24-25Программа Эколог-краевед ГОТОВО

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от _30 августа 20_24_ г.
протокол № _1__

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № __348_ от 30 августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Эколог-краевед»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.10.17 16:53:48 +03'00'

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 10092
Автор-составитель:
Дадонов Николай Николаевич,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2023
1

Содержание
I

II

Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Нормативная база
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложения

2

3
3
3
9
10
12
14
14
19
29
32
33
34
39
40

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знания о крае, где ты живешь, важны не только тебе, но и для самого
края. Для его сохранения и процветания людей, животных, растений нужно
понимать, как он устроен. Ведь даже горы, моря и реки могут умереть от
нехватки знаний о своей малой родине и нам нужно как можно больше узнать
и изучить его.
Для первых шагов в мир познаний необходимо иметь набор навыков,
знаний, но самое главное - особое мировоззрение, дающее возможность за
грань обыденности и видеть бедующее. Современность с высоким темпом
прогресса требует гибкости мышления, быстрой обучаемости, творческих
решений разных задач и проблем. Необходимо критическое мышление, чтобы
не утонуть в потоке информации, льющейся с разных источников. И в век
быстрой информации каждый человек рождается, в своем роде, исследователем. Он познает мир, начиная с игрушек, книг, и общения со взрослыми.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских
делах. И нужно направить эту жажду открытий на защиту земли и
гармоничный прогресс, дабы человечество развилось гармонично с природой.
Программа дополнительного образования может быть использована и
как факультативный, элективный курс; как методическое пособие по подготовке детей к проектной и исследовательской деятельности, развитию проектного мышления.
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21
июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря
2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29
декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря
2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2019 г., 6
февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г.,
17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2 июля, 30 декабря
2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7 октября, 21 ноября, 5, 19,
28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13, 24 июня, 10, 24 июля, 4
августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22 июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).

3

3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

4

16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014
г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между
обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных

5

общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район, Положение об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в пределах
осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Программа
«Эколог-краевед»
является
модифицированной,
разработана на основе программ для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ «Исследователи природы» под редакцией И.В.
Костинской.
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Актуальность. Патриотизм начинается со знания о родном крае и в
настоящие время необходимо дать детям эти знания, в которых заключаются
уникальность богатства и проблемы края. И только получив эти знания
настоящий патриот решит проблемы и приумножит богатства. Для
процветания любого общества необходимы люди с желанием исследовать,
экспериментировать и создавать новое, а дополнительное образование может
направить энергию ребенка в нужное русло. Необходимо формировать
креативный класс людей, которые делают не только научные открытие, но
формировать успешную экономику государства, облегчать быт человека,
сохранять природу и просто дарить радость. Мы иногда забываем, что даже
простая игрушка - плод огромного научного изыскания и многие не ценят
огромный труд многих ученых. Основным из решений данной проблемы

6

является воспитание «нового» человека, становление познавательной
культуры личности и общества. В этой связи, большое значение имеет форма
работы с детьми в системе дополнительного образования, направленная на
формирование природоохранных умений обучающихся через практическую
исследовательскую деятельность.
Новизна программы заключается в практической направленности
деятельности обучающихся в проектно-исследовательской работе. Именно в
такой работе у ребят закладываются основы профессиональных компетенций.
Участие обучающихся в исследовании природной среды поднимает
природоохранную работу детей на качественно новый уровень. Внимание
учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношении
человечества с природой, их успешного решения и преодоления.
Педагогическая целесообразность. Туризм и краеведение, дополняя
друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных,
спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач. Туристскокраеведческая деятельность является комплексным средством в деле
воспитания и образования учащихся, и в тоже время очень действенным в силу
своей демократичности и гуманности.
Следовательно, туристскопознавательная деятельность учащихся является весьма актуальной для их
всестороннего развития, занимает важное место в общей системе обучения
учащихся и остается педагогически целесообразной. Более чем столетний
опыт России в применении краеведения в обучении подтверждает
актуальность и педагогическую целесообразность туристско - краеведческих
программ и этой формы деятельности учащихся. Именно туристско краеведческая деятельность детей способствует выполнению этих задач и
является весьма актуальной для нашего времени, для современных детей и их
родителей.
Отличительной особенностью этой программы от уже существующих
программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления
краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия
природных условий и богатейшей истории Краснодарского края и
Славянского района.
Адресат программы.
Программа
объединения нацелена на
совместную работу
разновозрастных групп учащихся, желающих проявить и развить свои
способности в области туризма и краеведения.
Группа формируется из детей, проявляющих интерес к познавательной
деятельности и желающих освоить исследовательские навыки, у которых
имеется высокая степень сформированной интересов к краеведению, имеются
способности к биологии, экологии, физики, химии, географии и др.
Потенциальные учащиеся должны проявлять бережное отношение к
объектам природы, иметь мотивацию к изучению природы, экологии, природных взаимосвязей, изучению экологических проблем.
Желательно, чтобы детям было при приеме в объединение не менее 7

7

лет и не старше 11 лет.
Количество обучающихся в группе – от 10 до 15 человек. Как правило,
занятия проводятся всем составом, в соответствии с календарным учебным
графиком.
В объединении могут заниматься дети из семей разного социального
уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а
также дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе
планируется по форме согласно Приложению 1.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы - ознакомительный.
Сроки реализации программы: 1 год обучения (72 часа).
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (10)
сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине
болезни
или
длительного
санаторного
лечения
предусмотрен
индивидуальный маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очнозаочной форме.
Режим занятий: Общее количество часов в год – 72 часа, 2 часа в
неделю; занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа, где
учебный час для детей от 10 до 14 - 40 минут. Перемена между занятиями не
менее 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
В основе реализации программы лежит идея развивающего обучения в
процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает
участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной
деятельности Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это
в основном: теоретические, практические, самостоятельные работы и
исследовательские работы, экскурсии.
Особенности построения программы и её содержания.
Каждое занятие включает в себя как минимум одно задание,

