УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от _30 августа 20_24_ г.
протокол № _1__
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № __348_ от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мы - твои друзья»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Возрастная категория: от 7 до 12 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.10.17 16:54:33 +03'00'
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: _29512
Автор-составитель:
Борисенко Юлия Петровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024
1
Содержание
I
II
Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Нормативная база
Цели и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложения
2
3
3
3
9
11
13
15
15
20
30
32
33
34
40
42
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Питомцы - часть экоситстемы современного человека. Более 70 % российских семей имеют домашнего питомца. Однако, несмотря на многовековое сосуществование человека и животных, современное общество сталкивается с необходимостью решения целого ряда проблем. Они проявляются
прежде всего в росте числа бездомных животных на улицах городов.
Причина сложившейся ситуации носит комплексный характер, ключевой фактор, как считают эксперты, заключаются в низком уровне культуры
обращения с домашними питомцами. Сегодня востребована новая экологическая культура, базирующаяся на представлении о домашних питомцах не как
об игрушке, назначение которой забавлять человека, а как о самостоятельном
живом существе со своими потребностями, ответственность за жизнь которой несет человек.
Необходимо активно формировать и распространять новые экологические стандарты, когда осознанная ответственность по отношению к домашним животным, готовность заботиться о них становятся социальной нормой.
Экологическое просвещение – основной путь продвижения этой культуры в
обществе. Важнейшая роль в решении данной задачи принадлежит учреждению дополнительного образования (УДО) как социальному институту, обеспечивающему трансляцию культурных стандартов и норм. Однако для этого
УДО должна быть обеспечена специальными методическими инструментами, которые позволили бы достичь желаемого результата. Одним из таких
инструментов является программа «Мы – твои друзья», позволяющая организовать комплексное и системное воспитание у детей 7-10 лет устойчивых
социальных компетенций, которые реализуются в ответственном отношении
к домашним животным.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5,
29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2019
г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30 декабря
2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2 июля, 30
декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7 октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13, 24 июня, 10,
3
24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22 июня, 8 июля
2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
4
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
5
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное учреждение
научное учреждение «Институт изучения детства семьи и воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Программа является модифицированной, разработана на основе разноуровневой модульной программы «Мы - твои друзья» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» ООО «Нестле Россия».
Направленность программы: естественно-научная.
Актуальность данной программы заключается в том, что её
содержание отражает основные принципы построения экологического
образования детей. Программа позволит подготовить к познанию некоторых
правил и требований к содержанию домашних животных, позволит
познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях
содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.
6
Новизна программы заключается в сочетании получения теоретических, практических знаний с одновременным закреплением материала, при
этом применяя индивидуальное творчество: фото, рисунки животных, изготовление из доступных материалов предметов обихода для домашних животных.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
позволяет детям научиться практическим приёмам исследовательской деятельности, проведению и оформлению проектов, созданию презентаций, защиты работы на конференциях различного уровня.
За время обучения в объединении у детей формируются навыки трудолюбия, умение работать с литературой, умение формулировать и излагать
свои мысли, организовывать социальнозначимые мероприятия. Дети учатся
бережно относиться к животным и к природе в целом.
Отличительная особенность программы заключается в том, что
содержание программы строится на основе системно-деятельного подхода.
Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном
вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им
приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические
навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ
экологической ответственности как одной из наиболее важных черт
личности.
Адресат программы.
Работа в объединении «Мы - твои друзья» строится на принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки не строгие: 7-12 лет.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные знания,
умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности», по сравнению с младшими и старшими детьмя. Им своиственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение сфер
интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя, учебная деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется собеседованием, главный критерий, проявление интереса к биологии, экологии.
Необходимо отслеживать (проводить мониторинг) уровня развития учащихся, зачисленных на обучение и уровень развития учащихся, освоивших программу.
Личностные характеристики. По темпераменту, характеру, способностям учащиеся могут быть разнообразными. Потенциальные учащиеся объединения должны проявлять бережное отношение к объектам природы,
иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой приро7
ды, экологии, природных взаимосвязей, особенностей животных, экологических проблем.
Потенциальные роли в программе: учащиеся, более старшие и опытные
могут выступать в качестве наставников и консультантов для младших, делиться с ними опытом, принимать участие в исследованиях, в подготовке к
конкурсам и конференциям.
Медико-психолого-педагогические характеристики.
Количество обучающихся в группе - до 15 человек. Набор в группу
производится на свободной основе в начале учебного года. Объем и степень
сложности материала рассчитан на обучающихся разного уровня подготовки.
В течение года по результатам тестирования может проводиться добор обучающихся в группы. Как правило, занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
Объединение, работающее по настоящей программе, охватывает обучающихся с разным уровнем образовательных компетенций и творческих
способностей. В состав группы входят дети из семей разного социального
уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а
также дети с ОВЗ.
Дети, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по индивидуальному образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в учебно-исследовательской деятельности естественно-научной направленности.
(Приложение 1).
Личностные характеристики. Потенциальные учащиеся должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой природы, экологии, природных
взаимосвязей, экологических проблем.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы - ознакомительный.
Сроки реализации программы: 1 год обучения (72 часа).
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (10) сентября, а
также в случае длительного отсутствия учащегося по причине болезни или
длительного санаторного лечения предусмотрен индивидуальный маршрут
обучения в режиме ускоренного обучения в очно-заочной форме.
Режим работы:
Общее количество часов в первый год обучения – 72 часа, 2 часа в неделю; занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа или по одному учебному часу два раза в неделю, где учебный час для детей от 7 до 12
лет - 40 минут. Перемена между занятиями не менее 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
8
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: практические и лабораторные работы, лекция, самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой штурм, деловая игра, тренинг,
выездное занятие, конференция, ярмарка исследовательских работ, выставка
и другие.
Особенности построения программы и её содержания.
Программа сочетает элементы традиционного занятия с практическими
наработками. В течение всей работы дети ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и выполняют письменные тренировочные упражнения, практические и лабораторные работы. Кроме того, каждое занятие
включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение в
учебную проблему, ее обсуждение и выработку путей решения. В конце каждого занятия обсуждается, как и в какой форме можно применить полученные знания. Таким образом, сочетаются элементы традиционного обучения и
методы активного психологического обучения (игра, дискуссия по принятию
решения и т.д.)
Программа составлена с учетом современного состояния науки и содержания дополнительного образования. Она представляет собой обучающую систему, в которой ребенок самостоятельно приобретает знания, а педагог осуществляет мотивированное управление его обучением (организовывает, координирует, консультирует, контролирует).
