1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от _01.04 20_25_ г.
протокол № _5__
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 151 от _01.04_ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Родничок»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 4 недели: 20 часов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НАКУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Возрастная категория: от 6 до 12 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул,
д. 271а, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
2025.06.20 10:35:32 +03'00'
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: _16821
Автор-составитель:
Борисенко Юлия Петровна, методист
Славянск-на-Кубани, 2025
2
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем, 3
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
8
Содержание программы
9
Планируемые результаты
11
12
Комплекс социально-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
12
Раздел программы «Воспитание»
15
Условия реализации программы
20
Формы аттестации
22
Методические материалы
22
Список литературы
27
Приложение
28
3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Общение человека с природой необходимо всем, а оно начинается с детских
лет. С глубокой древности человек осваивал природу. Добывая себе пищу,
заботясь об одежде, выращивал растения, приручал животных. На земле обитает
полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений.
И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потрясающ,
ошеломляющ, дивен, фантастичен.
У каждого из них свои особенности жизни, свои приспособления. И надо
научиться умению наблюдать жизнь природы.
Природа, по глубокому убеждению, В.А. Сухомлинского, должна быть «не
каким – то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной
среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует
постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и
взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка.
Известно, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с
детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную
информацию. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в
твердые стереотипы, изменить которые трудно.
Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное
отношение к ней каждого человека должны воспитывать с раннего детства.
Знания данной программы создают основу для формирования
ответственного отношения к окружающей среде, природе Земли как среде
обитания и жизнедеятельности человека.
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от
28.02.2025 №28,29,30 ФЗ)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023года).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2030 года;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года №
678-р;
4
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2023
г. N 1105-р;
8.
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. №
2613-р;
9.
Концепция технологического развития на период до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 года № 1315-р;
10.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
11.
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
12. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
13. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» национального проекта «Образование»;
14. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (распоряжение правительства РФ от 23 января
2021 г. № 122-р);
15. План действий по реализации Основ государственной политики в
области экологического развития на период до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 23.12.2014 года № 2423);
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
17. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
18. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
19. Постановление правительства Российской Федерации от 11 октября
2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
20. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5
21. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
23. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
24. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года № 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
26. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
и программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опыта между обучающимися»;
27. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
28. Письмо Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны»29.09.2023№ АБ- 3935/06;
29. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
6
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного
минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
30. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
31. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ;
32.
Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения Российской
Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных
технологий», Москва, 2023 год;
33. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки
России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
34. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации
по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
35. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального сектора
экономики,
иных
организаций
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории Краснодарского
края, 2020 г.;
36. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения Российской
Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных
технологий», Москва, 2023 год;
37. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы», Федеральное государственное бюджетное учреждение научное
учреждение «Институт изучения детства семьи и воспитания»;
38.
Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального сектора
экономики,
иных
организаций
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории Краснодарского
края, 2020 г.;
7
39. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
40. Устав
муниципального
автономного
учреждения
центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район, Положение об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в пределах осваиваемой
образовательной программы и иные локальные акты, регламентирующие
организацию образовательного процесса в учреждении, локальные акты
министерств и ведомств по направлению деятельности.
41. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-на-Кубани
муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Направленность программы: естественно-научная.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время она
способствует вовлечению детей в изучение природы, что создает определенные
условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное благополучие в
данной образовательной среде. Обеспечивает заполнение досуга учащихся
интересной, полезной деятельностью. Программа способствует расширению
кругозора, развитию познавательного интереса, мотивации к познанию
неизведанного
и
к
самостоятельному
творчеству,
повышению
интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка
Педагогическая целесообразность состоит в том, что содержание
программы направлено на развитие экологической культуры, повышение
мотивации обучающихся не только к познанию окружающего мира, но и к
активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды,
пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к
действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает
необходимые условия для личностного развития, формирования активной
жизненной позиции, воспитания любви к природе, организует содержательный
досуг.
Отличительные особенности программы основаны на использовании
регионального компонента, программа ориентирована на изучение проблем
экологии Краснодарского края. Особенность программы состоит в комплексном
и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и
нравственно-эстетического воспитания и образования.
Адресат программы.
Объединение, работающее по настоящей программе, охватывает
обучающихся с разным уровнем образовательных компетенций и творческих
способностей.
