МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА- КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Обучение игре на гитаре»
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 36 часов
Возрастная категория: 7 - 18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Мурко Андрей Геннадьевич,
педагог дополнительного образования
1
Славянск-на-Кубани, 2025
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от «01» апреля 2025 года
Протокол № 05
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 151 от 01 апреля 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Обучение игре на гитаре»
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
Возрастная категория: от 7 до 18 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0B496316F9B70654C355EE8426E0533B
Владелец: Слюсарева Елена Павловна
Действителен: с 19.04.2025 до 13.07.2026
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 77321
Автор-составитель: Мурко Андрей Геннадьевич,
педагог дополнительного образования
2
Славянск-на-Кубани, 2025
Содержание
I.
II
Комплекс основных характеристик образования: объем, 4
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
4
Цель и задачи программы
10
Содержание программы
11
Планируемые результаты
13
Комплекс организационно-педагогических условий,
15
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
15
Календарный план воспитательной работы
24
Условия реализации программы
26
Формы аттестации
27
Оценочные материалы
28
Методические материалы
28
Список литературы
31
Приложения
33
3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В большинстве своем дети тянутся к музыке. И особенно их привлекает
гитара – инструмент распространенный и доступный по цене и в освоении.
Объединение «Обучение игре на гитаре» открыто в связи со слабым
эстетическим развитием детей в общеобразовательных школах.
Шестиструнная гитара стала обязательным инструментом в
разнообразных эстрадных коллективах. Благодаря этому ее услышали и
полюбили широкие круги населения, и в первую очередь молодежь.
Как правило, научиться играть самостоятельно по самоучителю,
кончается неудачей. Данная программа ставит задачу в наиболее доступной
форме познакомить обучающихся с основами приема игры на шестиструнной
гитаре, включая звукоизвлечение и пальцами правой руки, и медиатором;
сообщить элементарные сведения из теории музыки, необходимые для
чтения нотной и буквенно-цифровой записи аккордов и для того, чтобы
самостоятельно построить и расшифровать любые аккорды.
В то же время в современном российском обществе возникает
проблема
профессионального
самоопределения.
Существует
востребованность на рынке труда музыкальных руководителей и педагогов в
ДОУ,
ОУ,
ДШИ,
К.С.
и
т.д.
Возникает
потребность
в
высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих
инициативой, организованностью и творческим потенциалом.
Формирование
личности
профессионала,
способной
к
самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач
современного образования. Профессиональное ориентирование необходимо
на всех этапах взросления, когда ребёнок знакомится с огромным миром
профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.
Нормативно-правовые основания для разработки программы.
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023года).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
4
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2030 года;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8.
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
9.
Концепция технологического развития на период до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 года № 1315р;
10.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» национального проекта «Образование»;
11. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (распоряжение правительства РФ от 23
января 2021 г. № 122-р);
12. План действий по реализации Основ государственной политики в
области экологического развития на период до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 23.12.2014 года № 2423);
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
14. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
16. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5
18. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
20. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
21. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
23. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
25. Письмо Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
6
общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны»29.09.2023№ АБ- 3935/06;
26. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
27. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
28. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
29.
Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
30. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
31. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
32. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
33. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
34. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
7
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
35.
Методические рекомендации по определению модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
36. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
37. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
38. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Данная
программа
«Обучение
игре
на
гитаре»
является
модифицированной, создана на основе дополнительных общеобразовательных
программ «Обучение игре на гитаре» педагога дополнительного образования
МБОУ ЦРТДиЮ Чумаченко А.А. и «Гитара» педагога дополнительного
образования Фельдберг А.В.ГБОУ города Москвы Зеленоградский дворец
творчества детей и молодёжи.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
разделу «Воспитание» и календарному плану воспитательной работы (Раздел
№ 2). Планом предполагается проведение мероприятий, направленных на
нравственное, эстетическое, трудовое, патриотическое и физическое
воспитание.
Комплекс ценностно-мотивационных установок реализуется также
благодаря профориентационной работе, предусмотренной содержанием
программы, что впоследствии, при переходе обучающихся на обучение по
другим программам, позволяет осуществить выбор приоритетных
профессиональных предпочтений и обеспечить прочность и полноценность
усвоения обучающимися музыкально-теоретических знаний и практически
умений.
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя
несколько аспектов.
8
Во-первых, это развитие творческих способностей, повышение
интереса к музыкальной культуре, что способствует формированию будущих
кадров в сфере экосистемы творческих индустрий.
Во-вторых, программа способствует развитию логического мышления,
креативности и умения работать в команде, что важно не только для
успешной карьеры в области музыкального творчества, но и для адаптации в
современном обществе.
Экономический эффект заключается в подготовке квалифицированных
специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные
технологии в экосистеме индустрий, что способствует повышению
конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Благодаря этому воспитывается новое общество, принося
значительный вклад для социально-экономического развития города
Славянска-на-Кубани, Славянского района и Краснодарского края в целом.
Уровень программы – ознакомительный.
Направленность данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы - художественная.
Актуальность программы заключается в том, согласно современным
тенденциям, в условиях модернизации и инновационного развития
российского общества одним из важнейших качеств является умение выбора
профессионального самоопределения ребёнка, готовность обучаться в течение
всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится
дополнительному образованию, которое является одним из определяющих
факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и
профессионального самоопределения.
Ориентация в огромном океане человеческих занятий является
важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Учитывая интерес детей к
занятиям музыкой, их индивидуальные способности, встала необходимость
профессионального ориентирования.
При значительном интересе детей и подростков к музыкальному
инструменту гитара, дети получают возможность хорошо овладеть
инструментом. Данная программа направлена на приобщение детей к музыке,
на предоставление возможности их музыкального развития.