Программа дополнительного образования может быть использована и
как факультативный, элективный курс; как методическое пособие по подготовке детей к проектной и исследовательской деятельности, развитию проектного мышления.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно календарному плану воспитательной работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование культуры ответственного отношения
к домашним животных, включающей базовые знания о нуждах и потребностях питомцев, понимание важности и необходимости заботы о них, навыки
ухода за домашними питомцами.
Задачи:
Образовательные (предметные):
1. Сформировать основные экологические понятия, связанные с домашними животными.
2. Сформировать представление о роли домашних животных в жизни
человека, понимание важности и необходимости заботы о животных, а также
знания о правильном уходе за домашними животными (кормление, выгул,
обустройство мест содержания).
9
3.
Дать представление о нормах и правилах безопасного поведения
с домашними животными (профилактика заболеваний, агрессивного поведения при встрече с чужими или бездомными животными).
4.
Развить умение использовать полученные знания и умения в повседневной жизни при взаимодействии с домашними питомцами.
5.
Дать элементарные представления о позитивном влиянии домашних питомцев на физическое здоровье и социальное благополучие человека,
понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашними животными
могут способствовать укреплению здоровья.
Метапредметные:
1.
Развивать навыки исследовательской деятельности, связанные с
изучением домашних животных.
2.
Развивать навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации, поиск, отбор и
анализ информации.
3.
Развивать навыки эффективности коммуникации в процессе выполнения поставленных задач: взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные:
1.
Развивать интерес и изучению домашних животных.
2.
Формировать умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами.
3.
Развивать готовность внимательно и ответственно относиться к
домашним животным, учить сопереживать и сочувствовать им.
4.
Воспитать бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Программа способствует:
Формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности,
как необходимой составляющей обучения и первоначальных умений и навыков проведения исследований.
Реализации
механизма
включения
учащихся
в
опытноэкспериментальную работу.
Обеспечению широкой возможности для «трансляции» личностных,
творческих качеств.
Формированию нового способа действий, с усвоенным старым индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения.
Формированию широкой картины мира на основе ценностей науки,
литературы, искусства, непосредственного познания действительности и себя.
10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год обучения
№ Название раздела, теп/п мы
Количество часов
всего
теория практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Домашние и дикие животные
6
2
4
3.
Роль домашних животных в жизни человека
8
2
6
4.
Животные - питомцы
14
4
10
5.
Почему люди заводят
домашних питомцев?
12
4
8
6.
Как выбрать питомца?
6
2
4
7.
Кто может помочь в
выборе питомца?
6
2
4
8.
Знакомьтесь, мой пито
мец.
10
2
8
9.
Вместе нам лучше
6
2
4
10.
Итоговое занятие
2
-
2
72
21
51
Всего:
11
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Викторина
Практическая
работа
Викторина
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Тестирование
Опрос
Самостоятельная
работа
Опрос
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Практическая
работа
Викторина
Практическая
работа
Практическая
работа
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие - 2 часа.
Теоретическая часть: Инструктаж по ТБ. Знакомство с планом работы объединения на второй год обучения.
Практическая часть: Экскурсия в живой уголок станции юннатов.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
2. Домашние и дикие животные – 6 часов.
Теория: Отличие диких и домашних животных.
Практика: Просмотр видеофрагментов, обсуждение. Выполнение заданий в рабочей тетради. Особенности поведения собак и кошек – как представителей млекопитающих. Ответственность и забота о домашних животных. Просмотр видеофрагментов, обсуждение.
Форма контроля: Практическая работа.
3. Роль домашних животных в жизни человека – 8 часов.
Теоретическая часть: Многообразие домашних животных, их значение для комфортной жизни человека.
Практическая часть: Практическая работа «Уход за домашними животными». Виртуальная экскурсия с использованием видеосюжетов, сайтов
музеев. Конкурс «Мое любимое животное».
Форма контроля: Викторина. Практическая работа.
4.Животные - питомцы -14 часов
Теоретическая часть: Какие бывают домашние животные, их многообразие. Самые популярные питомцы в России.
Практическая часть: Какие бывают домашние животные, особенности
их содержания. Работа с текстом, анализ диаграмм. Экскурсия в живой уголок, подкормка животных, уход за ними. Выполнение заданий в формате
международных исследований. Экзотические питомцы. Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради.
Форма
контроля:
Викторинаю.
Педагогическое
наблюдение.Тестирование. Опрос.
5. Почему люди заводят домашних питомцев?– 12 часов.
Теоретическая часть: Почему люди заводят домашних животных? Питомец- животное, за которым ухаживает человек, проявляя ласку и заботу.
Практическая часть: Влияние общения с животными на эмоции,
настроение и самочувствие. Тестовые и интерактивные задания. Влияние
общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие. Тестовые и
интерактивные задания. Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Тестирование. Практическая работа. Самостоятельная работа. Опрос.
6. Как выбрать питомца?- 6 часов.
Теоретическая часть: Правило выбора питомца.
12
Практическая часть: Ответственность человека за домашнего питомца, понимание его потребностей. Практическая работа. Обсуждение отрывка
из сказки «Маленький принц».
Форма контроля: Практическая работа. Опрос.
7. Кто может помочь в выборе питомца? - 6 часов
Теоретическая часть: Как правильно выбрать домашнего питомца?
Практическая часть: Экскурсия в зоомагазин. Права и обязанности
хозяев домашних питомцев.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
8. Знакомьтесь, мой питомец - 10 часов
Теоретическая часть: Питомцы в семьях обучающихся.
Практическая часть: Разработка и подготовка мини-проектов «Знакомьтесь,
мой питомец! Защита мини-проектов.
Форма контроля: Викторина.Практическая работа.
9. Вместе нам лучше – 6 часов
Теоретическая часть: Занятие-викторина «Карнавал животных».
Практическая часть: Экскурсия в городскую библиотеку. Выставка
«Любимая книга о домашних животных»
Форма контроля: Викторина.Практическая работа.
Итоговое занятие - 2 часа
Практическая часть: Подготовка выставки-отчета о работе кружка
Форма контроля: Практическая работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
Образовательные (предметные):
1.
Сформированы основные экологические понятия, связанные с
домашними животными.
2.
Сформировано представление о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности и необходимости заботы о животных, а
также знания о правильном уходе за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания).
3.