8

предполагающее погружение в учебную проблему, ее обсуждение и выработку путей решения. В конце каждого занятия обсуждается, как и в какой форме
можно применить полученные знания. Таким образом, сочетаются элементы
традиционного обучения и методы активного психологического обучения
(игра, дискуссия по принятию решения и т. д.).
Программа составлена с учетом современного состояния науки и
содержания дополнительного образования.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - создание условий для формирования у учащихся
чувства патриотизма, знаний о родном крае, умений и навыков
исследовательской деятельности на основе изучения различных
представителей растительного и животного мира.
Задачи:
Предметные:
1. Способствовать углублению и расширению имеющихся у учащихся
знаний о Краснодарском края.
2. Сформировать представления о целостности и диалектике природных и природно-антропогенных комплексов, а также путях их рационального
использования и охраны.
3. Создать условия для приобретения специальных знаний и умений в
области научной деятельности: овладения навыками полевых и
производственных исследований, обработки и анализа материала.
4. Ознакомить учащихся с профессиями эколого-биологического
профиля и применением биологических знаний в других профессиях.
Метапредметные:
1. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Формирование у обучающихся основ самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности; психологической готовности к восприятию
проблемной ситуации как задачи деятельности.
3. Развивать умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
4. Развивать умения организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать
индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
5. Формировать и развивать экологическое мышление, умения

9

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации
Личностные:
1. Воспитать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе,
отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
2. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Формировать ценностное мировоззрение, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие
современного мира.
4. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Формировать коммуникативную компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской
деятельности.
6. Формировать основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
7. Воспитать бережное отношение к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Название раздела,
темы

Количество часов
всего теория практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Мой край на планете
Растительный и
животный мир
Экология края
Я-краевед! Как
изучить край?
Итоговое занятие

6

2

4

16

6

10

12

4

8

Формы
контроля
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Практическая
работа
Викторина

34

10

24

Защита проекта

2
72

23

2
49

Викторина

п/п

3
4
5
6

Итого:

10

Содержание учебного плана
Вводное занятие -2 часа.
Теория. Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Экскурсия в городской парк.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Мой край на планете- 6 часов.
Теория «Наш край на карте мира». Геология края. Что расскажут камни?
Практика. Из чего состоит на край. Ориентирование на местности.
«Следопыты» - спортивно – экологическая игра. Вся вода края. Цена каждой
капли.
Форма контроля. Викторина.
Растительный и Животный мир края – 16 часов.
Теория. Как определить окаменелость. Микромир Кубани. Водные
животные и растения Кубани. Животные и растения суши. Кто правит
воздухом?
Практика. Практическая работа «Царства живого. Классификация».
Определение животных. Палеонтология. Кто жил до нас Лабораторная работа
«Жизнь в капле». Лабораторная работа «Животные, растения и грибы
многоклеточные животные». Акция «Защитим зеленых великанов».
Форма контроля. Практическая работа.
Экология края - 12 часов.
Теория. Экологические связи, как их найти. Этология. Секреты
поведения животных.
Практика. Практическая работа «Как решить экологические
проблемы?»
Акция «Защитим почву». Опрос горожан и раздача листовок
Экскурсия «Водоёмы города». Биологическое загрязнение. На страже
границ. Я краевед!
Форма контроля. Викторина.
Я-краевед! Как изучить край? - 34 часа.
Теория. Как помочь Кубани. Технологии переработки. Циклическая
экономика и ноль отходов Моря России угрозы и сохранение. Вода России.
Водный след.
Подарок Черному морю. Наблюдение за краем. Биология и
экология в профессиях.
Практика. Практическая работа «Наблюдение за экологическим
состоянием пришкольного участка».
Описание
родного
края.
Практическая работа «Описание экологического состояния окружающей
среды».
Сравнение. Практическая работа «Сравнение чистоты города».
Исторический метод. Практическая работа «Как менялся край».
Эксперимент. Лабораторная работа «Пыль в городе».
Экскурсия

11

«Следы и убежища животных». Самостоятельная работа «Проведение
видового обзора животных нашего города». Акция «Опрос горожан на знание
красной книги».
Мозговой штурм. Практика «мой проект о родном
крае».
«Достопримечательности родного края». Практическая работа
«Как быть туристом?» Конкурс «Я турист краевед». Я Путешественник.
Рассказы о свои путешествия по краю. Отчеты и консультации по
исследовательским проектам.
Моя Кубань конкурс плакатов и речевок.
Отчеты и консультации по исследовательским проектам. Защита
краеведческого проекта.
Защита краеведческого проекта.
Форма контроля. Защита проекта.
Итоговое занятие- 2 часа
Практика. Экскурсия. Подготовка к лету. Конкурс-викторина.
Форма контроля. Викторина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
Программа предполагает, что учащийся будет знать:

понятия этология, экологические связи;

правила поведения в природе;

назначение приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической
среды, в том числе её экологических параметров;

как
провести
оценку
текущей
метеорологической,
фенологической и экологической обстановки.

профессии эколого-биологического профиля
Программа предполагает, что учащийся будет уметь:
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
находить и формулировать зависимости и закономерности;

проводить наблюдения за природными объектами;

строить простые планы местности;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты,
местных признаков;

называть и показывать по карте основные географические
объекты;

описывать погоду своей местности;

различать основные биогеоценозы своей местности;

вести фенологические наблюдения;




определять

наиболее

распространенные

виды

растений

и

животных;
проводить элементарные опыты и практические работы;

основным навыкам нахождения, использования и презентации
естественнонаучной информации;


12




объяснять значение ключевых понятий.
применять биологические знаний в других профессиях.

Метапредметные
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;

формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.


Личностные
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

формирование ценностного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие
современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, готовность и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской
деятельности;

формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

бережное отношение к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации.


13

РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Календарный учебный график
к программе «Эколог-краевед»

3.
4.

Тема
занятия

Вводное занятие
Знакомство с планом работы
кружка. Инструктаж по технике
безопасности. Экскурсия в
городской парк
Мой край на планете
«Наш край на карте мира»
Из чего состоит на край.
Ориентирование на местности.
«Следопыты» - спортивно –
экологическая игра.
Геология края. Что расскажут
камни?
Вся вода края. Цена каждой капли.
Растительный и Животный мир края

Форма
занятия

Кол-во
часов

2.

факт

1.

Дата

план

№
п\п

2
2

Место
Время
проведения проведения

Форма
контроля

Беседа,
экскурсия

СЮН

Педагогическое
наблюдение

Виртуальная
экскурсия,
беседа,
экологическая игра

СЮН

Педагогическое
наблюдение

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

2

Виртуальная
экскурсия,
практическая работа

СЮН

Викторина

6
2

16

14

5.

