ПДОУ Камертон ГОТОВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА- КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР - ПТИЦА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Камертон» (экспресс-метод обучения игре на гитаре)

Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 36 часов
Возрастная категория: 7 - 18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Мурко Андрей Геннадьевич,
педагог дополнительного образования

Славянск-на-Кубани, 2025
1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР-ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на–Кубани
от 01 апреля 2025 года
Протокол № 05

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказ № 151 от 01 апреля 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Камертон» (экспресс-метод обучения игре на гитаре)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
Возрастная категория: от 7 до 18 лет

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Состав группы: до 15 человек

Сертификат: 0B496316F9B70654C355EE8426E0533B
Владелец: Слюсарева Елена Павловна
Действителен: с 19.04.2025 до 13.07.2026

Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 10682
Автор-составитель: Мурко Андрей Геннадьевич,
педагог дополнительного образования
Славянск-на-Кубани, 2025
2

Содержание
I.

II

Комплекс основных характеристик образования: объем, 4
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
4
Цель и задачи программы
8
Содержание программы
9
Планируемые результаты
10
Комплекс организационно-педагогических условий,
13
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
13
Календарный план воспитательной работы
18
Условия реализации программы
21
Формы аттестации
22
Оценочные материалы
22
Методические материалы
23
Список литературы
24
Приложения
26

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка - источник радости в любом возрасте. Еще в раннем детстве
ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном
богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом
продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой
деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение,
мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать
позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.
Музыке необходимо учить всех детей независимо от того, откроется ли
в ребенке музыкальная одаренность. Абсолютно немузыкальные люди
встречаются так же редко, как и гении. Каждому в той или иной степени
свойственна элементарная музыкальность - задача состоит в том, чтобы найти
пути и средства ее выявления и развития.
Подростковый возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения
музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет
сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно
для последующего развития человека в обществе, его общего духовного
становления.
В то же время в современном российском обществе возникает проблема
профессионального самоопределения. Существует востребованность на
рынке труда музыкальных руководителей и педагогов в ДОУ, ОУ, ДШИ, К.С.
и т.д. Возникает потребность в высокопрофессиональных, социально
активных людях, обладающих инициативой, организованностью и
творческим потенциалом.
Формирование личности профессионала, способной к самоопределению
и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного
образования. Профессиональное ориентирование необходимо на всех этапах
взросления, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него
закладываются основы развития личностных качеств.
Все вышеизложенное определило необходимость разработки
программы обучения игре на гитаре.
Программа направлена на создание условий для музыкально эстетического развития подростков и их творческой и возможной
профессиональной самореализации.
Нормативно-правовые основания для разработки программы.
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023года).
4

3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2030 года;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8.
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
9.
Концепция технологического развития на период до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 года № 1315-р;
10.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» национального проекта «Образование»;
11. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (распоряжение правительства РФ от 23 января
2021 г. № 122-р);
12. План действий по реализации Основ государственной политики в
области экологического развития на период до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 23.12.2014 года № 2423);
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
14. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
16. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
5

дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
18. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
20. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
21. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
23. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
25. Письмо Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
6

включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны»29.09.2023№ АБ3935/06;
26. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
27. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
28. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
29.
Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
30. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. №
ВК-641/09);
31. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
32. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
33. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
7

учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
34. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
35.
Методические рекомендации по определению модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
36. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
37. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район, Положение об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в пределах
осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
38. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения
центра
дополнительного
образования
города
Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район на
2024-2030 гг.
Настоящая программа является модифицированной, разработана на
основе дополнительной общеобразовательной программы «Гитара», автор
Фельдберг А.В.
Направленность данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы - художественная.
Актуальность программы заключается в том, что при значительном
интересе детей и подростков к музыкальному инструменту гитара, дети
получают возможность хорошо овладеть инструментом. Данная программа
направлена на приобщение детей к музыке, на предоставление возможности
их музыкального развития, профессионального самоопределения и
профессионального ориентирования., что является важнейшим звеном
социальной адаптации ребёнка.
Отличительные особенности и новизна программы заключается в
возможности обучения более широкого круга детей, с разными
музыкальными данными и способностями в короткий срок.
Педагогическая целесообразность программы в дополнительной
возможности самоутверждения и самореализации, в том числе через участие в
концертной деятельности. Учащиеся без боязни выходят на любую
8

