УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
ОТДЕЛЕНИЕ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
от _30 августа 20_24_ г.
протокол № _1__
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ЦДО
города Славянска-на-Кубани
____________ Е.П. Слюсарева
приказом № __348_ от 30 августа 2024 г.
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Космические путешественники»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 неделя: 4 часа
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
c=RU, st=Краснодарский край, street=Троицкая ул, д.
271, l=г. Славянск-на-Кубани, title=ДИРЕКТОР,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН,
1.2.643.100.1=120D31313732333735303033323934,
1.2.643.100.3=120B3030333039333531343939,
1.2.643.100.4=120A32333730303036373438,
1.2.643.3.131.1.1=120C323334393038383630353536,
email=cmtb@mail.ru, givenName=Елена Павловна,
sn=Слюсарева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ
РАЙОН
2024.09.19 11:01:34 +03'00'
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 68686
Автор-составитель:
Борисенко Юлия Петровна,
методист
Славянск-на-Кубани, 2024
Содержание
I
II
Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Нормативная база
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
2
3
3
3
8
9
9
11
11
12
17
18
18
18
23
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Астрономия – одна из прекрасных и увлекательных наук о природе. Она
открывает картину мира, в котором мы живем. Ее изучение возвышает
человека и оказывает влияние на формирование его личности. Из мечты
человека о полетах к звездам родилась космонавтика, с развитием которой
связано будущее человечества.
Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода
интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности,
появлению у них устойчивого интереса к учебе. В таких условиях является
необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на
дополнительных занятиях, кружках.
Программа разработана в соответствии с нормативными
документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и 7
мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21
июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря
2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29
декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря
2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2019 г., 6
февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г.,
17 февраля, 24 марта, 5, 20, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 2 июля, 30 декабря
2021 г., 16 апреля, 11 июня, 14 июля, 24 сентября, 7 октября, 21 ноября, 5, 19,
28, 29 декабря 2022 г., 6, 17 февраля, 14 апреля, 13, 24 июня, 10, 24 июля, 4
августа, 19 октября, 19, 25 декабря 2023 г., 12, 22 июня, 8 июля 2024 г.)
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
3.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
4.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 «О
национальны целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996р;
3
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678-р;
7.
Концепция информационной безопасности детей в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением правительства РФ от 28 апреля
2023 г. N 1105-р;
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11;
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.04.2022);
11. Постановление главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Постановление правительства Российской Федерации от 11
октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
15. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014
г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»;
17. Изменения в Федеральные государственные образовательные
стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России
от 11 декабря 2020 г. № 712);
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года №
170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
4
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ;
20. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019
года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между
обучающимися»;
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
22. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ;
23. Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09);
24. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических
рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
25. Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.;
26. Методические
рекомендации
по
определению
модели
взаимодействия образовательных организаций, организаций реального
сектора экономики, иных организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме на территории
Краснодарского края, 2020 г.;
27. Методические рекомендации «Воспитание как целевая функция
дополнительного образования детей», Министерство просвещения
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества и
гуманитарных технологий», Москва, 2023 год;
28. Методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
5
общеразвивающей программы», Федеральное государственное бюджетное
учреждение научное учреждение «Институт изучения детства семьи и
воспитания»;
29. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020г.(РМЦ);
30. Устав муниципального автономного учреждения центра
дополнительного образования города Славянска-на-Кубани муниципального
образования Славянский район, Положение об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе об ускоренном обучении, в пределах
осваиваемой образовательной программы и иные локальные акты,
регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении,
локальные акты министерств и ведомств по направлению деятельности.
31. Программа воспитательной работы муниципального автономного
учреждения центра дополнительного образования города Славянска-наКубани муниципального образования Славянский район на 2024-2030 гг.
Направленность программы: естественно-научная.
Актуальность. Наука астрономия остается очень важной,
неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения обучающихся.
В таких условиях является необходимостью давать им начальные знания по
астрономии на дополнительных занятиях, кружках. Такими знаниями должен
владеть любой человек.
Новизна программы состоит в том, что в последнее время в
астрономии было сделано множество важных открытий, существенно
расширивших наши представления о Вселенной, программа курса
предусматривает использование на занятиях современных сведений по
астрономии.
Педагогическая целесообразность заключаются в реализации
естественнонаучного образования и формирования у обучающихся более
полного и правильного представления об окружающем мире,
его происхождении, устройстве и развитии. Тем более, что в последнее
время освоение и исследование космического пространства становится
тем фокусом, где концентрируются воедино новейшие достижения
практически всех отраслей науки и промышленности.
Адресат программы.