Практическая работа «Царства
живого. Классификация».
Определение животных

2

Практическая работа

СЮН

Викторина

6.

Палеонтология. Кто жил до нас.
Как определить окаменелость.

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Викторина

7.

Микромир Кубани.
Лабораторная работа «Жизнь в
капле»
Лабораторная работа «Животные,
растения и грибы многоклеточные
животные».

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Лабораторная
работа

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Лабораторная
работа

9.

Водные животные и растения
Кубани.

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Викторина

10.

Животные и растения суши.

2

Беседа,
практическая работа
в микрогруппах

СЮН

Викторина

11.

Кто правит воздухом?

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

Беседа,
практическая работа

СЮН

Беседа,
практическая работа

СЮН

8.

12.

13.

Акция «Защитим зеленых
великанов»

2

Экология края

12

Экологические связи, как их найти

2

15

Практическая
работа

Практическая
работа

14.

Этоло́гия.
Секреты поведения животных.

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

15.

Практическая работа «Как решить
экологические проблемы?»

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

Беседа,
практическая работа

СЮН
СЮН

16.
17.
18.

Акция «Защитим почву». Опрос
горожан и раздача листовок

2

Экскурсия «Водоёмы города».

2

Беседа,
экскурсия

2

Беседа,
практическая работа

Биологическое загрязнение. На
страже границ
Я краевед! Как изучить край?

СЮН

Практическая
работа
Беседа по
итогам
экскурсии
Викторина

34

19.

Наблюдение за краем. Практическая
работа «Наблюдение за экологическим состоянием
пришкольного участка».

2

Лекция,
практическая работа

СЮН

Педагогическое
наблюдение

20.

Описание родного края.
Практическая работа «Описание
экологического состояния окружающей среды».
Сравнение.
Практическая работа
«Сравнение чистоты города»

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

2

Практическая работа

СЮН

Исторический метод. Практическая
работа «Как менялся край».
Эксперимент. Лабораторная работа
«Пыль в городе»

2

Практическая работа

СЮН

2

Лекция,
практическая работа

СЮН

Педагогическое
наблюдение
Практическая
Практическая
работа
работа
Лабораторная
Педагогическое
работа
наблюдение

21.
22.
23.

16

24.

25.

Экскурсия «Следы и убежища
животных». Самостоятельная работа
«Проведение видового обзора
животных нашего города»
Акция «Опрос горожан на знание
красной книги»

СЮН
2

Беседа,
практическая работа

Экскурсия
Практическая
работа
СЮН

2

Беседа,
практическая работа

Практическая
работа

Как помочь Кубани. Технологии
переработки.
Циклическая экономика и ноль
отходов
Моря
России угрозы и сохранение
Вода России. Водный след.

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

28.

Подарок Черному морю

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

29.

Мозговой штурм. Практика «мой
проект о родном крае».

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Лабораторная
работа

30.

«Достопримечательности родного
края»
Практическая работа «Как быть
туристом?»

2

Беседа,
практическая работа

СЮН

Практическая
работа

31.

Биология и экология в профессиях.
Конкурс «Я турист -краевед».
Я -путешественник. Рассказы о свои
путешествия по краю.
Отчеты и консультации по
исследовательским проектам.

2

Экологическая игра

СЮН

2

Устные
представления работ,
коллективное
обсуждение

СЮН

Педагогическое
наблюдение
Защита проекта

26.
27.

32.

17

2

34.

«Моя Кубань» - конкурс плакатов и
речевок.
Отчеты и консультации по
исследовательским проектам.
Защита краеведческого проекта.

35.

Защита краеведческого проекта.

2

Итоговое занятие
Экскурсия. Подготовка к лету.
Конкурс-викторина
Итого:

2
2

33.

36.

2

Устные
представления работ,
коллективное
обсуждение
Устные
представления работ
коллективное
Устные
обсуждение
представления работ
коллективное
обсуждение
Беседа, брейн- ринг

72

18

СЮН

Защита проекта

СЮН

Защита проекта

СЮН

Защита проекта

СЮН

Викторина

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется согласно
программе по воспитанию МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани.
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране в настоящее время
является важнейшим процессом модернизации системы дополнительного
образования и общества в целом. Учреждения дополнительного образования
обладают наибольшим воспитательным потенциалом в образовательном
пространстве, поскольку именно в сфере свободного выбора видов
деятельности можно рассчитывать на более эффективное воспитание.
Цель: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному,
патриотическому и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи воспитательной программы:
- содействие в организации единого образовательного пространства,
разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив
и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и
работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи
по вопросам воспитания учащихся.
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально адекватных
приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы
деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления,
необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и
предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности;
- формирование экологического мировоззрения, базирующегося на
принципиально иной системе жизненных ценностей;
- осознание детьми принадлежности к природе (призвано
формировать у них готовность ко взаимодействию с окружающей средой);

19

- освоение экологической этики, опирающейся на соответствующую
мотивацию в нравственном «поле» личности;
- формирование высокого уровня экологической культуры;
- формирование мотивов общения с природой, интереса к ее изучению;
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание ответственности за сбережение природы, активной позиции
по изучению и охраны природы.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и
других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации).
Основные педагогические методы, применяемые в процессе воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественноемнение,
воспитывающие ситуации;
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Основные направления воспитательной работы
1. Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
• усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением,
способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и
справедливости;
• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений;

20

• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
2. Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры, укрепление у
учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного
оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям, близким
людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
3. Национальное воспитание:
• Формирование у учащихся национального сознания и самосознания,
любви к родной земле, семьи, народа;
• формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа,
Родины;
• утверждение принципов общечеловеческой морали: правды,
справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
4.Трудовое и профориентационное воспитание:
• развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения
учащихся к разным видам трудовой деятельности, накопление
профессионального опыта;
• формирования
у
детей
творчества,
самостоятельности,
ответственности, активности, уверенности в себе;
• привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
• развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных
видах трудовой деятельности.
4. Интеллектуальное воспитание:
• развитие познавательной потребности, определяемой расширением
объема знаний;
• развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
5. Семейное воспитание:
• воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
• воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким
людям.
6. Эстетическое воспитание:
• воспитание основ эстетической культуры, способность различить и
видеть прекрасное;
• развитие художественных способностей;
• воспитание чувства любви к прекрасному.
7. Физическое воспитание:
• формирование потребности в здоровье, как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
• развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей
8. Экологическое воспитание:

21

• формирование элементарных экологических знаний
• формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
• воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы, и окружающему миру в целом
9. Правовое воспитание:
• развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия;
• воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства.