возрастную аудиторию, в концертно-исполнительской деятельности обретают
чувство собственно значимости как исполнителей, умение контактировать с
различными людьми, реагировать на изменение ситуации, расширяют свой
кругозор, приобретают новые умения и навыки.
Адресат программы.
Программа «Камертон» (экспресс – метод обучения игре на гитаре)
адресована обучающимся от 7 до 18 лет. Возрастные, психофизиологические
особенности детей, базисные знания, умения и навыки соответствуют
данному виду деятельности. Наличие музыкальной подготовки не является
обязательным. В отдельных случаях возможно занятия по программе с
учащимися более старшего возраста. Готовность к обучению, особенности
работы с ребенком определяется педагогом.
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки. Главное условие – добровольная
основа: инициатива самого ребенка или его родителей, личное заявление
совершеннолетнего лица или родителя (законного представителя). Программа
не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на
детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться
играть на шестиструнной гитаре.
В группах могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учётом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одарённых, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также часто болеющих
детей (пропуски занятий) по программе планируется по форме (Приложение
№1).
Уровень подготовки детей определяется путем выявления наличия
слуха, чувства ритма, а также тестирования на наличие музыкальных
способностей, также проводится собеседование с родителями и ребенком.
Количество обучающихся в группе: от 8 до 15 человек.
Уровень программы: ознакомительный.
Сроки реализации программы: 1 год обучения (36 часов).
Образовательная программа рассчитана на: 36 часов в год, 1 час в
месяц, 4 часа в неделю.
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Для повышения качества образования, его доступности, вовлечения
максимального количества учащихся, проживающих в отдаленных
9

территориях муниципалитета, любой тематический раздел программы может
реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно
проведение дистанционных занятий через Интернет (VKМессенджер и
Сферум). В условиях удалённого обучения используются (дистанционные
образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по
телекоммуникационным каналам (электронная почта); - самообучение,
реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом
контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка
знаний умений и навыков.
Учитывая специфику программы, при реализации дистанционных
технологий обучения целесообразно использовать смешанный тип занятий,
включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового
учебного материала используются online занятия. Offline – учащиеся
отрабатывают элементы и присылают отчет по усвоению материала. Online –
занятия по отработке типичных ошибок в выполнении элементов (после
анализа педагогом информации о проделанной самостоятельно работе
учащихся).
В организации дистанционного обучения по программе используются
сервис WatsUp.
Форма проведения занятия: индивидуальные занятия.
Режим работы: Общее количество часов в год – 36 часов, 1 час в
неделю; занятия проводятся один раз в неделю по одному учебному часу, где
учебный час для детей от 7 до 17 лет -30 минут. (приложение № 3 Сан ПиН
2.4.4.3172-14 (режим занятий детей в объединениях различного профиля)
Особенности организации образовательного процесса.
Предложенная система обучения дает каждому обучающемуся равные
возможности для максимальной реализации своих музыкальных и творческих
способностей.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое
строится на основе индивидуального подхода к ребенку и предполагает
взаимодействие между преподавателем и обучающимися. Как правило,
занятия проводятся индивидуально в соответствии с календарным учебным
графиком. Предполагается работа и с малой группой (подгруппой) из 2-х
человек, сформированных по уровню общемузыкальной подготовленности.
Особенности построения программы и её содержания.
Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет овладение
техникой, особенностями игры на гитаре. На занятиях знакомятся с
устройствами инструмента, правилами постановки рук, звукоизвлечения,
особенностями записи мелодии через табулатуру, учатся играть
разнохарактерные музыкальные произведения. Со временем появляется
чувство внутреннего ритма, появляется навык отчета тактов.
10

На занятиях объединения знакомятся с творчеством различных
музыкальных групп. Просмотр видеоклипов, прослушивание ряда
музыкальных композиций, использование возможностей программы
позволяет учащемуся расширить свой музыкальный кругозор, предпочтения
Воспитательная компонента в студии реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел № 2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
эстетическое, трудовое, патриотическое и физическое.
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя
несколько аспектов.
Во-первых, это развитие творческих способностей, повышение интереса
к музыкальной культуре, что способствует формированию будущих кадров в
сфере экосистемы творческих индустрий.
Во-вторых, программа способствует развитию логического мышления,
креативности и умения работать в команде, что важно не только для успешной
карьеры в области музыкального творчества, но и для адаптации в
современном обществе.
Экономический эффект заключается в подготовке квалифицированных
специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные
технологии в экосистеме индустрий, что способствует повышению
конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Благодаря этому воспитывается новое общество, принося значительный
вклад
для
социально-экономического
развития
города
Славянска-на-Кубани, Славянского района и Краснодарского края в целом.
Педагогические условия реализации программы:
учет индивидуального опыта, психологических особенностей,
возрастных характеристик участников программы;
индивидуальный подход к работе;
обеспечение условий для выбора участниками программы
актуальной для их деятельности уровня самореализации;
стимулирование
проявления
творческой
активности
и
инициативы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие музыкальных и эстетических способностей
подростка путем овладения искусством исполнения на гитаре классических,
современных эстрадных, авторских произведений.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- формирование системы знаний и умений, позволяющих учащемуся
пользоваться специализированной музыкальной литературой, музыкальными
компьютерными программами;
11

