Основы анатомии сетевая ГОТОВО

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от _29 августа 20_25_ г.
протокол № _1___

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № __337_ от 29 августа 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Основы анатомии»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 70 часов
Возрастная категория: от 11 до 18 лет
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Состав группы: до 15 человек

Сертификат:
0B496316F9B70654C355EE8426E0533B
Владелец: Слюсарева Елена Павловна
Действителен: с 19.04.2025 до 13.07.2026

Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 29599

Автор-составитель:
Борисенко Юлия Петровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2025
1

Содержание
I.

II

Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложения

3
3
10
10
13
15
15
22
32
35
36
36
40
42

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопросы
профессионального
самоопределения
обучающихся
становятся все более актуальной проблемой как для самой личности, так и для
общества, которое заинтересовано в более раннем выявлении потенциальных
возможностей подростков, вступающих в трудовую жизнь, должно
обеспечивать их готовность к трудовой деятельности. Решение
профориентационных проблем обусловлено социальным заказом, который
отражает потребность общества в специалистах определенного профиля.
Особую значимость программа приобретает сегодня в связи с возрастающей
ролью медико-биологических дисциплин в обществе, необходимостью
повышения культуры развития своего тела, организации здорового образа
жизни. Реализация программы способствует формированию у учащихся
целостного представления о медицинской науке, логического, системного
мышления и научного мировоззрения, навыков самостоятельной
исследовательской, проектной деятельности, устойчивой мотивации к
продолжению образования по выбранному направлению.
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023года).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2030 года;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2023
г. N 1105-р;
8.
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
3

распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
9.
Концепция технологического развития на период до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 года № 1315р;
10.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» национального проекта «Образование»;
11. План мероприятий Концепции развития дополнительного
образования детей до 20230 года, II этап (2025-2030), утвержденный
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. №
1745-р;
12. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (распоряжение правительства РФ от 23 января
2021 г. № 122-р);
13. План действий по реализации Основ государственной политики в
области экологического развития на период до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 23.12.2014 года № 2423);
14. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
16. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
18. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
4

основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
20. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
21. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
23. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между
обучающимися»;
24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
25. Письмо Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны»29.09.2023№ АБ- 3935/06;
26. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);

5

27. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
28. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
29.
Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
30. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
31. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
32. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
33. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
34. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
35.
Методические рекомендации по определению модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;

6

36. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
37. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район, Положение об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в пределах осваиваемой
образовательной программы и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении, локальные акты
министерств и ведомств по направлению деятельности.
38. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Направленность программы: естественно-научная.
Актуальность, новизна программы базируется на современных
требованиях к модернизации образования.
Программа предоставляет возможности для социализации подростков,
развития их готовности к профессиональному самоопределению, успешной
предпрофессиональной подготовки учащихся в направлении «Медицина», что
определяет актуальность программы.
Новизна программы Практические умения и теоретические знания,

полученные в данном элективном курсе, являются хорошей
мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного
цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также
профессиональной ориентации учащихся. В отличие от существующих
программ, значительное количество часов уделено проектной и
исследовательской деятельности, практической работе Программа
предусматривает занятия с обучающимися разного уровня подготовки.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
образовательной общеразвивающей программы.
Программа позволяет ориентироваться на интересы обучающихся,
позволяет решать важные учебные задачи, углубляя, расширяя и
систематизируя знания; помогает понять, что здоровье человека - это
достояние всего общества и необходимо бережно относиться как к своему
здоровью, так и здоровью окружающих, что здоровье напрямую зависят от
факторов окружающей среды.
Данная общеобразовательная программа разработана с учетом
индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.
При обучении по данной программе, происходит обеспечение
самоопределения личности, создаются условия по ее самореализации.
Адресат программы. Анатомия - область человеческой деятельности,
которая имеет разную специализацию, из чего следует, что у каждого ребенка
7

есть возможность проявить себя. Тем не менее, желательно, чтобы детям было
при приеме в объединение не менее 11 лет.
Личностные характеристики.
По темпераменту, характеру,
способностям учащиеся могут быть разнообразными. Потенциальные
обучающиеся должны проявлять бережное отношение к объектам природы,
иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой природы,
экологии,
природных
взаимосвязей,
особенностей
выращивания
сельскохозяйственных растений или животных, экологических проблем.
Потенциальные роли в программе: более старшие и опытные учащиеся
могут выступать в качестве наставников и консультантов для младших,
делиться с ними опытом, принимать участие в исследованиях, в подготовке к
конкурсам и конференциям.
Группа формируется из детей и подростков, проявляющих интерес к
сельскохозяйственной деятельности, с высокой мотивацией к познавательной
деятельности.
Количество обучающихся в группе от 12 до 15 человек. Как правило,
занятия проводятся всем составом, в соответствии с календарным учебным
графиком.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и
одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
В объединении могут заниматься дети из семей разного социального
уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а
также дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по программе,
планируется по форме согласно Приложению 1.
Уровень образования детей при приеме в объединение: пройдена
программа начальной школы, высокая степень сформированности интересов
к естественнонаучной области, имеются способности к биологии, экологии,
физике, химии, географии др.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – ознакомительный.
Сроки реализации программы: 1 год (70 часов).
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 (10)
сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине
8

болезни или длительного санаторного лечения предусмотрен индивидуальный
маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очно-заочной форме.
Режим занятий: Общее количество часов – 72, 2 часа в неделю; занятия
проводятся один раз в неделю по два учебных часа, или два раза в неделю по
одному часу, где учебный час для детей от 11 до 18 - 40 минут. Перемена
между занятиями не менее 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Объединение
формируется из учащихся одного или разных возрастов, с постоянным
составом.
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: практические и лабораторные работы, лекция, самостоятельная
работа, экскурсии, мастер-класс, круглый стол, мозговой штурм, деловая игра,
тренинг, выездное занятие.
В случае перехода на электронное обучение с применением дистанционных
технологий основные формы проведения учебных занятий - практические
занятия, виртуальные экскурсии, лабораторные работы, онлайн-конференции,
видеоконференции, онлайн-тестирование, онлайн-викторины, посредством
использования электронной почты, образовательных интернет-ресурсов для
трансляции или записи заданий.
Особенности построения программы и её содержания.
Занятия включают в себя следующие формы организации деятельности:
1) фронтальная, все одновременно выполняют общую для всех работу,
обсуждают, сравнивают, обобщают результаты (семинары, экскурсии, уроквикторина, интегрированные уроки, познавательные игры).
2) групповая, создание групп по 3-6 человек для решения конкретных
учебных задач (практические работы, лабораторные работы, семинарские и
зачетные работы)
3) индивидуальная, каждый получает задание для самостоятельного
выполнения, специально подобранное для конкретного обучающегося в
соответствии с его подготовкой и учебными возможностями (тестирование,
творческая работа, анкетирование, исследовательская работа, проект)
Вместе с активными формами и методами обучения используются и
традиционные формы образовательной деятельности.
Все используемые формы и методы обучения направлены на стимулирование
и активизацию познавательного интереса обучающихся, формирование
творческих умений и навыков.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы.