Группа формируется из детей, проявляющих интерес к познавательной
деятельности и желающих освоить исследовательские навыки, у которых
имеется высокая степень сформированной интересов к изучению космоса,
имеются способности к астрономии.
Потенциальные учащиеся должны проявлять бережное отношение к
объектам природы, иметь мотивацию к изучению природы, космоса, природных взаимосвязей, изучению вселенной.
Желательно, чтобы детям было при приеме в объединение не менее 7
6
лет и не старше 11 лет.
Количество обучающихся в группе – от 10 до 15 человек. Как правило,
занятия проводятся всем составом, в соответствии с календарным учебным
графиком.
В объединении могут заниматься дети из семей разного социального
уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а
также дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе
планируется по форме согласно Приложению 1.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – ознакомительный (интенсив).
Сроки реализации программы: 1 неделя (4 часа).
Форма
обучения:
очная
с
применением
образовательных технологий и электронного обучения.
дистанционных
Режим занятий: Общее количество часов - 4 часа в неделю; занятия
проводятся два раза в неделю по два учебных часа, или четыре раза в неделю
по одному учебному часу, где учебный час для детей от 7 до 11 - 40 минут.
Перемена между занятиями не менее 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: теоретические, практические работы и экскурсии.
Особенности построения программы и её содержания.
Каждое занятие включает в себя как минимум одно задание,
предполагающее погружение в учебную проблему, ее обсуждение и выработку путей решения. В конце каждого занятия обсуждается, как и в какой форме
можно применить полученные знания. Таким образом, сочетаются элементы
традиционного обучения и методы активного психологического обучения
(игра, дискуссия по принятию решения и т. д.).
Программа составлена с учетом современного состояния науки и
содержания дополнительного образования.
Воспитательная компонента в объединении реализуется согласно
календарному плану воспитательной работы.
7
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - создание условий для формирования у учащихся
осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе и привитие
интереса к астрономическим знаниям.
Задачи:
Предметные:
1. Познакомить обучающихся с научными сведениями о галактиках,
звёздах, планетах и спутниках.
2. Сформировать представления о способах исследования небесных тел
и достижениях науки в освоении космического пространства.
3. Создать условия для приобретения навыкам наблюдений небесных
объектов.
Метапредметные:
1. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Формирование у обучающихся основ самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности; психологической готовности к восприятию
проблемной ситуации как задачи деятельности.
3. Развивать умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Личностные:
1. Воспитать отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
2. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Формировать ценностное мировоззрение, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие
современного мира.
4. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Воспитать бережное отношение к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название раздела,
темы
п/п
Учебный план
Количество часов
всего теория практика
1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
2
Основы астрономии
2
0,5
1,5
3
Итоговое занятие
1
-
1
4
1
3
Итого:
Формы
контроля
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Практическая
работа
Содержание учебного плана
Вводное занятие -1 час.
Теория. Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика. Экскурсия по Космопарку.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение.
Основы астрономии- 2 часа.
Теория. Необыкновенные небесные явления.
Практика. Практическая работа «Строение Солнечной системы».
Просмотр видеофильма.
Форма контроля. Викторина.
Итоговое занятие- 1 час.
Практика. Космический квиз.
Форма контроля. Викторина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
Программа предполагает, что учащиеся:
1. Познакомятся с научными сведениями о Солнечной системе, звёздах,
планетах и спутниках.
2. Познакомятся со способами исследования небесных тел и
достижениях науки в освоении космического пространства;
3. Овладеют навыками наблюдений за небесными объектами.
Метапредметные
1. Развиты умения самостоятельно определять цели своего обучения,
9
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Сформированы у обучающихся основы самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности; психологической готовности к восприятию
проблемной ситуации как задачи деятельности.
3. Развиты умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Личностные
1. Воспитано отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
2. Сформировано ответственное отношение к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Сформировано ценностное мировоззрение, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное и духовное многообразие
современного мира.
4. Сформировано осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Воспитано бережное отношение к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации.
10
РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Календарный учебный график
к программе «Космические путешественники»
3.
4.
Вводное занятие
Знакомство с планом работы
кружка. Инструктаж по технике
безопасности. Экскурсия по
Космопарку.
1
1
Основы астрономии
Необыкновенные небесные явления.
2
1
Практическая работа «Строение
Солнечной системы». Просмотр
видеофильма.
Итоговое занятие
Космический квиз.
1
Итого:
Форма
занятия
Кол-во
часов
2.
Тема
занятия
факт
1.
