УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 30 августа 2024 г.
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ №348 от 30 августа 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Техностарт»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
Возрастная категория: от 5 до 6 лет
Размер группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул,
д. 271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2024.09.23 16:16:05 +03'00'
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 48845
Авторы-составители:
Власенко Оксана Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
Сафронова Светлана Владимировна, методист
Славянск-на-Кубани, 2024 г.
Содержание
Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств, в
руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности
ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его
личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное
здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются LEGOконструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи
и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором
представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей
из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели,
рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом
знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное
возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти
вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие
способности.
LEGO-конструирование – эффективное, воспитательное средство,
которое помогает объединить усилия всех участников образовательных
отношений. В совместной игре с детьми, педагогом или родителями ребенок
становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным,
эмоционально отзывчивым, что как нельзя лучше способствует его
подготовке к обучению в школе. Инновационная и многофункциональная
технология ЛЕГО обеспечит реализацию основных видов деятельности детей
дошкольного возраста – познавательно-поисковой, коммуникативной,
игровой и конструктивной, а также помогает в развитии математических
знаний у дошкольников. Сетевое взаимодействие является решающим
фактором инновационного развития.
Программа является модифицированной. Составлена на основе
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный конструктор», автор-составитель педагог дополнительного
образования Л.Ю. Бойцова.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21
июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря
2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29
декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25
декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря
2019 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30
декабря 2020 г., 17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2
июля, 30 декабря 2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7 октября,
21 ноября, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13, 24 июня,
10, 24 июля, 4 августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22 июня, 8 июля
2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014
г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской
Федерации,
Федеральное
государственное
бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Направленность программы: техническая. Программа направлена на
развитие детских конструкторских способностей, привлечение детей
дошкольного возраста к современным технологиям конструирования,
программирования и использования роботизированных устройств.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение
определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность
ребенка, его познавательные способности. Конструкторы LEGO стимулируют
практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу
экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают
жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и
самовыражению. LEGO - конструктор дает возможность, не только собрать
игрушку, но и играть с ней, экспериментировать, проводить исследования.
Используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO, можно собрать
неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы. Отличительная особенность и новизна
программы выражается в реализации задач по развитию творчества и
конструктивных навыков через такие формы работы как игровые минипроекты с использованием конструкторов LEGO. Дошкольники проходят 4
этапа усвоения данной программы: 1 – восприятие; 2 – мышление; 3 –
действие; 4 – результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок
видит результат своей работы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса
обучения, и позволяет дошкольнику шаг за шагом раскрывать в себе
творческие возможности и само реализоваться в современном мире.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми
заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и
придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой
деятельностью. Так моделирование из LEGO-конструкторов позволяет
разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием
на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в
совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в
вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь;
объединяться в игре в пары или микро-группы.
Социально-экономическое
обоснование.
Социальноэкономический эффект от реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Техностарт» включает в себя несколько
аспектов.
Во-первых, это развитие моделирования и повышение интереса к
конструированию среди детей младшего школьного возраста, что
способствует формированию будущих кадров.
Во-вторых, программа способствует развитию логического
мышления, креативности и умения работать в команде, что важно не только
для успешной карьеры в области конструирования, но и для адаптации в
современном обществе.
Благодаря этому воспитывается новое общество, принося значительный
вклад для социально-экономического развития города Славянска-наКубани, Славянского района и Краснодарского края в целом.
Адресат
программы:
Предполагаемый
состав
группы
–
разновозрастная. В группе от 8 человек, но занятия могут проводиться в
микро-группах 4-6 человек. В группах могут заниматься дети с ОВЗ,
одаренные, состоящие на учёте.
Возрастные особенности. Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Программа составлена, с учетом психофизических, возрастных
особенностей детей, участвующих в реализации данной образовательной
программе. В старшем дошкольном возрасте дети начинают интересоваться
предметами и явлениями, с которыми непосредственно не сталкиваются. А в
6-7 лет проявляют наибольший интерес к причинно-следственным связям
между предметами и явлениями. Дошкольное детство – период первичной
социализации личности. В этот период ребёнок делает первые шаги в
познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе.
Предметный мир, окружающие ребёнка вещи и игрушки имеют особое
значение в развитии дошкольников. Начиная познавать окружающий мир,
ребёнок видит вокруг себя деревья, животных, машины, но не задумывается,
из чего они сделаны, почему движутся, как работают. Занятия
конструированием помогают дошкольнику узнать, понять и разобраться, как
устроен этот мир, из чего состоит тот или иной предмет. В результате у
ребенка начинает складываться системное представление об окружающем его
мире. В объединении могут заниматься дети из семей разного социального
уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (10)
сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине
болезни
или
длительного
санаторного
лечения
предусмотрен
индивидуальный маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очнозаочной форме (приложение 2).
