УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от «_01_» _апреля__ 2025г.
Протокол № _5 от «_01_» __апреля 2025г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________Е.П. Слюсарева
приказ № _151 от «_01_» апреля 2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Умные каникулы»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 неделя, 18 часов
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0B496316F9B70654C355EE8426E0533B
Владелец: Слюсарева Елена Павловна
Действителен: с 19.04.2025 до 13.07.2026
Возрастная категория: 15-16 лет
Форма обучения: Очная с применением сетевой формы реализации,
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 76843
Автор–составитель:
методист, Бакута Маргарита Андреевна,
методист, Косенко Юлия Васильевна
Славянск-на-Кубани, 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
Нормативная база
Направленность
Актуальность программы
Новизна программы
Педагогическая целесообразность
Отличительные особенности программы
Социально-экономическое обоснование
Адресат программы
Уровень программы
Объем и сроки реализации программы
Особенности организации образовательного процесса
1.2 Цель программы
Задачи программы
1.3 Содержание программы
Учебный план
Содержание учебного плана
1.4 Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Раздел воспитания
Календарный план воспитательной работы
2.3 Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Кадровое обеспечение
2.4 Список литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3 (таблица 1)
2
3
3
5
5
5
5
6
6
6
7
7
8
8
9
9
9
9
12
13
15
18
20
21
22
24
24
25
26
28
30
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Умные каникулы» построена по принципу синтеза
нескольких видов деятельности, выстроенных в формате следующих
образовательных треков: «Интеллектуальный трек», «Трек социальной
активности и предпринимательства», «Патриотический трек», «Спортивный
трек» и «Культурный трек». Большинство мероприятий программы направлено
на командообразование, получение новой информации, включение в разные
формы деятельности, формирование навыков личностного развития и
эффективного отдыха.
Программа основывается на следующих идеях:
- организация познавательно-развивающего и оздоровительного отдыха
детей;
- воспитание личности ребенка, основываясь на историческом культурном
наследии и достижениях человечества;
- развития навыков самовыражения детей в системе социальных отношений и создание условий для освоения детьми комплекса новых видов деятельности;
- закрепление общечеловеческих ценностей и идеалов в коллективе с учетом личностных интересов и потребностей.
Программа может реализовываться как на базе МАУ ЦДО МО Славянский район, так и по принципу сетевого партнерства с общеобразовательными организациями МО Славянский район.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 28 февраля 2025 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023года).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2030 года;
3
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года №
678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2023
г. N 1105-р;
8.
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. №
2613-р;
9.
Концепция технологического развития на период до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 года № 1315-р;
10.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» национального проекта «Образование»;
11. План мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей до 20230 года, II этап (2025-2030), утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. № 1745-р;
12. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (распоряжение правительства РФ от 23 января
2021 г. № 122-р);
13. План действий по реализации Основ государственной политики в
области экологического развития на период до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 23.12.2014 года № 2423);
14. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
16. Постановление правительства Российской Федерации от 11 октября
2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
18. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
4
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
20. Изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от 11
декабря 2020 г. № 712);
21. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
23. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между
обучающимися»;
24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
25. Письмо Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,
для
реализации
приоритетных
направлений
научнотехнологического и культурного развития страны»29.09.2023№ АБ- 3935/06;
26. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
5
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
27. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
28. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ;
29.
Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения Российской
Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных
технологий», Москва, 2023 год;
30. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки
России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
31. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации
по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
32. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального сектора
экономики,
иных
организаций
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
33. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения Российской
Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных
технологий», Москва, 2023 год;
34. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы», Федеральное государственное бюджетное учреждение научное
учреждение «Институт изучения детства семьи и воспитания»;
35.
Методические рекомендации по определению модели взаимодействия образовательных организаций, организаций реального сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме на территории Краснодарского края, 2020 г.;
6
36. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
37. Устав
муниципального
автономного
учреждения
центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район, Положение об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в пределах осваиваемой
образовательной программы и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении, локальные акты
министерств и ведомств по направлению деятельности.
38. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-на-Кубани
муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программа содействует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, усиливает вариативную составляющую общего образования, имеет выраженную практико-ориентированную направленность.
Новизна программы заключается в практико-ориентированном комплексном подходе к творческой деятельности, завершенностью каждого конкретного трека программы, различные варианты реализации программы исходя
из временных и организационно-технических возможностей с применением современных педагогических технологий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
условий для развития личности ребенка, развитии мотивации личности к познанию и творчеству, приобщении обучающихся к общечеловеческим ценностям, создании условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Отличительные особенности программы
Содержание программы, а также формы и методы ее реализации основываются на деятельностном подходе, что наиболее соответствует возрастным
особенностям детей, обеспечивая условия для активного включения их в различные виды деятельности, позволяющие им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки.
Программа предусматривает организацию самостоятельной работы, которая не только мотивирует обучающихся к поиску дополнительных сведений,
связанных с темой, но и побуждает их к творческой, практической, проектной
деятельности.
7
Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только
для восприятия и усвоения знании, но и побуждают обучающихся выражать
свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категории, с интересом и вниманием относиться к мнениям и
оценочным суждениям других людей.