Сформировано представление о нормах и правилах безопасного
поведения с домашними животными (профилактика заболеваний, агрессивного поведения при встрече с чужими или бездомными животными).
4.
Развито умение использовать полученные знания и умения в повседневной жизни при взаимодействии с домашними питомцами.
5.
Даны элементарные представления о позитивном влиянии домашних питомцев на физическое здоровье и социальное благополучие человека, понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашними животными могут способствовать укреплению здоровья.
Метапредметные:
13
1.
Развиваты навыки исследовательской деятельности, связанные с
изучением домашних животных.
2.
Развиваты навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации, поиск, отбор и анализ информации.
3.
Развиваты навыки эффективности коммуникации в процессе выполнения поставленных задач: взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные:
1.
Развит интерес и изучению домашних животных.
2.
Сформировано умение выражать свое отношение к домашним
животным различными художественными средствами.
3.
Развивата готовность внимательно и ответственно относиться к
домашним животным, учить сопереживать и сочувствовать им.
4.
Воспитано бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Данная программа позволяет реализовать следующие принципы
обучения:
дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности;
реализация профессиональной ориентации);
воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной
цели);
межпредметные, показывающие единство природы, что позволит
расширить мировоззрение учащихся.
Методы работы: интерактивные методы обучения (игра, экскурсии,
праздники), проблемное изложение, вербальный, словесно – наглядный,
дедуктивный,
частично-поисковые
методы,
исследовательский,
самостоятельная работа и др.
Формы работы по программе: учебные занятия (простые и
комплексные), наблюдения, конкурсы.
Формы проведения занятий: беседы, семинары, экскурсии,
лабораторные работы, социальные и экологические акции, опыты и др.
14
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
к программе «Мы – твои друзья»
п\п
1.
2.
3.
4.
Дата
План Факт
Тема занятия
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ. Знакомство
с планом работы объединения
на второй год обучения. Экскурсия в живой уголок станции
юннатов.
Домашние и дикие животные
Отличие диких и домашних животных. Просмотр видеофрагментов, обсуждение. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Особенности поведения собак и
кошек – как представителей
млекопитающих. Просмотр видеофрагментов, обсуждение.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Ответственность и забота о домашних животных. Просмотр
Кол-во
часов
2
2
Форма занятия
Место проВремя
ведения
проведения
занятия
Форма контроля
Беседа.
Экскурсия
Педагогическое наблюдение
Комбинированное занятие
Практическая
работа
2
Комбинированное занятие
Практическая
работа
2
Беседа
Экскурсия
Практическая
работа
6
2
15
видеофрагментов, обсуждение.
Роль домашних животных в жизни человека
5.
Многообразие домашних животных, их значение для комфортной жизни человека .
6.
Практическая работа «Уход за
домашними животными».
7.
Виртуальная экскурсия с использованием видеосюжетов,
сайтов музеев.
8.
Конкурс «Мое любимое животное».
Животные - питомцы
9.
Какие бывают домашние животные, их многообразие.
10.
Какие бывают домашние животные, особенности их содержания. Работа с текстом, анализ
диаграмм.
11.
Экскурсия в живой уголок, подкормка животных, уход за ними.
12.
Самые популярные питомцы в
России.
13.
Выполнение заданий в формате
международных исследований
14.
Экзотические питомцы.
8
2
Беседа
Викторина
Практическая
работа
Экскурсия
Практическая
работа
Практическая
работа
Комбинированное занятие
Практическая
работа
Беседа
Викторина
2
Комбинированное занятие
Педагогическое наблюдение
2
Экскурсия
Практическая
работа
Беседа
Экскурсия
Практическая
работа
Комбинированное занятие
Педагогическое наблюдение
Тестирование
2
2
2
14
2
2
2
2
16
Опрос
Тестирование
15.
Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради.
Почему люди заводят домашних питомцев
16.
Почему люди заводят домашних животных?
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Питомец- животное, за которым
ухаживает человек, проявляя
ласку и заботу.
Как домашние животные и их
хозяева находят общий язык.
Тестовые и интерактивные задания.
Влияние общения с животными
на эмоции, настроение и самочувствие. Тестовые и интерактивные задания.
Влияние общения с животными
на эмоции, настроение и самочувствие. Тестовые и интерактивные задания.
Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради.
Как выбрать питомца?
Правило выбора питомца.
Ответственность человека за
2
12
2
Практическая
работа
Опрос
Беседа
Педагогическое наблюдение
Практическая
работа
2
Практическая
работа
2
Комбинированное занятие
Тестирование
2
Комбинированное занятие
Тестирование
2
Комбинированное занятие
Опрос
2
Практическая
работа
Самостоятельная работа
Комбинированное занятие
Практическая
Опрос
6
2
2
17
Практическая
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
домашнего питомца, понимание
его потребностей.
Практическая работа. Обсуждение отрывка из сказки «Маленький принц»
Кто может помочь в выборе питомца?
Как правильно выбрать домашнего питомца?
2
6
2
работа
работа
Практическая
работа
Опрос
Комбинированное занятие
Педагогическое наблюдение
Викторина
Педагогическое наблюдение
Экскурсия в зоомагазин
Права и обязанности хозяев домашних питомцев.
2
2
Экскурсия
беседа
Знакомьтесь, мой питомец
Питомцы в семьях обучающихся.
Разработка и подготовка минипроектов «Знакомьтесь, мой питомец!
Разработка и подготовка минипроектов «Знакомьтесь, мой питомец!
Разработка и подготовка минипроектов «Знакомьтесь, мой питомец!
Защита мини-проектов.
10
2
Беседа
Викторина
2
Практическая
работа
Практическая
работа
2
Практическая
работа
Практическая
работа
2
Практическая
работа
Практическая
работа
2
Экскурсия
18
СЮН
Тестирование
33.
34.
35.
36.
Вместе нам лучше
Занятие-викторина «Карнавал
животных».
Экскурсия в городскую библиотеку.
Выставка «Любимая книга о
домашних животных»
Итоговое занятие
Подготовка выставки-отчета о
работе кружка
Итого
6
2
СЮН
2
Практическая
работа
Экскурсия
СЮН
Практическая
работа
Викторина
2
Экскурсия
СЮН
Викторина
Практическая
работа
СЮН
Практическая
работа
2
2
72
19
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется согласно
программе по воспитанию МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани.
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране в настоящее
время является важнейшим процессом модернизации системы дополнительного образования и общества в целом. Учреждения дополнительного образования обладают наибольшим воспитательным потенциалом в
образовательном пространстве, поскольку именно в сфере свободного
выбора видов деятельности можно рассчитывать на более эффективное
воспитание.
