УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 30 августа 2024 г.
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ №348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Судомоделирование»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год: 108 часов
Возрастная категория: от 10 до 17 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Размер группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д. 271,
l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.09.18 14:18:52 +03'00'
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 58266
Автор-составитель: Болгова Валентина Анатольевна
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1
Содержание
I
II
Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
2
3
3
7
8
12
14
14
25
33
36
36
36
40
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Судомоделизм - первая ступень воспитания не только будущих
моряков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров,
конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте
науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые
технологии производства, новые материалы. Среди технических видов
спорта судомодельный спорт приобрел большую популярность и привлекает
в свои ряды тем, что, конструируя модель, учащийся совершенствует свое
техническое мастерство и мышление, работая над моделью - познает
технологические приемы работы по металлу, дереву, пластмассам, участвуя в
соревнованиях— формирует волю, закаляется физически. Поэтому занятия
судомоделизмом полезны для всестороннего развития ребят.
На занятиях в объединении «Судомоделирование» учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, учатся
применять их на практике. Таким образом, судомоделизм способствует
расширению политехнических знаний учащихся. Помимо этого знания и
навыки, приобретенные на занятиях объединения «Судомоделирование»,
помогают ребятам в период службы на флоте, дают ориентацию в выборе
профессии.
Работа в объединении организуется и проводится в соответствии с
нормативными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня,
21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30
декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля,
5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7
октября, 21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13,
24 июня, 10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22
июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
3
4.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
5.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
6.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
7. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
8. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
9. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
11. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря
2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
15. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
16. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
4
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
18. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
20. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
21. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
22. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
23. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
24. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
25. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год.
5
26. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
27. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
28. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Направленность программы: техническая. Программа направлена на
привлечение учащихся к современным технологиям моделирования и
конструирования, использования двигателей и автоматических устройств.
Важнейшие принципы построения программы:
– научность и доступность: использование на занятиях доступных для
детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у
учащихся опыт – от простого к сложному;
– системность, последовательность и доступность в освоении
технических приемов: изучение нового материала опирается на ранее
приобретенные знания;
– гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок
рассматривается как активный субъект совместной с педагогом
деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении личности и
демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
– образовательный процесс строится, следуя природе развития
личности ребенка, с учетом имеющегося потенциала на основе
закономерностей внутреннего развития;
– разнообразие и приоритет практической деятельности;
– принцип модульного построения содержания программы;
– принцип индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении;
– принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу
ее осуществления и конечному результату.
Новизна заключается в том, что программа интегрирует в себе
достижения
современных
инновационных
направлений
в
судомоделировании.
Актуальность заключается в том, что на современном этапе развития
общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально
значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее,
развивающее, воспитательное и здоровье сберегающее воздействие,
способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности,
6
приобщает детей к техническому творчеству. Сегодня от молодых людей,
начинающих трудовую деятельность, требуется не только наличие
профессиональных навыков, но и способность к творчеству, умение
креативно мыслить, что позволяет находить оригинальные решения сложных
проблем, способствует профессиональному росту в будущем, создает
ситуацию успеха. Программа готовит школьников к конструкторскотехнологической деятельности и выбору профессии: кораблестроителя,
инженера-конструктора, моряка.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции
развития дополнительного образования способствует:
− созданию необходимых условий для личностного развития
обучающихся и позитивной социализации;
− удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях научно –
техническим творчеством;
− формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
−
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданского
и
патриотического воспитания обучающихся.
Отличительная особенность данной программы заключается в том,
что занятия в творческом объединении не сводятся к элементарному
знакомству с устройством судов и подготовке к соревнованиям, а
приобретают творческое начало, которое выражается в развитии
конструкторских способностей обучающихся. Постановка педагогом
технических задач и создание проблемных ситуаций требуют от ребят поиска
оригинальных технических решений, которые позволят совершенствовать
изготавливаемые модели судов. На занятиях обучающиеся знакомятся с
различными материалами и инструментами и, таким образом, приобретают
полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей
обучающиеся сталкиваются с проблемами сложности сборки моделей
кораблей, знакомятся с терминологией, у них вырабатывается инженерный
подход к решению конструкторских задач. Занятия судомоделированием
вырабатывают у юных техников навыки самостоятельного творческого труда
по конструированию, постройке и запуску моделей, знакомят с основами
судостроения, специальной терминологией.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что через изучение и овладение знаниями технических характеристик,
формируется техническое мышление ребенка, навыки работы с
инструментами при обработке различных материалов и самое важное,
мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для
личности и общества делу. Программа позволяет сформировать у
обучающихся целостную систему знаний, умений и навыков, которые
позволят им понять основы устройства речных и морских судов, кораблей.
Педагог нацеливает обучающихся на решение сложных задач. Успех
7
обучающихся дает им стимул, способствует развитию самостоятельности
мышления, мотивирует на создание более сложных и интересных работ. В
дальнейшем приобретённые специальные умения и навыки могут оказаться
полезными при профессиональной ориентации обучающихся.
Социально-экономическое обоснование разработки дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
технической
направленности «Судомоделирование» подчёркивает важность развития
технического творчества среди молодёжи.
Программа направлена на то, чтобы увлечь детей конструированием
и изготовлением судомоделей. Это способствует формированию интереса
к технике, развитию творческого и конструктивного мышления, а также
овладению прикладными навыками.
Социально-экономическая актуальность программы обусловлена
необходимостью формирования у обучающихся интереса к технике
и развития технического мышления. Занятия в кружке способствуют
воспитанию духа коллективизма, целеустремлённости, внимательности
и интереса к технике. Кроме того, они помогают формированию
технического мышления.
Социально-экономическое значение программы заключается в том, что
она помогает детям адаптироваться к изменяющимся условиям жизни
и успешно самореализоваться в будущем. Обучение по программе даёт
возможность детям определиться с выбором занятий в специализированных
кружках, что позволяет развивать их профессиональные навыки и интересы.
Таким
образом,
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
технической
направленности
«Судомоделирование»
является
важным
элементом
системы
дополнительного образования. Она способствует развитию технического
творчества, формирует интерес к технике и готовит будущих специалистов
в области судостроения и смежных отраслей.
Адресат программы:
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Судомоделирование» предусматривает занятия с учащимися от 10 до 17 лет.