22

Календарный план воспитательной работы
по программе «Эколог-краевед»
№
п/п
1

2

Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание

Нравственное
воспитание

Наименование
мероприятия
Мероприятия в
рамках проведения
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы.
Мероприятия,
посвященных 80годовщине Великой
Победы».
Конкурс рисунков,
посвященных Дню
учителя
Мероприятия,
посвященный Дню
матери.
Проведение
мероприятий в рамках
зимних каникул
Гагаринский урок
«Космос – это мы»

Срок
Ответственный
выполнения исполнитель
январь февраль

Педагог д/о

У учащихся будут
сформированы основы
гражданственности
(патриотизма) как
важнейших духовнонравственных
исоциальных
ценностей.

Педагог д/о

У
учащихся
будут
сформированы
понимания
смысла
человеческого
существования,
ценности
своего
существования
и
ценности
существования других
людей.

май

октябрь
ноябрь
январь
апрель

23

Планируемый
результат

Примечание

3

4

5

Национальное
воспитание

Трудовое
воспитание

Педагог д/о

Акция «Я люблю
свою Страну» День
народного единства
Акция «Бессмертный
полк»

ноябрь

Акция: «Украсим
любимый центр»
(Озеленение
кабинетов, коридоров)
Операция «Трудовой
десант»

январь
март

Педагог д/о

октябрьмарт

Педагог д/о

Интеллектуальное Краевой конкурс
воспитание
экологических
проектов «Волонтеры
могут все»
Краевой конкурс
«Семейные
экологические
проекты»

май

февральмарт

24

У учащихся будут
сформированы
гражданские и
политические чувства:
чувства любви к
Родине, уважения к
государственным
символам,
историческому
наследию своего
народа.
У
учащихся
будут
сформированы
представления
об
уважении к человеку
труда, о ценности
труда и творчества для
личности, общества и
государства.
У
учащихся
будут
сформированы
способности мыслить
рационально,
эффективно проявлять
свои интеллектуальные
умения в окружающей
жизни.

6

Семейное
воспитание

7

Эстетическое
воспитание

8

Физическое
воспитание

Краевое
март-ноябрь
интеллектуальное
мероприятие
«Научнопрактическая
конференция Малой
сельскохозяйственной
академии учащихся».
Добро пожаловать» сентябрьдень открытых дверей
октябрь
Индивидуальные
октябрь
встречи, беседы с
родителями
Индивидуальные
май
консультации для
родителей
Конкурс фотографий
ноябрь«Золотая осень в
нашем городе»
Мероприятия,
март
посвященные
международному
женскому
Дню 8 марта
Динамические паузы.
в течении
Ежедневно, в
года
перерывах между
занятиями

25

Педагог д/о

Педагог д/о

Педагог д/о

У учащихся будут
сформированы
ценностные
представлений об
институте семьи, о
семейных ценностях,
традициях, культуре
семейной жизни
У
учащихся
будут
сформированы
ценностные отношения
к
прекрасному,
представления
об
эстетических идеалах и
ценностях
У
учащихся
будут
сформированы
ценностные отношения

9

Экологическое
воспитание

Акция «Курить
здоровью вредить!»
посвященная
Всемирному дню
отказа от курения
Краевая экологопросветительская
акция, приуроченная
к международному
Дню защиты
животных
Муниципальный этап
краевого конкурса
исследовательских
работ "Природа
Кубани"
Муниципальный этап
краевого конкурса
«Моя малая родина:
природа, культура,
этнос»
Муниципальный этап
экологического
месячника
«Новогоднее дерево»
Охрана и подкормка
птиц

ноябрь-

сентябрьоктябрь

октябрь

ноябрьдекабрь

ноябрьдекабрь
декабрьянварь

26

к здоровью и здоровому
образу жизни

Педагог д/о

У
учащихся
будут
сформированы
бережное отношения к
окружающей
среде,
любовь к родному краю,
умение видеть красоту
природы, восторгаться
ею, защищать.

Акция «Птицы
Кубани»
Операция
«Рождественский учет
птиц»
Краевой
экологический
конкурс «Зеленая
планета».
Акция
«Экологический
марафон». I этап
«Каждой
пичужке
кормушка»

декабрьянварь

январь-март

январь

Экологический
месячник
«Первоцвет».

февральмарт

Участие
в
Дне
российской науки.

февраль

Участие в
муниципальном этапе
краевой акции
«Экологический
марафон»
III этап - «Спасибо
деду за Победу!»

апрель-май

27

10

Правовое
воспитание

Международная
природоохранная
акция «Марш парков»
Участие в
Международном дне
биологического
разнообразия
Краевая
акция
«Экологический
марафон»:
IV этап «Утилизация»
Составление
социальных паспортов
по объединениям
Оформление стенда
«Детский
телефон
доверия» Беседа:
«Воспитание
здоровых привычек»,
Час общения «За
преступлением идет
наказание»

апрель
май

май

сентябрьоктябрь

май

28

Педагог д/о

У
учащихся
будут
сформированы
представления
об
основных правах и
обязанностях,
о
принципах демократии,
об уважении к правам
человека и свободе
личности,
формирование
электоральной
культуры.

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная модель построения программы позволяет освоить её в индивидуальном темпе и удовлетворить ряд образовательных запросов, которые в
настоящее время недостаточно обеспечиваются в рамках общеобразовательной школы и работы групп дополнительного образования по типовым и модифицированным программам.
Раннее приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет
с успехом решать многие образовательные проблемы, например, связанные с
индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, с созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением
программы, с профессиональной ориентацией.
Научная и теоретическая значимость программы:
- определение творческих основ и направлений подготовки учащихся;
- разработка основ формирования исследовательской деятельности на
различных образовательных уровнях;
- способствование развитию творческой активности и направленности
в образовательной деятельности.
Практическая значимость программы:
- разработка и распространение рекомендаций по методическому и
практическому обеспечению исследовательской и образовательной деятельности;
- формирование практических навыков и профориентация.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Помещения для занятий, оборудованные электроснабжением, столами,
стульями, шкафами, стеллажами, библиотека, дендрарий, живой уголок.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
Микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, бинокль, телевизор, видеокамера,
проектор, компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM, веб-камера,
пробирки для сбора воды.
Природный материал – камни и полезные ископаемые.
Картотеки: стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы о растениях;
дидактические игры.
Пособия: гербарии, изделия из растений, поделки из растительного
материала, иллюстрации, фото, видео с изображением растений родного края.
Кассета с документальными фильмами о природе. Кассета с голосами
птиц.

