Юный натуралист 2024

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от _01 апреля 2024_ г.
протокол № _6___

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № __143_ от 01 апреля 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный натуралист»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: от 7 до 10 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКАНА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.08.29 08:25:57 +03'00'

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: _10111
Автор-составитель:
Дадонов Николай Николаевич,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2024
1

Содержание
I

II

Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Нормативная база
Цели и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложения

3
3
3
8
9
11
14
14
21
30
32
33
33
38
41

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общение человека с природой необходимо всем, а оно начинается с
детских лет. С глубокой древности человек осваивал природу. Добывая себе
пищу, заботясь об одежде, выращивал растения, приручал животных. На
земле обитает полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов
растений. И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен,
потрясающ, ошеломляющ, дивен, фантастичен. У каждого из них свои
особенности жизни, свои приспособления. И надо научиться умению
наблюдать жизнь природы. Природа, по глубокому убеждению, В.А.
Сухомлинского, должна быть «не каким – то придатком, фоном умственных
интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная
жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой.
Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно
становление и развитие личности ребенка. Известно, что большинство людей
усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает
возможность критически осмыслить полученную информацию. Позже, от
девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы,
изменить которые трудно.
Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное
отношение к ней каждого человека должны воспитывать с раннего детства.
Знания данной программы создают основу для формирования
ответственного отношения к окружающей среде, природе Земли как среде
обитания и жизнедеятельности человека.
Программа является первой ступенькой для детей, ориентированных на
получение биологического образования, которая позволит в дальнейшем
сделать профессиональный выбор.
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021);
 Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
3

 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
 Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
 Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
 Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
 Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
4

(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ;
 Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06.07.2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;
 Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2020
г.;
 Устав
муниципального
автономного
учреждения
центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении.
Программа «Юный натуралист» является модифицированной,
разработана на основе программ для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ «Исследователи природы» под редакцией
И.В.Костинской.
Направленность: естественно-научная.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
она способствует вовлечению детей в изучение природы, что создает
определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное
благополучие в данной образовательной среде. Воспитание любви к природе
через знакомство с различными природными закономерностями на
краеведческом материале. Обеспечивает заполнение досуга учащихся
интересной, полезной деятельностью. Программа способствует расширению
кругозора, закреплению знаний, полученных на уроках в школе, развитию
познавательного интереса, мотивации к познанию неизведанного и к
самостоятельному творчеству, повышению интеллектуального и духовного
уровня развития личности ребенка
Программа способствует укреплению связи с родителями, которые
тоже принимают участие в наблюдениях, конкурсах, получая удовольствие
от совместной деятельности с ребенком, все заняты одной научной
проблемой.
К методам контроля относится отчет о проделанной работ после ее
выполнения, выступление на конференциях различного уровня, участие в
олимпиаде или викторине, написание реферата, компьютерной презентации,
стенда.
5

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что,
она дает возможность воспитанникам осознать и обнаружить связь человека
с растительностью и животным миром. Знакомит учащихся с практикой
естественно - научного наблюдения, экспериментирования, практикой
полевых наблюдений и лабораторных работ, работой в библиотеке, музее,
архиве, подготовкой учебно-исследовательских работ под руководством
педагога.
Данная образовательная программа разработана с учетом принципов
индивидуализации, доступности, преемственности, результативности и в
отличие от других подобных программ содержит региональный компонент
и соответствует потребностям образовательной среди Славянского района.
Новизна программы заключается в применении современных методик
преподавания; педагогических технологий в проведении занятий, в формах
диагностики и подведения итогов реализации программы.
Адресат программы.
Объединение, работающее по настоящей программе, охватывает
обучающихся с разным уровнем образовательных компетенций и творческих
способностей.
В состав группы входят дети из семей разного социального уровня:
малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а также дети
с ОВЗ.
Уровень развития детей при приеме в объединение не имеет особого
значения.
Обучающиеся должны проявлять бережное отношение к объектам
природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или
неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей
выращивания сельскохозяйственных растений или животных, экологических
проблем.
Любовь и желание изучать мир присуща всем детям и стать юным
натуралистом в начале школьного пути поможет гармонично развиваться
дальше.
Личностные характеристики.
По темпераменту, характеру,
способностям учащиеся могут быть разнообразными. Потенциальные
учащиеся объединения должны проявлять бережное отношение к объектам
природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или
неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей
животных, экологических проблем.
Медико-психолого-педагогические
характеристики.
Младший
школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка.
Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в
рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно
периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую
деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте.
6

Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки
всех психических процессов и функций.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия,
своего
рода
созерцательной
любознательностью.
Происходит
функциональное совершенствование мозга – развивается аналитикосистематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение
процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё
более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и
младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Количество обучающихся в группе - до 15 человек. Как правило,
занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным
графиком.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и
одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
В объединении могут заниматься дети из семей разного социального
уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а
также дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одаренных,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
по программе планируется по форме согласно Приложению 1.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы - ознакомительный.
Сроки реализации программы: 1 год обучения (72 часа).
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (10)
сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине
болезни
или
длительного
санаторного
лечения
предусмотрен
индивидуальный маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очнозаочной форме.
Режим работы: общее количество часов в год – 72 часа, 2 часа в
неделю; занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа, или два
раза в неделю по одному учебному часу, где учебный час для детей от 7 до 10
лет - 40 минут. Перемена между занятиями не менее 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: практические работы, лекция, самостоятельная работа, мастеркласс, круглый стол, мозговой штурм, экологические игра, тренинг,
экскурсии и другие.
7

Особенности построения курса и его содержания.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их
большую подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная
смена деятельности, форм и методов в процессе занятия. Теоретическая часть
занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия,
интерактивные средства обучения. Практические работы выполняются по
звеньям. В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль,
обязательно подводятся итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить
интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе,
ответственность.
В процессе изучения данной программы у кружковцев формируется
комплекс практических умений: наблюдать и сопоставлять простейшие
природные явления, проводить простейшие опыты.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для формирования нравственной и
творческой личности через расширение знаний юннатов о жизни растений и
животных, управлении их ростом и развитием.
Задачи:
Предметные:
1. Способствовать углублению и расширению имеющихся у
школьников знаний о природе родного края.
2. Сформировать специальные знания, умения, удовлетворение
образовательных
потребностей,
включенность
в
познавательную
деятельность.
3. Сформировать представления о целостности и диалектике
природных и природно-антропогенных комплексов, а также путях их
рационального использования и охраны.
Метапредметные:
1.
Развивать
качества,
необходимые
для
продуктивной
исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность,
анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое
отношение к полученным результатам.
2.
Формирование у учащихся психологической готовности к
восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности.
8

3.
Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской
деятельности.
4.
Познакомить учащихся с профессиями «Человек-природа».
Личностные:
1. Воспитать бережное отношение ко всему живому, любовь к
природе, отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
2. Воспитать достаточный уровень коммуникативной культуры,
желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой
группы, делиться результатами своей работы.
3. Воспитать бережное отношение к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
Программа способствует:
 Формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности,
как необходимой составляющей обучения, и первоначальных умений и
навыков проведения исследований.
 Реализации
механизма
включения
учащихся
в
опытноэкспериментальную работу.
 Обеспечению широкой возможности для «трансляции» личностных,
творческих качеств.
 Формированию нового способа действий, с усвоенным старым
индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения.
 Формированию широкой картины мира на основе ценностей науки,
литературы, искусства, непосредственного познания действительности и
себя.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.