Предполагаемый состав группы – разновозрастная. В группе от 8
человек, но занятия могут проводиться в микро-группах 4-6 человек. В
группах могут заниматься дети с ОВЗ, одаренные, состоящие на учёте.
При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (15)
сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине
болезни
или
длительного
санаторного
лечения
предусмотрен
индивидуальный маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очнозаочной форме (приложение 2)
8
Уровень программы, объём и срок освоения программы.
Уровень программы – базовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Судомоделирование» рассчитана на 1 год обучения (108 часов).
Форма обучения: очная, групповая. Очная с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Режим работы:
1 год обучения: 108 часов в год: 1 раз в неделю 3 часа (по 40 минут),
перемены между занятиями 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия по программе предполагают наличие здоровье сберегающих
технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких
перерывов, проветривание помещения, физкультминуток. Во время занятий
предусмотрены 10 минутные перерывы. Программа включает в себя
теоретические и практические занятия.
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: лекции, практические и самостоятельные работы, тренировки,
соревнования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель
программы:
удовлетворить
интерес
школьников
к
практическому конструированию моделей кораблей и судов, научить
целенаправленно применять полученные знания и практические умения при
разработке и изготовлении судомоделей.
Задачи:
Предметные:
1.
Научить умению планировать свою работу.
2.
Обучить способам разработки чертежей.
3.
Обучить приемам и технологии изготовления моделей кораблей и
судов.
4.
Обучить безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами.
5.
Изучить морскую терминологию, устройства кораблей и судов,
боевое вооружение флота.
6.
Изучить правила соревнований по судомодельному спорту.
Метапредметные:
1. Развитие качеств, необходимых для продуктивной технической
деятельности, нацеленной на решение практических задач.
2.
Формирование
у
учащихся
навыков
самостоятельного
моделирования и конструирования, воспроизводящего и творческого
воображения.
3. Формирование умений самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
9
Личностные:
1. Развитие интереса к технике и инженерно-техническим
специальностям.
2. Повышение мотивации учащихся к программированию и созданию
собственных роботизированных систем.
3. Развитие умения анализировать ситуацию, самостоятельно находить
ответы на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
4. Воспитание бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
Содержание темы
1.
Вводное занятие
2.
Простейшая модель
парусной яхты
3.
Простейшая модель
контурного катера
4.
История Российского
флота
5.
Постройка модели
корабля. Изготовление
корпуса действующей
модели
Изготовление ходовой
группы и рулевого
устройства
6.
7.
Изготовление надстроек
8.
Отделка модели
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего теория практика
3
2
1
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос
24
3
21
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
21
3
18
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
3
2
1
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос
15
1
14
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
15
1
14
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
12
1
11
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
3
1
2
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
10
9.
Регулировка и испытания
модели
10.
11.
Соревнования
Итоговое занятие
ИТОГО
3
1
2
6
3
108
1
1
17
5
2
91
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
Соревнования
Выставка
Содержание учебного плана
I.
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с образовательной программой.
Практика:
Знакомство
с
инструментами,
оборудованием.
Демонстрация моделей кораблей и судов. Техника безопасности.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, устный опрос.
II. Модель простейшей парусной яхты.
Теория: Яхта. Корпус. Шаблоны, Инструмент для резки и обработки
пенопласта. Правила безопасного труда. Приемы установки киля, балласта.
Типы парусов. Парусное вооружение судна. Действие паруса. Приемы
отделки яхты. Маломерные суда. Основные определения типов маломерных
судов.
Практика: Изготовление простейшей модели парусной яхты. Разметка
корпуса яхты по шаблону. Вырезание корпуса. Конструирование и
изготовление киля, балласта. Установка киля, балласта. Изготовление мачты,
уток, проушин, гика. Раскрой паруса. Установка паруса. Оклейка яхты
стеклотканью. Окрашивание. Сборка. Правила соревнований по яхтам.
Запуск моделей. Соревнования.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
III. Простейшая модель контурного катера.
Теория: Основные элементы корпуса судна. Основные элементы
набора корпуса судна. Главные размеры судна. Хранение катера.
Деталировка катера. Приемы изготовления рулей. Приемы отделки катера.
Резиномоторы для моделей. Приемы регулировки модели катера.
Практика: Разметка корпуса катера по шаблону. Вырезание корпуса
катера. Изготовление и установка килевой рейки на корпус катера. Разметка
надстройки катера по шаблону. Вырезание надстройки катера. Изготовление
штифтов. Установка надстройки на корпус с помощью штифтов.
Изготовление кильблоков. Изготовление иллюминаторов, окон, дверей.
Изготовление носового и кормового кронштейнов, гребного вала и винта.
Изготовление рулей. Установка: рулей, кронштейнов, гребного вала и винта.
Оклейка и окраска модели. Установка деталировки на модель. Изготовление
резиномотора. Испытание и регулировка модели катера. Запуск моделей.
Правила соревнований по катерам. Соревнования.
11
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
IV. История Российского флота.
Теория: Поморы - первые исследователи Арктики. Русские
землепроходцы - первые исследователи Сибири и Дальнего Востока. Семен
Дежнев - первооткрыватель пролива между Азией и Америкой.
Географические открытия Камчатских экспедиций Витуса Беринга и Алексея
Чирикова. Петр Первый - основатель Российского флота. Великая северная
экспедиция (1733-1743 гг.). Русский мореплаватель и исследователь Америки
Г. И. Шелихов. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский - первые русские
мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие.
Практика: Викторина по истории Российского флота.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, устный опрос.
V.
Постройка модели корабля (судна). Изготовление корпуса
модели.
Теория: Способы изготовления корпуса. Основные сечения и главные
теоретические размерения судна. Изготовление болванки корпуса из дерева.
Разметка контршаблонов. Технология изготовления корпусов моделей.
Технология, выклейки корпуса. Выклейка корпуса из стеклопластика. Марки
смол, применяемые при выклейке корпусов. Техника безопасности при
работе со смолой. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Способы
обработки корпуса. Основные конструктивные элементы корпуса. Технология изготовления корпуса.