Социально-экономическое обоснование. Содержание программы способствует приобретению знаний и навыков нескольких видов деятельности, выстроенных в формате следующих образовательных треков: «Интеллектуальный
трек», «Трек социальной активности и предпринимательства», «Патриотический трек», «Спортивный трек» и «Культурный трек». Это предполагает использование всего комплекса маркетинга для достижения экономического успеха, и становиться инструментом общественного развития (сохранение окружающей среды, выявление и удовлетворение желаний и потребностей целевой
аудитории, реклама – главное средство увеличения продаж, модернизация товара и т.д.).
Адресат программы
Программа «Умные каникулы» рассчитана на учащихся от 15 до 16 лет,
строится на принципе личностно-ориентированного подхода.
Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп до 30 обучающихся. Деятельность обучающихся
может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях по
интересам.
Программой не определяются требования к начальному уровню подготовки обучающихся. Программу могут осваивать дети, как без какой-либо специальной подготовки, так и обучающиеся, уже обладающие некоторым опытом.
Данная программа может быть реализована для детей с особыми образовательными потребностями – дети, проявившие выдающиеся способности (одаренные дети) и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с условием индивидуального построения образовательного маршрута (Приложение
1). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы). Также в программе предусмотрено участие детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23.навигатор.дети/
Уровень программы - ознакомительный.
Объем и сроки реализации программы
Объем- 18 часов обучения.
Сроки реализации программы: 1 неделя.
8
Режим занятий: программа реализуется в весенние, летние и осенние каникулы, рассчитана на 18 часов, разделена на 5 треков, содержащих техническую, естественнонаучную, социально-гуманитарную, художественную, физкультурно-спортивную составляющие. Занятия проводятся ежедневно в течение 6 дней по 3 часа, где учебный час 45 минут.
Форма реализации программы: Очная с применением сетевой формы
реализации, дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения.
Реализация программы может осуществляться с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии в соответствие с
положением об организации образовательного процесса с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий без
непосредственного контакта между педагогом и учащимся. Образовательный
процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной
работы учащихся, таким образом осуществление взаимодействия педагога с
учащимися может быть организовано при подготовке к участию в
мероприятиях; для учащихся, пропускающих учебные занятия по уважительной
причине (болезни и др.); в период отмены (приостановки) занятий в очной
(контактной) форме.
Программа предусматривает возможность организации образовательного
процесса в очно – заочном формате или заочном формате с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При
организации обучения в очно-заочном формате очный академический час
равен 40-45 минутам (если нет иных документальных распоряжений), заочный
академический час равен 30 минутам. Дистанционное занятие состоит из 30минутного занятия с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий согласно расписанию.
В обучении с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных
технологий
могут
использоваться
следующие
организационные формы обучения: консультация; видео-лекция; практическое
занятие; самостоятельная работа; аудио–урок; презентация с текстовым
комментарием.
Общая технология работы применения дистанционного обучения в
рамках реализации этой модели такова:
1. Педагог размещает для детей своих учебных групп учебные материалы,
соответствующие содержанию программы, в сети Интернет;
2. Учащиеся изучают материалы, выполняют задания, присылают результаты педагогу, консультируются с ним в режиме офлайн или онлайн, обсуждают разные вопросы в группах;
3. На занятиях дети могут представить выполненные задания, обсудить
изученный материал, непосредственно проконсультироваться с педагогом, выполнять задания в группах.
9
Такая модель реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы дополняет традиционный учебный процесс,
обеспечивает открытость учебного процесса, предоставляет доступ учащимся к
материалам занятий в любое время. Доступность содержания программы
обучения особенно актуальна для детей, которые хотят изучать темы
программы на более глубоком уровне, для слабоуспевающих детей или
учащихся, которые не могут посещать образовательное учреждение. Обучение
в дистанционной форме подразумевает проведение адресных дистанционных
консультаций со стороны педагога, как с опорой на специально разработанные
цифровые платформы, так и с использованием ресурсов существующих
социальных сетей, а также, осуществление обратной связи и контроля через
использование социальных сетей, мессенджеров, электронной почты.
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальные,
групповые или всем составом участников программы. Виды занятий: лекции,
дискуссии, конкурсы, тренировки, соревнования, игры, викторины, экскурсии,
праздники, коллективные творческие дела, акции, проекты.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа «Умные каникулы» построена по принципу синтеза нескольких видов деятельности, выстроенных в формате следующих образовательных
треков: «Интеллектуальный трек», «Трек социальной активности и предпринимательства», «Патриотический трек», «Спортивный трек» и «Культурный
трек».
Большинство мероприятий программы направлено на командообразование, получение новой информации, включение в разные формы деятельности,
формирование навыков личностного развития и эффективного отдыха.
Программа предполагает:
- индивидуальный подход (ориентацию на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
- тесную связь с практикой, ориентацию на создание конкретного персонального продукта;
- разновозрастный характер объединений;
- возможность проектной и/или исследовательской деятельности;
- возможность сетевой формы реализации.
10
1.2 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, воспитательную роль, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально
значимую деятельность.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задачи:
Личностные задачи:
1.
Создать условия для оздоровления, отдыха и развития личностных
качеств обучающихся.
2.
Формировать у детей инициативность, самостоятельность и ответственность.
3.
Воспитывать ценности здорового образа жизни, позитивного отношения к учебе и развитию.