9

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование у учащихся устойчивого интереса

к анатомии и физиологии в процессе познавательной и творческой
деятельности.
Программа предполагает решение образовательных (предметных),
метапредметных и личностных задач:
Образовательные (предметные):

1.
повышать интерес учащихся к изучению биологии, познанию
своего организма;
2.
расширять и углублять знания о факторах, влияющих на
здоровье человека;
3. предупреждение заболеваний человека;
4. формировать знания о достижениях современной медицины;
5. научить выявлять связи организма человека с внешней средой.
Метапредметные:
1.
развивать творческие способности учащихся;
2.
формировать
навыки
проведения
биологического
эксперимента;
3.
развивать способность усваивать научные знания об
особенностях строения организма человека как единого целого.
Личностные:

1. формировать понятийный аппарат;
2. обеспечивать понимание основных закономерностей, теорий и
концепции экологии;
3. воспитать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов;
4. воспитать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения
к мнению другого человека, коллективизма;
5. воспитать аккуратность, вежливость;
6. формировать стремление к активной деятельности по улучшению
и сохранению природной среды;
7. воспитать бережное отношение к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
Название раздела,
п/п
темы
1. Введение в изучение

Количество часов
Формы
контроля
всего теория практика
2
2
Педагогическое
10

анатомии и
физиологии.
Учение о тканях

наблюдение
2

2

-

14

6

8

12

4

8

4

2

2

6

2

4

Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тестирование

Кровеносная и
лимфатическая
системы
Дыхательная система

12

4

8

Викторина

4

2

2

Тестирование

Пищеварительная
система
Мочевыделительная
система

6

2

4

6

2

4

Практическая
работа
Практическая
работа

10 Итоговое занятие

2

-

2

Итого

70

28

42

2.

Опорно-двигательный
аппарат

3.

Нервная система

4.

Эндокринная система

5.

Органы чувств

6.
7.
8.
9.

Защита проекта

Содержание учебного плана
Введение в изучение анатомии и физиологии - 2 часа.
Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности.
Учение о тканях. Изучение тканей организма человека.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Учение о тканях – 2 часа.
Теоретическая часть. Изучение тканей организма человека.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Опорно-двигательный аппарат - 14 часов.
Теоретическая часть. Введение в изучение костной системы. Скелет
туловища и конечностей. Мышцы и фасции головы и шеи
Практическая часть. Практическая работа. Строение черепа.
Анатомия и физиология кожи. Введение в изучение мышечной системы.
Мышцы и фасции спины и конечностей.
Форма контроля: Практическая работа.
Нервная система – 12 часов.
Теоретическая часть. Введение в изучение нервной системы.
11

Практическая часть. Практическая работа «Функциональная
анатомия спинного мозга». Лабораторная работа «Спинномозговые нервы».
Практическая работа Функциональная анатомия головного мозга.
Практическая работа Черепно-мозговые нервы. Проводящие пути спинного
и головного мозга.
Форма контроля: Практическая работа
Эндокринная система -4 часа.
Теоретическая часть. Введение в эндокринную систему.
Практическая часть. Практическая работа Механизм регуляции
деятельности желез внутренней секреции. Гормоны.
Форма контроля: Практическая работа
Органы чувств - 6 часов.
Теоретическая часть. Органы чувств. Понятия об анализаторах.
Практическая часть. Строение и функционирование органов зрения.
Строение и функционирование органа слуха и равновесия.
Форма контроля: Тестирование.
Кровеносная и лимфатическая системы -12 часов.
Теоретическая часть. Физиология крови. Функции крови. Количество
крови в организме, свойства крови, состав крови. Введение в изучение
сердечно-сосудистой системы. Анатомия и физиология сердца.
Практическая часть. Группы крови. Форменные элементы. Изучение
плазмы крови. Сосуды большого и малого кругов кровообращения.
Функциональная анатомия лимфатической и иммунной систем.
Кровообразование и лимфообразование.
Форма контроля: Викторина
Дыхательная система – 4 часа.
Теоретическая часть. Анатомия и физиология органов дыхательной
системы.
Практическая часть. Носовая полость, носовые раковины.
Форма контроля: Тестирование.
Пищеварительная система – 6 часов.
Теоретическая часть. Введение в изучение пищеварительной системы.
Полость рта, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, кишечник.
Практическая часть. Функциональная анатомия больших пищеварительных
желез. Физиология пищеварения. Изучение обмена веществ и энергии в
организме. Определение калорийности пищевого рациона
Форма контроля: Практическая работа.
Мочевыделительная система – 6 часов.
Теоретическая
часть.
Анатомия
и
физиология
органов
мочевыделительной системы.
Практическая часть. Анатомия и физиология органов женской и
мужской половой системы. Теплообмен в организме. Постоянство
температуры внутренней среды организма.
Форма контроля: Практическая работа.
12

Итоговое занятие - 2 часа.
Практическая часть. «Функционирование организма человека».
Форма контроля: Защита проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные результаты
Программные требования к знаниям:
- объяснять: роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в
жизни человека и собственной деятельности; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от
состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль
гормонов и витаминов в организме;
- изучать человека как биологический объект: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на
готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- уметь рационально организовывать труд и отдых, соблюдать правила
поведения в окружающей среде;
- уметь проводить наблюдения за со стоянием собственного организма;
- научить сущности биологических процессов: обмена веществ и
превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция
жизнедеятельности организма, раздражимость;
- научить особенностям организма человека, его строения,
жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
- изучить достижения в области изучения человека, новейшие
медицинские исследования, новые технологии в изучении человеческого
организма, меры профилактики вредных привычек и распространенных
заболеваний человека.
Программные требования к умениям и навыкам:
- соблюдать меры профилактики травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения
осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказывать первую помощь при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего;
Личностные результаты:
Программные требования к уровню развития:
По окончании курса занятий у обучающихся развивается:
13

- мониторинг результатов обучения и личностного развития
воспитанников в процессе освоения ими дополнительной образовательной
программы.
Эффективность дополнительной образовательной программы «Вопросы
анатомия» определяется наличием у обучающихся ряда теоретических и
практических навыков, перечень которых представлен ниже:
- выполнять исследовательские проекты.
- владение основами методики исследовательской деятельности.
Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности
проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной
деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце
учебного года.