Цель: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному, патриотическому и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной программы:
- содействие в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания
учащегося;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных
инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и
семьи по вопросам воспитания учащихся.
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной,
20
но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности;
- формирование экологического мировоззрения, базирующегося на
принципиально иной системе жизненных ценностей;
- осознание детьми принадлежности к природе (призвано
формировать у них готовность ко взаимодействию с окружающей средой);
- освоение экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию в нравственном «поле» личности;
- формирование высокого уровня экологической культуры;
- формирование мотивов общения с природой, интереса к ее изучению;
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание ответственности за сбережение природы, активной
позиции по изучению и охраны природы.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и
других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации).
Основные педагогические методы, применяемые в процессе воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественноемнение, воспитывающие ситуации;
21
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Основные направления воспитательной работы
1. Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
• усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного
края.
2. Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и
жизненного оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям,
близким людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и
младшим; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
3. Национальное воспитание:
• Формирование у учащихся национального сознания и самосознания, любви к родной земле, семьи, народа;
• формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа, Родины;
• утверждение принципов общечеловеческой морали: правды,
справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
4.Трудовое и профориентационное воспитание:
• развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения учащихся к разным видам трудовой деятельности, накопление
профессионального опыта;
• формирования у детей творчества, самостоятельности, ответственности, активности, уверенности в себе;
• привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
• развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных
видах трудовой деятельности.
22
5.Интеллектуальное воспитание:
• развитие познавательной потребности, определяемой расширением объема знаний;
• развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
6. Семейное воспитание:
• воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной
жизни;
• воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким людям.
7. Эстетическое воспитание:
• воспитание основ эстетической культуры, способность различить
и видеть прекрасное;
• развитие художественных способностей;
• воспитание чувства любви к прекрасному.
8.Физическое воспитание:
• формирование потребности в здоровье, как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
• развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей
9.Экологическое воспитание:
• формирование элементарных экологических знаний
• формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
• воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом
10.Правовое воспитание:
• развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия;
• воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства.
23
Календарный план воспитательной работы
по программе «Мы – твои друзья»
№
п/п
1
2
3
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Национальное
воспитание
Наименование мероприятия
Срок выполнения
Мероприятия в рамках
проведения месячника
оборонно-массовой и
военно-патриотической
работы.
Мероприятия, посвященных 80-годовщине
Великой Победы».
январь - февраль
Конкурс рисунков, посвященных Дню учителя
Мероприятия, посвященный Дню матери.
Проведение мероприятий в рамках зимних
каникул
Гагаринский урок
«Космос – это мы»
Акция «Я люблю свою
Страну» День народного единства
октябрь
Ответственный Планируемый реисполнитель
зультат
Педагог д/о
май
Педагог д/о
ноябрь
январь
апрель
ноябрь
24
Педагог д/о
У учащихся будут
сформированы основы гражданственности (патриотизма) как важнейших духовнонравственных исоциальных ценностей.
У учащихся будут
сформированы понимания
смысла
человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования
других людей.
У учащихся будут
сформированы
гражданские и по-
Примечание
Акция «Бессмертный
полк»
4
5
Трудовое воспитание
Акция: «Украсим любимый центр» (Озеленение кабинетов, коридоров)
Операция «Трудовой
десант»
Интеллектуальное Краевой конкурс эколовоспитание
гических проектов «Волонтеры могут все»
Краевой конкурс «Семейные экологические
проекты»
Краевое интеллектуальное
мероприятие
«Научно-практическая
конференция
Малой
май
январь
март
Педагог д/о
октябрь-март
Педагог д/о
февраль-март
март-ноябрь
25
литические чувства: чувства любви к Родине, уважения к государственным символам, историческому наследию своего народа.
У учащихся будут
сформированы
представления об
уважении к человеку труда, о ценности
труда и творчества
для личности, общества и государства.
У учащихся будут
сформированы
способности мыслить рационально,
эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей
жизни.
6
7
Семейное воспитание
Эстетическое
воспитание
8
Физическое воспитание
9
Экологическое
воспитание
сельскохозяйственной
академии учащихся».
Добро пожаловать» день открытых дверей
Индивидуальные встречи, беседы с родителями
Индивидуальные консультации для родителей
Конкурс фотографий
«Золотая осень в нашем
городе»
Мероприятия, посвященные международному женскому
Дню 8 марта
сентябрьоктябрь
октябрь
Педагог д/о
май
ноябрь-
Педагог д/о
март
Динамические паузы.
в течении года
Ежедневно, в перерывах
между занятиями
Акция «Курить здороноябрьвью вредить!» посвященная Всемирному
дню отказа от курения
Краевая экологосентябрьпросветительская акция,
октябрь
26
Педагог д/о
Педагог д/о
У учащихся будут
сформированы
ценностные представлений об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях,
культуре семейной
жизни
У учащихся будут
сформированы
ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и
ценностях
У учащихся будут
сформированы
ценностные отношения к здоровью
и здоровому образу жизни
У учащихся будут
сформированы бе-
приуроченная
к международному Дню
защиты животных
Муниципальный этап
краевого конкурса исследовательских работ
"Природа Кубани"
Муниципальный этап
краевого конкурса «Моя
малая родина: природа,
культура, этнос»
Муниципальный этап
экологического месячника «Новогоднее дерево»
Охрана и подкормка
птиц
Акция «Птицы Кубани»
Операция «Рождественский учет птиц»
Краевой экологический
конкурс «Зеленая планета».
Акция «Экологический
марафон». I этап «Каждой пичужке кормуш-
октябрь
ноябрьдекабрь
ноябрьдекабрь
декабрьянварь
декабрьянварь
январь-март
январь
27
режное отношения
к
окружающей
среде, любовь к
родному
краю,
умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.
ка»
10
Правовое воспитание
Экологический месячник «Первоцвет».
февраль-март
Участие в Дне российской науки.
февраль
Участие в муниципальном этапе краевой акции «Экологический
марафон»
III этап - «Спасибо деду
за Победу!»
апрель-май
Международная природоохранная акция
«Марш парков»
Участие в Международном дне биологического разнообразия
Краевая акция «Экологический марафон»:
IV этап «Утилизация»
Составление социальных паспортов по объединениям
Оформление
стенда
«Детский телефон доверия» Беседа: «Воспитание здоровых привы-
апрель
май
май
сентябрьоктябрь
28
Педагог д/о
У учащихся будут
сформированы
представления об
основных правах и
обязанностях,
о
принципах демократии, об уваже-
чек»,
Час общения «За преступлением идет наказание»
май
29
нии к правам человека и свободе
личности, формирование
электоральной культуры.