Название
раздела, темы
Вводное
занятие
Все профессии
нужны, все
профессии
важны
Лето в природе
Осень в
природе
Птицы

Количество часов
всего
теория практика
2
1
1
2

1

1

6

2

4

20

9

11

3

1

2

Формы
контроля
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Практическая
работа
Практическая
работа
Викторина
9

6.

Природа зимой

17

7

10

7.

Весна в
природе
Итоговое
занятие
Всего

20

8

12

2

1

1

72

31

41

8.

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Содержание учебного плана
Вводное занятие – 2 часа.
Теоретическая часть:
Знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по технике
безопасности.
Практическая часть:
Экскурсия к зеленым великанам «Охрана зеленых насаждений».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Все профессии нужны, все профессии важны - 2 часа.
Теоретическая часть:
Знакомство с профессиями «Человек-природа».
Практическая часть:
Мастер-класс «Я знаю пять профессий».
Форма контроля. Тестирование.
Лето в природе - 6 часов.
Теоретическая часть:
Признаки лета. Растения-часы. Растения – барометры. Ядовитые
растения. Редкие растения, подлежащие охране.
Практическая часть:
Практическая работа. Предсказания погоды по поведению животных и
состоянию растений. Экскурсия. Знакомство с бабочками.
Форма контроля: Практическая работа.
Осень в природе - 20 часов.
Теоретическая часть:
Многолетние цветочно-декоративные растения. Откуда эти краски?
Плодово-ягодные растения и их подготовка к зиме. Способы размножения
малины, смородины, крыжовника. Насекомые-вредители плодово-ягодных
растений. Насекомые с Красной книги. Знакомство с овощными растениями
Кубани. Редкие растения нашего края.
Практическая часть:
Практическая работа Сбор листьев для определения видов и
составления коллекций. Пересадка комнатные растения в цветочные горшки.
10

в горшках. Практическая работа Сбор, очистка, сушка и хранение семян.
Практическая работа Уход за аквариумом. Игра: «Угадай, чьи семена». Игра:
«Мой любимый овощ». Рисунки овощных растений. Практическая работа
Работа с компасом. Определение сторон света без компаса.
Экскурсия Наблюдения за изменениями в жизни растений. Листопад.
Листопад. Экскурсия в сквер города «Краски осени».
Форма контроля: Практическая работа.
Птицы - 3 часа.
Знакомство с птицами своей местности. Корма для зимующих птиц.
Практическая работа Изготовление кормушек.
Форма контроля: Викторина
Природа зимой – 17 часов.
Теоретическая часть:
Сезонные явления в зимнее время. Зимующие птицы. Птичий обед.
Лесные этажи и их владельцы. Птичье молоко и птичьи перелеты. Птичий
календарь и птичьи часы. Песни птиц. Лесные приметы о погоде. Животные
зимой. Хищные звери. Охраняемые звери. Пушные звери. Четвероногие
обитатели леса. Самый маленький зверек. Рыбы наших водоемов.
Аквариумные рыбы. Уход за аквариумами.
Практическая часть:
Практическая работа Распознавание деревьев и кустарников в
безлистном состоянии. Постановка опыта: «Распускание почек на ветках
деревьев, кустарников, поставленные в разную по составу воду».
Практическая работа Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц.
Экскурсия. Ведение наблюдений. Практическая работа Уход за аквариумом.
Форма контроля: Практическая работа.
Весна в природе - 20 часа.
Теоретическая часть:
Признаки наступления весны. Насекомые друзья и враги.
Многообразие жуков. Первоцветы. Лесная аптека. Лесная косметика.
Весенние лягушки. Знакомство с рептилиями.
Практическая часть:
Практическая работа. Ведение фенологического календаря. Знакомство
с насекомыми. Практическая работа. Правила сбора лекарственных трав.
Наблюдение за поведением животных живого уголка. Комнатные растения. В
мире кактусов. Практическая работа. Особенности ухода за комнатными
растениями весной. Размножение комнатных растений. Практическая работа.
Рыхление, опрыскивание, подкормка и пересадка комнатных растений.
Однолетники на клумбах. Экскурсия в парк «Причуды весны». Экскурсия
«Признаки лета в природе».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
11

Итоговое занятие - 2 часа.
Теоретическая часть:
Повторение пройденного материала. Систематика
животных. Подведение итогов работы объединения.
Практическая часть:
Тест.
Форма контроля: Итоговое тестирование.

позвоночных

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
1. Углублены и расширены имеющиеся знания о природе родного края.
2. Сформированы специальные знания, умения, направленные на
удовлетворение
образовательных
потребностей,
включенность
в
познавательную деятельность.
3. Сформированы представления о целостности и диалектике
природных и природно-антропогенных комплексов, а также путях их
рационального использования и охраны.
Метапредметные:
1.
Развиты
качества,
необходимые
для
продуктивной
исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность,
анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое
отношение к полученным результатам.
2.
Сформированы у учащихся психологическая готовность к
восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности.
3.
Развита мотивация личности ребенка к исследовательской
деятельности.
4.
Учащиеся ознакомлены с профессиями «Человек-природа».
Личностные:
1.
Воспитано бережное отношение ко всему живому, любовь к
природе, отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
2.
Воспитаны достаточный уровень коммуникативной культуры,
желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой
группы, делиться результатами своей работы.
4. Воспитать бережное отношение к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
К концу обучения учащиеся должны знать:
разнообразие организмов в природном сообществе;
основные растения поля, сада, огорода и виды домашних
животных;
разносторонние связи человека с природной средой;
что такое наблюдение и опыт.
12

К концу обучения учащиеся должны уметь:
выполнять правила поведения в природе;
применять знания при общении с живыми существами;
улучшать окружающую среду (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение)
Спектр сформированных общеучебных умений учащихся, как
важнейшего компонента компетентности личности в естественнонаучной
области
будет
включать
исследовательские,
компьютерные
и
коммуникативные умения.
Исследовательские умения:
- умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать
гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать
результаты;
- умение обращаться с простейшими приборами;
- навыки систематизации данных;
- навыки работы с дополнительной литературой.
Коммуникативные умения:
- знакомство
с
основными
ролями
участников
группы
сотрудничества;
- освоение форм взаимодействия людей в работе, способов
сотрудничества и конкуренции;
- формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли
координатора и участника группы сотрудничества;
- владеть навыками: современными методами диагностики
вредителей и возбудителей болезней растений, приёмами фитосанитарного
мониторинга и защиты посевов и насаждений.
Реализация личностных задач.
При прохождении программы учащиеся учатся любить природу,
бережно к ней относиться. Любить окружающих и себя самого. Дает
возможность учащимся осознать и обнаружить связь материальной культуры
человека с ландшафтом, климатом, растительностью, животным миром.

