирование у учащихся знаний
о государстве и праве, законности,
правах и свободах
личности, устойчивой ориентации
на законопослушное поведение.
Февральмарт
Декабрь
Сентябрь
39
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Успешная реализация программы во многом зависит от правильной
организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть
хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны
храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано
специальными партами для рисования и занятий декоративно-прикладным
творчеством.
Оборудование, инструменты, материалы, необходимые для
занятий:
- столы, стулья, доска, шкафы, полочки;
- фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор, компьютер, сканер,
принтер.
Перечень инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы:
•
изделия народных умельцев различных регионов;
•
набор необходимых материалов в соответствии с тематическим
планом работы:
•
ножницы, картон, природный материал, пластилин;
•
ткань, пряжа, кожа, мех, фоамиран, соленое тесто, фетр и т.п.;
•
подрамники, утюг, фен;
•
декоративный и отделочный материал (тесьма, кружево, ленты и
т.п.);
нити капроновые, армированные катушечные с лавсаном,
«мулине», ирис шерстяные, атласные ленты;
декоративные булавки, иглы для ковровой техники,
пенопластовые шапы;
тонкие плоскогубцы, мебельный степлер;
карандаши простые, карандаши цветные /фломастеры/;
тетради в клеточку, ручка, ластик, линейка, сантиметровая лента,
мел;
кисти: мягкие /белка/, жесткие /щетина/, палочки, лопаточки,
небольшие баночки и др.;
бумага цветная для принтера, гофрированная, салфетки для
декупажа, декупажные карты;
краски акриловые, гуашь, акварельные разных цветов, клей
ПВА, «Драгун»;
алебастр /гипс/, шпатлевка;
флористическая лента;
природный материал (камушки, ракушки, перья, сухоцветы);
цветочные горшочки, вазочки, корзинки;
декоративный грунт /камни и песок/;
деревянные заготовки для «пасхальных яиц»;
рамки для картин и панно и т.д.;
40
ножницы, картон, пластилин;
ткань, пряжа, нитки, кожа, мех;
подрамники, электроплитка, утюг;
декоративный и отделочный материал.
Пособия для учащихся:
Изделия мастеров декоративно-прикладного искусства.
Образцы изделий, выполненные педагогом.
Схемы, инструкционные карты.
Литература о ДПИ, книги, брошюры, журналы, информация и
интернета.
Информационное обеспечение
Аудио-видео-фото-интернет-источники:festival@1september.ruФестиваль педагогических идей «Открытый урок», www.future4you.ru –
Педагогический сайт, http://pedsovet.su/ - Сообщество взаимопомощи
учителей, www.desc.ru- Центр дополнительного образования детей
«дистанционное обучение», http://www.ug.ru – Информационный сайт»
Учительской газеты».
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства
учебно-творческой деятельностью учащихся.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка образовательных результатов учащихся
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три
вида результатов:
• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы
за полугодие)
• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Формы педагогического контроля:
Сроки контроля
Какие ЗУН
контролируются
Первоначальный Проверка
уровня
подготовленности
В течение месяца Умение
применять
теоретические навыки
на практике
После изучения Практические навыки
темы
работы
Май
Итоговая работа
Формы контроля
Собеседование, тестирование
Вводный,
промежуточный,
итоговый контроль
Практические работы
Вводный,
промежуточный,
итоговый контроль
Практические работы
Теоретическая - практическая
41
работа
Протокол промежуточной аттестации /аттестации по итогам
учебного года по ДООП обучающихся «Этно-арт»
нсв-
нсв-
Тематические
композиции
нсв-
Петриковская
роспись.
н - низкий
уровень
с - средний
уровень
в - высокий
уровень
Стилизованные
куклы
1. 1
Обрядовые
куклы
Разделы программы (темы),
форма аттестации
Традиционная кукла
Танцующие
куклы
ФИО
обучающег
ося
Куклымалышки
№
нсв-
нсв-
Средний
балл
обучающе
гося
нсв-
..
1
2
Таблица учёта участия обучающихся
по программе в конкурсах и выставках
Фамилия,
имя ребёнка
Дата
Название
конкурса,
выставки
Название работы
(художественный
материал)
Результат
Система проверки уровня освоения программы
Игры, викторины, тесты, практические, самостоятельные работы,
участие выставках: городских, районных, краевых и международных.
Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся
ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить
перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать
необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести
дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты,
дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
-фото, видеозаписи;
- грамоты;
- благодарственные письма;
- дипломы.