14

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
к программе «Основы анатомии»

Факт

План

№

Тема
Занятия

Введение в изучение анатомии и физиологии
Знакомство с планом работы
1.
кружка. Инструктаж по технике
безопасности.
Учение о тканях

2.

Изучение тканей организма
человека.

Опорно-двигательный аппарат
Введение в изучение костной
3.
системы.

Кол-во
часов

Дата

Форма
Занятия

Место
проведения

Время
Форма
проведения контроля

2
2

беседа

Педагогическое
наблюдение

лекция
составление
опорного
конспекта
практическая
работа

Практическая
работа

Лекция,

Сообщение по теме

2

2

14
2

15

4.

5.

Строение черепа.

Скелет туловища и конечностей.

2

2

6.

Введение в изучение мышечной
системы.

2

7.

Мышцы и фасции головы и шеи

2

8.

Мышцы и фасции спины и
конечностей

2

лекция
составление
опорного
конспекта
практическая
работа
микрогруппы
беседа
практическая
работа
микрогруппы
лекция
составление
опорного
конспекта
практическая
работа микро
группы
лекция
составление
опорного
конспекта
лекция
составление
опорного
конспекта

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

Сообщения по теме

16

9.

Анатомия и физиология кожи.
Нервная система

2

10.

2

11.

Функциональная анатомия
спинного мозга.

2

13.

14.

Спинномозговые нервы.

Функциональная анатомия
головного мозга.

Черепно-мозговые нервы.

Сообщения по теме

12

Введение в изучение нервной
системы.

12.

лекция
составление
опорного
конспекта

2

2

2

лекция
составление
опорного конспекта
беседа
практическая
работа в микро
группах
беседа
лабораторная
работа микро
группы
беседа
практическая
работа
микрогруппы
беседа
практическая
работа
микрогруппаы

Викторина

Практическая работа
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Практическая
работа

17

15.

16.

17.

Проводящие пути спинного и
головного мозга.
Эндокринная система
Введение в эндокринную систему.
Механизм регуляции деятельности
желез внутренней секреции
Гормоны.
Органы чувств

18.

Органы чувств. Понятия об
анализаторах.

беседа
практическая
работа
микрогруппаы

Практическая
работа

2

беседа
практическая
работа

Педагогическое
наблюдение

2

беседа
практическая
работа в
микрогруппах

Практическая
работа

2
4

6
2

19.

Строение и функционирование
органов зрения.

2

20.

Строение и функционирование
органа слуха и равновесия.

2

беседа
практическая
работа в
микрогруппах
беседа
практическая
работа в
микрогруппах
беседа
практическая
работа в
микрогруппах

Лабораторная
работа

Лабораторная
работа

Практическая
работа
18

Кровеносная и лимфатическая системы
Физиология крови. Функции крови.
Количество крови в организме,
21.
свойства крови, состав крови.

22.

23.

Группы крови. Форменные
элементы. Изучение плазмы крови.
Введение в изучение сердечнососудистой системы. Анатомия и
физиология сердца.

12
2

2

2

24.

Сосуды большого и малого кругов
кровообращения.

25.

Функциональная анатомия
лимфатической и иммунной систем. 2

26.

Кровообразование и
лимфообразование.

2

2

беседа
практическая
работа в
микрогруппах
беседа
практическая
работа в
микрогруппах
Лекция,
практическая
работа
Практическая
работа беседа
практическая
работа в
микрогруппах
беседа
практическая
работа в
микрогруппах
беседа
практическая
работа в
микрогруппах

Лабораторная
работа
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

19

Дыхательная система
27.

28.

Анатомия и физиология органов
дыхательной системы.

Носовая полость, носовые
раковины.
Пищеварительная система

29.

30.

4
2

2

Лабораторная
работа
Лабораторная
работа

6

Введение в изучение
пищеварительной системы. Полость
2
рта, слюнные железы, глотка,
пищевод, желудок, кишечник
Функциональная анатомия больших
пищеварительных желез.
2
Физиология пищеварения.
Изучение обмена веществ и энергии
в организме. Определение
калорийности пищевого рациона

31.

беседа
лабораторная
работа в
микрогруппах
беседа
практическая
работа в
микрогруппах

2

устные
представления
работ
коллективное
обсуждение
беседа
практическая
работа в
микрогруппах
беседа
лабораторная
работа в
микрогруппах

Практическая
работа

Лабораторная
работа

Лабораторная
работа

20

Мочевыделительная система
32.

33.

34.

Анатомия и физиология органов
мочевыделительной системы.

Анатомия и физиология органов
женской и мужской половой
системы.
Теплообмен в организме.
Постоянство температуры
внутренней среды организма

Итоговое занятие 2
Итоговое занятие:
35.
«Функционирование организма
человека».
Итого:

6
2

2

2

2

устные
представления
работ
коллективное
обсуждение
устные
представления
работ
коллективное
обсуждение
устные
представления
работ
коллективное
обсуждение
Беседа,
биологический
КВН

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Защита
исследовательского
проекта.

Презентация
лучших проектов.