13

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

№

Дата

факт

план
1
1.1

Тема занятия

Календарный учебный график
к программе «Юный натуралист»
КолФорма занятия
во
часов

Вводное занятие
Знакомство с планом работы
кружка. Инструктаж по технике
безопасности.
Экскурсия «К зеленым великанам.
Охрана зеленых насаждений»
Все профессии нужны, все
профессии важны
Знакомство с профессиями
«Человек-природа».
Мастер-класс «Я знаю пять
профессий».
Лето в природе

2
1

3.1

Признаки лета

1

3.2

Предсказания погоды по поведению
животных и состоянию растений
Знакомство с бабочками

1

1.2
2
2.1
2.2
3

3.3

1

Занятие инструктаж.
Беседа.

Место
Время
проведения проведения

Форма
контроля

Педагогическое
наблюдение

Экскурсия

Педагогическое
наблюдение

Комбинированное
занятие
Мастер-класс

Викторина

Комбинированное
занятие
Интегрированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое

2
1
1
6

1

Тестирование

14

3.4

Растения-часы. Растения-барометры

1

3.5

Ядовитые растения

1

3.6

Редкие растения, подлежащие
охране
Осень в природе

1

4
4.1

1

1

4.9

Многолетние цветочнодекоративные растения.
Откуда эти краски?
Сбор листьев для определения
видов и составления коллекции
Пересадка комнатные растения в
цветочные горшки
Плодово-ягодные растения и их
подготовка к зиме
Сбор, очистка, сушка и хранение
семян
Экскурсия в сквер города «Краски
осени»
Уход за аквариумом

4.10

Способы размножения малины,

1

4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

наблюдение
Практическая
работа
Викторина
Лабораторная
работа

20

Наблюдения за изменениями в
жизни растений
Листопад

4.2

занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Применения знаний

1

1
1
1
1
1
1

Интегрированное
занятие.
Интегрированное
задание.
Интегрированное
занятие
Комбинированное
занятие
Формирование знаний
Интегрированное
занятие
Комбинированное
занятие
Интегрированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное

Викторина
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Выступления
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
15

1

4.14

Знакомство с овощными растениями
Кубани
Игра «Угадай, чьи семена?»

занятие
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие
Применение знаний

1

Формирование знаний.

4.15

Игра «Мой любимый овощ»

1

Занятие исследование

4.16

Рисунки овощных растений

1

4.17

Редкие растения нашего края

1

4.18

Работа с компасом

1

4.19

Определение сторон света без
компаса
Викторина

1

Комбинированное
занятие
Интегрированное
занятие
Комбинированное
занятие
Занятие исследование

1

Практическая работа

4.11
4.12
4.13

4.20
5
5.1

смородины, крыжовника
Насекомые-вредители плодовоягодных растений
Насекомые из Красной книги

Птицы

1
1

наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Лабораторная
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

3
1

5.2

Знакомство с птицами своей
местности
Корма для зимующих птиц

5.3

Изготовление кормушек

1

1

Комбинированное
занятие
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие

Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
16

6

Природа зимой

17

6.1

Сезонные явления в зимнее время

1

6.2

1

6.5

Распознавание деревьев и
кустарников в безлистном
состоянии
Наблюдение за следами
жизнедеятельности животных
(экскурсия)
Постановка опыта: «Распускание
почек на ветках деревьев,
кустарников, поставленных в
разную по составу воду»
Зимующие птицы. Птичий обед

6.6

Изготовление кормушек

1

6.7

1

6.8

Подкормка зимующих птиц.
Ведение наблюдений
Лесные этажи и их владельцы

6.9

Птичье молоко и птичьи перелеты

1

6.10

Птичий календарь и птичьи часы

1

6.11

Песни птиц. Лесные приметы о
погоде
Животные зимой

1

6.3
6.4

6.12

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Интегрированное
занятие

1

Занятие исследование

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Лабораторная
работа

1

1

1

Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие.
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Интегрированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Занятие исследование

Педагогическое
наблюдение
Викторина
Практическая
работа
Лабораторная
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Игра
17

6.13

Хищные звери. Охраняемые звери

1

Интегрированное
занятие
Комбинированное
занятие
Интегрированное
занятие

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение

6.14

Пушные звери

1

6.15

Четвероногие обитатели леса.
Самый маленький зверек

1

6.16

Рыбы наших водоемов

1

Интегрированное
занятие
Занятие исследование

Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа

6.17

1

7

Аквариумные рыбы, уход за
аквариумами
Весна в природе

20

7.1

Признаки наступления весны

1

Занятие - исследование

Ведение фенологического календаря

1

7.3

Знакомство с насекомыми.

1

7.5

Насекомые-друзья и враги

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Занятие взаимообучение

Лабораторная
работа
Практическая
работа

7.2

7.6

Многообразие жуков природе

1

7.7

Первоцветы

1

7.8

Лесная аптека

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Практическая
работа

Викторина
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Викторина
Викторина
18

7.9

Правила сбора лекарственных трав

1

Занятие инструктаж,

7.10

Лесная косметика

1

7.11

1

7.12

Наблюдения за поведением
животных живого уголка
Весенние лягушки

7.13

Знакомство с рептилиями

1

7.14

1

7.15

Наблюдения за поведением
животных живого уголка
Экскурсия в парк «Причуды весны»

7.16

Комнатные растения

1

7.17

В мире кактусов

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Интегрированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Применения знаний

7.18

Особенности ухода за комнатными
растениями весной
Размножение комнатных растений

1

Формирование знаний

1

Рыхление, опрыскивание,
подкормка и пересадка комнатных
растений
Однолетники на клумбах

1

Интегрированное
занятие
Интегрированное
задание

7.19
7.20
7.21
8

Итоговое занятие

1

1

1

Интегрированное
занятие

Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Лабораторная
работа
Практическая
работа
Викторина
Практическая
работа

2
19

8.1

8.2

Повторение пройденного
материала. Систематика
позвоночных животных.
Подведение итогов работы
объединения
Итоговое тестирование
Итого:

1

Формирование знаний
Педагогическое
наблюдение

1

Практическое занятие

Игра

Тестирование

72

20

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется согласно
программе по воспитанию МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани.
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране в настоящее
время
является
важнейшим
процессом
модернизации
системы
дополнительного образования и общества в целом. Учреждения
дополнительного образования обладают наибольшим воспитательным
потенциалом в образовательном пространстве, поскольку именно в сфере
свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на более
эффективное воспитание.
Цель: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному,
патриотическому и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи воспитательной программы:
- содействие в организации единого образовательного пространства,
разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных
инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия,
выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и
семьи по вопросам воспитания учащихся;
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально
адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки,
способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм
мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но
и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности;
- формирование экологического мировоззрения, базирующегося на
принципиально иной системе жизненных ценностей;
- осознание детьми принадлежности к природе (призвано
формировать у них готовность ко взаимодействию с окружающей средой);
21

- освоение экологической этики, опирающейся на соответствующую
мотивацию в нравственном «поле» личности;
- формирование высокого уровня экологической культуры;
- формирование мотивов общения с природой, интереса к ее изучению;
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание ответственности за сбережение природы, активной
позиции по изучению и охраны природы.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и
кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и
других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно –
полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации).
Основные педагогические методы, применяемые в процессе
воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения
– приучение, педагогическое требование, упражнение, общественноемнение,
воспитывающие ситуации;
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Основные направления воспитательной работы
1. Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
•
усвоение
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением,
способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и
справедливости;
22

• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
2. Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры, укрепление у
учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного
оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям, близким
людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
3. Национальное воспитание:
 Формирование у учащихся национального сознания и самосознания,
любви к родной земле, семьи, народа;
 формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа,
Родины;
 утверждение принципов общечеловеческой морали: правды,
справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
4.Трудовое и профориентационное воспитание:
 развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения
учащихся к разным видам трудовой деятельности, накопление
профессионального опыта;
 формирования
у
детей
творчества,
самостоятельности,
ответственности, активности, уверенности в себе;
 привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
 развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных
видах трудовой деятельности.
5. Интеллектуальное воспитание:
 развитие познавательной потребности, определяемой расширением
объема знаний;
 развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
6. Семейное воспитание:
 воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
 воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким
людям.
7. Эстетическое воспитание:
 воспитание основ эстетической культуры, способность различить и
видеть прекрасное;
 развитие художественных способностей;
воспитание чувства любви к прекрасному.
8. Физическое воспитание:
 формирование потребности в здоровье, как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
23

позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
 развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.
9. Экологическое воспитание:
 формирование элементарных экологических знаний;
 формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
 воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы, и окружающему миру в целом.
10. Правовое воспитание:
 воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства.

24

Календарный план воспитательной работы
по программе «Юный натуралист»
№
п/п
1

2

3

Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание

Нравственное
воспитание

Национальное
воспитание

Наименование
мероприятия

Срок
Ответственный
выполнения исполнитель

Мероприятия в рамках
проведения месячника
оборонно-массовой и военнопатриотической работы.
Мероприятия, посвященных
76-годовщине Великой
Победы».
Конкурс рисунков,
посвященных Дню учителя
Мероприятия, посвященный
Дню матери.
Проведение мероприятий в
рамках зимних каникул
Гагаринский урок
«Космос – это мы»

январь февраль

Акция «Я люблю свою
Страну» День народного
единства
Акция «Бессмертный полк»

ноябрь

Педагог д/о

май
октябрь

Педагог д/о

ноябрь
январь
апрель

май

Педагог д/о

Планируемый
результат

Примечание

У учащихся будут
сформированы основы
гражданственности
(патриотизма) как
важнейших духовнонравственных
исоциальных ценностей.
У
учащихся
будут
сформированы
понимания
смысла
человеческого
существования,
ценности
своего
существования
и
ценности существования
других людей.
У учащихся будут
сформированы
гражданские и
политические чувства:
чувства любви к Родине,
уважения к
государственным
25

4

5

6

7

Трудовое
воспитание

Акция: «Украсим любимый
центр» (Озеленение
кабинетов, коридоров)
Операция «Трудовой десант»

январь
март

Интеллектуальное Краевой конкурс
октябрьвоспитание
экологических проектов
март
«Волонтеры могут все»
Краевой конкурс «Семейные
февральэкологические проекты»
март
Краевое
интеллектуальное март-ноябрь
мероприятие
«Научнопрактическая
конференция
Малой сельскохозяйственной
академии учащихся».
Семейное
Добро пожаловать» - день
сентябрьвоспитание
открытых дверей
октябрь
Индивидуальные встречи,
октябрь
беседы с родителями
Индивидуальные
май
консультации для родителей
Эстетическое

Конкурс фотографий

ноябрь-

Педагог д/о

Педагог д/о

Педагог д/о

Педагог д/о

символам,
историческому наследию
своего народа.
У
учащихся
будут
сформированы
представления
об
уважении к человеку
труда,
о
ценности
труда и творчества для
личности, общества и
государства.
У
учащихся
будут
сформированы
способности
мыслить
рационально,
эффективно проявлять
свои интеллектуальные
умения в окружающей
жизни.
У учащихся будут
сформированы
ценностные
представлений об
институте семьи, о
семейных ценностях,
традициях, культуре
семейной жизни
У
учащихся
будут
26

воспитание

8

9

Физическое
воспитание

Экологическое
воспитание

«Золотая осень в нашем
городе»
Мероприятия, посвященные
международному женскому
Дню 8 марта

март

Динамические паузы.
Ежедневно, в перерывах
между занятиями
Акция «Курить здоровью
вредить!» посвященная
Всемирному дню отказа от
курения
Краевая экологопросветительская акция,
приуроченная
к международному Дню
защиты животных

в течении
года

Муниципальный этап
краевого конкурса
исследовательских работ
"Природа Кубани"
Муниципальный этап
краевого конкурса «Моя
малая родина: природа,
культура, этнос»
Муниципальный этап
экологического месячника
«Новогоднее дерево»

октябрь

Педагог д/о

ноябрь-

сентябрьоктябрь

Педагог д/о

сформированы
ценностные отношения к
прекрасному,
представления
об
эстетических идеалах и
ценностях
У
учащихся
будут
сформированы
ценностные отношения к
здоровью и здоровому
образу жизни
У
учащихся
будут
сформированы бережное
отношения
к
окружающей
среде,
любовь к родному краю,
умение видеть красоту
природы, восторгаться
ею, защищать.

ноябрьдекабрь
ноябрьдекабрь
27

Охрана и подкормка птиц
Акция «Птицы Кубани»
Операция «Рождественский
учет птиц»
Краевой экологический
конкурс «Зеленая планета».
Акция
«Экологический
марафон». I этап «Каждой
пичужке кормушка»
Экологический
«Первоцвет».

декабрьянварь
декабрьянварь
январь-март
январь

месячник

февральмарт

Участие в Дне российской
науки.

февраль

Участие в муниципальном
этапе краевой акции
«Экологический марафон»
III этап - «Спасибо деду за
Победу!»