- формирование практических умений по организации любительских
концертов, выступлений;
- овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле.
Метапредметные:
развитие познавательной активности и способности к
самообразованию;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного обучающегося;
- формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и
эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;
- развитие лидерских качеств личности;
- расширение музыкального кругозора, обучающегося;
Личностные:
содействие личному росту учащегося;
создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества в
коллективе объединения;
- формирование творческих качеств и позитивных установок к
различным профессиям, связанными с музыкой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Раздел, тема занятия

№
п/п
1

Вводное занятие

2

Основы игры на инструменте.
Технические приемы.

3

Репертуар
гитариста

4

Итоговое занятие

Итого:

начинающего

Количество часов
всего теория практика
1
1
0
6

3

3

28

1

27

1

0

1

36

5

31

Форма
контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
групповое
прослушивание
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися. Обсуждение плана творческой
деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Термины
и понятия.
Форма контроля: беседа.
1.

12

2. Основы игры на инструменте. Технические приемы.
Теория. Устройство гитары, условия хранения, эксплуатации,
транспортировки, техника безопасности. История гитары. Посадка гитариста.
Постановка правой и левой руки. Ощипывание струн в переборах. Бой, виды
боя. Условные обозначения: пальцы левой, правой руки, нумерация струн,
ладов. Аккорды. Особенности исполнения музыкальных произведений:
мажор, минор. Табулатура, чтение табулатуры. Настройка гитары, перетяжка
струн. Контрольное тестирование.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений. Отработка
классической, свободной посадки гитариста. Аккорды. Работа с переборами,
игра боем. Игра в ансамбле. Работа с песенниками, самоучителями,
программой для ПК «ОКаг рго». Практические работы по самостоятельному
освоению музыкальных произведений. Репертуар российских групп и
исполнителей.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
3. Репертуар начинающего гитариста.
Теория. Особенность посадки, звукоизвлечения, пения при исполнении
музыкальных произведений разного характера, для разной аудитории:
туристской песни в кругу друзей, классического произведения на концерте и
др. Ведение песенника.
Практика. Игра в ансамбле. Дискуссии по обсуждению музыкальных
пристрастий членной объединения. Контрольное тестирование.
Отработка навыков игры на инструменте. Подбор музыкальных
произведений «на слух». Самостоятельный поиск репертуара с
использованием песенников, самоучителей, средств Интернета. Игры на
сплочение коллектива, на преодоление сложностей общения. Организация
мини-концертов в объединении. Работа с классическими произведениями для
гитары, работа с табулатурой. Практические работы по самостоятельному
освоению музыкальных произведений.
Форма
контроля:
педагогическое
наблюдение,
групповое
прослушивание.
4. Итоговое занятие:
Практика: Диагностика усвоения программного материала,
возможностей детей. Открытое занятие для родителей. Творческий отчет.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Примечание: количество теоретических и практических часов может
варьироваться в зависимости от общемузыкальной подготовленности
обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательные (предметные) результаты:
- формирование системы знаний и умений, позволяющих учащемуся
пользоваться специализированной музыкальной литературой, музыкальными
компьютерными программами;
13