4.
Профилактика асоциального поведения и формирование навыков
безопасного поведения.
Метапредметные задачи:
5.
Совершенствовать психолого-педагогическое сопровождение и
программно-методическое обеспечение организации каникулярного отдыха.
6.
Развивать умения планировать и организовывать свою деятельность, работать в команде.
7.
Поиск и внедрение новых форм и методов привлечения детей к различным видам деятельности.
8.
Формировать навыки саморегуляции, коммуникации и сотрудничества.
Предметные задачи:
9.
Обеспечить развитие познавательных интересов и навыков в рамках
различных предметных областей.
10. Внедрять проектные и исследовательские методы обучения для повышения мотивации к учебе.
11. Развивать творческие способности через участие в мастер-классах,
конкурсах и творческих проектах.
12. Обеспечить закрепление и расширение знаний по основным предметам в игровой и практической формах.
11
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
(15-16 лет)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Итого:
Название раздела, темы
«Информационно- математический интенсив»
«Филологический интенсив»
«Социологический интенсив»
«Естественнонаучный
интенсив»
«Мир спортивных игр»
«Умей вести за собой»
«Мир. Общество. Человек»
Защита проектов «Умные каникулы»
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
Формы
контроля
Тестирование
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Викторина
Реферат
Викторина
2
2
1
2
1
Соревнования
Практическая
работа
Конкурс, выставка
Защита проекта
2
4
1
1
4
18
6
12
Содержание учебного плана
1. «Информационно- математический интенсив» – 2 часа.
Теоретическая часть: Занимательная математика: интересные факты из
истории математики. Математика вокруг нас: приемы устного счета, число
«Пи» вокруг нас.
В игровой форме обучающиеся получат возможность расширить круг
знаний по следующим темам информатики:
компьютерные сети;
- Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Адреса в Интернете. Доменные имена. Адрес ресурса (URL).
- Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете.
- Интернет и право.
Практическая часть: интеллектуальный марафон. Решение логических
задач. Создание моделей. Решение задач практического применения. Решение
нестандартных задач (занимательных и конкурсных). Математические игры,
задачи-шутки, ребусы, логические задачи, развивающие смекалку,
сообразительность и умственную активность школьников.
Тестирование-игра для понимания сложности простой по виду задачи
поиска информации в сети Интернет. Первое соревнование в умении находить
ответы на вопросы, где обучающиеся являются соперниками.
Форма контроля: Тестирование. Соревнование, включающие задания,
созданные участниками больших групп и предложенных для решения командесопернице.
2. «Филологический интенсив» - 2 часа.
Теоретическая часть: Экология современного языка «Великое русское
слово». Живая классика. Фразеологизмы.
12
Практическая часть: Отгадывание кроссвордов по русскому языку. Игра
КВН с конкурсами и заданиями на знание русского языка «Грамотеи». Практикум «Разработка модели литературного газеты». Составление пословиц и поговорок из двух частей. Конкурс кроссвордов. Соревнование по станциям «Литературный марафон».
Форма контроля: викторина, выпуск литературной газеты.
3. «Социологический интенсив» – 2 часа.
Теоретическая часть: Знакомство с понятиями «реклама», «маркетолог»,
«маркетинг», «дизайнер». Виды рекламы (звуковая, зрительная, зрительнозвуковая). Назначение рекламы, профессии людей, участвующих в рекламной
деятельности. Художественные приёмы, используемые в рекламе. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы известных ученикам изделий, товаров.
Практическая часть: рукописная подготовка материалов (реклама, объявления, памятки, календари, листовки, буклеты и т.д.);
- компьютерный набор рекламы, правка, макетирование, оформление,
распечатка;
- распространение.
Форма контроля: создание рекламного продукта
4. «Естественнонаучный интенсив»– 2 часа.
Теоретическая часть: Изучение микроскопа с помощью викторины «Из
чего состоит микроскоп?». Правила работы с микроскопом. Вопросы техники
безопасности. Бактерии в лаборатории. Грибы в лаборатории. Флора под микроскопом. Фауна под микроскопом.
Практическая часть: рассматривание микропрепаратов: «Корневой чехлик и срез корня», «Срез ветки дерева и травянистого растения», «Продольный
разрез зерновки кукурузы», «Пыльца цветкового растения и сосны», «Вольвокс
и спирогира», «Спорангий мха», «Сорус и заросток папоротника», «Хвоя у сосны» Изучение и сравнение микропрепаратов «Строения эвглены и клеток мякоти листа», «Наблюдаем за гидрой»; «Планарии и печеночный сосальщик». Отгадывание живого организма по микропрепарату: «Дафния под микроскопом»,
«Строение ротовых органов и конечностей у разных насекомых».
Форма контроля: викторина для повторения и закрепления изученного
материала с использованием микрофотографий.
5. «Мир спортивных игр» –2 часа.
Теоретическая часть: Содержание курса предусматривает проведение
групповых и индивидуальных спортивных состязаний по баскетболу, интеллектуальный конкурс на знание истории возникновения и правил игры в баскетбол,
а также итоговый турнир с определением абсолютного победителя.
Практическая часть: спортивные мероприятия «Мир спортивных игр»,
турнир «Сильные духом» по баскетболу, турнир «Сильные духом» по волейболу.