Практика: Разметка болванки: вид сбоку, сверху. Обработка: вид
сбоку, сверху. Изготовление контршаблонов шпангоутов. Обработка
болванки. Придание обводов по контршаблонам шпангоутов. Обработка
болванки наждачной бумагой, заделка ямок и трещин. Нанесение
разделительного слоя из парафина (мастики). Выклейка корпуса из
стеклопластика. Обработка корпуса: придание требуемых обводов, зачистка
корпуса. Изготовление кильблока.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
VI. Изготовление ходовой группы и рулевого устройства.
Теория: Двигатели и движитель. Технология установки на корпус
модели кормового кронштейна и дейдвудной трубы. Гребной винт, основные
технические
характеристики. Технологии изготовления гребного вала и винта и их
установки. Типы микроэлектродвигателей. Принцип работы. Источники
питания микроэлектродвигателя. Способы установки источников питания на
модель. Рулевое устройство. Технология изготовления и монтажа рулевого
устройства. Палубы и платформы. Бимсы. Технология изготовления палубы
и бимсов, зашивки палубы.
Практика: Изготовление и установка кормового кронштейна и
дейдвудной трубы. Изготовление и установка гребного винта и вала.
12
Изготовление носового крючка крепления. Установка электродвигателя.
Изготовление переборки для источника питания. Установка балласта и
переборки. Изготовление резинового двигателя. Изготовление пера руля,
балера. Монтаж рулевого устройства на корпусе модели. Вычерчивание и
изготовление палубы, бимсов. Установка бимсов, зашивка палубы.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
VII. Изготовление надстроек.
Теория: Вычерчивание и разметка перекрытий надстроек. Днищевые
перекрытия. Технология изготовления перекрытий надстроек. Бортовые
перекрытия, их конструкция. Днищевые стрингеры. Вертикальный киль.
Поперечные связи-флоры. Технология штамповки. Технология сборки
надстройки. Главные, поперечные, продольные переборки. Выгородки на
судне. Шахты на судне. Технология обработки надстройки. Рубки на судне.
Штевни и кронштейны гребных валов. Дельные вещи надстройки: окна,
двери, иллюминаторы. Технология их изготовления.
Практика: Работы по вычерчиванию перекрытий надстроек.
Разметочные работы. Вырезание из полистирола перекрытий надстроек.
Штамповка деталей перекрытий надстроек. Сборка надстройки. Сборка и
склейка перекрытий надстройки. Сборка надстройки в единую деталь.
Окончательная сборка надстроек. Опиловочные работы с целью доведения
размеров до указанных на чертеже. Обработка надстроек напильником,
наждачной бумагой, шлифовка. Изготовление дверей, окон, иллюминаторов
надстройки.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
VIII. Отделка модели.
Теория: Основные цвета, применяемые при окраске модели.
Технология окраски. Военно-морской флаг СССР, России, гражданского
флота.
Практика: Подбор цвета и окраска подводной части судна, окон,
дверей, иллюминаторов.
Сборка и дальнейшая отделка модели.
Изготовление и установка: военно-морского флага, бортового номера,
грузовых марок и т. д.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
IX. Регулировка и испытания модели.
Теория: Правила проведения испытаний. Правила регулировки
модели. Правила поведения на воде.
Практика: Проведение стендовых испытаний и регулировки модели.
Регулировка и испытание модели на воде.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, устный опрос.
X.
Cоревнования.
13
Теория: Правила проведения соревнований по СМС. Правила
соревнований. Судейская практика. Правила соревнования. Правила
поведения на воде.
Практика: Городские соревнования по СМС для школьников.
Формы контроля: Соревнования.
XI. Итоговое занятие
Теория: Правила оформления модели для выставки судов и кораблей.
Практика: Оформление выставки, защита проекта.
Формы контроля: Выставка, защита проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные результаты.
Программа предполагает, что в конце обучения, учащиеся будут
знать:
1.
Как планировать свою работу.
2.
Способы разработки чертежей.
3.
Приемы и технологию изготовления моделей кораблей и судов.
4.
Безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами.
5.
Морскую терминологию, устройства кораблей и судов, боевое
вооружение флота.
6.
Правила соревнований по судомодельному спорту.
Метапредметные результаты.
Программа предполагает формирование у учащихся:
– интеллекта, проектного мышления, творческого мышления,
самостоятельного мышления, прикладной стороны мышления, навыков
самоконтроля.
Личностные результаты
Программа предполагает:
– развитие у учащихся интереса к технике и инженерно-техническим
специальностям;
– повышение у учащихся мотивации к творческой деятельности и
программированию;
– воспитание бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации;
– формирование у учащихся желания и готовности сотрудничать в
составе творческой группы, делиться результатами своей работы и работы
участников проекта.
14
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
к программе «Судомоделирование»
№
п/п
Дата
план
Тема занятий
Кол-во
часов
факт
I. Вводное занятие.
Знакомство с образовательной
программой.
2.
07.09
Знакомство с инструментами,
оборудованием.
3.
07.09
Демонстрация моделей кораблей и
судов. Техника безопасности.
II. Модель простейшей парусной яхты.
Яхта. Корпус. Шаблоны. Инструмент для резки и обработки
4.
14.09
пенопласта.
5.
14.09
Правила
безопасного
труда.
Приемы установки киля, балласта.
6.
14.09
Типы
парусов.
вооружение
судна.
паруса.
7.
21.09
Место
проведе
ния
Время
проведе
ния
Формы контроля
3
07.09
1.
Форма
занятий
Парусное
Действие
Рассказ-беседа
1
1
Практическая работа
1
24
1
Рассказ-беседа
Рассказ-беседа
1
Рассказ-беседа
1
Рассказ-беседа
1
Рассказ-беседа
Приемы отделки яхты.
15
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
8.
1
Рассказ-беседа
1
Практическая работа
Изготовление простейшей модели
парусной яхты.
1
Практическая работа
Разметка корпуса яхты по шаблону.
1
Практическая работа
Разметка корпуса яхты по шаблону.
1
Практическая работа
1
Практическая работа
21.09
Маломерные суда.
9.
21.09
Основные
определения
маломерных судов.
10.
28.09
11.
28.09
12.
28.09
типов
13.
5.10
Вырезание корпуса.
14.
5.10
Конструирование и изготовление
киля, балласта.
1
Соревнования
1
15.
5.10
12.10
16.
Установка киля, балласта.
Изготовление мачты, уток,
проушин, гика.
12.10
17.
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
Раскрой паруса.
12.10
18.
19.
Соревнования
Установка паруса.
19.10
Оклейка яхты стеклотканью.
16
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
19.10
20.
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
Оклейка яхты стеклотканью.
19.10
21.
Окрашивание.
26.10
22.
Окрашивание.
26.10
23.
Сборка.
26.10
24.
Правила соревнований по яхтам.
2.11
25.
Запуск моделей.
2.11
26.