Кроме того, обучение игре на гитаре способствует развитию мелкой
моторики, что ведет к равномерному развитию обеих полушарий головного
мозга. Это позволяет полнее раскрыть возможности детей и подростков в
других областях знаний. Раздельность функций рук способствует развитию
координации движений, развивает способность детей видеть, решать
одновременно несколько задач (чтение с листа), способствует развитию
абстрактного мышления.
Новизна программы заключается в том, что она соответствует
тенденциям развития современной музыки. В связи с тем, что в программе
9
используется дидактический материал наших дней, это даёт возможность быть
актуальной в современных условиях и удовлетворять вкус и эстетическую
потребность подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность программы в том, что специфика
предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание, избранные
методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно решать
поставленные задачи. Обучающиеся получают дополнительные возможности
самоутверждения и самореализации, в том числе через их участие в
концертной деятельности; немаловажным также является эмоциональное
благополучие успешно осваивающих шестиструнную гитару.
Успех работы по данной программе определяется также качеством
репертуара, который способствует воспитанию у учащихся хорошего вкуса,
стимулировать интерес к искусству. При составлении репертуара
руководством стали следующие принципы:
художественная ценность содержания репертуара;
доступность произведений для исполнения данным инструментом
систематическая последовательность репертуара от простого к
сложному;
разнообразие репертуара по жанрам, стилям, форме, характеру.
Отличительная особенность программы. Отличительная особенность
данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том,
что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми
актами и государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ. В основе
построения программы лежит концентрический принцип, который
заключается в постепенном изучении, закреплении и совершенствовании
приобретённых ранее знаний, навыков и умений с учётом возраста, пола. А
также отличительная особенность программы заключается в возможности
обучения более широкого круга детей, с разными музыкальными данными и
способностями. Сокращен срок обучения.
Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации
данной дополнительной образовательной программы - 7-18 лет без
ограничений по гендерным признакам. Возрастные, психофизиологические
особенности детей, базисные знания, умения и навыки соответствуют данному
виду деятельности. Программа занятий составлена в соответствии с
возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков.
Характерная особенность – ярко выраженная эмоциональность
восприятия. Они быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти
конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения,
описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее
эмоциональный отклик, на что и следует обратить внимание при разработке
календарно-учебных графиков.
10
В группах могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учётом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
а также часто болеющих детей (пропуски занятий) по программе планируется
по форме (Приложение №1).
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки. Главное условие – добровольная
основа: инициатива самого ребенка или его родителей, личное заявление
совершеннолетнего лица или родителя (законного представителя). Программа
не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на
детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться
играть на шестиструнной гитаре.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://p23.навигатор. дети/. Набор производится на добровольной основе по
интересам и способностям, и учащиеся распределяются по группам только в
зависимости от смены обучения в школе, учитывая пожелание ребенка. В
объединение могут быть в течение учебного года зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование с
целью выявления уровня готовности и индивидуальных особенностей
(первичных умений и навыков). По необходимости, при наличии вакантных
мест, можно проводить дополнительный набор в объединение.
Основание для отчисления: нарушение учебной дисциплины,
систематические пропуски занятий без уважительной причины, переезд
семьи на новое место жительства, потеря интереса.
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется путем
выявления наличия слуха, чувства ритма, а также тестирования на наличие
музыкальных способностей, также проводится собеседование с родителями и
ребенком.
Состав группы: Группа может сформироваться как разновозрастная,
так и одновозрастная. Учащиеся распределяются по группам только в
зависимости от смены обучения в школе и учитывая пожелание ребенка
При первоначальном приеме в объединение обучающихся можно
разделить условно на три категории: без предварительной подготовки;
11
первоначальный; с предварительной подготовкой. Учебный план предполагает
учет индивидуальных возможностей ребенка, его возрастных и
психологических особенностей. Для детей с недостаточным развитием
музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные
программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными
данными.
Допускается зачисление на обучение по данной программе
ознакомительного уровня детей старше 16 лет (возраста, определенного
требованиями к программам ознакомительного уровня), успешно прошедших
обучение по программе данной направленности ознакомительного уровня в
данном учреждении или не обучающиеся ранее, но успешно, прошедших
собеседование, тестирование и проявивших наличие специализированных
знаний и первоначальных навыков по профилю объединения, также
проявивших определенные способности, также учащиеся, прошедшие
обучение в учреждениях тематически близким к данной.
В течение учебного года в объединение могут быть зачислены дети, не
занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование,
прослушивание с целью выявления уровня готовности и индивидуальных
особенностей. При наличии вакантного места можно проводить
дополнительный набор в объединение.
Количество обучающихся в группе.
Численность - от 8 до 12 человек (занятия проводятся индивидуально).
Объём и сроки реализации, формы обучения, режим занятий,
особенности организации образовательного процесса.
Срок реализации: 1 год обучения
Образовательная программа рассчитана на 36 часов в год, 1 час в неделю,
где 1 академический час – 30 мин.
Формы обучения: очная с применением дистанционных технологий и
электронного обучения. Для повышения качества образования, его
доступности,
вовлечения
максимального
количества
учащихся,
проживающих в отдаленных территориях муниципалитета, любой
тематический раздел программы может реализовываться с использованием
дистанционных технологий, возможно проведение дистанционных занятий
через Интернет (VKМессенджер и Сферум). В условиях удалённого обучения
используются (дистанционные образовательные технологии), кейстехнологии (электронное обучение): - пересылка учебных материалов
(текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по телекоммуникационным
каналам (электронная почта); - самообучение, реализуемое при помощи
использования образовательных ресурсов, при этом контакты с другими
участниками образовательного процесса минимальны; - видео-занятия; - чат
(онлайн консультации); - онлайн практические задания; - индивидуальные
консультации; - дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и
навыков.