Желательно, чтобы детям было при приеме в объединение не менее 6 лет
и не старше 12 лет.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
8
Уровень программы – ознакомительный (краткосрочная).
Сроки реализации программы: 4 недели (20 часов).
Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения.
Режим работы:
Общее количество часов – 20 часов, 5 часов в неделю; занятия проводятся
пять раз в неделю по одному учебному часу, где учебный час для детей от 6 до
12 лет - 40 минут.
Количество обучающихся в группе до 15 человек. Как правило, занятия
проводятся всем составом, в соответствии с календарным учебным графиком.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и
одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
Дети, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по
индивидуальному образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в
учебно-исследовательской деятельности естественно-научной направленности.
(Приложение 1).
Особенности организации образовательного процесса.
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: практические работы, беседы, наблюдения, экскурсии, экологические
игры и викторины.
Особенности построения программы и ее содержания
Теоретическая часть программы способствует систематизации и
обобщению знаний по экологии на основе краеведческого материала.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий,
наблюдений, ролевых игр, викторин, конкурсов рисунков, рассказов, стихов о
природе, оформление композиций из природного материала и вторичного сырья.
С целью повышения эффективности образовательного процесса
используются современные педагогические технологии: метод проектов,
исследовательские методы, информационные технологии обучения. Занятия в
группе, на прогулке и в уголке природы проходят в форме беседы, сюжетноролевых, имитационных игр, наблюдений, экскурсий, целевых прогулок; также
с детьми проводится исследовательская деятельность, экспериментирование,
экологические акции и конкурсы.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы.
Программа "Родничок" имеет существенное социально-экономическое
обоснование, направленное на воспитание экологически грамотного поколения
и формирование позитивного отношения к природе. Она способствует
расширению знаний о живой природе, повышает интерес к науке и развитию
критического мышления, а также стимулирует интерес к природоохранной
деятельности.
9
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы создание условий для экологического воспитания и
формирования у детей экологических знаний и умений при непосредственном
общении с природой.
Задачи:
Образовательные:
расширение экологических знаний имеющихся у детей;
формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и
хозяйственной деятельности человека;
дать представление положительного и отрицательного влияния человека
на окружающий мир;
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее
охране;
передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных
богатствах.
Метапредметные:
воспитание гуманного отношения к природе;
формирование навыков экологически грамотного нравственного
поведения в природе;
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды,
эмоционального отношения к природным объектам;
воспитание доброжелательности и уважения к людям, бережного
отношения к результатам их труда, желания посильно помогать им.
Личностные:
развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие
умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его
красок и форм;
развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия
природы;
развитие творческих и коммуникативных способностей у обучающихся.
воспитание бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации.
10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Блок
Планирование
Всего
часов
Теор.
Практ.
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Единство природы
13
5
8
3.
Краски лета
4
-
4
4.
Итоговое занятие
1
20
6
1
14
Итого
Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
викторина
Практическая
работа, брейнринг
Викторина
Содержание учебного плана
Вводное занятие - 2 часа
Теоретическая часть: Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж
по технике безопасности. Викторина «По страницам юного натуралиста».
Практическая часть: Экскурсия в живой уголок станции юннатов.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Единство природы- 13 часов
Теоретическая часть: Азбука поведения в природе. Земля – наш общий
дом. Единство природы. Наши зеленые друзья. Многообразие животного мира.
Вселенная: далекая и близкая.
Практическая часть: Экскурсия в городской парк. Экскурсия по
дендрарию станции юннатов. Теле-час «Наша планета в опасности». Экскурсия
в музей живой природы. По страницам Красной книги Краснодарского края.
Животные Красной книги Краснодарского края. Растения Красной книги
Краснодарского края. Экскурсия в Космопарк.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, викторина.
Краски лета – 4 часа
Практическая часть: Конкурс рисунков «Летние фантазии».
Природоохранная акция «Сохраним планету зелёной». Изготовление поделок из
природного материала. Выставка. Брейн-ринг «Мы друзья природы».
Форма контроля: Практическая работа, брейн-ринг.
Итоговое занятие – 1 час
Практическая часть: Экскурсия в городской парк. Подведение итогов.
Форма контроля: Викторина.
