Солист 36

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДАСЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР - ПТИЦА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Солист»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации: 1 год обучения 36 часов
Возрастная категория: от 5 до 18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель: Синева Дарья Андреевна,
педагог дополнительного образования

Славянск-на-Кубани, 2025
1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «ЖАР – ПТИЦА»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от 01 апреля 2025 г.
протокол № 05

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № 151 от 01 апреля 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Солист»
Уровень: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год обучения (36 часов)
Возрастная категория: 5 - 18 лет
Состав группы: индивидуальные занятия
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе

Сертификат:
0B496316F9B70654C355EE8426E0533B
Владелец: Слюсарева Елена Павловна
Действителен: с 19.04.2025 до 13.07.2026

ID-номер Программы в Навигаторе: 55019

Автор-составитель: Синева Дарья Андреевна,
педагог дополнительного образования

Славянск-на-Кубани, 2025
2

Содержание
I.

II

Комплекс основных характеристик образования: объем, 4
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
4
Цель и задачи программы
9
Содержание программы
10
Планируемые результаты
12
Комплекс организационно-педагогических условий,
13
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
13
Календарный план воспитательной работы
17
Условия реализации программы
20
Формы аттестации
20
Оценочные материалы
21
Методические материалы
22
Список литературы
27
Приложения
29

3

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкально-певческое воспитание способствует решению задачи
гармонического развития личности. Певческая культура – важнейшая
составная часть общей музыкальной культуры. Процесс самовыражения
через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением
психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый
профилактический здоровье сберегающий фактор. Российские ученые
доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Уроки
вокала активно развивают голос, расширяют его диапазон, совершенствуют
подвижность,
интонационную
гибкость,
тембровую
красочность.
Замечательные возможности для эстетического развития детей таятся в
разнообразии форм работы по музыкальному воспитанию: индивидуальные
занятия, участие в концертной и конкурсной деятельности.
Основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и
формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста. Для
того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения,
необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов
и изучить основы постановки голоса. Также на занятиях дети осваивают
навыки культуры сценического поведения, ответственность за свою работу,
познают вкус аплодисментов и успеха.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023года).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309
«О национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030
года и на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2030 года;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
4

8.
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и
механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и
крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г.
№ 2613-р;
9.
Концепция технологического развития на период до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 года № 1315р;
10.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» национального проекта «Образование»;
11. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (распоряжение правительства РФ от 23
января 2021 г. № 122-р);
12. План действий по реализации Основ государственной политики в
области экологического развития на период до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 23.12.2014 года № 2423);
13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
14. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
16. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
18. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13
марта 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
5

деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
20. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения
России от 11 декабря 2020 г. № 712);
21. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
23. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта
между обучающимися»;
24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
25. Письмо Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий
обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на
повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны»29.09.2023№ АБ- 3935/06;
26. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
6

27. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
28. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
29.
Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
30. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
31. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
32. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
33. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
34. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
35.
Методические рекомендации по определению модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;

7

36. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
37. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования
Славянский
район,
Положение
об
обучении
по
индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в
пределах осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
38. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Программа художественной направленности, модифицированная,
составлена на основе программы педагога дополнительного образования
МОУ ДОД ЦДТ г. Тимашевска, Л.Н. Медведь.
Актуальность программы заключается:
•
в поиске создания условий для развития мотивации к познанию и
вокальному творчеству детей;
•
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
Новизна:
•
программа является интегрированной, т.к. предусматривает
тесное взаимодействие музыки, литературы, элементов танца. Комплексное
освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность,
интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для
любых сфер деятельности.
•
при разучивании песенного репертуара, формируется начальное
понятие художественного языка, умение анализировать образную систему,
средства и приёмы художественной выразительности.
•
в программе используются оригинальные приемы, методы,
педагогические технологии. Кроме традиционной формы допускается
реализация программы бесконтактно.
Педагогическая
целесообразность
программы:
программа
обеспечивает
формирование
умений
певческой
деятельности
и
совершенствование специальных вокальных навыков. Дыхание, чистое
интонирование, звукообразование и артикуляции, пение на опоре. Развитие
слуховых навыков: (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством
своего вокального звучания), а также разучивание основных тренировочных
упражнений.
Отличительная особенность программы: в том, что занятия
проводятся в индивидуальной форме, осваивается теоретическая и
практическая часть знаний, с применением актерских и хореографических
навыков. Применение в образовательном процессе различных видов и форм
занятий, в том числе с применением дистанционных технологий обучения
(бесконтактных) через развитие творческих способностей учащихся.
8