Уровень программы – ознакомительный.
Это начальный этап, на уровне исполнительской, репродуктивной
деятельности, предполагает знакомство детей с основами конструирования,
работой простых машин и механизмов, профессиями людей, способствует
развитию интереса к техническому творчеству.
Форма
обучения:
Очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Режим
работы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Техностарт» рассчитана на 1 год обучения 36
часов в год, 1 раз в неделю (1 занятие 30 минут для 6 лет, 40 минут для 7
лет).
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся на базе дошкольного учреждения в
подготовительных группах. Состав детей постоянный в течение всего
учебного года.
Содержание программы на данном уровне очень разнообразно и
предусматривает взаимодействие с основным дошкольным образованием,
углубляя и расширяя его. На занятиях дети изучают мир животных,
растений, мир техники, учатся изготавливать предметы и игрушки готовых
наборов деталей «Конструктор LEGO».
Занятия по LEGO-конструированию главным образом направлены на
развитие личности ребенка дошкольного возраста, а также способностей
познавательных, изобразительных, коммуникативных, конструкторских,
творческих. Интегративный подход объединяет в одно целое задания из
разных областей. Работая над тематической моделью, воспитанники не
только пользуются знаниями, полученными из разных образовательных
областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально
коммуникативное развитие, физическое развитие, художественноэстетическое развитие, но и углубляют их. Всё это способствует развитию
мелкой моторики руки, развивает фантазию, творчество, конструктивное
мышление и сообразительность детей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Развитие творческих способностей в процессе
LEGO-конструирования.
Задачи.
Предметные:
– ознакомиться с правилами безопасной работы с конструктором;
– запомнить основные компоненты, названия деталей конструктора;
– различать конструктивные особенности различных моделей и
сооружений;
– закрепить основные приемы конструирования, виды соединений
деталей.
Метапредметные:
развить умения решать творческие задачи на практике;
развить способности к проведению простейших обобщений, умений
использовать полученные знания в новых условиях;
– сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
– использовать специальные способы и приемы соединения деталей,
правильно использовать и располагать детали строительного материала;
– научиться сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления
от рисунков, фотографий, чертежей, делать постройку прочной;
– приобрести навыки конструирования по замыслу, заранее обдумывать
содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание,
соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Личностные:
создать условия для: нравственного становления учащихся,
мотивации к социально значимой деятельности, самостоятельности,
ответственности, создания благоприятного психологического климата;
воспитать нравственные нормы поведения;
формировать у ребенка положительного отношения к окружающей
действительности с помощью элементов конструкторской деятельности;
развитие детской социальной инициативы;
–
сформировать
морально-волевые
качества:
толерантность,
старательность, внимательность, аккуратность, находчивость;
– развить у обучающихся познавательные качества: наблюдательность,
любознательность, интерес к техническому творчеству, исследовательской
активности;
– воспитать бережное отношение к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации;
– приобрести умения работать самостоятельно, распределять
обязанности и договариваться друг с другом в ходе коллективной
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
Содержание темы
Вводное занятие. Т.Б.
Детали конструктора
Страна геометрических
фигур
Времена года.
В мире животных
Человек и Робот
Мой дом
Городской транспорт
Самолет построим сами
Космическое путешествие
Количество часов
всего теория практика
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос
Устный опрос,
самостоятельная работа
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос, выставка
Устный опрос,
самостоятельная
работа, выставка
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная работа
Педагогическое
наблюдение, конкурс
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная работа
Педагогическое
наблюдение, устный
опрос, конкурс
Педагогическое
По морям, по волнам
Итоговое занятие
наблюдение,
самостоятельная работа
Педагогическое
наблюдение, Игровая
деятельность
ИТОГО
Содержание учебного плана
Тема № 1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория: Рассказ о том, чему ребята научатся в объединении, инструктаж
по технике безопасности.
Практика: игра – знакомство, свободное конструирование, с целью
ознакомление с уровнем подготовки детей.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, устный опрос.
Тема № 2. Страна геометрических фигур (2ч.) (1 час – теория, 1 час –
практика)
Теория: Знакомство с геометрическими фигурами. Знакомство с
деталями конструктора, название деталей, признаки отличия друг от друга.
Способы соединения деталей.
Практика: Конструирование геометрических фигур и тел. Игра
«Сложи квадрат», «Угадай фигуру на ощупь».
Формы контроля: Устный опрос, самостоятельная работа.
Тема № 3. Времена года. (4 ч.) (1 час – теория, 3 часа – практика)
Теория: Знакомство с растительным миром родного края. Загадки,
сказки, рассказы о временах года, изменения в природе. Закрепление
названия деталей. Повторение геометрических фигур. Традиции
празднования Рождества и Нового года.