12
Учитывая специфику программы, при реализации дистанционных
технологий обучения целесообразно использовать смешанный тип занятий,
включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового
учебного материала используются online занятия. Offline – учащиеся
отрабатывают элементы и присылают отчет по усвоению материала. Online –
занятия по отработке типичных ошибок в выполнении элементов (после
анализа педагогом информации о проделанной самостоятельно работе
учащихся).
В организации дистанционного обучения по программе используются
сервис WatsUp.
В мессенджере с начала обучения создается группа, через которую
ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой учащиеся
получают теоретическую информацию, демонстрируются способы
изготовления изделия. Получение обратной связи организовывается в
формате присылаемых в электронном виде фотографий готовых изделий,
видео и промежуточных результатов работы.
В
программе
предусмотрено
участие
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями
здоровья (с сохранным интеллектом); талантливых (одарённых,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дети с ОВЗ принимаются после собеседования с родителем (законным
представителем). Собеседование проводится с целью установления уровня
трудностей у ребёнка и выстраивания индивидуального образовательного
маршрута или рекомендации родителям обучаться по более подходящей
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе или в
другой образовательной организации с более подходящими условиями для
данной нозологии и уровня трудностей у ребёнка.
Режим работы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, где час – 30 минут.
Формы организации деятельности учащихся на занятии.
Занятия проводятся индивидуально с каждым учащимся в соответствии
с календарным учебным графиком и только при изучении основ ансамблевой
игры на гитаре обучающиеся могут объединяться в малые группы (подгруппы)
из 2–х человек, сформированных по уровню общемузыкальной
подготовленности.
Особенности организации образовательного процесса.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной
работы. Основной формой образовательного процесса является занятие,
которое, включает в себя часы теории и практики и строится на основе
индивидуального подхода к ребенку и предполагает взаимодействие между
13
преподавателем и обучающимися. Другие формы работы: концертная
деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
В период
каникул занятия
могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов ансамбля, так и
открытые.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель реализации дополнительной образовательной программы:
создание условий для обучения осмысленной игре на гитаре через реализацию
музыкальные способностей, содействуя личностному развитию обучающихся.
Задачи:
Предметные (образовательные):
•
обучение основным техническим приёмам, навыкам игры на
гитаре;
•
обучение приёмам создания музыкального образа;
•
формирование умения свободного чтения с листа и игры нотной
партитуры;
•
изучение различных видов и жанров музыки;
•
изучение основ музыкальной выразительности;
•
изучение основ теории музыкального языка;
•
обучение навыкам гармоничного подбора и импровизации на
инструменте;
•
обучение анализу исполнения музыкальных произведений;
•
обучить основам ансамблевой игры.
Метапредметные:
развить музыкальные способности, творческое начало (слух, ритм,
память, пальцевую моторику, координация движений);
развить потребности учащихся в самовыражении через игру на
гитаре;
развить музыкальный вкус, образное восприятие музыки;
развить гармонический и мелодический слух;
развить навыки сценического поведения и исполнительства;
развить интеллект, память, аналитические способности.
Личностные:
формировать чувства ответственности, коммуникабельности,
самоконтроль и самооценку;
формировать аналитическое отношение к исполнительству, как
своему, так и других;
формировать способности к самостоятельной работе над
музыкальными произведениями, анализу музыки;
14
формировать личностные качества человека: воля, трудолюбие,
выдержка и др.;
формировать заинтересованность в совершенствовании своего
музыкального образования.
формирование творческих качеств и позитивных установок к
различным профессиям, связанными с музыкой.
№
п
/
п
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Название
Количество часов
раздела, темы
Всего Теория Практика
1. Вводное
занятие.
2. Основы
музыкальной
грамоты.
3. Упражнения,
гаммы, аккорды,
этюды
4. Работа над
художественны
ми
произведениями
5. Концертные
выступления
6. Итоговое занятие
Итого
Форма
контроля
1
1
-
3
1
2
11
3
8
Педагогическое
наблюдение
14
3
11
6
-
6
Индивидуальное
прослушивание,
групповое
прослушивание
Педагогическое
наблюдение.
Творческий отчет
1
36
8
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
28
Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. Беседа о целях и задачах объединения.
Знакомство с инструментом. Начальные лекции-беседы о музыке с
иллюстрацией излагаемого материала небольшими и несложными по форме
вокальными инструментальными произведениями. Гигиена труда. Беседа о
правильной освещенности рабочего места. Беседа о чистоте рук и значении
внешнего вида. Техника безопасности. Правила по ТБ в кабинете. Охрана
здоровья. Беседа о правильной освещенности рабочего места,
продолжительности занятий. Посадка учащегося и положение инструмента.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
15
2.
Основы музыкальной грамоты.
Теория: гриф гитары (диапазон основных звуков, употребляемых на
гитаре); понятие о нотном стане, скрипичном и басовом ключах; Нотная
запись музыки. Изучение знаков альтерации (случайные и ключевые),
написание пауз. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар); длительности нот
(целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая). Музыкальный звук.
Практика: написание нотных знаков; определение места расположения
нот на нотоносце; длительности нот. Изучение нотной грамоты с
применением простейших упражнений, чтение с листа небольших
произведений. воспроизведение голосом музыкальных звуков различной
высоты. Воспроизведение голосом простых мелодических интервалов.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
3.
Упражнения, гаммы, аккорды, этюды
Теория: техника исполнения гамм, аккордов, этюдов. Понятие о
мажорных и минорных гаммах в две октавы,
Практика: Работа над техникой исполнения. Игра Мажорных и
минорных двухоктавных гамм, исполнение аккордов в разных темпах,
ритмических фигурациях, различными штрихами; Выполнение 8-10 этюдов,
5 пьес в соответствии с репертуарным планом.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
4.
Работа над художественными произведениями
Теория: краткие сведения о композиторе разучиваемого произведения;
Знакомство с художественными и техническими возможностями. Различные
способы звукоизвлечения (стаккато, легато, глиссандо, тремоло, флажолет).