Характеристика обучающихся по программе.
Адресат программы: данная программа актуальна для учащихся в
возрасте от 5 до 18 лет, реализуется с учетом возрастных особенностей
учащихся и индивидуальным подходом, соответствует возрастным нормам и
является посильной, в соответствии с возрастными особенностями детей и
предполагаемыми учебными нагрузками. При подборе музыкального
материала учитываются индивидуальные особенности ребенка (сложность и
количество изученных произведений). Прием в детскую студию проводится
после предварительного прослушивания.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные
знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и
музыкальных способностей детей и подростков разных возрастных категорий.
Программа рассчитана на детей, имеющих различные интеллектуальные,
художественные, творческие способности. Поскольку детский голосовой
аппарат находится в постоянном росте и развитии; учитываются
психофизиологические особенности детей разных возрастных групп, с
изменением тембра и диапазона голоса.
В группе могут заниматься дети с различными психофизическими
возможностями здоровья. Обучение лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов по данной программе осуществляется с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния их здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья предусматривается выбор индивидуальной образовательной
траектории в соответствии со степенью работоспособности и интересами
каждого учащегося. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с
особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья; талантливых (одарённых,
мотивированных) детей предусмотрен согласно приложению № 1. В случае
успешного обучения по данной программе и изъявления желания развиваться
и обучаться в данном направлении, учащийся может продолжить свое
обучение (или параллельно обучаться) по программам базового или
углубленного уровня.
Условия приема: принимаются дети с разной степенью одарённости и
различным уровнем базовой подготовки. Главное условие - добровольная
основа: желание ребенка, личное заявление совершеннолетнего лица или
родителя (законного представителя).
Уровень развития детей при приеме в объединение определяется
собеседованием, прослушиванием.
Одной из особенностей работы с учащимися является разный уровень
певческого развития каждого участника. При этом процесс обучения
происходит на фоне возрастного роста и развития. Знание особенностей и
возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в
коллективе.
9

Подбор репертуара должен осуществляться с точки зрения его
педагогической полезности для развития певческих способностей
обучающихся. Руководитель рассматривает его в разных аспектах: идейность,
художественность,
качество
поэтического
текста,
эмоциональная
насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии или
всех
партий,
фразировка,
динамическое
оттоки,
особенности
драматургического развития, художественного образа в целом. Кроме того,
учитывается необходимость оптимального развития у детей диапазона,
чистоты интонации, унисона, певческого дыхания. В основном песенный
репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников
и других мероприятий по совместному плану воспитательной
направленности учреждения.
Уровень программы: ознакомительный.
Срок реализации программы: 1 год обучения (36 часов).
Форма
обучения:
очная
с
применением
дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Для повышения качества образования, его доступности, вовлечения
максимального количества учащихся, проживающих в отдаленных
территориях муниципалитета, любой тематический раздел программы может
реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно
проведение дистанционных занятий через Интернет (VKМессенджер и
Сферум). В условиях удалённого обучения используются (дистанционные
образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение): пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.) по
телекоммуникационным каналам (электронная почта); - самообучение,
реализуемое при помощи использования образовательных ресурсов, при этом
контакты с другими участниками образовательного процесса минимальны; видео-занятия; - чат (онлайн консультации); - онлайн практические задания; индивидуальные консультации; - дистанционное тестирование и самооценка
знаний умений и навыков.
Учитывая специфику программы, при реализации дистанционных
технологий обучения целесообразно использовать смешанный тип занятий,
включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового
учебного материала используются online занятия. Offline – учащиеся
отрабатывают элементы и присылают отчет по усвоению материала. Online –
занятия по отработке типичных ошибок в выполнении элементов (после
анализа педагогом информации о проделанной самостоятельно работе
учащихся).
В организации дистанционного обучения по программе используются
сервис WatsUp.
В мессенджере с начала обучения создается группа, через которую
ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой учащиеся
получают теоретическую информацию, демонстрируются способы
выполнения заданий. Получение обратной связи организовывается в формате
присылаемых в электронном виде фотографий выполненных заданий, видео
10

и промежуточных результатов работы.
Режим работы: 1 академический час (30 мин.) в неделю.
Форма организации деятельности на занятии: занятие проводится
индивидуально с каждым учащимся.
Формы проведения учебных занятий: очная, индивидуальная, с
применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения.
Основными формами занятий являются теоретические, практические
занятия, концертные и конкурсные выступления.
Особенности организации образовательного процесса: проведение
занятий в индивидуальной форме. Учебные задания располагаются в порядке
постепенного усложнения – от простейших упражнений до более сложных.
Занятие включает в себя часы теории и практики.
Характеристика обучающихся по программе
Особенности организации образовательного процесса.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения –
от
простейших
упражнений
до
самостоятельно
выполненной
художественной работы. Основной формой образовательного процесса
является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие
формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях,
смотрах.
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- метод упражнений,
- метод практического показа,
- прослушивание записей и их анализ,
- отработка репертуарных произведений.
В период каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию. В каникулярное время образовательный процесс может
продолжаться в форме походов, экскурсий, игровых, праздничных программ,
конкурсов и других массовых мероприятий, как для членов студии, так и
открытые.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы (Раздел №2). Планом
предполагается проведение мероприятий, направленных на нравственное,
патриотическое, национальное, эстетическое, физическое, трудовое
воспитание и т.д.
Социально-экономический эффект от реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя
несколько аспектов.
Во-первых, это развитие творческих способностей, социальная
адаптация и повышение интереса к культуре личности, что способствует
формированию будущих кадров в сфере экосистемы социальных и
творческих индустрий.
Во-вторых,
программа
способствует
развитию
основных
познавательных процессов, креативности и умения работать в команде, что
11