Практика: Конструирование моделей: деревья, цветы, грибы, овощи,
фрукты. Снеговик, Снежинка, Елка. Выставка работ. Игра «У нас на грядке»,
«Съедобное, не съедобное», «Снежки».
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, устный опрос,
выставка.
Тема № 4. В мире животных (6 ч.) (1 час – теория, 5 часов – практика)
Теория: Знакомство с домашними и дикими животными, птицами,
насекомыми. Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадок, рассказов
об особенности их обитания. Особенности конструирования различных
частей тела животных.
Практика: Конструирование фигур насекомых, животных и птиц.
Викторина «Мои друзья животные». Мини-проект «Настольный зоопарк»,
сказка «Теремок».
Формы контроля: Устный опрос, самостоятельная работа, выставка.
Тема № 5. Человек и робот (3 ч.) (1 час – теория, 2 часа – практика)
Теория: Знакомство с частями тела и органами чувств человека. Что
такое робот. Сходство и отличие от человека. Принцип конструирования
подвижных частей модели.
Практика: Конструирование фигуры Человека, Робота с подвижными
элементами. Дидактическая игра «Обман зрения», «Угадай предмет на
ощупь».
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
Тема № 6. Мой дом. (4 ч.) (1 час – теория, 3 часа – практика).
Теория: Рассказ о появлении древний человек, орудия труда, одежда,
питание, жилище. Развитие цивилизации человечества. Сказочные замки.
Строительство деревень, возникновение городов, самые большие города в
мире. Профессии людей.
Практика: Конструирование домов, башен, других архитектурных
сооружений. Мини-проект «Город будущего». Выставка работ.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, конкурс.
Тема № 7. Городской транспорт (5 ч.) (1 час – теория, 4 часов –
практика).
Теория: Рассказ-беседа об истории развития городского транспорта,
изобретение колеса. Знакомство с видами городского пассажирского
транспорта, правила дорожного движения. Службы спасения, их
предназначение, телефоны вызова. Профессии людей.
Практика: конструирование моделей (автомобиль, автобус, поезд,
грузовик). Творческое задание «Автомобиль будущего». Игра по правилам
дорожного движения, соревнования с готовыми моделями.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
Тема № 8. Самолет построим сами. (4 ч.) (1 час – теория, 3 часа –
практика)
Теория: Что такое воздух? Состав воздуха, свойства воздуха. Почему
самолет не падает? Принцип полета самолета и вертолета. Знакомство с
работой аэропорта. Профессии людей.
Практика:
Изготовление
летающих
игрушек
из
бумаги.
Конструирование самолета, вертолета. Проведение опыта со сжатым
воздухом. Дидактическая игра «Летает, не летает». Игры и соревнования с
готовыми моделями.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, устный опрос, конкурс.
Тема № 9. Космическое путешествие. (3 ч.) (1 час – теория, 2 часа –
практика)
Теория: Знакомство с понятиями: космос, планета, звезда, вселенная.
Строение солнечной системы. Закрепление понятий день, месяц, год, время,
календарь. Покорение космоса человеком. Профессии людей.
Практика: Коллективная работа «Звездный коллаж», конструирование
ракеты, летающей тарелки, соревнования. Мини-проект «Неизвестная
планета».
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, самостоятельная
работа.
Тема 10. По морям, по волнам (4ч.) (1 час – теория, 3 часа – практика)
Теория: Знакомство с жителями рек, озер, морей. Особенности
строения их тела, дыхание, питание. Круговорот воды в природе, свойства
воды. Водный транспорт. Профессии людей. Итоговое занятие
Практика: Конструирование моделей рыб, кораблей. Кораблик из
бумаги. Мини проект «Аквариум». Проведение опытов по плавучести
предметов. Выставка работ. Игровая деятельность.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, Игровая деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
Программа предполагает, что в конце обучения, учащиеся будут
знать:
– правила безопасной работы с конструктором ЛЕГО;
– основные компоненты, названия деталей конструктора ЛЕГО;
– конструктивные особенности различных моделей и сооружений;
– основные приемы конструирования, виды соединений деталей.
Метапредметные результаты:
Программа предполагает, формирование у учащихся умений:
- решать творческие задачи на практике;
- проведения простейших обобщений, умений использовать
полученные знания в новых условиях;
– различать графические модели;
– применять специальные способы и приемы соединения деталей,
правильно использовать и располагать детали строительного материала;
– сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей, делать постройку прочной;
– конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом.