Характер произведений; образное содержание музыки; беседы о характере
музыки, исторических сведений о ней; понятия средств музыкальной
выразительности, музыкального образа. Анализ приемов нюансировки и
сценических движений для создания образа в произведениях;
Практика: Работа над техникой исполнения различных способов
звукоизвлечения. Разбор и разучивание произведений; Работа над
музыкальным образом. Разбор и разучивание произведений; работа в
ансамбле; музыкальное исполнение произведений, игра наизусть.
Форма контроля: индивидуальный прослушивание, групповое
прослушивание звукоизвлечения (стаккато, легато, глиссандо, тремоло,
флажолет).
5.
Концертные выступления.
Практика: Участие в учебных концертах, концертах для родителей,
открытых занятиях для родителей, массовых праздниках и мероприятиях,
конкурсах, фестивалях, акциях. Исполнение музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
6.
Итоговое занятие.
16
Практика:
Диагностика
усвоения
программного
материала,
возможностей детей. Открытое занятие для родителей.
Форма контроля: творческий отчет.
Примечание: количество теоретических и практических часов может
варьироваться в зависимости от общемузыкальной подготовленности
обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные (образовательные) результаты обучения:
•
обучены основным техническим приёмам, навыкам игры на
гитаре;
•
обучены приёмам создания музыкального образа;
•
сформированы умения свободного чтения с листа и игры нотной
партитуры;
•
изучены различные виды и жанры музыки;
•
изучены основы музыкальной выразительности;
•
изучены основы теории музыкального языка;
•
обучены навыкам гармоничного подбора и импровизации на
инструменте;
•
обучены анализу исполнения музыкальных произведений;
•
обучены основам ансамблевой игры.
Метапредметные:
развиты музыкальные способности, творческое начало (слух,
ритм, память, пальцевую моторику, координация движений);
развита потребность учащихся в самовыражении через игру на
гитаре;
развит музыкальный вкус, образное восприятие музыки
развит гармонический и мелодический слух;
развиты навыки сценического поведения и исполнительства;
развит интеллект, память, аналитические способности.
Личностные:
сформированы чувства ответственности, коммуникабельности,
самоконтроль и самооценку;
сформировано аналитическое отношение к исполнительству, как
своему, так и других;
сформированы способности к самостоятельной работе над
музыкальными произведениями, анализу музыки;
сформированы личностные качества человека: воля, трудолюбие,
выдержка и др.;
сформирована заинтересованность в совершенствовании
своего музыкального образования.
сформированы творческие качества и позитивные установки к
различным профессиям, связанными с музыкой.
17
18
1.
Факт
Дата
План
N
N
Тема
занятия
Кол-во
часов
РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе «Обучение игре на гитаре»
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми.
Беседа о целях и задачах
объединения.
Знакомство
с
инструментом.
Начальные
лекции-беседы о музыке с
иллюстрацией
излагаемого
материала
небольшими
и
несложными
по
форме
вокальными инструментальными
произведениями. Гигиена труда.
Беседа
о
правильной
освещенности рабочего места.
Беседа о чистоте рук и значении
внешнего
вида.
Техника
безопасности. Правила по ТБ в
кабинете.
Охрана здоровья.
Беседа
о
правильной
освещенности рабочего места,
продолжительности
занятий.
Посадка учащегося и положение
1
1
Форма
занятия
Место
проведения
ОРТ
«Жар-птица»
Время
проведения
Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
.
Беседа
19
инструмента.
2.
3.
4.
Основы музыкальной грамоты
Теория: гриф гитары (диапазон
основных звуков, употребляемых
на гитаре); понятие о нотном
стане, скрипичном и басовом
ключах; Нотная запись музыки.
Практика: написание нотных
знаков;
определение
места
расположения нот на нотоносце;
длительности нот.
Теория:
Изучение
знаков
альтерации
(случайные
и
ключевые), написание пауз. знаки
альтерации (диез, бемоль, бекар);
Практика:
изучение нотной
грамоты
с
применением
простейших упражнений, чтение
с листа небольших произведений.
Теория: длительности нот (целая,
половина, четверть, восьмая,
шестнадцатая);
Музыкальный звук:
Практика:
воспроизведение
голосом музыкальных звуков
различной
высоты;
воспроизведение
голосом
3
1
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
комбинированная
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
1
комбинированная
1
ОРТ
«Жар-птица»
Педагогическое
наблюдение
20
5.
6.
7.
8.
9.
простых
мелодических
интервалов.
Упражнения, гаммы, аккорды, этюды
Теория: Понятие о мажорных и
минорных гаммах в две октавы.
Техника
исполнения
гамм,
аккордов
Практика: Работа над техникой
исполнения.
Теория: техника исполнения
мажорных
и
минорных
двухоктавных гамм. Практика:
Работа над техникой исполнения.
Теория: техника исполнения
мажорных
и
минорных
двухоктавных гамм, аккордов.
Практика: Работа над техникой
исполнения. Игра Мажорных и
минорных двухоктавных гамм,
исполнение аккордов.
Теория: техника исполнение
аккордов в разных темпах,
ритмических
фигурациях,
различными штрихами;
Практика: Выполнение этюдов.
Теория: техника исполнение
аккордов в разных темпах,
ритмических
фигурациях,
11
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
1
1
1
1
1
21
10.
11.
12.
13.
различными
штрихами;
Практика: Выполнение этюдов.
Теория: техника исполнение
аккордов в разных темпах,
ритмических
фигурациях,
различными
штрихами;
Практика: Выполнение этюдов.
Теория: техника исполнение
аккордов в разных темпах,
ритмических
фигурациях,
различными
штрихами;
Практика: исполнение пьес в
соответствии с репертуарным
планом.
Теория: техника исполнение
аккордов в разных темпах,
ритмических
фигурациях,
различными
штрихами;
Практика: исполнение пьес в
соответствии с репертуарным
планом.