70

21

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется
согласно программе по воспитанию МАУ ЦДО города Славянска-наКубани.
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране в
настоящее время является важнейшим процессом модернизации системы
дополнительного образования и общества в целом. Учреждения
дополнительного образования обладают наибольшим воспитательным
потенциалом в образовательном пространстве, поскольку именно в сфере
свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на более
эффективное воспитание.
Цель: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному,
патриотическому и физическому самосовершенствованию, саморазвитию
в социуме.
Задачи воспитательной программы:
- содействие в организации единого образовательного
пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия
воспитания учащегося;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с
позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и
реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной
позиции;
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных
инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия,
выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения
и семьи по вопросам воспитания учащихся.
- способствование умению самостоятельно оценивать
происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях
самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально
адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения
обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью
окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки,
способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм
мышления, необходимых для успешного осуществления не только
22

учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной
деятельности;
- формирование экологического мировоззрения, базирующегося
на принципиально иной системе жизненных ценностей;
- осознание детьми принадлежности к природе (призвано
формировать у них готовность ко взаимодействию с окружающей средой);
освоение
экологической
этики,
опирающейся
на
соответствующую мотивацию в нравственном «поле» личности;
- формирование высокого уровня экологической культуры;
- формирование мотивов общения с природой, интереса к ее
изучению;
- формирование представлений об универсальной ценности
природы;
- воспитание ответственности за сбережение природы, активной
позиции по изучению и охраны природы.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения,
технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и
кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и
других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного
потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно –
полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к
своему
городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями
(тематические
беседы,
собрания,
индивидуальные
консультации).
Основные педагогические методы, применяемые в процессе
воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) –
объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта
поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение,
общественноемнение, воспитывающие ситуации;
23

• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Основные направления воспитательной работы
1. Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
• усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим
мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе
долга, совести и справедливости;
• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
2. Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры,
укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям,
близким людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и
младшим; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
3. Национальное воспитание:
 Формирование у учащихся национального сознания и
самосознания, любви к родной земле, семьи, народа;
 формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего
народа, Родины;
 утверждение принципов общечеловеческой морали: правды,
справедливости,
патриотизма,
доброты,
толерантности,
трудолюбия.
4.Трудовое и профориентационное воспитание:
 развитие ответственного, творческого и добросовестного
отношения учащихся к разным видам трудовой деятельности,
накопление профессионального опыта;
 формирования
у
детей
творчества,
самостоятельности,
ответственности, активности, уверенности в себе;
 привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
 развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных
видах трудовой деятельности.

24














5. Интеллектуальное воспитание:
развитие познавательной потребности, определяемой расширением
объема знаний;
развитие памяти, воображения, внимания, представлений,
восприятия.
6. Семейное воспитание:
воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной
жизни;
воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким
людям.
7. Эстетическое воспитание:
воспитание основ эстетической культуры, способность различить и
видеть прекрасное;
развитие художественных способностей;
воспитание чувства любви к прекрасному.
8. Физическое воспитание:
формирование потребности в здоровье, как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа
жизни; позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.
9. Экологическое воспитание:
формирование элементарных экологических знаний;
формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы, и окружающему миру в целом.
10. Правовое воспитание:
воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества,
государства.

25

Календарный план воспитательной работы
по программе «Основы анатомии»
№ Направление
п/п воспитательной
работы
1
Патриотическое
воспитание

2

Нравственное
воспитание

Наименование
мероприятия

Срок
выполнения

Ответственный Планируемый
исполнитель
результат

Мероприятия в рамках
проведения месячника
оборонно-массовой и
военно-патриотической
работы.
Мероприятия,
посвященных 76годовщине Великой
Победы».

январь февраль

Педагог д/о

Конкурс рисунков,
посвященных Дню
учителя
Мероприятия,
посвященный Дню
матери.
Проведение мероприятий
в рамках зимних каникул
Гагаринский урок
«Космос – это мы»

октябрь

май

ноябрь
январь
апрель

Педагог д/о

Примечание

У учащихся будут
сформированы
основы
гражданственности
(патриотизма) как
важнейших
духовнонравственных
исоциальных
ценностей.
У учащихся будут
сформированы
понимания смысла
человеческого
существования,
ценности своего
существования и
ценности
существования
других людей.
26

3

Национальное
воспитание

Акция «Я люблю свою
Страну» День народного
единства
Акция «Бессмертный
полк»

ноябрь

Акция: «Украсим
любимый центр»
(Озеленение кабинетов,
коридоров)
Операция «Трудовой
десант»

январь
март

Педагог д/о

октябрь-март

Педагог д/о

4

Трудовое
воспитание

5

Интеллектуальное Краевой конкурс
воспитание
экологических проектов
«Волонтеры могут все»

Педагог д/о

май

У учащихся будут
сформированы
гражданские и
политические
чувства: чувства
любви к Родине,
уважения к
государственным
символам,
историческому
наследию своего
народа.
У учащихся будут
сформированы
представления об
уважении к
человеку труда, о
ценности
труда и творчества
для личности,
общества и
государства.
У учащихся будут
сформированы
способности

27

6

7

Семейное
воспитание

Эстетическое
воспитание

Краевой конкурс
«Семейные
экологические проекты»
Краевое
интеллектуальное
мероприятие «Научнопрактическая
конференция Малой
сельскохозяйственной
академии учащихся».
Добро пожаловать» день открытых дверей
Индивидуальные
встречи, беседы с
родителями
Индивидуальные
консультации для
родителей

февраль-март

Конкурс фотографий
«Золотая осень в нашем
городе»
Мероприятия,
посвященные
международному
женскому
Дню 8 марта

ноябрь-

мыслить
рационально,
эффективно
проявлять свои
интеллектуальные
умения в
окружающей жизни.

март-ноябрь

сентябрьоктябрь
октябрь

Педагог д/о

май

март

Педагог д/о

У учащихся будут
сформированы
ценностные
представлений об
институте семьи, о
семейных
ценностях,
традициях, культуре
семейной жизни
У учащихся будут
сформированы
ценностные
отношения к
прекрасному,
представления об
эстетических
идеалах и ценностях
28

8

9

Физическое
воспитание

Экологическое
воспитание

Динамические паузы.
Ежедневно, в перерывах
между занятиями
Акция «Курить здоровью
вредить!» посвященная
Всемирному дню отказа
от курения
Краевая экологопросветительская акция,
приуроченная
к международному Дню
защиты животных
Муниципальный этап
краевого конкурса
исследовательских работ
"Природа Кубани"
Муниципальный этап
краевого конкурса «Моя
малая родина: природа,
культура, этнос»
Муниципальный этап
экологического
месячника «Новогоднее
дерево»
Охрана и подкормка птиц

в течении года

Педагог д/о

ноябрь-

сентябрьоктябрь

октябрь

ноябрьдекабрь

Педагог д/о

У учащихся будут
сформированы
ценностные
отношения к
здоровью и
здоровому образу
жизни
У учащихся будут
сформированы
бережное
отношения к
окружающей среде,
любовь к родному
краю, умение видеть
красоту природы,
восторгаться ею,
защищать.