Личностные результаты:
Программа предполагает воспитание у учащихся:
мотивации к социально значимой деятельности, самостоятельности,
ответственности;
нравственных норм поведения;
положительного отношения к окружающей действительности с
помощью элементов конструкторской деятельности;
детской социальной инициативы;
– морально-волевых качеств: толерантности, старательности,
внимательности, аккуратности, находчивости;
– познавательных качеств: наблюдательности, любознательности,
интереса к техническому творчеству, исследовательской активности;
– умения работать самостоятельно, распределять обязанности и
договариваться друг с другом в ходе коллективной деятельности;
– воспитать бережное отношение к культурному наследию и традициям
многонационального
народа
Российской
Федерации.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
к программе: «Техностарт»
№
п/п
Дата
план
Тема занятий
факт
Вводное занятие
Инструктажи по ТБ. Знакомство с
конструктором. Игра на знакомство
Страна геометрических фигур
Конструирование модели
Геометрические фигуры
Конструирование модели
Объемные фигуры – тела.
Времена года. Осень
Конструирование модели
Деревья. Грибы. Ягоды
Конструирование модели
Овощи. Фрукты
В мире животных
Конструирование модели
Древние животные. Динозавры
Конструирование модели
Домашние животные, птицы
Конструирование модели
Дикие животные, птицы
Кол-во
часов
Форма
занятий
Инструктаж, беседа с
игровыми элементами
Место
Время
проведения проведения
Формы контроля
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос
Рассказ - беседа,
Практическая работа
Рассказ - беседа,
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос,
самостоятельная
работа
Рассказ - беседа,
Практическая работа
Практическая работа
Дидактическая игра
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос,
выставка
Рассказ - беседа,
Практическая работа
Рассказ - беседа,
Практическая работа,
дидактическая игра
Рассказ - беседа,
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
Конструирование модели
Животные жарких стран
Конструирование модели
Животные Севера.
Мини-проект «Настольный
зоопарк».
Человек и Робот
Части тела. Конструирование
фигуры Человека.
Органы чувств человека. Робот,
отличие от Человека.
Рассказ - беседа,
Практическая работа
Рассказ - беседа,
Практическая работа
Творческий проект
выставка
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос, Игра
Устный опрос,
самостоятельная
работа, выставка
Рассказ - беседа,
Практическая работа
Дидактическая игра,
Практическая работа
Творческое задание
Педагогическое
наблюдение, игра
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
Беседа с игровыми
элементами
Практическая работа
Дидактическая игра
Практическая работа
Устный опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение, игра
Рассказ - беседа с
игровыми элементами
Устный опрос,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение, проект
Педагогическое
наблюдение,
конкурс
Конструирование Робота по
собственному замыслу.
Времена года. Зима
Конструирование
Зимняя мозаика. Снежинки
Конструирование
Ледовый городок. Игра «Снежки»
Мой дом
Развитие цивилизации
человечества. Конструирование
Домика
Конструирование Замок
Мини-проект «Город будущего»
Конструирование модели Башни.
Конкурс «Самая высокая башня»
Рассказ - беседа
Практическая работа
Творческий проект
Самостоятельная
работа
Городской транспорт
Изобретение колеса.
Конструирование модели
Автомобиль
Конструирование модели
Грузовик. Профессия водитель
Коллективная работа «Поезд»
Модель «Светофор» Игра по ПДД
«Красный, желтый, зеленый»
Беседа с игровыми
элементами
Практическая работа
Беседа, Практическая
работа
Самостоятельная
работа
Обучающая игра
Творческое задание
Конструирование модели
Автомобиль будущего
Самолет построим сами
Конструирование модели
Самолет. Профессия летчик.
Летающие игрушки. Соревнования
Конструирование модели
Вертолет
Проект Аэропорт
Космическое путешествие
Космос, звезды, планеты
Конструирование модели
Ракета. Космонавт
Конструирование модели
Летающая тарелка
Мини-проект «Неизвестная
планета»
По морям, по волнам
Беседа с игровыми
элементами
Практическая работа
Рассказ – беседа
Практическая работа
Творческий проект
Беседа с игровыми
элементами.
Практическая работа
Практическая работа
Соревнования
Творческий проект
Устный опрос,
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос,
игра
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Соревнования
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос,
конкурс
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
самост. работа
Конструирование
Морские обитатели
Конструирование модели
Корабли. Профессии на корабле
Плавающие модели
Итоговое занятие. Игровая
деятельность
Итого
Рассказ - беседа.
Практическая работа
Самостоятельная
работа
Практическая работа
Ролевая игра
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Выставка
Педагогическое
наблюдение
Пед. наблюдение,
Игровая
деятельность
Раздел программы «Воспитание»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется согласно
программе по воспитанию МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани.
Цель: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному,
патриотическому
и
физическому
самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной программы.
- содействие в организации единого образовательного пространства,
разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания
учащегося;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать
собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных
инициатив и достижений обучающихся через традиционные
мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и
семьи по вопросам воспитания учащихся.