Соревнования
2.11
27.
Соревнования
III.Простейшая модель контурного катера.
Основные элементы корпуса судна.
Основные элементы набора корпуса
28.
9.11
судна.
21
1
Рассказ-беседа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Рассказ-беседа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
1
29.
9.11
Главные размеры судна.
17
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
30.
9.11
16.11
Хранение
катера.
катера.
Деталировка
1
Рассказ-беседа
1
Практическая работа
Резиномоторы для моделей.
Приемы регулировки модели
катера.
Разметка корпуса катера по
шаблону
1
Практическая работа
1
Практическая работа
23.11
Вырезание корпуса катера.
1
Практическая работа
23.11
Изготовление и установка килевой
рейки на корпус катера.
1
Практическая работа
23.11
Разметка надстройки катера по
шаблону. Вырезание надстройки
катера.
Изготовление штифтов. Установка
надстройки на корпус с помощью
штифтов.
Изготовление кильблоков.
Изготовление иллюминаторов,
окон, дверей.
Изготовление носового и кормового
кронштейнов, гребного вала и
винта.
Изготовление рулей. Установка:
рулей, кронштейнов, гребного вала
и винта.
1
Практическая работа
31.
16.11
32.
16.11
33.
Приемы изготовления рулей.
Приемы отделки катера.
34.
35.
36.
30.11
37.
30.11
38.
30.11
39.
7.12
40.
1
Соревнования
1
Соревнования
1
Практическая работа
1
Практическая работа
18
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
7.12
41.
7.12
42.
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
Установка деталировки на модель.
14.12
43.
Изготовление резиномотора.
14.12
44.
Изготовление резиномотора.
14.12
45.
21.12
46.
Испытание и регулировка модели
катера. Запуск моделей.
Правила соревнований по катерам.
21.12
47.
Соревнования.
21.12
48.
Соревнования.
IV.История Российского флота
28.12
49.
50.
1
Оклейка и окраска модели.
28.12
Поморы - первые исследователи
Арктики. Русские землепроходцы первые исследователи Сибири и
Дальнего Востока. Семен Дежнев первооткрыватель пролива между
Азией и Америкой.
Географические
открытия
Камчатских экспедиций Витуса
3
1
Рассказ-беседа
1
19
Рассказ-беседа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос
Педагогическое
наблюдение, устный
Беринга и Алексея Чирикова. Петр
Первый - основатель Российского
флота.
28.12
Русский
мореплаватель
и
исследователь Америки Г. И.
Шелихов. И. Ф. Крузенштерн и Ю.
Ф. Лисянский - первые русские
51.
мореплаватели,
совершившие
кругосветное
путешествие.
Викторина по истории Российского
флота.
V. Постройка модели корабля (судна). Изготовление корпуса
модели.
52.
11.01
53.
11.01
54.
11.01
Изготовление болванки корпуса из
дерева.
55.
18.01
Разметка контршаблонов.
56.
18.01
Технология изготовления корпусов
моделей.
Технология, выклейки корпуса.
58.
25.01
Выклейка
корпуса
стеклопластика.
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос
Комбинированная
15
Комбинированная
Основные сечения и главные
теоретические размерения судна.
18.01
1
1
Способы изготовления корпуса.
57.
опрос
из
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
20
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
59.
25.01
60.
25.01
61.
1.02
62.
1.02
63.
1.02
64.
8.02
Марки смол, применяемые при
выклейке
корпусов.
Техника
безопасности при работе со смолой.
Эксплуатационные и мореходные
качества судна. Способы обработки
корпуса.
Основные
конструктивные
элементы корпуса. Технология
изготовления корпуса.
Разметка болванки: вид сбоку,
сверху. Обработка: вид сбоку,
сверху.
Изготовление
контршаблонов шпангоутов.
Обработка болванки. Придание
обводов
по
контршаблонам
шпангоутов.
Обработка болванки наждачной
бумагой, заделка ямок и трещин.
Нанесение разделительного слоя из
65.
8.02
парафина (мастики). Выклейка
корпуса из стеклопластика.
Обработка
корпуса:
придание
66.
8.02
требуемых
обводов,
зачистка
корпуса. Изготовление кильблока.
VI. Изготовление ходовой группы и рулевого устройства.
Двигатели и движитель.
67.
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
68.
15.02
69.
15.02
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
15
1
15.02
Практическая работа
Технология установки на корпус
модели кормового кронштейна и
дейдвудной трубы.
Гребной
винт,
основные
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
1
Смешанная
1
21
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
технические характеристики.
70.
22.02
22.02
71.
22.02
72.
Технологии изготовления гребного
вала и винта и их установки.
Типы
микроэлектродвигателей.
Принцип
работы.
Источники
питания микроэлектродвигателя.
Способы установки источников
питания на модель. Рулевое
устройство.
Технология
изготовления
и
монтажа
рулевого
устройства.
Палубы и платформы.
73.
29.02
74.
29.02
Бимсы. Технология изготовления
палубы и бимсов, зашивки палубы.
29.02
Изготовление
и
установка
кормового
кронштейна
и
дейдвудной трубы.
76.
7.03
Изготовление и установка гребного
винта и вала.
77.
7.03
75.
Изготовление носового крючка
крепления. Установка электродвигателя.
Изготовление
переборки
для
источника питания. Установка
балласта и переборки.
78.
7.03
79.
14.03
Изготовление
двигателя.
80.
14.03
Изготовление пера руля, балера.
резинового
1
Практическая работа
1
Смешанная
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Комбинированная
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
22
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
Монтаж рулевого устройства на
корпусе модели.
Вычерчивание
и
изготовление
81.
14.03
палубы, бимсов. Установка бимсов,
зашивка палубы.
VII. Изготовление надстроек.
82.
21.03
21.03
83.
21.03
84.
28.03
85.
28.03
86.
28.03
87.
88.
4.04
1
Практическая работа
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
12
Вычерчивание
и
разметка
перекрытий надстроек. Днищевые
перекрытия.
Технология
изготовления
перекрытий
надстроек.
1
Бортовые
перекрытия,
их
конструкция. Днищевые стрингеры.
Вертикальный киль. Поперечные
связи-флоры.
Технология
штамповки.
Технология сборки надстройки.
Главные, поперечные, продольные
переборки. Выгородки на судне.
Шахты на судне. Технология
обработки надстройки. Рубки на
судне. Штевни и кронштейны
гребных валов.