важно для адаптации и реализация себя в современном обществе.
Экономический эффект заключается в подготовке квалифицированных
специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные
технологии в экосистеме индустрий, что способствует повышению
конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Благодаря этому воспитывается новое общество, принося
значительный вклад для социально-экономического развития города
Славянска-на-Кубани, Славянского района и Краснодарского края в целом.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Формирование певческих навыков, развитие
творческих и музыкальных способностей в направлении эстрадный вокал.
Задачи программы:
Предметные:
•
познакомить с базовыми навыками эстрадного вокала;
•
освоить комплекс дыхательных упражнений;
•
научить исполнять разножанровые произведения;
Метапредметные:
•
развивать слух, творческую индивидуальность;
•
расширять мыслительные процессы, внимание, творческий
потенциал;
•
формировать эстетическое восприятие музыки.
Личностные:
•
воспитывать культуру речи;
•
способствовать раскрытию личностных качеств;
•
воспитывать музыкальный вкус.

12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование
б
ло раздела, темы
к
1.
2.

3.
4.
5.

Раздел 1.
Организационный
Раздел 2.
Дыхание. Певческая
установка
Раздел 3.
Эстрадное
исполнительство
Раздел 4.
Художественное
мастерство
Раздел 5.
Итоговое занятие

Итого

Учебный план
Количество часов
Всего Теория Практика
2

1

1

10

3

7

20

3

17

3

1

2

1

-

1

36

8

28

Форма контроля

Педагогическое
наблюдение
Тестирование по
теме «Дыхание»,
практические
задания
Выполнение
творческой
работы
Педагогическое
наблюдение.
Опрос
Исполнение
концертного
номера
с
поставленными
движениями.

Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационный (2 часа)
Теория: Знакомство с детьми. Беседа о целях и задачах
общеобразовательной программы. Знакомство с инструментом. Инструктаж
по технике безопасности. Подготовка вокалиста к пению. Певческая
установка.
Практика: Вокальные упражнения.
Контроль: Педагогическое наблюдение
Раздел 2. Дыхание. Певческая установка. (10 часов)
Теория: Дыхание, певческая установка. Динамические оттенки в
вокальных произведениях. Изучение певческой опоры. Работа
дыхательных мышц. Типы дыхания. Значение дыхания в пении,
определение дыхания. Роль дыхания в звукообразовании.
Практика: Дыхательная гимнастика: «Аромат цветка», «4 угла»,
«Ладошки», «Собачка». Упражнения на развитие дыхания: «Резкий вдохплавный выдох», «Свечка», «Вдох-испуг», «Кошечка». Изучение
дыхательной гимнастики по Стрельниковой. «Погончики», «Обними плечи».
13

Применение дыхания в вокальных произведениях. Пение на опоре.
Контроль: Тестирование по теме «Дыхание», практические задания.
Раздел 3. Эстрадное исполнительство (20 часов)
Теория: Эстрадное исполнительство. Изучение основ постановки
голоса: интонирование, резонанс, ритм и пульсация, выравнивание звучания
гласных, артикуляция, мимика, работа мышц лица. Атака звука, смешивание
регистров.
Практика: Упражнения для нижних резонаторов. Пропевание
шипящих на любых звуках, включая динамику. Исполнение вокальных
упражнений с основными динамическими оттенками. Изучение музыкальных
упражнений с применением изученных терминов- ритм, темп, метр, тембр и
вибрато. Речевые упражнения, улучшающие дикцию и артикуляцию («ДА,
ДЕ, ДИ, ДО, ДУ» и др.). Длительность фразы в произведении. Упражнения
на развитие чувства ритма. Ритмические и рече-ритмические игры. Изучение
грудного и головного регистров на примере вокальных упражнений.
Изучение смешивания регистров в эстрадной песне. Упражнения для
расширения певческого диапазона. Изучение позиции гласной «А» в
вокальных произведениях. Изучение позиции гласных «О», «У» в вокальных
произведениях. Знакомство с твердой и мягкой атакой звука в вокальном
произведении. Слуховой анализ вокального произведения. Пение интервалов
и трезвучий, мажорной и минорной гаммы. Работа над чистым
интонированием в исполнении эстрадной песни. Работа над отработкой
песен из репертуара по частям и целиком. Работа с микрофоном.
Контроль: Выполнение творческой работы.
Раздел 4. Художественное мастерство (3 часа)
Теория: Значение сценического движения в работе эстрадного
исполнителя, взаимосвязь с иными видами искусства. Сценическое движение.
Особенности подачи звука в микрофон. Роль мимики и жестов.
Практика: Постановка и репетиции движений для исполняемых
музыкальных произведений. Выполнение упражнений по сценическому
движению. Упражнение «Два хлопка» динамичная музыка. Упражнения на
раскрытие актерских способностей.
Контроль: Педагогическое наблюдение. Опрос.
Раздел 5. Итоговое занятие (1 час)
Практика: Работа с репертуаром. Исполнение выученного репертуара
в микрофон.
Контроль: Исполнение концертного номера с поставленными
движениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
14

Учащиеся:
•
ознакомлены с базовыми навыками эстрадного вокала;
•
освоили комплекс дыхательных упражнений;
•
научились исполнять разножанровые произведения.
Метапредметные:
•
развит слух, творческую индивидуальность;
•
расширены мыслительные процессы, внимание, творческий
потенциал;
•
сформировано эстетическое восприятие музыки.
Личностные:
•
воспитана культуру речи;
•
воспитан музыкальный вкус.