Теория: техника исполнение
аккордов в разных темпах,
ритмических
фигурациях,
различными
штрихами;
Практика: исполнение пьес в
соответствии с репертуарным
планом.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
1
1
1
1
22
14.
Теория: техника исполнение
аккордов в разных темпах,
ритмических
фигурациях,
различными
штрихами;
Практика: исполнение пьес в
соответствии с репертуарным
планом.
15.
Теория: техника исполнение
аккордов в разных темпах,
ритмических
фигурациях,
различными
штрихами;
Практика: исполнение пьес в
соответствии с репертуарным
планом.
Работа над художественными
произведениями
16.
Теория: краткие сведения о
композиторе
разучиваемого
произведения.
Знакомство
с
художественными
и
техническими
возможностями.
Различные
способы
звукоизвлечения
(стаккато,
легато,
глиссандо,
тремоло,
флажолет).
Практика: Работа над техникой
исполнения различных способов
звукоизвлечения.
Разбор
и
1
1
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
комбинированная
комбинированная
14
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуально
е
прослушивание
1
23
17.
18.
19.
20.
разучивание произведений;
Теория: характер произведений;
образное содержание музыки;
Освоение различных способов
звукоизвлечения
(стаккато,
легато,
глиссандо,
тремоло,
флажолет).
Практика: Работа над техникой
исполнения различных способов
звукоизвлечения
(стаккато,
легато,
глиссандо,
тремоло,
флажолет).
Теория: беседы о характере
музыки, исторических сведений о
ней;
понятия
средств
музыкальной выразительности.
музыкального образа.
Практика:
Работа
над
музыкальным образом.
Теория:
анализ
приемов
нюансировки и сценических
движений для создания образа в
произведениях;
Практика: разбор и разучивание
произведений;
Практика: разбор и разучивание
произведений; работа в ансамбле;
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
комбинированная
ОРТ
«Жар-птица»
1
1
1
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
индивидуальное
прослушивание,
групповое
24
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Практика:
исполнение
наизусть.
Практика:
исполнение
наизусть.
Практика:
исполнение
наизусть.
Практика:
исполнение
наизусть.
Практика:
исполнение
наизусть.
Практика:
исполнение
наизусть.
Практика:
исполнение
наизусть.
Практика:
исполнение
наизусть.
Практика:
исполнение
наизусть.
музыкальное
произведений, игра
музыкальное
произведений, игра
музыкальное
произведений, игра
музыкальное
произведений, игра
музыкальное
произведений, игра
музыкальное
произведений, игра
музыкальное
произведений, игра
музыкальное
произведений, игра
музыкальное
произведений, игра
ОРТ
«Жар-птица»
прослушивание
индивидуальное
прослушивание
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
1
Практическая
работа
ОРТ
«Жар-птица»
индивидуальное
прослушивание
индивидуальное
прослушивание
25
30.
31.
32.
33.
Концертные выступления
Участие в учебных концертах,
концертах
для
родителей,
открытых
занятиях
для
родителей, массовых праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах,
фестивалях, акциях. Исполнение
музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Участие в учебных концертах,
концертах
для
родителей,
открытых
занятиях
для
родителей, массовых праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах,
фестивалях, акциях. Исполнение
музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Участие в учебных концертах,
концертах
для
родителей,
открытых
занятиях
для
родителей, массовых праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах,
фестивалях, акциях. Исполнение
музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Участие в учебных концертах,
концертах
для
родителей,
открытых
занятиях
для
6
1
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
концерт
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
концерт
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
концерт
1
1
1
концерт
26
34.
35.
36.
ИТОГО
родителей, массовых праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах,
фестивалях, акциях. Исполнение
музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Участие в учебных концертах,
концертах
для
родителей,
открытых
занятиях
для
родителей, массовых праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах,
фестивалях, акциях. Исполнение
музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Участие в учебных концертах,
концертах
для
родителей,
открытых
занятиях
для
родителей, массовых праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах,
фестивалях, акциях. Исполнение
музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Итоговое занятие
Диагностика
усвоения
программного
материала,
возможностей детей. Открытое
занятие для родителей.
концерт
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
концерт
ОРТ
«Жар-птица»
педагогическое
наблюдение.
1
1
1
1
праздник
ОРТ
«Жар-птица»
Творческий
отчет
36
27
28
Раздел «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания учащихся
Целью воспитания по данной программе является создание условий
для формирования активной жизнедеятельности обучающихся, гражданского
самоопределения, развития творческих способностей и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в культурном и нравственном
развитии на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п.2)
Задачами
воспитания
по
программе
являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций культуры; организация общения между ними на содержательной
основе
целевых
ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным
нравственным позициям и этике поведения в коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных
знаний, организация ответственного поведения детей, создание, поддержка и
развитие среды воспитания, условий физической безопасности, комфорта.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии,
традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей),
развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и
поддержку, особенно нуждающихся в помощи;
- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшему
поколению;
- воспитание уважения к культуре народов России, мировому искусству;
- развитие творческого самовыражения, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного
пространства.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей и подростков, создания и
поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности,
29
формирование межличностных отношений на основе российских
традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных
занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы
является организация их взаимодействий в процессе обучения, в подготовке
и проведении календарных праздников (с возможным участием родителей
(законных представителей). В воспитательной деятельности с детьми и
подростками по программе используются такие методы воспитания, как:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение);
- метод положительного примера (педагогов, других взрослых и самих детей);
-метод упражнений (тренировок);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учетом преимущественного права на воспитание детей их
родителями);
- метод стимулирования (поощрения);
- метод переключения в деятельности;
- метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- метод воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных площадках, мероприятиях.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы и опросы родителей) и после ее завершения (промежуточная
аттестация и аттестация по итогам освоения программы).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребенка, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы
30
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание
2
Нравственное
воспитание
3
Трудовое
воспитание
4
Эстетическое
Наименование
мероприятия
Срок
выполнения
Ответственный
исполнитель
Тематические беседы и
акция, посвященные Дню
образования
Краснодарского края
Тематические беседы в
объединениях,
посвященные
Дню народного единства
Акция «Посылка солдату»
Танцевальные постановки
патриотического характера
сентябрь
Педагог д/о
ноябрь
Педагог д/о
февраль
Февраль-май
Педагог д/о
Педагог д/о
Концертные номера,
связанные с духовным
развитием («Рождество
Христово», «день матери»,
«день защитника
Отечества»)
Ноябрьфевраль
Педагог д/о
Уборка кабинетов
сентябрь
Педагог д/о
Ремонт костюмов
Оформление зала к
новогодним утренникам
Сентябрь-май
декабрь
Педагог д/о
Педагог д/о
Участие в тематических
Сентябрь-май
Педагог д/о
Планируемый результат
Примечание
Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике,
законам Российской Федерации,
русскому и родному языку,
народным традициям, старшему
поколению. Получение знаний и
представлений о государственном
устройстве и социальной структуре
российского общества, наиболее
значимых
страницах
истории
страны.