11
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
расширены имеющиеся у детей экологические знания;
сформированы знания о значении живой и неживой природы в жизни и
хозяйственной деятельности человека;
дано представление о положительном и отрицательном влияния человека
на окружающий мир;
дети вовлечены в разнообразные виды деятельности в природе и по ее
охране;
детям переданы доступные знания о природе родного края, его природных
богатствах.
Метапредметные результаты:
воспитано гуманного отношения к природе;
сформированы
навыков экологически грамотного нравственного
поведения в природе;
воспитаны чувства ответственности за состояние окружающей среды,
эмоционального отношения к природным объектам;
воспитаны доброжелательность и уважение к людям, бережное отношение
к результатам их труда, желания посильно помогать им.
Личностные:
развиты умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
привлечено внимание к окружающим природным объектам,
развито умение видеть красоту окружающего природного мира,
разнообразия его красок и форм;
развит положительный опыт эмоционально-чувственного восприятия
природы;
развиты творческие и коммуникативные способности у обучающихся.
воспитано бережное отношение к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации.
12
РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
к программе «Родничок»
факт
план
№
п/п
Тема
занятия
Кол-во
часов
Дата
1. Вводное занятие
Знакомство с планом работы
кружка. Инструктаж по
технике безопасности.
Викторина «По страницам
юного натуралиста»
Экскурсия в живой уголок
станции юннатов
2. Единство природы
13
3.
Азбука поведения в природе.
4.
Экскурсия в городской парк.
1.
2.
5.
6.
Земля – наш общий дом.
Единство природы.
Наши зеленые друзья.
Форма
занятия
Место
Время
проведения проведения
Форма
контроля
2
1
Беседа
экологическая
игра
СЮН
Педагогическое
наблюдение
1
Экскурсия
СЮН
Педагогическое
наблюдение
1
Беседа,
наблюдение
СЮН
1
Экскурсия
Городской
парк
1
1
Сюжетноролевая игра
Беседа,
СЮН
СЮН
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Экологическая
игра
Викторина
13
наблюдение
7.
8.
Экскурсия по дендрарию
станции юннатов
Теле-час «Наша планета в
опасности»
9.
Экскурсия в музей живой
природы
10.
Многообразие животного
мира
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
По страницам Красной
книги Краснодарского края
Животные Красной книги
Краснодарского края.
Растения Красной книги
Краснодарского края.
Вселенная: далекая и
близкая
1
Экскурсия
СЮН
Педагогическое
наблюдение
1
Просмотр
видеофильма
СЮН
Брейн-ринг
1
Экскурсия,
наблюдение
Музей
живой
природы
Викторина
СЮН
Викторина
СЮН
Викторина
СЮН
Викторина
СЮН
Педагогическое
наблюдение
СЮН
Викторина
СЮН
Педагогическое
наблюдение
СЮН
Практическая
работа
Городской
парк, ул.
Красная
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
1
1
Экскурсия в Космопарк
1
3. Краски лета
Конкурс рисунков «Летние
фантазии».
Природоохранная акция
«Сохраним планету
зелёной».
5
1
1
Беседа,
экологическая
игра
Беседа,
викторина
Беседа,
викторина
Просмотр
видеофильма
Беседа,
викторина
Экскурсия
Практическая
работа
Беседа,
экологическая
акция
14
18.
19.
20.
Изготовление поделок из
природного материала.
Выставка.
Брейн-ринг «Мы друзья
природы»
4.Итоговое занятие
Экскурсия в городской парк.
Подведение итогов.
Итого:
1
Практическая
работа
СЮН
Практическая
работа
1
Экологическая
игра
СЮН
Брейн-ринг
Экскурсия,
беседа
Городской
парк
Викторина
1
1
20
15
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется согласно
программе по воспитанию МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани.
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране в настоящее
время является важнейшим процессом модернизации системы дополнительного
образования и общества в целом. Учреждения дополнительного образования
обладают наибольшим воспитательным потенциалом в образовательном
пространстве, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности
можно рассчитывать на более эффективное воспитание.
Цель: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному,
патриотическому и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи воспитательной программы:
- содействие в организации единого образовательного пространства,
разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных
инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия,
выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и
семьи по вопросам воспитания учащихся.