Дельные вещи надстройки: окна,
двери, иллюминаторы. Технология
их изготовления.
Работы
по
вычерчиванию
перекрытий
надстроек.
Разметочные работы.
1
Комбинированная
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
1
Комбинированная
1
Комбинированная
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
1
Комбинированная
1
Комбинированная
Вырезание
из
полистирола
перекрытий надстроек. Штамповка
деталей перекрытий надстроек.
1
Комбинированная
Комбинированная
23
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
4.04
89.
4.04
90.
91.
11.04
Сборка надстройки. Сборка
склейка перекрытий надстройки.
и
Сборка надстройки в единую
деталь.
Окончательная
сборка
надстроек.
Опиловочные работы с целью
доведения размеров до указанных
на чертеже.
92.
11.04
Обработка надстроек напильником,
наждачной бумагой, шлифовка.
93.
11.04
Изготовление
дверей,
иллюминаторов надстройки.
окон,
95.
96.
1
Комбинированная
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
1
18.04
Основные цвета, применяемые при
окраске
модели.
Технология
окраски. Военно-морской флаг
СССР, России, гражданского флота.
1
18.04
Подбор цвета и окраска подводной
части
судна,
окон,
дверей,
иллюминаторов.
1
18.04
Сборка и дальнейшая отделка
модели. Изготовление и установка:
военно-морского флага, бортового
номера, грузовых марок и т. д.
IX. Регулировка и испытания модели.
97.
Комбинированная
25.04
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
3
VIII. Отделка модели.
94.
1
Правила проведения испытаний.
Правила
регулировки
модели.
Правила поведения на воде.
Комбинированная
Комбинированная
Комбинированная
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
3
1
Комбинированная
24
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
98.
99.
25.04
Проведение стендовых испытаний и
регулировки модели.
25.04
Регулировка и испытание модели на
воде.
17.05
101.
17.05
102.
17.05
103.
24.05
104.
24.05
105.
24.05
XI.Итоговое занятие
31.05
106.
31.05
107.
108.
Итого
31.05
Комбинированная
1
Практическая работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
Пед. наблюдение,
самостоятельная
работа
6
X. Cоревнования.
100.
1
Правила проведения соревнований
по СМС.
1
Правила соревнований. Судейская
практика.
Правила поведения на воде.
Городские соревнования по СМС
для школьников.
Городские соревнования по СМС
для школьников.
Городские соревнования по СМС
для школьников.
1
Самоанализ.
Защита проектов. Рассказ о своих
достижениях.
Выставка
Соревнования
Беседа
Комбинированная
Соревнования
1
1
Комбинированная
Комбинированная
Соревнования
Соревнования
1
Комбинированная
Соревнования
1
Комбинированная
Соревнования
3
1
Комбинированная
Выставка.
1
Комбинированная
Выставка.
1
Комбинированная
108
25
Раздел программы «Воспитание»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется согласно
программе по воспитанию МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани.
Цель: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному,
патриотическому
и
физическому
самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной программы.
- содействие в организации единого образовательного пространства,
разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания
учащегося;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать
собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных
инициатив и достижений обучающихся через традиционные
мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и
семьи по вопросам воспитания учащихся.
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально
адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся
к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих
людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы
деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления,
необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и
предпрофессиональной
и
в
дальнейшем
профессиональной
деятельности.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и
кооперация);
26
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя
и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные
консультации);
Основные педагогические методы, применяемые в процессе
воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное
мнение, воспитывающие ситуации;
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Основные направления воспитательной работы
Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
• усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим
мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга,
совести и справедливости;
• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
1. Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры,
укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям,
близким людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и
27
младшим; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
2. Национальное воспитание:
Формирование у учащихся национального сознания и
самосознания, любви к родной земле, семьи, народа;
формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего
народа, Родины;
утверждение принципов общечеловеческой морали: правды,
справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
3. Трудовое и профориентационное воспитание:
развитие ответственного, творческого и добросовестного
отношения учащихся к разным видам трудовой деятельности,
накопление профессионального опыта;
формирования
у
детей
творчества,
самостоятельности,
ответственности, активности, уверенности в себе;
привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных
видах трудовой деятельности.
4. Интеллектуальное воспитание:
развитие познавательной потребности, определяемой расширением
объема знаний;
развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
5. Семейное воспитание:
воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким
людям.
6. Эстетическое воспитание:
воспитание основ эстетической культуры, способность различить и
видеть прекрасное;
развитие художественных способностей;
воспитание чувства любви к прекрасному.
7. Физическое воспитание:
формирование потребности в здоровье, как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.
8. Экологическое воспитание:
формирование элементарных экологических знаний;
формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы, и окружающему миру в целом.
28
9.
Правовое воспитание:
воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества,
государства.
29
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Направление
воспитательной
работы
Наименование
мероприятий
Срок
выполнения
1.
Патриотическое
воспитание
«Россия
– это мы!»
«Есть такая профессия
– Родину защищать» »
ноябрь
2.
3.
Нравственное
воспитание
Национальное
воспитание
Форма
проведения
Планируемый результат
Беседа
- воспитание
патриотизма,
любви и
уважения
к
Отечеству, чувства гордости
за свою Родину;
развитие и углубление знаний
об истории и культуре родного
края.
- совершенствование
духовной и нравственной
культуры учащегося;
- воспитание любви и уважения
к семье, близким людям, к
старшим, к друзьям, к
знакомым людям.
февраль
май
«Победа деда –моя
Победа»
«Письмо солдату»
февраль
«Не знали эти руки
скуки»
ноябрь
«Пернатым надо
помогать»
март
«О родных и близких с
любовью»
октябрь
30
Акция
Беседа,
дискуссия
-
формирование у учащихся
ответственности к истории,
религии,
национальной
традиции,
национальной
4.
5.
Трудовое и
профориентационное
воспитание
Интеллектуальное
воспитание
«Один за всех и все за
одного!»
январь
«Без труда ничего не
даётся»
март
«Роль знаний в выборе
профессии»
«Город мастеров»
сентябрь
«В гостях у Ученого»
сентябрь
«Умники и умницы»
март
«Загадочный космос»
апрель
«Рисуй и зачеркивай»
декабрь
декабрь
31
культуры, обычаев своего
народа, Родины;
утверждение принципов
общечеловеческой морали:
правды, справедливости,
патриотизма, доброты,
толерантности, трудолюбия.