Дата
план
№
п\п
1
1
4
11
Место
Время
проведения проведения
Форма
контроля
Беседа,
экскурсия
СЮН
Педагогическое
наблюдение
Виртуальная
экскурсия,
беседа,
СЮН
Педагогическое
наблюдение
Комбинированное
занятие
СЮН
Практическая
работа
Квиз
СЮН
Викторина
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ»
Раздел программы «Воспитание» в объединении реализуется согласно
программе по воспитанию МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани.
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране в настоящее время
является важнейшим процессом модернизации системы дополнительного
образования и общества в целом. Учреждения дополнительного образования
обладают наибольшим воспитательным потенциалом в образовательном
пространстве, поскольку именно в сфере свободного выбора видов
деятельности можно рассчитывать на более эффективное воспитание.
Цель: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному,
патриотическому и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи воспитательной программы:
- содействие в организации единого образовательного пространства,
разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных
инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия,
выявление и работа с одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и
семьи по вопросам воспитания учащихся.
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально
адекватных приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы
деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления,
необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и
предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности;
- формирование экологического мировоззрения, базирующегося на
принципиально иной системе жизненных ценностей;
- осознание детьми принадлежности к природе (призвано
формировать у них готовность ко взаимодействию с окружающей средой);
- освоение экологической этики, опирающейся на соответствующую
мотивацию в нравственном «поле» личности;
12
- формирование высокого уровня экологической культуры;
- формирование мотивов общения с природой, интереса к ее изучению;
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание ответственности за сбережение природы, активной
позиции по изучению и охраны природы.
Формы работы направлены на:
1. работа с коллективом учащихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и
кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и
других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации).
Основные педагогические методы, применяемые в процессе
воспитания:
• методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественноемнение,
воспитывающие ситуации;
• методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Основные направления воспитательной работы
1.Нравственное воспитание:
•
совершенствование духовной и нравственной культуры,
укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения
и жизненного оптимизма;
•
развитие у учащегося уважительного отношения к родителям,
близким людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
2.
Интеллектуальное воспитание:
•
развитие
познавательной
потребности,
определяемой
расширением объема знаний;
13
•
развитие памяти, воображения, внимания, представлений,
восприятия.
3.
Эстетическое воспитание:
•
воспитание основ эстетической культуры, способность различить
и видеть прекрасное;
•
развитие художественных способностей;
•
воспитание чувства любви к прекрасному.
4.
Физическое воспитание:
•
формирование потребности в здоровье, как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
•
развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей
14
Календарный план воспитательной работы
по программе «Космические путешественники»
№
п/п
1
2
Направление
воспитательной
работы
Нравственное
воспитание
Наименование
мероприятия
Конкурс рисунков
«Солнечная система»
Срок
Ответственный
выполнения исполнитель
октябрь
Педагог д/о
Педагог д/о
Интеллектуальное Интеллектуальные
воспитание
конкурсы (согласно
сроков проведения)
15
Планируемый
результат
У
учащихся
будут
сформированы
понимания
смысла
человеческого
существования,
ценности
своего
существования
и
ценности
существования других
людей.
У
учащихся
будут
сформированы
способности мыслить
рационально,
эффективно проявлять
свои интеллектуальные
умения в окружающей
жизни.
Примечание
3
Эстетическое
воспитание
Конкурс фотографий
«Красоты звездного
неба»
ноябрь
Педагог д/о
4
Физическое
воспитание
Динамические паузы.
Ежедневно, в
перерывах между
занятиями
в течении
года
Педагог д/о
16
У
учащихся
будут
сформированы
ценностные отношения
к
прекрасному,
представления
об
эстетических идеалах и
ценностях
У
учащихся
будут
сформированы
ценностные отношения
к здоровью и здоровому
образу жизни
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Помещения для занятий, оборудованные электроснабжением, столами,
стульями, шкафами, стеллажами, библиотека, космический парк, живой
уголок.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
Планетарий, фотоаппарат, бинокль, телевизор, видеокамера, проектор,
компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM, веб-камера
Природный материал – камни и полезные ископаемые.
Картотеки: стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы о космосе;
дидактические игры.
Информационное обеспечение
Интернет-источники:
Книги и учебники
https://fictionbook.ru/genre/astronomy-for-kids/
9 игр и приложений для юных астрономов познаем солнечную систему и
далекий космос весело и увлекательно
https://tlum.ru/news/9-igr-i-prilozenij-dla-unyh-astronomov/
История астрономии. Представления древних астрономов о вселенной
https://earth-chronicles.ru/news/2011-08-01-4568
Как менялись представления о Вселенной
http://newtonew.com:81/science/cosmological-theories
Тайны Вселенной. Полезная информация и интересные факты о Солнечной
системе, далеких звездах, планетах и их спутниках. Величайшие тайны
Вселенной, загадки физики и необъяснимые парадоксы космоса.
https://kosmolog.ru/
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое
образование.