- формирование практических умений по организации любительских
концертов, выступлений;
- овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле.
Метапредметные результаты:
развитие познавательной активности и способности к
самообразованию;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного обучающегося;
- формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и
эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;
- развитие лидерских качеств личности;
- расширение музыкального кругозора, обучающегося;
Личностные результаты:
личностный рост учащегося;
создана атмосфера доброжелательности, сотрудничества в
коллективе объединения;
сформированы творческие качества и позитивные установки к
различным профессиям, связанными с музыкой.
Навыки и умения к концу обучения
- овладение системой знаний и умений, позволяющих пользоваться
музыкальной литературой, расширение музыкального кругозора;
- овладение приемами игры на инструменте сольно.
- личностный рост, формирование опыта преобразовательной
творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в
социальной сфере;
- создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества;
- организация системы проверочных работ (тестирование, опрос,
самостоятельный разбор произведения) с целью мониторинга результатов
обучения.
- исполнение на гитаре музыкальных произведений различной
сложности и характера, аккомпанирование пению, умение играть в ансамбле.
Обучающиеся объединения по истечению обучения должны знать:
Устройство
гитары,
условия
хранения,
эксплуатации,
транспортировки, техника безопасности.
Историю гитары. Фамилии и черты биографии, творческого пути
известных исполнителей и композиторов, работавших с гитарой.
Посадку гитариста. Постановку правой и левой руки.
Отщипывание струн в переборах. Бой, виды боя. Условные
обозначения пальцев левой, правой руки, нумерацию струн, ладов. Аккорды.
Особенности
исполнения
музыкальных
произведений,
написанных в мажоре, миноре.
Знать табулатуру, уметь ее читать.
Настройку гитары, особенности постановки нейлоновых,
металлических струн.
Особенность посадки, звукоизвлечения, пения при исполнении
14

музыкальных произведений разного характера, для разной возрастной
аудитории: туристской песни в кругу друзей, классического произведения на
концерте и др.
Особенности записи мелодии, подбора «на слух» мелодии и
аккомпанемента.
Особенности игры в ансамбле. Биографию, историю известных
групп и исполнителей.
Специфику работы со средствами программы «Ойаг рго».
Особенности русской народной, средневековой шотландской, ирландской,
английской, американской, восточной, австралийской музык, испанской
музыки.
Историю возникновения музыкальных стилей, инструментов.
Обучающиеся объединения по истечению обучения должны уметь:
Работать с самоучителем, правильно сидеть, перемещать руки при
игре на инструменте, самостоятельно определять аккорды, работать со
справочной литературой, знать 5-10 видов боя, уметь импровизировать, 5-10
переборов. Играть в ансамбле, уметь организовать репетицию. Уметь играть
«с листа», работать с песенниками, программой для ПК «ОДаг рго».
Самостоятельно определять стиль музыкального произведения, организовать
зрителей на концерте. Уметь подбирать «на слух» мелодию, аккомпанемент,
проводить самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников,
самоучителей, средств Интернета.

15

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ

Факт

Дата
План

N
N

Тема
занятия

Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися.
Обсуждение
плана
творческой
деятельности
на
учебный
год.
Инструктаж по технике безопасности.
Термины и понятия.
Основы игры на инструменте. Технические
приемы.
2.
Теория. Устройство гитары, условия
хранения,
эксплуатации,
транспортировки,
техника
безопасности. История гитары. Посадка
гитариста. Постановка правой и левой
руки.
Практика.
Прослушивание
музыкальных произведений. Отработка
классической,
свободной
посадки
гитариста.
Настройка
гитары,
перетяжка струн.
3.
Теория. Условные обозначения: пальцы
левой, правой руки, нумерация струн,
ладов. Отщипывание струн в переборах.
Бой, виды боя
1.

Кол-во
часов

Календарный учебный график к программе «Камертон» (экспресс – метод обучения игре на гитаре)
Форма
занятия

1
1

Занятие – игра.
Презентация

Место
проведения
ОРТ
«Жар-птица»

Время
проведения

Форма
контроля
Беседа

6
ОРТ
«Жар-птица»

1

комбинированная
1

Педагогическое
наблюдение

комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение
16

4.
5.
6.

7.

8.

9.
10.
11.

Практика. Работа с переборами, игра
боем. Аккорды.
Теория. Табулатура, чтение табулатуры.
Практика. Контрольное тестирование.
Практика. Аккорды. Особенности
исполнения
музыкальных
произведений: мажор, минор.
Практика. Работа с песенниками,
самоучителями, программой для ПК
«ОКаг рго». Изучение репертуара
российских групп и исполнителей.
Практические
работы
по
самостоятельному
освоению
музыкальных произведений.
Репертуар начинающего гитариста
Теория.
Особенность
посадки,
звукоизвлечения,
пения
при
исполнении
музыкальных
произведений разного характера, для
разной аудитории: туристской песни в
кругу
друзей,
классического
произведения на концерте и др.
Практика. Дискуссии по обсуждению
музыкальных пристрастий членной
объединения.
Контрольное
тестирование.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Самостоятельный поиск
репертуара
с
использованием

1
1

комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.