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально
адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся
к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки,
способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм
мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но
и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности;
- формирование экологического мировоззрения, базирующегося на
принципиально иной системе жизненных ценностей;
- осознание детьми принадлежности к природе (призвано
формировать у них готовность ко взаимодействию с окружающей средой);
- освоение экологической этики, опирающейся на соответствующую
мотивацию в нравственном «поле» личности;
16
- формирование высокого уровня экологической культуры;
- формирование мотивов общения с природой, интереса к ее изучению;
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание ответственности за сбережение природы, активной
позиции по изучению и охраны природы.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и
кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и
других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно –
полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации).
Основные педагогические методы, применяемые в процессе
воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения
– приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание
(обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Основные направления воспитательной работы
1. Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
• усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением,
способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и
справедливости;
• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на
примере старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
17
2. Национальное воспитание:
• Формирование у учащихся национального сознания и самосознания,
любви к родной земле, семьи, народа;
• формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа,
Родины;
• утверждение принципов общечеловеческой морали: правды,
справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
3.Трудовое и профориентационное воспитание:
• развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения
учащихся к разным видам трудовой
деятельности, накопление
профессионального опыта;
• формирования
у
детей
творчества,
самостоятельности,
ответственности, активности, уверенности в себе;
• привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
• развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных
видах трудовой деятельности.
4.Физическое воспитание:
• формирование потребности в здоровье, как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
• развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей
5. Экологическое воспитание:
• формирование элементарных экологических знаний
• формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
• воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы, и окружающему миру в целом
18
Календарный план воспитательной работы
по программе «Родничок»
№
Направление
Наименование
п/ воспитательной
мероприятия
п
работы
1. Патриотическое Мероприятия,
воспитание
посвященные
Дню России
Мероприятия,
посвященные
Дню памяти и
скорби.
2.
Национальное Акция «Я люблю
воспитание
свою Страну»
День России
3.
Трудовое
воспитание
Акция:
«Украсим
любимый
центр»
(Озеленение
кабинетов,
коридоров)
Срок
выполнения
Ответственный
исполнитель
Планируемый результат
июнь
Педагог д/о
У учащихся будут сформированы
основы
гражданственности
(патриотизма) как важнейших
духовно-нравственных
и
социальных ценностей.
июнь
Педагог д/о
июнь
Педагог д/о
У учащихся будут сформированы
гражданские и политические
чувства: чувства любви к Родине,
уважения к государственным
символам, историческому
наследию своего народа.
У учащихся будут сформированы
представления об уважении к
человеку труда, о ценности
труда и творчества для личности,
общества и государства.
Приме
чание
19
4.
Физическое
воспитание
5.
Экологическое
воспитание
Операция
«Трудовой
десант»
Динамические
паузы.
Ежедневно, в
перерывах
между занятиями
Мероприятия,
посвященные
Дню эколога.
июнь
Педагог д/о
У учащихся будут сформированы
ценностные
отношения
к
здоровью и здоровому образу
жизни
июнь
Педагог д/о
У учащихся будут сформированы
бережное
отношения
к
окружающей среде, любовь к
родному краю, умение видеть
красоту природы, восторгаться ею,
защищать.
20
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа:
Помещения для занятий, оборудованные электроснабжением, столами,
стульями, шкафами, стеллажами, библиотека, дендрарий, живой уголок,
теплица.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, проектор, компьютер, сканер,
принтер, записывающий CD-ROM.
Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных задач и
направлений работы учебных групп:
Естественные
Неживые:
- коллекция насекомых;
- чучела птиц.
Живые:
- растения теплицы;
- животные живого уголка.
Искусственные:
- динамические (диапозитивы);
- статические (рисунки).
-лупы;
Раздаточный материал:
- наборы открыток, картинок;
- экологические игры;
- карта Краснодарского края;
- Красная книга Краснодарского края;
- цветная бумага, картон;
- карандаши, фломастеры;
- карточки с изображением животных и растений;
- лейки, стаканчики для воды;
- глобус
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
профильное образование.
Шик Римма Александровна – образование – высшее педагогическое,
имеет опыт работы по программам «Цветоводство», «Юный натуралист», «Мир
глазами детей».