29

Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники):
Определители по различным группам живых организмов (из серий:
«Фауна СССР», «Фауна России», «Определители по фауне СССР и России»);
«Флора СССР»; региональные определители и другие пособия, методические
пособия по организации исследований в природе.
Интернет-источники:

http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm – экскурсия по г.
Краснодару на сайте туризма на Юге России (история, археология,
этнография; старинные карты Кубанской области; описание самых
красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);
http://mustamhi.narod.ru/ – Таманский археологический музей;
http://otdih.nakubani.ru – отдых в Краснодарском крае и Адыгее;
природа Кубани: вода, горы, леса и ботанические объекты, памятные
места, охраняемые природные территории; фото.
http://tamanland.ru/ – информационный
сайт
о
Таманском
полуострове (природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна;
история, география (фотогалерея);
http://priroda.kubangov.ru/ – природа Кубани, официальный сайт
департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды
Краснодарского края); Красная книга Кубани;
http://www.kuban-tourism.ru/gallery/nature.htm – Кубань – туризм;
природа Кубани в фотографиях;
В процессе реализации программы используются такие методические
приемы, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог
формирует интерес учащихся к обучению и к себе, создавая ситуацию успеха,
используя при этом: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические
занятия; познавательные игры; методы эмоционального стимулирования;
творческие задания; анализ, обобщение, систематизация полученных знаний и
умений; проблемные поисковые формы занятий; выполнение работ под руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа; подготовка к экспериментальной работе; контроль в виде экспертизы, анализа и
коррекции.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства
учебно-научно-исследовательской деятельностью учащихся.
Шик Римма Александровна, образование – высшее, имеет опыт работы
по программам «Юный натуралист», «Мир глазами детей», «Юный цветовод».
Формы работы:
- рассказ, лекции или беседы с использованием наглядного материала
для теоретической части занятия;
- игры, способствующие закреплению полученных знаний;
- практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике
30

безопасности. При выполнении практических работ дети приобретают умения
и навыки проведения научных исследований, работы с лабораторным
оборудованием, использования оптических приборов, выполнения основных
приемов методик исследований;
- викторины;
- экскурсии в природу, наблюдения и эксперимент способствуют повышению знаний детей, умению видеть, понимать и восхищаться красотой
природы и бережно к ней относиться.
При формировании коллектива желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возраста.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена деятельности, форм и методов в процессе занятия. Все они должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить
интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести
навыки исследовательской деятельности, трудолюбие, ответственность и
самостоятельность.
Занятия должны носить большей частью краеведческий характер.
Пристальное внимание юннатов следует направить на изучение и охрану
природы Краснодарского края. Формы и методы работы с детьми
разнообразны. Это наблюдения, занятия (простые и комплексные), экскурсии,
игровые обучающие ситуации с использованием игр, картинок.

31

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Проводятся текущий контроль, промежуточная аттестация, аттестация
по итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Эколог-краевед».
Система проверки уровня освоения программы
Игры, викторины, турниры, итоговые занятия, участие в олимпиадах:
городских, специализированных, на уровне учреждения дополнительного
образования.
Участие в исследовательских конференциях и конкурсах - на уровне
учреждения дополнительного образования, общегородских, краевых,
всероссийских и международных.
Участие в биологических и экологических олимпиадах разного уровня,
проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете является
проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их
практического осмысления.
Конференции исследовательских работ позволяют оценить эффективность и степень освоения материала по исследовательской деятельности.
Представление исследовательских работ допускается в форме устного
доклада. При этом каждому учащемуся необходимо соблюдать
соответствующие требования, которые и являются критериями оценки (см.:
раздел «Методическое обеспечение программы»).
Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся
ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить
перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать
необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести
дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты, дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- грамоты;
- оформленные исследовательские работы;
- свидетельства, сертификаты;
- статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- научно-практические конференции, конкурс инструментальных исследований окружающей среды, слеты, фестивали, чтения.
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года («Выбери
жизнь»);
- портфолио;
- статьи, публикации;
- поступление выпускников по профилю.
32

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного образовательного уровня на другой. Результативность деятельности по программе, также
определяется следующими критериями:
1. Результатами участия в конкурсах, конференциях и в олимпиадах.
Дети, обучающиеся по программе становятся победителями районных,
городских, краевых конкурсов и конференций.
2. Публикациями учащихся о своей научно-исследовательской деятельности.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся публикуют свои
доклады, сообщения и тезисы в различных журналах и сборниках (иногда совместно с руководителями).
Все перечисленные критерии вносятся в личное портфолио учащегося.
Для осуществления мониторинга личностного роста разработана карта
личностного роста учащихся, которая заполняется в течении каждого
учебного года (вводный, промежуточный и итоговый этапы) в ходе релизации
программы. Она включает 12 пунктов оценки качеств и компетенций
учащихся и позволяет проследить динамику развития каждого ребенка
(Приложение 2).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности форм и методов в процессе занятия. Все они должны
способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему
живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить
интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести
навыки исследовательской деятельности, трудолюбие, ответственность и
самостоятельность.