апрель-май

Международная
природоохранная акция
«Марш парков»
Участие в Международном
дне биологического
разнообразия
Краевая
акция
«Экологический марафон»:

апрель
май
май
28

10

Правовое
воспитание

IV этап «Утилизация»
Составление
социальных
паспортов по объединениям
Оформление стенда «Детский
телефон
доверия»
Беседа:
«Воспитание
здоровых привычек»,
Час общения «За
преступлением идет
наказание»

сентябрьоктябрь

май

Педагог д/о

У
учащихся
будут
сформированы
представления
об
основных
правах
и
обязанностях,
о
принципах демократии,
об уважении к правам
человека
и
свободе
личности, формирование
электоральной культуры.

29

30

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная модель построения программы позволяет освоить её в
индивидуальном темпе и удовлетворить ряд образовательных запросов,
которые в настоящее время недостаточно обеспечиваются в рамках
общеобразовательной школы и работы групп дополнительного образования по
типовым и модифицированным программам.
Раннее приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет с
успехом решать многие образовательные проблемы, например, связанные с
индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, с созданием
положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным
усвоением программы, с профессиональной ориентацией.
Научная и теоретическая значимость программы:
– определение творческих основ и направлений подготовки учащихся;
–разработка основ формирования исследовательской деятельности на
различных образовательных уровнях;
– способствование развитию творческой активности и направленности в
образовательной деятельности.
Практическая значимость программы:
– разработка и распространение рекомендаций по методическому и
практическому
обеспечению
исследовательской
и
образовательной
деятельности;
– формирование практических навыков и профориентация.
В рамках работы по программе применяется направление компьютерного
моделирования – создание биологических баз данных, электронных каталогов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа:
Помещения для занятий, оборудованные электроснабжением, столами,
стульями, шкафами, стеллажами, библиотека, дендрарий, живой уголок,
теплица.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, бинокль, телевизор, видеокамера,
проектор, компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM.
Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных
исследовательских задач и направлений работы учебных групп:
Естественные
Неживые:
- коллекция насекомых;
- коллекция семян;
- гербарии растений;
- чучела птиц.
30

31

Живые:
- растения теплицы;
- животные СЮН.
Искусственные:
- динамические (диапозитивы);
- статические (рисунки).
- сельскохозяйственные инструменты;
- лупы;
- сита;
- солома;
- веревка;
- лабораторная посуда.
Раздаточный материал:
- наборы открыток, картинок;
- биологические игры.
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники):
Определители по различным группам живых организмов (из серий:
«Фауна СССР», «Фауна России», «Определители по фауне СССР и России»);
«Флора СССР»; региональные определители и другие пособия, методические
пособия по организации исследований в природе;
Интернет-источники:
 Юный натуралист
 Московский детский эколого-биологический центр
 Усатые звезды
 Save the Bees - Save the planet
 LifePlanet.org
 Час земли
 Юннатское движение России
 Живая планета
 Государственный Дарвиновский музей
 Клуб любителей макро-съемки

Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства
учебно-научно-исследовательской деятельностью учащихся.
Шик Римма Александровна –образование – высшая, имеет опыт работы
по программам «Эколог-краевед», «Мир глазами детей», «Цветоводство».

31

32

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Проводятся текущий контроль, промежуточная аттестация, аттестация по
итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Юный натуралист».
Система проверки уровня освоения программы
В рамках программы «Юный натуралист» оценка знаний проводится в
форме защиты реферата, участие в экологических играх, викторинах,
олимпиадах.
При проведении экологических игр и викторин используются
натуральные объекты (растения, веточки, листья, погрызы и т.п.), проводятся
практические зачеты в природе (с определением растений, животных, голосов
птиц, следов жизнедеятельности животных), гербарии травянистых и
деревянистых растений, мхов и лишайников, коллекции (следов
жизнедеятельности животных, гнезд, тушек птиц и мелких млекопитающих),
записи голосов птиц и т.п.
Участие в исследовательских конференциях и конкурсах – на уровне
учреждения дополнительного образования, общегородских, краевых, всероссийских и
международных.
Участие в биологических и экологических олимпиадах разного уровня,
проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете является проверкой
не только полученных теоретических знаний, но и их практического
осмысления.
Конференции
исследовательских
работ
позволяют
оценить
эффективность и степень освоения материала по исследовательской
деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме
устного доклада. При этом каждому ученику
необходимо соблюдать
соответствующие требования, которые и являются критериями оценки (см.:
раздел «Методическое обеспечение программы»).
Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся
ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить
перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать
необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты, дипломы
и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- грамоты;
- доклады;
- свидетельства, сертификаты;
- статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
32

33

- научно-практические конференции, слеты, фестивали;
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года («Выбери
жизнь»);
- портфолио.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой. Результативность деятельности по
программе, также определяется следующими критериями:
1. Результатами участия в конкурсах, конференциях и в олимпиадах.
Дети, обучающиеся по программе, становятся победителями районных,
городских, Всероссийских олимпиад, конкурсов и конференций.
2. Широтой делового общения с другими организациями.
Результаты учебно-исследовательской работы используют в своей
деятельности специалисты природоохранных структур, ВУЗов, а также
оказывается консультативная помощь ряду школьных и внешкольных
биологических объединений, кружков.
3. Публикациями учащихся о своей научно-исследовательской
деятельности.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся публикуют свои
доклады, сообщения и тезисы в различных журналах и сборниках (иногда
совместно с руководителями).
Все перечисленные критерии вносятся в личное портфолио учащегося.
Карта личностного роста учащихся объединения «Юный натуралист»
(Приложение 2).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы работы:
 рассказ, лекции или беседы с использованием наглядного материала
для теоретической части занятия;
 игры, способствующие закреплению полученных знаний;
 практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике
безопасности. При выполнении практических работ дети приобретают умения
и навыки проведения научных исследований, работы с лабораторным
оборудованием, использования оптических приборов, выполнения основных
приемов методик исследований;
 викторины;
 экскурсии в природу, наблюдения и эксперимент способствуют
повышению знаний детей, умению видеть, понимать и восхищаться красотой
природы и бережно к ней относиться.
Методы работы:
33