15

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график к программе
«Солист»
Место проведения: ОРТ «Жар- птица»
№
Дата
Тема занятия
Кол-во
Форма занятия
Форма контроля
п/п
часов
план
факт
Раздел 1.
Организационный (2 ч.)
1.
Знакомство сколлективом. Беседа о
1
Беседа, лекция
Игра
целях и задачах программы,
правилами для учащихся и правилами
техники безопасности.
2.
Подготовка вокалиста к пению. Знакомство с
1
Лекция,
Педагогическое
инструментом. Вокальные упражнения.
практикум
наблюдение
Раздел 2.
Дыхание. Певческая установка (10 ч.)
3.
Знакомство с основами постановки дыхания
1
Беседа
Опрос
у вокалиста.
4.
Изучения процесса дыхания на уроках
1
Практическая
Педагогическое
вокала. Певческая установка.
работа
наблюдение
Изучение дыхания в звукообразовании.
5.
1
Практическая
Беседа
Динамические оттенки в вокальных
работа
произведениях.
6.
Изучение работы дыхательных мышц.
1
Практическая
Педагогическое
Упражнения «4 угла», «Ладошки», «Аромат
работа
наблюдение
цветка».
7.
Изучение певческой опоры. Значение
1
Лекция
Беседа
дыхания в пении.
16

8.

Изучение упражнений на дыхание: ««Резкий
1
вдох – плавный выдох», «Свечка»,
«Вдох-испуг».
9.
Беседа о значении дыхания в пении,
1
определение дыхания. Типы дыхания.
10.
Изучение работы дыхательных мышц на
1
примере упражнения «Кошечка».
11.
Изучение дыхательной гимнастики по
1
Стрельниковой. «Погончики», «Обними
плечи».
12.
Применение дыхания в вокальных
1
произведениях. Пение на опоре.
Раздел 3.
Эстрадное исполнительство (20 ч.)
13.
Изучение основ постановки голоса:
1
интонирование, резонанс, ритм и пульсация.
14.
Знакомство с упражнениями для нижних
1
резонаторов.
15.
Изучение выравнивания звучания гласных,
1
артикуляция. Знакомство с мимикой, работа
мышц лица.
16.
Исполнение вокальных упражнений с
1
основными динамическими оттенками.
17.
Знакомство с вокальными упражнениями
1
для постановки гласных звуков. Изучение
позиции гласной «А» в вокальных
произведениях.
Итого: за 1 полугодие учебного года
17 ч.
18.
Изучение атаки звука, смешивание
1
17

Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение

Лекция

Тест

Практическая
работа
Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение

Лекция

Опрос

Практическая
работа
Лекция

Педагогическое
наблюдение
Опрос

Практическая
работа
Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Лекция

Беседа

19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.

регистров.
Пропевание шипящих на любых звуках,
включая динамику.
Изучение музыкальных упражнений с
применением изученных терминов- ритм,
темп, метр.
Изучение музыкальных упражнений с
применением изученных терминов- тембр и
вибрато.
Знакомство с речевыми упражнениями,
улучшающими дикцию и артикуляцию
(«ДА, ДЕ, ДИ, ДО, ДУ» и др.).
Работа с вокальными упражнениями для
постановки гласных звуков. Изучение
позиции гласных «О», «У» в вокальных
произведениях.
Изучение длительности фразы в вокальном
произведении.
Изучение грудного и головного регистров
на примере вокальных упражнений.
Знакомство с твердой и мягкой атакой звука
в вокальном произведении.
Изучение смешивания регистров в
эстрадной песне. Пение интервалов и
трезвучий.
Изучение упражнений на развитие чувства
ритма. Ритмические и рече-ритмические
игры.
Знакомство с упражнениями для
18

1

Практическая
работа
Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Практическая
работа

Опрос

1

Практическая

Педагогическое

1

1
1
1

30.
31.
32.

33.
34.

35.

36.

расширения певческого диапазона. Пение
мажорной и минорной гаммы.
Изучение слухового анализа вокального
1
произведения.
Работа над чистым интонированием в
1
исполнении эстрадной песни.
Работа над отработкой песен из репертуара
1
по частям и целиком. Работа с микрофоном.
Раздел 4.
Художественное мастерство (3 ч.)
Изучение значения сценического движения
1
в работе эстрадного исполнителя,
взаимосвязь с иными видами искусства.
Работа над постановкой и репетицией
1
движений для исполняемых музыкальных
произведений. Выполнение упражнений по
сценическому движению.
Работа над сценическим движением.
1
Особенности подачи звука в микрофон.
Изучение роли мимики и жестов.
Раздел 5.
Итоговое занятие (1 ч.)
Работа с репертуаром. Исполнение
1
выученного репертуара в микрофон.