ноябрьдекабрь
декабрьянварь
29

10

Правовое
воспитание

Акция «Птицы Кубани»
Операция
«Рождественский учет
птиц»
Краевой экологический
конкурс «Зеленая
планета».
Акция «Экологический
марафон». I этап
«Каждой пичужке
кормушка»
Участие в Дне
российской науки.
Участие в
муниципальном этапе
краевой акции
«Экологический
марафон»
III этап - «Спасибо деду
за Победу!»
Краевая акция
«Экологический
марафон»:
IV этап «Утилизация»
Составление социальных
паспортов по
объединениям

декабрьянварь
январь-март
январь

февраль
апрель-май

май

сентябрь-

Педагог д/о

У учащихся будут
сформированы
представления об
30

Оформление стенда
«Детский телефон
доверия» Беседа:
«Воспитание здоровых
привычек»,
Час общения «За
преступлением идет
наказание»

октябрь

май

основных правах и
обязанностях, о
принципах
демократии, об
уважении к правам
человека и свободе
личности,
формирование
электоральной
культуры.

31

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная модель построения программы позволяет освоить её в
индивидуальном темпе и удовлетворить ряд образовательных запросов,
которые в настоящее время недостаточно обеспечиваются в рамках
общеобразовательной школы и работы групп дополнительного образования
по типовым и модифицированным программам.
Научная и теоретическая значимость программы:
– определение творческих основ и направлений подготовки учащихся;
– разработка основ формирования исследовательской деятельности на
различных образовательных уровнях;
– способствование развитию творческой активности и направленности
в образовательной деятельности.
Практическая значимость программы:
– создание форм сотрудничества учащихся, выпускников,
преподавателей и научных сотрудников;
– разработка и распространение рекомендаций по методическому и
практическому обеспечению исследовательской и образовательной
деятельности;
– формирование практических навыков и профориентация.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа:
№ п/п
1.
2
3
4
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12.
13.
14.

Наименование ресурса
Кабинет
Шкаф
Доска настенная
Экран
Стол ученический
Стол преподавательский
Стул ученический
Стул преподавательский
Стенды
Раздаточный материал
Плакат «Дыхательная система
человека»
Плакат «Кровеносная система»
Плакат «Дентин, строение зуба»
Плакат «Строение сердца»

количество
1
2 шт
1 шт
1 шт
6 шт.
1 шт
12 шт
1 шт
4 шт
12 комплектов
1 шт
1 шт
1шт
1 шт
32

Обучающие компьютерные программы по анатомии и физиологии
человека
15.
Модель черепа человека
2 шт
16.
Модель мозга человека
1 шт
17.
Модель печень с поджелудочной
1шт
железой
18.
Модель сердца
1шт
19.
Модель кожи человека
2шт
20.
Модель глаза человека
2 шт
21.
Модель позвоночника с тазом
1шт
22.
Модель шейного отдела
1 шт
позвоночника с артериями и
нервами
23.
Скелет человека
2 шт
24.
Учебно-электронные пособия –
12 шт
Лабораторное оборудование:
25.
спиртовки
6 шт;
26.
стекла покровные
72 шт;
27.
стекла предметные –т
72 шт
28.
чашки Петри
4 шт
29.
пипетки
4 шт
30
пробирки
10 шт;
31
штатив для пробирок
6 шт
32
стеклянные палочки
6 шт;
33
лупы ручные
2 шт
34
Видеоуроки
13 шт
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники):
Интернет-источники:

1.www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

2.www.informika.ru
–
Центр
информатизации
Министерства
образования РФ

3.www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

4.www.mediaeducation.ru – Мед иаобразование в России

5.http://www.shkola2.com/library/
-тексты
многих
школьных
учебников6.www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

6.http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html
-Ресурсы
по
биологии

7.http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml –База данных по
биологии.

8.http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского
мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс
33


9.http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/-Естественно-научный
образовательный портал
В процессе реализации программы используются такие методические
приемы, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог
формирует интерес учащихся к обучению и к себе, создавая ситуацию успеха,
используя при этом: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические
занятия; познавательные игры; методы эмоционального стимулирования;
творческие задания; анализ, обобщение, систематизация полученных знаний и
умений; проблемные поисковые формы занятий; выполнение работ под
руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа;
подготовка к экспериментальной работе; контроль в виде экспертизы, анализа
и коррекции.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование.
Рудомаха Наталья Павловна, образование – высшее педагогическое,
имеет большой опыт работы по программе «По следам Альфреда Брема».
Школа Елена Александровна, образование – высшее педагогическое,
имеет большой опыт работы по программе «По следам Альфреда Брема».
Формы работы:
 рассказ, лекции или беседы с использованием наглядного материала
для теоретической части занятия;
 игры, способствующие закреплению полученных знаний;
 практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике
безопасности. При выполнении практических работ дети приобретают умения
и навыки проведения научных исследований, работы с лабораторным
оборудованием, использования оптических приборов, выполнения основных
приемов методик исследований;
 викторины;
Методы работы: словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный,
поисковый, проблемный, кейс - метод, самостоятельная работа.
При формировании коллектива желательно, чтобы в кружке были
учащиеся одного возраста.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности, форм и методов в процессе занятия. Все они должны
способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему
живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
34

выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Проводятся текущий контроль, промежуточная аттестация, аттестация
по итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Основы анатомии».
Система проверки уровня освоения программы
Игры, викторины, турниры, итоговые занятия, участие в олимпиадах:
городских, специализированных, на уровне учреждения дополнительного
образования.
Участие в исследовательских конференциях и конкурсах – на уровне
учреждения дополнительного образования, общегородских, краевых, всероссийских и
международных.
Участие в биологических и экологических олимпиадах разного уровня,
проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете является
проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их
практического осмысления.
Конференции
исследовательских
работ
позволяют
оценить
эффективность и степень освоения материала по исследовательской
деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме
устного доклада. При этом каждому ребенку необходимо соблюдать
соответствующие требования, которые и являются критериями оценки (см.:
раздел «Методическое обеспечение программы»).
Данная форма контроля способствует формированию у обучающихся
ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить
перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать
необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести
дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты,
дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- фото, видеозаписи;
- грамоты;
- оформленные исследовательские работы;
- свидетельства, сертификаты;
- статьи.