Форма контроля: соревнования.
6. «Умей вести за собой»– 2 часа.
13
Теоретическая часть: Понятие общения. Виды общения: речь, мимика,
жесты. Основные способы общения. Этикет, правила поведения. Осознание
своих чувств. Помехи и затруднения в общении. Причины психологического
дискомфорта, агрессии. Вербальное общение. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные
черты). Способность поставить себя на место партнера по общению. Умение
взять себя на себя роль своего партнера. Терпимость к чужим недостаткам, чувство сопереживания. Оценка человеческих поступков и отношений. Формирование чувства собственного «Я». Создание модели желаемого поведения с опорой на определенные черты характера, ориентации в жизненных ситуациях. Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональное состояние
партнеров по общению. Умение управлять своим поведением в процессе общения. Контроль своей речи и поступков. Формирование способности к произвольному расслаблению. Формирование культуры общения. Формирование
умения общаться между собой. Учимся быть собой в совместной деятельности.
Практическая
часть:
упражнение
«Скульптор»,
упражнение
«Многоликость чувств», упражнение «Создание альбома», упражнение
«Закончи предложение», упражнение «Передай маску», упражнение «Рисунок
радости», упражнение «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение»,
упражнение «Уверенная поза», упражнение «Репетиция уверенного
поведения», упражнение «Собираем добрые слова», упражнение «Один и
вместе», упражнение «Метафора группы».
Форма контроля: практическая работа.
7. «Мир. Общество. Человек»– 2 часа.
Теоретическая часть: Мой край на карте Родины. Исторические корни
нашего края. Легенды и предания. Понятия «род», «семья», «родословная».
Выделение общих моментов в родословных различных семей. Что такое семья?
Моя улица. История и традиции моей школы. Природа нашего края. Народные
промыслы.
Практическая часть: Творческий конкурс «Старая фотография
рассказала…», игры, загадки, пословицы. Изготовление оберега.
Форма контроля: Конкурс «Знаешь ли ты свой край?», выставка
творческих работ.
8. Защита проектов «Умные каникулы» - 2 часа.
Теоретическая часть: Подведение итогов. Беседа на тему: "Что я
узнал(а) нового полезного за период «Умные каникулы". Выбор темы проекта.
Практическая часть: Составление и защита проектов.
Форма контроля: Защита проектов.
14
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1.
Повышение уровня мотивации к активному отдыху и развитию.
2.
Формирование позитивного отношения к себе, окружающим и
учебной деятельности.
3.
Развитие инициативы, самостоятельности и ответственности за свои
поступки.
4.
Сформированы понятия ценности здорового образа жизни, позитивного отношения к учебе и развитию.
Метапредметные:
1. Умение планировать и организовывать свою деятельность.
2. Повышение уровня коммуникативных и командных навыков.
3. Внедрение новых форм и методов организации досуга и отдыха.
Предметные:
1. Увеличение интереса к учебе и развитие познавательной активности.
2. Повышение уровня знаний и умений в рамках учебных программ.
3. Развитие творческих способностей и исследовательских навыков через практическую деятельность.
15
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Форма
занятия
1. «Информационно- математический интенсив»
1.1
Избранные вопросы математики
2
1
Практикум
1.2
1
Практикум
2. «Филологический интенсив»
2.1
Избранные вопросы русского языка
Мастер-классы по цифровому этикету и ри2.2
торике
3. «Общественно – социальный интенсив»
2
1
Практикум
1
Мастер-класс
3.1
Что такое реклама. Учимся рекламировать.
1
Практикум
Реферат
3.2
Создание рекламного продукта
1
Практикум
Самостоятельная
работа
4. «Естественнонаучный интенсив»
4.1
Занимательная биология
4.2
Современный мир химии
5. «Мир спортивных игр»
Турнир по
5.1
баскетболу, волейболу «Сильные духом»
5.2
Спортивная игра «Веселые старты»
6. «Умей вести за собой»
2
1
1
2
Практикум
Практикум
Смотр знаний
Викторина
1
Турнир
Соревнование
1
2
Игра
Игра
6.1
Я и мои эмоции
1
Практикум
6.2
Наши взаимоотношения
1
Практикум
Тема
занятия
факт
№
план
Кол-во
часов
Дата
Избранные вопросы информатики
7. «Мир. Общество. Человек»
Место
Время
проведения проведения
Форма
контроля
Тестирование
Самостоятельная
работа
Викторина
Практическая
работа
2
2
16
Блиц-опрос,
наблюдение
Практическая
работа
7.1
Моя малая Родина
1
7.2
Промыслы и традиции
1
8. Защита проектов «Умные каникулы»
Выбор темы проекта, подготовка теоретиче8.1
ского и практического материала
8.2
Подготовка презентации проекта
4
8.3
8.4
ИТОГО:
Защита проекта
Защита проекта
Практикум
Практикум, самостоятельная работа
1
Практикум
1
Практикум
1
1
18
Защита проекта
Защита проекта
17
Конкурс
Выставка
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
Защита проекта
Защита проекта
2.2 РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется согласно
программе по воспитанию МАУ ЦДО МО Славянский район.
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране в настоящее
время является важнейшим процессом модернизации системы дополнительного образования и общества в целом. Учреждения дополнительного образования обладают наибольшим воспитательным потенциалом в образовательном пространстве, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на более эффективное воспитание.
Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы
воспитания
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ.;
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный
закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ.;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г.
№ 2945- р.;
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021–2024 годы) Национального проекта «Образование».
Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального
проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
24.12.2018 № 16.;
- Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н.;
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: Приказ Минтруда России от
05.05.2018 № 298н.;
- Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций
дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2017 № вк-1068/09.;
- Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: Приказ Минпросвещения России от
3.09.2019 г. № 467.;
- О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с исполь18
зованием дистанционных образовательных технологий: Письмо Минпросвещения России от 7.05.2020 года № вб-976/04.;
- О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по
вопросам воспитания обучающихся: Приказ Минпросвещения России от
11.12.2020 г. № 712.
Цель воспитания – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1. в освоении учащимися социальных знаний, приобретении опыта социального взаимодействия;
2. в формировании опыта самоопределения (личностного и профессионального);
3. в овладении учащимися способами саморазвития и самореализации в
современном мире, в том числе формирования современных компетентностей и грамотностей, соответствующих актуальным вызовам будущего.
Задачи воспитания способствуют:
- воспитанию культуры поведения и общения;
- воспитанию основ этикета;
- воспитанию
дружбы и товарищества, чувства ответственности, дисциплинированности;
- воспитанию трудолюбия, целеустремленности, скромности и требовательности к себе;
- воспитать и развить у детей такие личностные качества как волевая активность, вера в свои силы, дисциплинированность.
Основные направления воспитательной работы
1. Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
• усвоение
традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением,
способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
2. Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры, укрепление
у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям, близким людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
3. Национальное воспитание:
19
• формирование у учащихся национального сознания и самосознания,
любви к родной земле, семьи, народа;
• формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа,
Родины;
• утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
4. Трудовое и профориентационное воспитание:
• развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения
учащихся к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта;
• формирования у детей творчества, самостоятельности, ответственности, активности, уверенности в себе;
• привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
• развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных
видах трудовой деятельности.
5. Интеллектуальное воспитание:
• развитие познавательной потребности, определяемой расширением
объема знаний;
• развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
6. Семейное воспитание:
• воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
• воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким
людям.
7. Эстетическое воспитание:
• воспитание основ эстетической культуры, способность различить и
видеть прекрасное;
• развитие художественных способностей;
• воспитание чувства любви к прекрасному.
8. Физическое воспитание:
• формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
• развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.
9. Экологическое воспитание:
• формирование элементарных экологических знаний;
• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы, и окружающему миру в целом.
10. Правовое воспитание:
• воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства.
20
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
Направление
воспитательной
работы
Наименование
мероприятий
Срок
выполнения
1.
Патриотическое
воспитание
Беседа «Россия – это
мы!»
весенние/
летние/
осенние
каникулы
2.
Нравственное
воспитание
Акция «Пер- весенние/
натым
надо летние/
помогать»
осенние
каникулы
3.
Национальное
воспитание
Дискуссия
«О родных и
близких
с
любовью»
4.
Трудовое и
профориентационное
воспитание
Беседа
«Роль знаний в выборе профессии»
Планируемый
результат
- воспитание патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости
за свою Родину;
- развитие и углубление
знаний об истории и
культуре
родного края.
- совершенствование духовной и нравственной
культуры учащегося;
- воспитание любви и
уважения к семье, близким людям, к старшим, к
друзьям, к знакомым людям.
весенние/формирование у учалетние/
щихся ответственности к
осенние истории, религии, нациоканикулы нальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа, Родины;
- утверждение принципов
общечеловеческой морали:
правды, справедливости,
патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
весенние/ - развитие ответственного,
творческого и добросовестлетние/
ного отношения учащихся
осенние
каникулы к разным видам трудовой
деятельности, накопление
профессионального опыта;
- формирования у детей
творчества, самостоятельности, ответственности,
активности, уверенности в
себе.
21
Примечание
5.
Интеллектуальное Интеллектувоспитание
альная игра
«Рисуй и зачеркивай»
весенние/
летние/
осенние
каникулы
6.
Семейное
воспитание
Игровая про- весенние/
грамма «С лю- летние/
бовью в серд- осенние
це»
каникулы
7.
Эстетическое
воспитание
8.
Физическое
воспитание
Беседа «Мы весенние/
за здоровый летние/
образ
осенние
жизни»
каникулы
9.
Экологическое
воспитание
Акция
весенние/
«Очистим
летние/
планету
от осенние
мусора!»
каникулы
10.
Правовое
воспитание
Беседа «Дорогою добра»
Беседа «Я –
гражданин
России»
весенние/
летние/
осенние
каникулы
весенние/
летние/
осенние
каникулы
22
- развитие познавательной
потребности, определяемой расширением объема
знаний;
- развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
- воспитание семейных
ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
- воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким людям.
- воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;
- развитие художественных способностей;
- воспитание чувства любви к прекрасному.
- формирование потребности в здоровье;
- сознательного стремления к ведению здорового
образа жизни; позитивного
отношения
учащихся
к занятиям спортом.
- воспитание гуманного,
бережного, заботливого
отношения к миру природы, и окружающему миру
в целом.