33

Тема программа
Вводное
занятие

Мой край на
планете
Растительный и
Животный мир
края

Экология края

Итоговое
занятие

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма занятий
Приемы и методы организации Дидактический матеобразовательного процесса
риал
Мультимедийное занятие, Обсуждение результатов конМультимедийный
практическая работа в троля, использование самооценки, материал, дидактичепредоставление информации
малых группах, игра.
ские карточки
разными способами (таблицы,
презентации)
Мультимедийное занятие.
Предоставление
информации
Мультимедийный
разными способами (таблицы,
Практическая работа.
материал, дидактичепрезентации).
ские карточки
Стимулирование учащихся к
Предоставление
информации
Мультимедийный
формулированию
вопросов
Мультимедийное занятие.
разными способами; стимулироматериал,
Практическая работа.
вание учащихся к формулировадидактические
нию вопросов, косвенное возкарточки
действие на их поведение
Лекция. Лабораторная раПредоставление информации
Мультимедийный
бота
разными способами; стимулиро- материал, дидактичеРазвивающая игра.
вание учащихся к формулироваские карточки
Мультимедийное занятие нию вопросов, косвенное воздействие на их поведение
Лекция. Биологическая
Игровые ситуации, проблемно- Мультимедийный маигра. Мультимедийное
поисковая деятельность, стиму- териал, дидактические
занятие.
лирование к возникновению
карточки - задания,
Практическая работа в
проблемных ситуаций.
стикеры, ватманы
малых группах
34

Форма подведения
итогов
Рефлексия содержания учебного
материала,
тестирование.
Рефлексия деятельности, оценка
результатов
практических раРефлексия
бот. содержания учебного
материала,
рефлексия настроения.
Рефлексия содержания учебного
материала,
рефлексия настроения
Рефлексия деятельности, оценка
результатов
практических работ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Технология индивидуализации обучения.
2. Технология дифференцированного обучения.
3. Технология развивающего обучения.
4. Технология проблемного обучения.
5. Технология исследовательской деятельности.
6. Технология проектной деятельности.
7. Технология портфолио.
8. Здоровьесберегающие технологии.
9. Информационно-коммуникационные технологии.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические рекомендации по организации и проведению
акций.
Методические рекомендации по организации и проведению
мероприятий в различных формах.
Раздаточный материал.
Инструкции по работе с лабораторным оборудованием,
приборами.
Презентации.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 этап

2 этап

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие
вопросы:
- Определить уровень выполнение поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из
его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
-Моделирующий.
Какую помощь По
смогли
принестьанализа
обществу
и экологии?занятия строится
результатам
предыдущего
-модель
В зависимости
результатов,
какую нужно произвести коректировку
будущегоотучебного
занятия:
в- Определение
последующихусловий
учебныхпроведения
занятиях, какие
новые
элементы
внести,
данного
учебного
занятия
для от
чего
отказаться?
успешного
поведения и реализации логики процесса обучения.
-- Обозначение
Все ли потенциальные
возможности
задач учебного
занятия.занятия и его темы были
использованы
обучающих задач?
- Определения для
видарешения
занятия,воспитательных
если в этом естьинеобходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание реализации обучающего и воспитательного
потенциала.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор
способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми
мате- риала занятия.
- - Состовление плана обеспечение безапостности и здоровья
35
обучающихся.

3 этап

Обеспечение содержания учебного занятия:
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного
материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор,
изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала;
подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д.

Подготовительный

Блоки

АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основной

3

№
п\
п

Этап
учебного
занятия

1

Организацион
ный

2

Проверочный

Задачи этапа

Подготовка детей к
работе на занятии

Проверка усвоенности
материалов прошлого
занятия.
Установление
правильности и
осознанности
выполнения
индивидульных
заданий (если таковое
было), выявление
пробелов и их
коррекция
Подготовител Обеспечение
ьный (подгото мотивации и принятие
вка к новому
детьми цели учебносодержанию) познавательной
деятельности
Выявление уровня
знаний о новой теме.

36

Содержание
деятельности
Организация начала
занятия, создание
психологического
настроя на учебную
деятельность и
активизация внимания
Проверка
усвоеннности знаний
предыдущего занятия.
Проверка
индивидуальных
заданий

Сообщение темы, цели
учебного занятия и
мотивация учебной
деятельности детей
(например,
эвристический вопрос,
познавательная задача,
проблемное задание
детям)

4

5

6

7

8

Итоговый

9

Усвоение
новых знаний
и способов
действий

Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания связей и
отношений в объекте
изучения
Первичная
Установление
проверка
правильности и
понимания
осознанности усвоения
изученного
нового учебного
материала, выявление
ошибочных или
спорных представлений
и их коррекция
Закрепление
Обеспечение усвоения
новых знаний, новых знаний, способов
способов
действий и их
действий и их применения
применение
Обобщение и Формирование
систематизаци целостного
я знаний
представления знаний
по теме
Контрольный Выявление качества и
уровня овладения
знаниями,
самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий

Итоговый

Анализ и оценка
успешности
достижения цели,
определение
перспективы
последующей работы
37

Определение уровня
знаний о новой теме.
Использование заданий
и вопросов, которые
активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение пробных
практических заданий,
которые сочетаются с
объяснением
соответствующих
правил или
обоснованием
Применение
тренировочных
упражнений, заданий,
экоакций, которые
выполняются
самостоятельно
детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование
устного (письменного)
опроса, а также
заданий различного
уровня сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского).
Проведение
самоанализа и
самокритики.
Педагог совместно с
детьми подводит итог
занятия

10

Рефлексивный Мобилизация детей на
самооценку

11

Информацион
ный

Обеспечение
понимания цели,
содержания
индивидуальных
заданий, логики
дальнейшего занятия и
необходимой
подготовкой к нему.

38

Самооценка детьми
своей
работоспособности, пс
ихологического
состояния, причин
некачественной
работы,
результативности
работы
Информация о
содержании и
конечном результате
домашнего задания,
инструктаж по
выполнению,
определение места и
роли данного
задания в системе
последующих занятий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Белюченко И.С. Экология Кубани. I том. Краснодар. 2005 г.
2. Белюченко И.С. Экология Кубани. II том. Краснодар. 2005 г.
3. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум:
научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты. Москва. 2001 г.
4. Завьялов А.Я.Занимательные вопросы юного географа. М;
Просвещение, 2007г
5. Методическая копилка педагога. Сост. Вербова Л.С. Крымск 2000
г.
6. Муравьева А.Г. (под редакцией). Теория и практика
экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений.
С -П.2000 г.
7. Поляков В.А. Экологическая взаимообусловленность мира.
Краснодар 2005 г.
8. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.
«Просвещение». 1995г.
9. Плавилищиков Н.Н. Определитель насекомых. М.: Топикал, 1994
г.
10. Русско-латинский эколого-ботанический словарь. Краснодар 1993
11. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе.
Москва. «Академия» - 2000г Тупикин Е.И. Тематический контроль по
общей биологии с основами экологии. М. «Интеллект - Центр» 2000 г.
12. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать
вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
13. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое
пособие/ Под ред. Т.Я. Ашахминой. - М.: АГАР, 2000
Список литературы для обучающихся:
1. Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодар. 2005г.
39
2. Геращюк В.П. Беседы о домашних животных.2005г.
3. Плотников Г.К. Животный мир Краснодарского края. Том I.
4. Плотников Г.К. Животный мир Краснодарского края. Том II.
5. Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Осень
1 -4 классы. Волгоград, 2004 г.
6. Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Зима 1
-4 классы. Волгоград, 2006 г.
7. Я познаю мир: дет. Энцикл.: Экология. М.: ООО «Издательство
АСТ», 2001 г.
8. Хламин С.А. Я иду по лесу. Энциклопедический словарь юного
натуралиста. М- 2008 г.