35

Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
- научно-практические конференции «Шаг в будущее», «Эврика»,
МСХАУК, конкурс им. Вернадского, конкурс инструментальных
исследований окружающей среды, слеты, фестивали, чтения.
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года («Выбери
жизнь»);
- портфолио;
- статьи, публикации;
- поступление выпускников по профилю.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности служат сформированные компетенции,
которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой. Результативность деятельности по
программе, так же определяется следующими критериями:
1. Результатами участия в конкурсах, конференциях и в
олимпиадах.
Дети, обучающиеся по программе, становятся победителями районных,
городских, Всероссийских олимпиад, конкурсов и конференций.
2. Широтой делового общения с другими организациями.
Результаты учебно-исследовательской работы используют в своей
деятельности специалисты природоохранных структур, ВУЗов, а также
оказывается консультативная помощь ряду школьных и внешкольных
биологических объединений, кружков.
3. Публикациями учащихся о своей научно-исследовательской
деятельности.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся публикуют свои
доклады, сообщения и тезисы в различных журналах и сборниках (иногда
совместно с руководителями).
Все перечисленные критерии вносятся в личное портфолио учащегося.
Для диагностики результативности программы используются методики:
«Ваше отношение к природе» (методика Ясвин В.А., Пупиньиш М.Ф.),
опросник Стефансона (изучение представлений о себе), тест Рокича
«Ценностные ориентации».
Для осуществления мониторинга личностного роста разработана карта
личностного роста учащихся, которая заполняется в течении каждого
учебного года (вводный, промежуточный и итоговый этапы) в ходе релизации
программы. Она включает 12 пунктов оценки качеств и компетенций
учащихся и позволяет проследить динамику развития каждого ребенка
(Приложение 2).

36

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности форм и методов в процессе занятия. Все они должны
способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему
живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Участие в олимпиадах разного уровня является проверкой не только
полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления.
Конференции позволяют оценить эффективность и степень освоения
материала
по
исследовательской
деятельности.
Представление
исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом
каждому ребенку необходимо соблюдать соответствующие требования,
которые и являются критериями оценки. Данная форма отчётности
способствует формированию у учащихся ответственности за выполнение
работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать
своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию,
корректно и грамотно вести дискуссию.










ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология индивидуализации обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология развивающего обучения
Технология исследовательской деятельности
Технология проектной деятельности
Технология портфолио
Здоровье сберегающие технологии
Информационно-коммуникационные технологии

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Инструкции по работе с лабораторным оборудованием, приборами,
инструментами.

37

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на
следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом
из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в
последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от
чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были
использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в
логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и
разновидности занятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и
воспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор
способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения
детьми материала занятия.
3 этап Обеспечение содержания учебного занятия:
Самоподготовка
педагога:
подбор
информационного,
познавательного материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор,
изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала;
подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д.

По Блок
дго и
тов
ите
льн
ый

АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№
Этап
Задачи этапа
Содержание
п\
учебного
деятельности
п
занятия
1 Организацион Подготовка детей к
Организация начала
ный
работе на занятии
занятия, создание
38

2

3

Основной

4

5

6

психологического
настроя на учебную
деятельность и
активизация внимания
Проверочный Установление
Проверка домашнего
правильности и
задания (творческого,
осознанности
практического),
выполнения домашнего проверка усвоения
задания (если таковое
знаний
было), выявление
предыдущего занятия
пробелов и их
коррекция
Подготовител Обеспечение
Сообщение темы,
ьный (подгото мотивации и принятие цели учебного занятия
вка к новому
детьми цели учебнои мотивация учебной
содержанию) познавательной
деятельности детей
деятельности
(например,
эвристический
вопрос, познавательн
ая задача, проблемное
задание детям)
Усвоение
Обеспечение
Использование
новых знаний восприятия,
заданий и вопросов,
и способов
осмысления и
которые
действий
первичного
активизируют
запоминания связей и
познавательную
отношений в объекте
деятельность детей
изучения
Первичная
Установление
Применение пробных
проверка
правильности и
практических
понимания
осознанности усвоения заданий, которые
изученного
нового учебного
сочетаются с
материала, выявление
объяснением
ошибочных или
соответствующих
спорных представлений правил или
и их коррекция
обоснованием
Закрепление
Обеспечение усвоения Применение
новых знаний, новых знаний, способов тренировочных
способов
действий и их
упражнений, заданий,
действий и их применения
которые выполняются
применение
самостоятельно
детьми

39

7

8

Обобщение и Формирование
систематизаци целостного
я знаний
представления знаний
по теме
Контрольный Выявление качества и
уровня овладения
знаниями,
самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий

Использование бесед
и практических
заданий
Использование
устного (письменного
) опроса, а также
заданий различного
уровня сложности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы:
1. Липченко В. Атлас нормальной анатомии человека. – М., 1983.
2. Самусев Р. Анатомия человека. – М., 1990 и М., 1995.
3. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс
лекций. – М. Медицина, 2000.
4. Федюкевич Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2001.
5. Анатомия человека. В двух томах. / Под ред. М.Р. Сапина. – М.:
Медицина, 1993.
6. Борисович А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.
7. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 1999.
8. Егоров И.В. Клиническая анатомия человека. –Ростов-на-Дону:
Феникс, 1999.
9. Жербин Е.А., Чухловин А.Б. Река жизни. Что нужно знать о крови. –
М.: Знание, 1990.
10. Леонов С.В., Котович Л.Е. Клиническая анатомия черепных нервов.
Справочное пособие. – М.: Высшая шк., 1990
11. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. Учебник для студентов
биологич. спец. вузов. – М.: Медицина, 1997.
12. Сидоров Е.П. Анатомия для поступающих в вузы. – М.: Уникумцентр, 1998.
13. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека В ЗТ. – М.: Медицина,
1967.
14. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе
Международной номенклатуры. Пер. с англ. С.Л. Кабака. – Минск.: Высшая
шк., 1996.
15. Физиология человека: Учебник. В 2 т. / Под ред. В.М. Покровского,
Г.Ф Короткого. – М.: Медицина, 1998.
40