42
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: праздники, итоговые творческие отчеты по окончании
учебного года.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения по
дополнительной общеразвивающей программе «Этно-арт» (Приложение №
2).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями
результативности
служат
сформированные
компетенции, которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой. Результативность деятельности по
программе, также определяется следующими критериями:
1. Результатами участия в выставках:
Дети, обучающиеся по программе, становятся победителями
районных, городских, международных, выставках детского творчества.
2. Уровнем подготовки выпускников:
Поступление в вузы, коллежи художественной и декоративноприкладной направленности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы организации деятельности учащихся на занятии.
Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: В зависимости от особенностей темы и
содержания работы возможно чередование занятий индивидуального
практического творчества обучающихся и занятий коллективной творческой
деятельности; экскурсии; отчётные выставки.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы – выставки работ
Формы и методы организации педагогической деятельности
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При
этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
•
Словесные методы обучения: устное изложение; объяснение
новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ
выполнения заданий, комментарий педагога; анализ произведений искусства.
•
наглядные методы обучения: демонстрация педагогом образца
выполнения задания, использование иллюстраций, репродукций картин
художников; видеоматериалы, материалы с сайтов, наблюдение; работа по
образцу и т.д.;
43
•
репродуктивный метод – метод практического показа;
•
частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе
материала);
• проектно-исследовательский – творческая работа детей.
Наглядные пособия:
учебные пособия,
объяснительно-иллюстративный материал,
авторские методические разработки технологических приемов,
образцы изделий,
цветовой круг,
карточки, наглядные пособия,
иллюстрации,
рисунки – схемы.
Образовательные технологии, используемы при реализации
программы
На занятиях по данной программе применяется игровая
технология. Использование технологии игрового обучения в групповой
форме, дает возможность разнообразить методы проведения занятий, вызвать
интерес к предмету, что способствует сохранению контингента. Игра
помогает развивать способности детей, так как погружает ребенка в
ситуацию успеха (ему все интересно, у него все получается).
Информационно-коммуникационные технологии открывают
новые
возможности
педагогу.
Систематическое
использование
информационно-коммуникационных технологий позволяет: сделать учебный
процесс
обучения
мобильным,
строго
дифференцированным
и
индивидуальным, а главное, доступным, интересным для детей; рационально
использовать время учебного занятия; быстро и качественно готовить и
тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать
задания для проверки и контроля усвоения материала; Активно использовать
доступ в глобальную сеть Интернет; Оперативно обмениваться опытом
работы и методическими материалами с коллегами; эффективно
осуществлять поиск и переработку информации (поиск специальной
литературы и необходимой информации); пользоваться почтовыми услугами
Интернета; создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.);
Актуально применение дистанционных образовательных технологий,
реализуемых
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
.
В деятельность объединения вовлечены дети с ограниченными
возможностями здоровья и дети из семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. В работе с детьми особой заботы необходимо особо широко
использовать технологию здоровьесберегающего и дифференцированного
обучения. Комплексную работу по сохранению здоровья осуществляется
44
посредством внедрения элементов здоровьесберегающих технологий:
физкультурно-оздоровительных технологий, технологии обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка.
Равномерно
распределяются различные виды заданий, чередуются мыслительная
деятельность с физической, нормативно применяются ТСО, что дает
положительные результаты в обучении. Во избежание переутомления детей
на статичных занятиях применять смену видов деятельности, регулярное
чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена
произвольной и эмоциональной активации.
Для активизации и отдыха
ребят на занятиях, а также для предупреждения и снятия утомления на
каждом занятии предусмотрены релаксационные упражнения, снятия
напряжения в спине и шее, т. к. сознательное соблюдение санитарногигиенических требований и правил ТБ сохраняет здоровье, снижает
утомляемость, устраняет возможность травм, повышает производительность
труда.
Преследуя цель - максимальное развитие (а не формирование
заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на
основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности,
применяется
технология
личностно-ориентированного
обучения.
Предусматривается дифференцированный подход к обучению, учёт
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
учащихся.
Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет
заложить основы для формирования основных компонентов учебной
деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия.
Учитывая возрастные особенности и степень подготовленности
детей, базисные знания, умения и навыки, предлагаются задания, различные
по степени сложности исполнения.
В календарном учебном графике
предусмотрены индивидуальные занятия и работа звеньями. При условии
одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.