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально
адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся
к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих
людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы
деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления,
необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и
предпрофессиональной
и
в
дальнейшем
профессиональной
деятельности.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и
кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя
и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные
консультации);
Основные педагогические методы, применяемые в процессе
воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное
мнение, воспитывающие ситуации;
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Основные направления воспитательной работы
Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
• усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим
мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга,
совести и справедливости;
• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
1. Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры,
укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям,
близким людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и
младшим; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
2. Национальное воспитание:
Формирование у учащихся национального
самосознания, любви к родной земле, семьи, народа;
сознания
и
формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего
народа, Родины;
утверждение принципов общечеловеческой морали: правды,
справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
3. Трудовое и профориентационное воспитание:
развитие ответственного, творческого и добросовестного
отношения учащихся к разным видам трудовой деятельности,
накопление профессионального опыта;
формирования
у
детей
творчества,
ответственности, активности, уверенности в себе;
самостоятельности,
привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных
видах трудовой деятельности.
4. Интеллектуальное воспитание:
развитие познавательной потребности, определяемой расширением
объема знаний;
развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
5. Семейное воспитание:
воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким
людям.
6. Эстетическое воспитание:
воспитание основ эстетической культуры, способность различить и
видеть прекрасное;
развитие художественных способностей;
воспитание чувства любви к прекрасному.
7. Физическое воспитание:
формирование потребности в здоровье, как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.
8. Экологическое воспитание:
формирование элементарных экологических знаний;
формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы, и окружающему миру в целом.
9.
Правовое воспитание:
воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества,
государства.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Направление
воспитательной
работы
Наименование
мероприятий
Срок
выполнения
1.
Патриотическое
воспитание
«Россия
– это мы!»
«Есть такая профессия
– Родину защищать» »
ноябрь
2.
3.
Нравственное
воспитание
Национальное
воспитание
Форма
проведения
Беседа
февраль
«Победа деда –моя
Победа»
май
«Письмо солдату»
февраль
«Не знали эти руки
скуки»
ноябрь
«Пернатым надо
помогать»
март
«О родных и близких с
любовью»
октябрь
Акция
Беседа,
дискуссия
Планируемый результат
- воспитание
патриотизма,
любви и уважения
к
Отечеству, чувства гордости
за свою Родину;
развитие и углубление знаний
об истории и культуре родного
края.
- совершенствование
духовной и нравственной
культуры учащегося;
- воспитание любви и
уважения к семье, близким
людям, к старшим, к друзьям, к
знакомым людям.
- формирование у учащихся
ответственности к истории,
религии,
национальной
традиции,
национальной
«Один за всех и все за
одного!»
4.
5.
Трудовое и
профориентационное
воспитание
Интеллектуальное
воспитание
январь
«Без труда ничего не
даётся»
март
«Роль знаний в выборе
профессии»
«Город мастеров»
сентябрь
декабрь
«В гостях у Ученого»
сентябрь
«Умники и умницы»
март
«Загадочный космос»
апрель
культуры, обычаев
народа, Родины;
Беседа
дискуссия,
творческая
мастерская
своего
утверждение принципов
общечеловеческой морали:
правды, справедливости,
патриотизма, доброты,
толерантности, трудолюбия.
– - развитие ответственного,
творческого
и
добросовестного отношения
учащихся к разным видам
трудовой
деятельности,
накопление
профессионального опыта;
- формирования у детей
творчества, самостоятельности,
ответственности, активности,
уверенности в себе.
Беседа,
- развитие познавательной
викторина,
потребности,
интеллектуальная определяемой
игра
расширением
объема
знаний;
- развитие памяти,
воображения, внимания,
6.
7.
Семейное
воспитание
Эстетическое
воспитание
«Рисуй и зачеркивай»
декабрь
«Милая мама!»
ноябрь
«Новый год к нам
мчится»
декабрь
«Рождественские
посиделки»
январь
«С любовью в
сердце»
март
«Я рад
общаться с тобой»
октябрь
«Спешите делать
добро!»
февраль
- воспитание
основ
эстетической
культуры,
способность различить и
видеть прекрасное;
май
- развитие художественных
способностей;
«Дорогою добра»
8.
Физическое
воспитание
«Мы за здоровый образ
жизни»
октябрь
«Спорт –это жизнь»
апрель
представлений, восприятия.
семейных
Беседа, игровая - воспитание
ценностей, традиций, культуре
программа,
семейной жизни;
творческая
- воспитание у детей чувства
мастерская
бережного отношения к семье,
близким людям.
Беседа, акция
Беседа,
викторина
-
- воспитание чувства любви к
прекрасному.
формирование потребности в
здоровье;
сознательного
стремления
к
ведению
здорового образа жизни;
позитивного
отношения
учащихся
к
занятиям
«Родник здоровья»
9.