комбинированная

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
17

Практическое занятие

1

1
28

1

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

песенников, самоучителей, средств
Интернета. Ведение песенника.
Практика. Работа с классическими
произведениями для гитары, работа с
табулатурой.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте..
Практика.
Подбор
музыкальных
произведений «на слух».
Практика. Игра в ансамбле. Игры на
сплочение коллектива, на преодоление
сложностей общения.
Практика. Работа с классическими
произведениями для гитары, работа с
табулатурой.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Практические работы по
самостоятельному
освоению
музыкальных произведений.
Практика. Игра в ансамбле. Игры на
сплочение коллектива, на преодоление
сложностей общения.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Практические работы по
самостоятельному
освоению
музыкальных произведений.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Групповое
Прослушивание

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Индивидуальное
прослушивание

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»

Индивидуальное
прослушивание
Индивидуальное
прослушивание
Индивидуальное
прослушивание

ОРТ
«Жар-птица»

Групповое
Прослушивание

Практическое занятие
Практическое занятие

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Индивидуальное
прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Индивидуальное
прослушивание
18

24.
25.

26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Практика. Игра в ансамбле. Игры на
сплочение коллектива, на преодоление
сложностей общения.
Практика. Самостоятельный поиск
репертуара
с
использованием
песенников, самоучителей, средств
Интернета. Ведение песенника.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Практические работы по
самостоятельному
освоению
музыкальных произведений.
Практика.
Организация
мини-концертов в объединении..
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Отработка навыков игры на
инструменте.
Практика. Практические работы по
самостоятельному
освоению
музыкальных произведений.
Практика. Игра в ансамбле. Игры на
сплочение коллектива, на преодоление
сложностей общения
Практика.
Организация
мини-концертов в объединении..
Практика.
Игра
в
ансамбле.
Подготовка к Творческому отчету
Итоговое занятие

1

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Групповое
Прослушивание

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Индивидуальное
прослушивание

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»

Индивидуальное
прослушивание
Индивидуальное
прослушивание
Индивидуальное
прослушивание

ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»
ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.

Практическое занятие

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.

концерт

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.
Групповое
Прослушивание

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

1
1
1
1
1
1
1

концерт
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Практическое занятие
1

19

36.

Диагностика усвоения программного
материала,
возможностей
детей.
Открытое занятие для родителей.

1

праздник

ОРТ
«Жар-птица»

Педагогическое
наблюдение.

20

Календарный план воспитательной работы
№
Направление
Наименование
п/п воспитательной
мероприятия
работы
1
Патриотическое Тематические беседы и
воспитание
акция, посвященные
Дню образования
Краснодарского края

2

Нравственное

Тематические беседы в
объединениях,
посвященные
Дню народного единства
Акция «Посылка
солдату»
Танцевальные
постановки
патриотического
характера
Концертные

Срок
выполнения

Ответственны
й исполнитель

сентябрь

Дейнега И.В.

ноябрь

Дейнега И.В.

февраль

Дейнега И.В.

Февраль-май

Дейнега И.В.

Ноябрь-февраль

Дейнега И.В.

Планируемый результат

Примечание

Формирование
ценностного
отношения
к
Родине,
отечественному
культурно-историческому
наследию,
государственной
символике, законам Российской
Федерации,
русскому
и
родному языку, народным
традициям,
старшему
поколению. Получение знаний
и
представлений
о
государственном устройстве и
социальной
структуре
российского
общества,
наиболее значимых страницах
истории страны.

Формирование представлений о
21

3

4

воспитание

номера,связанные с
духовным
развитием(Рождество
Христово,день
матери,день защитника
Отечества)

Трудовое
воспитание

Уборка кабинетов

Эстетическое
воспитание

сентябрь

Ремонт костюмов
Сентябрь-май
Оформление зала к
декабрь
новогодним утренникам
Участие в тематических Сентябрь-май
мероприятиях( концертн
ая деятельность)

Дейнега И.В.

Дейнега И.В.
Дейнега И.В.
Дейнега И.В.

моральных нормах и правилах
нравственного
поведения;
воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствия
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
Воспитание
ценностного
отношения
к
труду
и
творчеству,
трудовым
достижениям
России
и
человечества,
трудолюбия;
формирование
осознания
приоритета
нравственных
основ труда.

Воспитание
ценностного
отношения к прекрасному,
формирование представлений
об эстетических идеалах и
ценностях;
умения
видеть
красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей;
представления об эстетических
и художественных ценностях
отечественной
культуры;
формирование потребности и
умения выражать себя в
доступных видах творчества;
мотивация
к
реализации
22

5

Физическое
воспитание

Акция «Курить
здоровью вредить!»,
посвященная
Всемирному дню отказа
от курения

ноябрь

Дейнега И.В.