Формирование представлений о
моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения к труду и творчеству,
трудовым достижениям России и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета нравственных основ
труда.
Воспитание
ценностного
31
5
воспитание
мероприятиях( концертная
деятельность)
Физическое
воспитание
Акция «Курить здоровью
вредить!», посвященная
Всемирному дню отказа от
курения
Акция : «Мы выбираем
жизнь!»
Комплекс физических
упражнений в рамках
занятий на укрепление
физического здоровья!»
ноябрь
Педагог д/о
март
Педагог д/о
Сентябрь-май
Педагог д/о
отношения
к
прекрасному,
формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях;
умения
видеть
красоту
в
окружающем мире, в поведении,
поступках людей; представления
об эстетических и художественных
ценностях
отечественной
культуры;
формирование
потребности и умения выражать
себя
в
доступных
видах
творчества;
мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве
образовательного учреждения и
семьи.
Формирование
ценностного
отношения к здоровью и
здоровому
образу
жизни;
представления
о
роли
физической культуры и спорта
для здоровья человека, его
образования,
труда
и
творчества; знания о возможном
негативном
влиянии
компьютерных
игр,
телевидения,
рекламы
на
здоровье человека.
32
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет занятий;
Стулья.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
•
Музыкальный инструмент: гитара.
•
Подставка для ног.
•
Пюпитр.
•
Доска с нотным станом.
•
Аудиотехника для прослушивания записей и материалов.
•
Компьютер для просмотра видеоматериалов.
•
Каждый ребенок на занятиях должен иметь гитару, нотную
тетрадь
Наглядные пособия:
•
комплект портретов русских композиторов;
•
комплект портретов зарубежных композиторов;
•
комплект портретов выдающихся исполнителей – гитаристов.
•
фонд музыкальных материалов известных музыкантов;
Дидактические материалы:
•
библиотека специальной и психолого-педагогической литературы;
•
памятки;
•
наглядные пособия;
•
таблицы
•
рекомендации;
Фонотека:
•
аудиозаписи музыкальных произведений;
•
аудиозаписи инструментальной (в том числе гитарной)
музыки;
•
нотная библиотека.
Информационное обеспечение.
Интернет-ресурсы:
http://guitarcollege32.ru/gitarnyj-blog/195-s-kakogo-vozrastamozhno-uchit-rebenka-igre-na-gitare - «С какого возраста можно учить ребенка
игре на гитаре?»;
http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/article-24751obuchenie-detey-igre-na-gitare-kogda-luchshe-nachinat/ - «Обучение детей игре
на гитаре: когда лучше начинать?»
Кадровые условия реализации программы
Данную программу может реализовать руководитель, имеющий
педагогическое профильное образование, владеющий навыками игры на
гитаре.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
33
Методы диагностики.
Эффективность образовательный программы осуществляется на
основании следующего индивидуального и группового контроля и
подведения итогов: тестирование, беседы, анализа работы и творческой
деятельности обучающихся; педагогическое наблюдение, контрольного
прослушивания, обсуждения, поурочный контроль, самостоятельной работы,
результативности участия в концертных программах, конкурсах; итогового
контроля.
п.п.
№
Этапы педагогического контроля
1.
Сроки
контроля
Первое полугодие
2.
Второе полугодие
Какие знания, умения
Форма
и навыки контролируются
контроля
Аккордовая техника, умение
* Самостоятельная
играть арпеджио на ¾ и 4/4
практическая работа
* Классный концерт
Исполнение простых пьес
* Самостоятельная
практическая работа.
* Отчетный концерт
(Творческий отчет)
Формирование оценочной деятельности у детей в объединении
происходит по двум направлениям: через изучение творчества
профессионалов, сравнение личных музыкальных достижений с их
творчеством;
и в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие,
то есть по динамике их развития.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: праздники, итоговые творческие концерты по окончании
учебного года.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном
этапе реализации дополнительной общеобразовательной программы
производится посредством «Карточки учета результатов обучения.
(Приложение № 2).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности обучения являются: стабильность и
работоспособность в течение учебного процесса, исполнительское
мастерство учащихся, а также результаты участия ансамбля и отдельных
учащихся в конкурсах, фестивалях, концертах и прослушиваниях к ним.
Протокол промежуточной аттестации /аттестации по итогам
учебного года по ДООП обучающихся «Обучение игре на гитаре»
34
№ ФИ
О
обучающег
ося
1.
.
5
Разделы программы (темы),
форма аттестации
Основы
музыкальной
грамоты.
н - низкий
уровень
с - средний
уровень
в - высокий
уровень
1
.