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная модель построения программы позволяет освоить её в
индивидуальном темпе и удовлетворить ряд образовательных запросов,
которые в настоящее время недостаточно обеспечиваются в рамках
общеобразовательной школы и работы групп дополнительного образования
по типовым и модифицированным программам.
Раннее приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет
с успехом решать многие образовательные проблемы, например, связанные с
индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, с созданием
положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным
усвоением программы, с профессиональной ориентацией.
Научная и теоретическая значимость программы:
– определение творческих основ и направлений подготовки учащихся;
–разработка основ формирования исследовательской деятельности на
различных образовательных уровнях;
– способствование развитию творческой активности и направленности
в образовательной деятельности.
Практическая значимость программы:
– разработка и распространение рекомендаций по методическому и
практическому обеспечению исследовательской и образовательной деятельности;
– формирование практических навыков и профориентация.
В рамках работы по программе применяется направление компьютерного моделирования – создание биологических баз данных, электронных каталогов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа:
Помещения для занятий, оборудованные электроснабжением, столами,
стульями, шкафами, стеллажами: библиотека, дендрарий, живой уголок, теплица.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, телевизор, видеокамера, проектор,
компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM.
Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений работы учебных групп.
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники):
Цифровая школа на платформе МЭШ
- https://www.pet –
school.ru/materials/25424
Занятия:
30
1.
Домашние и дикие животные.
2.
Животные-питомцы.
3.
Как выбрать питомца.
4.
Занятие-викторина «Карнавал животных».
5.
Дом, в котором мы живем.
Презентации и методические рекомендации на сайте программы «Мытвои друзья», раздел «Сценарии и презентации занятий».
Наглядные материалы:
1.
Плакат «Многообразие домашних питомцев».
2.
Плакат «Как мы устроены».
3.
Примеры творческих работ (рисунки, аппликации, фотосюжеты,
мини-проекты.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства
учебно-научно-исследовательской деятельностью учащихся.
Дадонов Николай Николаевич – высшая квалификационная категория,
стаж педагогической работы – 9 лет, образование – высшее педагогическое,
учитель биологии и химии, имеет опыт работы по программам «Юные исследователи живой природы», «Юный натуралист».
Шик Римма Александровна – образование – высшее педагогическое образование, имеет опыт работы по программе «Цветоводство», «Мир глазами
детей», «Умники и умницы».
Формы работы:
рассказ, лекции или беседы с использованием наглядного материала
для теоретической части занятия;
игры, способствующие закреплению полученных знаний;
практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике безопасности. При выполнении практических работ дети приобретают
умения и навыки проведения научных исследований, работы с лабораторным оборудованием, использования оптических приборов, выполнения основных приемов методик исследований;
викторины;
экскурсии в природу, наблюдения и эксперимент способствуют повышению знаний детей, умению видеть, понимать и восхищаться красотой
природы и бережно к ней относиться.
Методы работы:
словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный, поисковый, проблемный, кейс - метод, самостоятельная работа.
При формировании коллектива желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возраста.
31
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности, форм и методов в процессе занятия. Все они должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические
работы выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения.
В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно
подводятся итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести
навыки исследовательской деятельности, трудолюбие, ответственность и самостоятельность.
Занятия должны носить большей частью краеведческий характер. Пристальное внимание юннатов следует направить на изучение и охрану природы Краснодарского края. Формы и методы работы с детьми разнообразны.
Это наблюдения, занятия (простые и комплексные), экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игр, картинок.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Проводятся текущий контроль, промежуточная аттестация, аттестация
по итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мы – твои друзья».
Система проверки уровня освоения программы
Игры, викторины, турниры, итоговые занятия, участие в олимпиадах:
городских, специализированных, на уровне учреждения дополнительного образования.
Участие в исследовательских конференциях и конкурсах – на уровне учреждения дополнительного образования, общегородских, краевых, всероссийских и
международных.
Участие в биологических и экологических олимпиадах разного уровня,
проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического
осмысления.
Конференции
исследовательских
работ
позволяют
оценить
эффективность и степень освоения материала по исследовательской
деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме
устного доклада. При этом каждому ученику необходимо соблюдать
32
соответствующие требования, которые и являются критериями оценки (см.:
раздел «Методическое обеспечение программы»).
Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся
ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить
перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать
необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести
дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты,
дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- грамоты;
- оформленные исследовательские работы;
- свидетельства, сертификаты;
- статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- научно-практические конференции «Шаг в будущее», «Эврика»,
МСХАУК, конкурс им. Вернадского, конкурс инструментальных исследований окружающей среды, слеты, фестивали, чтения.
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года («Выбери
жизнь»);
- портфолио;
- статьи, публикации;
- поступление выпускников по профилю.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного образовательного уровня на другой. Результативность деятельности по программе, также
определяется следующими критериями:
1. Результатами участия в конкурсах, конференциях и в олимпиадах.
Дети, обучающиеся по программе становятся победителями районных,
городских, Всероссийских олимпиад, конкурсов и конференций.
2. Широтой делового общения с другими организациями.
Результаты учебно-исследовательской работы используют в своей деятельности специалисты природоохранных структур, ВУЗов, а также оказывается консультативная помощь ряду школьных и внешкольных биологических
объединений, кружков.
3. Публикациями учащихся о своей научно-исследовательской деятельности.
33
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся публикуют свои
доклады, сообщения и тезисы в различных журналах и сборниках (иногда
совместно с руководителями).
Все перечисленные критерии вносятся в личное портфолио учащегося.
Для мониторинга личностного роста учащихся используются следующие методики:
- «Сфера интересов учащихся»; «Самоанализ и анализ личности» (О.И.
Мотков. Психология самопознания личности., М., 1992);
- «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. Познай себя и других. Сборник методик, М., 1994);
- «Я – лидер» (Е.С. Федоров, О.В. Еремин. Шпаргалка вожатого., М.,
1994);
- «Мой выбор» (Е.А Леванова. Готовясь работать с подростками., М.,
1993);
- «Мишень» (Е.А. Леванова. Готовясь работать с подростками., М.,
1993).