Акция : «Мы выбираем
жизнь!»
Комплекс физических
упражнений в рамках
занятий на укрепление
физического здоровья!»

март

Дейнега И.В.

Сентябрь-май

Дейнега И.В.

эстетических
ценностей
в
пространстве образовательного
учреждения и семьи.
Формирование
ценностного
отношения к здоровью и
здоровому
образу
жизни;
представления
о
роли
физической культуры и спорта
для здоровья человека, его
образования,
труда
и
творчества;
знания
о
возможном
негативном
влиянии компьютерных игр,
телевидения,
рекламы
на
здоровье человека.

23

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение

Музыкальный инструмент: гитара с нейлоновыми струнами на
каждого обучающегося, подставка для ног, пюпитр, доска с нотным станом,

Аудиотехника для прослушивания записей и материалов.

Компьютер для просмотра видеоматериалов.

Каждый ребенок на занятиях должен иметь гитару, нотную
тетрадь.
Педагогом при объяснении теории используется доска, на которой
пишется оперативная информация или размещаются заранее подготовленные
плакаты, материалы.
Возможно использование на занятиях магнитофона или ПК для
прослушивания музыкальных произведений в учебных целях, так же для
просмотра концертов различных групп и исполнителей.
Для овладения средствами программы «Ойаг рго» желательно наличие
ПК на занятии, большую часть работы учащиеся проводят дома
самостоятельно, но с особенностями работы в программе знакомит педагог.
При проведении концертов следует использовать усиливающую звук
аппаратуру,
микрофоны.
Возможно
использование
видеоряда
(мультимедийный экран, проектов, ПК).
Средства, необходимые для реализации программы:
Наглядные пособия:
комплект портретов русских композиторов;
комплект портретов зарубежных композиторов;
комплект портретов выдающихся исполнителей – гитаристов.
Дидактические материалы:
памятки;
наглядные пособия;
таблицы;
рекомендации.
Фонотека:
аудиозаписи музыкальных произведений;
аудиозаписи инструментальной (в том числе гитарной) музыки.
Нотный материал.
Кадровые условия реализации программы
Данную программу может реализовать руководитель, имеющий
педагогическое профильное образование, владеющий навыками игры на
гитаре.
Данную программу может реализовать руководитель, имеющий
педагогическое профильное образование, владеющий навыками игры на
гитаре. Дейнега Ирина Владимировна., педагогический стаж - 30 лет. Педагог
дополнительного образования, высшее педагогическое образование
(ГОУ ВПО «Славянский – на – Кубани государственный педагогический
институт»), средне – специальное образование (Тюменское училище искусств
24

по специальности «Народные инструменты», руководитель оркестра
народных инструментов. Преподаватель ДШИ по классу гитары., 15.09.1990).
Имеет опыт работы по программам «Ансамбль «Струны звонкие»,
«Камертон» (экспресс – метод обучения игре на гитаре).
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
- фестивали, конкурсы детского творчества;
- праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года;
- портфолио;
- статьи, публикации;
- поступление выпускников по профилю.
Получение целостного представления о различных сторонах развития
личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам,
оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе
реализации дополнительной общеобразовательной программы производится
посредством «Карточки учета результатов обучения. (Приложение № 2).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности обучения являются: стабильность и
работоспособность в течение учебного процесса, исполнительское мастерство
учащихся, а также результаты участия ансамбля и отдельных учащихся в
конкурсах, фестивалях, концертах и прослушиваниях к ним.

№

1.
2.

Протокол промежуточной аттестации /аттестации по итогам
учебного года по ДООП обучающихся
«Камертон» (экспресс – метод обучения игре на гитаре)
ФИО
обучающег
ося

Разделы программы (темы),
форма аттестации

н - низкий нуровень
сс - средний вуровень
в - высокий
уровень

нсв-

Средний балл
обучающегося
нсв-

Основными методиками, позволяющими определить достижения
учащимися планируемых результатов, являются методы наблюдения и
включения детей в практическую деятельность. Оценивается достижения
творческого характера посредством «Диагностической таблицы учёта участия
обучающихся по программе «Обучение игре на гитаре» в конкурсах»
25

Таблица учёта участия обучающихся
по программе «Камертон» (экспресс – метод обучения игре на гитаре)
в конкурсах