- воспитание свободного
гражданина,
функционально- грамотного, способного к сотрудничеству
в интересах человека, общества, государства.
2.3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Здание образовательной организации и размещение помещений для
осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха
и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и
воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и
зон для индивидуальных занятий соответствуют государственным санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам, обеспечивают возможность
безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех ее участников.
В учреждении выделяются и оборудуются помещения для реализации
образовательной деятельности обучающихся, административной и хозяйственной деятельности.
Материально-техническое оснащение учреждения, а также включенность сетевого ресурса в создание материально-технических условий, обеспечивает следующие ключевые возможности:
- проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, проведение наблюдений и экспериментов (в том числе с использованием традиционного и цифрового лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий,
электронных образовательных ресурсов, вещественных и виртуальнонаглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений);
- научно-техническое творчество, создание материальных и информационных объектов с использованием цифрового производства;
- проектирование и конструирование, в том числе моделей с цифровым
управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, образовательной робототехники, программирования;
- наблюдение, наглядное представление и анализ данных, использование
цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
- физическое развитие, систематические занятия физической культурой
и спортом, участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
- размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной
среде образовательной организации;
- индивидуальную и групповую деятельность, планирование образовательной деятельности, фиксацию его реализации в целом и на отдельных этапах, выявление и фиксирование динамики промежуточных и итоговых результатов;
- доступ к ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе,
коллекциям медиа ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио,
видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
23
- проведение массовых мероприятий, собраний, представлений, организацию досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организацию сценической работы, театрализованных представлений (обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением);
- маркетинг образовательных услуг и работу медиа (выпуск печатных
изданий, работа официального сайта учреждения, представление образовательной организации в социальных сетях и пр.).
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники)
Информационное обеспечение:
- аудио-видеоаппаратура;
- компьютер, медиапроектор;
- вспомогательная литература;
- папки с разработками теоретических материалов по темам программы;
- тестовые методики;
- раздаточный материал;
Учебно-методические материалы:
- набор карточек упражнений, выполняемых в последовательности;
- набор карточек с видами спорта;
- картотека игр для развития психических качеств (внимание, память,
мышление, речь и т.д.);
- музыкальное сопровождение (диски с музыкой для релаксации, для
выполнения общеразвивающих упражнений);
- схемы для выполнения упражнений по типу «круговая тренировка»;
- методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoeobrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/kak-napisat-dopoln-obsherazvprogrammu/metod-rekomend-po-razrab-i-oforml-dop-obsherazv-progr.html
- методические рекомендации по каждому структурному элементу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoeobrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/kak-napisat-dopoln-obsherazvprogrammu/metod-rekomend-po-kazhdomu-str-elem-dop-obr-progr.html
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- количественный показатель контингента участников программы;
- рейтинг участия учащихся в мероприятиях;
- проведение итоговых мероприятий: выставки, конкурсы, соревнования,
фестивали и др.;
- обратная связь: анкетирование, отзывы детей и родителей.
24
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится диагностика согласно «Критериям определения уровня подготовки
учащегося» (Приложение 2).
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и
навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся.
Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:
1. личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении)
(Приложение 3, таблица 1).
2. учебные достижения (фиксирующие предметные знания, умения и
навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы)
(Приложение 3, таблица 2).
Также на всех этапах реализации программы создаются условия для
формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и
результатов освоения учебного материала. Важно научить учащихся самостоятельно добыть знания и применять их на практике. Формирование учебной
деятельности объединения невозможно без самоконтроля, который, как правило, проявляется в виде защиты творческих работ, коллективном обсуждении
и сравнении собственных работ с работами других учащихся.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства учащегося – это
поддержит его стремление к новым успехам.
Систематическое наблюдение за детьми способствуют наиболее полному выявлению их индивидуальных особенностей и способностей, позволяют
ответить на вопросы: как ребенок обучается и воспитывается, происходят ли
сдвиги, как воспринимает помощь. Опираясь на педагогические критерии, педагог через диагностирование определяет уровень развития ребенка, зону его
ближайшего развития. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребёнка за его труд, старание.
Положительная оценка работы учащегося является для него важным
стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и
предварять, и завершать оценку.
Этапы педагогической диагностики.
Организация и проведение педагогической диагностики включает в
себя несколько этапов.
Этапы организации:
• подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания
пара - метров, таблиц показателей;
• организационный: определение и обсуждение механизма проведения
диагностики;
25
• обработка данных и их анализ;
• оформление результатов диагностики.
Этапы проведения:
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем
проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики
обучающихся.
Основные методы педагогической диагностики.
1. Анкетирование.
Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при
изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления
анкеты надо знать возрастные особенности обучающихся, их субъектный
опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где обучающиеся
убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не
придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с
помощью анкет.
2. Индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа с ребёнком предполагает прямые или косвенные
вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в
профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.
Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения
обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо
заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и
вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа
ответов обучающихся.
3. Тесты.
Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого
делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест”
происходит от английского test - испытание, проверка, проба, мерило,
критерий, опыт. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология –
самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.
4. Наблюдение.
Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для
сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение
отличается от обычной фиксации фактов:
- оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием
(фиксируется, прежде всего, реакция ученика на различные воспитательные
влияния);
- наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей
педагогической задачи;
- в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в
течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться
случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ребёнка;
- наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан
фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.