Список литературы для педагога:
1. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века
2. Хем А., Кормак Д. Гистология. Т. 1-5.
3. Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных
животных
4. Хрисанфова Е.Н. Эволюционная морфология скелета человека
5. Сперанский В.С., Зайченко А.И. Форма и конструкция черепа
6. Борхвард В.Г. Морфогенез и эволюция осевого скелета
7. Александер Р. Биомеханика8.Бендолл Дж. Мышцы, молекулы и
движение
8. Бегшоу К. Мышечное сокращение
9. Уголев А.М. Эволюция пищеварения и принципы эволюции функций
10.Физиология пищеварения
11.Физиология дыхания
12.Жеденов В.Н. Легкие и сердце животных и человека
13.Наточин Ю.В. Ионорегулирующая функция почки
14.Физиология почки. Л., 1972.
15.Everitt B., Johnson M. Essential reproduction. Blackwell Sci.
16.Розен В.Б. Основы эндокринологии
17.Физиология эндокринной системы
18.Фолков Б., Нил Э. Кровообращение
19.Удельнов М.Г. Физиология сердца
20.Физиология кровообращения. Физиология сердца
21.Жданов Д.А. Общая анатомия и физиология лимфатической системы
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для
учащихся. - М: Просвещение, 1994
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:
2009,2010,2011: Биология /Авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. - М.:
АСТ: Астрель,2009.
3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники.
6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2012.
4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы,
задачи: Учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2012.
5. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена.
8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2012.

41

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося _________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Основы анатомии»,
педагог: Школа Елена Александровна
на 2025-2026 учебный год
№ Раздел

Наименование мероприятий

1

Перечень пройденных тем:

Учебный план

1.
2.__________________________________________
3.
4.__________________________________________
5.__________________________________________

2

Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.
4.__________________________________________
5.__________________________________________

3

«Творческие

_
Перечень тем:

проекты»

1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.

42

2.
3.
4.
4

Самостоятельна
яработа

Перечень работ, выполненных внепрограммного
материала самостоятельно:
1.
2.
3.

5

"Профессиональ- Перечень мероприятий, проведенных учащимся
в
ная
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
ориентация"
начинающим детям, участие в творческих
мастерских:
1.
2.
3.
4.

6

Участие в

Перечень мероприятий:

мероприятиях

1.
2.
3.
4.
Достижения:
1.
2.
3.

43

Карта личностного роста учащихся объединения «Основы анатомии»
Группа №_________
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его
развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
1.Мотивация учебно-познавательной деятельности:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*учится охотно, стремится *учится с интересом,
получать прочные знания, участвует
в
самостоятельно стремиться познавательной
деятельности,
не
ограничивается рамками
программы,
но
под
руководством педагога
5
4

*учится
под
контролем педагога,
неохотно,
познавательная
активность низкая.

Вводное

Вводно
е

Промежуто
чное

Итоговое

Вводное

Промежу
точное

Итоговое

*не
проявляет
особого интереса к
приобретению
знаний,
познавательная
активность низкая.

3
Промеж
уточное

*равнодушен
к
учению,
познавательная
активность отсутствует

2
Итоговое

Вводн
ое

Промежут
очное

1
Итогов
ое

Вводное

Промежу
точное

Итогово
е

44

Фамилия,
имя
ученика

2. Сформированность интеллектуальных умений
(анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей)
*высокая, самостоятельно
определяет содержание,
смысл
анализируемого,
точно обобщает, видит о
осознает тонкие различия
при сравнении, легко
обнаруживает
закономерные связи

баллы
Дата
заполнен
ия

*хорошая,
охотно
определяет содержание,
смысл анализируемого с
незначительной помощью
педагога, умеет обобщать

5
Вводное

Промежуто
чное

4
Итоговое

Вводное

Промежуто
чное

Итоговое

*средняя,
задания,
требующие
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения и установления
закономерных
связей
выполняет
не
всегда
охотно
и
при
соответствующей
стимулирующей помощи
педагога
3

*низкая,
задания
выполняются
с
организующей
и
направляющей
помощью педагога

Вводное

Вводное

Промежут
очное

Итоговое

*очень низкая, при
выполнении задания
необходима
обучающая помощь,
предлагаемая помощь
воспринимается
с
трудом

2
Промежут
очное

1
Итогово
е

Вводное

Промеж
уточное

45

Итогов
ое

3.Степень обучаемости:

Фамилия,
имя
ученика
баллы
Дата
заполнения

Высокая, усваивает весь
предлагаемый материал,
свободно применяет все
виды памяти, обладает
высокой способностью к
переключению внимания.
5
Вводное

Промежуточное

Итоговое

Хорошая,
материал
усваивает, в основном, на
занятии;
при
необходимости
использует
наиболее
развитые виды памяти;
при желании свободно
переключает внимание.
4

Средняя, для усвоения
материала
необходима
дополнительная домашняя
проработка,
использует
лишь один вид памяти,
способность
к
переключению внимания
развита недостаточно.
3

Низкая,
материал
усваивает плохо, память
развита
слабо,
способность
к
переключению
внимания практически
отсутствует.

Вводное

Вводное

Вводное

Промежу
точное

Итоговое

Промежуточное

Итоговое

2
Промежу
точное

Итоговое

Очень
низкая,
материал
не
усваивает, память
не
развита,
способность
к
переключению
внимания
отсутствует.
1
Вводное

Пр
оме
жут
очн
ое

46

Итог
овое

4. Мотивация к труду:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*высокие, умеет
планировать и
контролировать свою
деятельность,
организован, темп работы
стабильный, высокий.
5
Вводное

Промежут
очное

Итоговое

*хорошие, может
планировать и
контролировать свою
деятельность с
помощью педагога, не
всегда организован,
темп работы не всегда
стабильно хороший.
4

*средние, с трудом
планирует и
контролирует свою
деятельность, не
организован, темп
работы замедленный.

Вводное

Вводное

Промежут
очное

Итого
вое

*низкие, не планирует
свою деятельность,
способность к
самоконтролю
развита слабо, темп
работы низкий.

3
Промежу
точное

*очень низкие, не
умеет и не хочет
планировать свою
деятельность, темп
работы крайне
низкий.

2
Итогов
ое

Вводное

Промеж
уточное

1
Итоговое

Вводное

Промеж
уточное

Итогово
е

47

5. Уровень утомляемости

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*очень низкий, хорошо
развита способность к
необходимой
концентрации
внимания, постоянно
соблюдается режим дня
и питания.
5

*низкий, развита
способность к
концентрации внимания,
режим дня и питания
соблюдается не всегда.