34

словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный, поисковый, проблемный,
кейс - метод, самостоятельная работа.
При формировании коллектива желательно, чтобы в объединении были
учащиеся одного возраста.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности, форм и методов в процессе занятия. Все они должны
способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему
живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить
интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести
навыки исследовательской деятельности, трудолюбие, ответственность и
самостоятельность.
Занятия должны носить большей частью краеведческий характер.
Пристальное внимание юннатов следует направить на изучение и охрану
природы Краснодарского края. Формы и методы работы с детьми
разнообразны. Это наблюдения, занятия (простые и комплексные), экскурсии,
игровые обучающие ситуации с использованием игр, картинок.
В процессе реализации программы используются такие методические
приемы, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог
формирует интерес учащихся к обучению и к себе, создавая ситуацию успеха,
используя при этом: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические
занятия; познавательные игры; методы эмоционального стимулирования;
творческие задания; анализ, обобщение, систематизация полученных знаний и
умений; проблемные поисковые формы занятий; выполнение работ под
руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа;
подготовка к экспериментальной работе; контроль в виде экспертизы, анализа и
коррекции.
Участие в биоэкологических олимпиадах разного уровня является
проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического
осмысления. Конференции позволяют оценить эффективность и степень
освоения материала по исследовательской деятельности. Представление
исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом
каждому ребенку необходимо соблюдать соответствующие требования,
которые и являются критериями оценки. Данная форма отчётности
34

35

способствует формированию у учащихся ответственности за выполнение
работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать своё
мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию,
корректно и грамотно вести дискуссию.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема
программа

Форма занятий

Вводное
занятие

Занятие – игра.
Экскурсия.

Все
профессии
нужны, все
профессии
важны

Мультимедийн
ое занятие,
практическая
работа в малых
группах,
игра.

Лето
природе

в Мультимедийн
ое занятие,
практическая
работа в малых
группах,
игра.

Осень
природе

в Мультимедийное
занятие.
Практическая
работа.

Птицы

Мультимедийное
занятие.
Практическая
работа.

Приемы и методы
организации
образовательного
процесса
Интерактивный метод
организации.
Создание обстановки
доверия, уверенности
в успехе. Постановка
проблемной ситуации.
Приемы активизациицеленаправленные
ошибки.
Обсуждение
результатов контроля,
использование
самооценки,
предоставление
информации разными
способами (таблицы,
презентации)
Обсуждение
результатов контроля,
использование
самооценки,
предоставление
информации разными
способами (таблицы,
презентации)
Предоставление
информации разными
способами (таблицы,
презентации).
Стимулирование
учащихся к
формулированию
вопросов
Предоставление
информации разными
способами;
стимулирование
учащихся к
формулированию

Дидактически
й материал

Форма
подведения
итогов

Таблицы,
схемы,
плакаты,
мультимедий
ный материал

Рефлексия
настроения и
эмоционального
состояния

мультимедий
ный материал,
дидактически
е карточки

Рефлексия
содержания
учебного материала,
тестирование.

мультимедий
ный материал,
дидактически
е карточки

Рефлексия
содержания
учебного материала,
тестирование.

мультимедий
ный материал,
дидактически
е карточки

Рефлексия
деятельности,
оценка результатов
практических работ.

мультимедий
Рефлексия
ный материал,
содержания
дидактически учебного материала,
е карточки –
рефлексия
задания
настроения.
35

36

Природа
зимой

Лекция.
Лабораторная
работа
Лекция.
Развивающая
игра.
Мультимедийн
ое занятие

Весна
в Мультимедийн
природе
ое занятиепутешествие.
Практическая
работа.
Экскурсия.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

вопросов, косвенное
воздействие на их
поведение
Предоставление
информации разными
способами;
стимулирование
учащихся к
формулированию
вопросов, косвенное
воздействие на их
поведение
Использование
информации из
различных
источников,
применение
активизирующих
вопросов.

мультимедий
Рефлексия
ный материал,
содержания
дидактически учебного материала,
е карточки –
рефлексия
задания,
настроения

Мультимедий
ный материал,
дидактически
е карточки –
задания,
стикеры,
ватманы

Рефлексия
деятельности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология индивидуализации обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Технология исследовательской деятельности
Технология проектной деятельности
Технология портфолио
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникационные технологии

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Инструкции по работе с лабораторным оборудованием, приборами,
инструментами.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 этап

2 этап

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих
учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для
решения воспитательных и обучающих задач?
Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель
36

37
будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса
обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы
как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала
занятия.
Обеспечение содержания учебного занятия:
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала
(содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление
дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря,
оборудования и т.д.

3 этап

АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Подготовительный

Блоки

№
п\п

Основной

3

Этап учебного
занятия

Задачи этапа

1

Организационны Подготовка детей к работе
й
на занятии

2

Проверочный

Установление
правильности и
осознанности выполнения
домашнего задания (если
таковое было), выявление
пробелов и их коррекция
Подготовительн Обеспечение мотивации и
ый (подготовка к принятие детьми цели
новому
учебно-познавательной
содержанию)
деятельности

4

Усвоение новых
знаний и
способов
действий

5

Первичная

Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания связей и
отношений в объекте
изучения
Установление

Содержание деятельности

Организация начала
занятия, создание
психологического настроя
на учебную деятельность и
активизация внимания
Проверка домашнего
задания (творческого,
практического), проверка
усвоения знаний
предыдущего занятия
Сообщение темы, цели
учебного занятия и
мотивация учебной
деятельности детей
(например, эвристический
вопрос, познавательная
задача, проблемное задание
детям)
Использование заданий и
вопросов,
которые активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение пробных
37

38

Итоговый

проверка
понимания
изученного

правильности и
осознанности усвоения
нового учебного материала,
выявление ошибочных или
спорных представлений и
их коррекция
Обеспечение усвоения
новых знаний, способов
действий и их применения

6

Закрепление
новых знаний,
способов
действий и их
применение

7
8

Обобщение и
систематизация
знаний
Контрольный

Формирование целостного
представления знаний по
теме
Выявление качества и
уровня овладения
знаниями, самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий

9

Итоговый

10

Рефлексивный

Анализ и оценка
успешности достижения
цели, определение
перспективы последующей
работы
Мобилизация детей на
самооценку

11

Информационны
й

Обеспечение понимания
цели, содержания
домашнего задания, логики
дальнейшего занятия

практических заданий,
которые сочетаются с
объяснением
соответствующих правил
или обоснованием
Применение
тренировочных
упражнений, заданий,
которые выполняются
самостоятельно
детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование устного
(письменного) опроса, а
также заданий различного
уровня сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского)
Педагог совместно с
детьми подводит итог
занятия
Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического
состояния, причин
некачественной работы,
результативности работы
Информация о содержании
и конечном результате
домашнего задания,
инструктаж по
выполнению, определение
места и роли данного
задания в системе
последующих занятий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебные пособия для педагога:
1.
Программы для внешкольных учреждений общеобразовательных
школ. М: «Просвещение», 1983
2.
Винсон Браун Настольная книга любителя природы Ленинград.
Гидрометиоиздат 1985 стр.279
38