Алгоритм учебного занятия
Блоки
Подготовительный
Основной
Итоговый
№п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Этап учебного занятия
Организационный
Проверочный
Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Усвоение новых знаний и способов действий
Первичная проверка понимания изученного
Закрепление новых знаний, способов действий и их
применение
Обобщение и систематизация знаний
Контрольный
Итоговый
Рефлексивный
45
11
Информационный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Поделки из фольги:
Методическое пособие для ДОУ и начальной школы [Текст]. — М.: Изд.
«Сфера», 2003. — 128с. — (Серия «Вместе с детьми»).
2.
Выгонов, В.В. Изделие из бумаги [Текст]. — М. Изд. дом МСП,
2001. — 128с.
3.
Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст].
— Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.
4.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие
для учителя. Москва. “Просвещение”. 2010.
5.
Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст]. — Ярославль:
Академия развития, 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»).
6.
Кискальт, И. Соленое тесто / Пер. с нем. [Текст]. — М.: Аст—
Пресс книга, 2003. — 144с. — (Золотая библиотека увлечений).
7.
Кискальт, И. Соленое тесто. Пер. с нем. [Текст]. — М.:
Информационно—издательский дом «Профиздат», 2002. — (Серия
«Увлекательное моделирование»).
8.
Конышева, Н.М. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для
занятий с детьми 6 — 9 лет дома и в школе [Текст]. — М: Пресс, 1995. —
32с.
9.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное:
Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия
развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).
10.
Лученкова Е. С., «Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. —
[Текст]. — М.: ООО «Издательство АТС»; Минск : Харвест, 2002. — 224с.
11.
Махмутова, Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст]. —
М.: Школьная пресса, 2004. — 64с. («Школа и производство. Библиотека
журнала». Вып. 16).
12.
Мейстер, Н.Г. Бумажная пластика. — М.: ООО «Издательство
Астрель», 2001. — 64с.
13.
Митителло, К.Б. Аппликация. Дом из ткани [Текст]. — М.; Издво «Культура и традиции», 2004.
14.
Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное
пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: «Академия
развития», 1997. — 208с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
15.
Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн.
для учителя по внеклас. работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1990. — 1160с.
16.
Рукоделие для детей / Калинич М., Павловская Л., Савиных В.
[Текст] — Мн.: Полымя, 1998. — 201с.
46
17.
Румянцева, Е.А. Праздничные открытки [Текст]. — М.: Айрис —
пресс, 2005. — 176с. — (Внимание: дети!).
18.
Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для
учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ [Текст]. — СПб.:
«Детство — Пресс», 2004. — 96с.
19.
Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст]. — М.:
Изд. дом МСП, 2005. — 128 с.
20.
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. — М.:
Изд-во ЭКСМО, 2003. — 128с.
21.
Сувениры — самоделки / Авт.—сост. Л.Н.Лосич [Текст]— Мн.:
«Элайда», 1998. — 224с.
Список литературы для детей
1.
Бондрь, Е.Ю., Герук, Л.Н. 100 поделок из яиц [Текст]. —
Ярославль: «Академия развития», 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки»).
2.
Гильман Р.А., «Художественная роспись тканей» 2000.М
3.
Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного
материала [Текст]. — М.: Просвещение, 1991. — 175с.
4.
Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по
основам народного искусства. Москва «Мозаика-синтез», 2004.
5.
Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам
декоративно-прикладного искусства. Художник О. Соловьёва. Издательство
Мозаика-Синтез, 2005.
6.
Перевертень, Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука [Текст].
— М.: АСТ, 2005. — 14 с. — (Поделки своими руками).
7.
Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер.
с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.
8.
Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст].
— Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые
руки»).
47
Приложение №1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
___________________________________________
педагог: _________________________
на____________________учебный год
№ Раздел
1. Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
2.
«Творческие
проекты»
Перечень тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
3.
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных вне программного
материала самостоятельно:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
4.
Профессиональная
ориентация
Перечень мероприятий, проведённых учащимся в
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
начинающим детям, участие в творческих
48
мастерских:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Достижения:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
49
Приложение № 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Этно-арт»
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по
заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. воспитанника,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
2 полугодие
Практические умения и
навыки
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики
Педагогическое наблюдение,
тестирование,
Собеседование
(индивидуальное и
групповое)
Контрольное задание,
концертная деятельность
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
50
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
NN
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Ф.И.
воспитанника
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1
2
1
2
1
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
51