Итого за учебный год:

36 ч.
19

работа

наблюдение

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Теория

Опрос

Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение

Практическая
работа

Педагогическое
наблюдение

Практическая
работа

Исполнение
концертного
номера с
поставленными
движениями

Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1

2

3

Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание

Нравственное
воспитание

Трудовое
воспитание

Наименование
мероприятия

Срок
выполнения

Ответственны
й исполнитель

Планируемый результат

Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
народного единства

Ноябрь

Синева Д.А.

Мероприятия в рамках
месячника оборонномассовой и военнопатриотической
работы:
Акция «Посылка
солдату».

Февраль

Формирование ценностного отношения
к Родине, отечественному культурноисторическому
наследию,
государственной символике, законам
Российской Федерации, русскому и
родному языку, народным традициям,
старшему
поколению.
Получение
знаний
и
представлений
о
государственном
устройстве
и
социальной структуре российского
общества,
наиболее
значимых
страницах истории страны.

Тематические беседы
в объединении,
посвящённые Дню
космонавтики.

Апрель

Участие в новогоднем
мероприятии «Скоро,
скоро новый год…».
Гагаринский урок«Космос - это мы».

Декабрь

Синева Д.А.

Формирование
представлений
о
моральных
нормах
и
правилах
нравственного поведения; воспитание
неравнодушного
отношения
к
жизненным проблемам других людей,
сочувствия к человеку, находящемуся в
трудной ситуации;
Воспитание ценностного отношения к
труду
и
творчеству,
трудовым
достижениям России и человечества,

Участие объединения
в акции
«Уют кабинета»

Апрель

Синева Д.А.
Сентябрь
20

Примечание

4

5

Семейное
воспитание

Эстетическое
воспитание

Акция «Чистота»

Декабрь

Акция «Трудовой
десант»
Выступление «Мой
дебют в профессии»
«Добро пожаловать –
день открытых
дверей».
Индивидуальные
консультации для
родителей.
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Участие в акции «Я
поздравляю мамочку»
Помощь родителям в
работе АИС
«Навигатор».
Индивидуальные
беседы с родителями.
Участие в
мероприятии
посвящение в
кружковцы «Для
творчества всегда
открыта дверь».

Май

Участие в цикле
мероприятий,
посвящённых Дню
космонавтики.

трудолюбия; формирование осознания
приоритета нравственных основ труда;
формирование внутренней мотивации
на
профориентационное
самоопределение

Май
Сентябрь

Синева Д.А.

Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Март
Май
Октябрь

Синева Д.А.

Апрель

21

Укрепление внутрисемейных связей,
создание
единого
пространства
общения; повышение педагогической
культуры
родителей;
сформированность
активной
педагогической позиции родителей;
привлечение к активному участию
родителей в
мероприятиях центра;
снижение
случаев
безнадзорности
несовершеннолетних;
укрепление
дисциплины учащихся; приобщение
детей к ценностям семейной культуры;
овладение
учащимися
культурой
семейных
отношений;
повышение
правовой грамотности родителей и
детей
Воспитание ценностного отношения к
прекрасному,
формирование
представлений об эстетических идеалах
и ценностях; умения видеть красоту в
окружающем мире, в поведении,
поступках людей; представления об
эстетических
и
художественных
ценностях отечественной культуры;
формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах
творчества; мотивация к реализации

6

Физическое
воспитание

7

Правовое
воспитание

Участие в творческом
отчётном концерте
«Жар – птица
талантами гордится».
Динамические паузы
(физические минутки
на занятиях,
подвижные игры по
темам).

Составление
социальных паспортов
по группам в
объединении

Май

эстетических ценностей в пространстве
образовательного учреждения и семьи.

В течение
года

Синева Д.А.

Сентябрь

Синева Д.А.

22

Формирование ценностного отношения
к здоровью и здоровому образу жизни;
представления о роли физической
культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и
творчества; знания о возможном
негативном влиянии компьютерных
игр, телевидения, рекламы на здоровье
человека.
Формирование у учащихся знаний о
государстве и праве, законности, правах
и свободах личности, устойчивой
ориентации
на
законопослушное
поведение.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для выполнения программы необходимы:
Для успешной реализации программы по вокалу «Солист» необходимо:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
просторное
проветриваемое
помещение
с
хорошей
звукоизоляцией; соответствующая современному техническому уровню
акустическая аппаратура (микрофоны, пульт настройки и обработки голоса,
усилительный блок – усилитель, колонки)
возможность репетиций в концертных залах, где проводятся
мероприятия;
записанные качественно, на высоком художественном и
техническом уровне фонограммы, соответствующие современным
требованиям и стилям;
транспорт для выездных мероприятий;
конспекты занятий;
- наличие технических средств: ноутбук, планшет, смартфон и т.д. с
возможностью видеосвязи для проведения группового занятия в режиме
Online,
- различные пособия в виде анкет, тестов, музыкальных ребусов,
папка с аудиозаписями распевок, песенок-попевок в формате mp3-mp4,
наличие видео-пособий.
Кадровые условия реализации программы
Данную программу может реализовать руководитель, имеющий
педагогическое профильное образование, владеющий навыками вокального
творчества.
Руководитель объединения – Синева Дарья Андреевна, педагог
дополнительного образования.
Образование:
1. Кубанский Государственный университет, г. Краснодар (2016 г.) по
специальности «Педагогическое образование (с двумя профилями)»;
2. Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной
подготовки специалистов социальной сферы г. Волгоград (2022 г.) – педагог
дополнительного образования в области эстрадного пения.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
За период обучения дети получают определенный объем знаний,
умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой
цели существует промежуточный контроль (участие в концертах,
фестивалях, конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет, открытое
занятие для родителей). Отчет проводится в форме концерта для родителей
23