Экологическое
воспитание
10. Правовое воспитание
май
«Вместе ярче!»
май
«Природа и человек»
март
«Сдайте батарейку –
спасите планету!»
ноябрь
«Очистим планету от
мусора!»
апрель
«Я –
гражданин России»
ноябрь
«Бережно относись к
школьному и другому
общественному
имуществу, к своим
вещам, вещам
товарищей»
сентябрь
спортом;
Беседадискуссия,
акция
развитие чувства
ответственности к своему
здоровью и здоровью
окружающих людей.
- воспитание гуманного,
бережного, заботливого
отношения к миру природы, и
окружающему миру в целом.
Беседа, дискуссия - воспитание свободного
гражданина, функциональнограмотного, способного к
сотрудничеству в интересах
человека, общества,
государства.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа:
помещения для занятий, оборудованные:
1.
Стулья – 12 шт.
2.
Столы – 6 шт.
3.
Стол для педагога – 1 шт.
4.
Стул для педагога – 1шт.
5.
Шкаф для хранения оборудования – 1 шт.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы (в расчете на количество обучающихся):
Конструктор LEGO (набор кирпичей) – 6 шт., 1 набор на 2 обучающихся.
Конструктор LEGO «Простые механизмы» – 6 шт., 1 набор на 2
обучающихся.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование и курсы повышения квалификации по направлению
Легоконструирование и Робототехника, владеющий навыками руководства
технической деятельностью учащихся
ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ
(АТТЕСТАЦИЯ)
Проводится текущий контроль, промежуточная аттестация, аттестация
по итогам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Техностарт».
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Предметом проверки являются знания, умения и навыки детей,
полученные ими в процессе обучения. Основными принципами аттестации
являются учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся,
свобода выбора педагогом методов и форм проведения аттестации и оценки
результатов; открытость результатов аттестации для родителей.
В качестве основных средств контроля используются: наблюдение,
беседа, устный опрос, участие обучающегося в соревнованиях, конкурсах,
проводимых как внутри объединения, так и городских, областных и других
уровней.
Система оценки учебных достижений позволяет проследить связи
процесса усвоения программного материала на разных его этапах, поэтому
предполагает предварительный (вводный) контроль, текущий (тематический)
контроль, итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла
обучения, так и какого-либо раздела).
Учебные достижения обучающихся (усвоение программного
материала) в дополнительном образовании необходимо рассматривать, в
первую очередь, как систему творческой самореализации детей.
Формы подведения итогов
игровые конкурсы,
наблюдения,
выставка,
соревнования
Планируемые результаты
В процессе реализации поставленных задач осуществляется
отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.
Периодичность мониторинга – 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май). Формы
отслеживания результатов за деятельностью детей:
– наблюдение за деятельностью детей;
– задания для самостоятельного выполнения;
– общение с ребенком.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы приведены в карточке учета результатов
обучения по образовательной программе «Техностарт» (приложение 1).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
На
занятиях
используется
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый методы.
Учитывая возрастные особенности детей, занятие включает в себя
следующие разделы:
организационный момент (очень важен для соорганизации детей);
мотивация к занятию (проходит в игровой форме, с учётом
возраста детей);
познавательная часть занятия (получение новой информации или
закрепление уже изученной с расширением знаний),
динамическая пауза (подвижные игры, пальчиковые игры);
самостоятельная деятельность детей закрепление знаний:
конструирование
игры на установление эмоционального равновесия (выход из
занятия: игры с поделками, соревнования, конкурсы, театрализация).
Формы организации обучения конструированию дошкольников
С целью развития детского конструирования как деятельности, в
процессе которой развивается ребенок используются формы организации
обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева,
Л.А. Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям
предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного
материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения.
Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых
знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое
конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества.
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель,
скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети
могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким
образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее
решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно
эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование
по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку
способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа
строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная
форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию
творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным
схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного
материала
воссоздаются
внешние
и
отдельные
функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями
для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности, они
сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство
обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают
материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в
практике форма конструирования очень близка по своему характеру
конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь
ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по
заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
Методологические подходы к формированию Программы:
личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм
реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для
развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов,
склонностей
с учетом
признания
уникальности
личности, ее
интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностноориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности
личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей;
личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе
воспитания и обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка.
Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие
руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги
мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагога видят
свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми:
любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания,
думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими
широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов,
разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей
воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка
сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия,
полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход
предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера,
способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере
влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть
индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом
различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных
результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к
каждому ребенку;
деятельностный
подход,
связанный
с
организацией
целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного
процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами
деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная,
игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания;
возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную
деятельность;
системно-деятельностный подход заключается в следующем:
личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется
характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход
к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает
гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного
спектра специфических видов детской деятельности;
возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает
ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности
развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и
др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых,
обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной
периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного
возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен,
непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может
осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение,
эмоциональные проявления.