Беседа
– - развитие ответственного,
дискуссия,
творческого
и
творческая
добросовестного отношения
мастерская
учащихся к разным видам
трудовой
деятельности,
накопление
профессионального опыта;
- формирования у детей
творчества, самостоятельности,
ответственности, активности,
уверенности в себе.
Беседа,
- развитие познавательной
викторина,
потребности,
интеллектуальная определяемой
игра
расширением
объема
знаний;
- развитие памяти,
воображения, внимания,
представлений, восприятия.
6.
7.
8.
Семейное
воспитание
Эстетическое
воспитание
Физическое
воспитание
«Милая мама!»
ноябрь
«Новый год к нам
мчится»
декабрь
«Рождественские
посиделки»
январь
«С любовью в
сердце»
март
«Я рад
общаться с тобой»
октябрь
«Спешите делать
добро!»
февраль
«Дорогою добра»
май
«Мы за здоровый образ
жизни»
октябрь
«Спорт –это жизнь»
апрель
32
семейных
Беседа, игровая - воспитание
ценностей, традиций, культуре
программа,
семейной жизни;
творческая
- воспитание у детей чувства
мастерская
бережного отношения к семье,
близким людям.
Беседа, акция
Беседа,
викторина
-
-
воспитание
основ
эстетической
культуры,
способность различить и
видеть прекрасное;
- развитие художественных
способностей;
- воспитание чувства любви к
прекрасному.
формирование потребности
в здоровье; сознательного
стремления
к
ведению
здорового образа жизни;
позитивного
отношения
учащихся
к
занятиям
9.
Экологическое
воспитание
10. Правовое воспитание
«Родник здоровья»
май
«Вместе ярче!»
май
«Природа и человек»
март
«Сдайте батарейку –
спасите планету!»
ноябрь
«Очистим планету от
мусора!»
апрель
«Я –
гражданин России»
ноябрь
«Бережно относись к
школьному и другому
общественному
имуществу, к своим
вещам, вещам
товарищей»
сентябрь
33
Беседадискуссия,
акция
спортом;
развитие чувства
ответственности к своему
здоровью и здоровью
окружающих людей.
- воспитание гуманного,
бережного, заботливого
отношения к миру природы, и
окружающему миру в целом.
Беседа, дискуссия - воспитание свободного
гражданина, функциональнограмотного, способного к
сотрудничеству в интересах
человека, общества,
государства.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
1.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Комплектация помещения
Наименование
Аптечка медицинская
Огнетушитель
Вентилятор вытяжной
Кондиционер
Раковина для воды со смесителем
Доска классная
Стол преподавателя
Стол рабочий
Светильник настольный
Стул
Шкаф для хранения работ (моделей)
Шкаф металлический для лакокрасочных
материалов
Стеллаж для хранения расходных материалов
Верстак столярный
Верстак слесарный
Стенд инструментальный для столярного
инструмента
Стенд инструментальный для слесарного
инструмента
Стол для паяльных работ (с вытяжкой)
Тисы слесарные большие
Тисы настольные
Ящик для мусора
Щетка - смётка
Щётка для уборки пола
Очки защитные
Халат рабочий
Бассейн для регулировки и испытания моделей
2.
Станочное оборудование
Наименование
1.
2.
3.
Станок
пильный
по дереву
Станок
сверлильный типа 2М112
Станок заточный
3.
-во
Кол
1
1
1
1
1
1
1
12
12
14
1
1
1
1
1
1
1
1
2
12
1
10
1
10
10
1
Кол-во
1
1
1
Ручной инструмент
34
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Наименование
Комплект напильников (круглый, плоский,
трёхгранный);
Ь=200(250)мм
Плоскогубцы
большие
Плоскогубцы малые
Круглогубцы
Кусачки
Лобзик ручной
Рубанок большой
Рубанок малый
Рашпиль по дереву
Киянка деревянная
Пилка лобзиковая
Ножовка по дереву
Ножовка по металлу
Полотно ножовочное по металлу
Комплект надфилей
Тисы ручные (ювелирные)
Дрель ручная
Набор стамесок
Кернер
Зубило
Ножницы канцелярские
Наждачная бумага
Паяльник
Электролобзик
4.
№
1.
2.
Коли
чество
10
5
10
10
10
10
1
1
1
1
300
1
2
100
3
2
1
1
14
2
5м/кв
10
1
Мерительный инструмент
Наименование
Штангенциркуль ШЦ - 1
Линейки металлические
инструментальные: 300 мм
500 мм
1000мм
3.
Угольник инструментальный
4.
Угломер инструментальный
Количество
4
10
1
1
2
2
5.
Материалы
Для постройки моделей применяются самые разнообразные
материалы, которые можно разбить на две основные группы:
металлические и неметаллические материалы.
35
Из металлов наиболее широко используются: дюралюминий, латунь,
бронза, свинец, медь, жесть белая, стальная и алюминиевая проволока.
Неметаллические материалы можно разделить на бумагу, древесину,
синтетические материалы и пластмассы.
Из древесины используется: сосна, дуб, берёза, липа. Вся
используемая древесина должна быть прямослойной, сухой и не иметь
сучков и других дефектов. В судомоделировании широкое
распространение получила фанера толщиной 3,0; 4,0; 6,0; 8,0 мм.
Для изготовления чертежей и моделей используется ватман и
миллиметровая бумага, а для изготовления корпуса применяются
пенополистирол, дерево.
Из пластмасс и синтетических материалов используются: пеноплекс,
полиэтилен, органическое стекло, капрон, фторопласт, стеклотекстолит,
эбонит, стеклоткань и лавсановая пленка.
Вспомогательные материалы: клеи, шпатлевки, лаки, краски,
растворители, топливные смеси для двигателей внутреннего сгорания. Для
склеивания деталей моделей применяются нитроцеллюлозные (эмалит,
АК-20, АГО), смоляные (БФ-2, БФ-6, ПВА, ЭДП), циакриновые клеи, а
также клеи «Момент», ПВА. Для отделки моделей применяются
нитроцеллюлозные и эпоксидные шпатлевки и грунтовки и нитро- и
пентафталевые лаки, краски и эмали.
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://fsmr.ru/ – сайт Федерация судомодельного спорта.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное
образование,
либо
прошедший
профессиональную
переподготовку по программе: «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых, реализующий программы технической направленности»,
владеющий навыками руководства технической деятельностью учащихся
Болгова Валентина Анатольевна – стаж педагогической работы – 11
лет, образование – педагогическое, учитель начальных классов и рисования,
педагог дополнительного образования детей и взрослых, реализующий
программы технической направленности, имеет большой опыт работы с
детьми, занимающимися техническим творчеством.
ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ
(АТТЕСТАЦИЯ)
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль по
дополнительной общеразвивающей программе «Судомоделирование».
36
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Итоговая
аттестация
детей,
посещающих
объединение
«Судомоделирование», является добровольной, что не ущемляет личности
ребенка и дает ему возможность свободно продемонстрировать свои знания.
Предметом проверки являются знания, умения и навыки детей, полученные
ими в процессе обучения. Основными принципами аттестации являются учет
индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, свобода выбора
педагогом методов и форм проведения аттестации и оценки результатов;
открытость результатов аттестации для родителей.
В качестве основных средств контроля используются: беседа, устный
опрос, участие обучающегося в соревнованиях, конкурсах, проводимых как
внутри объединения, так и городских, районных, краевых и других уровней.
Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи
процесса усвоения программного материала на разных его этапах, поэтому
предполагает предварительный (вводный) контроль, текущий (тематический)
контроль, итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла
обучения, так и какого-либо раздела).
Учебные достижения обучающихся (усвоение программного
материала) в дополнительном образовании необходимо рассматривать, в
первую очередь, как систему творческой самореализации детей.
Формы подведения итогов:
игровые конкурсы
наблюдения
выставка
соревнования
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы приведены в карточке учета результатов
обучения по образовательной программе «Судомоделирование»
(приложение 1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
На
занятиях
используется
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый методы.
Учитывая возрастные особенности детей, занятие включает в себя
следующие разделы:
организационный момент (очень важен для соорганизации
детей);
мотивация к занятию (проходит в игровой форме, с учётом
возраста детей);
познавательная часть занятия (получение новой информации или
закрепление уже изученной с расширением знаний);
37
динамическая пауза (подвижные игры, пальчиковые игры);
самостоятельная деятельность детей закрепление знаний:
конструирование;
игры на установление эмоционального равновесия (выход из
занятия: игры с поделками, соревнования, конкурсы, театрализация).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология индивидуализации обучения
Индивидуализация обучения – это: 1) организация учебного процесса,
при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается
индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебнометодические, психолого-педагогические и организационно-управленческие
мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализированного обучения – такая организация
учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная
форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной
мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию
обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако
технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее
основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать
отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и
признаками целостной педагогической технологии.
Технология дифференцированного обучения
Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе
учета общего уровня развития учащихся, отдельных особенностей
психического
развития:
памяти,
мышления,
уровня
внимания,
познавательной деятельности. В дидактике обучение принято считать
дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные
различия учащихся. В решение проблемы успешного обучения учащихся,
развитие их познавательной активности я опираюсь на дифференцированный
подход к обучению как средству формирования положительного отношения
к учёбе, познавательных способностей.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в
учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать
новые знания, развивают способности учащихся. Дифференциация обучения
– это способ увлечь учащихся вперед по пути знаний, а не отсекать и не
бросать отстающих.
Технология проблемного обучения
М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное
обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в
котором
сочетаются
систематическая
самостоятельная
поисковая
деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система
методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности;
процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на
38
формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости
мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в
ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности,
детерминированного системой проблемных ситуаций».
Технология проектной деятельности
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие
знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными
знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих
способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а
в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что
повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход
каждого ученика на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических
функций ученика;
5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за
счет универсального их использования в разных ситуациях.
Здоровье сберегающие технологии
Под здоровье сберегающей образовательной технологией
понимают систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.).
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1
2
Этап учебного
занятия
Организационный
Проверочный
Задачи этапа
Подготовка детей к
работе на занятии.
Проверка
отсутствующих.
Организация рабочего
места
Установление
правильности и
осознанности усвоения
Содержание деятельности
Организация начала занятия,
создание психологического
настроя на учебную деятельность
и активизация внимания.
Подготовка конструктора к
работе.
Проверка усвоения знаний
предыдущего занятия.
Повторение, закрепление
39
3
4
5
материала прошлого
занятия, выявление
пробелов и их коррекция
Подготовительный Обеспечение мотивации
(подготовка
к и принятие детьми цели
новому
учебно-познавательной
содержанию)
деятельности
Усвоение новых
знаний и способов
действий,
первичная
проверка
понимания
изученного
Закрепление новых
знаний, способов
действий
и
их
применение
на
практике.
6
Демонстрация
выполненной
работы
7
Контрольный
8
Итоговый
9
Рефлексивный
Обеспечение восприятия
и усвоения учебного
материала,
выявление
ошибочных или спорных
представлений
и
их
коррекция
Обеспечение усвоения
новых знаний, способов
действий и их
применения в
конструировании и
программировании
Проверка правильности
выполнения
практической работы
Выявление качества и
уровня овладения
знаниями, самоконтроль
и коррекция знаний и
способов действий
Анализ и оценка
успешности достижения
цели, определение
перспективы
последующей работы
Мобилизация детей на
самооценку. Мотивация
на следующее занятие
материала.
Сообщение темы, цели учебного
занятия и мотивация учебной
деятельности детей (например,
эвристический вопрос,
познавательная задача,
проблемное задание, творческое
задание детям)
Использование заданий и
вопросов, которые активизируют
познавательную деятельность
детей. Применение практических
заданий и упражнений, в
сочетании с объяснением
соответствующих правил.
Практическая работа.
Конструирование по схеме, по
инструкции педагог, или
самостоятельно детьми.
Программирование моделей.
Запуск действующих моделей,
выявление ошибок,
корректировка, доработка
моделей.
Использование устного опроса,
педагогического наблюдения,
проведение соревнований,
конкурсов, защита творческого
задания.
Педагог совместно с детьми
подводит итог занятия
Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического состояния,
причин некачественной работы,
результативности работы,
содержания и полезности
учебной работы
Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко
структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание
каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог
прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.
40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Список литературы для педагога.
Бабкин И. А. Подготовка юных судомоделистов. - М.: ДОСААФ,
1988.
2.
Бонд Б. Справочник яхтсмена. - Л.: Судостроение, 1989.
3.
Военно-морской словарь для юношества: В 2 т. - М.:
ДОСААФ1985.
4.
Дыгало В. Так повелось на флоте. - М.: ДОСААФ, 1985.