26
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена деятельности форм и методов в процессе занятия. Все они должны способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Методы работы: вербальный, словесно – наглядный, дедуктивный,
поисковый, исследовательский, самостоятельная работа и др.
Формы работы по программе: учебные занятия (простые и
комплексные), экскурсии, наблюдения, конкурсы.
Формы проведения занятий: рассказ, лекции или беседы с использованием наглядного материала для теоретической части занятия; игры, способствующие закреплению полученных знаний; викторины, экскурсии, практическая работа.
Используются современные образовательные технологии:
информационно-коммуникационных;
здоровьесберегающих;
индивидуализации обучения;
развивающего обучения;
проектная деятельность;
социального проектирования;
проблемного обучения;
исследовательской деятельности;
портфолио.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу могут реализовывать педагоги дополнительного образования
в рамках сетевого взаимодействия (реализация программы осуществляется в
сетевой форме)
2.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраухова, В. В. Воспитательная досуговая деятельность: учебник: /
В. В. Абраухова. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 101 с. : ил., табл.;
2. Библиотека цифрового образовательного контента (myschool.edu.ru);
3. Воронцов А.И. и др. Экология. - М. «Дрофа», 1995.;
27
4. Вожатский виртуальный клуб «Вожатики»: http://vozhatiki.r:
5. Гурович В. М., Ховрина В. В. Графы (Школьные математические
кружки), МЦНМО, Москва 2017;
6. Лаборатория педагогического мастерства;
7. Летний лагерь: http://summercamp.ru;
8.Методическая копилка
http://www.zanimatika.narod.ru/Ubilei2015.htm;
9. Методические рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и
оздоровление детей. Авторы составители: Юрова О.А., Гузенко А.П., Иванченко
И.В.
http://nsportal.ru/blog/detskii sad/all/2017/02/04/2017-god-godekologii-v-rossii;
10. Программа А.В. Шевкина «Текстовые задачи в школьном курсе математики» (педагогический университет «Первое сентября»);
11. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО,
2019. - с. ISBN;
12. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru;
13. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru;
14.Фестиваль
педагогических
идей
«Открытый
урок»
http://festival.1september.ru;
15. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной
грамотности старшеклассников / [Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова;
16. Шапкина Е. А., Щелина С.О. Психологические особенности среднего
школьного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 343-345. —
URL https://moluch.ru/archive/99/22162/ и др.]; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021;
17.Шпаргалка. В помощь вожатому: http://www.salvetour.ru/_text01.html.
28
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Учащегося_________________________________________________________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
педагог____________________________________________________________
на 2025 – 2026 учебный год
№ п/п
1.
Раздел
Учебный план
2.
Творческие
проекты
3.
Самостоятельная работа
4.
Профессиональная ориентация
5.
Участие в мероприятиях
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Перечень пройденных тем:
1.
2.
3.
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
Перечень работ, выполненных внепрограммного материала самостоятельно:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий, проведенных учащимися в помощь педагогу
и ориентированных на выбор профессии, т.е. открытые занятия, помощь начинающим детям, участие в
творческих мастерских:
1.
2.
3.
Перечень мероприятий:
1.
29
2.
3.
Достижения:
1.
2.
3.
30
Приложение № 2
Критерии определения уровня подготовки учащегося
Информационная карта № 1
«Определение уровня личностного развития»
- сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности;
мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, духовной сфере;
- результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, нравственно-этическая ориентация.
Показатели
Л1 Терпение/выдержка
(организационноволевое качество)
Критерии оценива- Степень выраженния
ности
Способность
переносить
(выдерживать)
известные
нагрузки в течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
- низкий уровень
(терпения хватает
меньше чем на ½
занятия)
- средний уровень
(терпения хватает
больше чем на ½
занятия)
- высокий уровень
(терпения хватает
на все занятие)
Л2 Интерес к занятиям Осознанное
- низкий уровень
в объединении
к
участие ребенка в (интерес
(ориентационное
занятиям продикосвоении
качество)
тован
ребенку
дополнительной
общеобразователь- извне);
- средний уроной программы
вень
(интерес
лишь периодически поддерживается самим ребенком);
- высокий
уровень (интерес постоянно поддерживается ребенком
самостоятельно)
31
Баллы
0
Формы
выявления
результативности
Наблюдение
1
2
Наблюдение
0
Беседа
1
2
Л3 Познавательная
активность
- низкий уровень
Проявление
желания узнать но- (не проявляет желания узнать
вую информацию
новую
информацию);
- средний уровень
(с
интересом
слушает, но не задает вопросы);
- высокий уровень (с
интересом слушает и
задает вопросы
для расширения
кругозора)
32
0
1
2
Наблюдение
Опрос
Приложение № 3
Таблица № 1 Диагностическая карта личностных достижений обучающихся
ФИО
Психофизиологи- Когнитивческие
ные
характеристики характеристики
П В
М М
М
КО С
Ценностные ориентации.