Данник Анна Олеговна, образование – высшее.
Формы работы:
- рассказ, лекции или беседы с использованием наглядного материала
для теоретической части занятия;
- игры, способствующие закреплению полученных знаний;
- викторины;
- экскурсии
17
При формировании коллектива желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возраста.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить
интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести
навыки исследовательской деятельности, трудолюбие, ответственность и
самостоятельность.
Формы и методы работы с детьми разнообразны. Это наблюдения,
занятия (простые и комплексные), экскурсии, игровые обучающие ситуации с
использованием игр, картинок.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Форма аттестации по дополнительной общеразвивающей программе
«Космические путешественники» не предусмотрена.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа «Космические путешественники» - программа-интенсив,
поэтому основной методикой, позволяющей определить достижения
учащимися планируемых результатов, является выполнение практических
работ, анализ эффективности участия в играх по темам программы,
самооценка детьми своей работоспособности и плодотворности работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности форм и методов в процессе занятия. Все они должны
способствовать выработке сознательного и бережного отношения ко всему
живому.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать
наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы
выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце
каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся
итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность руководителю углубить
интересы учащихся, помогают формировать дружбу в коллективе, приобрести
навыки исследовательской деятельности, трудолюбие, ответственность.
18
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма
занятий
Тема программа
Приемы и методы организации Дидактический матеобразовательного процесса
риал
Вводное
Мультимедийное занятие, Обсуждение результатов конМультимедийный
занятие
практическая работа в троля, использование самооценки, материал, дидактичепредоставление информации
малых группах, игра.
ские карточки
разными способами (таблицы,
Основы
презентации)
Мультимедийное занятие.
Предоставление
информации
Мультимедийный
астрономии
разными способами (таблицы,
Практическая работа.
материал, дидактичепрезентации).
ские карточки
Стимулирование учащихся к
Итоговое
Лекция. Игра.
Игровые
ситуации, проблемноМультимедийный маформулированию
вопросов
занятие
Мультимедийное занятие. поисковая деятельность, стиму- териал, дидактические
лирование к возникновению
карточки - задания,
проблемных ситуаций.
стикеры, ватманы
19
Форма подведения
итогов
Рефлексия содержания учебного
материала,
тестирование.
Рефлексия деятельности, оценка
результатов
практических раРефлексия
бот. деятельности, оценка
результатов
практических работ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Технология индивидуализации обучения.
2. Технология дифференцированного обучения.
3. Технология развивающего обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
-
Раздаточный материал.
Полнокупольные фильмы.
Презентации.
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 этап
2 этап
3 этап
Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие
вопросы:
- Определить уровень выполнение поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из
его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
-Моделирующий.
Какую помощь По
смогли
принестьанализа
обществу
и экологии?занятия строится
результатам
предыдущего
-модель
В зависимости
результатов,
какую нужно произвести коректировку
будущегоотучебного
занятия:
в- Определение
последующихусловий
учебныхпроведения
занятиях, какие
новые
элементы
внести,
данного
учебного
занятия
для от
чего
отказаться?
успешного
поведения и реализации логики процесса обучения.
-- Обозначение
Все ли потенциальные
возможности
задач учебного
занятия.занятия и его темы были
использованы
обучающих задач?
- Определения для
видарешения
занятия,воспитательных
если в этом естьинеобходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание реализации обучающего и воспитательного
потенциала.
Обеспечение
содержания
учебногоэтапов
занятия:
- Продумывание
содержательных
и логики занятия, отбор
-способов
Самоподготовка
педагога:
подбор
информационного,
познавательного
работы как педагога, так и детей на каждом этапе
занятия.
материала
(содержания
занятия).
Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми
-матеОбеспечение
учебной деятельности обучающихся: подбор,
риала занятия.
изготовление
дидактического,
наглядного,
раздаточного
материала;
- - Состовление
плана обеспечение
безапостности
и здоровья
подготовка
заданий.
обучающихся.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д.
20
Подготовительный
Блоки
АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап
учебного
занятия
1
Организацион
ный
2
Проверочный
Задачи этапа
Подготовка детей к
работе на занятии
Проверка усвоенности
материалов прошлого
занятия.
Установление
правильности и
осознанности
выполнения
индивидульных
заданий (если таковое
было), выявление
пробелов и их
коррекция
Подготовител Обеспечение
ьный (подгото мотивации и принятие
вка к новому
детьми цели учебносодержанию) познавательной
деятельности
Выявление уровня
знаний о новой теме.