Вводное

Вводное

Проме
жуточн
ое

Итоговое

*значительный,
способность к
концентрации внимания
развита недостаточно,
режим дня и питания
постоянно нарушается.

4
Проме
жуточ
ное

3
Итоговое

Вводное

Промежут
очное

Итогово
е

*достаточно высокий,
способность к
концентрации
внимания развита очень
слабо, режим дня и
питания постоянно
нарушается.
2

*высокий, способность
к концентрации
внимания не развита,
режим дня и питания
не соблюдается

Вводное

Вводное

Промежут
очное

Итогово
е

1
Промежут
очное

Итогово
е

48

6. Целеустремленность:
Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Умеет ставить перед
собой цель и добиваться
её осуществления,
осознает, кем и каким
хочет стать, стремится к
знаниям в сфере
выбранного жизненного
становления.

*Может ставить перед
собой цель, но не
всегда добивается ее
осуществления,
осознает, кем и каким
хочет стать, но
упорства в обогащении
знаниями не
проявляет.

5
Вводное

Промежуточное

4
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Не считает нужным
ставить перед собой
конкретные цели, четко
не представляет, кем и
каким хочет стать,
полагается на
рекомендации
взрослых, сверстников
и воспринимает это как
необходимость.
3

* Не способен ставить
перед собой цели, в
выборе жизненного
пути следует за
«всеми», не проявляет
активности в
личностном
становлении.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Отсутствует
полностью, не
задумывается о
дальнейшем
жизненном
становлении, не хочет
знать, кем и каким
будет.

2
Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

49

7. Дисциплина и организованность

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*высокая,
самоорганизован,
выполняет. Правила
внутреннего распорядка,
проявляет постоянную
готовность в оказании
помощи другим в их
соблюдении, осознает
значение этих качеств.
5

*хорошая, готов
оказать содействие в
соблюдении Правил
внутреннего
распорядка по просьбе
педагога, осознает
значение этих качеств.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*удовлетворительная,
проявляет эти качества
по указанию педагога,
слабо осознает их
значение.

4
Промежуточное

*низкая, пассивен в их
проявлении,
характерная позиция
«исполнитель по
необходимости», не
осознает их значения.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

*полностью
отсутствует, не
считает эти качества
необходимыми.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

50

8.Коммуникабельность, степень влияния в коллективе:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*явный лидер, легко
контактирует с
окружающими, умеет
создавать и
поддерживать
благоприятные,
положительные
отношения в
коллективе, пользуется
уважением среди
учащихся и взрослых.
5
Вводное

Промежуточное

Итоговое

*лидер, умеет находить
контакт с
окружающими,
поддерживает
доброжелательные
отношения в
коллективе, но сам
редко выступает
инициатором их
создания, пользуется
уважением среди
большинства
учащихся.
4

*Неровен в отношениях
с окружающими, может
стать источником
межличностных
конфликтов, не
способен поддерживать
нормальные отношения
в коллективе,
пользуется уважением
среди небольшого
количества учащихся.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Конфликтен, часто
безразличен к
состоянию
взаимоотношений в
коллективе, уважением
среди сверстников
практически не
пользуется.

3
Промежуточное

*Часто осложняет
отношения в
коллективе,
безразличен к их
состоянию, не
способен к
адекватному анализу
ситуаций, уважением
в коллективе не
пользуется.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

51

9. Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

Фамилия,
имя
ученика
баллы
Дата
заполнения

*Постоянно соблюдает
и активизирует
товарищей на их
освоение, высокие
навыки
самообслуживания, не
требующие контроля со
стороны педагогов.
5

*Соблюдает
выборочно, готов к
самообслуживанию по
требованию педагога.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Соблюдает неохотно,
навыки
самообслуживания
развиты слабо, к их
развитию не
стремится.

4
Промежуточное

*Соблюдает только
под присмотром
педагога, навыки
самообслуживания
развиты крайне слабо.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

*Не соблюдает, не
хочет заниматься
самообслуживанием.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

52

10. Внешний вид и аккуратность:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Соответствует
требованиям
учреждения,
способствует развитию
этих качеств в
товарищах,
пропагандирует их
значение.
5

* Соответствует
требованиям
учреждения,
способствует развитию
этих качеств у
товарищей лишь по
просьбе педагога.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Не всегда
соответствует
требованиям
учреждения, не
считает эти качества
необходимыми.

4
Промежуточное

*Крайне редко
соответствует
требованиям
учреждения, не хочет
развивать в себе эти
качества.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

* Не соответствует
требованиям
учреждения,
высмеивает наличие
этих качеств у других.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

53

11.Уровень этической культуры:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Высокий, не допускает
неуважительного
отношения к себе и
окружающим, соблюдает
общепринятые
нравственные нормы
поведения, разъясняет
необходимость их
соблюдения среди
товарищей, обладает
устойчивым
иммунитетом к
безнравственной,
некорректной лексике.
5

*Хороший, соблюдает
общепринятую этику
взаимоотношений, но
инициатором ее
соблюдения среди
сверстников не
выступает, корректен.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Средний, соблюдает
нормы общепринятой
этики
взаимоотношений под
давлением взрослых,
неразборчив в выборе
лексики, допускает
неуважительное
отношение к
окружающим.

4
Промежуточное

*Низкий, использует
нецензурную лексику,
часто неуважителен к
окружающим, редко
задумывается над
необходимостью
работы над собой.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

*Очень низкий,
неуравновешен, часто
использует
нецензурную лексику,
неуважителен и
несдержан в выборе
средств
самовыражения.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

54

12. Работа над вредными привычками:

Фамилия,
имя
ученика

баллы
Дата
заполнения

*Активно работает над
искоренением вредных
привычек, постоянно
проявляет инициативу в
поиска оптимальных
результатов,
внимательно
прислушивается к
взрослым и
сверстникам.
5

*Активен в
искоренении вредных
привычек, но в работу
включается по
инициативе других.

Вводное

Вводное

Промежуточное

Итоговое

*Особой активности
не проявляет, в работу
включается по мере
необходимости и под
контролем старших.

4
Промежуточное

*Пассивен в работе
над собой, включается
лишь под
воздействием
необходимых
стимулов.

3
Итоговое

Вводное

Промежуточное

*Уклоняется от работы
над собой, безразличен
к мнению
окружающих.

2
Итоговое

Вводное

Промежуточное

1
Итоговое

Вводное

Промежуточное

Итоговое

55


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».