39

3.
Плавельщиков Н.Н. Юным любителям природы «Молодая гвардия»
1955, стр225
4.
Шабаршев И и др Книга юного натуралиста «Молодая гвардия»
1989, стр.175
5.
Москалева Г.М., Кошечкина В.Г. Домашний зооуголок Смоленск
1996,стр 535
6.
Рохлов В. и др Занимательная ботаника Москва « Аст-Пресс» 1998
стр. 428
7.
Глейзер С Необычный аквариум «Знание» Москва 1988 стр. 189
8.
Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство Москва «Просвещение»
1991 стр.383
9.
Дмитриев Юрий Необыкновенное путешествие в обыкновенный
лес Москва «Русский язык» 1991 стр.236
10. Плотников Г.К. Животный мир Кубани том 1,2 Краснодар 2006 стр.
146, 155
11. Нагалевский В.Я. Красная книга Краснодарского края
Краснодарское книжное издательство 1994 стр.285
12. Онегов А. Школа юннатов «Детская литература» 1980 стр.399
13. Здорик Т.Б. и др. Минералы и горные породы Москва 1998 стр.750
14. Журналы «Юный натуралист»
15. Хессайон Д.Г. Все о комнатных цветах Москва «Кладезь-Букс»
2001 стр.255
16. Козгоуров Брайан Погода Лондон 1997 стр.62
17. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. М: 1993 г.
18. Зотова В.В. Лесная мозаика. М: 1993 г.
19. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Я., 1998
г.
Учебные пособия для учащихся:
1. Ингрид Селберг, Маргарет Стефенс «Деревья и листья» Москва «АСТПРЕСС» 1997г. – 32 с.;
2. Гальперштейн Л.Я. «Растения» Москва «РОСМЕН» 2000 – 31 с.;
3. Пауль Доусвелл «Неизвестное об известном» Москва «РОСМЕН» 1996
– 127 с.;
4. С. Филипс «Выращивание растений в цветочных горшках» Москва
КРОН _ ПРЕСС 1998- 103 с.;
5. Стив Паркер «Планета животных» Москва «Махоон» 2005 – 47 с.;
6. Каролина Янг, Кейт Нидхем «Загадочный мир животных» Москва
«РОСМЕН» 2002 – 111 с.;
7. Элестер Смит «Игры и головоломки» БММ АО Москва 1997 -96 с.;
Пособия для родителей:
1.
Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодар. 2005г.
2.
Плотников Г.К. Животный мир Краснодарского края. Том I.
3.
Плотников Г.К. Животный мир Краснодарского края. Том II.
39

40

4.
Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Осень
1-4 классы. Волгоград, 2004 г.
5.
Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Зима 14 классы. Волгоград, 2006 г.
6.
Я познаю мир: дет. Энцикл.: Экология. М. : ООО «Издательство
АСТ», 2001 г.

40

41

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося __________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный натуралист»,
педагог: Шик Римма Александровна
на 2024-2025 учебный год
№ Раздел

Наименование мероприятий

1

Перечень пройденных тем:

Учебный план

1.
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________

2

Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________

3

«Творческие

_
Перечень тем:

проекты»

1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.
41

42

2.
3.
4

4.

Самостоятельная Перечень работ, выполненныхивнепрограммного
материала самостоятельно:
работа
1.
2.
3.

5

"Профессиональ- Перечень мероприятий, проведенных учащимся
в
ная
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
ориентация"
начинающим детям, участие в творческих
мастерских:
1.
2.
3.
4.

6

Участие в

Перечень мероприятий:

мероприятиях

1.
2.
3.
4.
Достижения:
1.
2.
3.

42

43

Приложение 2
Карта личностного роста учащихся объединения «Юный натуралист»
Группа №_________
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития
по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
1.Мотивация учебно-познавательной деятельности:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*учится охотно, стремится *учится с интересом,
получать прочные знания, участвует
в
самостоятельно стремиться познавательной
деятельности,
не
ограничивается рамками
программы,
но
под
руководством педагога
5
4

*учится
под
контролем педагога,
неохотно,
познавательная
активность низкая.

Вводное

Вводно
е

Промежуто
чное

Итоговое

Вводное

Промежу
точное

Итоговое

*не
проявляет
особого интереса к
приобретению
знаний,
познавательная
активность низкая.

3
Промеж
уточное

*равнодушен
учению,
познавательная
активность
отсутствует

2
Итоговое

Вводн
ое

Промежут
очное

к

1
Итогов
ое

Вводное

Промежу
точное

Итогово
е

43

44
Фамилия,
имя
ученика

2. Сформированность интеллектуальных умений
(анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей)
*высокая, самостоятельно
определяет содержание,
смысл
анализируемого,
точно обобщает, видит о
осознает тонкие различия
при сравнении, легко
обнаруживает
закономерные связи

баллы
Дата
заполнен
ия

*хорошая,
охотно
определяет содержание,
смысл анализируемого с
незначительной помощью
педагога, умеет обобщать

5
Вводное

Промежуто
чное

4
Итоговое

Вводное

Промежуто
чное

Итоговое

*средняя,
задания,
требующие
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения
и
установления
закономерных
связей
выполняет
не
всегда
охотно
и
при
соответствующей
стимулирующей помощи
педагога
3

*низкая,
задания
выполняются
с
организующей
и
направляющей
помощью педагога

Вводное

Вводное

Промежут
очное

Итоговое

*очень низкая, при
выполнении задания
необходима
обучающая помощь,
предлагаемая помощь
воспринимается
с
трудом

2
Промежут
очное

1
Итогово
е

Вводное

Промеж
уточное

Итогов
ое

44

45

3.Степень обучаемости:

Фамилия,
имя
ученика
баллы
Дата
заполнения

Высокая, усваивает весь
предлагаемый материал,
свободно применяет все
виды памяти, обладает
высокой способностью к
переключению внимания.
5
Вводное

Промежуточное

Итоговое

Хорошая,
материал
усваивает, в основном, на
занятии;
при
необходимости
использует
наиболее
развитые виды памяти;
при желании свободно
переключает внимание.
4

Средняя, для усвоения
материала
необходима
дополнительная домашняя
проработка,
использует
лишь один вид памяти,
способность
к
переключению внимания
развита недостаточно.
3

Низкая,
материал
усваивает
плохо,
память развита слабо,
способность
к
переключению
внимания практически
отсутствует.

Вводное

Вводное

Вводное

Промежу
точное

Итоговое

Промежуточное

Итоговое

2
Промежу
точное

Итоговое

Очень
низкая,
материал
не
усваивает, память
не
развита,
способность
к
переключению
внимания
отсутствует.
1
Вводное

Пр
оме
жут
очн
ое

Итог
овое

45

46

4. Мотивация к труду:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*высокие, умеет
планировать и
контролировать свою
деятельность,
организован, темп работы
стабильный, высокий.
5
Вводное

Промежут
очное

Итоговое

*хорошие, может
планировать и
контролировать свою
деятельность с
помощью педагога, не
всегда организован,
темп работы не всегда
стабильно хороший.
4

*средние, с трудом
планирует и
контролирует свою
деятельность, не
организован, темп
работы замедленный.