На занятиях используются инструкционные технологические карты и
образцы готовых моделей.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап учебного
занятия
Организационный
Задачи этапа
Содержание деятельности
Организация начала занятия,
создание психологического
настроя на учебную деятельность
и активизация внимания.
Подготовка конструктора к работе.
Подготовительный
(подготовка к
новому
содержанию)
Подготовка детей к
работе на занятии.
Проверка
отсутствующих.
Организация рабочего
места
Установление
правильности и
осознанности усвоения
материала прошлого
занятия, выявление
пробелов и их коррекция
Обеспечение мотивации
и принятие детьми цели
учебно-познавательной
деятельности
Усвоение новых
знаний и способов
действий,
первичная проверка
понимания
изученного
Обеспечение восприятия
и усвоения учебного
материала,
выявление
ошибочных или спорных
представлений
и
их
коррекция
Закрепление новых
знаний, способов
действий и их
Обеспечение усвоения
новых знаний, способов
действий и их
Проверочный
Проверка усвоения знаний
предыдущего занятия.
Повторение, закрепление
материала.
Сообщение темы, цели учебного
занятия и мотивация учебной
деятельности детей (например,
эвристический вопрос,
познавательная задача,
проблемное задание, творческое
задание детям)
Использование заданий и
вопросов, которые активизируют
познавательную деятельность
детей. Применение практических
заданий и упражнений, в
сочетании с объяснением
соответствующих правил.
Практическая работа.
Конструирование по схеме, по
инструкции педагог, или
применение на
практике.
Демонстрация
выполненной
работы
Контрольный
Итоговый
Рефлексивный
применения в
конструировании и
программировании
Проверка правильности
выполнения
практической работы
Выявление качества и
уровня овладения
знаниями, самоконтроль
и коррекция знаний и
способов действий
Анализ и оценка
успешности достижения
цели, определение
перспективы
последующей работы
Мобилизация детей на
самооценку. Мотивация
на следующее занятие
самостоятельно детьми.
Программирование моделей.
Запуск действующих моделей,
выявление ошибок, корректировка,
доработка моделей.
Использование устного опроса,
педагогического наблюдения,
проведение соревнований,
конкурсов, защита творческого
задания.
Педагог совместно с детьми
подводит итог занятия
Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического состояния,
причин некачественной работы,
результативности работы,
содержания и полезности учебной
работы
Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко
структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого
из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как
промежуточный, так и конечный результат.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология индивидуализации обучения
Индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса,
при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается
индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебнометодические, психолого-педагогические и организационно-управленческие
мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализированного обучения – такая организация
учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная
форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной
мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию
обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако
технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее
основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать
отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и
признаками целостной педагогической технологии.
Технология дифференцированного обучения
Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе
учета общего уровня развития учащихся, отдельных особенностей
психического
развития:
памяти,
мышления,
уровня
внимания,
познавательной деятельности. В дидактике обучение принято считать
дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные
различия учащихся. В решение проблемы успешного обучения учащихся,
развитие их познавательной активности я опираюсь на дифференцированный
подход к обучению как средству формирования положительного отношения к
учёбе, познавательных способностей.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в
учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать
новые знания, развивают способности учащихся. Дифференциация обучения
– это способ увлечь учащихся вперед по пути знаний, а не отсекать и не
бросать отстающих.
Технология проблемного обучения
М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное
обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в
котором
сочетаются
систематическая
самостоятельная
поисковая
деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система
методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности;
процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на
формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости
мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе
усвоения
ими
научных
понятий
и
способов
деятельности,
детерминированного системой проблемных ситуаций».
Технология проектной деятельности
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие
знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными
знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих
способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а
в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что
повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход
каждого ученика на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических
функций ученика;
5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за
счет универсального их использования в разных ситуациях.
Здоровьесберегающие технологии
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают
систему, создающую максимально возможные условия для сохранения,
укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся,
педагогов и др.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.
Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям. / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Белкина и др. - Серия:
«Детский сад: день за днём». – Ярославль: «Академия развития», «Академия
К˚», 2016. – 256 c.
2.
Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». М.: Академия, 2013. - 256 с.
3.
Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М.;
Линка Прес, 2001 г.
4.
Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Издательство: Мозаика-Синтез 2010 г.
5.
Методический комплект заданий к набору первые механизмы
Lego Еducation сложные задания, связанные с физикой.
6.
Парамонова
Л.А.