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося ______________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Эколог-краевед»,
педагог: Шик Римма Александровна
на 2023-2024 учебный год
№ Раздел

Наименование мероприятий

1

Перечень пройденных тем:

Учебный план

1._________________________________________
2.__________________________________________
3. _________________________________________
4.__________________________________________
5.__________________________________________

2

Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3. _________________________________________
4.__________________________________________
5.__________________________________________
40

3

«Творческие

_
Перечень тем:

проекты»

1.__________________________________________
2.__________________________________________
3. _________________________________________
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________

2.___________________________________________
3.
4.
4

Самостоятельна
яработа

Перечень работ, выполненных внепрограммного
материала самостоятельно:
1.
2.
3.

5

"Профессиональ- Перечень мероприятий, проведенных учащимся
в
ная
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
ориентация"
начинающим детям, участие в творческих
мастерских:
1.___________________________________________
2.___________________________________________
3.
4.___________________________________________

6

Участие в

Перечень мероприятий:

мероприятиях

1.___________________________________________
2.___________________________________________
3.

41

4.___________________________________________
Достижения:
1.
2.
3.

Приложение 2
Карта личностного роста учащихся объединения «Эколог-краевед»
Группа №_________

Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его
развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
1.Мотивация учебно-познавательной деятельности:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*учится охотно, стремится *учится с интересом,
получать прочные знания, участвует
в
самостоятельно стремиться познавательной
деятельности,
не
ограничивается рамками
программы,
но
под
руководством педагога
5
4

*учится
под
контролем педагога,
неохотно,
познавательная
активность низкая.

Вводное

Вводно
е

Промежуто
чное

Итоговое

Вводное

Промежу
точное

Итоговое

42

*не
проявляет
особого интереса к
приобретению
знаний,
познавательная
активность низкая.

3
Промеж
уточное

*равнодушен
к
учению,
познавательная
активность отсутствует

2
Итоговое

Вводн
ое

Промежут
очное

1
Итогов
ое

Вводное

Промежу
точное

Итогово
е

Фамилия,
имя
ученика

2. Сформированность интеллектуальных умений
(анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей)
*высокая, самостоятельно
определяет содержание,
смысл
анализируемого,
точно обобщает, видит о
осознает тонкие различия
при сравнении, легко
обнаруживает
закономерные связи

баллы
Дата
заполнен
ия

*хорошая,
охотно
определяет содержание,
смысл анализируемого с
незначительной помощью
педагога, умеет обобщать

5
Вводное

Промежуто
чное

4
Итоговое

Вводное

Промежуто
чное

Итоговое

*средняя,
задания,
требующие
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения и установления
закономерных
связей
выполняет
не
всегда
охотно
и
при
соответствующей
стимулирующей помощи
педагога
3

*низкая,
задания
выполняются
с
организующей
и
направляющей
помощью педагога

Вводное

Вводное

43

Промежут
очное

Итоговое

*очень низкая, при
выполнении задания
необходима
обучающая помощь,
предлагаемая помощь
воспринимается
с
трудом

2
Промежут
очное

1
Итогово
е

Вводное

Промеж
уточное

Итогов
ое

3.Степень обучаемости:

Фамилия,
имя
ученика
баллы
Дата
заполнения

Высокая, усваивает весь
предлагаемый материал,
свободно применяет все
виды памяти, обладает
высокой способностью к
переключению внимания.
5
Вводное

Промежуточное

Итоговое

Хорошая,
материал
усваивает, в основном, на
занятии;
при
необходимости
использует
наиболее
развитые виды памяти;
при желании свободно
переключает внимание.
4

Средняя, для усвоения
материала
необходима
дополнительная домашняя
проработка,
использует
лишь один вид памяти,
способность
к
переключению внимания
развита недостаточно.
3

Низкая,
материал
усваивает плохо, память
развита
слабо,
способность
к
переключению
внимания практически
отсутствует.

Вводное

Вводное

Вводное

Промежу
точное

Итоговое

44

Промежуточное

Итоговое

2
Промежу
точное

Итоговое

Очень
низкая,
материал
не
усваивает, память
не
развита,
способность
к
переключению
внимания
отсутствует.
1
Вводное

Пр
оме
жут
очн
ое

Итог
овое

4. Мотивация к труду:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*высокие, умеет
планировать и
контролировать свою
деятельность,
организован, темп работы
стабильный, высокий.
5
Вводное

Промежут
очное

Итоговое

*хорошие, может
планировать и
контролировать свою
деятельность с
помощью педагога, не
всегда организован,
темп работы не всегда
стабильно хороший.
4

*средние, с трудом
планирует и
контролирует свою
деятельность, не
организован, темп
работы замедленный.

Вводное

Вводное

Промежут
очное

Итого
вое

*низкие, не планирует
свою деятельность,
способность к
самоконтролю
развита слабо, темп
работы низкий.

3

45

Промежу
точное

*очень низкие, не
умеет и не хочет
планировать свою
деятельность, темп
работы крайне
низкий.

2
Итогов
ое

Вводное

Промеж
уточное

1
Итоговое

Вводное

Промеж
уточное

Итогово
е

5. Уровень утомляемости

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*очень низкий, хорошо
развита способность к
необходимой
концентрации
внимания, постоянно
соблюдается режим дня
и питания.
5

*низкий, развита
способность к
концентрации внимания,
режим дня и питания
соблюдается не всегда.