Вводное

Вводное

Промежут
очное

Итого
вое

*низкие, не планирует
свою деятельность,
способность к
самоконтролю
развита слабо, темп
работы низкий.

3
Промежу
точное

*очень низкие, не
умеет и не хочет
планировать свою
деятельность, темп
работы крайне
низкий.

2
Итогов
ое

Вводное

Промеж
уточное

1
Итоговое

Вводное

Промеж
уточное

Итогово
е

46

47

5. Уровень утомляемости

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*очень низкий, хорошо
развита способность к
необходимой
концентрации
внимания, постоянно
соблюдается режим дня
и питания.
5

*низкий, развита
способность к
концентрации внимания,
режим дня и питания
соблюдается не всегда.

Вводное

Вводное

Проме
жуточн
ое

Итоговое

*значительный,
способность к
концентрации внимания
развита недостаточно,
режим дня и питания
постоянно нарушается.

4
Проме
жуточ
ное

3
Итоговое

Вводное

Промежут
очное

Итогово
е

*достаточно высокий,
способность к
концентрации
внимания развита очень
слабо, режим дня и
питания постоянно
нарушается.
2

*высокий, способность
к концентрации
внимания не развита,
режим дня и питания
не соблюдается

Вводное

Вводное

Промежут
очное

Итогово
е

1
Промежут
очное

Итогово
е

47

48

6. Целеустремленность:
Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Умеет ставить перед
собой цель и добиваться
её осуществления,
осознает, кем и каким
хочет стать, стремится к
знаниям в сфере
выбранного жизненного
становления.

*Может ставить перед
собой цель, но не
всегда добивается ее
осуществления,
осознает, кем и каким
хочет стать, но
упорства в обогащении
знаниями не
проявляет.

5
Вводное

Промежуточное

4
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Не считает нужным
ставить перед собой
конкретные цели, четко
не представляет, кем и
каким хочет стать,
полагается на
рекомендации
взрослых, сверстников
и воспринимает это как
необходимость.
3

* Не способен ставить
перед собой цели, в
выборе жизненного
пути следует за
«всеми», не проявляет
активности в
личностном
становлении.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Отсутствует
полностью, не
задумывается о
дальнейшем
жизненном
становлении, не хочет
знать, кем и каким
будет.

2
Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

48

49

7. Дисциплина и организованность

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*высокая,
самоорганизован,
выполняет. Правила
внутреннего распорядка,
проявляет постоянную
готовность в оказании
помощи другим в их
соблюдении, осознает
значение этих качеств.
5

*хорошая, готов
оказать содействие в
соблюдении Правил
внутреннего
распорядка по просьбе
педагога, осознает
значение этих качеств.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*удовлетворительная,
проявляет эти качества
по указанию педагога,
слабо осознает их
значение.

4
Промежуточное

*низкая, пассивен в их
проявлении,
характерная позиция
«исполнитель по
необходимости», не
осознает их значения.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

*полностью
отсутствует, не
считает эти качества
необходимыми.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

49

50

8.Коммуникабельность, степень влияния в коллективе:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*явный лидер, легко
контактирует с
окружающими, умеет
создавать и
поддерживать
благоприятные,
положительные
отношения в
коллективе, пользуется
уважением среди
учащихся и взрослых.
5
Вводное

Промежуточное

Итоговое

*лидер, умеет находить
контакт с
окружающими,
поддерживает
доброжелательные
отношения в
коллективе, но сам
редко выступает
инициатором их
создания, пользуется
уважением среди
большинства
учащихся.
4

*Неровен в отношениях
с окружающими, может
стать источником
межличностных
конфликтов, не
способен поддерживать
нормальные отношения
в коллективе,
пользуется уважением
среди небольшого
количества учащихся.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Конфликтен, часто
безразличен к
состоянию
взаимоотношений в
коллективе, уважением
среди сверстников
практически не
пользуется.

3
Промежуточное

*Часто осложняет
отношения в
коллективе,
безразличен к их
состоянию, не
способен к
адекватному анализу
ситуаций, уважением
в коллективе не
пользуется.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

50

51

9. Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

Фамилия,
имя
ученика
баллы
Дата
заполнения

*Постоянно соблюдает
и активизирует
товарищей на их
освоение, высокие
навыки
самообслуживания, не
требующие контроля со
стороны педагогов.
5

*Соблюдает
выборочно, готов к
самообслуживанию по
требованию педагога.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Соблюдает неохотно,
навыки
самообслуживания
развиты слабо, к их
развитию не
стремится.

4
Промежуточное

*Соблюдает только
под присмотром
педагога, навыки
самообслуживания
развиты крайне слабо.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

*Не соблюдает, не
хочет заниматься
самообслуживанием.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

51

52

10. Внешний вид и аккуратность:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Соответствует
требованиям
учреждения,
способствует развитию
этих качеств в
товарищах,
пропагандирует их
значение.
5

* Соответствует
требованиям
учреждения,
способствует развитию
этих качеств у
товарищей лишь по
просьбе педагога.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Не всегда
соответствует
требованиям
учреждения, не
считает эти качества
необходимыми.

4
Промежуточное

*Крайне редко
соответствует
требованиям
учреждения, не хочет
развивать в себе эти
качества.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

* Не соответствует
требованиям
учреждения,
высмеивает наличие
этих качеств у других.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

52

53

11.Уровень этической культуры:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Высокий, не допускает
неуважительного
отношения к себе и
окружающим, соблюдает
общепринятые
нравственные нормы
поведения, разъясняет
необходимость их
соблюдения среди
товарищей, обладает
устойчивым
иммунитетом к
безнравственной,
некорректной лексике.
5

*Хороший, соблюдает
общепринятую этику
взаимоотношений, но
инициатором ее
соблюдения среди
сверстников не
выступает, корректен.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Средний, соблюдает
нормы общепринятой
этики
взаимоотношений под
давлением взрослых,
неразборчив в выборе
лексики, допускает
неуважительное
отношение к
окружающим.

4
Промежуточное

*Низкий, использует
нецензурную лексику,
часто неуважителен к
окружающим, редко
задумывается над
необходимостью
работы над собой.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

*Очень низкий,
неуравновешен, часто
использует
нецензурную лексику,
неуважителен и
несдержан в выборе
средств
самовыражения.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

53

54

12. Работа над вредными привычками:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Активно работает над
искоренением вредных
привычек, постоянно
проявляет инициативу в
поиска оптимальных
результатов,
внимательно
прислушивается к
взрослым и
сверстникам.
5

*Активен в
искоренении вредных
привычек, но в работу
включается по
инициативе других.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Особой активности
не проявляет, в работу
включается по мере
необходимости и под
контролем старших.

4
Промежуточное

*Пассивен в работе
над собой, включается
лишь под
воздействием
необходимых
стимулов.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

*Уклоняется от работы
над собой, безразличен
к мнению
окружающих.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

54



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.