Достоинством этих методик является их универсальность, удобство и
экономичность в процессе проведения исследования и при обработке результатов. Но так как возрастные особенности воспитанников при выполнении
заданий могут сказываться на искажении результатов, эти методики не могут
носить цель отбора и экспертизы.
Для осуществления мониторинга личностного роста разработана карта
личностного роста учащихся, которая заполняется в течении каждого учебного года (вводный, промежуточный и итоговый этапы) в ходе релизации
программы. Она включает 12 пунктов оценки качеств и компетенций учащихся и позволяет проследить динамику развития каждого ребенка (Приложение 2).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы работы: словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный, поисковый, кейс - метод, самостоятельная работа.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности форм и методов в процессе занятия. Все они должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические
работы выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения.
В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно
подводятся итоги.
34
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести
навыки исследовательской деятельности, трудолюбие, ответственность и самостоятельность.
Участие в биоэкологических олимпиадах разного уровня является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического
осмысления. Конференции позволяют оценить эффективность и степень
освоения материала по исследовательской деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом каждому ребенку необходимо соблюдать соответствующие требования, которые
и являются критериями оценки. Данная форма отчётности способствует
формированию у учащихся ответственности за выполнение работы, логики
мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и
грамотно вести дискуссию.
Интерактивный метод организации. Создание обстановки
доверия, уверенности
в успехе. Постановка
проблемной ситуации. Приемы активизациицеленаправленные
ошибки.
Таблицы,
схемы, плакаты, мультимедийный
материал
Вводное
занятие
Занятие –
игра.
Экскурсия.
Домашние и дикие животные
Мультимедийное занятие.
Практическая работа.
Предоставление информации разными
способами (таблицы,
презентации).
мультимедийный материал, дидактические
карточки
Роль домашних
животных в
жизни
человека
Мультимедийное занятие.
Практическая работа.
Предоставление информации разными
способами (таблицы,
презентации).
мультимедийный материал, дидактические
карточки
Животные - питомцы
Мультимедийное занятие,
практическая работа
Обсуждение результатов контроля, использование самооценки, предоставление информации раз-
мультимедийный материал, дидактические
карточки
35
Рефлексия
настроения и эмоционального
состояния
Мультимедийное занятие.
Практическая работа.
Мультимедийное занятие.
Практическая работа.
Рефлексия
содержания учебного материала, те-
в малых
группах,
игра.
ными способами
(таблицы, презентации)
Предоставление инПочемуМультиме- формации разными
люди задийное заспособами (таблицы,
водят донятие.
презентации).
машних
ПрактичеСтимулирование
питомцев
ская работа. учащихся к формулированию вопросов
Как выбрать питомца?
Кто может помочь в
выборе
питомца?
Знакомьтесь, мой
питомец
Вместе
нам лучше
Предоставление информации разными
Мультимеспособами; стимулидийное зарование учащихся к
нятие.
формулированию воПрактичепросов, косвенное
ская работа.
воздействие на их
поведение
Лекция. ЛаПредоставление инбораторная
формации разными
работа
способами; стимулиЛекция.
рование учащихся к
Развиваюформулированию вощая игра.
просов, косвенное
Мультимевоздействие на их
дийное заповедение
нятие
Мультимедийное заИспользование иннятиеформации из различпутешеных источников,
ствие.Практ
применение активииче-ская
зирующих вопросов.
работа.
Экскурсия.
Лекция.
Игровые ситуации,
Биологичепроблемноская игра.
поисковая деятельМультименость, стимулировадийное зание к возникновению
нятие.
проблемных ситуаПрактичеций.
ская работа
36
стирование.
мультимедийный материал, дидактические
карточки
мультимедийный материал, дидактические
карточки задания
мультимедийный материал, дидактические
карточки задания,
мультимедийный материал, дидактические
карточки задания, стикеры, ватманы
мультимедийный материал, дидактические
карточки задания, стикеры, ватманы
Рефлексия
деятельности, оценка результатов
практических работ.
Рефлексия
содержания учебного материала, рефлексия
настроения.
Рефлексия
содержания учебного материала, рефлексия
настроения
Рефлексия
деятельности.
Рефлексия
деятельности, оценка результатов
практических работ
в малых
группах
Итоговое
занятие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тестирование.
Викторина.
Стимулирование
учащихся к формированию вопросов,
подробный анализ
результатов
мультимедийный материал, дидактические Тестирокарточки вание
задания, стикеры, ватманы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология индивидуализации обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Технология развивающего обучения.
Технология проблемного обучения.
Технология исследовательской деятельности.
Технология проектной деятельности.
Технология портфолио.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Инструкции по работе с лабораторным оборудованием, приборами, инструментами.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1
этап
2
этап
Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом
из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего
отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия:
37
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор
способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения
детьми материала занятия.
Обеспечение содержания учебного занятия:
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала;
подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.
3
этап
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Блоки
№
п\
п
Подготовительный
1
2
Основной
3
Этап учебного занятия
Организационный
Задачи этапа
Подготовка детей к работе на занятии
Содержание деятельности
Организация начала
занятия, создание
психологического
настроя на учебную
деятельность и активизация внимания
Проверочный Установление правиль- Проверка домашнего
ности и осознанности
задания (творческовыполнения домашнего го, практического),
задания (если таковое
проверка усвоения
было), выявление про- знаний
белов и их коррекция
предыдущего занятия
ПодготовиОбеспечение мотиваСообщение темы, цетельции и принятие детьми ли учебного занятия и
ный (подготов цели учебномотивация учебной
ка к новому
познавательной деядеятельности детей
содержанию) тельности
(например, эвристический во38
4
5
6
7
8
Итоговый
9
10
прос, познавательная
задача, проблемное
задание детям)
Усвоение но- Обеспечение восприяИспользование задавых знаний и тия, осмысления и пер- ний и вопросов,
способов дей- вичного запоминания
которые активизируствий
связей и отношений в
ют познавательную
объекте изучения
деятельность детей
Первичная
Установление правиль- Применение пробных
проверка поности и осознанности
практических заданимания изу- усвоения нового учебний, которые сочетаченного
ного материала, выявются с объяснением
ление ошибочных или
соответствующих
спорных представлений правил или обосноваи их коррекция
нием
Закрепление
Обеспечение усвоения Применение тренироновых знаний, новых знаний, способов вочных упражнений,
способов дей- действий и их примезаданий, которые выствий и их
нения
полняются самостояприменение
тельно
детьми
Обобщение и Формирование целост- Использование бесед
систематизаного представления
и практических задация знаний
знаний по теме
ний
Контрольный Выявление качества и
Использование устноуровня овладения знаго (письменного)
ниями, самоконтроль и опроса, а также задакоррекция знаний и
ний различного уровспособов действий
ня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского)
Итоговый
Анализ и оценка
Педагог совместно с
успешности достижедетьми подводит итог
ния цели, определение занятия
перспективы последующей работы
Рефлексивный Мобилизация детей на Самооценка детьми
самооценку
своей работоспособности, психологического
состояния, причин
некачественной работы, результативности
39
11
Информационный
работы
Обеспечение понимаИнформация о содерния цели, содержания
жании и конечдомашнего задания, ло- ном результате догики дальнейшего заня- машнего задания, интия
структаж по выполнению, определение места и роли данного
задания в системе последующих занятий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебные пособия для педагога:
1. Александрова М.И. Животные и люди. — Спб„ 2005
2. Белоусова О. А. Проблема существования бездомных животных в
городской среде, — Красноярск, 2010
3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников:
Проблемы и перспективы. —Начальная школа. — 2009.— №4 — 20-24 с.