Упражнения,
гаммы, аккорды,
этюды
нсв-
Средни
й
балл
обучающегося
Работа над
художественным
и
произведениями
ннссвв-
1
Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащимися планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую деятельность. Оценивается достижения
творческого характера посредством «Диагностической таблицы учёта
участия обучающихся по программе «Обучение игре на гитаре» в конкурсах.
Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Обучение игре на гитаре» в конкурсах
Фамилия,
имя ребёнка
Дата
Названи
Название
е конкурса
номера
Результат
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы проведения занятий.
По источнику знаний – это словесные, наглядные и практические
методы:
•
словесный - беседа о музыкальных направлениях, рассказ о
выдающихся исполнителях-гитаристах и т.д., объяснения принципов и
способов исполнения на шестиструнной гитаре, анализ музыкальных
произведений и собственного исполнения музыкального произведения;
•
наглядный – наблюдение, показ педагогом приемов игры на
гитаре; показ иллюстраций, видеоматериалов;
•
практический – ведущий метод - тренировочные упражнения,
посредством которых формируются необходимые умения и навыки.
Ни один из перечисленных методов не используется изолированно: так,
например, объяснения педагога сопровождаются показом приемов
исполнения, а практическая работа с инструментом - пояснениями и
комментариями педагога.
35
них;
Основная форма обучения – учебные занятия.
Дополнительными формами проведения занятий являются:
репетиции к подготовке выступлений;
концертные выступления различного уровня;
посещение детских музыкальных конкурсов и фестивалей и участие в
творческие встречи с различными детскими коллективами;
посещение концертов, театров с последующим обсуждением.
В виду того, что возрастной диапазон обучающихся большой, педагог к
каждой категории подбирает определенный подход к обучению.
Обучение детей игре на гитаре детей от 7 до 9 лет.
В связи с тем, что мышцы пальцев рук в этом возрасте еще
недостаточно развиты, они пока находятся в процессе укрепления, развития,
важно, чтобы в этом возрасте обучение детей игре на гитаре происходило
плавно, без перегрузок организма. Педагогом подбирает для изучения такой
музыкальный материал, который в этом возрасте ребенок будет хорошо
воспринимать, которая ему интересна. Все остальное он будет игнорировать,
как ненужное. Заставить или уговорить ребенка в таком возрасте делать то,
что ему не интересно – невозможно.
Обучение детей игре на гитаре детей и подростков от 10 до 13 лет.
С этого возраста начинается следующая возрастная категория. В 10 лет
у ребенка уже достаточно развита мускулатура пальцев, рук. Также к этому
возрасту у ребенка уже сформирован определенный музыкальный вкус, он
уже развит эмоционально. Самое важное, что в этом возрасте дети могут
воспринимать достаточно сложную интеллектуальную информацию.
Ребенок и подросток в этот период развивается достаточно быстро,
поэтому достаточно стремительно идет и процесс обучения детей игре на
гитаре.
Обучение детей игре на гитаре с 13 до 18 лет.
У подростка начинается «переходный возраст». С точки зрения
педагогики этот возраст считают очень продуктивным. Сейчас успехи
музыкальных занятий будут зависеть от степени доверия между педагогом и
учащимся. Задача педагога во время занятий с подростками – это направлять
музыкальное развитие, не мешая ему. И уже под это подкладывать
действительно профессиональные музыкальные навыки игры на гитаре.
Образовательные технологии, используемы при реализации
программы.
Технология игрового обучения. На занятиях по данной программе
применяется игровая технология. Игра помогает развивать способности
детей, так как погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у
него все получается). танца. В плане обучения используются творческие
игры. Например, «минус один». На пленку записывается ранее разученное
ансамблем произведение в нескольких вариантах: первый - без партии соло36
гитары, второй без органа и т. д. Надо дополнить недостающее звучание в
ансамбле своей игрой, пытаясь импровизировать.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности педагогу. Использование компьютера позволяет сделать
процесс
обучения
мобильным,
строго
дифференцированным
и
индивидуальным.
Применение компьютера позволяет: накапливать и хранить
музыкальные файлы; менять темп, звуковысотность музыкального
произведения; хранить фото- и видеоматериалы коллектива. Активно
использовать доступ в глобальную сеть Интернет; эффективно осуществлять
поиск и переработку информации (поиск специальной литературы и
необходимой информации); пользоваться почтовыми услугами Интернета;
создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.);
Актуально и применение дистанционных образовательных технологий,
реализуемых
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии
реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, через
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
(создание ситуации успеха для каждого ребёнка, оказание ему
педагогической поддержки)
Для сохранения физического здоровья особое внимание уделяется
обучению правилам техники безопасности и их соблюдению в процессе
освоения новых инструментов и при выполнении определенных приемов
игры на них, во время репетиций и концертных выступлений.
Для сохранения психического здоровья занятия проводятся в светлом,
хорошо проветриваемом помещении, чередуются различные виды учебной
деятельности. Не допускаются психологические перегрузки, состояния
усталости, переутомления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
48с.
Литература для педагога
1.
Гитман А.Ф. Концерт в ДМШ /вып. 1,2,3/. - М.: Музыка, 2006. –
2.
Джулиани М. /сост. Хейнце Б., Лейпциг/ 24 легких этюдов для
гитары. - М.: Музыка, 1977. – 29с.
3.
Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. - М.:
Музыка, 1947. – 68с.
37
4.
Каргина
З.А.
«Практическое
пособие
для
педагога
дополнительного образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.
5.
Катанский А., Катанский В. «Школа игры на шестиструнной
гитаре», М.2003 г.
6.
«Пьесы для 6-ти струнной гитары» /сост. Виницкий А./. - М.:
Музыка, 2005. – 94с.Сор. Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары /ред.
Сеговии А/. - М.: ГИД, 2000. - 37с.
7.
Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.
8.
Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары,
/сост. Ларичев Е./. - М.: Музыка, 1983. – 76с.
9.
«Хрестоматия для шестиструнной гитары», вып. 1,2,3; /сост.