Этапы педагогического контроля
Дата
Какие
знания,
умения и
навыки
проведения контролируются
Сентябрь
Навыки элементарных вокальных основ,
интонирования,
артистизма
и
индивидуальности.
Май
Освоение запланированного песенного
репертуара. Раскрытие художественного
образа в произведениях.

Форма
проведения
Прослушивание
Концерт

Протокол промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по
итогам учебного года по программе
№

1.

..
..
12
.

ФИО
обучающег
ося
1

Разделы программы (темы),
форма аттестации

н - низкий нуровень
сс - средний вуровень
в - высокий
уровень

Средний
балл
обучающего
ся

нсв-

нсв-

нсв-

Самоопределение обучающихся в музыкальном искусстве может быть
сформировано при условии интегрированного профориентационного
взаимодействия музыкальных дисциплин и ранней актуализации и коррекции
структуры ценностно-мотивационных установок обучающихся к выбору
музыкальной профессии, поэтому отслеживание данного направления
происходит в процессе всего обучения по программе
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показателями результативности служат сформированные знания,
которыми должны обладать учащиеся.
Основными критериями определения усвоения музыкального
материала учащихся являются:
•
исполнительский уровень (ровное звучание на всём диапазоне;
развитое певческое дыхание; навыки правильной артикуляции и дикции;
грамотное исполнение музыкального материала; чистота интонирования;
многоголосие);
•
степень выразительности исполнения и умения свободно
держаться на сцене;
24

•
проявление творческой активности;
Высокий уровень.
Уверенное, правильное исполнение музыкального материала,
эмоциональное, выразительное исполнение программы.
Средний уровень.
Хорошее владение музыкальным материалом, выполнение вокальнотехнических требований, но с допущением некоторых неточностей, неполное
раскрытие художественного образа.

Фамилия,
имя ребёнка

Таблица учёта участия обучающихся
по программе в конкурсах
Дата
Название
Название номера Результат
конкурса

Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью
технологических карт наблюдения за успешностью учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Вокальное воспитание ребенка в условиях детского объединения будет
целостным лишь в том случае, если будет достигнуто единство
эмоционального, физического, волевого, интеллектуального начала развития
ребенка, т.е. все необходимые условия для его гармонического развития.
Основной принцип в работе с детьми - уважение к личности ребенка,
обучение в процессе совместного творчества, старшего и младшего, педагога
и воспитанника. В вокальном воспитании основная цель – научить петь чисто,
звонко каждого ребенка, для этого нужно знать хорошо каждого
воспитанника в отдельности и уметь применять в условиях класса не только
коллективные, но и индивидуальные формы работы.
Самая кропотливая часть работы в вокальном ансамбле – освоение
унисона. Для этого следующие рекомендации. Разучивать мелодию следует
по фразам – это небольшая часть мелодии, которая поется на одном дыхании
и соответствует одной строке стихотворного текста. Ребенок должен уметь
правильно фразировать, брать дыхание между фразами, а не на середине ее.
Он должен уметь выделить из общего контекста любую фразу, исправить в
ней допущенную ошибку. Вычленение фразы должно быть естественным и
осмысленным. Для этого нужно, во-первых, выбрать такую фразу, текстом
которой служит стихотворная строка с законченной мыслью. Очень хорошо,
если это – главная мысль произведения. Во-вторых, следует выбрать темп не
слишком быстрый и не слишком медленный, чтобы одного вдоха было
достаточно для исполнения фразы. Суть этого элементарного приема
заключается в том, это дети исполняют одну фразу, но активно слушают
целую мелодию и участвуют в ее исполнении, учат ее. Более сложный прием
25