КоммуникативноАдаптационные
способности
Р ЦКД
ХСО
Эмоциональная
сфера
ЭС
Н
В
Мотивационная
сфера
У
ИП
Инструкция к заполнению диагностической карты:
I. Психофизиологические характеристики
1. Память (ПМ) учащегося оценивается визуально по следующей шкале
оценок:
1 балл – очень хорошая память, скорость запоминания и воспроизведения высокая;
2 балла – средний уровень памяти, характеристики неустойчивы;
3 балла – плохая память, скорость запоминания и воспроизведения
низкая.
2. Внимание (ВМ) оценивается визуально:
3 балла – высокая концентрация внимания, быстрая реакция, ученик
почти не отвлекается на посторонние дела;
2 – неустойчивое внимание или его средний уровень;
1 – низкая концентрация внимания, реакция замедленная, ученик
постоянно отвлекается.
3. Моторика (М) – оценивается визуально:
3 – учебные движения точные, четкие, уверенные, чертит, рисует быстро,
точно, уверенно;
2 – средний уровень владения учебными движениями или неустойчивое
владение;
1– низкий уровень владения.
4. Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО).
Для оценивания этого качества внимательнее по наблюдайте за ребёнком, вспомните, как он ориентируется в учебном кабинете. Много ли ему
нужно, чтобы приготовить все необходимое к занятию, или он вечно копается
и никак не может достать то, что нужно. Как обучающийся размещает учебные записи, чертежи в тетради, на листе.
1– высокий уровень координации в учебном пространстве, все делает
рационально и оптимально
2 – средний уровень или неустойчивый;
II. Когнитивные характеристики.
1. Скорость восприятия и переработки информации (С) оценивается
визуально по 3-х балльной шкале:
3 - способен очень быстро воспринимать и перерабатывать информацию,
что называется, схватывать на лету, может быстро уловить основную мысль,
33
пересказать, ответить вопросы на понимание;
2 – средняя скорость: воспринимает и улавливает информацию, но не
всегда может ухватить основную мысль, идею. Не всегда точен в ответах на
вопросы на понимание;
1 – низкая скорость восприятия и переработки информации, плохо
отвечает на вопросы.
III. Эмоциональная сфера.
1. Эмоциональный самоконтроль (ЭС) – определите визуально,
насколько ученик способен управлять своими эмоциями.
3 – высокий уровень самоконтроля: ученик в состоянии регулировать
свое эмоциональное состояние. Когда необходимо, способен сдержать эмоции,
когда надо – выплеснуть наружу, способен проявлять сочувствие,
сопереживание, выражать их эмоционально;
2 – средний (неустойчивый) уровень самоконтроля;
1 – низкий уровень самоконтроля: ребёнок не способен сдерживать свои
эмоции.
2. Преобладающее настроение на занятии (Н).
3 – рабочее, мажорное настроение;
2 – неустойчивое настроение;
1 – нерабочее, минорное настроение.
3. Волевые качества (В). Определите визуально, в какой степени проявляются у ребёнка, а волевые качества на занятии, на мероприятиях.
3 – высокий уровень развития волевых качеств, проявляющихся в
настойчивости в достижении желаемых результатов, умении заставлять себя
что-то сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии;
2 – средний (неустойчивый) уровень;
1 – низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении взять
себя в руки в случае необходимости.
4. Реактивность (Р) - вспомните особенности поведения ребёнка на занятиях и определите, проставив в диагностической карте буквы И, Р, Н, преобладающий характер поведения ученика.
И – импульсивное поведение: ребёнок способен действовать по первому
побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не
обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро
реагирует и столь же бурно раскаивается в своих действиях.
Р – рефлексивное, обдуманное поведение, осознанное, быстрое,
разумное.
Н - неустойчивое поведение, либо вы не можете определить
преобладающий характер поведения.
IV. Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные
способности.
1. Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД). Оценивается реальное место и роль ребёнка в коммуникативных отношениях в объединении.
Место и роль в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О).
34
Л - лидер: имеет высокий авторитет в группе сверстников или в группе.
Позиция лидера проявляется во всех видах учебной и внеучебной
деятельности, желанный участник всех мероприятий и желанный субъект
общения.
П – признаваемый. Авторитетный человек, с чьим мнением считаются в
каких-то отношениях (его круг общения в группе уже, чем у лидера).
О – отвергаемый. Постоянного круга общения в объединения нет.
Контакты носят случайный характер, в игры его приглашают редко.
2. Преобладающий характер стиля общения (ХСО).
Т - терпимый. При таком стиле общения человек обладает развитым
чувством собственного достоинства и самоуважения, что позволяет ему с
уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую,
отличную от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их
разрешению мирным путем, самооценка адекватна.
К – конформистский. Размыты представления о нормах общения, часто
неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения,
сложившийся в группе, групповые нормы и ценности некритически
присваивает, несамостоятелен, в конфликтной ситуации ведет себя так, как
принято в его группе.
А – неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции,
сам создает конфликтные ситуации.
V. Мотивационная сфера.
1. Уровень мотивации (У).
3 балла – высокий уровень мотивации: ребёнок с удовольствием
заниматься, это доставляет ему радость, он хочет узнать как можно больше;
2 – средний (неустойчивый) уровень мотивации;
1 – низкий уровень мотивации: ученик без желания занимается в
объединении (ходит с группой, заставляют родители и т.д.)
2. Интерес к предмету (ИП):
3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий.
35
36