21
Формы работы:
рассказ, беседы с использованием наглядного материала для
теоретической части занятия;
игры, способствующие закреплению полученных знаний;
практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике
безопасности. При выполнении практических работ дети приобретают умения
и навыки проведения научных исследований, работы с лабораторным
оборудованием, использования оптических приборов, выполнения основных
приемов методик исследований;
викторины;
экскурсии в природу, наблюдения и эксперимент способствуют
повышению знаний детей, умению видеть, понимать и восхищаться красотой
природы и бережно к ней относиться.
Методы работы:
словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный, поисковый, проблемный,
самостоятельная работа.
При формировании коллектива желательно, чтобы в кружке были
учащиеся одного возраста.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности, форм и методов в процессе занятия. Все они должны
способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему
живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить интересы
учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести навыки
исследовательской
деятельности,
трудолюбие,
ответственность
и
самостоятельность.
Занятия должны носить большей частью краеведческий характер.
Пристальное внимание юннатов следует направить на изучение и охрану
природы Краснодарского края. Формы и методы работы с детьми разнообразны.
Это наблюдения, занятия (простые и комплексные), экскурсии, игровые
обучающие ситуации с использованием игр, картинок.
22
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Аттестация по программе «Родничок» не проводится, так как она является
краткосрочной.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы работы: словесно-наглядный, вербальный, дедуктивный,
поисковый, кейс - метод, самостоятельная работа.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности форм и методов в процессе занятия. Все они должны
способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему
живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить интересы
учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести навыки
исследовательской
деятельности,
трудолюбие,
ответственность
и
самостоятельность.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема
программа
Вводное
занятие
Форма занятий
Мультимедийное
занятие,
практическая
работа в малых
группах,
игра.
Приемы и методы
организации
образовательного
процесса
Обсуждение
результатов
контроля,
использование
самооценки,
предоставление
информации
разными
способами
(таблицы,
презентации)
Дидактически
Форма
й материал
подведения
итогов
мультимедийн
ый материал,
дидактические
карточки
Рефлексия
содержания
учебного
материала,
тестирование.
23
Мультимедийное
занятие.
Практическая
работа.
Единство
природы
Лекция
Лекция
Развивающая
игра
Мультимедийное
занятие
Краски
лета
Итоговое
занятие
Викторина
Предоставление
информации
разными
способами;
стимулирование
учащихся к
формулированию
вопросов,
косвенное
воздействие на их
поведение
Предоставление
информации
разными
способами;
стимулирование
учащихся к
формулированию
вопросов,
косвенное
воздействие на их
поведение
Стимулирование
учащихся к
формированию
вопросов,
подробный анализ
результатов
мультимедийн
ый материал,
дидактические
карточки задания
Рефлексия
содержания
учебного
материала,
рефлексия
настроения.
мультимедийн
ый материал,
дидактические
карточки задания,
Рефлексия
содержания
учебного
материала,
рефлексия
настроения
мультимедийн
ый материал,
дидактические
карточки задания,
стикеры,
ватманы
Рефлексия
содержания
учебного
материала
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Технология индивидуализации обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Технология развивающего обучения.
Технология исследовательской деятельности.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
Игровые технологии.
24
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 этап
2 этап
3 этап
Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие
вопросы:
- Определить уровень выполнение поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом
из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- Какую помощь смогли принисть обществу и экологии?
- В зависимости от результатов, какую нужно произвести
коректировку в последующих учебных занятиях, какие новые
элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были
использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия:
- Определение условий проведения данного учебного занятия для
успешного поведения и реализации логики процесса обучения.
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание реализации обучающего и воспитательного
потенциала.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор
способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения
детьми материала занятия.
- Состовление плана обеспечение безапостности и здоровья
обучающихся.
Обеспечение содержания учебного занятия:
Самоподготовка
педагога:
подбор
информационного,
познавательного материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор,
изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала;
подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д.
25
Подготовительный
Блоки
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Основной
3
№
п\
п
Этап
учебного
занятия
1
Организацион
ный
2
Проверочный
Задачи этапа
Подготовка детей к
работе на занятии
Проверка усвоенности
материалов прошлого
занятия.
Установление
правильности и
осознанности
выполнения
идувидульных заданий
(если таковое было),
выявление пробелов и
их коррекция
Подготовител Обеспечение
ьный (подгото мотивации и принятие
вка к новому
детьми цели учебносодержанию) познавательной
деятельности
Выявление уровня
знаний о новой теме.