4.
Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая цедагогика и
психология, — Ростов-на-Дону: «Феникс».
5.
Егоренкова Л «Экологическое воспитание дошкольников и
младших школьников». — М, «Аркти» 2009
6.
Клайв Д. Л Винн «Душа собаки. Как и почему ваша собака вас
любит . — М. 2011
7. Конрад Лоренц «Человек находит друга».— Римис, 2010
8.
Макеева А.Г., Самкова В,А„ Клемяшова Е М. Рабочая тетрадь
для школьников, МЫ- твои друзья. — М.: Просвещение, 2021. — 80 с.
9.
Макеева А.Г.,
Самкова В.А„ Клемяшова Е.В. Учебно
методическое пособие для учителей начальной школы. Мы -твои друзья —
М.; Просвещение, 2021. — 96 с.
10. Робертс Элис «Приручение. 10 биологических видов,
изменивших мир», - КоЛибри, 2019
11. Самкова В.А„ Экологическое образование и воспитание
молодежи: умебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных
школ и педагогов дополнительнотю образования (учебно-методическое
пособие, М.2016
12. Самкова В. А. Открывая мир: экологическое образование в
начальной школе. Методическое пособие для учителя. — М.,2003
Список литературы для учащихся
1.
Антуан Де Сент—Экзюпери «Маленький принц». — Махаон
40
2.
Макеева А.Г., Самкова В.А., Клемяшова ЕМ. Рабочая тетрадь
для школьников «Мы - твои друзья» — М.: Просвещение, 2021 — 80 с.
3.
Р. Киплинг «Кошка, которая гуляля сама по себе». — Детиздчт
4.
Чехов А.П. «Каштанка» — Малыш
5.
Чуковский К.И. «Айболит», — Оникс, 2018
41
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося __________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Мы – твои друзья»,
педагог: ___________________
на 2024-2025 учебный год
1
Раздел
Наименование мероприятий
Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
2
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
3
«Творческие
Перечень тем:
проекты»
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.
42
4
Самостоятельная Перечень работ, выполненных внепрограммногоматериала самостоятельно:
работа
1.
2.
3.
5
"Профессиональ Перечень мероприятий, проведенных учащимся в
ная ориентация" помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
начинающим детям, участие в творческих
мастерских:
1.
2.
3.
4.
6
Участие в
Перечень мероприятий:
мероприятиях
1.
2.
3.
4.
Достижения:
1.
2.
3.
43
Приложение 2
Карта личностного роста учащихся объединения «Мы – твои друзья»
Группа №_________
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение
задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе
реализации дополнительной общеобразовательной программы.
1.Мотивация учебно-познавательной деятельности:
Фамилия,
имя
ученика
*учится охотно, стремится
получать прочные знания,
самостоятельно стремиться
баллы
5
Дата заполнения
Вводное
Промежуточное
Итоговое
*учится с интересом,
участвует в познавательной деятельности,
не ограничивается рамками программы, но под
руководством педагога
4
*учится под контролем педагога, неохотно, познавательная активность
низкая.
*не проявляет особого интереса к приобретению знаний,
познавательная активность низкая.
*равнодушен к учению, познавательная
активность отсутствует
3
2
1
Вводное
Вводное
Промежуточное
Итоговое
44
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежу
точное
Итоговое
Фамилия,
имя
ученика
баллы
Дата заполнения
2. Сформированность интеллектуальных умений
(анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей)
*высокая, самостоятельно
определяет содержание,
смысл анализируемого,
точно обобщает, видит о
осознает тонкие различия
при сравнении, легко обнаруживает закономерные
связи
5
*хорошая, охотно определяет содержание, смысл
анализируемого с незначительной помощью педагога, умеет обобщать
Вводное
Вводное
Промежуточное
Итоговое
4
Промежуточное
Итоговое
*средняя, задания, требующие анализа, синтеза,
сравнения, обобщения и
установления закономерных связей выполняет не
всегда охотно и при соответствующей стимулирующей помощи педагога
3
*низкая, задания выполняются с организующей и направляющей помощью педагога
*очень низкая, при
выполнении задания
необходима обучающая помощь, предлагаемая помощь воспринимается с трудом
2
1
Вводное
Ввод
ное
45
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
3.Степень обучаемости:
Высокая, усваивает весь
предлагаемый материал,
свободно применяет все
виды памяти, обладает
высокой способностью к
переключению внимания.
Хорошая, материал усваивает, в основном, на занятии; при необходимости
использует наиболее развитые виды памяти; при
желании свободно переключает внимание.
баллы
5
4
Дата заполнения
Вводное
Фамилия,
имя
ученика
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Средняя, для усвоения материала необходима дополнительная домашняя
проработка, использует
лишь один вид памяти,
способность к переключению внимания развита недостаточно.
3
Низкая, материал усваивает плохо, память
развита слабо, способность к переключению
внимания практически
отсутствует.
Очень низкая, материал не усваивает, память не
развита, способность к переключению внимания
отсутствует.
2
1
Вводное
Вводное
46
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Пр
оме
жуточ
ное
Итоговое
4. Мотивация к труду:
Фамилия,
имя
ученика
*высокие, умеет планировать и контролировать
свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий.
баллы
5
Дата заполнения
Вводное
Промежуточное
Итоговое
*хорошие, может планировать и контролировать свою деятельность с помощью педагога, не всегда организован, темп работы
не всегда стабильно
хороший.