Вещинский А./. - М.: Музыка, 2005. – 109с.
Литература для детей
1.
Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.:
Музыка, 2004. – 184 с.
2.
Виницкий А. В. Джазовый альбом, вып.1,2. - М.: Престо, 2004. –
52 с.
3.
Гитман А. Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М.:
Музыка, 2005. – 72 с.
4.
Гитман А.Ф. Донотный период в начальном обучении гитаристов.
- М.: Музыка,2003- 62с.
5.
Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1970. - 97 с.
6.
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка,
1990. – 152 с.
7.
Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М.:
Тоника, 2002. - 159с.
8.
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Советский
композитор, 1984. - 189 с.
38
Приложение №1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
___________________________________________
педагог: _________________________
на____________________учебный год
№
1.
Раздел
Учебный план
Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
2.
«Творческие
проекты»
Перечень тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
3.
Самостоятельная
работа
Перечень работ, выполненных вне программного
материала самостоятельно:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
4.
Профессиональная
ориентация
Перечень мероприятий, проведённых учащимся в
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
39
начинающим детям, участие в творческих мастерских:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.
Участие в
мероприятиях
Перечень мероприятий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Достижения:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
40
Приложение № 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Обучение игре на гитаре»
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по
заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N
Ф.И. воспитанника,
возраст
Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики
2 полугодие
Педагогическое наблюдение,
тестирование,
1 полугодие
2 полугодие
Собеседование
(индивидуальное и
групповое)
Практические умения и
навыки
1 полугодие
2 полугодие
Контрольное задание,
концертная деятельность
Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие
Педагогическое наблюдение
Творческие навыки
1 полугодие
2 полугодие
Педагогическое наблюдение
ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
41
N
N
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Ф.И.
воспитанн
ика
Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебноисследоват
ельскую
работу
1
2
1
2
Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1
2
1
2
1
2
Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1
2
1
2
1
Методы диагностики
2
Педагогическое наблюдение
42
Приложение № 3
Творческий репертуар к программе «Обучение игре на гитаре»
1. Русская народная песня «Василек».
2. Русская народная песня «Под горкой».
3. Русская народная песня «Во кузнице».
4. Русская народная песня «Коробейники».
5. Русская народная песня «Во поле береза».
6. В. Калинин «Этюд».
7. Л. Иванова «Полька».
8. М. Каркасси «Прелюдия».
9. В. Калинин «Голубь сизый».
10. В. Козлов «Маленькая арфистка».
11. К. Мудрик «Танго».
12. М. Красев «Елочка».
13. В. Калинин «Маленький испанец».
14. Ю. Зырянов «Буги – Вуги».
15. В. Козлов «Медведи на арене».
16. А. Росси «Вальс».
17. М. Яблоков «Цыганочка».
18. Л. Хухро «Арпеджио».
19. Ю. Зырянов «колокольчики».
20. В. Козлов «Веселый клоун».
21. В. Гомес «Романс».
22. К. Манселл «Реквием».
23. В. Калинин «Испанский танец».
24. О. Зубченко «Мимолетность».
25. О. Киселев «Играй, улыбаясь».
26. В. Минцев «Барселона».
43
Приложение № 4
Донотный период обучения.
Данный период в обучении юного гитариста ни в коей мере не подразумевает
«игру с рук». Предполагается, что учитель записывает нотный материал ученику в
нотную тетрадь, а ученик по этим записям играет и выполняет задачи по
соблюдению пальчиков в правой и левой руках, ладов на грифе и тому подобное.
При первом ознакомлении с инструментом – гитара шестиструнная – следует
объяснить наименование пальцев правой руки:
P большой палец
i указательный палец
m средний палец
а – безымянный палец
мизинец в правой руке – не участвует в звукоизвлечении, и cуществует правило
для правой руки – обязательное чередование пальцев: «Мы не имеем права играть
одним пальцем!». Для сравнения можно предложить ученику пройтись на одной
ноге и спросить его об ощущениях: удобно ли это, много ли можно так проскакать?
Далее объясняю ноту «ми», то есть 1-ую струну:
-где пишется на нотном стане,
-где играется на гитаре.
Затем показываю серию упражнений на чередование пальцев правой руки,
записываю графически – играем:
упражнение №1
упражнение №2
Целесообразно также сразу дать понятие длительностей и с первых уроков
приучить ученика считать вслух – это поможет в дальнейшем избежать проблем с
ритмом:
44
Ещё одно гитарное правило:
Одноголосную мелодию исполняют приёмом «апояндо» пальцы правой руки
играют, опираясь на следующую струну.
Далее начинаем освоение различных хроматических последовательностей по 1-ой
струне. Упражнение «Качели». Сначала показываю ребёнку чередование пальцев
левой и правой рук одновременно, работают одинаковые пальчики – без игры.
Мотив, как на качелях – вверх-вниз, вверх-вниз. Затем записываем графически и
исполняем на инструменте: «Качели».
Усложняем задачу:
1.
хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне,
с 1-ого лада по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях, левая рука – 1-2
пальцы, правая рука – чередование i-m
2) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне, с 1-ого лада
по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях, левая рука – 1-2-3 пальцы,
правая рука – чередование i-m-a
3) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне, с 1-ого лада
по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях, левая рука – 1-2-3-4 пальцы,
правая рука – чередование i-m, причем при восходящем движении, дойдя до 12ого лада, сдвигаем 4-ый палец на 13-ый лад, а при движении вниз, дойдя до 2-ого
лада первым пальцем левой руки, сдвигаем этот палец на 1-ый лад:
45
«Ветерок»
Пьеса на хроматизм, где играют четыре пальца левой руки в восходященисходящем движении, три раза подряд, пальчик левой руки соответствует ладу на
грифе. Попутно объяснить: понятие «крещендо-диминуэндо» усиление-затихание
звука, понятие «реприза» повторение
46