Вводное

Вводное

Проме
жуточн
ое

Итоговое

*значительный,
способность к
концентрации внимания
развита недостаточно,
режим дня и питания
постоянно нарушается.

4
Проме
жуточ
ное

3
Итоговое

Вводное

46

Промежут
очное

Итогово
е

*достаточно высокий,
способность к
концентрации
внимания развита очень
слабо, режим дня и
питания постоянно
нарушается.
2

*высокий, способность
к концентрации
внимания не развита,
режим дня и питания
не соблюдается

Вводное

Вводное

Промежут
очное

Итогово
е

1
Промежут
очное

Итогово
е

6. Целеустремленность:
Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Умеет ставить перед
собой цель и добиваться
её осуществления,
осознает, кем и каким
хочет стать, стремится к
знаниям в сфере
выбранного жизненного
становления.

*Может ставить перед
собой цель, но не
всегда добивается ее
осуществления,
осознает, кем и каким
хочет стать, но
упорства в обогащении
знаниями не
проявляет.

5
Вводное

Промежуточное

4
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Не считает нужным
ставить перед собой
конкретные цели, четко
не представляет, кем и
каким хочет стать,
полагается на
рекомендации
взрослых, сверстников
и воспринимает это как
необходимость.
3

* Не способен ставить
перед собой цели, в
выборе жизненного
пути следует за
«всеми», не проявляет
активности в
личностном
становлении.

Вводное

Вводное

47

Промежуточное

Итоговое

*Отсутствует
полностью, не
задумывается о
дальнейшем
жизненном
становлении, не хочет
знать, кем и каким
будет.

2
Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

7. Дисциплина и организованность

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*высокая,
самоорганизован,
выполняет. Правила
внутреннего распорядка,
проявляет постоянную
готовность в оказании
помощи другим в их
соблюдении, осознает
значение этих качеств.
5

*хорошая, готов
оказать содействие в
соблюдении Правил
внутреннего
распорядка по просьбе
педагога, осознает
значение этих качеств.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*удовлетворительная,
проявляет эти качества
по указанию педагога,
слабо осознает их
значение.

4
Промежуточное

*низкая, пассивен в их
проявлении,
характерная позиция
«исполнитель по
необходимости», не
осознает их значения.

3
Итоговое

Вводное

48

Промежуточное

*полностью
отсутствует, не
считает эти качества
необходимыми.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

8.Коммуникабельность, степень влияния в коллективе:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*явный лидер, легко
контактирует с
окружающими, умеет
создавать и
поддерживать
благоприятные,
положительные
отношения в
коллективе, пользуется
уважением среди
учащихся и взрослых.
5
Вводное

Промежуточное

Итоговое

*лидер, умеет находить
контакт с
окружающими,
поддерживает
доброжелательные
отношения в
коллективе, но сам
редко выступает
инициатором их
создания, пользуется
уважением среди
большинства
учащихся.
4

*Неровен в отношениях
с окружающими, может
стать источником
межличностных
конфликтов, не
способен поддерживать
нормальные отношения
в коллективе,
пользуется уважением
среди небольшого
количества учащихся.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Конфликтен, часто
безразличен к
состоянию
взаимоотношений в
коллективе, уважением
среди сверстников
практически не
пользуется.

3

49

Промежуточное

*Часто осложняет
отношения в
коллективе,
безразличен к их
состоянию, не
способен к
адекватному анализу
ситуаций, уважением
в коллективе не
пользуется.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

9. Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

Фамилия,
имя
ученика
баллы
Дата
заполнения

*Постоянно соблюдает
и активизирует
товарищей на их
освоение, высокие
навыки
самообслуживания, не
требующие контроля со
стороны педагогов.
5

*Соблюдает
выборочно, готов к
самообслуживанию по
требованию педагога.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Соблюдает неохотно,
навыки
самообслуживания
развиты слабо, к их
развитию не
стремится.

4
Промежуточное

*Соблюдает только
под присмотром
педагога, навыки
самообслуживания
развиты крайне слабо.

3
Итоговое

Вводное

50

Промежуточное

*Не соблюдает, не
хочет заниматься
самообслуживанием.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

10. Внешний вид и аккуратность:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Соответствует
требованиям
учреждения,
способствует развитию
этих качеств в
товарищах,
пропагандирует их
значение.
5

* Соответствует
требованиям
учреждения,
способствует развитию
этих качеств у
товарищей лишь по
просьбе педагога.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Не всегда
соответствует
требованиям
учреждения, не
считает эти качества
необходимыми.

4
Промежуточное

*Крайне редко
соответствует
требованиям
учреждения, не хочет
развивать в себе эти
качества.

3
Итоговое

Вводное

51

Промежуточное

* Не соответствует
требованиям
учреждения,
высмеивает наличие
этих качеств у других.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

11.Уровень этической культуры:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Высокий, не допускает
неуважительного
отношения к себе и
окружающим, соблюдает
общепринятые
нравственные нормы
поведения, разъясняет
необходимость их
соблюдения среди
товарищей, обладает
устойчивым
иммунитетом к
безнравственной,
некорректной лексике.
5

*Хороший, соблюдает
общепринятую этику
взаимоотношений, но
инициатором ее
соблюдения среди
сверстников не
выступает, корректен.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Средний, соблюдает
нормы общепринятой
этики
взаимоотношений под
давлением взрослых,
неразборчив в выборе
лексики, допускает
неуважительное
отношение к
окружающим.

4
Промежуточное

*Низкий, использует
нецензурную лексику,
часто неуважителен к
окружающим, редко
задумывается над
необходимостью
работы над собой.

3
Итоговое

Вводное

52

Промежуточное

*Очень низкий,
неуравновешен, часто
использует
нецензурную лексику,
неуважителен и
несдержан в выборе
средств
самовыражения.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

12. Работа над вредными привычками:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Активно работает над
искоренением вредных
привычек, постоянно
проявляет инициативу в
поиска оптимальных
результатов,
внимательно
прислушивается к
взрослым и
сверстникам.
5

*Активен в
искоренении вредных
привычек, но в работу
включается по
инициативе других.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Особой активности
не проявляет, в работу
включается по мере
необходимости и под
контролем старших.

4
Промежуточное

*Пассивен в работе
над собой, включается
лишь под
воздействием
необходимых
стимулов.

3
Итоговое

Вводное

53

Промежуточное

*Уклоняется от работы
над собой, безразличен
к мнению
окружающих.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.