4
*средние, с трудом
планирует и контролирует свою деятельность, не организован,
темп работы замедленный.
*низкие, не планирует
свою деятельность,
способность к самоконтролю развита
слабо, темп работы
низкий.
*очень низкие, не
умеет и не хочет планировать свою деятельность, темп работы крайне низкий.
3
2
1
Вводное
Вводное
Промежуточное
Итоговое
47
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
5. Уровень утомляемости
*низкий, развита способность к концентрации
внимания, режим дня и
питания соблюдается не
всегда.
баллы
*очень низкий, хорошо
развита способность к
необходимой концентрации внимания, постоянно соблюдается
режим дня и питания.
5
Дата заполнения
Вводное
Вводное
Фамилия,
имя
ученика
Промежуточное
Итоговое
4
Промежуточное
Итоговое
*значительный, способность к концентрации
внимания развита недостаточно, режим дня и питания постоянно нарушается.
3
*достаточно высокий,
способность к концентрации внимания развита очень слабо, режим дня и питания постоянно нарушается.
2
*высокий, способность
к концентрации внимания не развита, режим
дня и питания не соблюдается
Вводное
Вводное
Вводное
48
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
1
Промежуточное
Итоговое
6. Целеустремленность:
Фамилия,
имя
ученика
*Умеет ставить перед
собой цель и добиваться
её осуществления, осознает, кем и каким хочет
стать, стремится к знаниям в сфере выбранного
жизненного становления.
*Может ставить перед
собой цель, но не всегда добивается ее осуществления, осознает,
кем и каким хочет
стать, но упорства в
обогащении знаниями
не проявляет.
баллы
5
4
Дата заполнения
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
*Не считает нужным
ставить перед собой
конкретные цели, четко
не представляет, кем и
каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает
это как необходимость.
3
* Не способен ставить
перед собой цели, в
выборе жизненного
пути следует за «всеми», не проявляет активности в личностном становлении.
*Отсутствует полностью, не задумывается
о дальнейшем жизненном становлении,
не хочет знать, кем и
каким будет.
2
1
Вводное
Вводное
49
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
7. Дисциплина и организованность
*хорошая, готов оказать содействие в соблюдении Правил
внутреннего распорядка по просьбе педагога,
осознает значение этих
качеств.
*удовлетворительная,
проявляет эти качества
по указанию педагога,
слабо осознает их значение.
*низкая, пассивен в их
проявлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознает их
значения.
*полностью отсутствует, не считает эти
качества необходимыми.
баллы
*высокая, самоорганизован, выполняет. Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим в
их соблюдении, осознает значение этих качеств.
5
4
3
2
1
Дата заполнения
Вводное
Вводное
Фамилия,
имя
ученика
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
Вводное
50
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
8.Коммуникабельность, степень влияния в коллективе:
*лидер, умеет находить
контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но
сам редко выступает
инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства учащихся.
4
*Неровен в отношениях
с окружающими, может
стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные
отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого
количества учащихся.
3
*Конфликтен, часто
безразличен к состоянию взаимоотношений в
коллективе, уважением
среди сверстников
практически не пользуется.
*Часто осложняет отношения в коллективе,
безразличен к их состоянию, не способен
к адекватному анализу
ситуаций, уважением
в коллективе не пользуется.
баллы
*явный лидер, легко
контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные,
положительные отношения в коллективе,
пользуется уважением
среди учащихся и
взрослых.
5
2
1
Дата заполнения
Вводное
Вводное
Вводное
Вводное
Фамилия,
имя
ученика
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
51
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
9. Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:
*Соблюдает выборочно, готов к самообслуживанию по требованию педагога.
*Соблюдает неохотно,
навыки самообслуживания развиты слабо, к
их развитию не стремится.
*Соблюдает только
под присмотром педагога, навыки самообслуживания развиты
крайне слабо.
*Не соблюдает, не хочет заниматься самообслуживанием.
Фамилия,
имя
ученика
баллы
*Постоянно соблюдает
и активизирует товарищей на их освоение, высокие навыки самообслуживания, не требующие контроля со стороны педагогов.
5
4
3
2
1
Дата заполнения
Вводное
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
Вводное
52
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
10. Внешний вид и аккуратность:
* Соответствует требованиям учреждения,
способствует развитию
этих качеств у товарищей лишь по просьбе
педагога.
4
*Не всегда соответствует требованиям
учреждения, не считает
эти качества необходимыми.
*Крайне редко соответствует требованиям
учреждения, не хочет
развивать в себе эти
качества.
* Не соответствует
требованиям учреждения, высмеивает наличие этих качеств у других.
баллы
*Соответствует требованиям учреждения,
способствует развитию
этих качеств в товарищах, пропагандирует
их значение.
5
3
2
1
Дата заполнения
Вводное
Вводное
Вводное
Фамилия,
имя
ученика
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
53
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
11.Уровень этической культуры:
*Хороший, соблюдает
общепринятую этику
взаимоотношений, но
инициатором ее соблюдения среди
сверстников не выступает, корректен.
*Средний, соблюдает
нормы общепринятой
этики взаимоотношений под давлением
взрослых, неразборчив
в выборе лексики, допускает неуважительное отношение к
окружающим.
*Низкий, использует
нецензурную лексику,
часто неуважителен к
окружающим, редко
задумывается над
необходимостью работы над собой.
*Очень низкий, неуравновешен, часто
использует нецензурную лексику, неуважителен и несдержан
в выборе средств самовыражения.
баллы
*Высокий, не допускает
неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные
нормы поведения, разъясняет необходимость их
соблюдения среди товарищей, обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной, некорректной лексике.
5
4
3
2
1
Дата заполнения
Вводное
Вводное
Фамилия,
имя
ученика
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
Вводное
54
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
12. Работа над вредными привычками:
*Активен в искоренении вредных привычек, но в работу включается по инициативе
других.
*Особой активности
не проявляет, в работу
включается по мере
необходимости и под
контролем старших.
*Пассивен в работе
над собой, включается
лишь под воздействием необходимых стимулов.
*Уклоняется от работы
над собой, безразличен
к мнению окружающих.
баллы
*Активно работает над
искоренением вредных
привычек, постоянно
проявляет инициативу в
поиска оптимальных результатов, внимательно
прислушивается к
взрослым и сверстникам.
5
4
3
2
1
Дата заполнения
Вводное
Вводное
Фамилия,
имя
ученика
Промежуточное
Итоговое
Промежуточное
Итоговое
Вводное
55
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое
Вводное
Промежуточное
Итоговое