Основной
3
№
п\
п
4
Усвоение
новых знаний
и способов
действий
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания связей и
отношений в объекте
изучения
21
Содержание
деятельности
Организация начала
занятия, создание
психологического
настроя на учебную
деятельность и
активизация внимания
Проверка
усвоеннности знаний
предыдущего занятия.
Проверка
индивидуальных
заданий
Сообщение темы, цели
учебного занятия и
мотивация учебной
деятельности детей
(например,
эвристический вопрос,
познавательная задача,
проблемное задание
детям)
Определение уровня
знаний о новой теме.
Использование заданий
и вопросов, которые
активизируют
познавательную
деятельность детей
5
6
7
8
Итоговый
9
10
Первичная
проверка
понимания
изученного
Установление
правильности и
осознанности усвоения
нового учебного
материала, выявление
ошибочных или
спорных представлений
и их коррекция
Закрепление
Обеспечение усвоения
новых знаний, новых знаний, способов
способов
действий и их
действий и их применения
применение
Обобщение и Формирование
систематизаци целостного
я знаний
представления знаний
по теме
Контрольный Выявление качества и
уровня овладения
знаниями,
самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий
Итоговый
Анализ и оценка
успешности
достижения цели,
определение
перспективы
последующей работы
Рефлексивный Мобилизация детей на
самооценку
22
Применение пробных
практических заданий,
которые сочетаются с
объяснением
соответствующих
правил или
обоснованием
Применение
тренировочных
упражнений, заданий,
экоакций, которые
выполняются
самостоятельно
детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование
устного (письменного)
опроса, а также
заданий различного
уровня сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского).
Проведение
самоанализа и
самокритики.
Педагог совместно с
детьми подводит итог
занятия
Самооценка детьми
своей
работоспособности, пс
ихологического
состояния, причин
некачественной
работы,
результативности
работы
11
Информацион
ный
Обеспечение
понимания цели,
содержания
индивидуальных
заданий, логики
дальнейшего занятия и
необходимой
подготовкой к нему.
Информация о
содержании и
конечном результате
домашнего задания,
инструктаж по
выполнению,
определение места и
роли данного
задания в системе
последующих занятий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Астрономические наблюдения в
школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
2. Бердышев С. Законы космоса. – М: Рипол Классик, 2002.
3. Бонов А. Мифы и легенды о созвездиях. - Мн.: Высш. школа, 2004.
4. Данлоп С. Азбука звездного неба. - М.: Мир, 1990.
5. Дубкова С.И. Засов А.В. Атлас звёздного неба. – М. Росмэн – Пресс,
2003.
6. Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», серия «Я познаю мир». изд.
Белыйгород, 2004.
7.Жалыбина И.И. Природа тел Солнечной системы. // Физика.
Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - № 4.
8.Зигель Ф.Ю. Путешествие по недрам планет. – М., Недра, 1988.
9.Зигель Э. С. «Что и как наблюдать на звездном небе?», 1979.
10.Козлова Н. Д. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001
11.Коротцев О.Н. Астрономия для всех. - СПб.: Азбука-классика,
2004.
12.Куклова Мария Евгеньевна, учитель физики. Рабочая программа
внеурочной деятельности по астрономии "Звездная азбука". 1-4 класс.
13.Методика преподавания астрономии в школе. Под редакцией Л.
Мордовцева. Москва. 1973.
14.Порцевский, К.А. Моя первая книга о Космосе / К.А. Порцевский.
– М.: Росмен, 2005.
15.Саркисян Е.А. Небесные светила - надежные ориентиры. - М.:
Просвещение, 1991.
16. Энциклопедия для детей. «Астрономия». – М., Аванта +, 2004.
17. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты»
занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002.
Список литературы для обучающихся и родителей (законных
представителей):
1. «Астрономия». Энциклопедия для детей. Т.8. – М.: Аванта+, 2011.
23
2. « Звездное небо». Иллюстрированный атлас школьника. – М.:
Аванта+,2004.
3. « Космонавтик». Энциклопедия для детей. Дополнительный том. –
М.:Аванта+, 2004.
4. «Планета Земля». Иллюстрированный атласшкольника. –М.:
Аванта+,2004.
5. Астрель, Москва, 2005 год
6. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.
7. Большие детские энциклопедии по астрономии.- М.: Аванта+, 2002;
М.:Русское энциклопедическое общество, 1999.
8.Левитан Е.П. Твоя Вселенная.- М.: Просвещение, 2007.
24