5.
Дыгало В. Откуда и что на флоте пошло. - М.: Прогресс, 1993.
6.
Изменения и дополнения в правила соревнований по СМС. - М
•ДОСААФ, 1994.
7.
Курти О. Постройка моделей судов. - Л.: Судостроение, 1989.
8.
Катцер С. флот на ладони. - Л.: Судостроение, 1980.
9.
Марквард К. X. Рангоут, такелаж и паруса судов. - Л.: Судостроение, 1991.
10. Митрофанов В. П. Школы под парусами. - Л.: Судостроение1989.
11. Правила соревнований по судомодельному спорту. - М.: Патриот,
1991.
12. Программы для внешкольных учреждений. Техническое творчество учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
13. Резникова В. Н. Тестовый контроль знаний. - М.: Просвещение,
1997.
14. Скопцов В. В. Морской исторический сборник, - Л.: Издательский центр «Паллада», 1990
15. Сахновский Б. М. Модели судов новых типов. - Л.: Судостроение,
1987.
16. Целовальников Л. С. Справочник судомоделиста: В 3 т – М.
ДОСААФ, 1978, 1981, 1983.
17. Фирсов Н. И. Петра творенье. - М.: Молодая гвардия, 1992.
18. Шнейдер Н. Г. Модели советских парусных судов. - Л.: Судостроение, 1990.
19. Щетанов Б. В. Судомодельный кружок. - М.: Просвещение, 1983.
20. Журналы “Modell Werft” 2001-2004гг.
21. Журналы “Schiffmodell” 2001-2004гг.
Список литературы для учащихся.
1.
Бабкин И. А. Подготовка юных судомоделистов. - М.:
ДОСААФ,1988.
2.
Военно-морской словарь для юношества: В 2 т. - М.:
ДОСААФ,1985.
3.
Дыгало В. Так повелось на флоте. - М.: ДОСААФ, 1985.
4.
Дыгало В. Откуда и что на флоте пошло. - М.: Прогресс, 1993.
5.
Журнал «Левша» за 1995 - 2000 гг.
6.
Журнал «Моделист-конструктор» за 1975 - 2000 гг.
41
7.
Журнал «Морская коллекция» за 1998 - 2000 гг.
8.
Курти О. Постройка моделей судов. - Л.: Судостроение, 1989.
9.
Целовальников Л. С. Справочник судомоделиста: В 3 т - М •
ДОСААФ, 1978, 1981, 1983.
42
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Судомоделирование»
«____________»
объединение
Ф.И. обучающегося,
возраст
Метод диагностики
____________
год обучения
______________________
Ф.И.О. педагога
_____________
дата наблюдения
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Теоретические
Владение
Практические
Творческие навыки
знания
специальной
умения и навыки
терминологией
1
2
1
1
2
2
полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие
Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос
(устный и
письменный) и др.
Собеседование
(индивидуальное и
групповое) и др.
Контрольное задание
и др.
Контрольное задание
и др.
43
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
Ф.И.
обучаю
щегося
Учебно-интеллектуальные
умения
умение
Умение
анализировать, самостоятельно
устанавливает найти решение
закономерност
проблемы
и, предлагать
поискового и
альтернативны
творческого
е варианты
характера
решения
различных
задач
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
слушать
и
слышать
педагога
и других
учащихс
я
1
2
Умение
договариват
ься и
осуществлят
ь
совместную
деятельност
ь
1
2
Умение
высказыват
ь свое
мнение и
вести
дискуссию
1
2
Учебно-организационные умения и
навыки
Умение
Навыки
Умение
организова соблюден
аккуратно
ть свое
ия правил
выполнять
рабочее
ТБ
работу
место
1
2
1
2
1
Методы
диагност
ики
2
Анализ
Творческ
ие
задания
Наблюде
ния
44
КЛЮЧ К ТЕХНОЛОГИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Возможное количество баллов от 2 до 5
№
п/п
Оцениваемые параметры (ожидаемые
результаты)
Теоретическая подготовка
Теоретические знания (по основным разделам
учебно-тематического плана программы).
Критерии (мерило)
2
Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность
использования специальной
терминологии
1
Практическая подготовка
Практические умения и навыки, предусмотренные
программой
Соответствие практических умений и
навыков программным требованиям (в
программе определено как «Дети
должны уметь»)
2
Владение специальным оборудованием и
Отсутствие затруднений в
1
Соответствие теоретических знаний
ребенка программным требованиям (в
программе определено - «Дети должны
знать»)
Степень выраженности
оцениваемого качества
- минимальный уровень: менее ½
объема знаний, предусмотренных
программой;
- средний уровень: более ½ объема
знаний;
- максимальный уровень: практически
весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период.
- минимальный уровень: как правило,
избегает употребления специальных
терминов;
- средний уровень: сочетает
специальную терминологию с бытовой;
- максимальный уровень: специальные
термины употребляются осознано и в
полном соответствии с их
содержанием.
- минимальный уровень: менее ½
предусмотренных умений и навыков;
- средний балл: более ½ объема
усвоенных умений и навыков;
- максимальный уровень: практически
все умения и навыки.
- минимальный уровень: серьезные
затруднения при работе с
45
3
оснащение
использовании специального
оборудования и оснащения
Творческие навыки
Креативность в выполнении
практических заданий
оборудованием;
- средний уровень: работа с
оборудованием с помощью педагога;
- максимальный уровень: работа с
оборудованием самостоятельно, не
испытывая особых трудностей.
- начальный уровень развития
креативности: выполнение лишь
простейших практических заданий
педагога;
- репродуктивный уровень: выполнение
в основном задания на основе образца;
- творческий уровень: выполнение
практических заданий с элементами
творчества.
46
Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«_______________»
педагог: _____________________
на 2024-2025 учебный год
№ Раздел
Наименование мероприятий
1
Перечень пройденных тем:
Учебный план
1.
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
_
2
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
_
3
«Творческие
Перечень тем:
проекты»
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.
47
2.
3.
4.
4
Самостоятельная Перечень работ, выполненных внепрограммного
материала
самостоятельно:
работа
1.
2.
3.
5
"Профессиональ- Перечень мероприятий, проведенных учащимся в
ная
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
ориентация"
начинающим детям, участие
в творческих
мастерских:
1.
2.
3.
4.
6
Участие в
Перечень мероприятий:
мероприятиях
1.
2.
3.
4.
Достижения:
1.
2.
3.
4.
48