«Теория
и
методика
творческого
конструирования в детском саду» М.;Академия, 2002г.-192с.
7.
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ
Сфера, 2012. -114 с.
8.
Программное обеспечение Lego Egucation.
Приложение 1
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Техностарт»
объединение
Ф.И.
обучающегося,
возраст
Метод диагностики
год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
Теоретическая подготовка
Теоретические
Владение
знания
специальной
терминологией
Практическая подготовка
Практические
Владение
Творческие навыки
умения и навыки
специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2
1
2
1
2
1
2
1
2
полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие
Наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос
(устный и
письменный) и др.
Собеседование
(индивидуальное и
групповое) и др.
Контрольное задание
и др.
Контрольное задание
и др.
Контрольное задание
и др.
КЛЮЧ К ТЕХНОЛОГИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Возможное количество баллов от 2 до 5
№ п/п
Оцени
ваемы
е
парам
етры
(ожида
емые
резуль
таты)
Крит
ерии
(мери
ло)
Степе
нь
выраж
енност
и
оцени
ваемог
о
качест
ва
Теорет Соотв ическа етств миним
ие
альны
я
подгот теорет й
ическ уровен
овка
Теорет их
ь:
ически знани менее
е
й
объема
знания ребен знаний
(по
ка
,
основн прогр предус
ым
аммн мотрен
раздел ым
ных
ам
требо програ
учебно вания ммой;
м (в
темати
ческог
о
плана
програ
ммы).
Владен
ие
специа
льной
термин
ологие
й
прогр
амме
опред
елено
«Дети
должн
ы
знать»
Осмы
сленн
ость и
прави
льнос
ть
испол
ьзова
ния
специ
ально
й
терми
нолог
ии
средни
й
уровен
ь:
более
½
объема
знаний
максим
альны
й
уровен
ь:
практи
чески
весь
объем
знаний
,
предус
мотрен
ных
програ
ммой
за
конкре
тный
период
-
миним
альны
й
уровен
ь: как
правил
о,
избега
ет
употре
бления
специа
льных
термин
ов;
средни
й
уровен
ь:
сочета
ет
специа
льную
термин
ологи
юс
бытово
й;
максим
альны
й
Практ
ическа
я
подгот
овка
Практи
ческие
умения
и
навык
и,
предус
мотрен
ные
програ
Соотв
етств
ие
практ
ическ
их
умени
йи
навык
ов
прогр
аммн
ым
требо
вания
уровен
ь:
специа
льные
термин
ы
употре
бляютс
я
осозна
но и в
полно
м
соотве
тствии
с их
содерж
анием.
миним
альны
й
уровен
ь:
менее
½
предус
мотрен
ных
умени
йи
навыко
в;
ммой
м (в
прогр
амме
опред
елено
Владен как
ие
«Дети
специа должн
льным ы
оборуд уметь
ование
ми
оснащ
ение
Отсут
ствие
затруд
нений
в
испол
ьзова
Творче нии
ские
специ
навык ально
и
го
обору
дован
ия и
оснащ
ения
средни
й балл:
более
½
объема
усвоен
ных
умени
йи
навыко
в;
максим
альны
й
уровен
ь:
практи
чески
все
умения
и
навык
и.
миним
альны
й
уровен
ь:
серьез
ные
Креат
ивнос
ть в
выпол
нении
практ
ическ
их
задан
ий
затруд
нения
при
работе
с
оборуд
ование
м;
средни
й
уровен
ь:
работа
с
оборуд
ование
мс
помощ
ью
педаго
га;
максим
альны
й
уровен
ь:
работа
с
оборуд
ование
м
самост
оятель
но, не
испыт
ывая
особы
х
трудно
стей.
началь
ный
уровен
ь
развит
ия
креати
вности
:
выпол
нение
лишь
просте
йших
практи
ческих
задани
й
педаго
га;
репрод
уктивн
ый
уровен
ь:
выпол
нение
в
основн
ом
задани
я на
основе
образц
а;
творче
ский
уровен
ь:
выпол
нение
практи
ческих
задани
йс
элемен
тами
творче
ства.
Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Техностарт»
педагог: ______________________
на 2024-2025 учебный год
№ Раздел
Наименование мероприятий
1
Перечень пройденных тем:
Учебный план
1.
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
_
2
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
_
3
«Творческие
Перечень тем:
проекты»
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
4.
4
Самостоятельная Перечень работ,
материала
работа
1.
выполненных внепрограммного
самостоятельно:
2.
3.
5
"Профессиональ- Перечень мероприятий, проведенных учащимся в
ная
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е.
открытые занятия, помощь
ориентация"
начинающим
детям,
участие
в творческих
мастерских:
1.
2.
3.
4.
6
Участие в
Перечень мероприятий:
мероприятиях
1.
2.
3.
4.
Достижения:
1.
2.
3.
4.