Фамилия, имя Дата
ребёнка

Название
конкурса

Название номера

Результат

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для лучшего усвоения учащимися учебного материала используется
система раздачи текстов песен, памяток с аккордами, другой информацией.
Формы, этапы реализации программы.
Основной формой реализации программы является учебное занятия.
Программа предусматривает комплексный подход к построению и
проведению занятия. Оно должно включать различные виды деятельности:
музыкальная грамота, творческая исполнительская деятельность (пение, игра
на музыкальном инструменте), слушание музыки. Каждый из этих видов
имеет свою цель и систему обучения, но все они тесно связаны друг с другом.
Методы, применяемые в обучении.
Формы и методы проведения занятий.
В ходе занятий применяются различные методы обучения.
По источнику знаний – это словесные, наглядные и практические
методы:
словесный - беседа о музыкальных направлениях, рассказ о
выдающихся исполнителях-гитаристах и т.д., объяснения принципов и
способов исполнения на шестиструнной гитаре, анализ музыкальных
произведений и собственного исполнения музыкального произведения;
наглядный – наблюдение, показ педагогом приемов игры на
гитаре; показ иллюстраций, видеоматериалов;
практический – ведущий метод - тренировочные упражнения,
посредством которых формируются необходимые умения и навыки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности в решении этого вопроса и одновременно ставят новые задачи
перед педагогом.
Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения
мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Применяется комплексный способа подачи учебного материала
средствами информационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии
реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
26

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Этап занятия

длительность

Вводная часть. Настройка инструмента.
Проверка навыка овладения техническими
приемами
Музыкальная грамота - теоретические
аспекты
Проверка домашнего задания - игра на
инструменте
Работа с новым произведением
Заключительная часть
Итого:

3 минуты
5 минут
2 минуты
8 минут
10 минут
2 минуты
30 минут

Условием успешной организации занятий является их оптимальный
темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов деятельности,
чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и
статичности в двигательном режиме занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1.
Казанский О.А. Основы педагогический деятельности. - Липецк,
1991 г. - 111 с.
2.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений. / Ред. Сластенин В. А. Исаев И. Ф., Мищенко А.И.,
Шиянов Е.Н. - М.: «Школа-Пресс», 2000 г. - 510 с.
3.
«Педагогический репертуар гитариста». Средние и старшие
классы ДМШ, /сост. Гитман А./. - М.: Просвещение, 1999. - 117с.
4.
«Пьесы для 6-ти струнной гитары» /сост. Виницкий А./. - М.:
Музыка, 2005. – 94с.
5.
Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Методика использования
технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методические
рекомендации. - Липецк: Липецкий государственный педагогический
университет, 2004. - 43 с.
6.
Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Использование технических и
аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методическое пособие. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004. - 78 с.
Список литературы для детей:
1.
Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.
Аккорды и аккомпанемент. М.: Всесоюзное издательство Советский
композитор, 1985 г.- 110 с.
2.
Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №12. //
Сост. Агабабов В. П. М.: «Советский композитор». - 1987. - 40 с.

27

3.
Гитман А. Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 2005. – 72 с.
4.
Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М.:
Тоника, 2002. - 159с.
5.
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Советский
композитор, 1984. - 189 с.

28

Приложение №1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
учащегося________________________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Камертон» (экспресс –метод обучения игре на гитаре)
___________________________________________
педагог: _________________________
на____________________учебный год
№
1.

Раздел
Учебный план

Наименование мероприятий
Перечень пройденных тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________

2.

«Творческие
проекты»

Перечень тем:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________

3.

Самостоятельная
работа

Перечень работ, выполненных вне программного
материала самостоятельно:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________

4.

Профессиональная
ориентация

Перечень мероприятий, проведённых учащимся в
помощь педагогу и ориентированных на выбор
профессии, т.е. открытые занятия, помощь
29

начинающим детям, участие в творческих
мастерских:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.

Участие в
мероприятиях

Перечень мероприятий:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
Достижения:
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________

30

Приложение № 2
Карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Камертон» (экспресс-метод обучения игре на гитаре)
Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным
параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе реализации дополнительной общеобразовательной
программы.
____________________
_______________________
_____________
номер группы и год обучения
Ф.И.О. педагога
дата наблюдения
N

Ф.И. воспитанника,
возраст

Теоретическая подготовка
Теоретические знания
Владение специальной
терминологией
1 полугодие

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Метод диагностики

2 полугодие

Педагогическое наблюдение,
тестирование,

1 полугодие

2 полугодие

Собеседование
(индивидуальное и
групповое)

Практические умения и
навыки
1 полугодие

2 полугодие

Контрольное задание,
концертная деятельность

Практическая подготовка
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
1 полугодие
2 полугодие