4
Усвоение
новых знаний
и способов
действий
5
Первичная
проверка
понимания
изученного
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания связей и
отношений в объекте
изучения
Установление
правильности и
осознанности усвоения
нового учебного
материала, выявление
Содержание
деятельности
Организация начала
занятия, создание
психологического
настроя на учебную
деятельность и
активизация внимания
Проверка усвоенности
знаний
предыдущего занятия.
Проверка
индивидуальных
заданий
Сообщение темы, цели
учебного занятия и
мотивация учебной
деятельности детей
(например,
эвристический вопрос,
познавательная задача,
проблемное задание
детям)
Определение уровня
знаний о новой теме.
Использование заданий
и вопросов, которые
активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение пробных
практических
заданий, которые
сочетаются с
объяснением
26
6
7
8
9
Обобщение и Формирование
систематизаци целостного
я знаний
представления знаний
по теме
Контрольный Выявление качества и
уровня овладения
знаниями,
самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий
Итоговый
Анализ и оценка
успешности
достижения цели,
определение
перспективы
последующей работы
Рефлексивный Мобилизация детей на
самооценку
Итоговый
10
ошибочных или
спорных представлений
и их коррекция
Закрепление
Обеспечение усвоения
новых знаний, новых знаний, способов
способов
действий и их
действий и их применения
применение
11
Информацион
ный
Обеспечение
понимания цели,
содержания
индивидуальных
заданий, логики
дальнейшего занятия и
соответствующих
правил или
обоснованием
Применение
тренировочных
упражнений, заданий,
экоакций, которые
выполняются
самостоятельно
детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование устного
(письменного) опроса,
а также заданий
различного уровня
сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского).
Проведение
самоанализа и
самокритики.
Педагог совместно с
детьми подводит итог
занятия
Самооценка детьми
своей
работоспособности, пс
ихологического
состояния, причин
некачественной
работы,
результативности
работы
Информация о
содержании и
конечном результате
домашнего задания,
инструктаж по
выполнению,
27
необходимой
подготовкой к нему.
определение места и
роли данного
задания в системе
последующих занятий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова М. Д. Птицы мира. Москва. 2006г.
2. Бабенко В. Г., Кузнецов А. А. Птицы Красной книги СССР.
Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж:
Издательство «Учитель», 2002 г.
. Большой атлас животных. Москва. АСТ. Астрель. 2001г.
. Брем. А. Атлас животных. Жизнь животных. 1-2 том. Москва. «АСТ», 2000г.
. Брем А. Жизнь животных. Звери. 1-2 том. Москва. «АСТ», 2000г.
. Брем А. Птицы. 1-2 том. Москва. «АСТ», 1999г.
8. Зверев А. Т. «Экологические игры». М.: Просвещение, 2001 г.
. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. Прага. «Артия». 1974г.
. Лазарева О. Н. Статья «Воспитание ценностного отношения к окружающему
миру у младших школьников». Журнал «Начальная школа», 2007г. №10.
Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». М.: ЦГЛ, 2003 г.
12. Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10
лет». Ярославль: -Академия развития, 2000 г.
. Руденко Т. А. Большая энциклопедия животных. Москва. «Олма-Пресс». 2000г.
. Тейлор Барбара. Атлас птиц. Москва. 1999 г.
28
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося __________________________________________
по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Родничок»,
педагог: Римма Александровна
на 2024-2025 учебный год
№ Раздел
Наименование мероприятий
1
Перечень пройденных тем:
Учебный план
1.
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
2
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4.____________________________________________
5.____________________________________________
3
«Творческие
_
Перечень тем:
проекты»
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3.
4._____________________
Перечень выполненных заданий:
1.
2.
3.
29
4.
4
Самостоятельная Перечень работ, выполненных
внепрограммногоматериала
работа
самостоятельно:
1.
2.
3.
5
"Профессиональ- Перечень мероприятий, проведенных учащимся
в
ная
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
ориентация"
начинающим детям, участие в творческих
мастерских:
1.
2.
3.
4.
6
Участие в
Перечень мероприятий:
мероприятиях
1.
2.
3.
4.
Достижения:
1.
2.
3.