– распределить отдельные фразы мелодии между несколькими
исполнителями таким образом, чтобы фраза оставалась непрерывной.
Подобные приемы исполнения – распределение фраз, мелодий между
солистами, группами ансамбля и хором в целом можно назвать
аранжировками и их нужно разрабатывать с учетом роли каждой фразы в
структуре целого и в соответствии со смыслом текста.
Следующий этап – закрепление выученного материала в течение всего
репетиционного периода. Не менее трудоёмкий процесс обучения 2х
голосному пению. Необходимо разучивать попевки с различными
интервальными ходами, пропевать интервалы. Развитию многоголосного
пения помогает пение каноном, подбор мелодии на слух. Любое
произведение разучивается по частям под живой аккомпанемент, с
дублированием партий. После усвоения материала песня исполняется
целиком, выполняется разучивание движений, хореографических элементов
или фрагменты танца (в проигрыше), достижение выразительного
исполнения, работа с фонограммой и микрофоном.
С целью достижения высоких результатов, в программе по вокалу
«Солист» предусмотрены различные формы проведения занятий: вокальные
упражнения, разучивание произведений, изучение основ музыкальной
грамоты, беседа, слуховой анализ, лекция, опрос.
Методы проведения занятий
 Словесные: беседа, анализ текста и структуры музыкального
произведения.

Наглядные: показ исполнения педагогом, наблюдение,
прослушивание аудиоматериала или просмотр видеозаписей.
 Практические: вокально - тренировочные упражнения, разучивание
произведений, дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
 Репродуктивные: повтор учащимися задач, поставленных педагогом.
Основными методами профориентационной работы в музыкальном
обучении являются методы «заражения» музыкальной профессией и
«погружения» в содержание профессиональной музыкальной деятельности.
Их применение обеспечивает формирование глубокого познавательного
интереса обучающихся к музыкальному искусству, разносторонней
информированности о специфике и многообразии направлений
профессиональной музыкальной деятельности и позволяет целенаправленно
ориентировать обучающихся на различные содержательные аспекты их
будущей музыкальной профессии.
Примеры дыхательных упражнений:
1.
Активно (через рот) взять дыхание, а на выдохе говорить слог дада-да. Говорить, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя
передними зубами, через которую "идет ниточка звука". Язык дробно
ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть
свободная, но "не падает". Следить, чтобы дыхание было плавное, без
26

толчков.
2.
Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на
живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят, как раздвинутся ребра
(наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули
диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4. Счет
свободный, неторопливый, гласные протяжные. Считать плавно, ритмично.
Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание: полный вдох
и плавный длительный выдох.
3.
Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть,
промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за
дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить вас" своим
объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук
протяжный. Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия
такие же, как на звуке "М".
Упражнения на гласные звуки. Работа перед зеркалом, звуки:
•
Ы – И – руки в стороны;
•
Э – Е – руки на щечки ото рта к голове;
•
А – Я – руки положить на темечко;
•
О – Е – руки приподнять над головой;
•
У – Ю – руки вытянуть над головой.
Упражнения- распевки:
1.
Распевка "Ми-мэ-ма-мо-му".
Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные
располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным.
Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На
начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и
кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что
построено всего
на одной ноте. Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5
нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и
мягко, наполнять голосом, звуком
каждую
гласную.
Некоторые
педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро- бру".
2.
Распевка "Ми-и-я"
Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто
используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более
ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы
он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите",
подставьте её аккуратно.
3.
"Распевка "Лё – о - о".
Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале,
затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть.
Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не
стаккато.
4.
Распевка "А-а".
Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью:
27

на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же
положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.
Все упражнения направлены на правильную организацию и
усовершенствование вокальной функции. В процессе занятий в зависимости
от этапа вокального обучения и индивидуальных особенностей учащихся
выделяются отдельные вокально- технические задачи. В начале обучения –
организация вдоха, атаки, плавного выдоха и опоры, затем выравнивания
звучания, регистров, расширение диапазона. В зависимости от поставленной
методической цели педагог заостряет внимание на вокально-технических
задачах данного этапа обучения. Упражнения располагаются в таком порядке,
чтобы каждое последующее из них совершенствовало имеющиеся уже
навыки и постепенно развивало новые. Упражнения необходимо варьировать
в зависимости от индивидуальных особенностей голосообразования
учащихся. Это может проявиться в выборе гласных и согласных. Вокальнотехнические навыки вырабатываются на упражнениях, а закрепляются,
обогащаются и совершенствуются при работе над художественными
произведениями.
Образовательные технологии.
Одной из самой современной педагогической технологии в вокальном
искусстве является – игровая технология, применяемая на занятиях по
данной программе. Игра помогает развивать способности детей, так как
погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все
получается).
Применение игровых технологий позволяет создать комфортные
условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками
и создать условия для воспитания коллектива, развивать коммуникативные
качества учащихся и формировать навыки коллективной работы.
Очень эффективны используемые на занятии: игры для закрепления
изученного материала; игры для проверки знаний; обобщающие игры;
Образовательные технологии
Одной из самой современной педагогической технологией в вокальном
искусстве является – игровая технология, применяемая на занятиях по
данной программе. Игра помогает развивать способности детей, так как
погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все
получается). Применение игровых технологий позволяет:
1.
Создать комфортные условия, необходимые для овладения
общеучебными умениями и навыками и создать условия для воспитания
коллектива.
2.
Развивать коммуникативные качества учащихся и формировать
навыки коллективной работы.
3.
Помогает в диагностической работе с группой (наблюдения при
проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру
группы, тип взаимоотношений между детьми, установить учащихся с явными
лидерскими качествами и аутсайдеров). Хорошо продуманные игры могут
28

быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива,
развития дружбы и взаимопомощи в группе.
Очень эффективны используемые на занятии:
- игры для закрепления изученного материала;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры.
Успешно освоив через игру базовый уровень вокальных умений и
навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе, у них повышается
самооценка. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и
получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются
межличностные отношения, совершенствуются коммуникативные навыки.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые
возможности в решении этого вопроса и одновременно ставят новые задачи
перед педагогом.
Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения
мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, доступным,
интересным для детей; рационально использовать время учебного занятия.
Применяется комплексный способа подачи учебного материала
средствами информационных технологий.
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом,
знакомство с новыми вокальными номерами на основе электронного
материала); используются электронные презентации на занятиях по вокалу.
Это наглядный метод по изучению вокальной техники.
Применение компьютера позволяет:
o
накапливать и хранить музыкальные файлы;
o
менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
o
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
o
активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации (путешествие по
сети Интернет, посещение вокальных сайтов, поиск специальной литературы
и необходимой информации по вокалу);
o
пользоваться почтовыми услугами Интернета;
o
поддерживать контакты и осуществлять деловое общение;
o
создавать рекламные проспекты, буклеты, фото - коллажи и т. д.).
Актуально и применение дистанционных образовательных технологий,
реализуемых
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период
режима «повышенной готовности»).
Здоровьесберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии
реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Процесс обучения развивается самосознание школьника, что
29

значительно расширяет его социальные возможности. Занятия по вокалу
благотворно влияют на сердце и легкие.
Разнообразные упражнения, комплексы упражнений направлены на
развитие и укрепление голосового аппарата и главным образом оказывают
здоровьесберегающее влияние на организм ребенка.
Дыхательная гимнастика - учит согласовывать дыхания с движением,
чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно
дышать. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиваться эмоциональной разрядки, снять умственную
усталость и утомление.
Весь курс обучения направлен на поддержание ученика в хорошей
физической форме и на формирование у него пожизненной установки на
здоровый образ жизни.
Алгоритм учебного занятия:
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) сообщение темы занятия и его задач;
в) мотивация;
г) вступительная часть;
д) объяснение темы занятия.
II. Основная часть.
1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;
·
настройка певческих голосов;
·
комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3
мин дыхательная гимнастика);
·
речевые упражнения.
2. Вокальные упражнения; распевание; пение вокализов.
3. Знакомство с новым музыкальным материалом. Беседа о песне.
4. Начальный этап работы над песней. работа над произведением.
5. Работа над текстом и приемами звукообразования, голосоведения в
раннее разученной песне.
6. Исполнение отработанной песни. Концертное исполнение песни.
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия,
задание на дом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1.
Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей.М.: Владос, 2004.
2.
Левина, Е.А. Вокальные упражнения.- Ростов-на-Дону: Феникс,
2008.
3.
Лисаева, И. Эстрадное пение.-М.: АСТ, 2006.
30

4.
Нермолаева, О.Ю. Постановка голоса и дыхания.- М.: Владос,
Центр Полиграф, 2008.
5.
Чурилова, Э.Г. Методика и организация театральной
деятельности школьников.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004г.
Список литературы для учащихся
1.
Марченко Л. «Детские песни о разном». Выпуск 2-ой, 2003.
2.
Марченко Л. «Детские песни о разном». Выпуск 3-ий, 2003.
3.
Песни для детей. Выпуск 2-ой, 2003.
4.
Песни для любой компании. Серия «Хит сезона». - Ростов-наДону: «Феникс», 2002.
5.
Селина Л., Субочев А. «Фестиваль Афипсипа Крылатый». 2002.
Список литературы для родителей
1.
Виноградов,
К.
О
специфике творческих
взаимоотношений// Музыкальное исполнительство и современность.
Вып. 1. - М.: Музыка, 2009.
Интернет-ресурсы
1.
Комплекс дыхательной
гимнастикипо
Стрельниковой: https://www.youtube.com/watch?v=xFdKMphCKBU
2.
Каталог спектаклей: https://www.culture.ru/theaters/performances
3.
Каталог концертов: https://www.culture.ru/music/concerts

31

Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
______________________________________,
учащегося объединения___________________________
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
_______________________________________________________________
педагог: ___________________
на ______________ учебный год

№

Раздел

Наименование мероприятий

Учебный план
Перечень пройденных тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
5.____________________________________________
-

32

«Творческие
проекты»

Перечень тем:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Перечень выполненных заданий:
1.____________________________________________

Самостоятельная
работа

Перечень работ, выполненных внепрограммного материала
самостоятельно:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________

"Профессиональная
ориентация"
Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь
педагогу и ориентированных на выбор профессии, т.е.
открытые занятия, помощь начинающим детям, участие в
творческих мастерских:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Участие в
мероприятиях

Перечень мероприятий:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________
Достижения:
1.____________________________________________
2.____________________________________________
3. ____________________________________________
4.____________________________________________

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».