Педагогическое наблюдение

Творческие навыки
1 полугодие

2 полугодие

Педагогическое наблюдение

31

ОЦЕНКА ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕБЕНКА
N
N

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Ф.И.
воспитанн
ика

Учебно-интеллектуальные умения
Умение подбирать и
Умение
анализировать
осуществл
спец.литературу
ять
учебно-исс
ледователь
скую
работу
1
2
1
2

Учебно-коммуникативные умения
Умение
Умение
Умение
слушать и
выступать
вести
слышать
перед
полемику,
педагога
аудиторией
участвовать
в дискуссии
1

2

1

2

1

2

Учебно-организационные умения и навыки
Умение
Навыки
Умение
организоват
соблюдения
аккуратно
ь свое
правил ТБ
выполнять
рабочее
работу
место
1

2

1

2

1

Методы диагностики

2

Педагогическое наблюдение

32

Приложение № 3
Примерный индивидуальный репертуар учащегося.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Русская народная песня «Василек».
Русская народная песня «Под горкой».
Русская народная песня «Во кузнице».
Русская народная песня «Коробейники».
Русская народная песня «Во поле береза».
В. Калинин «Этюд».
Л. Иванова «Полька».
М. Каркасси «Прелюдия».
В. Калинин «Голубь сизый».
В. Козлов «Маленькая арфистка».
К. Мудрик «Танго».
М. Красев «Елочка».
В. Калинин «Маленький испанец».
Ю. Зырянов «Буги – Вуги».
В. Козлов «Медведи на арене».
А. Росси «Вальс».
М. Яблоков «Цыганочка».
Л. Хухро «Арпеджио».
Ю. Зырянов «колокольчики».
В. Козлов «Веселый клоун».
В. Гомес «Романс».
К. Манселл «Реквием».
В. Калинин «Испанский танец».
О. Зубченко «Мимолетность».
О. Киселев «Играй, улыбаясь».
В. Минцев «Барселона».

33

Приложение № 4
Донотный период обучения.
Данный период в обучении юного гитариста ни в коей мере не подразумевает
«игру с рук». Предполагается, что учитель записывает нотный материал ученику
в нотную тетрадь, а ученик по этим записям играет и выполняет задачи по
соблюдению пальчиков в правой и левой руках, ладов на грифе и тому подобное.
При первом ознакомлении с инструментом – гитара шестиструнная – следует
объяснить наименование пальцев правой руки:
P большой палец
i указательный палец
m средний палец
а – безымянный палец
мизинец в правой руке – не участвует в звукоизвлечении, и cуществует правило
для правой руки – обязательное чередование пальцев: «Мы не имеем права
играть одним пальцем!». Для сравнения можно предложить ученику пройтись на
одной ноге и спросить его об ощущениях: удобно ли это, много ли можно так
проскакать?
Далее объясняю ноту «ми», то есть 1-ую струну:
-где пишется на нотном стане,
-где играется на гитаре.
Затем показываю серию упражнений на чередование пальцев правой руки,
записываю графически – играем:
упражнение №1

упражнение №2

Целесообразно также сразу дать понятие длительностей и с первых уроков
приучить ученика считать вслух – это поможет в дальнейшем избежать проблем
с ритмом:

34

Ещё одно гитарное правило:
Одноголосную мелодию исполняют приёмом «апояндо» пальцы правой руки
играют, опираясь на следующую струну.
Далее начинаем освоение различных хроматических последовательностей по
1-ой струне. Упражнение «Качели». Сначала показываю ребёнку чередование
пальцев левой и правой рук одновременно, работают одинаковые пальчики – без
игры. Мотив, как на качелях – вверх-вниз, вверх-вниз. Затем записываем
графически и исполняем на инструменте: «Качели».

Усложняем задачу:
1.
хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне,
с 1-ого лада по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях, левая рука – 1-2

пальцы, правая рука – чередование i-m
2) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне, с 1-ого лада
по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях, левая рука – 1-2-3 пальцы,

правая рука – чередование i-m-a
3) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне, с 1-ого лада
по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях, левая рука – 1-2-3-4 пальцы,
правая рука – чередование i-m, причем при восходящем движении, дойдя до
12-ого лада, сдвигаем 4-ый палец на 13-ый лад, а при движении вниз, дойдя до
2-ого лада первым пальцем левой руки, сдвигаем этот палец на 1-ый лад:

35

«Ветерок»

Пьеса на хроматизм, где играют четыре пальца левой руки в
восходяще-нисходящем движении, три раза подряд, пальчик левой руки
соответствует ладу на грифе. Попутно объяснить: понятие
«крещендо-диминуэндо» усиление-затихание звука, понятие
«реприза» повторение

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».